поиск. версия. атрибуция
№4 (04) 2013
Алина Булгакова, ведущий искусствовед МИА ASG
Анализ декоративного оформления сундуков эпохи Ренессанса из Большого собрания изящных искусств ASG
АННОТАЦИЯ: статья посвящена анализу декоративного оформления сундуков эпохи Ренессанса из Большого собрания изящных искусств ASG. В статье рассматривается декор плоских сундуков, созданных во Франции, Испании и Италии и украшенных в традициях позднего готического и ренессансного искусства.
КЛюЧЕВыЕ СЛОВА: сундук, плоский сундук, декор, Готика, Ренессанс, орнаментальная композиция, «рыбье пузыри», масверк, антропоморфный орнамент, религиозные сюжеты.
SuMMARY ABSTraCT: This article is devoted to the analysis of best's decoration of the Renaissance from the Great Assembly of Fine Arts ASG. In the article considered the decor of flat chests created in France, Spain and Italy and decorated in the traditions of the late Gothic and Renaissance art.
KEY wORDS: chest, flat chest, decoration, Gothic, renaissance art, ornamental composition, «fish-bubbles», tracery, anthropomorphic ornament, religious subjects.
Сундук (фр. coffre - сундук, ящик) - одна из наиболее ранних форм мебели, известная еще со времен Древнего Египта. В простейшем виде представляет собой изделие корпусной мебели с откидной крышкой. Именно сундук послужил прообразом для многих типов мебельных конструкций. При этом в современном быту данная форма мебели практически не используется, за исключением крестьянского обихода.
Сундук (фр. coffre - сундук, ящик) - одна из наиболее ранних форм мебели, известная еще со времен Древнего Египта. В простейшем виде представляет собой изделие корпусной мебели с откидной крышкой. Именно сундук послужил прообразом многих типов мебельных конструкций. При этом в современном быту данная форма мебели практически не используется, за исключением крестьянского обихода.
В Европе сундуки получили распространение в раннем средневековье и являлись основным и универсальным предметом мебели. Они могли исполнять роль стола, кровати, стула, а также хранилища одежды, ценностей и предметов домашнего обихода. Сундук явился прообразом шкафа, который был поставлен вертикально и снабжен двумя дверцами и ящиками. В период Готики появились сундуки на высоких ножках, которые в свою очередь, стали прототипом дрессуа-ров (поставцов).
Франция, ок. 1500 г. (XV в.) Массив ореха, кованое железо, резьба 55x134 см БСИИASG, инв. № 24-3332
Первые сундуки в силу простоты конструкции делились на плоские (фр. соАге plat) - сундуки прямоугольной формы с плоскими крышками - и на объемные (фр. соАге bombé), имеющие выпуклую форму. Плоские, в свою очередь, можно разделить на сундуки на ножках и без них.
Наиболее примечательные в декоративном оформлении образцы относятся к эпохе позднего средневековья и Возрождения. Именно в этот период появляются причудливые геометрические орнаментальные композиции, гротески, по-новому осмысливаются антропоморфные мотивы.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится коллекция сундуков эпохи Возрождения. В силу ее специфики в собрании отсутствуют сундуки объемной формы. Зато здесь находится обширная коллекция плоских сундуков, выполненных как столичными, так и провинциальными мастерами Франции, Испании и Италии. Некоторые образцы датируются концом XVII в., но проходят в рамках реннесансного искусства, поскольку во многих провинциальных европейских
wv вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата
Í4up искусств
областях черты возрожденческого стиля сохранялись вплоть до начала XVII столетия.
Одна из наиболее ранних вещей собрания, хотя и является лишь мебельным фрагментом, представляет собой фасадную доску сундука (инв. №24-3332), декорированную ажурным готическим орнаментом «Масверком» (фр. Tracerie -«узор»). Популярный во времена Готики данный орнамент пришел в убранство мебели из архитектуры. Он основан на сложном переплетении прямых и дугообразных линий и создавался с помощью циркуля. Сверху доска украшена четырех-листниками, внизу - стрельчатыми ланцетными арками. В центре - геральдическая лилия (флёр-де-лис), слева и справа от нее - четыре округлых орнаментальных мотива - «рыбьи пузыри» (фр. vessie de poisson), скомпанованные попарно. «Пузыри» имеют округлую форму, в которую включено несколько элементов в виде стилизованных рыб.
Аналогичным орнаментом декорирован полностью сохранившийся плоский сундук на ножках (инв. №20-1199). Здесь фасад украшен орнаментальными композициями в виде двух цветочных розеток в центре. Слева и справа от розеток - по три симметричных вертикальных полосы с геометрическим и растительным узором в виде плетенки. В верхней части полос - волнистый декор, над которым в более глубоком рельефе - веревочный орнамент.
В том же стиле выдержан декор еще одного сундука с пятью филенками, украшенными «рыбьими пузырями» по краям и стилизованной лавровой ветвью в центре (инв. №20-0843). Фриз и цоколь обрамлены овоидным орнаментом. Архаичная ящичная конструкция, использование готических мотивов в убранстве, плоскостной характер резьбы вместе с ренессансным овоид-ным обрамлением на фризе и цоколе позволяют определенно предположить время изготовления сундука не позднее конца XVI века.
Отдельного разговора заслуживает популярный в готическом искусстве орнаментальный мотив - льняные складки, изображающий сложенное в несколько раз полотно, напоминающее
льняную ткань. Складки здесь всегда симметричны. Данный орнамент часто встречается в декоре предметов Готики, а также Ренессанса, но уже как вспомогательный элемент. Ярким образцом может служить плоский сундук на ножках, фасад которого украшен данным типом резного орнамента (инв. №20-1278). Более того, этот сундук, возможно, был создан в Испании. На это указывают фрагменты замка с характерными витыми элементами. Такие замки характерны для «Вар-гуэньо» - тип парадных кабинетов из местных пород дерева с инкрустациями, производимых в Испании в XVI-XVII вв. Типичной деталью их конструкции и декора являлись сложные, слесарной работы замки, имитирующие фасад храма с витыми колоннами.
Еще одним примечательным типом орнамента в декоративном оформлении сундуков являются килевидные арки (фр. doucine), украшенные мотивами «водной листвы» (фр. feuilles d'eau) -элемент декора мебели, напоминающий цветы лотоса. Так же, как и масверк, пришел в мебель-
щ Éiiii ЩШМ г-Ч
■t --._- ji i и
f- * 'H \ . Ï. 4 t
Франция, XVI в. Массив дуба, резьба 111x184x65 см Б СИИ ASG, инв. № 20-1199
Франция, XVI в. (?) Массив ореха, резьба 78x126x61 см БСИИ ASG, инв. № 20-0843
Испания (?), нач. XVI в. Массив ореха, кованое железо, резьба
66x177x56 см
БСИИ АЗС, инв. № 20-1278
ЧвЛР вестник \еждунАРОднОГО института антиквариата
шшр искусств
поиск. ВЕРСИЯ. АТРИБУЦИЯ
№4 (04) 2013
Франция, основные фрагменты XVI в. Детали корпуса и сборка - XIX век. Массив дуба, резьба 78x94x46 см БСИИЛЗв, инв. № 20-2725
ное искусство из романской и готической архитектуры. Данным орнаментом украшен сравнительно неширокий плоский сундук с тремя овальными медальонами с мужскими изображениями в анфас (инв. №20-2725).
Подобные изображения в медальонах и антропоморфные мотивы в целом - одни из самых распространенных декоративных элементов, используемых в мебели эпохи Ренессанса, где человек - центр Вселенной. Одним из наиболее ранних сундуков из Большого собрания изящных искусств АБС с изображением человека является плоский сундук, в центре которого изображена Амфитрита в овальном медальоне, а также две нереиды - морские божества, напоминающие русалок (инв. №20-1897). Фантазийный, даже гротесковый, характер изображения нереид с длинными волосами, напоминающими водные потоки, а также поза Амфитриты, трактовка которой близка к скульптуре Дианы работы Жана Гужона (ок. 1510-1520 -ок. 1563-1568), свидетельствуют о том, что данный сундук был создан в эпоху Ренессанса.
Франция, ок. 1600 г. Массив дуба, резьба 90x154x62 см БСИИЛЗС, инв. № 20-1897
1 ,
- 1 Г
] г ~
■1: ] ✓
- -- тй}ь
I
. -п % в
Хронологически близок к нему сундук с изображением аллегорических фигур «Четырех добродетелей»: Справедливости, Благоразумия, Силы и Милосердия (инв. №20-1353). Со времен средневековья выделяются семь Добродетелей: четыре «теологические» (Благоразумие, Умеренность, Сила и Справедливость) и три «кардинальные» (Вера, Надежда, Любовь (Милосердие). Резчик изобразил три «теологические» Добродетели: Благоразумие (фигура со змеей в сосуде), Справедливость (фигура с весами) и Сила (фигура с мечом и сферой), а также, вместо традиционной Умеренности, - Милосердие (крайняя фигура справа с изображением дома).
Стилистически данный предмет являет собой переходный период от старых готических принципов декора к новым - ренессансным. И сюжетика,
Франция, нач. XVI в. Массив ореха, резьба БСИИЛЗС, инв. № 20-1353
и элементы декора характерны предметам, созданным под впечатлением от встречи с итальянской культурой, которая произошла после похода Франциска I, а точнее после битвы при Мариньяно (1515 г.), когда французские войска заняли Милан и познакомились там с новыми для них принципами искусства.
Не менее интересен сундук, декорированный религиозными сюжетами с изображением ветхозаветных пророков в картушах - «Давид с головой Голиафа», «Моисей и Медный Змий», а также «Самсон-борец» (инв. «20-1537). Все эти библейские персонажи вошли в историю благодаря своей силе, уму и верному служению Богу. В центре - изображение Моисея, спасающего свой народ от Змия. Иудеи, недовольные своим существованием в пустыне, стали роптать на Бога и Моисея. Они были наказаны за это: Бог наслал на них ядовитых змей. Когда народ раскаялся, Моисею было сказано, чтобы он сделал змея из меди и выставил его против змея насланного. Моисей сотворил змея и водрузил его на Т-образном шесте (тау-крест). После этого народ был спасен. Автор точно следует сюжету и даже в небольшом изображении скрупулезно воспроизводит тау-крест.
Слева - Давид, победивший Голиафа с помощью пращи и водрузивший его голову на его же меч. Справа - довольно редкий сюжет из подвигов Самсона. Однажды он заночевал в городе филистимлян Газа. Жители узнали об этом и заперли городские ворота, решив поймать его. Но Самсон, встав в полночь и увидев, что ворота заперты, сорвал их вместе со столбами и запорами, отнеся их на вершину горы напротив Хеврона.
Все три подвига являются аллегорическими изображениями триединства: Веры (Моисей), Ума (Давид) и Силы (Самсон).
чшшр вестник МЭедУНАРОД-ЮГО инстуггута антиквариата
4Чир искусств
Франция, Нормандия (?), нач. XVII е. Массив дуба, резьба БСИИ ASG, ине. № 20-1537
Примечательно, что данный сундук был выполнен, скорее всего, нормандскими мастерами. Об этом свидетельствуют четыре женские и мужские фигуры, разделяющие картуши. Экзотичность этих изображений объясняется тем, что зачастую резчики Нормандии были в молодости моряками и совершали неоднократные путешествия в Новый Свет. Орнаментика их изделий во многом формировалась под впечатлением от увиденного во время путешествий: внешним видом, обычаями и предметами быта индейцев. Таким образом, изделия нормандских резчиков можно считать одним из первых примеров отражения культуры Америки в искусстве Европы.
Аналогичные изображения индейцев можно увидеть еще на одном сундуке Большого собрания изящных искусств АБС, который на торцах также украшен антропоморфными изображениями и сложными стилизованными узорами-арабесками. Цоколь сундука и его навершие обрамлены овоидным орнаментом (инв. №20-1013).
Интересным синтезом религиозных сюжетов и экзотических мотивов является орнаментальное оформление сундука медальонами со сценами
из Нового Завета: слева - Благовещение, справа - Рождество (инв. №20-1909). В центре изображен Иоанн Креститель, выходящий из купели. В его руках чаша и тростниковый крест. Рельефы разделены фигурами аборигенов, над головами которых кроны пальм. Такое сочетание с одной стороны - набожности и религиозности, а с другой - естественности плотских форм и многообразия мирской жизни - присуще мастерам эпохи Возрождения с их антропоцентрическим мировоззрением.
Заметно отличаются от работ французских мастеров итальянские сундуки, резной декор которых, как правило, намного богаче. Подтверждением этому служит сундук, созданный в Италии в начале XVII столетия (инв. №20-0491). На фасаде изображен герб с львом и рыцарским шлемом над ним. Справа и слева от герба - фигура цереры и Бахуса, олицетворяющие плодородие. По краям - картуши, в центре которых - мужская и женская фигуры жнецов. На торцах - рельефные маскароны.
Франция, основные фрагменты нач. XVII в. Детали корпуса и сборка - XIX век. Массив дуба, резьба 78x147x62 см БСИИ АЗС, инв. № 20-1909
нормандия, нач. XVII е. Массив дуба, резьба
90x170x69 см
БСИИ ASG, ине. № 20-1013
Таким образом, декоративное убранство сундуков эпохи Ренессанса крайне разнообразно. Оно зависело во многом от региональных черт искусства и больших событий, повлиявших на ход истории. От готического искусства оно переняло причудливые формы ажурного геометрического орнамента. По мере пробуждения интереса к человеку антропоморфные изображения все чаще можно увидеть на фасадах мебельных изделий, зачастую они соседствуют с религиозными сюжетами. Растительные формы здесь подчас настолько стилизуются и приобретают новые названия, что в их природное происхождение сложно поверить. И то, что раньше осмысливалось лишь как украшение такого утилитарного предмета мебели, как сундук, сегодня является произведением декоративно-прикладного искусства.
Италия, нач. XVII е. Массив ореха, резьба 55x160x55 см БСИИASG, ине. № 20-0491
Список использованной литературы:
1. Кес, Д. Стили мебели. - Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1979. - 298 с.
2. Judith Miller. Furniture : Dorling Kindersley Limiterd. - London, 2005. - 560 p.
3. Nicole de Reyniès. Mobilier domestique. Centre des monuments nationaux / Monum, Éditions du patrimoine. - Paris, 2003. - 704 p.
4. Pierre Kjellberg. Le mobilier français et europeen: Les Editions de l'Amateur. - Paris, 2011. - 576 p.
4UP вестник исждународного института антиквариата
шшр искусств