УДК 338.24:336.22:311.313(С132)
С.И. Шелобаев, В.В. Чернов, С.Н. Алехин (Тула, УФНС по Тул. обл.)
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 Г. С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ДАННЫХ НАЛОГОВОЙ СТАТИСТИКИ
Получены обобщающие данные посредством использования, помимо статистических данных, информационных ресурсов налоговых органов Тульской области. Проведенный анализ динамики наполнения бюджета с учетом состояния налоговых баз свидетельствует о возможности дальнейшего роста экономики Тульской области.
Результаты налогового администрирования контролируются с использованием многочисленных форм отчетности, установленных ФНС России. Показатели отчетности многообразны и достаточно полно характеризуют налоговые базы, а также динамику их изменения.
Актуальность и точность данных отчетности обеспечивается следующими факторами:
- налоговая отчетность регулярна и охватывает широкий спектр сведений о работе налоговых органов;
- данные отчетности базируются на документах, большая часть сведений может быть подтверждена с помощью первичных документов;
- за точность сведений установлена персональная ответственность руководства налоговых органов;
- инструментарий по приему и обработке данных налоговой отчетности в достаточной степени технически и организационно отработан;
- учитывая, что сведения отчетности представляются налоговой службой во внешние структуры, использование этих материалов соответствует принципу единства анализируемых параметров;
- налоговая отчетность весьма оперативна (достаточно полная картина показателей имеется уже по истечении одного месяца после окончания рассматриваемого периода).
Существенно повышают информативность отчетности результаты оперативного анализа проблемных ситуаций, возникающих в процессе деятельности налоговых органов.
Учитывая взаимосвязь налоговых баз с региональными показателями развития, представляют интерес нижеприведенные обобщенные данные, полученные посредством использования, помимо данных статистики, информационных ресурсов налоговых органов Тульской области.
Деятельность налоговых органов области в 2007 г. осуществлялась на следующем экономическом фоне. Рост промышленного производства в сопоставимых ценах составил 13,3 % (год назад — 7,9 %).
Индекс потребительских цен составил 115,8 % (в 2006 г. — 108,2 %), в том числе на продовольственные товары — 120 %, непродовольственные
товары — 109,1 %, платные услуги — 113,8 % (в 2006 г. — соответственно 107,5 %, 106,2 %, 113 %).
По данным Тульской таможни, внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 3 млрд долл. США и по сравнению с 2006 г. увеличился на 19,7 %, при этом экспорт составил 2,5 млрд долл. США (возрос на 13,9 %), импорт
— 464,9 млн долл. США (вырос на 66,2 %).
Сальдо торгового баланса сложилось положительное — 2,1 млрд долл. США, что соответствует уровню 2006 г.
В 2007 г. реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились по отношению к 2006 г. на 11,2 %.
Среднемесячная начисленная заработная плата за 2007 г. составила 9,7 тыс. руб., превысив аналогичный показатель 2006 г. на 27,5 %. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом изменения индекса потребительских цен, составила 115,9 % к тому же показателю 2006 г.
Фонд оплаты труда составил 52,6 млрд руб. и вырос за год 27,4 % (год назад рост составлял 19 %).
Динамика состава налогоплательщиков выглядит следующим образом:
- в Едином государственном реестре юридических лиц Тульской области содержатся сведения о 29 102 действующих юридических лицах (на
12,2 % больше, чем год назад);
- в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей — сведения о 37 127 действующих индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (рост на 11,5 %).
Поступления доходов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды составили в 2007 г. 40,5 млрд руб., рост по сравнению с прошлым годом — 27,2 %. Расходы на администрирование налогов и сборов составили менее 2 коп. на каждый рубль собранного.
В общей сумме доходов 29 % составляют поступления от предприятий и организаций, имеющих основной вид экономической деятельности «обрабатывающие производства», из них: 17,3 % от общей суммы доходов приходится на предприятия, занимающиеся производством пищевых продуктов, включая напитки, 8,8 % — на предприятия, производящие машины и оборудование, 5,1 % — на предприятия, производящие прочие неметаллические минеральные продукты, 2,8 % — на предприятия, производящие электрооборудование, электронное и оптическое оборудование.
Поступления от предприятий с видом деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» в общей сумме доходов составляют 13,3 %, «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» — 9,1 %, «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» — 9,9 %, «транспорт и связь» — 7,4 %.
Минимальную долю в общей сумме доходов занимают поступления от предприятий, имеющих основной вид экономической деятельности
«металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» и «химическое производство». Указанный факт объясняется принадлежностью к вышеуказанной группе видов экономической деятельности крупных экспортеров. В 2007 г. на их долю приходилось более 70 % сумм НДС, возвращенных предприятиям области.
Поступления налогов и сборов в федеральный бюджет превысили 8 млрд руб., что на 26,8 % больше, чем в 2006 г.
В территориальный бюджет поступило более 22 млрд руб. налогов и сборов, администрируемых ФНС России, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 29,4 %.
Таким образом, в территориальный и федеральный бюджеты поступило соответственно 72,6 % и 26,6 % от средств, собранных в консолидированный бюджет.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, мобилизовано около 7,7 млрд руб. (на 23,7 % больше, чем в 2006 г.).
Единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования (без расходов на социальное страхование в IV квартале), поступило более 1,1 млрд руб., что в сопоставимых условиях на 18,7 % больше, чем год назад.
Единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, поступило 505,7 млн руб. (рост на 23 %).
Единого социального налога, зачисляемого в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, мобилизовано 966,1 млн руб. (на 24,3 % больше, чем в 2006 г.).
Поступления по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, составили более 2,8 млрд руб. (рост на 20,2 %).
Собираемость налогов и сборов — отношение налоговых поступлений к начисленным суммам — в отчетном периоде составила 98,2 %.
Учитывая, что налоговые ставки в 2006 г. и 2007 г. не менялись, т. е. налоговая нагрузка на экономику региона в течение рассматриваемого периода оставалась практически постоянной, представляется возможным сделать вывод о росте ВРП Тульской области (без учета инфляционной составляющей) приблизительно на 26 % (в расчетах учтено, что примерно 4%-й рост поступлений в бюджет достигнут за счет совершенствования налогового администрирования, в частности повышения обоснованности выбора объектов выездных налоговых проверок, легализации налоговых баз, сокращения задолженности).
Существенная доля бюджета сформирована крупными предприятиями:
- 17 % поступлений в территориальный бюджет — налоги трех предприятий с платежами более 1 млрд руб. (в 2006 г. такие платежи имели место только на одном предприятии);
- 20 % поступлений в территориальный бюджет приходится на 21 предприятие с платежами от 100 млн руб. до 1 млрд руб. (в 2006 г. таких предприятий начитывалось 16).
Основная масса доходов (около 90 %) консолидированного бюджета обеспечена поступлениями налога на прибыль организаций (27,5 %), налога на доходы физических лиц (29 %), налога на добавленную стоимость (10,5 %), налогов на имущество (10,5 %), акцизов (8 %), налогов на совокупный доход (3,8 %). Поступления налогов за пользование природными ресурсами незначительны (менее 0,4 %), причем практически полностью приходятся на водный налог.
В 2007 г. мобилизовано 8,3 млрд руб. налога на прибыль организаций (на 40,3 % больше, чем год назад). Количество убыточных организаций снизилось на 437 единиц, или 19,2 %. Удельный вес убыточных организаций в общем количестве налогоплательщиков по налогу на прибыль снизился за год на 4,6 % и составил 18,3 %. Сумма исчисленного убытка сократилась на 362 млн руб. (11,4 %).
Учитывая тенденции уклонения налогоплательщиков от уплаты налога на прибыль организаций, в 2007 г. одним из приоритетных направлений в работе по администрированию налога оставалась работа по легализации налоговых баз плательщиков, включая контроль за деятельностью убыточных организаций. В течение 2007 г. на соответствующих комиссиях в налоговых органах заслушано свыше 750 организаций, имеющих убытки от финансово-хозяйственной деятельности на протяжении двух и более лет (33 % от количества организаций, исчисливших убытки за 2006 г.). В результате — 340 налогоплательщиков представили уточненные декларации по налогу на прибыль за 2005-2006 гг., согласно которым уменьшены убытки на 1,7 млрд руб.
Поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) превысили в 2007 г. 8,7 млрд руб., что на 35,9 % больше, чем в 2006 г. Указанный рост обеспечен при темпах роста фонда заработной платы на уровне 26,8 %. Увеличение поступлений НДФЛ над уровнем, соответствующем росту фонда заработной платы, достигнут благодаря работе вышеуказанных комиссий по легализации налоговых баз (в ходе деятельности налоговых органов выявлены многочисленные случаи применения «конвертных» способов выплаты «теневой» заработной платы, при которых как налог на доходы физических лиц, так и единый социальный налог не уплачиваются).
Работа по легализации «теневой» заработной платы в 2007 г. направлялась в основном в отношении 8,4 тыс. работодателей (предприятий и частных предпринимателей), выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня. На заседаниях комиссий, с приглашением представителей налогоплательщиков, рассмотрено финансовое положение практически всех работодателей.
В результате проведенной работы 8,2 тыс. налогоплательщиков легализовали заработную плату, увеличив ее либо до среднего уровня по от-
расли (7,8 тыс.), либо прожиточного минимума (соответственно 7,8 тыс. налогоплательщиков и 381 налогоплательщик).
Дополнительные поступления НДФЛ в результате легализации налоговой базы составили 540 млн руб. (кроме этого, поступило более 700 млн руб. единого социального налога, зависящего от уровня выплачиваемой заработной платы).
Росту поступлений НДФЛ способствовало привлечение налоговыми органами граждан к полному декларированию доходов в случаях, предусмотренных налоговым законодательством. В ходе проведения декларационной кампании выявлено 23,5 тыс. жителей области, обязанных представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ о доходах за 2006 г. (самостоятельно представили данные о доходах всего 2,5 тыс. человек — 10 %). Проведение комплекса контрольных и аналитических мероприятий позволило дополнительно получить декларации еще 17,5 тыс. человек (причем число лиц, привлеченных к декларированию по доходам от сдачи имущества внаем или в аренду, по сравнению с прошлым годом увеличилось в
4,2 раза).
Работа налоговых органов по привлечению физических лиц к декларированию доходов дополнительно принесла в бюджет 42,5 млн руб. налога на доходы физических лиц.
Проблемным остается один из основных источников наполнения федерального бюджета — налог на добавленную стоимость (НДС).
По данным налоговой отчетности в 2007 г. в целом по области сумма НДС, исчисленная по налогооблагаемым объектам, составила 75 млрд руб. (рост по отношению к уровню 2006 г. составил 13,4 %). Сумма налога на добавленную стоимость, принимаемая к вычету по операциям на внутреннем рынке, возросла на 12,6 % и составила 68 млрд руб. Таким образом, темпы роста начислений налога опережают темпы роста налоговых вычетов на 0,8 % (по итогам работы за 2006 г. темпы роста налоговых вычетов опережали темпы роста начислений от операций по реализации товаров (работ, услуг) на 5,1 %).
Удельный вес сумм налоговых вычетов в общей сумме налога, исчисленного по налогооблагаемым объектам в 2007 г., в целом по области составил 90,4 % (на 0,7 % ниже, чем год назад).
Поступления в НДС с учетом сумм, возвращенных на расчетные счета налогоплательщиков, составили 7,3 млрд руб. (рост по сравнению с аналогичным показателем 2006 г. составил 26,8 %. В бюджетную систему поступления НДС составили 3,2 млрд руб. (на 64,7 % больше, чем год назад).
Весьма сложен спектр плательщиков акцизов. Их поступления в консолидированный бюджет составили 2,4 млрд руб. (на 21,4 % меньше, чем в 2006 г.). Снижение вызвано сокращением в 2007 г. поступлений акцизов на нефтепродукты в связи с изменением законодательства.
Поступления по акцизам сложились из сумм:
- акцизов на пиво (1,1 млрд руб., или 47,5 % от суммы поступлений акцизов в целом);
- акцизов на вина, производимые на территории Российской Федерации, и алкогольную продукцию (1,1 млрд руб., т. е. 44,3 %);
- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья (128,7 млн руб., т. е. 5,4 %);
- акцизов на нефтепродукты (69,7 млн руб., т. е. 2,9 %).
Особенностью сферы производства алкогольной продукции является
ее потенциальная криминогенность, что обуславливает необходимость жесткого контроля состояния налоговых баз по соответствующим акцизам. Мощным инструментом контроля является Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Возможности системы достаточны для того, чтобы отследить весь комплекс банка данных о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, система позволяет проследить весь путь движения продукции от производителя этилового спирта до конечного потребителя алкогольной продукции путем сбора, анализа и сравнения информации от каждого звена. В процессе использования система позволила осуществить движение товарно-транспортных накладных от поставщика к потребителю менее чем за одни сутки. В течение всего 2007 г. работа системы проходила без сбоев. Выявленные системой нарушения в 11 организациях оперативно расследовались, в результате во всех случаях установлены нарушения законодательства.
Одним из важнейших источников доходов территориального бюдже -та являются доходы от имущественных налогов. В 2007 г. их поступления превысили 3 млрд руб. (рост — на 34,1 %).
В указанной группе доходов максимальную долю составляют поступления налога на имущество организаций — мобилизовано 1,9 млрд руб. (рост — на 35,2 %).
Объем поступившего земельного налога составил 654 млн руб. (больше, чем в 2006 г. на 38,3 %).
В счет уплаты транспортного налога в бюджет области поступило 185 млн руб. (рост — 21 %). На долю физических лиц пришлось 45 % уплаченного.
Относительно невелики платежи по налогу на имущество физических лиц — 62,7 млн руб. (на 18 % больше, чем год назад).
Поступления налога на игорный бизнес составили 304 млн руб. (рост за год составил более 31,3 %). Налоговое администрирование происходит в условиях кардинального изменения законодательства. Существенные изменения в требования к организаторам азартных игр внес Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты к организации» (далее — Закон № 244-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 16 Закона контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных данным Законом, осуществляется налоговыми органами.
Изменение законодательства повлекло резкое (более чем двукратное) сокращение в течение 2007 г. налоговой базы. Так, на начало 2008 г. открыто 189 залов игровых автоматов, в то время как на 20.04.2007 г. (т. е. до вступления в силу Закона № 244-ФЗ) этих залов насчитывалось 380.
Отмечено в целом расширение сферы распространения специальных налоговых режимов, предназначенных для создания благоприятных условий для развития малого бизнеса.
Упрощенную систему налогообложения (УСН) на территории региона в 2007 г. применяли 13,2 тыс. субъектов малого бизнеса (7,1 тыс. организаций и 6,1 тыс. индивидуальных предпринимателей). По сравнению с 2006 г. число налогоплательщиков выросло на 30 %.
Налоговые поступления от УСН составили 674,4 млн руб. (рост — на 55 %).
Систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельхозналог — ЕСХН) на территории региона применена 641 налогоплательщиком (475 организациями и 166 индивидуальными предпринимателями). Рост числа налогоплательщиков в течение года составил более 23 %.
Налоговые поступления ЕСХН — 12 млн руб. (рост — на 13,8 %).
В 2007 г. систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) на территории региона применяло 30,5 тыс. субъектов малого бизнеса (5,4 тыс. организаций и 25,1 тыс. индивидуальных предпринимателей). В течение года наблюдалось незначительное сокращение указанных субъектов (на 1,4 %), при этом налоговые поступления (629,4 млн руб.) остались практически на уровне 2006 г. Причина сокращения числа налогоплательщиков — переход на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, на каждого налогоплательщика, применяющего УСН, пришлось 51,1 тыс. руб. соответствующих поступлений; в случаях применения ЕСХН и ЕНВД эти поступления составили 18,7 тыс. руб. и
20,6 тыс. руб.
Основной показатель полноты сбора налогов — сокращение задолженности. Показатель контролируется ФНС России посредством анализа динамики полной задолженности в бюджетную систему Российской Федерации по отношению к уровню, имевшемуся на 01.01.2005 г. (под указанной задолженностью подразумевается задолженность по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям, единому социальному налогу, платежам в государственные внебюджетные фонды, взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд).
Полная задолженность в Тульской области на 01.01.2005 г. составляла 21,2 млрд руб.; 01.01.2007 г. — 21 млрд руб. (т. е. уменьшилась на
0,7 %); 01.01.2008 г. — 19,6 млрд руб. (за год уменьшилась на 6,7 %). Таким образом, общее снижение комплексной задолженности с 2005 г. по 2008 г. составило 7,5 %.
Необходимо отметить, что более 25 % от имеющейся полной задолженности приходится на 6 предприятий, находящихся в стадии конкурсного производства.
В общей сумме задолженности 51 % приходится на задолженность предприятий с видом экономической деятельности «обрабатывающие производства», из них наибольшую задолженность имеют предприятия, производящие пищевые продукты, включая напитки, и предприятия, занимающиеся металлургическим производством и производством готовых металлических изделий. Их задолженность от суммы общей задолженности составляет соответственно 22 % и 13,4 %.
С целью погашения задолженности в 2007 г. налоговыми органами области проведена следующая работа. Должникам направлено около 413 тыс. требований об уплате налогов и сборов на сумму 6,1 млрд руб. Погашено должниками после получения требований 1,4 млрд руб. (23,5 % от требуемого). Выставлено около 65 тыс. инкассовых поручений на сумму 3 млрд руб. Поступило со счетов налогоплательщиков денежных средств, взысканных в бесспорном порядке 300 млн руб. (10 % от взыскиваемых сумм).
В банки направлено около 10 тыс. решений о приостановлении операций по счетам должников. Возбуждено 123 дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий с задолженностью 2,9 млрд руб. В ходе реализации процедур банкротства поступило 126,3 млн руб. (4,4 %).
Таким образом, меры административного воздействия по сокращению задолженности позволили дополнительно привлечь в бюджеты всех уровней 2,3 млрд руб.
Необходимо отметить, что в 2007 г. значительно повысился (до 31 %) показатель эффективности погашения задолженности на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства (год назад показатель составлял 24,1 %).
Результаты работы налоговых органов региона в части контрольной работы характеризуются следующими показателями.
За 2007 г. при проведении камеральных и выездных проверок дополнительно начислено в консолидированный бюджет и внебюджетные социальные фонды 2,8 млрд руб. (в 2006 г. — 3,3 млрд руб., т. е. на 15 % больше). Несмотря на снижение доначислений, объем поступлений в бюджет существенно возрос, что позволяет оценить результаты контрольной деятельности налоговых органов области в 2007 г. как положительные.
В 2007 г. поступило дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы 1,1 млн руб. (40 % от общей суммы доначисленных платежей и 2,7 % от суммы общих поступлений в бюджеты всех уровней). Удельный вес взысканных платежей в общей сумме доначислений увеличился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 10,6 %.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма поступивших в бюджеты всех уровней платежей по результатам мероприятий налогового контроля превысила прошлогодний уровень в 1,2 раза.
Число проведенных камеральных проверок превысило 440 тыс. (в 1,3 раза больше, чем год назад). Доначислено 1,4 млн руб. (51,7 % от общих доначислений).
Удельный вес количества проверок организаций, отобранных по результатам камерального анализа, вырос по сравнению с прошлым годом на 12 % и составил 35,4 %.
Выбор объектов выездных проверок осуществлялся в соответствии с утвержденной ФНС Концепцией планирования выездных налоговых проверок с учетом разработок, осуществленных сотрудниками регионального управления.
Учитывая, что в настоящее время планирование проверок является открытым процессом, критерии отбора опубликованы на сайте ФНС России и включают следующие.
1. Соответствие налоговой нагрузки налогоплательщика среднему уровню по хозяйствующим субъектам конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпами роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего по уровню по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право налогоплательщику применять специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочка контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиками пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей действительности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговым органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
По результатам 1 106 выездных проверок дополнительно начислено 1,34 млрд руб.
В отношении предприятий проведено 730 проверок (707 — результативные), доначислено 1,3 млрд руб. В отношении физических лиц — 376 проверок (374 — результативные), доначислено — около 40 млн руб.
Общая результативность проверок налогоплательщиков составила
97,7 %.
Низкорезультативные проверки, доначисления по которым в пределах 50 тыс. руб., в целом по Управлению составили 32,7 %, их доля снизилась по сравнению с прошлым годом (64,9 %) на 32,2 %.
На стадии рассмотрения материалов налоговых проверок налогоплательщиками оспорен 531 акт налоговой проверки на сумму 1,3 млрд руб. По результатам рассмотрения возражений удовлетворенная сумма составила 314 млн руб. (24 % от оспариваемой суммы).
По результатам рассмотрения материалов налоговых проверок в подразделения налогового аудита поступило 302 жалобы. Рассмотрено 250 жалоб (83 % от общего количества поступивших жалоб), общая оспариваемая сумма составила 625 млн руб. Оставлено без удовлетворения 157 жалоб, удовлетворено 73 (29 % от общего количества рассмотренных жалоб), сумма удовлетворенных требований составила 426 млн руб. (68 % от общей оспариваемой суммы). Из них удовлетворено полностью 36 жалоб на сумму 404 млн руб., частично - 37 жалоб, сумма частично удовлетворенных требований составила 22 млн руб.
В отчетном периоде предъявлено к налоговым органам и рассмотрено судами 369 заявлений.
За 2007 г. соотношение количества жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке, и количества предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами заявлений по области составило 68 %.
В течение всего 2007 г. активно проводилась работа по информированию налогоплательщиков: подготовлены ответы на более чем 60 тыс. письменных запросов налогоплательщиков. В соответствии с планами мероприятий Управления и инспекций проведено 272 тематических семинара, на которых присутствовало более 10 тысяч налогоплательщиков.
На сайте Управления за 2007 г. размещено 841 сообщение (в 1,6 раза больше, чем в 2006 г.).
Распространение информации через сайт Управления ФНС России по Тульской области позволило сделать контакт со средствами массовой информации более полноценным, результативным, увеличить скорость доставки информации к налогоплательщикам.
В целях повышения грамотности налогоплательщиков и формирования положительного имиджа налоговых органов организованы и проведе-
ны на территории инспекций Дни открытых дверей. Стали доброй традицией ежегодные встречи со студентами Тульского государственного университета, изучающими вопросы налогообложения.
В общеобразовательных школах при непосредственном участии Управления по налоговой тематике проводятся викторины, олимпиады, конкурсы рисунков. В ноябре 2007 г. подведены итоги областного конкурса детского рисунка «Налоги глазами детей», посвященного профессиональному празднику налоговых органов.
В процессе налогового администрирования важное место занимает внедрение прогрессивных форм работы с налогоплательщиками. Это в первую очередь касается электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками, что способствует более качественному исполнению обязанностей и реализации прав участников взаимодействия.
Важными направлениями совершенствования деятельности являются ускорение и автоматизация обработки данных отчетности налогоплательщиков. Актуальность проблемы заключается в том, что представление отчетности на бумаге требует дальнейшего ручного ввода данных, а это приводит к огромным трудозатратам работников налоговых органов. Вместе с тем скорейший ввод данных и в интересах налогоплательщиков, так как при этом сокращается срок проведения камеральных проверок и соответственно размер возможных начисленных сумм пеней.
Наиболее простое решение проблемы — представление в налоговый орган отчетности в электронном виде. Правовой основой такого представления отчетности является законодательное право налогоплательщика, согласно которому его декларации могут быть представлены в налоговый орган не только лично или через представителя, но и переданы по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Согласно порядку представления налоговых деклараций в электронном виде по ТКС участниками информационного обмена могут являться не только налогоплательщики и налоговые органы, но и специализированные операторы связи (далее — спецоператоры) или их представители, осуществляющие передачу деклараций в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков в налоговые органы (под спецоператором связи подразумевается организация, предоставляющая услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками).
При представлении налоговой декларации в электронном виде через спецоператора налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе. Достоверность представленной декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных средств электронной цифровой подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в декларации в элек-
тронном виде. Для защиты информации применяются также сертифицированные средства криптозащиты.
Учитывая важность действий специализированного оператора, ФНС РФ разработала требования к нему (достаточно жесткие, позволяющие обеспечить высокую надежность взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов). Оператору необходимо получить ряд сертификатов, в частности ФАПСИ (ФСБ), получение которых является достаточно сложной задачей. Контроль за деятельностью операторов со стороны контролирующих органов достаточно жесткий. Случаев утечки информации как в Тульской области, так и в Российской Федерации по вине операторов не установлено.
Выявленные преимущества представления бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи достаточно очевидны:
- экономия рабочего времени при сдаче отчетности (отпадает необходимость посещения налогоплательщиками налоговых инспекций, сведения передаются практически в любое время по телекоммуникационным каналам связи);
- отказ от дублирования документов на бумажных носителях;
- минимизация ошибок отчетности (налогоплательщику представляется возможность подготовки и формирования отчетности в стандартном актуальном формате с использованием средств выходного контроля);
- оперативное обновление форматов представления информации в электронном виде (при изменении форм налоговых деклараций или введении новых форм отчетности налогоплательщик получает обновленные версии новых форматов в электронном виде);
- после отправки информации в налоговый орган налогоплательщик гарантированно получает имеющее юридическую силу подтверждение ее получения;
- отчетность, направленная в электронном виде, проходит входной контроль и разносится в лицевые счета, что повышает оперативность и исключает технические ошибки.
Перечень представляемых операторами услуг весьма разнообразен (в частности возможно представление отчетности с помощью Интернета как с фиксированных ПЭВМ, так и с переносных моделей; в стадии внедрения
— передача с использованием сотовых телефонов и т. д.).
Налоговые органы успешно работают со всеми специализированными операторами связи. Задача налогоплательщиков — выбор для себя того спецоператора, который их больше устраивает по цене, удобству работы с программным обеспечением, сервисному обслуживанию. Учитывая широкий круг спецоператоров, работающих в Тульской области, ценовой режим при оказании услуг налогоплательщикам — один из наиболее мягких в России.
Наличие закрытого канала связи между налоговыми органами и налогоплательщиками при представлении отчетности по ТКС открывает ши-
рокие возможности взаимодействия и решения проблем, достаточно часто возникающих на практике.
Первая проблема связана с тем, что руководство предприятия обычно не обладает точной информацией о состоянии расчетов с бюджетом. В силу различных причин имеют место многочисленные случаи переплат по одним налогам при наличии недоимки по другим. Подобные ситуации чреваты применением достаточно жестких мер взыскания задолженности, что, естественно, является неприятным сюрпризом, осложняющим деятельность предприятия и влекущим чувствительные финансовые потери.
Для налогоплательщиков, пользующихся услугами спецоператоров, указанная проблема решается безболезненно, быстро и, кстати, бесплатно: участники электронного документооборота имеют возможность получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, проводить сверку, получать выписки из карточек расчетов с бюджетом.
Вторая проблема связана с угрозой рейдерского захвата (предписанная законодательством простота осуществления регистрационных действий повлекла многочисленные попытки ряда лиц по захвату бизнеса; доходность промысла породила целый бизнес и появление специалистов этого бизнеса - «рейдеров»). Основа захвата — имитация действий предприятия по назначению нового руководства. Успех «захватчиков» основан в существенной степени на неведении законного руководства о проведении регистрационных действий.
Меры борьбы с рейдерством в настоящее время в стадии законодательной разработки. Однако в отношении предприятий, представляющих отчетность по каналам связи, проблема легко решается путем представления предприятиям информации о ведении в их отношении соответствующих регистрационных действий. Указанное своевременное информирование руководства предприятий позволяет предпринять контрмеры к «захватчику».
Представление отчетности по ТКС находит все большее применение в нашей области. В 2007 г. около 9 тыс. налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) представили налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по ТКС (в 3,4 раза больше, чем в 2006 г.).
Обращает на себя внимание факт повышения заинтересованности в новом виде услуги индивидуальных предпринимателей. Способ представления отчетности по ТКС на текущий момент освоило уже более 3 тыс. представителей индивидуального бизнеса, количество которых по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло более чем в 2 раза.
Потребность в получении дополнительных информационных услуг у налогоплательщиков области постоянно растет. Наиболее востребованными в отчетном периоде явились услуги по представлению справки о состоянии расчетов по налогам и по формированию актов сверки расчетов.
Анализ динамики наполнения бюджета с учетом состояния налоговых баз свидетельствует о возможностях дальнейшего развития экономики Тульской области в 2008 г.