УДК 336.025
место и роль ндс в налоговой системе в формировании
доходных источников бюджетов (на примере волгоградской области)
е. а чумакова,
аспирантка кафедры экономики и управления E-mail: [email protected] Волгоградский институт бизнеса
В статье определены роль и место налога на добавленную стоимость в налоговой системе Волгоградской области, проанализированы итоги администрирования налоговых поступлений, проведена оценка собираемости и задолженности, а также анализ эффективности контрольной работы налоговых органов Волгоградской области в отношении налогоплательщиков НДС. Для обеспечения эффективного контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты НДС в регионе приведены меры для увеличения резервов налоговых поступлений НДС.
Ключевые слова: НДС, бюджет, бюджетообразующие налоги, администрирование, налоговые поступления, анализ, динамика, собираемость, задолженность, контрольная работа.
Налоги и сборы являются источниками бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития и вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств.
Источником налогов выступает национальный доход - вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства посредством использования труда, капитала и природных ресурсов [3].
Содержательным признаком налога, как известно, является уплата его в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговые доходы на региональном уровне -это мезоуровень в рамках хозяйственной деятель-
ности страны. Совокупность регионов составляет макроуровень или национальную экономическую систему, следовательно, развитие налоговых возможностей каждого региона - база для развития страны [7].
Современные национальные налоговые системы сочетают прямые и косвенные налоги. Характер предпочтения зависит в значительной степени от экономического развития государства: чем ниже уровень развития, тем большую долю доходов государство получает от взимания косвенных налогов. И, наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны. Введение косвенных налогов в налоговые системы государств с рыночной экономикой обычно связывают с возрастанием потребности государства в доходах бюджета. Налогообложение добавленной стоимости - одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Налог на добавленную стоимость (НДС) относят к категории универсальных косвенных налогов, которыми облагается весь товарооборот [4].
Этот налог называется косвенным, потому что уплачивается в бюджет не конечным потребителем, на которого он фактически возложен, а посредниками - производителями из производственной цепочки, пропорционально созданным или добавочным стоимостям товара.
В России НДС введен с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 06.12.1991 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» в ранге федерального налога. Взимание НДС в Российской Федерации, опреде-
ление объекта налогообложения, ставок налога, а также порядок уплаты НДС регламентируются гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации.
Объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов, которые включают:
- пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;
- создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;
- присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм [6]. Налог на добавленную стоимость является важным ис-
зательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации выделяют налоговые и неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами Волгоградской области. Наглядно структура налоговых и неналоговых доходов представлена на рис. 1.
Анализ данных по Волгоградской области с 2010 по 2012 гг. в части налоговых и неналоговых доходов, администрируемых налоговыми органами, показывает, что доля налоговых доходов в общей структуре доходов значительная и стабильная (не менее 99,9 %). Удельный вес неналоговых доходов, администрируемых налоговыми органами, не пре-
точником пополнения государственного бюджета. Характеризуя НДС, рассмотрим его роль и место в доходной части бюджета России. В 2012 г. НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, составил. 1 886,1 млрд руб., или 15 % доходов федерального бюджета. На товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2012 г. НДС составил 1 659,7 млрд руб., или 13 % доходов федерального бюджета Российской Федерации [2].
В структуре поступления налогов, сборов и иных обя-
Источник: составлено автором по данным [5] (форма статистической налоговой отчетности № 1-НМ).
Рис. 1. Структура налоговых и неналоговых доходов, администрируемых налоговыми органами Волгоградской области
7х"
35
вышает 0,1 %, основной состав которого - штрафы, санкции, возмещение ущерба, в том числе:
- денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах;
- денежные взыскания (штрафы) за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций. Удельный вес НДС на ввозимые товары в структуре налоговых доходов Волгоградской области за последние три года составляет от 0,3 до 0,6 %; доля НДС - от 7,4 до 11,1 %.
Для определения места и экономической роли НДС, администрируемого налоговыми органами Волгоградской области, необходимо провести анализ динамики и структуры всех налоговых платежей по данным налоговых органов (табл. 1).
Динамика налоговых доходов, администрируе-мых налоговыми органами Волгоградской области в бюджеты всех уровней за 2010-2012 гг., свидетельствует об увеличении налоговых поступлений. В 2012 г. общий объем налоговых поступлений,
собранных налоговыми органами Волгоградской области, составил 95 265,9 млн руб., что на 2,6 % больше налоговых поступлений 2011 г., а относительно 2010 г. - на 14 749,6 млн руб., или 18,3 %. Максимальное увеличение налоговых поступлений в 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года произошло за счет увеличения поступлений налога на доходы физических лиц и акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации на 2 296,6 млн руб. (11,4 %) и 2 195,7 млн руб. (10,3 %) соответственно. При этом за сопоставимый период произошло уменьшение поступлений НДС на 3 243,3 млн руб., или на 31,6 %, а по сравнению с 2010 г. - на 1 524,5 млн руб., или на 17,8 %.
По ряду налогов также произошли снижения поступлений в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом. Так, размер налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами уменьшился на 10 %, единый сельскохозяйственный налог - на 12,8 %.
Что касается структуры налоговых поступлений, администрируемых УФНС России по Волго-
Таблица 1
Динамика и структура налоговых платежей, администрируемых налоговыми органами Волгоградской области за 2010-2012 гг.
Источник доходов 2010 2011 2012
Млн руб. % Млн руб. °% Изменение 2011 / 2010, °% Млн руб. °% Изменение 2012 / 2011, %
Всего налоговых и других доходов 80 516,3 100,0 92 889,3 100,0 115,4 95 265,9 100,0 102,6
Налог на прибыль организаций 19 298,7 24,0 18 038,9 19,4 93,5 18 571,9 19,5 103,0
Налог на доходы физических лиц 1 845,8 22,9 20 219,5 21,8 109,6 22 516,1 23,6 111,4
НДС 8 559,4 10,6 10 278,2 11,1 120,1 7 034,9 7,4 68,4
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 14 403,9 17,9 21 418,2 23,1 148,7 23 613,9 24,8 110,3
НДС на ввозимые товары 215,9 0,3 273,4 0,3 126,6 555,2 0,6 203,1
Налоги на имущество 7 906,6 9,8 7 649,3 8,2 96,7 8 515,7 8,9 111,3
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 8 656,2 10,8 11 686,6 12,6 135,0 10 459,0 11,0 89,5
Государственная пошлина, сборы 281,9 0,4 296,8 0,3 105,3 302,5 0,3 101,9
Поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным налоговым платежам 127,0 0,2 9,8 0,0 7,7 32,6 0,0 334,8
Неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами 51,4 0,1 57,9 0,1 112,6 49,2 0,1 85,0
Упрощенная система налогообложения 1 622,1 2,0 1 885,5 2,0 116,2 2 189,4 2,3 116,1
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 1 286,6 1,6 1 260,4 1,4 98,0 1 355,5 1,4 107,5
Единый сельскохозяйственный налог 64,5 0,1 72,2 0,1 111,9 63,0 0,1 87,2
Источник: составлено автором по данным [5] (форма статистической налоговой отчетности № 1-НМ).
градской области, то в 2012 г. более чем три четверти
всех налогов составляли:
- акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, - 24,8 %, при этом их доля возросла по сравнению с 2011 г. на 1,7 п.п.;
- налог на доходы физических лиц - 23,6 % (1,9 п.п.);
- налог на прибыль организаций - 1 9,5 % (0,1 п.п.);
- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 7,4 %, при этом его удельный вес уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 3,7 п.п.
Таким образом, рост поступлений, админист-
рируемых УФНС России по Волгоградской области, в 2012 г. на 75 % был вызван увеличением таких налогов, как акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.
Распределение собираемых налоговых платежей по уровням бюджета представлено в табл. 2.
Основная масса налоговых платежей, администрируемых УФНС России по Волгоградской области, зачисляется в региональный и федеральный бюджеты. Удельный вес налоговых поступлений в региональный бюджет Волгоградской области на протяжении последних трех лет превышает 50 %-ный барьер в общем объеме налоговых платежей в бюджеты всех уровней, за исключением 2011 г.
Таблица 2
Показатели и структура поступлений, администрируемых УФНС России по Волгоградской области, в бюджеты всех уровней по видам налогов за 2010-2012 гг. [5]
Показатель 2010 2011 2012 Динамика за 2011-2012
Млн руб. % Млн руб. Млн руб. Млн руб.
Поступление налоговых платежей 25 223,4 100,0 35 560,8 100,0 30 218,6 100,0 -5 342,2 85,0
в федеральный бюджет, всего
В том числе:
- НДС 8 559,4 33,9 10 278,2 28,9 7 034,9 23,3 -3 243,3 68,4
- налог на прибыль организаций 1 742,8 6,9 1 612,4 4,5 860,2 2,8 -752,2 53,3
(доход)
- акцизы по подакцизным товарам 5 939,7 23,5 11 591,2 32,6 11 195,5 37,0 -395,7 96,6
- НДПИ 8 591,6 34,1 11 634,2 32,7 10 398,1 34,4 -1 236,1 89,4
- прочие налоги 389,9 1,5 444,7 1,3 729,9 2,4 285,2 164,1
Поступление налоговых платежей 42 109,9 100,0 43 791,0 100,0 50 588,4 100,0 6 797,4 115,5
в региональный бюджет, всего
В том числе
- налог на прибыль организаций 17 555,9 41,7 16 426,5 37,5 17 711,7 35,0 1 285,2 107,8
(доход)
- налог на доходы физических лиц 8 467,4 20,1 9 595,0 21,9 11 603,7 22,9 2 008,7 120,9
- акцизы по подакцизным товарам 8 464,2 20,1 9 827,0 22,4 12 418,4 24,5 2 591,4 126,4
- налог на имущество организаций 5 186,9 12,3 5 197,8 11,9 5 531,7 10,9 333,9 106,4
- НДПИ 42,1 0,1 40,9 0,1 46,9 0,1 6,0 114,8
- транспортный налог 970,6 2,3 1 004,7 2,3 1 061,2 2,1 56,5 105,6
- прочие налоги 1 422,8 3,4 1 699,2 3,9 2 214,8 4,4 515,6 130,3
Поступление налоговых платежей 13 183,1 100,0 13 537,5 100,0 14 458,8 100,0 921,2 106,8
в местный бюджет, всего
В том числе
- налог на доходы физических лиц 9 988,4 75,8 10 624,5 78,5 10 912,4 75,5 287,9 102,7
- единый налог на вмененный доход 1 157,9 8,8 1 228,8 9,1 1 354,7 9,4 125,9 110,2
для отдельных видов деятельности
- земельный налог (в том числе по 1 577,9 12,0 1 365,8 10,1 1 649,7 11,4 283,9 120,8
обязательствам, возникшим до
01.01.2006)
- прочие налоги 458,9 3,5 318,4 2,4 542,0 3,7 223,6 170,2
Поступление налоговых платежей 80 516,4 100,0 92 889,3 100,0 95 265,8 100,0 2 3 76,5 102,6
в бюджетыг всех уровней
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения ' 37
(47 %). Доля поступлений налогов и сборов в местный бюджет Волгоградской области остается практически неизменной и составляет от 15 до 16 %. Удельный вес федерального бюджета за анализируемый период - самый нестабильный. Наглядно структура налоговых поступлений за 2010-2012 гг. представлена на рис. 2.
В Волгоградской области в 2012 г. собрано налоговых платежей в сумме 95 265,9 млн руб., из которых 53,1 % было зачислено в региональный бюджет, 31,7 - в федеральный бюджет, а оставши-
| Федеральный бюджет | ~\ Региональный бюджет |:::::::1 Местный бюджет Источник: составлено автором по данным [5].
Рис. 2. Структура поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Волгоградской области по уровням бюджета за 2010-2012 гг., %; а - 2010 г; б - 2011 г; в - 2012 г.
90
80
70
60
50
40
30
20
10
2010
2011
I I Прочие налоги
Шндс
I::::: :1 Налог на прибыль организаций (доход) Ш Акцизы по подакцизным товарам
Источник: составлено автором по данным [5].
Рис. 3. Структура федерального бюджета в Волгоградской области по видам налогов
в 2010-2012 гг., %
еся 15,2 % - в местный бюджет. Размер налоговых поступлений в региональный бюджет составил 50 588,4 млн руб., рост на 16 % относительно 2011 г. В федеральный бюджет зачислено 30 218,6 млн руб., налоговые поступления снизились на 15 % по сравнению с предыдущим годом. В местный бюджет налоговые поступления составили 14 458,8 млн руб., рост составил 7 % по сравнению с 2011 г..
Основными бюджетообразующими налогами в федеральный бюджет в Волгоградской области являются НДС, налог на добычу полезных ископаемых
(НДПИ), акцизы по подакцизным товарам и налог на прибыль (см. рис. 3).
Приведенная структура свидетельствует о стремительном увеличении доли акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, с 23,5 % в 2010 г. до 37 % в 2012 г. Удельный вес поступлений НДПИ остается практически неизменным в анализируемом периоде. Заметно теряет свои позиции НДС, удельный вес которого с 2010 по 2012 г. уменьшился на 10 % в общей структуре поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет.
Снижение размера налоговых поступлений в федеральный бюджет объясняется сокращением поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации.
Лидерами по формированию региональ-
2012
0
ного бюджета Волгоградской области в 2010-2012 гг. стали:
- налог на прибыль организаций;
- акцизы по подакцизным товарам;
- налог на доходы физических лиц.
На долю остальных налоговых поступлений приходится около 18 % всех администрируемых налогов и сборов в Волгоградской области (рис. 4).
По итогам 2010-2012 гг. в структуре местного бюджета Волгоградской области доминирующее место занимают поступления по налогу на доходы физических лиц, обеспечивая свыше 75 % поступлений в местный бюджет. В 2012 г. было собрано данного налога в сумме 10 912,4 млн руб., увеличение в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом составило 287,9 млн руб., или 2,7 %, по сравнению с 2010 г. - 924,0 млн руб., или 9,3 % (рис. 5).
Проведенный анализ налогового администрирования поступлений по видам налогов показал, что наибольшее снижение поступлений в 2012 г. по сравнению с 2010 и 2011 г. произошло по НДС. Кроме того, с 2006 по 2012 гг. единственным налогом, который не наращивает, а снижает темпы роста, стал НДС (рис. 6).
С 2006 по 2012 г. более 90 % НДС аккумулируется в следующих видах экономической деятельности:
- добыча полезных ископаемых;
- обрабатывающие производства;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- строительство;
- оптовая и розничная торговля;
- транспорт и связь;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
Оставшиеся 10 % поступлений НДС приходится на:
- сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство;
- рыболовство, рыбоводство;
- гостиницы и рестораны;
- финансовую деятельность;
- государственное управление и обеспечение военной безопасности;
- обязательное социальное обеспечение;
- образование;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг;
2010 2011 2012 I I Налог на прибыль организаций (доход) НИ Налог на имущество организаций I Налог на доходы физических лиц Налог на имущество организаций
I Акцизы по подакцизным товарам | | Прочие налоги
Рис. 4. Структура регионального бюджета Волгоградской области по видам налогов в 2010-2012 гг, % [5].
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
12 10,1 11,4
: : : 8,8 : : : : : 1:1:9,4 : : : :
75,8 78,5 75,5
-1- -1-
2010
I I Налог на доходы физических лиц 1::::: ] Единый налог на вмененный доход
2011 2012
I Земельный налог (в том числе по
обязательствам, возникшим до 01.01.2006)
для отдельных видов деятельности Прочие налоги
Рис. 5. Структура местного бюджета Волгоградской области по видам налогов
в 2010-2012 гг., % [5]
7х"
39
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Рис. 6. Динамика бюджетообразующих налогов Волгоградской области в 2006-2012 гг., % [5]: 1 - упрощенная система налогообложения; 2 - единый сельскохозяйственный налог; 3 - налог на доходы физических лиц; 4 - налоги на имущество; 5 - налоги за пользование природными ресурсами; 6 - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 7- налог на прибыль организаций (доход); 8 - налог на добавленную стоимость
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Общее снижение поступления НДС обусловлено снижением объемов собираемого налога главным образом организациями обрабатывающих производств, в частности:
- в производстве нефтепродуктов;
- в металлургическом производстве;
- в производстве готовых металлических изделий. Достижение стратегических целей предприятия
возможно только в условиях воздействия внешней среды, а также внутренних особенностей осуществления финансово-хозяйственной деятельности [1]. Фактически НДС, уплачиваемый предприятиями регионов, представляет собой налог на спрос в субъекте Федерации, поэтому динамика поступлений данного налога в целом и по видам деятельности отражает ситуацию на рынке товаров и услуг Волгоградской области.
В качестве наглядного примера рассмотрим поступления НДС с 2006 по 2012 г. по отдельным видам экономической деятельности (рис. 7).
Наряду с рассмотрением динамики НДС целесообразно проанализировать собираемость и контрольную работу налоговых органов в части доначислений данного налога.
Показатель собираемости, рассчитываемый как отношение поступивших платежей к начисленным,
имеет некую долю субъективности, тем не менее он косвенно характеризует экономическую ситуацию в регионе и эффективность работы налоговых органов в течение анализируемого периода.
Показатель «начислено всего по налоговым и другим доходам» (по данным отчетности УФНС России по Волгоградской области) не отражает размера начислений по НДФЛ, поэтому, если предположить, что сумма поступивших налоговых платежей пропорциональна сумме начислений по данному налогу, то показатель собираемости по всем налоговыми и другим доходам по Волгоградской области в 2010 г. с 130,2 % снизится до 100,3 %, в 2011 г. - с 135,7 до 104,8 %, в 2012 г. - с 133,1 до 101,2 % (табл. 3).
В 2012 г. уровень собираемости по НДС стал рекордно низким за последние годы, а по сравнению с 2011 г. снизился на 11 п.п.
Проведем анализ задолженности по НДС в 2010-2012 гг. (табл. 4).
Проведенные расчеты по анализу задолженности показали, что удельный вес НДС в общем объеме задолженности занимает не менее 37 % за рассматриваемый период: в 2010 г. - 37,4 %, в 2011 г. -36,9 %, в 2012 г. - 38,8 %.
Кроме того, задолженность по НДС в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 2,54 %, с 3 649,0 млн руб. в 2011 г. до 3 741,7 млн руб. в 2012 г.
350 300 250 200 150 100 50 0
-50 -100
___□
...о-'
*Ч \ _ __ __. __
N ,—1 '' —к
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 —□— Оптовая и розничная торговля —х- ■ Обрабатывающие производства .....о...... Строительство —Д- - Всего НДС
Собираемость налогов, сборов, иных обязательных платежей в 2010-2012 гг. по Волгоградской области, %
Рис. 7. Динамика НДС по видам экономической деятельности в 2006-2012 гг., % [5]
Таблица 3
Показатель 2010 2011 2012 Изменение уровня собираемости
2011/2010 2012/2011
Начислено по налоговым и другим доходам, всего 130,2 135,7 133,1 5,5 -2,6
В том числе по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 91,2 95,6 84,6 4,4 -11,0
Источник: составлено автором по данным [5] (форма статистической налоговой отчетности № 1-НМ).
Таблица 4 Задолженность по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по Волгоградской области в 2010-2012 гг., млн руб.
Показатель 2010 2011 2012
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, всего 10 108,5 9 878,8 9 652,0
В том числе по НДС 3 778,2 3 649,0 3 741,7
Источник: составлено автором по данным [5] (форма статистической налоговой отчетности № 4-НМ).
Оценим эффективность контрольной работы налоговых органов Волгоградской области в отношении налогоплательщиков НДС (табл. 5, 6).
Анализ данных табл. 5 показывает, что работа выездного контрольного блока оказалась более результативной, чем камерального. Только 15 % выездных проверок не выявили нарушения. В ходе выездных налоговых проверок по НДС в 2010 г. было дополнительно начислено 1 446,9 млн руб., или 69,1 % от общего объема дополнительно начисленных сумм по НДС. В то же время в 2010 г. только каждая 16-я проверка из всех камеральных налоговых проверок
выявила нарушения, по результатам которых было доначислено 478,6 млн руб. (22,9 % от общего объема дополнительно начисленных сумм по НДС), т. е. на одну проведенную камеральную проверку, выявившую нарушение, приходилось 0,789 млн руб.
В 2011 г. общее число налоговых проверок по НДС сократилось по сравнению с 2010 г. на 421 проверку, или на 1 %, и составило 98 699 налоговых проверок, в том числе 928 выездных налоговых проверок, или 1 % от общего числа проверок. Камеральных налоговых проверок проведено 97 771, или 99 % от общего числа проверок. Несмотря на снижение количества результативных проверок, контрольная работа выездного контрольного блока по-прежнему оказалась более результативной. В 2011 г. в ходе выездных налоговых проверок по НДС было дополнительно начислено 1 569,8 млн руб., или 72,3 % от общего объема дополнительно начисленных сумм по НДС. В работе контрольного блока по камеральным налоговым проверкам каждая 19-я проверка из всех проведенных проверок в 2011 г. оказалась результативной с суммой доначислений в размере 406,7 млн руб. (18,7 % от общего объема дополнительно начисленных сумм по НДС), т. е. на одну проведенную камеральную проверку, выявив-
Источник: составлено автором по данным [5] (форма статистической налоговой отчетности № 2-НК).
Таблица 5
Количество проведенных выездных и камеральных проверок по НДС, проведенных налоговыми органами Волгоградской области за 2010-2012гг.
Показатель 2010 2011 Изменение за 2010-2011 2012 изменение за 2011-2012
Количество проведенных выездных проверок, всего 1 007 928 -79 905 -23
Из них выявивших нарушения 859 787 -72 708 -79
Количество проведенных камеральных проверок, всего 98 113 97 771 -342 104 601 6 830
Из них выявивших нарушения 6 065 5 270 -795 5 652 382
Источник: составлено автором по данным [5] (форма статистической налоговой отчетности № 2-НК).
Таблица 6
Результативность мероприятий налогового контроля, проводимых налоговыми органами Волгоградской области в 2010-2012 гг., млн руб.
показатель 2010 2011 2012
Всего В том числе НДС Всего В том числе НДС Всего В том числе НДС
Дополнительно начислено налоговых платежей, всего 4 789,2 2 093,5 4 647,1 2 170,9 4 983,2 2 277,1
В том числе:
- по выездным налоговым проверкам, включая налоги, пени, штрафные санкции 3 267,9 1 446,9 3 310,7 1 569,8 3 549,8 1 548,1
- по камеральным налоговым проверкам, включая налоги, пени, штрафные санкции 996,6 478,6 825,2 406,7 878,4 487,3
- дополнительно начислено по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов 524,7 168,1 511,2 194,4 555,0 241,7
шую нарушение, приходилось 0,772 млн руб. Увеличение результативности в расчете на одну выездную проверку при одновременном сокращении числа проверок в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составило 0,310 млн руб., в расчете на одну камеральную налоговую проверку при сокращении проведенных камеральных проверок (-342) в 2011 г. приходится на 0,017 млн руб. меньше, чем в 2010 г.
В 2012 г. общее число налоговых проверок по НДС увеличилось по сравнению с 2011 г. на 6 807 проверок, или 6,9 %, и составило 105 506 налоговых проверок, в том числе 905 выездных налоговых проверок 905 (1 % от общего числа), 104 601 камеральных налоговых проверок (99 %). Структура налоговых проверок на протяжении анализируемого периода не изменяется и составляет 1 % выездных налоговых проверок и 99 % камеральных налоговых проверок. Рост проверок в 2012 г. по сравнению с 2011 г. обусловлен ростом камеральных налоговых проверок. В 2012 г. в ходе выездных налоговых проверок по НДС было дополнительно начислено 1 548,1 млн руб., или 68,0 % от общего объема дополнительно начисленных сумм по НДС, где на
одну проведенную выездную проверку, выявившую нарушение, приходилось 2,187 млн руб. В работе контрольного блока по камеральным налоговым проверкам по-прежнему каждая 19-я проверка из всех проведенных проверок в 2012 г. оказалась результативной с суммой доначислений в размере 487,276 млн руб. (21,4 % от общего объема дополнительно начисленных сумм по НДС), т. е. на одну проведенную камеральную проверку, выявившую нарушение, приходилось 0,862 млн руб. Увеличение результативности в расчете на одну выездную проверку при одновременном сокращении числа проверок в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составило 191,7 тыс руб., в расчете на одну камеральную налоговую проверку при значительном увеличении проведенных камеральных проверок в 2012 г. приходится на 9 тыс руб. больше, чем в 2011 г.
Необходимо отметить, что, по данным налоговых деклараций налогоплательщиков НДС, в 2012 г. сумма налога в структуре начислений НДС, исчисленная к уплате в бюджет, составила 22 563,1 млн руб., а сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 14 418,0 млн руб. в общей сумме
исчисленного налога. По данным налоговых деклараций по НДС, в 2010 г. к уплате в бюджетную систему подлежало НДС в 2 раза больше, чем к возмещению; в 2011 г. - в 1,7 раза; в 2012 г. - в 1,6 раза.
Детально проведя оценку НДС, для увеличения резервов налоговых поступлений в части НДС в регионе необходимо реализовать следующее:
- создать в регионе благоприятный инвестиционный климат;
- наращивать налоговые поступления субъекта без увеличения налогового бремени путем ликвидации каналов ухода от налогообложения, сокращения теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрываемых от налогообложения;
- доработать механизм стимулирования работников налоговой службы Волгоградской области по результатам поступлений доначисленных сумм налогов в ходе мероприятий налогового контроля;
- принять меры по погашению имеющейся задолженностей по налогу;
- на постоянной основе проводить агитационную и разъяснительную работу с налогоплательщиками НДС Волгоградской области по вопросам налогообложения;
- ввести электронную обработку счетов-фактур, оперативное представление в электронном виде журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж всеми плательщикам НДС, а не только налогоплательщиками, представившими налоговые декларации по НДС к возмещению сумм налога из бюджета, что позволит выявлять завышения НДС к возмещению или занижения к уплате.
Расширение полномочий налоговых органов при проверке деклараций НДС позволит уменьшить возможности ухода от уплаты НДС за счет занижения налогооблагаемой базы и необоснованного требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг), а также позволит выявить налоговые правонарушения, связанные с другими налогами, уплачиваемыми от выручки.
Реализация предложенных мер не решит всех проблем, однако, улучшая качество и эффективность работы, налоговые органы обеспечат увеличение поступления НДС в бюджет.
Список литературы
1. Кабанов В. Н. Технология управления финансами на основе модели точки безубыточности // Финансовый менеджмент. 2008. № 2. С. 14-21.
2. Министерство финансов Российской Федерации. М1р://тйэ. ттйп. т.
3. Налоги в системе налогообложения в Российской Федерации / под ред. Н. Г. Дмитриевой, Д. Б. Дмитриева. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
4. Налоги и налогообложение / под ред. Е. Б. Шуваловой, А. Е. Шувалова. М.: МЭСИ, 2004.
5. УФНС России по Волгоградской области. http://www. г34.па^. ги.
6. Чернова А. Н. НДС, его роль и место в налоговой системе Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2011. № 1.
7. Чигвинцева Е. С. Применение национальной модели общественного благосостояния на региональном уровне // Вопросы регулирования экономики. 2010. Т. 1. № 2. С. 80-87.