других видов деятельности. Возникает необходимость выполнения теоретических и практических исследований, решения методических вопросов диверсификации промышленного производства и выбора модели ее проведения с целью адаптации российской военной промышленности к функционированию в системе мирового хозяйства.
Библиографический список
1. Технологические аспекты конверсии машиностроительного производства / А.С. Васильев, [и др.]; под ред. А.И. Кондакова. М .-Тула: ТулГУ, 2003. 271 с.
2. Карачаровский В.В. Высокотехнологичное развитие и либеральная парадигма // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2003. № 9. С. 44-61.
3. Карачаровский В.В. Российский высокотехнологичный промышленный комплекс: политико-экономические императивы и безопасность развития // Мир России. 2001. № 2.
V.I. Belotserkovsky, A.A. Klochkova
А production diversification of Russian military enterprises and its prospective seller's markets
In paper the questions of production diversification of Russian military enterprises with orientation at its potential seller's markets are considered.
Key words: a diversification, a military-industrial complex, a production, a strategy, a seller's market.
УДК 336.221.4
С.Н. Алехин, доцент, канд. экон. наук, начальник УФНС по Тульской области (Россия, Тула)
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РЕГИОНА В ПОСТКРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ
Рассмотрены основные тенденции формирования доходной части бюджета региона (на примере Тульской области), взаимосвязь уровня экономического развития и собираемости налогов, меры по увеличению налоговых поступлений и работе с налогоплательщиками.
Ключевые слова: бюджет, собираемость налогов, налоговый контроль.
В условиях быстро изменяющейся экономической ситуации в стране несомненный интерес для широкого круга специалистов представляет процесс формирования консолидированного бюджета региона в динамике
(в контексте рассматриваемого вопроса под указанным бюджетом подразумевается как региональный бюджет, так и соответствующие бюджеты местного уровня).
Сравнительный анализ условий формирования бюджета Тульской области и результаты привлечения соответствующих средств проведены для периода 2007-2011 гг. Указанные период включает временные интервалы:
- до проявления кризиса — 2007 г.;
- непосредственно кризиса (до 2009 г. включительно);
- выхода из кризиса (2010-2011 гг.).
Состояние экономики характеризуют следующие макроэкономические показатели развития области:
- индекс промышленного производства (относительный показатель оценки изменения масштабов производства);
- динамика внешнеторгового оборота;
- фонд начисленной заработной платы,
- индекс потребительских цен (под индексом потребительских цен понимается показатель, отражающий изменение среднего уровня цен на товары и услуги) (табл. 1).
Таблица 1
Показатели экономики области
№ Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
1.1 Индекс пром. производства 113,3 % 105,0 % 85,1 % 112,3 % 112,3 %
1.2 Индекс потребительских цен 115,80 % 116,4 % 109,5 % 110,1 % 105,7 %
1.3 Экспорт (млн $) 2548,7 3978,9 1854,6 2285,3 3415,7
1.4 Импорт (млн $) 464,9 579,0 504,8 505,2 617,0
1.5 Фонд начисленной зарплаты (млн руб.) 59 042 75 817 83 238 90 510 99 338
Представленные данные свидетельствуют:
- объемы производства, снизившиеся во время кризиса, удалось восстановить только в 2011 г.;
- инфляция за период 2007-2011 гг. достигла практически 50 %;
- экспортный потенциал восстановлен только в 2011 г.,
- импорт вырос за рассматриваемый период почти на треть;
- заработная плата увеличилась на 68 %, и темпы ее роста существенно превысили рост объемов производства.
Привлеченные в бюджет суммы налогов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Консолидированный бюджет Тульской области в 2007-2011 гг. (тыс. руб.)
2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
1 Поступления в бюджет 22 071 652 30 329 444 25 869 570 30 586 720 33 618 117
в том числе:
1.1 - налог на прибыль организаций 6 610 142 10 238 807 5 615 699 6 374 284 8 225 139
1.2 - налог на доходы физических лиц 8 724 360 11 690 701 11 835 996 12 624 000 13 808 227
1.3 - акцизы всего 2 326 052 3 127 859 3 047 642 5 534 300 5 068 066
из них:
1.31 акцизы на алкогольную продукцию 1 141 852 1 614 170 1 455 917 1 480 524 717 846
1.32 акцизы на пиво 1 142 376 1 513 784 1 591 726 4 053 776 4 350 220
1.4 - налоги на совокупный доход 1 150 782 1 449 238 1 373 190 1 571 111 1 864 764
1.41 УСН 573 505 804 680 721 065 864 151 1 070 768
1.42 ЕНВД 566 478 629 710 635 258 680 152 757 766
1.5 - налоги на имущество 3 152 164 3 581 071 3 811 392 4 285 390 4 450 844
из них:
1.51 налог на имущество организаций 1 946 039 2 278 759 2 575 836 2 915 205 2 949 956
1.52 транспортный налог 184 963 277 982 357 130 491 794 603 803
1.53 земельный налог 653 967 671 533 707 044 802 845 873 299
Как следует из анализа представленных данных, экономический кризис привел к резкому сокращению доходов бюджета (в 2009 г. — на 15 % по сравнению с имевшимися в 2008 г.; потери бюджета тем более болезненны, что ранее ежегодно доходы бюджета возрастали на 25-30 %).
Основная составляющая бюджета — налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — давала около 40 % общих поступлений. В целом поступления налога демонстрируют устойчивый рост — в 2011 г. по сравнению с
2007 г. суммы собранного выросли на 58 % (в 2011 г. годовой прирост поступлений составил 9,4 %).
Основной проблемой сбора НДФЛ является полнота сведений о выплачиваемой заработной плате. Вследствие проводимой налоговыми органами Тульской области мероприятий по легализации налоговой базы по НДФЛ на протяжении последних шести лет отмечается динамика снижения количества налогоплательщиков «группы риска», с которыми проводится работа по легализации налоговой базы по НДФЛ.
Если в 2006 г. таких плательщиков насчитывалось 8,2 тыс., то к 2011 г. их количество снизилось более чем в 6 раз и составило 1,3 тыс. работодателей. В числе основных отраслей экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, следует отметить розничную и оптовую торговлю, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, строительство, транспорт и связь.
В наибольшей степени экономический кризис отразился на поступлениях налога на прибыль организаций, составляющего обычно (в частности в 2011 г.) около 25 % поступлений бюджета. Потери налога в процессе кризиса (2009 г.) составили около половины соответствующих поступлений в 2008 г. В 2010-2011 гг. ситуация по сбору налога улучшилась: так в 2011 г. обеспечен прирост поступлений на 30 %, тем не менее объем привлеченного в бюджет налога (8,2 млрд руб.) существенно (на 25 %) меньше, чем накануне кризиса.
Проблемным вопросом сбора налога на прибыль организаций является борьба с противозаконными попытками уменьшения налогооблагаемой базы.
В целях минимизации потерь бюджета налоговыми органами региона регулярно проводится целенаправленная работа с убыточными предприятиями, одним из направлений которой является организация мониторинга за деятельностью убыточных организаций в рамках работы по легализации налогооблагаемой базы и обеспечения полноты поступления налога.
По результатам проведенной работы в 2011 г. 106 налогоплательщиков представили уточненные декларации по налогу на прибыль, уменьшив суммы убытков прошлых периодов почти на полмиллиарда рублей.
Существенная составляющая часть бюджета (в 2011 г. — более 15 %) сформирована акцизами, имеющими в Тульской области две основные составляющие: акцизы на алкогольную продукцию и акцизы на пиво.
Поступления акцизов на алкогольную продукцию в рассматриваемом периоде резко (более чем в 2 раза) сократились: с 1,6 млрд руб. до 0,7 млрд руб. и имеют дальнейшую тенденцию к уменьшению (к 2012 г. по ряду объективных причин производство алкогольной продукции в Тульской области практически полностью свернуто).
Существенно более важны для бюджета акцизы на пиво, достигшие в 2011 г. суммы 4,35 млрд руб., т. е. около 13 % от собранного (в значительной мере увеличение акцизов связано с почти трех кратным увеличением ставок акцизов, имевшим место в рассматриваемом периоде.
Необходимо отметить увеличение сумм налогов, уплачиваемых налогоплательщиками, применяющими спецрежимы — упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В течение рассматриваемого периода объем соответствующих поступлений вырос в 1,6 раз (годовой рост поступлений в 2011 г. — более 18 %).
Динамика имущественных налогов (налога на имущество организаций, транспортного и земельного налоги) относительно стабильна, причем с 2007 г. по 2011 г. поступления
- налога на имущество организаций выросли в 1,41 раза, достигнув почти 4,5 млрд руб. (12,3 % от общих поступлений бюджета);
- транспортного налога — увеличились в 3,3 раза (в 2011 г. — 603 млн руб.),
- земельного налога — в 1,34 раза (873 млн руб.).
Особенность налога на имущество предприятий — возможность получения льгот, в частности при осуществлении инвестиционной деятельности. Сумма выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот составила в 2011 г. около 894 млн руб.
Поступления налога на имущество физических лиц (также входящего в группу имущественных налогов) вследствие малого уровня налогооблагаемой базы незначительны и не превышают ежегодно 100 млн руб. В 2011 г. поступило 23,8 млн руб. налога (втрое меньше, чем в 2010 г., что объясняется изменением срока уплаты налога на имущество физических лиц с 2011 г., внесенным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ в Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц». В 2010 г. (15 сентября и 15 ноября) налогоплательщики-физические лица производили уплату налога за 2010 г. (равными долями в 2 срока). В соответствии с изменившимся законодательством налог за 2011 г. будет уплачиваться не позднее 1 ноября 2012 г.
Существенным резервом наполнения бюджета является погашение задолженности налогоплательщиков перед бюджетом. Последовательное и комплексное применение мер принудительного взыскания задолженности позволило только в 2011 г. привлечь в бюджет более 2,1 млрд руб.
В отношении должников, не имеющих перспектив восстановления платежеспособности, широко применяются процедуры банкротства (по состоянию на 01 января 2012 г. на территории Тульской области проводится 234 процедуры банкротства).
Важным инструментом соблюдения налогового законодательства является его контроль в ходе камеральных и выездных проверок. В частно-
сти в 2011 г. налоговыми органами Тульской области при проведении проверок начислено 2,2 млрд руб. налогов.
С целью соблюдения законности налогоплательщиками области в регионе (как и повсеместно в стране) все более широко применяются процедуры обжалования действий налоговых органов. За 2011 г. рассмотрено 240 жалоб с суммой оспариваемых требований 950 млн руб., удовлетворено (полностью либо частично) 89 жалоб, в том числе:
- 69 жалоб на выездные налоговые проверки, сумма оспариваемых требований — 791 млн руб.; удовлетворено 29 жалоб на 42 млн руб.;
- 88 жалоб на камеральные налоговые проверки, сумма оспариваемых требований — 154 млн руб.; удовлетворена 21 жалоба на 10,8 млн руб.;
- 78 жалоб на действия (бездействие) налоговых органов (обжалован ряд случаев принудительного взыскания, непроведения зачетов налогов, их возвраты, уведомления об уплате налогов и т. д.); сумма оспариваемых требований составила 5 млн руб., удовлетворено 34 жалобы на сумму 2,3 млн руб.;
- 1 жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности оставлена без удовлетворения (оспариваемой суммы отсутствует, так как вынесено предупреждение);
- 4 жалобы, связанные с вопросами государственной регистрации, оставлены без удовлетворения.
Продолжается работа по автоматизации представления налогоплательщиками отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). По итогам 2011 г. доля налогоплательщиков-организаций, автоматизирована представивших налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерскую отчетность, составила 69,4 %.
Удельный вес налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей (работодателей), представивших налоговые декларации (расчеты) по ТКС, составил 65,1 %.
Доля налогоплательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом, составила 51,8 %.
С целью устранения недостатков в работе налоговых органов с 2011 г. проводится анкетирование налогоплательщиков. В 2011 г. в анкетировании на сайте ФНС России приняли участие 174 респондента, в том числе 96 (55,17 %) физических лиц, 45 юридических лиц (25,86 %), 33 индивидуальных предпринимателя (18,97 %).
Согласно результатам анкетирования в основном налогоплательщики обращались в инспекции области за получением следующих услуг: регистрация (постановка на учет) организаций, физических лиц, индивидуальных предпринимателей (получение ИНН), получение справок и иных документов по запросам, сдача налоговой отчетности.
Работа налоговых органов области оценена по следующим критериям: общая оценка работы инспекции, режим работы инспекции, время ожидания, комфортность места оказания услуги, сроки предоставления услуги, работа сотрудников.
В целом по области общая оценка работы инспекций сложилась следующая:
хорошо — 140 голосов (80,46 %), удовлетворительно — 5 голосов (2,87 %), неудовлетворительно — 29 голосов (16,67 %).
С целью повышения уровня информирования налогоплательщиков расширяется практика проведения информационных компаний. В 2011 г. проведено несколько таких кампаний:
- декларационная кампания — две пресс-конференции, «прямая линия» в газете «Слобода», публикации в газетах, на сайтах информационных агентств, в программах радио и ТВ оперативной информации о ходе декларационной кампании, информации о сроках подачи деклараций, работе консультационных пунктов и телефонах горячей линии;
- информирование налогоплательщиков о работе нового Интернет-сайта, онлайн-сервисов — публикации в газетах, на сайтах информационных агентств, на радио и ТВ;
- информирование налогоплательщиков об итогах работы налоговых органов Тульской области по различным направлениям с привлечением радио и ТВ, прессы, на сайтах информационных агентств;
- освещение в СМИ работы расширенных коллегий;
- информирование налогоплательщиков об изменениях в законодательстве по исчислению земельного налога — совместная пресс-конференция с Управлением Россреестра, «прямая линия» в газете «Слобода», выступления заместителей руководителя в теле- и радиопрограммах, публикации в СМИ;
- освещение в СМИ работы по легализации «серых» зарплат. Учитывая достаточно сложные условия экономики, налоговые органы региона готовы к работе по максимальному облегчению для налогоплательщиков процесса уплаты налогов и минимизации проблем применения налогового законодательства.
S.N. Alekhin
The formation of the budget regions of economy in post-crisis condition of economy The main trends of budget organization were considered. Interrelation between economic development and tax collection, measures to increase tax receipts and work with taxpayers were considered to.
Key words: budget, tax collection, tax control.