2. Васильев, С.И. Обоснование надежности работы строительных машин / Анферов В.Н., Кузнецов С.М. -Красноярск: Сибрский федеральный университет, 2014.
3. Либерман, И.А. Управление затратами в строительстве / И.А. Либерман - Москва: ИКЦ «МарТ,» - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ,» 2005. - 304 с. [книга, 1 автор]
4. Симионов, Р.Ю. Экономический анализ деятельности строительного предприятия / Р.Ю. Симионов. - Ростов н/Д:Феникс, 2006. - 173 с. [книга, 1 автор]
5. Казерин, В.М. Механовооруженность строительства. /В.М. Казерин, А.С. Манзуренко, В.И. Поляков. -М.: ВНИИИС,1984-73с.
6. Ланцов, В.А.Прогнозирование эффективности механизации: Методы и практика применение в строительстве.-2-е изд., переработанное. /В.А. Ланцов-Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение,1982-172с.
Bibliographicheskiy spisok
1. Catalogue-book «Travelling Technique» - 2006.
2. Vasilev, S.I. Ground of reliability of work of building machines / Anferov V.N., Kuznesov S.M. - Krasnoyarsk: Sibirian federal university, 2014.
3. Liberman, I.A. Management by expenses in building / I.A. Liberman - Moscow: IKC «MarT,» - Rostov n/D: publishing center «MarT,» 2005. - 304 s. [book, 1 author]
4. Simionov, R.U. Economic analysis of activity of building enterprise / R.U. Simionov - Rostov n/D: Feniks, 2006. - 173 s. [book, 1 author]
5. Kazerin, VM Building mehanovooruzhennost. / VM Kazerin, A.S. Manzurenko, V.I. Polyakov - М.: VNIIIS, 1984-73s.
6. Lantsov, V.A. Prognostication of efficiency of mechanization : Methods and practice application in the building.-2-е publ. processed. / V.A. Lantsov.-L.: Stroyizdat, Leningrad separation, 1982.-72s.
Репин Сергей Васильевич - доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Монгуш Сылдыс Чамбааевич - кандидат технических наук, декан инженерно-технического факультета, доцент кафедры «Транспортно-технологические средства» Тувинского государственного университета, г.Кызыл, E-mail: [email protected]
Repin Sergei - doctor of technical sciences, professor of Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: [email protected]
Mongush Syldys- Ph.D., Dean of the Engineering and Technical Faculty, associate professor in the department of "Technical Transport Equipment" of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 625.08+656.052.5 ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ СРЕДСТВ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИРЕСПУБЛИКИ ТЫВА
1Евтюков С.А., Чооду О.А. Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, Санкт-
Петербург
2Тувинскийгосударственныйуниверситет, Кызыл
FORMING THE BASE OF TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL COMPLEX OF MEANS OF MECHANIZATION AND AUTOMATION FOR VARIOUS INDUSTRIES
REPUBLIC OF TUVA
1Evtyukov S.A., 2Choody OA 1Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg
2Tuvanstateuniversity, Kyzyl
Для интенсификации развития экономики Республики Тыва, рассматриваются условия формирования базы транспортно-технологических комплексов, средств механизации и автоматизации (ТТКСМА) для различных отраслей народного хозяйства. На основе современных опережающих технологий и технического перевооружения отраслей экономики создать эффективный инструмент регулирования интеграции современных передовых технологий. Рассмотрены возможные пути создания центра «Интеграции современных опережающих технологий и технического перевооружения» (ИСОТТП).
Ключевые слова: транспорт, технологии, механизация, автоматизация, интеграция, перевооружение, комплексы.
To intensify the economic development of the Republic of Tyva, examine the conditions of formation of base transport and technological systems, means of mechanization and automation (TTKSMA) for different sectors of the economy of the Republic of Tyva. On the basis of today's leading technologies and technical re-equipment industries to create an effective instrument for regulating the integration of advanced technologies. The possible ways of establishing a center for "integration of modern technologies and leading technical upgrade" (ISOTTP).
Key words: transportation, technology, mechanization, automation, integration, reequipment.
Условия эксплуатации техники в горных условиях требует особого обеспечения и уровня качества технической эксплуатации. Организация эксплуатирующие дорожно-строительную технику (ДСТ) должны учитывать и разрабатывать эффективные методики технической эксплуатации машин согласно требованиям установленными ГОСТ 25646-95 и рекомендаций ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9002-88.
Большие перепады температур воздуха, разреженность воздуха и особенности рельефа вызывают большие нагрузки, быстрый износ узлов и агрегатов, также нарушают свойства технических жидкостей, а двигатель расходует больше топлива. Срок службы несущих конструкций сокращается несколько раз. Выявленные особенности условий местности отрицательно сказываются на уровне производственной эксплуатации и экономическую эффективность дорожно-строительных машин.
Факторы, оказывающие влияние на формирование состава комплектов (комплексов дорожно-строительной техники) машин можно систематизировать следующим образом: степень сосредоточенности объектов строительства, наличие и состояние подъездных дорог рельефные условия, что сильно влияет на затраты по перебазированию машин; технология производства строительно-монтажных работ, которая определяется составом операций и степенью совмещения отдельных операций и процессов, размещением средств механизации на строительном объекте и т. п.; механовооруженность строительной организации, технические и организационные формы содержания и обслуживания средств механизации и др.
Для поддержания должной надежности парков, комплектов строительной техники приходится дублировать наиболее неприспособленные к таким условиям технику. Все это вызывает удорожание и увеличение сроков производства строительных работ [1-3].
Анализ вышеперечисленных данных показывает, что рельефные и климатические условия занимают особое место в формировании парков, комплектов машин.
Структурная взаимосвязь парка транспортно-технологических машин (ТТМ) и оборудования в целом должны обеспечивать конкурентоспособность фирм, предприятий.
Для обеспечения должной экономической эффективности по всем направлениям нужно иметь определенное количество ТТКСМА. Из-за нехватки ресурсов и дороговизны ТТКСМА деятельность фирм и организаций ограничиваются малыми объемами продукций, малоэффективным ручным трудом и т.п. Что говорит о неэффективности работы целых отраслей хозяйства республики, о дороговизне продукции производимых местными предпринимателями, малой конкурентоспособности.
Для решения всех этих проблем нужно создать центр «Интеграции современных опережающих технологий и технического перевооружения» (ИСОТТП). Схема функционирования ИСОТТП показана на рисунке 1.
Рис. 1. Схема функционирования ИСОТТП
Как видно из рисунка 1 формирование такой структуры способствует значительной интенсификации внедрения новых технологий в производства (отрасли экономики). Центр ИПОТЭ будет отвечать за внедрение, перевооружение основных фондов различных отраслей.
Особенностью такой структуры управления региональными ТТКО позволит за кратчайшие сроки внедрять различные технологии в производства, обеспечит высокую производительность, конкурентоспособность предприятий, что в свою очередь сказывается на экономической эффективности местного производства.
Таким образом, внедрение всего комплекса ИПОТЭ по всем регионам страны позволит эффективно управлять внедрением новых технологий в различные отрасли и будет способствовать снижению стоимости ТТКО за счет возможности интеграции новых технологий в уже существующие адаптированные к интеграциям системы ТТКО страны.
Главной задачей центра ИСОТТП будет являться - анализ, прогнозирование, контроль, развития внедрения СиОТО в отрасли народного хозяйства РТ.
Исследование динамики регионального парка строительных машин за период с 1976 по 2015 годы.
По данным «Енисейского межрегионального территориального управления» Ростехнадзора за 2015 года на разных предприятиях (горных, строительных, дорожных и др.) используется 135 одноковшовых экскаваторов, 296 бульдозеров, 114 башенных кранов, 445 стреловых автокранов, 97 различных погрузчиков, 176 грейдеров, 346 тракторов. Из них в балансе подрядных строительных предприятиях находится 511 основных строительных машин и различная техника.
В региональном парке машин преобладает отечественная техника, преимущественно 1989-2015 г. выпуска.
Рис. 2. Распределение техники по отраслям
Автокр аны.
Всего машин в различных организациях
Рис. 3. Распределение техники в различных предприятиях
Эти данные несколько занижены, т. к. не учитывают парк строительных машин населения. Однако противоречия не возникает, так как основу спроса на строительную технику составляют строительные организации.
Рис.4. Структура парка строительных машин в строительных предприятиях
Несмотря на улучшение в периоды с 2000 по 2006 г. финансового состояния строительных предприятий, приобретение ими строительной техники и оборудования за счет собственных средств остается трудным (цена на башенный кран может достигать несколько млн. рублей). В связи с крайне высокой стоимостью техники, а также удаленностью региона, состав парка машин не обновлялся в течение последних 15-20 лет
и подошел практически к полному износу. При этом сохраняется тенденция к сокращению количества строительной техники. В силу своей изношенности региональный парк строительных машин (ПСМ) требует повышенных финансовых затрат на воспроизводство технической базы. При этом организации перестают планировать работы по ТО и ремонту, прорабатывать варианты перемещения машин с объекта на объект и др. [4, 5].
900 | 800 3 700
|б°° II
3 500 ||
¡400
» 300 4 - ■
Щ 1111| и У у ы и и и У У и и и I
'■о —< о ::: 1Л г— оо О4 о — г] " 1Л -о г- ос о- о —-Г- ОС ОС 3' О- О- О- О О О О О С' О О О С — —
о-, с, с, 3-, о*, а, с, а- о о о о о : о о о с о о — — — — — — — — Г1 С 1 Г1 Г1 Г 1 Г1 Г 1 Г1 С) Г] Г1 с)
Годы
В
Рис. 5. Общая динамика изменения парка строительных машин
Начиная с 1991 по 2003 годы, ПСМ в регионе резко сократился как количественно, так и качественно (рис. 5).
Рис. 6. Соотношение отечественной и импортной техники
Это еще одно подтверждение того факта, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов предприятия вынуждены заниматься в первую очередь не обновлением парка машин, а поддержанием в рабочем состоянии имеющегося.
Задачу поддержания действующего парка строительных машин в работоспособном состоянии, можно решить, как за счет массовой замены устаревших машин, аналогичным новым, так и за счет модернизации и ремонта действующих машин. Каждый из названных путей требует различных финансовых затрат. Реализация первого потребует в 5-7 раз больше средств, чем второго. Сложное финансовое положение большинства предприятий объективно обусловливает на ближайшие годы доминирующую роль второго пути.
ПСМ региона характеризуется следующими особенностями:
- существенное возрастание среднего возраста техники в парке, когда процесс обновления не оказывает сколько-нибудь решающего влияния на показатель общего старения, кратный времени;
- значительное физическое и моральное старение;
- снижение затрат на обновление парка, обусловленное дефицитом финансовых ресурсов у строительных предприятий.
Таблица 1
Сроки эксплуатации строительной техники (дополнить таблицу)_
Тип машин Общее количество, ед. Нормативный срок службы, лет Средний возраст машин, лет Количество ед., с фактическим сроком эксплуатации, лет
2 4 6 8 10 12 Более 12
Бульдозеры на тракторах 60 9 - - 2 - 13 - 43
Погрузчики одноковшовые 13 8 - - - - - 2 11
Экскаваторы одноковшовые 50 9 16 - - - 6 3 1 31
Скреперы 4 10 - - - - - - 4
Краны башенные 3 16 - - - - - - 3
Краны самоходные: автомобильные 32 16 - 1 2 1 4 - 28
Автогрейдеры 32 10 - - - - 7 10 15
Автосамосвалы 64 12 - - - - - - 64
Прочие 7 - - - - - - - 7
Общее количество: 265 - - 1 4 7 10 3
Расхождение парка строительных машин к поставленным задачам выявляется в процессе его всестороннего анализа.
На основании данной информации определяют долю машин в парке со сроком службы и более лет. Таблица 1 анализируют фактическую наработку машин при различных вариантах использования техники и в сравнении с нормативной и фактической. При этом делается прогноз о техническом состоянии машин и возможных сроках использования техники.
Таблица 2
_Организационно-правовые формы использования строительной техники
Варианты использования техники Нормативная среднегодовая наработка, маш.-ч. Загрузка в типичном хозяйстве, маш.-ч. Фактическая годовая наработка, маш.-ч
В составе строительной организации, предприятия 1240 480 212
В составе управлении механизации (УМ) 1024 680 250
В составе смешанной организации 720 - 120
Другие формы использования техники (индивидуальные и др.) - - -
По результатам анализа таблицы 2 подготавливается предложения по внедрению в практику работы различных предприятий наиболее эффективных организационно-правовых форм использования техники.
Таблица 3
_Организация технического сервиса_
Виды услуг технического сервиса Коэффициент
Наличие в регионе ремонтного завода 0,5
Наличие сервисных центров для оперативного устранения отказов и доставки запчастей 0,3
Наличие гарантийного обслуживания техники 0,5
Наличие ремонтной базы предприятий 1
Другие виды услуг 0,1
По результатам таблицы 3 делается заключение о достоинствах и недостатках применяемых в регионе моделей технического сервиса, технического сервиса организованного заводами-изготовителями и дилерами. По результатам анализа подготавливается предложения о наиболее целесообразной для данного региона модели технического сервиса.
Основными причинами, сдерживающими обновление ПСМ, являются:
- низкая платежеспособность строительных предприятий;
- труднодоступность получения кредитов банков из-за высоких процентных ставок;
- несогласованность структурных подразделений предприятий с заводами изготовителями;
- изолированность технического отдела предприятий от научного прогресса в связи с загруженностью и недоинформированности;
- ограниченность средств, выделяемых из государственного бюджета на лизинг строительной техники, а также создание и поддержку работоспособности ПСМ;
- отсутствие конкуренции на рынке лизинга строительной техники;
- дефицит инвестиций.
Все выше сказанное явилось следствием низкого качества ремонта и технического обслуживания строительной техники. Также в значительной мере низкий процент фактора модернизации транспортных машин.
Необходимо добавить, что за последние 15-20 лет большинство видов строительной техники уменьшился в несколько раз - по кранам почти в 3,9 раза, по скреперам в 4 раза, а по бульдозерам в 3,5 раза.
Библиографический список
1. Чооду, О.А. Разработка методики оценки влияния климатических условий на эксплуатацию дорожно-строительных машин (на примере территории Республики Тыва):дис... канд. техн. наук: 05.05.04: /Чооду Остап Андреевич-СПб, 2009 - 128 с.
2. Чооду, О.А., Евтюков, С.А., Монгуш, С.Ч Формирование высокоэффективного парка транспортно-технологических комплексов и оборудования для различных отраслей народного хозяйства страны / О.А. Чооду, С.А. Евтюков, С.Ч. Монгуш // Естественные и технические науки. - 2015. - № 5 (83). С. 239 -243
3. Евтюков, С.А., Чооду, О.А. Влияние условий местности на техническую эксплуатацию и формирование парков машин /С.А. Евтюков, О.А. Чооду // Вестник гражданских инженеров. - 2015. № 3(50). С. 239 -243
4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва.
5. Ховалыг, Н-Д. К. Оптимизация состава парка строительных машин в условиях региона (в материалах РТ):дис... канд. техн. наук: 05.05.04: /ХовалыгНастык-Доржу Кызыл-оолович- СПб, 2012 - 187 с.
Bibliograficheskiy spisok
1. Choodu, O.A. Razrabotka metodiki otsenki vliyaniya klimaticheskikh usloviy na ekspluatatsiyu dorozhno-stroitel'nykh mashin (na primere territorii Respubliki Tyva):dis... kand. tekhn. nauk: 05.05.04: /Choodu Ostap Andreyevich - SPb, 2009 - 128 s.
2. Choodu, O.A., Yevtyukov, S.A., Mongush S.CH Formirovaniye vysokoeffektivnogo parka transportno-tekhnologicheskikh kompleksov i oborudovaniya dlya razlichnykh otrasley narodnogo khozyaystva strany / O.A. Choodu, S.A. Yevtyukov, S.CH. Mongush // Yestestvennyye i tekhnicheskiye nauki. - 2015. - № 5 (83). S. 239 -243
3. Yevtyukov, S.A., Choodu, O.A. Vliyaniye usloviy mestnosti na tekhnicheskuyu ekspluatatsiyu i formirovaniye parkov mashin /S.A. Yevtyukov, O.A. Choodu // Vestnik grazhdanskikh inzhenerov. - 2015. № 3(50). S. 239 -243
4. Territorially organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Tyva.
5. Khovalyg, N-D. K. Optimizatsiya sostava parka stroitel'nykh mashin v usloviyakh regiona (v materialakh RT):dis... kand. tekhn. nauk: 05.05.04: /KhovalygNastyk-Dorzhu Kyzyl-oolovich- SPb, 2012 - 187 s.
Евтюков Сергей Аркадьевич - доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортно-технологических машин», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
Чооду Остап Андреевич - кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Горное дело», Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Evtyukov Sergey - doctor of technical Sciences, Professor of the Department of transport and technological machines», Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, E-mail: [email protected]
Choodu Ostap - candidate of technical Sciences, senior lecturer, Tuvan state university, Kyzyl, E-mail: [email protected]