АНАЛОГИ ПРЕДМЕТОВ ДВОРЦОВОГО ИНТЕРЬЕРА XVIII ВЕКА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОЛЛЕКЦИЯХ БСИИ
БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.
Аннотация: статья посвящена анализу предметов интерьера Меншиковского дворца и их аналогов из Большого собрания изящных искусств ASG: мебель, декоративно-прикладное искусство, живопись. Предметы рассматриваются группами, в зависимости от их местонахождения в помещениях дворца.
Ключевые слова: Меншиковский дворец, князь, интерьер, помещение, мебель, декоративно-прикладное искусство, живопись, аналог.
Abstract: The article analyzes the Menshikov Palace interior items and their counterparts from the Grand collection of fine arts ASG: furniture, decorative arts, painting. Subjects treated groups, depending on their location in the palace premises/
Keywords: Menshikov Palace, Prince, interior, room, furniture, decorative arts, painting, analogue.
Одним из красивейших дворцов Санкт-Петербурга по праву является резиденция первого губернатора города и сподвижника Петра I светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова. Дворец этот был среди первых каменных зданий города, а его строительство началось в 1710 году под руководством итальянского архитектора Франческо Фонтана (1670 - 1712).
В 1711 году Меншиков уже въехал во дворец, хотя строительные работы продолжались до 1713 года зодчим из Гамбурга Иоганном Гот-фридом Шеделем (1680 - 1752). И сразу же, как только в доме закипела жизнь, он превратился в один из богатейших и роскошнейших особняков Санкт-Петербурга, который на тот момент мог соперничать с императорскими резиденциями.
Светлейший князь вместе со своими домочадцами и членами императорской семьи устраивал здесь балы, праздники с фейерверками, ассамблеи и приемы иноземных послов. Однако «золотой век» Меншиковского дворца был недолог. Спустя два года после смерти Петра I утративший высшее покровительство Меншиков, в результате интриг воспитателя Петра II Андрея
Дворец А.Д. Меншикова в Санкт-Петербурге Архитекторы Ф. Фонтана, И. Г. Шедель
Памятник первому губернатору Санкт-Петербурга А.Д. Меншикову перед дворцом
Большая палата в Меншиковском дворце
Платяные шкафы в Большой палате Меншиковского дворца
Остермана и семьи Долгоруких, в 1 727 году был отправлен в ссылку в Сибирь, из которой ему не суждено было вернуться.
После конфискации имущества князя в начале 1730-х годов во дворце учредили Шляхетный кадетский корпус, при котором была произведена перепланировка не только фасадов, но и интерьеров. Однако уникальные комнаты с отделкой петровского времени, коим нигде более нет аналогов, сохранились: четыре комнаты, отделанные голландской фаянсовой плиткой, и Ореховая.
После Второй мировой войны в 1950 - 1970-х годах была проведена реставрация Меншиковского дворца, в результате которой его внешнему облику были возвращены черты петровского барокко.
В 1981 году здесь была открыта экспозиция Государственного Эрмитажа «Культура России первой трети XVIII века». Культура эта, бытовая и интерьерная, почти полностью формировалась из предметов, созданных по заказам императорского двора заграницей. Именно в петровские времена в России возникло художественное коллекционирование, и представители знати, возвращаясь из поездок по Европе, привозили с собой живописные произведения прославленных мастеров, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, а также разнообразные «редкости», до той поры в России не виданные. Иногда покупатели ограничивались заказами, и тогда произведенные для них вещи прибывали к их владельцам спустя определенное вре-
Шкаф
Германия (долина Рейна), XVIII в. Дуб, резьба 197,5x157x72 см БСИИ ASG, инв. № 17-3551
Шкаф
Голландия, XVII в.
Палисандр, тонированное дерево, резьба
217x209x77 см
БСИИ ASG, инв. № 17-4297
мя. В среде петровских вельмож наибольшей популярностью пользовалось искусство Италии, Германии и, конечно, Голландии, любовь к которой Александр Меншиков и Петр I сохранили до конца жизни. Несколько в тени в России начала XVIII столетия пребывало французское искусство, хотя сам Меншиков живо интересовался французским королем-солнце Людовиком XIV, этикетом его двора, коллекциями и резиденциями. Меншиковский дворец ярко отражает данную тенденцию, и здесь вещи французского производства довольно малочисленны. При этом практически каждому предмету дворца, будь то меблировка или декоративно-прикладное искусство, можно подобрать аналоги в Большом собрании изящных искусств ASG, с помощью
Пир ыекуеетБ
№3 (1 5) 201 6
Голландская люстра в Большой палате Меншиковского дворца
которых не составит труда воссоздать обстановку княжеских покоев времен правления Петра I. Так, уже на первом этаже в Большой палате можно увидеть два больших платяных шкафа с мощными карнизами и богатой растительной резьбой.
Аналогичные им шкафы работы рейнских (Германия) и голландских мастеров конца XVII - начала XVIII веков хранятся в собрании ASG. Их фасады, в одном случае, декорированы тремя каннелированными пилястрами и богатыми растительными композициями, а в другом -
Люстра
Голландия, XIX в. Золоченая бронза и латунь, литье, чеканка Высота 122 см БСИИ ASG, инв. № 09-4678
фигурой путти, перебросившего через плечи связку плодов. Примечательны высокие шарообразные ножки всех четырех шкафов, которые поднимают их корпусы высоко над полом.
Здесь же над столом с серебряной лоханью для льда подвешена голландская люстра с двумя рядами изогнутых рожков. В Голландии осветительные приборы подобной конструкции изготавливались в дальнейшем на протяжении нескольких столетий, доказательством чему может служить
люстра из Большого собрания изящных искусств ASG, произведенная в XIX веке в традициях барочного искусства.
Кроме того, в этом же зале представлены западноевропейские шпалеры XVII столетия, связанные единым сюжетом - историей македонского царя Персея, отличавшегося скупостью, за которую он поплатился военным поражением.
В конце XVII - начале XVIII веков первые шпалеры попадали в Россию из Европы, преимущественно из Франции и Фландрии. Тогда как собственно российское производство было налажено при Петре I, а самая первая шпалера, изображающая императора на коне, была создана в 1722 году.
Коллекция шпалер собрания ASG включает более 30 единиц. Здесь нет целых серий, однако есть работы, которые некогда входили в самые знаменитые европейские ансамбли, например, «Альтамор перед Готфридом Бу-льонским». Шпалера изображает сцену из поэмы Торквато Тассо (1544 - 1595) «Освобожденный Иерусалим» (1575 год). Несколько переработанный картон к ней был исполнен по гравюре Анто-нио Темпесты (1555 - 1630), иллюстрирующей сюжет сдачи правителя Самарканда Альтамора предводителю первого крестового
Западноевропейские шпалеры XVII века в Большой палате Меншиковского дворца
Шпалера «Полтавская баталия» Выполнена по картону Луи Каравака (?) Мастера: Филипп Бегагль, Иван Кобыляков 1722 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Шпалера «Альтамор перед Готфридом Бульонским»
Франция, Обюссон, конец XVII в. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 287x225 см
БСИИ ASG, инв. № 05-0776
похода герцогу Нижней Лотарингии, графу Бульонскому Готфриду (1060 - 1100). Шпалера представляет собой зеркальное повторение гравюры Темпесты, исполненной около1597 года.
В левой части шпалеры изображен Готфрид Бульонский на коне в парадных доспехах. Лезвие его меча лежит на плече. Стоящий перед ним персонаж у Торквато Тас-со назван королем Самарканда Альтамором. Он держит в поднятых руках меч в ножнах, обращенный рукоятью к Готфриду в знак признания победы над ним. По обе стороны от короля - мальчики пажи, поддерживающие его плащ. За спинами персонажей развевается знамя белого цвета. Фоном служат архитектурные постройки (слева) и густая растительность (справа).
Есть в Большой палате и предмет французского происхождения - это ча-сы-картель в технике «Буль», созданные в период правления Людовика XIV. Часы данного типа имели деревянный корпус, а устанавливали их на специальные консоли, крепящиеся к стене. Их декорировали наборами маркетри, черепахой и изысканными бронзовыми накладками. Под циферблатом часов из Меншиков-ского дворца изображена правительница природы Кибела. На ее голове, согласно канону, - высокая зубчатая корона, в руках - букет цветов, а рядом лев, впрягавшийся в ее колесницу. Путти подает Кибеле земной шар, поскольку в качестве одного из четырех элементов она олицетворяет Землю.
Коллекция часов-картелей конца XVII - начала XVIII веков из Большо-
Часы-картель в Большой палате Меншиковского дворца
Пир ыекуеетБ
го собрания изящных искусств ASG более значительна, чем коллекция западноевропейского ткачества, и на сегодняшний день насчитывает около 30 образцов. Здесь как наиболее близкие к часам из Менши-ковского дворца по устройству и принципам декора можно рассматривать часы с рельефом золоченой бронзы в виде «Квадриги Аполлона».
Корпус этих часов имеет прямоугольную форму с закругленным сводом. На нем кубическое основание с сохранившейся фигурой Фамы (богиня молвы и сказаний), трубящей в горн. На углах часы украшены накладками в виде листьев аканта, а в нижней части на застекленной дверце - барельеф с изображением квадриги Аполлона. Данный сюжет представляет собой шествие античных богов. Возглавляют вереницу Фортуна -символизирующая удачу - и амур с зажженным факелом. Центральной фигурой является сам Аполлон на
Часы-картель
Франция (Париж), нач. XVIII в. (период Регентства) Мастер часового механизма: Ж. Гу 0. Gou) Дерево, лак; черепаха; латунь, золоченая бронза, литье, чеканка, техника «Буль»; эмаль (циферблат) 97x43x18 см
БСИИ ASG, инв. № 08-2018
№3 (15) 2016
Кордегардия в Меншиковском дворце
Голландская школа XVII в. Стражи кордегардии Голландия, около 1640 г. Дерево (дуб), масло. 75x117 см БСИИ ASG, инв. № 04-3863
колеснице, запряженной лошадьми. Часы из собрания ASG имеют и подпись на циферблате с римскими цифрами, нанесенными на эмалевые картуши: «Ж. Гу в Париже» («J. Gou a Paris»).
Выйдя из Большой палаты через Большие сени можно попасть в кордегардию - помещение для почетного караула светлейшего князя. В этом просторном и довольно простом в плане меблировки помещении находится знамя драгунского полка.
О том, как выглядели кордегардии в Европе, можно судить по картине голландской школы XVII века из собрания ASG.
Вокруг горящего костра в центре композиции расположились стражи кордегардии (гауптвахты), а также простые горожане с детьми. Персонажи играют на музыкальных инструментах, пьют пиво из кружек, курят трубки, спят и разговаривают. В правой части к стене приставлены пики и флаг Нидерландов. Разместились стражи кордегардии, судя по всему, в помещении храма со стрельчатыми сводами и колоннами.
Еще одним парадным помещением, располагающимся на втором этаже дворца, является Ореховая. Интерьер этого зала исполнен в теплых золотисто-коричневых тонах. Необычная и редкая отделка стен натуральным деревом - орехом -
выделяет эту комнату среди других дворцовых помещений, дав ей название. Здесь Александр Меншиков проводил много времени: отдыхал, играл в карты и принимал зарубежных дипломатов. Нередко переговоры в Ореховой носили секретный характер. Подчеркивает деловую обстановку этого помещения испанский кабинет конца XVII века, созданный из ореха.
Роскошные кабинеты подобного типа,
Испанский кабинет конца XVII века в Ореховой Меншиковского дворца
| Ореховый кабинет в Меншиковском дворце
ta^iit- ШГШ [ [1 I >1 III б ¡1 I ■■ II
I ■■ II Т
Кабинет
Голландия, конец XVII в. Черное и красное дерево, черепаха, золоченая бронза, инкрустация, резьба 220x125x46 см БСИИ ASG, инв. № 18-1835
в которых хранили деньги, документы и разнообразные коллекционные раритеты, с конца XVII века изготавливали не только в Испании, но также во Франции и в Голландии, где был создан аналогичный кабинет из Большого собрания изящных искусств ASG.
Центральная часть этого кабинета имеет дверцу в виде триумфальной арки и двух колонн тосканского ордера с маскаронами по бокам. В нише арки - скульптура Афины со щитом, а по бокам от нее - бронзовые орлы и гротески. В левой и правой частях кабинета располагаются вертикальные ряды ящиков по четыре в каждом. Внутри кабинета также есть выдвижные ящики. Все они украшены черепахой. Над карнизом кабинета - балюстрада и рама с разорванным фронтоном. Рама декорирована вазонами и двумя бронзовыми херувимами с акантовым листом над ними. Фасад об-
Предспальня в Меншиковском дворце
Испанский кабинет конца XVII века в предспальне Меншиковского дворца
рамлен инкрустацией в виде концентрических кругов. На торцах - массивные висячие ручки на ма-скаронах и инкрустации эбеновым деревом по красному. Пьедестал, на который установлен кабинет, выполнен из эбенового дерева на семи витых ножках с декоративными элементами между ними.
Еще один идентичный кабинет, произведенный в Испании в XVII столетии, установлен и в Предспаль-не - также парадном помещении
Меншиковского дворца, служащем для приемов и переговоров.
Пьедестал этого кабинета выполнен из различных пород дерева -ореха, сосны, дуба, платана и липы, а сам он установлен на шести ножках, аналогичных кабинету из собрания ASG. Они представляют собой бронзовые лапы грифонов со сферами. В Англии ножки подобной конструкции получили название «коготь и шар» (англ. «claw and ball»).
Для удобства размещения хозяев дома и их гостей в предспальне вокруг стола и вдоль стен стоят испанские кресла и стулья с высокими спинками, обтянутыми тесне-ной кожей.
Подобные стулья можно видеть и в Токарной дворца, и в покоях жены Александра Меншикова -Дарьи Михайловны. Набор из ше-
Испанские стулья в пред-спальне Меншиковского дворца
сти испанских стульев находится и в собрании ASG. Их ножки токарной работы соединены перекладинами с резными раковинами по центру. Сидения и спинки обтянуты бычьей кожей с рельефными орнаментальными композициями, прикрепленной к корпусу латунными гвоздями с крупными шляпками.
В целом ножки токарной работы были чрезвычайно популярны в эпоху Барокко. Они дополнялись такими декоративными элементами, как балюстры, шары, «счетные косточки» и «кубики». Во всем разнообразии вариантов их можно увидеть на предметах мебели для сидения в Спальне Александра Меншикова и в Секретарской, а также на подобранных к ним ана-
Испанский стул в Покоях Дарьи Михайловны Менши-ковой
логах из Большого собрания изящных искусств ASG.
Популярность мебели токарной работы доказывает и тот факт, что и во дворце Александра Меншико-ва существовала Токарня, экспозиция которой отражает интерес к
Кресло в Секретарской Меншиковского дворца
Кресло
Франция, фрагменты XVII в. Орех, точение, резьба 98x64x49 см
БСИИ ASG, инв. № П-1534
Стул в спальне князя
Набор из трех стульев Франция, XVII в. Орех, резьба, точение 107x55x47 см БСИИ ASG, инв. № 11-3582 (1
3)
технике и механике, характерный для Европы XVII - XVIII веков. Петр I владел токарным искусством и в 1710 году подарил князю изделие собственной работы. Меншиков,
Набор из шести стульев Испания, XVII в. Орех, резьба, точение; кожа, тиснение; латунь 133x56x45 см БСИИ ASG, инв. № 112692 (1 - 6)
разделяя интересы и вкусы царя, тоже увлекался токарным делом, приобретал за границей станки, на которых можно было изготавливать разнообразные предметы из дерева и кости. В Токарне дворца представлен станок, принадлежащий Петру I, который был создан в Петербурге в 1713 году.
В Токарне же стоит и стол с витыми точеными ножками, соединенными Н-образной перекладиной. Похожий стол находится и в собрании ASG.
получила широкое распространение в период правления Людовика XIV. В Меншиковском дворце кресло с проножкой в виде «бараньей косточки» располагается в Варварином покое - комнате, замыкающей анфиладу восточной
Кресло с проножкой в форме «бараньей косточки» в Варварином покое Менши-ковского дворца
Стол с точеными ножками в Токарне Меншиковского дворца
Еще более примечательна мебель для сидения с проножкой, получившей во французском языке название «баранья косточка» (фр. «sieges à os de mouton»). Она выполнялась в виде двух соединенных элементов, напоминающих рога быка, и
Стол
Франция, основание - XVII век, столешница - XIX век Орех, точение 70x70x70 см
БСИИ ASG, инв. № 13-3981
половины дворца. Здесь жила сестра жены Меншикова - Варвара Михайловна Арсеньева - умная и образованная женщина, занимавшаяся воспитанием детей князя. После падения своего покровителя она пыталась помочь ему, рассы-
Кресло
Франция, XVII в. Дерево, резьба 117x64x65 см БСИИ ASG, инв. № 11-4147
лая письма влиятельным персонам, но в результате сама была отправлена в монастырь.
Здесь же в Варварином покое находится поставец, установленный на крупные ножки-балясины.
Его аналог из собрания ASG, созданный, вероятно, в Нидерландах, больше вытянут в высоту и сохранил Х-образную перекладину, но оба они примечательны сочетанием в своем устройстве светлых и темных пород древесины: в случае с поставцом из Большого собрания изящных искусств ASG - это дуб и эбеновое дерево.
Поставец в Варварином покое Меншиковского дворца
В Нидерландах же (в Голландии) была создана и мебель, находящаяся в Западной приемной дворца и в спальне Дарьи Меншиковой. Вся она выполнена из ореха и имеет идентичный декор с изображениями цветов и растительного орнамента в технике маркетри из яблони и других пород дерева.
Стул в Западной приемной Меншиковского дворца
Поставец
Северная Европа (Нидерланды ?) основные фрагменты XVII в.
Дуб, эбеновое дерево, резьба
165,5x80x40 см БСИИ ASG, инв. № 172724
В углу Западной приемной, где стены покрыты китайскими расписными шелковыми обоями первой трети XVIII века, а в шкафу-поставце экспо-
Игральный столик в Западной приемной Меншиковского дворца
Игральный столик Голландия, XVIII в. Фруктовые породы дерева, маркетри, резьба, золоченая бронза, сукно 75x78x38 см
БСИИ ASG, инв. № 13-0950
Набор из четырех стульев Голландия, XVIII в.
Каркас - массив ореха, бук, маркетри - шпон липы, береза,
резьба, 112x55x43 см
БСИИ ASG, инв. № 11-1863 (1 - 4)
Конфетный столик в Западной приемной Меншиков-ского дворца
Столик
Голландия, XVIII в. Орех, золоченая бронза, маркетри 76x71x49 см
БСИИ ASG, инв. № 132902
Напольные часы в Западной приемной Меншиков-ского дворца
Витрина в Покоях Дарьи Михайловны Меншиковой
¡Г-
\йffil ■ lil
■ |NL м\
ш ML $*>
Витрина
Голландия, XVIII в.
Каркас - массив дуба,
шпон - дуб, тонированная
береза, золоченая бронза,
маркетри
186x100x63 см
БСИИ ASG, инв. № 17-3570
Витрина
Голландия, XVIII в. Каркас - массив дуба, шпон -корень ореха, золоченая бронза
254,5x212x49 см БСИИ ASG, инв. № 17-2252
нируются предметы дальневосточного фарфора, можно наблюдать и напольные часы, декорированные росписями в стиле шинуазри, которые поддерживают общий дух «ки-тайщины», царящий здесь.
Напольные часы аналогичной конструкции и декора из собрания ASG были созданы в Восточной Англии в XVIII веке. Их корпус декорирован росписью черным и золотым лаком с пагодами на фоне пейзажа, птицей фениксом, фигурами людей и цветами. В средней части они имеют круглое застекленное окошко с маятником внутри. Верхняя часть выполнена в виде фронтона с парой колонн, украшенных лиственным орнаментом. Римские цифры нанесены на оловянный циферблат с обозначением часов, дат и фаз луны, а часовой механизм подписан: «Иеремия Гартли в Норидже» («Jeremiah Hartley a Norwich»).
Напольный регулятор Восточная Англия (Норидж), кон. XVIII -нач. XIX вв. Мастер часового механизма: Гартли, Иеремия (Hartley, Jeremiah) Тонированное дерево, черный и золотой лак; олово, медь, чеканка, гравировка; стекло 220x30x50 см БСИИ ASG, инв. № 08-3519
Часы «Релижьез» и две вазы делфтского фаянса в Спальне Меншикова
Часы «Релижьез» и две вазы делфтского фаянса Большого собрания изящных искусств ASG
Еще один уникальный экземпляр часов находится в Спальне Менши-кова - это часы «Релижьез», которые по бокам дополнены вазами делфтского фаянса.
Аналогичную композицию мы составили из предметов Большого собрания изящных искусств ASG.
И хотя декор часов «Релижьез» из Меншиковского дворца и собрания ASG несколько разнится в деталях, их общее устройство и материалы одинаковы. Корпусы выполнены из черного дерева с инкрустациями черепаховым панцирем, оловом и медью. В верхней части часов собрания ASG - балюстрада, декорированная восьмью урнами с мотивами «горящего пламени». Фасады украшены четырьмя колоннами с коринфскими капителями. На боковинах - по два окна полуциркульной формы. Римские цифры нанесены на кольцеобразные циферблаты, под которыми - рельефы с изображением Кроноса - верховного древнегреческого божества, олицетворяющего время. Рядом с ним его атрибут - серп (первоначально, Кронос - бог земледелия).
В спальне светлейшего князя аналогию с Большим собранием изящных искусств ASG можно провести и в отношении умывального шкафа, выполненного в немецкой Швейцарии в первой половине XVII века из ореха с интарсией из дерева других пород. Шкаф этот деко-
рирован узорными металлическими накладками и петлями с гравировкой. На нем умывальный прибор: кувшин и блюдо в форме раковины (медь, полихромная роспись по эмали), выполненные в Китае (г. Кантон) по европейским образцам для экспорта в Европу.
Умывальный шкаф из собрания ASG был также создан в Швейцарии в XVII столетии из ореха. Его верхняя и нижняя части выполнены в виде одностворчатых шкафчиков
с колоннами по бокам, а вот в центральной части прикреплен умывальник и чаша из олова.
Но, пожалуй, одним из самых интересных и редких для России предметов меблировки Менши-ковского дворца является кабинет а ВатЬоса», созданный на севере Италии в XVI - первой половине XVII веков. Название этого кабинета в переводе с итальянского означает «Кабинет с малышами», а его внешнее устройство
Умывальный шкаф в Спальне Александра Меншикова
Умывальный шкаф Швейцария, XVII в. Орех, олово, лужение, железо, гравировка 228x62,5x42,5 см БСИИ ASG, инв. № 15-3823
Кабинет <^йро а ВатЬоса» в Секретарской Меншиковского дворца
Кабинет <^йро а ВатЬоса» Италия (Генуя), XVI - нач. XVII в. Тонированный кавказский орех, кап и комельные срезы ореха, золоченая бронза, резьба 89x86,5x43 см БСИИ ASG, инв. № 18-1203
имеет тип архитектурного сооружения с антаблементом, фризом и бюстами римских императоров и героев. Фигуры на углах кабинета из Меншиковского дворца изображают персонажей античной мифологии - бога морей Нептуна, Геракла и воинов.
В целом кабинеты подобной конструкции начали производиться в Генуе после 1560 года вплоть до 1610 года, т.е. история их возникновения и развития занимает всего 50 лет. Многие кабинеты дошли до настоящего времени без откидывающейся фасадной крышки. Их внутреннее пространство богато украшалось с целью маскировки «секретных ящиков» за декоративными элементами, и недаром эти кабинеты называют прообразами современных сейфов. Кариатиды, обрамляющие арки и кажущиеся неотъемлемой частью конструкции, на самом деле могут легко выдвигаться, скрывая за собой узкие ящики. Секретные отделения бывают и в задней части кабинета. Несмотря на то, что все дошедшие до нас образцы конструктивно близки друг другу, каждый из них поражает неповторимостью устройства и индивидуальностью декоративного убранства. Так, кабинет
а ВатЬоса» из Большого собрания изящных искусств ASG изготовлен из кавказского и грецкого ореха. В верхней части он украшен небольшими фигурками тех самых малышей, а на выступах - сюжетами из «Двенадцати подвигов Геракла». Аналогов данному кабинету в мире не много, подобные экземпляры, помимо Мен-шиковского дворца, хранятся в Милане в музее Польди Пеццоли, музее Багатти-Вальсекки, а также в Замке Сфорца с декором на сюжет «Изгнание из Рая Адама и Евы».
Примечательно, что в XIX столетии появилось много подделок кабинетов подобной конструкции. Мебельщики, к этому времени достигшие необычайного мастерства в искусстве резьбы по дереву, научились изготавливать довольно точные копии, которые подчас было сложно отличить от оригиналов. Однако все они допускали существенную ошибку в выборе материалов для изготовления своих кабинетов, которая сразу выдавала подделку: вместо тонированного кавказского ореха они применяли эбеновое дерево, тем самым увеличивая в разы стоимость кабинетов. Зная этот факт, подделку вычислить довольно легко.
Кабинетец <^йро а ВатЬоса» в Секретарской Меншиковского дворца
В Секретарской Меншиковско-го дворца, помимо вышеописанного, находится еще один севе-ро-итальянский кабинет <^ро а ВатЬоса» того же времени с несо-хранившимся основанием. По причине меньшего размера его именуют кабинетцем.
Кабинет этот установили на рабочий дубовый стол, а рядом расположен стул довольно характерной конструкции с прямоугольным сиденьем и резной фигурной спинкой, украшенной сердцем. Подобные стулья впервые начали изготавливать в Германии в конце XV - начале XVI веков. Особой любовью они пользовались в среде
Работа Абрахама ван дер Хуфа с Предспальне Мен-шиковского дворца
Крестьянский стул в Кабинете с живописью Меншиковского дворца
Два крестьянских стула
Германия (долина Рейна), XVII в.
Орех, резьба
91,5x42x36,5 см
БСИИ ASG, инв. № 11-3359(1, 2)
крестьян, откуда и происходит их название - «крестьянские стулья» (нем. «Rustikalen stuhl»). Позднее они распространились по всей Европе, откуда попали в Россию, где, помимо Секретарской, Портретной и Кабинета с живописью Меншиковского дворца, их можно видеть в Большом собрании изящных искусств ASG.
Что касается живописных аналогий между Меншиковским дворцом и Большим собранием изящных искусств ASG, то они не столь многочисленны. В Предспальне дворца над дверью экспонируется картина XVII века со сценой сражения кисти голландского живописца Абрахама ван дер Хуфа (1611 - 1666).
Этот художник оказал значительное влияние на развитие батального жанра в Европе, хотя биографические сведения о нем весьма скудны. Он родился в Харлеме, работал в Делфте и вступил в гильдию Святого Луки в 1651 году. О том, что это был крупный мастер, говорит тот факт, что в работах его современников заметно ощущается влияние творчества Хуфа. Например, после 1645 года в картинах еще одного знаменитого баталиста эпохи Барокко Питера Мёленера (1602 - 1654) присутствуют черты, присущие живописи его младшего современника.
Убедиться в этом можно, увидев его произведения из Большого собрания изящных искусств ASG, изображающие в обоих случаях кавалерийские атаки.
Помимо Абрахама ван дер Хуфа художник испытал влияние и Питера Снайерса (1592 - 1667), часто изображая кавалерийские стычки, нападения на военные конвои и путешественников, а также сцены из Нидерландской революции и Тридцатилетней войны. Причем, изображая сражения, Мёленер не стремился к топографической точности или исторической правде, как, например, Снайерс, а трактовал сцены обобщенно.
Работу Абрахама ван дер Хуфа из Меншиковского дворца и картины Мёленера из собрания ASG роднит не только жанровая принадлежность. Близки особенности композиционного построения, где в центре или же просто на переднем плане мы видим выделенные пары сражающихся всадников и многочисленные фигуры воинов вдали и по бокам, колорит картин, интенсивность которого смягчена пороховым дымом, затягивающим поля сражений, а также низкой линией горизонта и акцентом на изображении облачного неба, занимающего почти половину верхних частей картин.
Питер Мёленер Натиск кавалерии Фландрия, XVII в. Холст, масло. 88*120 см БСИИ ASG, инв. № 04-0626
Питер Мёленер Атака кавалерии Фландрия, XVII в. Дерево, масло. 23*35,5 см БСИИ ASG, инв. № 04-3698
Прекрасные образцы западноевропейской живописи XVII века в Меншиковском дворце выставлены в Кабинете с живописью. Среди прочего есть здесь работы представителей семейства Бассано, произведения которых есть и в Большом собрании изящных искусств ASG.
Леандро Бассано, круг Аллегория Земли Италия, ок. 1610 г. Холст, масло. 142,5x231 см БСИИ ASG, инв. № 04-2229
Работа семейства Бассано в Кабинете с живописью Меншиковского дворца
Одной из самых знаменитых и растиражированных картин представителей этой династии талантливых итальянских художников
XVI - XVII веков является «Аллегория Земли». Подобные аллегорические циклы «Четырех стихий» часто встречались в живописи того времени. Аллегория Земли подразумевала изображение фруктов и работающих людей.
О том, насколько «Аллегория Земли» Бассано была популярна в
XVII веке и неоднократно повторялась самими членами этой семьи, их учениками и последователями, говорит тот факт, что в собрании ASG хранится работа круга Леандро Бассано (1557 - 1622) на этот сюжет. Данная картина несколько отличается от дворцовой, в частности, в ее верхней части в небе изображена Кибела на колеснице - само воплощение земной стихии.
Итак, параллелей между коллекциями Большого собрания изящных искусств ASG и Меншиковского дворцы довольно много. Более того, в собрании ASG на сегодняшний день находится большое количество превосходных произведений западноевропейского искусства XVII - XVIII веков, с помощью которых можно создать полноцен-
Шкаф
Германия (Ориген, земля Баден Вюртенберг), XVIII в. (ок. 1715 - 1720) Набор маркетри, сосна, орех, золоченая бронза, гравированная сталь, пьютер, бумажные обои 189x145x62,5 см БСИИ ASG, инв. № 12-1983
ный музей интерьеров петровской эпохи, где одним из центральных экспонатов будет шкаф, выполненный в Германии по заказу двора российского императора. Стенки этого шкафа оклеены рельефными бумажными обоями с монограммой Петра I. Законченный уже после смерти правителя, шкаф так и остался в Германии, попав в Рос-
сию с французского аукциона уже в наши дни, и сегодня смело можно говорить о том, что он является одной из интереснейших вещей, связанных с личностью императора.
Источники:
1. Игнатьева Е., Мещеряков В., Саверкина И. Эрмитаж. Дворец Меншикова. - СПб.: Альфа-Колор, 2011. - 96 с.
2. Искусство мебели. Книга I. Западная Европа XVI - XVIII вв.: Каталог Большого собрания изящных искусств ASG. В 2-х тт./Между-нар. ин-т антиквариата; авторы-сост. А.В. Булгакова, А.А. Черепанова, М.К. Яо; общ. науч. ред. А.В. Булгакова; вступ. статьи М.К. Яо, Ю.Г. Яманова. - Казань, 2014. - 234 с.
3. Каталог Большого собрания изящных искусств ASG. Т. I. Живопись старых мастеров Западной Европы XVI - XVIII вв./Междунар. ин-т антиквариата; сост.: М.К. Яо, А.В. Булгакова; ред. М.К. Яо. - Казань, 2013. - Т.1. Живопись. - 232 с.