2. Калдар-оол А-Х.Б. Геометрический расчет сводов коробового очертания // Вестник ТувГУ. Технические и физико-математические науки. - 2016. - № 3 (#30). - С. 91 - 96.
3. Санна Пол и др. Visual Basic для приложений (версия5) в подлиннике: пер. с англ. - СПб.: BHV, 1998. - 704 с.
4. Хэлворсон М., Янг М. Эффективная работа: Microsoft Office Sistem 2003. - СПб.: Питер, 2004. - 1232 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Kaldar-ool, A-Kh.B., Korzon S.A. Analiticheskie sposoby postroeniya trekhtsentrovykh korobovykh krivykh // Vestnik grazhdanskikh inzhenerov. - 2012. - 1 (30). - S. 112 - 114.
2. Kaldar-ool A-Kh.B. Geometricheskij raschet svodov korobovogo ochertaniya // Vestnik TuvGU. Tekhnicheskie i fiziko-matematicheskie nauki. - 2016. - 3 (#30). - s. 91 - 96.
3. Sanna Pol i dr. Visual basic dlya prilozhenij (versiya5) v podlinnike: per. s angl. - SPb.: BHV, 1998. - 704 s.
4. Khelvorson M., Yang M. Effektivnaya rabota: Microsoft office sistem 2003. - SPb.: Piter, 2004. - 1232 s.
Калдар-оол Анай-Хаак Бугалдаевна - преподаватель кафедры городского хозяйства Тувинского государственного университета, г. Кызыл, соискатель кафедры механики Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, г. Санкт-Петербург, E-mail.ru: [email protected].
Бабанов Владимир Владимирович - кандидат технических наук, доцент кафедры механики СПб ГАСУ
Kaldar-ool Anay-Маа^ teacher of the Department of municipal economy Tuvan state University, Kyzyl, competitor Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engeneering, Saint-Petersburg, E-mail.ru: [email protected].
Babanov Vladimir Vladimirovich - candidate of technical Sciences, associate Professor of the Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engeneering, Saint-Petersburg.
УДК 69.002.5:330.44
АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВЛИЯНИЮ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА НА УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКОВ СЛУЖБЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Монгуш С.Ч.
Тувинский государственный университет, Кызыл
ANALYSIS OF RESEARCH ON THE EFFECT OF CAPITAL REPAIR FOR INCREASING THE TERMS OF THE SERVICE OF CONSTRUCTION MACHINES
Mongush S.C. TuvinStateUniversity, Kyzyl
В настоящее время в региональном строительном комплексе даже имеющийся парк строительных машин используется недостаточно эффективно в следствие отсутствия координации работы предприятий регионального строительного комплекса, поэтому имеют место простои и работоспособных машин. Отсутствует расчет региональной потребности в строительной технике по типам машин в
соответствии с принятыми планами строительства, не запланированы инвестиции в развитие предприятий по ремонту и техническому сервису. Поэтому в статье анализируются научные работы, в которых рассмотрены теоретические положения формирования, обновления, оптимизации парка строительных машин, процессов системы технической эксплуатации.
Ключевые слова: парк строительных машин, оптимальный срок службы, средства труда, планирование, себестоимость.
At the present moment in the regional construction complex, the current pool of construction machines does not use effectively enough the results of the absence of coordination of the work of enterprises within the regional construction complex, therefore indicating that the concept of delay periods for able-working machines does have its place. Lacking is an account of regional requirements in construction machinery by type of machine in relation to accepted construction plans, rather than future investments in the development of enterprises of repair and technical service. Thus, this article analyzes academic works which consider the theoretical conditions for the formation, maintenance, and optimization of a construction machinery pool, and the processes of a system for technical usage.
Key words: construction machinery pool, optimal working life, means of labor, planning, prime cost.
Капитальный ремонт (КР) техники можно рассматривать с двух позиций - как вариант обновления парка машин (продления срока службы) и как метод повышения работоспособности. Поставщиками техники КР используется также для подготовки машин к продаже. Для многих российских предприятий в настоящий момент КР является единственной видимой возможностью как-то поддерживать собственный парк машин ввиду отсутствия средств для приобретения новых единиц.
В доперестроечный период КР производился на специальных предприятиях, сформированных, как правило, при крупных строительных организациях (главках, трестах). К настоящему времени таких предприятий почти не осталось. Проведение КР взяли на себя управления механизации и заводы-производители техники. Если организация производит КР собственными силами и для себя, то достигается высокий уровень восстановления машины: коэффициент готовности составляет 10...20% от значения для новой машины и снижается примерно в таком же соотношении с каждым межремонтным циклом [1, 2, 5]. Если КР производится с целью выгодной продажи техники, разброс значений параметров восстановления очень широкий и носит случайный характер. Следует отметить, что качество капитально отремонтированной на заводах фирм-производителей импортной техники, весьма высокое, и соотношение «цена-качество» выше, чем у новых машин.
Целесообразность проведения КР зависит от многих факторов: финансового положения предприятия, требуемого уровня надежности техники, возможностей проведения КР и количества межремонтных циклов, предложений рынка машин и т.д.
КР будет иметь смысл с экономической точки зрения, если себестоимость машино-часа работы машины с учетом затрат на КР за срок службы будет
минимальной или затраты на повышение работоспособности машины посредством КР принесут существенно большую прибыль по сравнению с вариантом эксплуатации без КР [3].
Значение затрат на эксплуатацию машины без КР изменяется по линии г0-а' -Ь' - с' - ('(рис.1, а). В момент времени ^ в точке Ь' достигает значения Якртах, при котором дальнейшая эксплуатация машины становится нерентабельной. Уровню затрат Zкрmаxсоответствует технический уровень машины, характеризуемый коэффициентом готовности ктп. Поэтому с целью снижаются до уровняZкP1 (точка е'на рис.1, а). В процессе последующей эксплуатации затраты растут по линии е' — /'до того же предельного уровняZкPmax. В момент времени ^(время списания после первого КР) принимается решение о целесообразности дальнейшей эксплуатации машины. Если таковая предусматривается, проводится второй КР. Так как уровень восстановления технического состояния в результате КР со временем снижается, то затраты на содержание машины будут расти. Поэтому после второго КР затраты возрастут до уровня ZкP2 > ZкP1 (точкам'на рис.1, а). Таким образом, с каждым последующим циклом «эксплуатация-КР» затраты будут расти, а наработка, прибыль и рентабельность падать. Количество циклов ограничивается предельным уровнем рентабельности.
Минимальный уровень эксплуатационных затрат восстановленной посредством КР машины. Он будет определяться линией Z0 — e' — g' (рис.1, а) описываемой уравнением: ZкPn = 20ехр(^кр1п) , где рг - показатель «абсолютного старения» машины по затратам. Суммарные затраты на эксплуатацию определяются площадью диаграммы Z-t и для варианта списания машины в момент времени ^ без проведения КР составят:
ZC0 = ¡^о ехр(^) (И = ^Р^оЬ1 = 2КРтаХ-г0 (1)
0 Рг Рг
Рис.1. Расчетная схема динамики Кг и затрат на эксплуатацию машины с
проведением КР
Величина текущих затрат с начала эксплуатации машины (рис.1, а) определяется с учетом издержек на приобретение и КР:
= сМ + + пБкр + (З + гдоп) • (сс + шКР),еслшсп-1 (2)
причем, при п=0 = 0, где См - затраты на приобретение машины; БКР1 -затраты на КР; -дополнительные издержки (налоги, страховки и пр. выплаты), пропорциональные сроку службы машины. Аналогично накопленная сумма затрат с момента приобретения машины:
SZ(t) = См + + пБкр + (З+ г№П) • (1С + МКР), еслМсп-1 < I <= 1сп (3)
Рынок услуг по КР разделен на две категории - с дорогими услугами и запасными частями и относительно недорогими, но с отсутствием уверенности в надежности. Поэтому подавляющее большинство предприятий обращается к сервисным фирмам только в самых крайних случаях: когда не хватает своих мощностей для производства ремонтных работ.
При производстве ремонтов самостоятельно на предприятии, эксплуатирующем технику, постоянно остро встает вопрос о применении запасных частей различного происхождения. Характерно, что производство запасных частей собственными силами в отличие от доперестроечных времен на данный момент малоразвито. Раньше управления механизации имели серьезную механовооруженность: цеха металлообработки, производства РТИ (резинотехнических изделий) и прочее, но в период всеобщего развала так или иначе все пришло в запустение. Отсутствие нормального сырья и специалистов не
предполагает в настоящий момент возрождения былых возможностей, какой бы ни казалась благоприятной ситуация на рынке.
Исследованиями А.В. Савельева и С.В. Репина установлено, что оптимизацию выбора машины и срока ее службы наиболее рационально проводить по минимизации затрат стоимости единицы продукции [4]. Существует путь оптимизации по максимизации прибыли от эксплуатации, но есть ряд проблем, которые могут быть не преодолены в процессе поиска решений. Основная из них заключается в отсутствии не только долгосрочного, но и среднесрочного планирования подавляющего большинства предприятий.
Единицей продукции может выступать машино-час, тонно-километр транспортируемого груза, кубический метр вынутого грунта и т.д. На практике проще определять удельные затраты на машино-час и при необходимости переводить его в натуральные единицы через производительность.
Стоимость машино-часа слагается из, так называемых, издержек владения и эксплуатационных затрат. Издержки владения включают в себя амортизационные отчисления (лизинговые платежи), оплату места хранения машины, налоги и сборы (транспортный, налог на имущество, сборы на регистрационные действия, ГТО), страхование. Издержки владения являются в основном постоянными или условно-постоянными затратами и практически не зависят от наработки машины. Для точного представления этих затрат нетрудно представить себе простои исправной машины. Эксплуатационные в свою очередь являются переменными и включают в себя: затраты на ТО и все виды ремонтов, быстроизнашивающиеся части, топливо, гидравлические и охлаждающие жидкости, заработную плату машинистов, перебазирование. Среднегодовая наработка с увеличением срока эксплуатации снижается в связи с увеличением отказов и простоях, связанных с ремонтом. Т.е., техническая готовность имеет тенденцию к постоянному снижению, характер кривой представлен на рис.2.
-■-'-*■
т, та
(рок службы, лет
Рис. 2. Изменение среднегодовой наработки машины в течение срока эксплуатации
Период О-Т1 характеризуется нормальной эксплуатацией с незначительным снижением наработки, простои в основном связаны с заменой быстроизнашивающихся частей и отдельных деталей, Т1-Т2 - период, в котором
отказы обусловлены уже выходом из строя уже основных агрегатов и узлов, после момента Т2 - незначительная наработка на отказ и выход из строя машины уже не поддается планированию, или, что называется, она «сыпется». Интенсивность эксплуатации и условия работы будут влиять на степень экспоненты, описывающей данную кривую, но ее характер будет неизменен. Характерно, что точно такой же характер имеет изменение коэффициента технической готовности и стоимости реализации машины на вторичном рынке.
Рис. 2 иллюстрирует процесс снижения стоимости продажи. Данные получены в результате анализа продаж бульдозеров за десятилетний период в России. Стоит отметить, что при приобретении первым владельцем стоимость новой машины одномоментно падает на 5% - 7%, т.е. второй покупатель даже за новую без наработки машину более 95% от стоимости новой уже не предложит. Далее в период 0-Т (рис.2) техника теряет 20-40 % стоимости достаточно плавно, а уже после точки Т2 приближается к стоимости металлолома.
500000 " IX
30СЮ00 \
\\ ' 4 \
200000
100000 (1 - х- --—^ * 1 - —
1С
го
Г, лет
Рис. 3. Изменение стоимости реализации бульдозера KomatsuD355A в зависимости от
срока эксплуатации
В общем случае удельная приведенная стоимость машино-часа в ¡-ый момент времени будет иметь вид:
3Л„,; = (ц"р д.е./час (денежных единиц в час), (4)
->УП1
N1
где Цпр - первоначальная (балансовая) стоимость, включая доставку и проч. затраты, связанные с приобретением; Цр - стоимость реализации машины на вторичном рынке в ¡-ый момент с учетом затрат, связанных с реализацией (дилерские услуги, предпродажная подготовка и т.п.); I Св! - сумма издержек владения (за исключением амортизации) на ¡-ый момент с момента приобретения; I Зэ! - сумма эксплуатационных затрат на ¡-ый момент с момента приобретения; N -наработка машины на ¡-ый момент с момента начала эксплуатации.
Графика рис. 4 наглядно демонстрируют изменение стоимости единицы продукции, получаемой в результате эксплуатации техники, при этом в натуральных
величинах при снижении производительности, обусловленной износом, ее себестоимость будет повышаться еще интенсивнее. Учитывая простои техники, связанные с внезапными не планируемыми отказами, и связанные с ними убытки в виде: необходимости срочной замены машины на исправную в ходе выполнения работ (аренда и проч.), погашение штрафных санкций за срыв сроков производства работ, увеличение сменности при выполнении работ при условии недопущения срыва сроков, незапланированные перебазировки к месту ремонта, или иные незапланированные затраты, стоит отметить, что они существенно увеличивают стоимость часа.
о ...................
1 3 i 7 9 1? Ii 1.5 "¡7 19
Срок службы Г, лет
—*— А, Эксплуатационные затраты —ш— В. Издержки владения С. Суммарные затраты —w- D. Суммарные затраты с учетом потерь от пропоев —ж- Е. Предел безубыточности Рис. 4. График изменения удельных приведенных затрат на эксплуатацию машины
Т.е., данные убытки напрямую перекладываются на стоимость машино-часа, кривая D характеризует этот процесс. Т.е. срок эксплуатации можно определить пределом пересечения кривой D и прямой E, являющейся неким потолком для определения безубыточности и определяющим выручку от эксплуатации машины. В нашем случае этот период будет составлять от 2 до 11 лет. Эксплуатировать менее 2 и более 11 лет недопустимо - машина в данные сроки убыточна. Оптимальным же сроком будет являться точка минимума кривой D, на рис. 4 это 4 года, после которого машину можно будет реализовать на вторичном рынке за достаточно еще неплохую цену и приобрести следующую. Все то же самое касается и приобретения бывшей в употреблении, либо восстановленной машины.
Библиографический список
1. Игнатов В.И., Еремеев Н.С., Селиванов А.А. Научные основы формирования стратегии технического обслуживания и ремонта лесных машин. - М.: Изд-во МГУЛ, 2000.
2. Луйк И.А. Теоретические основы планирования технической эксплуатации машинного парка. - Киев: Высшая школа, 1976.
3. Репин С.В. Методология совершенствования эксплуатации строительных машин. - СПб.: СПбГАСУ, 2005.
4. Савельев А.В., Репин С.В. Кто заказывает музыку в механизации?// Строительная техника. Каталог-справочник. - СПб.:ООО «Славутич», 2006.
5. Ховалыг Р-Д.К. Проблема обновления машинных парков строительных организаций.// Научные труды ТывГУ. Выпуск 4. Том 2. - Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2006.
Bibliograficheskij spisok
1. Ignatov V.I., Eremeev N.S., Selivanov A.A. Nauchnye osnovy formirovanija strategii tehnicheskogo obsluzhivanija i remonta lesnyh mashin. - M.: Izd-vo MGUL, 2000.
2. Lujk I.A. Teoreticheskie osnovy planirovanija tehnicheskoj ekspluatacii mashinnogo parka. - Kiev: Vysshajas hkola, 1976.
3. Repin S.V. Metodologija sovershenstvovanija ekspluatacii stroitel'nyh mashin. - SPb.: SPbGASU, 2005.
4. Savel'ev A.V., Repin S.V. Kto zakazyvaet muzyku v mehanizacii?// Stroitel'naja tehnika. Katalog-spravochnik. - SPb.: OOO «Slavutich», 2006.
5. Hovalyg R-D.K. Problema obnovlenija mashinnyh parkov stroitel'nyh organizacij.// Nauchnye trudy TyvGU. Vypusk 4. Tom 2. - Kyzyl: Izd-voTyvGU, 2006.
Монгуш Сылдыс Чамбааевич - кандидат технических наук, декан инженерно-технического факультета, доцент кафедры «Транспортно-технологические средства» ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г.Кызыл, E-mail: [email protected]
Mongush Syldys - Ph.D., Dean of the Engineering and Technical Faculty, associate professor in the department of "Technical Transport Equipment" of Tuvan State University, Kyzyl, Email: [email protected]
УДК 69.05:658.512
ОБЗОР МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ ПРИ КАЛЕНДАРНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Сандан Р.Н.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
REVIEW OF METHODS OF DETERMINING THE COMPOSITION OF THE PERFORMERS OF CONSTRUCTION WORKS IN SCHEDULING
Sandan R.N. Tuvan State University, Kyzyl
В статье приведены результаты изучения методов определения состава трудовых и/или технических ресурсов начиная с появления поточных методов организации СМР и до настоящего времени. При этом основное внимание уделено определению численных составов рабочих и звеньев в специализированных и комплексных бригадах при календарном планировании.
Ключевые слова: состав бригад, численный, профессионально-квалификационный состав исполнителей, задачи календарного планирования.