Научная статья на тему 'Альманах «Религия. Церковь. Общество» как опыт формирования пространства современного теологического исследования'

Альманах «Религия. Церковь. Общество» как опыт формирования пространства современного теологического исследования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Альманах «Религия. Церковь. Общество» как опыт формирования пространства современного теологического исследования»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

АЛЬМАНАХ «РЕЛИГИЯ. ЦЕРКОВЬ. ОБЩЕСТВО» как опыт формирования пространства современного теологического исследования

Появление нового теологического журнала в наше время — явление не столь частое. Еще четверть века назад казалось, что падение советской идеологии и возрождение церковной жизни должны неминуемо привести к расцвету научного богословия. В действительности, однако, число появившихся работ сравнительно невелико, и часто они носят узкоконфессиональный или публицистический характер. Трудно сказать, насколько широка аудитория теологических журналов. Реалии таковы, что верующими богословская дискуссия нередко воспринимается как попытка размыть основы христианской жизни, напротив, в научной среде по-прежнему сохраняется недоверие к теологии как научной дисциплине. В этих условиях перед богословским журналом сегодня всерьез стоит весьма непростая задача выработки междисциплинарных и межконфессиональных подходов.

Другой важной причиной «обмирщения» гуманитарных исследований стал общий кризис гуманитаристики в XX в., вызванный значительным изменением картины мира, долгое время кажущейся стабильной. Богословие еще в должной мере не осмыслило масштабную трансформацию социальных реалий и как следствие вынуждено идти не во главе на поводу у общественной мысли. По сути, утрата возможности апеллирования к объективной истине в рамках научного дискурса, выраженная в постмодернизме, стала вызовом не только научному богословию, но и гуманитаристике вообще. Дело отнюдь не в том, что исчезли личности масштаба А. Гарнака или В. В. Болотова, В. Дильтея или П. Флоренского, но на современном этапе их обобщения стали слишком уязвимы. Мы переживаем фрагментацию и детализацию богословского дискурса, но не по причине «всеобщей деградации науки», а с целью выработки нового аксиоматического аппарата, призванного вобрать наработки в гуманитарных исследованиях XX в. Масштаб их действительно значителен, от обнаружения новых источников, таких как, например, рукописи Кумра-на или Наг-Хамади, расширивших наши знания ранней истории Церкви, до «открытия» неличностных аспектов истории и философии: ментальности

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 2 299

безымянных масс от Античности до Нового Времени и воссоздания картины мира отдельного индивида былой эпохи (микроистория). Наконец нельзя забывать, что богословские исследования рубежа XIX-XX вв., кажущиеся сегодня столь выдающимися, содержали массу существенных недостатков: это и гиперкритика, в ходе которой были отвергнуты как неаутентичные значительные пласты источников, и избыточное влияние филологии в ущерб исторической и философской составляющей, и многие другие проблемы, которые сегодня в значительной степени преодолены.

Тем не менее, сами подходы и методы теологического исследования еще только формируются и конструируются заново. Одной из успешных попыток такой работы стало появление альманаха «Религия. Церковь. Общество», в работе над которым приняли участие коллективы ведущих гуманитарных школ Санкт-Петербурга и России, а также зарубежные коллеги. Понимая бесперспективность серьезного разговора о теологии «вообще», авторы сосредоточились на наиболее актуальных проблемах современного религиоведческого дискурса. Отметим, что альманах содержит статьи, посвященные не только теоретическим, но и практическим проблемам. Обобщение межконфессиональное опыта, во-первых, создает пространство для диалога, а во-вторых, является тем исходным материалом, на базе которого возможны теоретические исследования.

Среди актуальных философских проблем стала разработка специфики религиозного ритуала, нашедшая отражение в статьях А. М. Прилуцкого,

В.Ю. Лебедева и А. Ю. Григоренко. Так, авторами произведен не только глубокий анализ особенностей различных ритуальных действий, но и высказан ряд концептуальных предположений, раскрывающих сущностную специфику ритуала как такового (А. Ю. Григоренко), рассмотрены лингво-семиотические особенности ритуального дискурса (А. М. Прилуцкий), наконец в культуре в целом (В. Ю. Лебедев). Также на страницах альманаха продолжено развитие концепции семиотического и семантического дрейфа (с. 26). Такой подход к исследованию религиозных феноменов, вопреки явной результативности, остается в отечественном религиоведении малоприменимым, тогда как в европейской науке семиогерменевтические исследования религии вошли в число наиболее активно развивающихся научных направлений. Особенностью семиогерменевтики авторов анализируемых статей является их склонность к теологической рефлексии. В результате такого подхода формируется не только герменевтическая методология теологических исследований, но своеобразная теологическая герменевтика, в которой теологический дискурс взаимодействует с семиотическими интерпретациями религии как особой знаковой системы.

Актуальным с точки зрения исторической науки по-прежнему является введение в оборот новых источников. Примером тому стали перевод и комментарий «Актов Максимилиана» А. Д. Пантелеева, его же анализ «Мученичества Потамиены и Василида», а также комментированный перевод «Мученичества Мариана и Иакова» А. В. Каргальцева. Здесь авторы обращаются к целому комплексу проблем, от доверия к античной традиции, что, безусловно, при анализе столь неоднородных памятников далеко не очевидно, до решения

проблем роли места страданий за веру в жизни общества, столь актуальных в наше время. При этом авторы далеки от идеализации подвига христианских героев, их цель — показать весь комплекс условий, в которых формировались идеи христианского мученичества.

Еще одна сквозная тема в истории Ранней Церкви — соотношение гетеро-доксии и ортодоксии в доконстантиновскую эпоху. Авторы приходят к заключению, что, во-первых, гетеродоксия может выражать региональую специфику, утрата которой в другом регионе христианского мира, ведет к непредсказуемой трансформации самого еретического учения. Во-вторых, в ситуации, когда христианское сообщество является маргинальным меньшинством, что нередко встречается в реалиях современного мира, проблема ортодоксии отходит на второй план перед лицом агрессивного языческого окружения.

Более поздние периоды истории церкви — относящиеся к рубежу Средневековья и раннего Нового времени — затрагивают формирование конфессиональных процессов и типов сознания, распад и одновременную консервацию которых мы наблюдаем сегодня. Показательны в этом смысле исследования, посвященные протестантской и католической (т. е. посттридентской) идентичности в XVI-XVII вв. 3. А. Лурье и Д. Д. Гальцина. Здесь мы имеем дело с достаточно новым и еще не до конца принятым в нашей науке направлением cultural studies. Так, исследовательница рассматривает материалы драматургии и театра XVI в. в контексте евангельской проповеди и реформационной пропаганды, тогда как Д. Д. Гальцин на материале классических исторических источников (материалы допросов, дневники и т.д.) восстанавливает «ментальный дискурс» Нового Плимута и ряда других протестантских колоний. Для этого региона не теряет актуальности задача введения новых источников, которые в отличие от истории более древнего периода, не изучены и западными коллегами в виду своей многочисленности. 3. А. Лурье поднимает актуальные в немецкой историографии сегодня вопросы социальной подоплеки интеллектуальной культуры. Публикация до этого не введенных в научных оборот писем

С. Бирка к Освальду Миконию позволяют сделать первые предварительные выводы в этом направлении.

Таким образом, альманах «Религия. Церковь. Общество» выступает площадкой не только межконфессионального диалога, но и актуализации насущных проблем современного богословия. Не пытаясь объять необъятное, авторы, тем не менее, пытаются выстроить концептуальное пространство религиоведческого дискурса, закладывая саму основы для продолжения такой работы.

А. В. Каргальцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.