ш
Светлана Бородина, главный редактор редакции масс-медиа МИА АБС, д.п.н.
Алина Булгакова, директор МИА ASG
ЭКСПЕРИМЕНТ С НОРМОЙ: СТИЛЬ МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ И ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
АННОТАЦИЯ: статья посвящена специфике художественного стиля модерн, его исторической обусловленности и проявлению в архитектуре, интерьере и декоративно-прикладном искусстве конца XIX-начала ХХв. Исследуются проявления универсальности стиля модерн и его связи с национальным искусством.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модерн, ар нуво, югендстиль, «удар бича», тектоничность, неорусский стиль, элитарность.
ABSTRACT: The article is dedicated to the specificity ofModern art style, its historical dependence and display in architecture, interior and decorative and applied art between the end ofXIX and the beginning ofXX century. Manifestation ofModern style universalism and its relation with national arts come under review in the article.
KEYWORDS: Modern style, the New Art, Jugendstil, «The Whiplash», tectonics of form, The Russian Revival style, elitism.
ИСТОКИ И КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНА
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые... », - писал Ф.И. Тютчев. Период общественного слома, реформ, весьма тяжелый для обыденной жизни - благоприятная почва для развития искусства. Как правило, в такое время на смену ритуализированному, опрокинутому в прошлое идеалу приходит иной общественный образец и как попытка ценностно-смыслового обобщения возникает новый стиль в искусстве. Но бывают и иные периоды, те, что потомки потом назовут «безвременьем». В творчестве представителей «модерна» отразилось именно такое мировоззрение эпохи «fin de siècle» (конца века), отличающееся рассеянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией.
Стиль модерн существовал недолго - менее 30 лет, охватив приблизительно 1886-1914гг. Но интерес к нему, его типологическим чертам, их проявлению в разных видах искусства не угасает. И дело тут не только в особенностях его художественно-эстетической концепции, но и в его двойственности. Модерн, с одной стороны, подвел итог предшествующим ему художественным стилям, а с другой - во многом предвосхитил будущее искусства.
К концу Х1Хв. распространяется позиция художественного эстетизма. Причиной тому послужили падение интереса к социальной действительности и романтизация искусства, абсолютизация его самоценности. Главной в модерне стала функция красоты, создаваемой по новым художественным законам. Отныне образная сторона произведения возвышается над функциональной целесообраз-
ностью и не подчиняется диктату конструктивной логики. Она - как носитель идеи, символа, выразитель сложной гаммы эмоций и настроений, индивидуального творческого мировидения [8, с. 70].
Дистанцировавшись от мира повседневной жизни, творчество стало основываться на фантазии, мистике, свободном парении воображения. На смену задачам творческого обобщения законов бытия приходит поклонение эмпирической реальности, данной человеку непосредственно в ощущениях. Впервые в истории художественного сознания на авансцену культуры выступило так называемое «чистое искусство» или «искусство для искусства», функция которого - доставить эстетическое наслаждение. Логично, что в художественных течениях второй половины Х1Хв. важную роль приобретает эстетическая установка творца.
Центр художественной деятельности сосредотачивается вокруг совершенствования художественного языка, придания ему отточенности, стройности. Поэтому эстетизм не подчиняется четким канонам, его стилистический диапазон колеблется от натурализма до абстрактной монументальности, от внешнего правдоподобия до манерности, а ведущим принципом творчества оказывается стилизация [6, с.17]. Попытки объединения художественно-возвышающего и обыденно-повседневного являются чуть ли не главным принципом модерна [7, с.180].
Построение художественной формы в модерне неразрывно соединяли два подхода: «изнутри» и «извне». Сущность первого - в диалектическом преобразовании полезного в прекрасное. В архитектурных сооружениях и прикладных изделиях это проявилось в создании композиции, объединяющей функции и конструкцию. В живо-
116
Шар искусств
писи и пластике - соответствие художественной трактовки сущностным свойствам материала и техники [8, с. 70].
Новый стиль появился почти одновременно в разных европейских странах. Во Франции он обозначался терминами ар нуво (от фр. Lvart nouveau - новое искусство) и «модерн» (современный). Использовались для него и другие названия: стиль метро, стиль Гимара (по имени архитектора станций парижского метро Гектора Гимара). В Германии больше в ходу был термин «Югендстиль» («стиль молодых»), в Австрии -Сецессион (Венский сецессион), а в Италии его называли «Либерти» или «цветочный стиль». Создав новую оригинальную стилистику, модерн стал большим интернациональным стилем конца XIX - начала XX века.
В то же время модерн неоднороден, в нем сосуществует множество различных стилей и течений. Эти течения были не только разными, но подчас противоположнонаправленными и, тем не менее, переплетающимися между собой. В модерне можно обнаружить орнаментальное и конструктивное, «флореальное» и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное начала. Это позволяет говорить о нем как о значимом периоде искусства, не менее важном, чем эпоха Возрождения [3, с. 57].
Необычность стиля модерн заключалась и в его стремлении утвердить влияние искусства на всю окружающую среду. В нем воплотилась мечта о новизне во всех сферах жизни, модерн рождал иллюзию свободы, которой так жаждали все вокруг. Новый стиль старался изменить все стороны жизни: жилищное строительство, городскую среду, домашнюю обстановку, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, одежду, предметы украшений, театр. Специфический канон распространился и на сам стиль жизни, моду, манеру поведения, тип мышления, творчество... Именно за это качество модерн называют универсальным стилем.
ЧАСЫ КАМИННЫЕ Франция, XIX в. Обсидиан, полирование; патинированная и золоченая бронза, литье чеканка; эмаль (циферблат) 54x31x14 см
БСИИ А8С, инв. № 08-2093
-1 A
/¿а s , / г у'
г ^^ï /
Модерн - это, в первую очередь, сказочность, миф, мир иллюзий, что роднит его с готикой. Закономерно, что неоготика стала одним из важных стилевых течений искусства модерна.
Появился модерн как отражение образов природы. Источником вдохновения послужил цветок цикламена, впечатливший Германа Обриста, немецкого учёного-натуралиста, своей красотой линии. В 1895 году он создал шпалеру, на которой выткал этот витиеватый цветок. За динамично извивающуюся линию цветка какой-то критик сравнил ее с «яростными изгибами обрушивающегося бича». Родившийся термин «удар бича» и стал фирменным росчерком стиля модерн [10, с.126].
В Большом собрании изящных искусств АБС хранятся два набора мебели в стиле модерн, один из которых декорирован этим орнаментальным мотивом. Первый - выполнен французскими мастерами, второй, предположительно, сделан в России. Ансамблевость - еще одна примета стиля модерн. Художественный образ здесь складывается из своеобразной сюиты, где особенности формы или декора получают развитие в каждом предмете. Это ярко ощутимо в гарнитуре для столовой, созданном французскими мастерами. Преобладающие в его облике строгие прямоугольные
Г ОБРИСТ ЦИКЛАМЕН УДАР БИЧА ШПАЛЕРА
НАБОР МЕБЕЛИ ДЛЯ СТОЛОВОЙ Франция, ок. 1900 г. Массив и шпон красного дерева, латунь, золоченая бронза, мрамор, ротанг, плетение
Стулья 99x43x43 см Стол 75x111,5x148 см Сервировочный столик 133x172x58 см Зеркало 111x76,5 см Каминный портал 123x151x43 см Витрина 214x122x45 см Сервант 209x122x46 см Этажерка 112x285x30 см БСИИ А8С Инв. № 25-4035 (1-18)
VUV ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
4Ш1р ИСКУССТВ
ОРНАМЕНТ «УДАР ОРНАМЕНТ В СТИЛЕ МОДЕРН БИЧА»
формы неожиданно сочетаются с мягкими криволинейными деталями и динамично орнаментированными элементами с мотивами извивающейся линии «удара бича».
Главный принцип творчества приверженцев модерна был сформулирован еще архитектором и художником А. Ван де Вельде: назад к природе, в которой сокрыты подлинная красота и гармония. Поскольку в природе нет прямых и геометрических конструкций, формы Ар Нуво должны следовать плавным, извилистым линиям, господствующим в естественном природном мире. В природе уже более чем достаточно образов для вдохновения: цветы и бутоны (символы нарождающейся жизни), экзотические растения, морские раковины и волны, пламя костра и плывущие облака, формы насекомых и животных. Многие из этих образов действительно стали классикой модерна.
Мода навязывала образы женщин с невероятно длинными, струящимися волосами. Прекрасно подвергались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Естественная декоративность модерна способствовала его применению в разных жанрах [3, с. 56].
В сложившейся системе направлений стиль модерн выделялся своей целенаправленностью. Он как бы делал заявку на то, чтобы считаться стилем эпохи. Роль стилеобразующего вида искусства в модерне при этом отводилась архитектуре. В свою очередь, архитектура делала попытку, часто удачную, объединить вокруг себя другие виды пластических искусств [6, с.17].
Настойчивые поиски нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни приводили к размыванию границ между элитарным и массовым искусством. Двоякие плоды этого мы пожинаем до сих пор в виде доступности широким кругам утонченных, изысканных предметов, эсте-
тизации повседневности и в то же время распространения мещанских вкусов и мистики. Всё это удивительным образом соединилось в модерне.
АРХИТЕКТУРА МОДЕРНА
Несмотря на некую умозрительность концепции модерна, его ориентацию на «чистое» искусство, он тем не менее стремился активно участвовать в жизни общества, поэтому широко проявился в искусствах «общественного потребления» - архитектуре, прикладном искусстве, плакате.
Немецкий историк искусства Э. Кон-Винер считал, что через архитектуру определяется любая стилистическая общность, которой прочие виды изобразительных искусств, в идеале, подчинены или, по крайней мере, не противоречат её особенностям [4]. В связи с этим легко определить главный параметр, позволяющий сравнивать различные стили на теоретическом уровне, - таковым является задаваемая архитектурой «тек-тоничность». Под этим понимается, во-первых, мера функциональности архитектуры, во-вторых - мера подчинённости общему архитектурному плану различных «второстепенных» деталей.
Стиль модерн стремился создать свой собственный язык архитектурной выразительности. Основой служили три категории источников -архитектоника самого здания, его пространственно-конструктивная структура; природные формы; образы национального прошлого в их эмоциональном образно-метафоричном истолковании.
ИНТЕРЬЕР ОСОБНЯКА РЯБУШИНСКИХ, МОСКВА
Основной идеей формотворчества модерна стало стремление создать архитектуру, все элементы которой были бы подчинены единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Поэтому декор начинает играть важную роль и приобретает всеобъемлющий даже характер. Возрождается старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. Причем основным мотивом мог служить любой завиток [3, с. 58].
К признакам модерна в архитектуре можно отнести «линейную» прорисовку фасада и повышенную декоративность здания в целом. Арсенал лепных орнаментов становится очень разнообразен: от линейных форм, окружностей, растительных гирлянд до стилизованных женских головок (один из наиболее популярных мотивов в модерне). В интерьерах домов элементы растительного орнамента, мозаика используются в лепнине, ковке, витражах.
Модерн, обращающийся с материалом свободно, даже вольно, всегда сохраняет его естественную поверхность, мастерски обыгрывая фактуру в поиске наибольшей выразительности. Обычная штукатурка - материал непрочный и не обладающий изначальными фактурными свойствами -применяется в отделке зданий сравнительно редко и, как правило, в сочетании с материалами, которым присуща яркая фактурная характеристика: рваным или полированным камнем, бетонной штукатуркой, набрызгом, лещадкой, железом, глазурованным кирпичом. Трактовка материала предопределяется композиционным замыслом [3, с. 58].
Для состояния успокоенности и любования красотой модерн предложил «смягчить» и «сгладить» углы в создании какой-либо формы, использовать в основном плавные линии. Их обтекаемость и в интерьере, и в экстерьере придавала формам привлекательность и уют. Волнообразные линии в модерне максимально растворяли интерьер и создавали поле для фантазии. В формировании такого рода архитектуры наилучшим образом раскрывалась индивидуальность обитателей. Интерьеры не были похожи друг на друга, каждый имел «свое» лицо, которое трудно было повторить. Гармония в сочетании мебели, декора, который становится очень разнообразным за счет использования стекла, майоля, витражей, металла и т.д., делала интерьер незабываемым и изысканным. Девизом стиля могут стать слова: каждый дом - образ неповторимости.
Стилевая целостность модерна задается в архитектуре и с помощью «внутреннего» структурного единства - органической целостности полезного и прекрасного [3, с. 58]. Интерьеры
были центром постройки и возводились по принципу «изнутри-наружу». Использование больших окон, напоминающих витрины, давало ощущение открытости и слияния внешних форм с внутренними. В отсутствии четко читаемого плана все помещения строились по принципу асимметрии на волнообразных линиях, как бы перетекая из комнаты в комнату. Свобода «парения» в пространстве совмещалась с высоким уровнем бытового комфорта и функциональностью размещения и убранства дома. Уют и изысканность, которые создавал модерн, сродни поэзии и философии бытия. Линия «красоты» стиля напоминала танцующие арабески, наполненные органической жизненной энергией природных форм [10, с.127].
Модерн отличает открытость и гибкость, он органично сочетался с другими стилями и подвергался влиянию национальных традиций. В подтверждение этому можно привести множество произведений провинциальных архитекторов, где модерн присутствует не в «чистом» виде, а почти всегда в соединении с классицизмом или с эклектикой. К числу немногих исключений в архитектуре Казани следует отнести один из объектов ИГК АБС - гостиницу «Амур». В этом здании стиль модерн воплощен
ЛЕПНИНА
ОСОБНЯКА
РЯБУШИНСКИХ
ЗДАНИЕ ГОСТИНИЦЫ «АМУР», КАЗАНЬ, УЛ. МОСКОВСКАЯ, 70
в наиболее целостном виде, тогда как другие жилые дома и общественные здания, построенные в этот период, сочетают модерн с элементами национальной архитектуры, эклектикой и т.д.
Волну «национальной» вариации модерна в Москве отражает множество зданий 1880-1890-х годов с «каменными кружевами», имитирующими традиции русского деревянного зодчества... Это были частные особняки, деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, усадьбы, доходные дома. В постройках «царила» волнообразная линия. Она растворяла фасады зданий, лишая их конструктивности и придавая им ритмическую и пластическую организацию внешних форм. Текучесть фасадов напоминала опять же природные мотивы и явления.
Красноречиво свидетельствуют об этом, например, столь выразительные, всегда индивидуальные и запоминающиеся растительные узоры на фасадах шехтелевских зданий (особняк Рябу-шинского), инкрустированные в фасад здания мозаичные панно в манере «абрамцевской традиции», в доходном доме Перцова архитекторов Малютина и Жукова.
Сравнение этих домов с европейской архитектурой, в частности, с домом на улице Альберта в Риге (архитектор М. Эйзенштейн), построенным в этот же период, подчеркивает вариативность стиля модерн и его способность значительно видоизменяться под воздействием национальных и местных условий.
НАЦИОНАЛЬНО-РОМАНТИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ МОДЕРНА В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Поиск собственной археологии стиля заставлял модерн постоянно обращаться к прошлому, как недавнему, так и весьма далекому. Наследуя
опыт эклектики, модерн стремился к красоте формы, но хотел обогатить ее духовностью. Представление модерна об «онтологической» красоте стимулировало интерпретацию фольклорных форм искусства, овеянных культом национальной мифологии [7, с.181]. В европейском модерне можно обнаружить творческое прочтение нордического стиля, включая кельтские древности, памятники раннего средневековья в виде неоготики, а в отечественном - возрожденные традиции русского искусства.
Представление модерна о природе красоты совпадало с ее пониманием в народном творче-
ДВЕРЬ-ПОРТАЛ С ВЫЕМЧАТОЙ ЭМАЛЬЮ «ГЕОРГИЙ-ПОБЕДОНОСЕЦ» РАБОТА М. ТЕНИШЕВОЙ
стве, к которому прежде тяготело в основном искусство провинции. Близость модерна к русскому искусству чувствовали многие художники, которые постарались еще более сблизить модерн с народным творчеством. Это проявилось в активном использовании в композиции и декоре предметов округлых и витиеватых линий, спиралей или лучей. Плавность, округлость и сложность природных форм и линий расслабляет и успокаивает человека. Неслучайно для украшения утвари еще в первобытной культуре использовали спираль и волнообразные линии.
Изящная невесомость линий ярче всего проявлялась при работе с мягкими податливыми материалами или с теми, которые могли таковыми казаться. Все это использовалось для придания даже весьма прочным предметам видимости хрупкости и воздушной легкости.
Чисто модерновой пластичностью и текучестью форм отличаются кабинетные принадлежности из коллекции художественной бронзы Большого собрания изящных искусств ASG. Обладающие высоким качеством отлива и прекрасно прочеканенные, они являют собой образцы «строгого» модерна (без примеси иных стилей) с его любовью к природообразующим формам предметов. Показательна визитница в форме раковины, выполненная в стиле ар-нуво с характерным для него орнаментом в виде хвойных ветвей с шишками.
Декоративный мотив шишки активно использовался и в архитектуре модерна. Например, фасад Дома Политехнического общества в Москве, выполненный по проекту архитектора А.В. Кузнецова (1905 - 1906 гг.), богато украшен флоре-альным орнаментом. Изображения шишек здесь украшают основания архивольтов (обрамления арочных проемов) окон первого этажа.
Еще более близка духу модерна пепельница из раковины, декорированная фигурой ящерицы.
Благодаря таким качествам, как гибкость (олицетворение беспринципности) и умению легко менять окраску (приспосабливаемость к определенной обстановке), ящерица стала одним из наиболее часто используемых символов искусства модерна. Лунное существо с гибким телом, чешуя которого так изысканно меняет окрас во время движения, оно внесло в симво-
ПЕПЕЛЬНИЦА Россия, нач. XX в. (стиль ар-нуво) Золоченая бронза, литье, чеканка, перламутр,
ВИЗИТНИЦА
Франция, нач. XX в. (стиль ар-нуво) Посеребренная бронза, литье, чеканка БСИИ Л8С Инв. № 09-0329
лику модерна дополнительное магическое звучание и динамизм. Изображения ящериц можно часто увидеть в постройках Антонио Гауди (1852 - 1926). В частности, лестница в парке Гу-эль (1900 - 1914) украшена скульптурами фантасмагорических зверей, покрытых мозаикой, среди которых - характерная ящерица Гауди, в данном случае - символ удачи и благополучия. Такой же элемент использован и в интерьере дома Рябушинских (архитектор Ф. Шехтель).
Подобное обращение к архитектурным аналогам при характеристике произведений декоративно-прикладного искусства модерна неслучайно. Оно лишний раз доказывает стилистическую близость и единение всех видов изобразительного искусства этого времени.
Но еще более популярным материалом в декоративно-прикладном искусстве эпохи модерна было серебро. Благодаря своей необычайной пластичности оно позволяло мастерам создавать изящные произведения искусства, декорированные тонкими стебля цикламена и лилии.
В конце Х1Х-начале ХХвв. в России вновь становятся популярными эмали. Казалось бы, уже забытое к тому времени искусство создания икон перегородчатой эмали древней Руси обрело второе рождение не только в предметах религиозного культа, но и в вещах утилитарного назначения: стилизованной древнерусской посуде, столовых приборах, брошах, заколках и т.д. Наиболее крупные фабрики Санкт-Петербурга и Москвы открывают эмальерные производства,
ФРАГМЕНТ ДЕКОРА ОКОН ПЕРВОГО ЭТАЖА ДОМА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, МОСКВА
С\ f
\ ж
ш
ж №
КУВШИН кон. XIX - нач. XX вв. Серебро, чеканка 39 см
БСИИ ASG Инв. № 85-0605
полирование 8x21x26 см БСИИ ASG, инв. № 15-0069
\
ПЕПЕЛЬНИЦА Кон. XIX - нач. XX вв. Серебро, чеканка БСИИ А8С, инв. № 89-0669
КОВШ
Россия, кон. XIX - нач. XX вв. Серебро, эмаль, чеканка 40 см
БСИИ А8С, инв. № 89-0548
КОВШ
РАБОТА БРАТЬЕВ ГРАЧЕВЫХ 1896-1908 ГГ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ШКАТУЛКА Москва, 1908 - 1917 гг. Серебро, эмаль, чеканка 2x7x3,5 см
БСИИ А8С, инв. № 89-1073
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ БОГАТЫРЬ 1898 Г.
РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ТАБАКЕРКА Россия, кон. XIX - нач. XX вв.
Серебро, эмаль, чеканка 11 см
БСИИ А8С Инв. № 89-0561
где выпускают изделия самых разнообразных стилей - от фольклорного стиля до барокко и ар нуво. Особенно прославились в области русской декоративной эмали фабрики Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых, Алексеева, Рюкерта, Овчинникова и многих других.
В Большом собрании изящных искусств АБС хранится небольшой ковш в виде братины. По характеру декора и его колориту данный ковш близок изделиям из эмали Ивана Хлебникова (1819 - 1881) или братьев Грачевых, часто работавших по заказам императорского дворца.
Примечательна и небольшая серебряная шкатулка прямоугольной формы, украшенная чеканными элементами, покрытыми многоцветной эмалью. Здесь изображены арки, вязь, перья, а на крышке - челн с декором из цветущих ветвей и вязи.
Еще ближе образам древнерусского былинного фольклора декор серебряной табакерки из Большого собрания изящных искусств АБС.
На ее крышке изображена сцена из русской сказки - прекрасная царица, приглашающая князя войти в ее шатер. В памяти сразу всплывают живописные образы Виктора Васнецова (1848 -1926) и Михаила Врубеля. Словно с врубелев-ского «Богатыря» отлиты изображения витязей на подстаканниках и конфетнице из БСИИ АБС.
Еще один уникальный предмет из коллекции серебра Большого собрания изящных искусств АБС - небольшая серебряная сумочка, декорированная изображениями лебедей. На поверхности плоского клатча по глади озера плавают птицы в заводи среди камышей и водяных лилий. И снова эти образы отсылают нас к живописному жанру мирискусников.
Новаторские процессы всецело затрагивают и живопись. Живопись модерна переосмысляет объем, пространство и плоскость. Происходит увеличение ценности плоскости, превращение объема в пятно, возникает равноценность фигуры и фона [9, с. 102]. Декоративный, плоскостной характер рисунка утверждается и в реалистичных изображениях природных форм, и в абстрактных образах [3, с. 58].
Украшения были характерны и для прикладных жанров (разнообразно и изысканно украшенные изделия фирмы Фаберже), и для живописи. Показательна галерея женских портретов В. Серова, где сам персонаж словно растворяется в изобилии и своеобразном пиршестве аксессуарных деталей костюма и интерьерного фона, каким является, например, портрет княгини З. Юсуповой.
Дорогие текучие ткани модерна орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических, болотных растений, водорослей,
раковин, медуз, внутренним строением цветов и листьев. Узор располагался асимметрично. Цветовая гамма строилась на умеренных приглушенных тонах: глубокий гранатный, темно-зеленый, табачный, бронзовый, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого и розового.
Кроме того, модерн являлся уникальной творческой лабораторией, органично соединяя то, что доселе казалось абсолютно чуждым. На примере множества произведений представителей модерна видно, как повсеместно станковое искусство приобретало черты декоративного творчества, монументальные панно оказывались внутренне близкими книжной графике, архитектурные формы отличались пластичностью скульптуры, а скульптура становилась живописно полихромной. Художники модерна сознательно использовали смешение различных техник -графики, вышивки, выжигания, чеканки, лепки, резьбы по дереву [5, с.99].
Обращение к национальному стилю в различных видах искусства стимулировало и возрождение прежних творческих практик с использованием последних научных достижений. В период модерна во многих странах происходит культивирование ремесленного труда в духе средневековых ремесленных корпораций. Оазисами ремесленного труда стали все наиболее известные школы: дармштадтская художественная колония, венские художественные мастерские, Абрамцево и Талашкино.
Благодаря Савве Мамонтову и его художественному кружку в Абрамцеве сформировался «неорусский стиль» - одна из самобытных граней модерна.
Художники, входившие в мамонтовский кружок, были объединены не программой или уставом, а интересом к русской старине и русской природе, сознательным поиском национальной ноты в творчестве. Абрамцевский кружок просуществовал с 1878 по 1893гг. Благодаря деятельности членов этого кружка возник национально-романтический вариант модерна, на многие
годы опередивший художественные поиски модернистов Европы [2].
Для более полного и достоверного представления о народном искусстве в Абрамцеве собирали элементы декора крестьянских изб, прялки, посуду, одежду, гончарные изделия, которые не воспринимались как образцы для копирования, но позволяли художникам создавать удивительно тонкие и точные стилизации [1, с.83].
В Абрамцеве впервые в Х1Хв. художники предприняли новации в области монументально-декоративного искусства. Ставя спектакль в частной опере С. Мамонтова, М. Врубель и К. Коровин декорацию сцены подняли на уровень высокого искусства. Участники абрамцевского кружка мечтали о проектах зданий, стены которых будут покрыты монументальными росписями, как во времена Ренессанса.
Как уже отмечалось, художники модерна использовали в своем творчестве то, что сегодня называется новейшими технологиями. Один из участников абрамцевского кружка, художник-керамист Петр Ваулин был по образованию химиком-технологом. Возрождая майолику (в абрамцевском доме были очень красивые печи, требующие ремонта), Ваулин разрабатывает новую технологию, создает несколько уникальных рецептов красочных покрытий и заново открывает утраченный способ восстановительного обжига, при котором достигается великолепный художественный эффект.
Новый материал восхитил М. Врубеля, он относится к майолике не как к керамике, а как к камню. Сотворчество гениального художника и талантливого химика-керамиста обеспечило выдающийся результат, оказавший влияние на все виды русского искусства. М. Врубель делал в Абрамцеве скульптуры, маски для архитектуры, блюда, изразцы для облицовок. По его проектам исполнены изразцовый камин и печь-лежанка в абрамцевском доме. Работа в керамике обеспечила ему славу новатора русского декоративного искусства.
СЕРОВ В. ПОРТРЕТ КНЯГИНИ З. ЮСУПОВОЙ
ПОДСТАКАННИК Россия, кон. XIX - нач. XX вв. Серебро, чеканка БСИИ А8С, инв. № 83-0589
КОНФЕТНИЦА Россия, кон. XIX - нач. XX вв. Серебро, чеканка БСИИ А8С, инв. № 89-0584
СУМОЧКА Россия, нач. XX вв. Серебро, чеканка БСИИ ASG, инв. № 89-0523
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ
КАМИН МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ И ВОЛЬГА
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ ЛЕВ
ПЕТУХ ШКАТУЛКА М.К. ТЕНИШЕВОЙ 12 ЭМАЛЕЙ И ЖЕЧУГ
Другим крупным художественным центром России конца Х1Х-начала ХХв. стало с. Талаш-кино Смоленской губернии. Благодаря таланту М.К. Тенишевой - меценатки и художника - Та-лашкино на протяжении почти четверти века (с 1893 по 1914гг.) играло значительную роль в возрождении и развитии основных направлений русского прикладного искусства, в становлении неорусского стиля.
Здесь была собрана одна из лучших в России коллекций русского народного искусства. В Та-лашкине (как и в Абрамцеве) художники создали немало значительных произведений. Лучшие изделия экспонировались на выставках в Смоленске, Петербурге, Париже, Лондоне, отправлялись в Москву в магазин «Родник», открытый специально для продажи продукции талашкинских мастерских.
Заботясь о возрождении ремесел, М. Тени-шева создала учебные художественные мастерские: столярную, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическую, окраски тканей и вышивания.
Намерения русского модерна имели основательный общественно-культурный смысл: вернуть декоративно-прикладному искусству его поэтическую сущность и, вместе с нею, его основную жизненную функцию - украшать повседневный быт человека.
В модерне начала ХХв. усиливаются тенденции функционализма, формы предметов упрощаются, все больше соответствуют назначению
изделия, а волнистые линии декора заменяются геометризированным орнаментом.
Несмотря на недолговечность своего существования, модерн в России сумел глубоко внедриться не только в столичный, но и в провинциальный быт, придать ему особую интонацию. Этому в немалой степени способствовали печатные издания и кинематограф. Стилистические каноны модерна активно продвигаются с помощью художественных и модных журналов, торговли и торговой рекламы, всемирных выставок и театральных зрелищ.
Во всех странах старались поощрять развитие эстетических чувств, требуя, чтобы вниманию и пользованию человека не предлагали ничего, что не было бы облагорожено и украшено искусством. В результате формируется индустрия жилища и досуга [8, с. 71], засилье которой мы наблюдаем с последней четверти ХХв.
ЭЛИТАРНОСТЬ МОДЕРНА
При всей важности для модерна национальных традиций в искусстве и при том, что именно модерн считается началом невиданного по масштабам распространения массовой культуры, все-таки основная его черта - элитарность. Слава для художника модерна означала не всенародную известность и признание, но восхищение сравнительно узкого круга искушенных единомышленников. Русский модерн был обостренно аристократичен, а не буржуазен, хотя именно ему обязан своим возникновением.
В целом стиль модерн характеризуется утопией. Даже в лучших своих проявлениях он неизменно связан с утопическими представлениями о судьбе человечества и с надеждами эстетическими средствами эту судьбу исправить или даже выстроить заново. В истории такой подход не является чем-то абсолютно инновационным. И греческая античность, и итальянский Ренессанс, и европейский классицизм возникли как обоснование возможности искусства совершенствовать реальный мир. Для этого они создавали свою образную систему, отражающую идеальную на тот момент модель мироустройства. В модерне утопия выступила в иной форме - не в виде образной системы, а в качестве самой программы художественной деятельности. Приверженцы стиля стремились создать такие общности деятелей искусств, которые могли бы стать прообразом идеального общественного порядка. В качестве примеров можно привести уже упоминаемые Абрамцево и Талашкино и просветительство «мирискусников» в Петербурге, стремящихся сформировать при помощи
своей деятельности в широких кругах общества художественный вкус.
Претензия на универсальность модерна как стиля способствовала утверждению идеи равенства искусств и необходимости их синтеза. Это получило воплощение в «музыкальности» живописных полотен М. Врубеля, в особом языке картин М. Чюрлёниса, построенных по законам музыкальной формы. Новатор Скрябин объединяет музыку и свет. Все эти творческие опыты получили развитие в течение ХХв. Слишком краткая история модерна не позволяет говорить о его эволюции, хотя отличие раннего модерна и модерна начала прошлого века легко выявляются. Вероятно, если бы модерн имел возможность более длительного развития, то накопившиеся внутри него противоречия (например, стремление к декоративности и обратное стремление к функциональности) привели бы к диалектике его развития.
Несомненной заслугой модерна является расширение сферы синтеза искусств, прежде представленной только архитектурой, живописью и скульптурой. Модерн специально ориентировал каждое свое произведение на легкость сочетания с другими ради созидания «художественно творимой жизни». Поэтому стиль рассчитывал на универсальную одаренность художника: архитектор творил как живописец и как мастер декоративно-прикладных ремесел. В этом находилось средство для слияния искусства с жизнью [7, с.183]. Последователи нового стиля стремились превратить все, что окружает человека, в мир красоты и гармонии.
Идеи модерна основывались на общественном сознании элиты. Эстетика прекрасного,
красота предмета необходимы были в начале ХХ века. В этом интеллектуальные и творческие круги видели своеобразное «исцеление» от сложной упаднической атмосферы, которая царила в мире в начале столетия. Модерн искал способы украшать, преображать, а не исследовать окружающий мир, поэтому такое внимание уделяется внешней декоративной стороне произведения. Устав от культа «содержательности» в произведении искусства, а возможно, отчаявшись ее найти во времена общественного застоя и духовной апатии, модерн концентрирует усилия на форме. Она становится не средством, а конечной целью, поскольку главный вопрос, на который отвечает модерн, не «что?», а «как?»
Стремление вырвать человека из мира обыденности, разбудить его эстетическое чувство находило свое выражение в изысканности, изощренности, манерности, разнообразном украшательстве. Орнаменталистика, декор теряют свой прикладной характер, они отныне претендуют на смысловую основу произведения и являются важнейшей художественной задачей.
Ассоциативная множественность модерна рассчитана на слой классически образованных знатоков, обладающих безупречным вкусом. Модерн - это всегда культура «индивидуального проекта», эксклюзивность, что в очередной раз подчеркивает его аристократическую (не в смысле крови, но вкуса) ориентированность.
РЕКЛАМНАЯ КАРТОЧКА МАГАЗИНА «РОДНИК»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонова, Е.А. Новый национальный стиль в русском модерне /Е.А. Антонова// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2012. -Т. 67. -№ 3.-С. 81-85.
2. Брызгов, Н.В. Серебряный век - время зарождения промышленного искусства в России/ И.В. Брызгов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА.- 2009.- № 1-2.- С. 15-35.
3. Быкова, Е.Н., Кириченко О.М. Концепции творческого формообразования в стиле модерн/ Е.Н. Быкова, О.М. Кириченко // Вестник Харьковской государственной академии дизайна и искусств.- 2014.- № 2. -С. 56-60.
4. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств / Пер. с нем. под ред. М. М. Житомирского. - Изд. 4-е.-Москва : URSS, 2010 - 217с.
5. Костерина, М.Г. Национальное и интернациональное в творчестве художников модерна/ М.Г. Костерина // Культура и текст.- 2012. -№ 1 (13).- С. 96-101.
6. Костерина, М.Г. Стиль модерн как завершающий этап развития эпохи романтизма/ М.Г. Костерина // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. -2010.- № 4. -С. 16-19.
7. Костерина, М.Г. Эстетические противоречия стиля модерн на рубеже XIX-XX веков / М.Г. Костерина// Проблемы гуманитарного знания в науке и образовании: сборник научных статей / Под редакцией С.А. Ан.- Барнаул, 2010.- С. 178-184.
8. Краснобородкина, А.Г. Дизайн русского и западноевропейского модерна: компаративный подход / А.Г. Краснобородки-на// Вопросы культурологии.- 2010.- № 10.- С. 69-73.
9. Крохалева, А.П. Модерн в творчестве провинциальных художников (на примере Пермского искусства рубежа XIX-XX веков) /А.П. Крохалева// Дом Бурганова. Пространство культуры. -2008. -№ 2.- С. 101-115.
10. Османкина Г.Ю. Линия «красоты» в искусстве и дизайнерских проектах в стиле модерн/Г.Ю. Османкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.-2014. -№ 8-2 (46).- С. 125-128.
11. Скворцова, И. А. Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа Х1Х-ХХ веков: автореф. дисс. ... доктора искус-ствоведения/Моск. гос. консерватория.-М., 2010.-38с.
4Ш1р ИСКУССТВ
125