Библиографический список
1. Кантович, Л.И., Подэрни, Р.Ю., Алексей Васильевич Топчиев - Страница истории горного машиностроения и системы инженерного образования: Горное оборудование и электромеханика, 2009, №1, с.3-5.
2. Ефимов, В.Н., Цветков, В.Н., Садовников, Е.М. Карьерные экскаваторы: Справочник рабочего. - М.: Недра, 1994. - 381 с.: ил.
3. Типовые технологические схемы ведения горных работ на угольных разрезах. М.: «Недра», 1982. 405 с.
4. Экскаваторы для открытых горных работ. Каталог - справочник. М.:«НИИИНФОРМТЯЖМАШ», 1972. 159 с.
5. Бочаров, Р.А., Сандалов, В.Ф. Кинематические и силовые параметры системы «ковш-упряж» выемочно-погрузочного драглайна. Материалы международной научно-технической конференции. « Современные техника и технологии горно-металлургической отрасли и пути их развития». Навои (Республика Узбекистан), 2010, С-168-169.
6. Перелыгин, В.В. Обоснование конструктивно- компоновочной схемы и параметров устройства прицельной погрузки для создания универсальных выемочно - погрузочных машин на базе драглайнов. Автореферат канд.дисс., М.: ИГД им. А .А. Скочинского - 2001, 20 с.
Bibliograficheskijspisok
1. Kantovich, L.I., Poderni, R.Yu. AleksejVasil'evichTopchiev -Straniczaistoriigornogomashinostroeniyaisistemyinzhenernogoobrazovaniya: Gornoeoborudovanieielektromexanika, 2009, №1, s.3-5.
2. Efimov, V.N., Czvetkov, V.N., Sadovnikov, E.M. Kar'ernyeekskavatory: Spravochnikrabochego. - M.: Nedra, 1994. - 381
s.: il.
3. Tipovyetexnologicheskiesxemyvedeniyagornyxrabotnaugol'nyxrazrezax.M.: «Nedra», 1982. 405 s.
4. Ekskavatory dlya otkrytyx gornyx rabot. Katalog - spravochnik. M.:«NIIINFORMTYaZhMASh», 1972. 159 s.
5. Bocharov, R.A., Sandalov, V.F. Kinematicheskie i silovye parametry sistemy «kovsh-upryazh» vyemochno-pogruzochnogo draglajna. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-texnicheskoj konferenczii. « Sovremennye texnika i texnologii gorno-metallurgicheskoj otrasli i puti ix razvitiya». Navoi (Respublika Uzbekistan), 2010, S-168-169.
6. Perelygin, V.V. Obosnovanie konstruktivno- komponovochnoj sxemy i parametrov ustrojstva priczel'noj pogruzki dlya sozdaniya universal'nyx vyemochno - pogruzochnyx mashin na baze draglajnov. Avtoreferat kand.diss., M.: IGD im. A.A. Skochinskogo - 2001, 20 s.
Куулар Олча Орлановна - преподаватель кафедры «Горное дело», Тувинский государственный университет, E-mail: [email protected]
Kuular Olcha - teacher of the Department of Mining of the Tuvan state University, E-mail: [email protected]
УДК 69.002.5:330.44
АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПАРКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Репин С.В., 2Монгуш С.Ч. Санкт-Петербургский государственныйархитектурно-строительный
университет 2Тувинскийгосударственныйуниверситет, Кызыл
ECONOMIC ANALYSIS METHODS OF FORMING THE PARK CONSTRUCTION
MACHINERY
1Repin S., 2Mongush S.Ch. 1Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering 2Tuvanstateuniversity, Kyzyl
В статье рассмотрены проблемы формирования и эффективной эксплуатации парка строительных машин и перечислены основные требования к парку машин строительной техники. В
Российской Федерации строительная индустрия является одной из главных отраслей материального производства. На данный момент эта область испытывает потребность в обновлении оборудования. В статье показаны основные направления развития лизинга строительной техники.
Ключевые слова: парк строительных машин, экономические методы, лизинг, оборудование, инвестиции.
The article deals with problems of formation and effective operation of the park construction machines and are the basic requirements to park cars of construction machinery. In the Russian Federation, the construction industry is one of the main branches of material production. At the moment, this area feels the need to upgrade equipment. The article shows the main directions of development of the leasing of construction machinery.
Key words: park building technique, economic methods, leasing, equipment, investment.
Основным фактором последовательного повышения уровня эффективности строительного производства является его оснащенность техническими средствами. В настоящее время во многих строительных организациях эксплуатируется чрезвычайно много машин со сверхнормативным сроком службы. Снижение инвестиционной активности в 1990-ые годы прошлого века повлекло за собой уменьшение объема выполняемых строительно-монтажных работ и уровня использования производственных мощностей. При этом оказался невостребованным уровень использования строительной техники, что привело к массовому списанию и продаже строительной техники. С другой стороны стоимость новых машин резко повысилась, что при общем падении финансовых показателей заставляет организации более тщательно подходить к приобретению оборудования.
При формировании парка строительной техники перед предприятием возникает ряд вопросов, таких как:
1. Что покупать отечественное или импортное оборудование (если это импортное оборудование, то из какой страны, какая техника новая или бывшая в употреблении на данном этапе принесет большую отдачу на каждый вложенный рубль)?
2. Как покупать: у кого и на каких условиях(взять кредит, воспользоваться услугами лизинговой компании, а может быть, и вовсе повременить с покупкой, взяв необходимое оборудование в аренду)? Для каждой организации свой выбор.
В каждой сфере деятельности существует свой набор требований к парку машин. Необходимые требования к оптимальному парку машин строительной техники заключаются в следующем:
• обеспечивать выполнение производственной программы в заданном ритме и с требуемым качеством;
• обеспечивать максимальную рентабельность предприятия;
• обеспечивать равномерную загрузку службы сервиса машин;
• соответствовать требованиям технологии производства работ, безопасности, экологии, эргономики;
• соответствовать современному техническому и технологическому уровню.
Например, в авиации основными требованиями выступают надежность и
безопасность. В автомобильном транспорте признаком оптимальной возрастной
структуры может быть равномерное распределение машин по возрастным группам, что облегчает планирование перевозок, равномерную загрузку ремонтной базы, планомерное списание старых и приобретение новых машин. Оптимизация парка строительной техники, приобретение новой техники, стало важной технической, организационной и экономической проблемой. Из-за несовершенства управленческих и организационных технологий в ряде организаций регионального уровня наблюдается старение парков. Зачастую это связано с отсутствием дифференцированного подхода к эксплуатации разновозрастных парков техники, а также низким уровнем технического обслуживания, не способностью быстро перестраиваться в зависимости от внутренних и внешних условий.
В Российской Федерации строительная индустрия, как, и любая другая современная индустрия, сегодня является одной из самых важных отраслей материального производства. На данный момент эта область испытывает потребность в расширении и в дальнейшем обновлении парка усовершенствованной строительной техники, которая находится сегодня в упадке. Поэтому, как один из вариантов решения проблемы - это лизинг строительной техники, который будет включать в себя постепенное погашение полной стоимости техники.
Лизинг строительной техники теперь развивается по двум главным направлениям. Первое направление - это создание в большинстве районов строительства целых сетей лизинговых региональных компаний, специализирующихся на операциях с оборудованием, строительно-дорожными машинами. Второе направление - это разработка проектов по внедрению и освоению новых перспективных образцов технологического оборудования и строительной техники.
Вопросам лизинга строительной техники посвящены материалы строительных организаций каталога-справочника «Дорожная Техника» - 2006 [1].
Килейников С.А. (директор ООО «Райффайзен-Лизинг», Москва): В России рынок лизинга развивается быстрыми темпами. Это обусловлено, прежде всего, тенденцией к экономической стабилизации и благоприятными изменениями в регулирующем лизинг законодательстве. Если сравнить с западными странами, где лизинг в общей доле инвестиций составляет 40-50%, доля российского лизинга незначительна - всего 7-8%. Это означает, что потенциал для роста есть.
Бугров А.В. (заместитель генерального директора, директор по лизингу ООО «Глобус-лизинг», Санкт-Петербург): Начиная примерно с 1999 г. «лизинговая отрасль» растет быстрее, чем экономика России в целом, так как лизинговые компании финансируют, как правило, только успешные и быстроразвивающиеся сектора экономики. При этом первичным в данном случае является не лизинг как таковой - увеличение объемов лизинговых операций связано с потребностью российской экономики в инвестициях для проведения модернизации. А лизинг - это одна из форм инвестиций.
Бугров А. В. (заместитель генерального директора, директор по лизингу ООО «Глобус-лизинг», Санкт-Петербург): Общий подход лизинговой компании к оценке сделки универсален. Специализация сделок относится скорее не к отраслям промышленности, а к видам оборудования - грузовой (легковой) автотранспорт, спецтехника, станки и т.д. Лизинг того или иного оборудования зависит в основном от следующих факторов: возможность продажи на вторичном рынке, стоимость монтажа, фактический срок эксплуатации и др.
На объем лизинговых операций влияет развитие или стагнация в той или иной отрасли промышленности. Так, существенным фактором, отрицательно повлиявшим на объемы лизинговых сделок в дорожно-строительной отрасли, стало снижение финансирования региональных дорожных фондов.
Максимов С.Е. (заместитель генерального директора по качеству и науке «ИКО» Международная система технического сервиса строительных машин», Екатеринбург, Санкт-Петербург): Конкуренция на рынке дорожно-строительной техники все более уходит в область сервиса, предоставляемого компаниями-производителями машин.
Для покупателя важен сервис, а это значит, что продавцу необходимо иметь ответы на следующие вопросы:
• что произойдет, если по какой-либо причине оборудование выйдет из строя?
• как и в какое время будет произведен ремонт?
• кем?
• за какую плату?
• какие потери понесет фирма, если оборудование, не будет работать, какое либо время?
• не лучше ли купить более дешевое оборудование, если потери от простоя из-за медленного ремонта поставят под угрозу выполнение планов организации?
Эти вопросы не менее важны, чем вопросы, касающиеся цены, а в некоторых случаях - и технического уровня продукта.
Сегодня покупатели приобретают не столько сами дорожно-строительные машины, сколько их сервис, и поэтому отдают предпочтение продукции фирм, способных гарантировать и качественное устранение технических неполадок, которые могут проявиться в процессе эксплуатации техники.
В настоящее время у владельцев строительной техники есть выбор:
• создавать собственную систему ремонта и обслуживания, самостоятельно закупать оборудование и инструмент, организовывать поставки из-за рубежа, формировать складской запас запасных частей, готовить кадры и т.д.
• пользоваться услугами компаний, использующих при этом комплектующие, которые дешевле
• привлечь уже готовые ресурсы сервисной организации и комплектующих от известных оптовых поставщиков, а самим сконцентрировать свои усилия на том, что приносит ему доход.
Существует следующие методы определения потребности в оборудовании [5,6]:
1) определение потребности в оборудовании по трудоёмкости производственной программы.
Для этой цели необходимо располагать удельной трудоёмкостью по каждому виду работ в единице продукции. Удельная трудоёмкость на единицу продукции определяется по формуле:
где, т^ - трудоемкость у'-го вида работ в расчете на годовую программу выпуска продукции /-го вида, в нормо-часах; годовая программа выпуска продукции /-го
вида в соответствующих измерениях.
По удельным показателям трудоемкости можно определить общую трудоемкость работ производственной программы на планируемый период.
где, - коэффициент снижения удельной трудоемкости на одно изделие; Р -количество видов продукции; т - количество видов работ, выполняемых по конкретной работе.
По рассчитанной трудоемкости можно определить количество машин /-го вида, необходимых для выполнения производственной программы.
г
где, Ге - планируемый годовой фонд работы одной машины, час.
2) балансовый метод определения потребности в оборудовании, основанный на построении балансов по машинам определённого назначения.
При этом методе нужно знать действующий парк машин Пм, объём оборудования, подлежащего вводу в действие Поб, которое будет заменено в плановом периоде Пк, парк машин Пр, который необходим для расширения парка с целью выполнения плановых работ.
П=Пм + Поб - Пк + Пр
3) метод определения потребности в оборудовании для замены изношенного по нормам амортизации.
Потребность определяется исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и норм амортизационных или нормативных сроков службы. Сначала определяется удельный вес оборудования в общем объёме балансовой стоимости основных производственных фондов и удельного веса оборудования одного вида в стоимости всего оборудования: КЬ-а = —; къ = —
Ч С- -
где, К-а,0- удельный вес оборудования в стоимости основных фондов; Къ -удельный вес оборудования одного вида в стоимости всего оборудования; С3 -балансовая стоимость основных производственных фондов; Сс,0 - стоимость всего оборудования; сп- стоимость парка машин того же вида.
Расчет потребности в оборудовании для замены изношенного и устаревшего по каждому виду производят по формуле: д-^^ь-ккь
Г..:=; р
где, Тн - нормативный срок службы одного вида оборудования или машины; Сн -стоимость новой машины, руб.; р - темп роста производительности данной группы оборудования.
4) определение потребности в оборудовании для замены изношенного и устаревшего по коэффициенту выбытия оборудования.
На основе отчетных данных рассчитывают коэффициенты выбытия оборудования по производству. А затем выявляют тенденции замены техники в базовом периоде и продолжают эти тенденции на плановый период.
Расчет производится по линейной зависимости следующего вида:
Y=ao+a1t
где, Y- определяемая функция; ao, a1- коэффициенты регрессии; t - годы.
Далее определяют математическую зависимость по коэффициенту выбытия и находят его значение за определенный период, который позволяет определить потребность в оборудовании:
где объем /-го вида оборудования у-го предприятия в году, к^ -
коэффициент выбытия оборудования.
Вьбыпо К= Наличие
При этом имеется в виду, что взамен выбывшего оборудования необходимо поставить столько же нового с учетом коэффициента производительности.
5) определение потребности в оборудовании на замену изношенного и устаревшего по возрастной структуре парка машин.
Для этих целей составляется возрастная структура оборудования предприятия. Исходя из возрастной структуры оборудования или машины, планируемых капитальных вложений на техническое вооружение и возможностей машиностроения, определяется потребность в оборудовании для замены изношенного в плановом периоде.
Опыт показывает, что оптимальный результат получают, рассчитывая потребность в строительной технике различными способами как по отдельности, так и совместно.
Таким образом, проведенный обзор показывает, что исследованиям парка строительных машин посвящено достаточно много работ, как с организационных, технико-экономических, так и с экономических сторон.
Как показывают расчеты, последний вариант выбора почти всегда оказывается наиболее рациональным.
В современных условиях многие дорожно-строительные организации уменьшают парк собственной техники и прибегают к аренде машин у сторонних организаций. При этом здесь следует выделить два аспекта:
1. чем меньше строительная организация имеет собственной техники на балансе, тем «компактнее» парк, тем выше его мобильность, меньше затрат на оборудование его территории, в случае аренды техники арендодатель берет на себя функции хранения, ремонта и обслуживания машин,
2. за аренду строительная организация обязана платить, увеличивая тем самым стоимость строительно-монтажных работ.
Общая постановка задачи может быть сведена к сравнению затрат, которые строительная организация будет нести при использовании конкретного вида техники по первому и второму вариантам. Для этого используются сравнение стоимости строительно-монтажных работ с использованием собственной техники на период строительства и стоимости строительно-монтажных работ с использованием арендованной техники на период строительства.
Библиографический список
1. Каталог-справочник «Дорожная Техника» - 2006.
2. Васильев, С.И. Обоснование надежности работы строительных машин / Анферов В.Н., Кузнецов С.М. -Красноярск: Сибрский федеральный университет, 2014.
3. Либерман, И.А. Управление затратами в строительстве / И.А. Либерман - Москва: ИКЦ «МарТ,» - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ,» 2005. - 304 с. [книга, 1 автор]
4. Симионов, Р.Ю. Экономический анализ деятельности строительного предприятия / Р.Ю. Симионов. - Ростов н/Д:Феникс, 2006. - 173 с. [книга, 1 автор]
5. Казерин, В.М. Механовооруженность строительства. /В.М. Казерин, А.С. Манзуренко, В.И. Поляков. -М.: ВНИИИС,1984-73с.
6. Ланцов, В.А.Прогнозирование эффективности механизации: Методы и практика применение в строительстве.-2-е изд., переработанное. /В.А. Ланцов-Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение,1982-172с.
Bibliographicheskiy spisok
1. Catalogue-book «Travelling Technique» - 2006.
2. Vasilev, S.I. Ground of reliability of work of building machines / Anferov V.N., Kuznesov S.M. - Krasnoyarsk: Sibirian federal university, 2014.
3. Liberman, I.A. Management by expenses in building / I.A. Liberman - Moscow: IKC «MarT,» - Rostov n/D: publishing center «MarT,» 2005. - 304 s. [book, 1 author]
4. Simionov, R.U. Economic analysis of activity of building enterprise / R.U. Simionov - Rostov n/D: Feniks, 2006. - 173 s. [book, 1 author]
5. Kazerin, VM Building mehanovooruzhennost. / VM Kazerin, A.S. Manzurenko, V.I. Polyakov - М.: VNIIIS, 1984-73s.
6. Lantsov, V.A. Prognostication of efficiency of mechanization : Methods and practice application in the building.-2-е publ. processed. / V.A. Lantsov.-L.: Stroyizdat, Leningrad separation, 1982.-72s.
Репин Сергей Васильевич - доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Монгуш Сылдыс Чамбааевич - кандидат технических наук, декан инженерно-технического факультета, доцент кафедры «Транспортно-технологические средства» Тувинского государственного университета, г.Кызыл, E-mail: [email protected]
Repin Sergei - doctor of technical sciences, professor of Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: [email protected]
Mongush Syldys- Ph.D., Dean of the Engineering and Technical Faculty, associate professor in the department of "Technical Transport Equipment" of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 625.08+656.052.5 ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИРЕСПУБЛИКИ ТЫВА
1Евтюков С.А., 2Чооду О.А. Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, Санкт-
Петербург
2Тувинскийгосударственныйуниверситет, Кызыл
FORMING THE BASE OF TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL COMPLEX OF MEANS OF MECHANIZATION AND AUTOMATION FOR VARIOUS INDUSTRIES
REPUBLIC OF TUVA
1Evtyukov S.A., 2Choody OA 1Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg
2Tuvanstateuniversity, Kyzyl