Научная статья на тему 'Алжир: антиколониальная тема как структурообразующий компонент национальной кинокультуры'

Алжир: антиколониальная тема как структурообразующий компонент национальной кинокультуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
278
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЖИР / ЭПОХА ФРАНЦУЗСКОГО КОЛОНИАЛИЗМА / РОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА / ФИЛЬМЫ АНТИКОЛОНИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНОКУЛЬТУРЫ / ALGERIA / THE ERA OF FRENCH COLONIALISM / THE BIRTH OF THE NATIONAL CINEMA / FILMS OF THE ANTI-COLONIAL ORIENTATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF THE NATIONAL FILM CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шахов Анатолий Сергеевич

Развитие и отстаивание самобытности национальной кинокультуры крайне важны для любой кинематографии мира. Осмысление прошлого и современного состояния кинематографической практики каждой отдельно взятой страны выводит на передний план вопрос о пути поиска национальной идентичности. Только на её фундаменте и можно взрастить по-настоящему оригинальное и успешное кино. В данной связи особенно интересен пример экранного искусства Алжира, зародившегося в напряженной и бескомпромиссной борьбе против владычества французского колониализма. Созданные в качестве ответа предвзятым и ангажированным фильмам метрополии, произведения алжирских кинематографистов настолько ярко и доказательно передали величие патриотического подвига их соотечественников, что приобрели широкое международное признание, как искушенных специалистов, так и рядовых зрителей. Процессам генезиса темы освободительного антиколониального движения, а также её эволюции посвящена статья, предлагаемая читательскому вниманию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALGERIA: ANTI-COLONIAL THEME AS A STRUCTURING COMPONENT OF NATIONAL CINEMA CULTURE

The development and settling of the identity of the national cinema culture are extremely important for any cinematography of the world. Comprehension of the past and the current state of the cinematographic practice of each country brings to the fore the question of questions: the ways of searching of a national identity. Only on its foundation you can grow a truly original and success ful movie. In this connection, an example of the cinema art of Algeria, which originates in a tense and uncompromising struggle against the domination of French colonialism, presents for us a particular interest. Works of Algerian cinematographers were created as a response to biased French colonial films so it vividly and demonstratively conveyed the grandeur of the patriotic exploit of their compatriots that gained wide international recognition, both sophisticated professionals and ordinary spectators. The article is devoted to the processes of the genesis of the theme of the liberation anti-colonial movement, as well as its evolution.

Текст научной работы на тему «Алжир: антиколониальная тема как структурообразующий компонент национальной кинокультуры»

ЛЖИР: АНТИКОЛОНИАЛЬНАЯ ТЕМА КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНОКУЛЬТУРЫ

УДК 7.038.53:791.43(65) А. С. Шахов

Московский государственный институт культуры

Развитие и отстаивание самобытности национальной кинокультуры крайне важны для любой кинематографии мира. Осмысление прошлого и современного состояния кинематографической практики каждой отдельно взятой страны выводит на передний план вопрос о пути поиска национальной идентичности. Только на её фундаменте и можно взрастить по-настоящему оригинальное и успешное кино. В данной связи особенно интересен пример экранного искусства Алжира, зародившегося в напряженной и бескомпромиссной борьбе против владычества французского колониализма. Созданные в качестве ответа предвзятым и ангажированным фильмам метрополии, произведения алжирских кинематографистов настолько ярко и доказательно передали величие патриотического подвига их соотечественников, что приобрели широкое международное признание, как искушенных специалистов, так и рядовых зрителей. Процессам генезиса темы освободительного антиколониального движения, а также её эволюции посвящена статья, предлагаемая читательскому вниманию.

Ключевые слова: Алжир, эпоха французского колониализма, рождение национального кинематографа, фильмы антиколониальной направленности как фактор становления национальной кинокультуры.

The development and settling of the identity of the national cinema culture are extremely important for any cinematography of the world. Comprehension of the past and the current state of the cinematographic practice of each country brings to the fore the question of questions: the ways of searching of a national identity. Only on its foundation you can grow a truly original and success-

ШАХОВ АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ - кандидат исторических наук, профессор кафедры киноискусства факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры

SHAHOV ANATOLY SERGEEVICH - Ph.D. (History), Professor of Department of motion picture art, Faculty of Media and Audiovisual Arts (MAIS), Moscow State Institute of Culture

ALGERIA: ANTI-COLONIAL THEME AS A STRUCTURING

COMPONENT OF NATIONAL CINEMA CULTURE

e-mail: [email protected] © Шахов А. С., 2017

^ Теория культуры ВНТг 1

ful movie. In this connection, an example of the cinema art of Algeria, which originates in a tense and uncompromising struggle against the domination of French colonialism, presents for us a particular interest. Works of Algerian cinematographers were created as a response to biased French colonial films so it vividly and demonstratively conveyed the grandeur of the patriotic exploit of their compatriots that gained wide international recognition, both sophisticated professionals and ordinary spectators. The article is devoted to the processes of the genesis of the theme of the liberation anti-colonial movement, as well as its evolution.

Keywords: Algeria, the era of French colonialism, the birth of the national cinema, films of the anti-colonial orientation as a factor in the formation of the national film culture.

Для цитирования: Шахов А. С. Алжир: антиколониальная тема как структурообразующий компонент национальной кинокультуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 166-172.

У Алжира продолжительная и богатая история. В XII веке до новой эры здесь проживали финикийцы. Затем возникло государство Нумидия, ставшее впоследствии одним из африканских владений Древнего Рима. В VII веке новой эры под знаменем ислама сюда пришли арабы-мусульмане. С XVI века страна находилась под властью Османской империи. После захвата в 1830 году столицы Алжира войсками французского генерала де Бур-мона началась иная эпоха - эпоха так называемой европеизации, сопровождавшаяся упорным сопротивлением колониальной экспансии, что было вполне оправданно. Даже Комиссия по Африке французского короля Луи Филиппа в 1833 году официально признавала: «Мы убивали людей, которым давали охранные грамоты; мы по простому подозрению уничтожали целые группы жителей, которые впоследствии оказывались невиновными ... В варварстве мы превзошли тех варваров, которых пришли приобщать к цивилизации [2]». Любопытно высказывание известного французского писателя Гюи де Мопассана, сделанное им после подавления антиколониального восстания 1881-1883 годов, которое возглавил шейх Бу Амама. В книге «Про-

винция Алжир», изданной в 1884 году, Мопассан отмечал, что «арабы - народ, не поддающийся никакому управлению и годный лишь на то, чтобы его истреблять или изгонять в пустыню [3]». Сходной точки зрения придерживался и выдающийся поэт, романист, драматург, лидер романтического движения во Франции Виктор Гюго. Он считал, что «с варварами», а именно так он характеризовал мусульман Алжира, «нужно разговаривать на языке силы [1]». Среди правящих кругов III Республики господствовали расистские идеи о том, что, если метрополия решила сделать «туземцев» «цивилизованными», она должна действовать только как представительница «высшей расы» и ни в коем разе не обращаться с алжирцами как с равными. Апологеты колониальной экспансии, в соответствии с разработанными и спущенными сверху методичками, создавали множество тенденциозных литературных и живописных произведений, амбициозно и тщеславно величая их «востоковедением». С целью оправдать колониальное вторжение, во Франции усиленно тиражировались образы алжирцев, побуждавшие «цивилизованных европейцев» рассматривать их исключительно людьми отсталыми и

явно неполноценными. До изобретения кинематографа представители коренного населения Алжира на штамповавшихся типографским способом картинках фигурировали в уничижительном и смехотворном виде — с огромными карикатурными носами и не вызывавшими расположения, отталкивающими и не привлекательными лицами. Можно добавить: на предвзято сделанных фотографиях, какие французские солдаты и переселенцы отправляли в своих письмах на родину, женщины-алжирки показывались в откровенно эротических позах, будто предназначались для плотских утех и не более того. Нельзя не признать: карикатуры, фотографии и открытки воздействовали на умы и чувства тогдашних жителей Европы довольно основательно и результативно. Если говорить о первых хроникальных «живых фотографиях», снятых в Алжире приезжими операторами неподвижной статичной кинокамерой, то им в известном смысле была свойственна честность и объективность. В них показывались главным образом не французы, а мусульмане-алжирцы, отображалось то, как они передвигаются по городским улицам, во что одеты и чем заняты. Однако с развитием приёмов режиссуры и монтажа субъективность и ангажированность экранного материала, посвящавшегося «Заморскому Департаменту» Франции, существенно усилились. Сделанные в русле одобрявшейся официальным Парижем великодержавной пропаганды, постановочные фильмы адресовались, прежде всего, жителям метрополии, а не европейским переселенцам и уж тем более не коренным жителям страны, выглядевшим довольными собой и своим статусом маргиналов. Стоит под-

черкнуть: в первые десятилетия XX века «невежественные туземцы» к творческой работе на французских киностудиях не допускались ни под каким видом. Одной из наиболее знаковых и «показательных» стала, например, профессионально сработанная и запоминающаяся кинолента 1936 года Жюльена Дювивье «Пепе ле Мокко». Она, кстати, и сегодня считается во Франции одним из шедевров и достижений национального кинематографа. Между тем в образе преступника-рецидивиста, мастерски сыгранного Жаном Габеном, который после ограбления Тулонского банка скрылся в старом районе алжирской столицы в Касбе, отчётливо проводится мысль о бесспорном превосходстве сильного духом и по-своему справедливого протагониста над окружающими его субъектами «варварского происхождения». Пепе ле Моко для обитателей живущего по собственным внутренним законам квартала — безгранично почитаемый и непререкаемый авторитет. Находящиеся в его подчинении банды уголовников и разного рода отщепенцы помогают ему успешно избегать ареста и уходить от сурового судебного преследования. В замысловатых лабиринтах тёмных разветвленных узких улочек, таящих множество опасностей и изобилующих тайными ходами, он чувствует себя уверенно и спокойно, в безопасности, словно в неприступной крепости. Примечательно в кинофильме и то, что ключевую роль в задержании и нейтрализации порождающего зрительское уважение «вора в законе» сыграл возбуждающий лишь отвращение полицейский инспектор — алжирец Слиман, всячески выслуживающийся перед колониальными властями. В угоду своим

покровителям, при помощи дьявольского коварства, он выманивает киногероя из неконтролируемой и неподвластной для местной полиции Касбы. Причём Слима-ну удаётся реализовать свой изуверский план, сыграв на ностальгии Пепе ле Моко по вожделенному родному парижскому обществу, на тоске по большой любви, а также страстном стремлении избавиться от уже порядком надоевшего и затянувшегося пребывания на чужбине. Алжир являлся для метрополии самым ценным и важным владением на Африканском континенте по причине своего стратегически выгодного положения, как источник дефицитных минеральных богатств, надежный и выгодный рынок сбыта промышленных товаров. Катализатором стремительного роста антиколониальных настроений послужили события Второй мировой войны, в которой многие тысячи алжирцев отважно сражались во имя избавления Европы от нацизма. Не без оснований марионеточное правительство Виши, а также находившиеся в возмутительно привилегированном положении алжиро-европейцы ими рассматривались в качестве адептов и защитников немецкого и итальянского фашизма. Чашу терпения переполнил знаменательный день 8 мая 1945 года, когда жителей Сетифа и Гельмы, вышедших на демонстрации по случаю победы над гитлеровской Германией с национальными флагами, расстреляла колониальная полиция. Власти протектората при этом безапелляционно заявили алжирцам: «Это - наша победа и свобода, а не ваша!».

Собственный кинематограф в Алжире зародился в период кровопролитной освободительной войны 1954-1962 годов, в ходе которой на полях сражений, тюрь-

мах и концлагерях погибло около 10% алжирцев. Бойцы Фронта национального освобождения, взявшие в руки кинокамеры, своими хроникально-документальными лентами стремились, прежде всего, утверждать среди соотечественников уверенность в неизбежной победе и в то же время вызывать у зарубежной зрительской аудитории сочувствие к тем многочисленным жертвам и страданиям, какие алжирцы терпели во имя избавления от ненавистного иноземного порабощения. Нельзя не заметить: существенную практическую помощь, в том числе наставническую, которую им оказали французские кинематографисты Рене Вотье и Пьер Клеман, а также югославы Лабудович и Петчар. В разгар боёв против французского колониального режима вместе с бойцами освободительной армии на партизанских тропах оказался и участник Великой Отечественной войны - грузинский советский документалист-международник Георгий Асатиани. Созданный им фильм «Алжирский дневник» вышел на экраны СССР в апреле 1962 года ещё до провозглашения 5 июля 1962 года Алжиром политической независимости. Суровая и суховатая стилистика первых документальных алжирских кинолент органично перешла и в первые отечественные игровые кинофильмы. Они также посвящались событиям и фактам недавнего обжигающего прошлого, снимались на натуре и отличались полудокументальной манерой повествования. На протяжении первого десятилетия после обретения страной национального суверенитета алжирские кинематографисты шлифовали и совершенствовали образно-содержательные элементы кинолетописи всенародной

борьбы за национальное освобождение. Однако в начале 1970-х годов перед ними возникла задача попытаться обобщить причины и смысл антиколониальной революции, и такая эпическая картина была выпущена. В 1974 году на Каннском кинофестивале впервые в истории арабо-африканского кино «Золотую пальмовую ветвь» завоевал демонстрировавшийся в советском прокате масштабный, почти трёхчасовой фильм Мухаммеда Лах-дар Хамины «Хроника огненных лет» (Вакаи ас-санауат аль-джамр). Шесть киноновелл, объединенных в «Хронике огненных лет», — это шесть ступеней обретения алжирцами политического опыта, становления их патриотического чувства и закаливания характера. Через жизненный путь простого крестьянина, шаг за шагом открывающего для себя новые и новые истины колониальной действительности, вовлекаемого по ходу развития сюжета в стремительный водоворот истории, режиссёр проследил горький удел тысяч алжирских феллахов, устремлявшихся в поисках лучшей доли в города. Одни из них, бросив родную землю, мучительно погибали в принадлежавших европейцам горных каменоломнях или от страшных эпидемий. Другие, решившие остаться в деревнях, умирали голодной смертью на бесплодной земле, потому что воду в сезоны засухи привилегированные выходцы из Европы при силовой поддержке колониальных властей отводили на свои земельные участки. Тем, кому удавалось выжить, предоставлялось «почётное право» гибнуть в сражениях Второй мировой войны, отстаивая честь поверженной германским фашизмом Франции... В 1980-е — начале 1990-х годов тема героиче-

ской освободительной борьбы против французского колониализма по-прежнему оставалась одной из центральных. Напоминанием о трагических событиях прошлого стали вышедшие на национальные экраны в 1983 году фильмы «Железная пашня» (Аль-Хасад аль-фу-лаз) Гути Бендеддуша и «Осенняя мелодия» (Ангам аль-хариф) Мезиана Лаа-лема. Психологизмом и разносторонним проникновением в историческую атмосферу антиколониальной борьбы отличалась кинолента Аммара (Омара) Ласкри «Врата тишины» (Абуаб ас-сукун, 1987), представляющая собой исследование судеб алжирцев, оказавшихся сначала в рядах предателей-коллаборационистов, а затем всё-таки решивших перейти на сторону повстанцев и погибших во имя свободы обездоленных соотечественников. В ряду значительных кинофильмов последнего времени широкий резонанс в Алжире вызвали масштабные биографические киноленты одного из пионеров алжирского кинематографа Ахмеда Рашеди — «Мустафа Бен Булаид» (2008) и «Белькасем Крим» (2014), посвящённые видным лидерам Фронта национального освобождения. Решённые в манере документальной реконструкции и хронологически выверенного повествования, они подробно и разносторонне раскрыли характеры выдающихся борцов против колониализма как людей целеустремленных и пламенных патриотов своей родины, донося до современных зрителей те ценности, которые необходимы не только на полях сражений, но и в условиях мирного созидательного времени. К числу запоминающихся экранных произведений, обращенных к колониальному прошлому, относится также выпущенная

совместно с Францией драматургически выверенная и по-своему новаторская кинокартина «Поездка в Алжир» (Рихла ила-л-джазаир, 2009) режиссёра Абдель Крима Бахлула. В её основу легли действительные события, имевшие место в провинциальном городе Сайда и его окрестностях на завершающем этапе антиколониальной освободительной войны и в первые месяцы после обретения страной политической независимости. Обращает на себя внимание то, что кинематография Алжира, пожалуй, впервые в своей истории отошла от огульной критики всех без исключения представителей канувшего в прошлое колониального режима. Довольно неожиданно в прологе фильма с большой симпатией и уважением показан занимающий в муниципалитете руководящую должность участливый и следующий принципам гуманизма чиновник-француз. Он отменяет кощунственное решение военных, расстрелявших заподозренного в сотрудничестве с партизанами главу многодетной крестьянской семьи. Более того, вооруженные до зубов «цивилизаторы» не разрешают родственникам, лишившимся кормильца, даже приблизиться к телу убитого и предать земле по обычаям предков. Пусть, мол, «его сожрут шакалы». Аннулировав приказ командира карательного подразделения из Иностранного легиона, среди которых оказываются «соскучившиеся по работе» бывшие эсесовцы-немцы, он лично принимает участие в церемонии прощания с погибшим. А затем, уже в начале 1963 года, перед отъездом на родину, выслушав от новых алжирских руководителей слова благодарности за переданный им ценный управленческий опыт, исходя из

принципов добра и человеколюбия, безвозмездно оставляет принадлежавший ему богатый и просторный городской особняк вдове и её оставшимся без отца осиротевшим детям.

Примечательно одновременно и то, как в киноленте отражено современное отношение к личностям первого президента Алжира Ахмеда Бен Беллы и сменившего его в 1965 году на посту главы государства Хуари Бумедьена. Первый предстал в фильме краснобаем и демагогом, способным на словах очаровывать и вводить в заблуждение транслируемыми по радио своими медоточивыми речами о скором превращении бывшего колониального раба в человека-созидателя и полного хозяина своей судьбы. Что касается его заместителя и министра обороны Бумедьена, то он показан в киноленте по-иному - как человек, способный на практике помочь простым соотечественникам, попавшим в беду из-за козней пришедших к власти вместо французов, утративших стыд и совесть местных коррупционеров.

Тема антиколониальной освободительной борьбы для кинематографистов Алжира была и остаётся одной из самых важных и злободневных.

И это не случайно. На вопрос о том, что мягче песка, тверже камня, холоднее родниковой воды и горячее свежеиспеченного хлеба, алжирцы и сегодня часто отвечают: «Свобода». К тому же кинематографическое обращение к героическому прошлому корреспондируется с направленной в конечном счёте против национального обезличивания давней восточной мудростью: «Дерево красиво своей листвой, однако сильно оно своими корнями».

Примечания

1. АурагхРамдан Как «цивилизованная» Франция истребляла алжирский народ [Электронный ресурс] // Дипломатический комментарий : [веб-сайт]. Электрон. дан. 7 февраля 2015 г. URL: http://www.dipcomment.com/expert.php?watch=482

2. Ланда Р. Г. История Алжира. XX век / РАН. Ин-т востоковедения. Москва : ИВ РАН, 1999. 304 с.

3. Мопассан Ги де Провинция Алжир [Электронный ресурс] // RuLit : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.rulit.me/books/provinciya-alzhir-read-169027-1.html

References

1. Auragh Ramdan Kak "tsivilizovannaya" Frantsiya istreblyala alzhirskiy narod [How "civilized" France exterminated the Algerian people]. Available at: http://www.dipcomment.com/ex-pert.php?watch=482

2. Landa R. G. Istoriya Alzhira. XX vek [History of Algeria. 20th century]. Moscow, Russian Academy of Sciences "Vostochnaya literatura" ("Oriental Literature") Publishers, 1999. 304 p.

3. Mopasan Gi de [Maupassant Guy de] Provintsiya Alzhir [Province of Algeria]. Available at: http://www.rulit.me/books/provinciya-alzhir-read-169027-1.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.