АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИЕЙ СЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОБОРОТА ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Е.Н. Выголова; С.А. Головин;
Г.К. Ивахнюк, доктор химических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Дано определение гармонизации систем оборота опасных химических веществ. Сформулированы принципы и составные части наиболее важных факторов гармонизации. Представлены алгоритмы оптимизации факторов и законодательств по регулированию систем оборота опасных химических веществ.
Ключевые слова: системы оборота опасных химических веществ, алгоритмы оптимизации факторов, вертикальная и горизонтальная гармонизация
ALGORITHMS OF OPTIMIZATION OF THE FACTORS INFLUENCING HARMONIZATION OF SYSTEMS OF THE TURN OF DANGEROUS CHEMICALS
E.N. Vygolova; S.A. Golovin; G.K. Ivakhnyuk.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
Definition of harmonization of systems of a turn of dangerous chemicals is given. The principles and components of the most important factors of harmonization are formulated. Algorithms of optimization of factors and legislations on regulation of systems of a turn of dangerous chemicals are presented.
Keywords: systems of a turn of dangerous chemicals, algorithms of optimization of factors, vertical and horizontal harmonization
В целях повышения конкурентоспособности [1] продукции российской химической продукции необходимо, чтобы она соответствовала требованиям законодательства, регулирующего ее оборот на международных рынках, например, на рынке оборота опасных химических веществ (ОХВ) Европейского Союза (ЕС) [2]. В этой связи необходимо осуществить процесс гармонизации соответствующего отечественного и европейского законодательства [3]. Гармонизация - это создание удобных, комфортных условий для взаимовыгодных отношений, обеспечивающих эффективное развитие участников совместного процесса. Под гармонизацией систем оборота ОХВ понимается: согласованность и непротиворечивость законодательств, нормативных актов государств, регламентирующих деятельность взаимодействующих систем оборота ОХВ; отсутствие противоречий и системных конфликтов между организациями, участвующими во взаимодействующих системах оборота ОХВ; исключение дублирующих (повторных) процедур со стороны регулирующих органов государств, контролирующих процессы оборота ОХВ на своих территориях; минимизация финансовых издержек и времени на осуществление участниками взаимодействующих систем оборота ОХВ внутрисистемных и межсистемных операций.
Наиболее важными (движущими) факторами для гармонизации систем оборота ОХВ российского производства в Российской Федерации и ЕС являются: факторы, обеспечивающие эффективное производство химически опасных веществ (ХОВ) российского производства в Российской Федерации; факторы, регламентирующие
безопасную транспортировку ХОВ российского производства в ЕС и Российской Федерации, а также трансграничные перевозки; факторы, обеспечивающие эффективное потребление (эксплуатацию, реализацию, хранение) ХОВ российского производства в Российской Федерации и ЕС. Для организации эффективного производства ОХВ необходимо в первую очередь: определить номенклатуру ХОВ, для которых наблюдается существенный и стабильный спрос как на рынках Российской Федерации, так и на рынках зарубежных стран (например, ЕС); проанализировать технические, технологические возможности, компетенцию персонала для осуществления производства ОХВ на уровне мировых стандартов; проанализировать российские и зарубежные (ЕС) законодательства, регламентирующие процессы производства ОХВ; рассчитать финансовую сторону проекта, особенно в части инвестиционной привлекательности и прибыльности; оценить экологическую безопасность проекта. Для организации безопасной транспортировки ОХВ необходимо в первую очередь: проанализировать российские и зарубежные (ЕС) законодательства, регламентирующие безопасные транспортировки ОХВ; оценить объемы, специфику, опасность перевозимых грузов, сроки и технические возможности их своевременной доставки в пункты назначений; проанализировать наличие необходимых транспортных средств, их техническое состояние, квалификацию водителей, состояние погрузочно-разгрузочных терминалов, наличие сопровождающей охраны; согласовать маршруты и интенсивность транспортировки грузов с органами МЧС России, пограничной службы и службы безопасности транзитных стран; оценить текущую климатическую и дорожную ситуацию. Для организации эффективного потребления (эксплуатации, реализации, хранения) ОХВ необходимо в первую очередь: проанализировать российские и зарубежные (ЕС) законодательства, регламентирующие потребление (эксплуатацию, реализацию, хранение) ОХВ; оценить возможности российских и зарубежных (ЕС) организаций по безопасному и эффективному потреблению (эксплуатации, реализации, хранению) ОХВ; выработать рекомендации для российских и зарубежных (ЕС) организаций по созданию условий для безопасного и эффективного потребления (эксплуатации, реализации, хранению) ОХВ. Поскольку для эффективного решения типовых задач систем оборота ОХВ требуется одновременное выполнение законодательств Российской Федерации и зарубежных (ЕС) по регулированию оборота ОХВ, то возникает необходимость гармонизации этих законодательств. Гармонизация законодательств по регулированию оборотом ОХВ - это составная часть последовательных процессов по сближению, гармонизации и унификации законодательств Российской Федерации и других стран (например ЕС) по вопросам контроля за оборотом ОХВ. К основным принципам гармонизации (сближения, унификации) законодательств по контролю за оборотом ОХВ можно отнести следующие: согласованность мер по правому регулированию, единовременность принятия законодательных актов, последовательность реализации этапов по изменению законодательств, приоритетность использования апробированных норм и принципов международного права в национальных законодательных актах [4]. Процесс сближения национальных законодательств - это согласованная законотворческая деятельность по приведению национальных актов Российской Федерации и союзов зарубежных стран (например ЕС) в основном во взаимное соответствие по своему содержанию и направленности по вопросам контроля за оборотом ОХВ. Процесс гармонизации национальных законодательств - это согласованная законотворческая деятельность по преобразованию национальных актов Российской Федерации и союзов зарубежных стран (например ЕС), в результате которой данными законодательствами будет обеспечена аналогичная правоприменительная практика по содержанию, принципам правового регулирования и предполагаемым результатам по вопросам контроля за оборотом ОХВ при различных юридических методах достижения указанного результата. При сравнении российских и международных (европейских) норм предельно допустимых концентраций ОХВ в интересах гармонизации должна выбираться более строгая норма. Процесс унификации национальных законодательств - это согласованная законотворческая
деятельность по изменению национальных актов Российской Федерации и союзов зарубежных стран (например ЕС), в результате которой законодательства становятся идентичными (полностью совпадающими) по вопросам контроля за оборотом ОХВ. Процесс международной унификации законодательств при подчинении национального законодательства международной правовой практике следует увязывать с вопросами национальной безопасности и обеспечения суверенного статуса государства. В этой связи в интересах поддержания суверенности государства следует рассматривать аспект изменения национального законодательства в направлении гармонизации его с аналогичными правовыми актами по регулированию оборота ОХВ. Оптимизацию факторов, существенно влияющих на гармонизацию, предполагается осуществлять в направлении реализации мер, позволяющих эффективно решать типовые задачи по обеспечению процессов внутри взаимодействующих систем оборота ОХВ при сокращении времени и финансовых издержек на выполнение указанных задач. Сущность алгоритмов оптимизации будет заключаться в описании последовательности действий по эффективному обеспечению процессов при сокращении времени и финансовых издержек внутри взаимодействующих систем оборота ОХВ. На рис. 1 представлен алгоритм оптимизации факторов, влияющих на гармонизацию систем оборота ОХВ с внутренней оптимизацией каждого шага. В ходе выполнения первого шага алгоритма (рис. 1) предполагается прохождение следующих уровней гармонизации (сближения и возможной унификации) законодательств Российской Федерации и других стран (ЕС) (рис. 2): первый уровень гармонизации на уровне государственных соглашений по проблемам оборота ОХВ между Российской Федерацией и другими странами (ЕС); второй уровень - это осуществление вертикальной или иерархической гармонизации национальных законодательств по проблемам оборота ОХВ в целом; третий уровень - это осуществление горизонтальной гармонизации по регламентации процессов, протекающих в национальных системах оборота ОХВ Российской Федерации и других стран (ЕС); четвертый уровень - это осуществление гармонизации правовых норм в пределах отдельных правовых актов.
Первый уровень гармонизации - на уровне государственных соглашений по проблемам оборота ОХВ между Российской Федерацией и другими странами (ЕС).
На уровне государственных отношений согласно действующим международным договорам и решениям по регулированию оборота ОХВ процессы гармонизации увязываются: с решением проблемных вопросов интеграции систем оборота и связанных с ними направлений правового регулирования, которые содержатся в правоустанавливающих нормах и положениях договорно-правовой базы взаимодействующих государств и их союзов (ЕС); с отраслями законодательств взаимодействующих государств и их союзов (ЕС), подлежащих гармонизации; со сферами правового регулирования внутри отдельных отраслей законодательств взаимодействующих государств и их союзов (ЕС); с конкретными национальными правовыми актами внутри отдельных сфер правового регулирования взаимодействующих государств и их союзов (ЕС). Государственные органы Российской Федерации, регулирующие оборот ОХВ в границах своей компетенции согласно установленному порядку совместно с соответствующими государственными органами стран и их союзов (ЕС), осуществляют анализ федерального законодательства по обороту ОХВ для определения степени его соответствия правовым актам стран и их союзов (ЕС) и формулируют соответствующие рекомендации по сближению и гармонизации российского и зарубежного законодательства. В результате проведения сравнительно-правового анализа устанавливаются согласованные перечни федеральных законов, которые подлежат гармонизации. Утвержденные перечни законодательства подлежат с использованием соответствующих юридических методов и приемов вертикальной и горизонтальной гармонизации.
Очередность шагов по гармонизации
Шаг 1. Гармонизация Российской Федерации
и зарубежных (ЕС) законодательств по ОХВ
Последовательная оптимизация факторов
Рис. 1. Алгоритм оптимизации факторов, влияющих на гармонизацию систем оборота ОХВ
Шаг 1.1. Гармонизация на межгосударственном уровне по обороту ОХВ
Шаг 1.2. Вертикальная гармонизация законодательств по обороту ОХВ
Шаг 1.3. Горизонтальная гармонизация законодательств по обороту ОХВ
Шаг 1.4. Гармонизация отдельных актов по обороту ОХВ
Рис. 2. Алгоритм гармонизации законодательств Российской Федерации и других стран (ЕС) по регулированию оборота ОХВ
Второй уровень гармонизации - вертикальная или иерархическая гармонизация национальных законодательств по проблемам оборота ОХВ.
Вертикальная или иерархическая гармонизация состоит в преодолении внутренних коллизий в договорно-правовой базе федерального и международного законодательства, что должно обеспечить большую практическую выполнимость правовых норм, задающих базовые направления гармонизированного взаимодействия различных систем, регулирующих оборот ХОВ. Вертикальная или иерархическая гармонизация относится к устоявшимся юридическим процессам в технике законотворчества и состоит из следующих приемов: определяется предмет правового регулирования для сферы гармонизированного взаимодействия согласно с правоустанавливающими нормами правовых актов стран и их союзов (ЕС); определяется, сопоставляется и согласовывается перечень национальных актов по правоустанавливающим нормам правовых актов стран и их союзов (ЕС); определяется характер выявленных противоречий и коллизий и принимаемые меры по их устранению; разрабатываются на уровне межгосударственных отношений предложения, рекомендации на основе законодательных актов стран и их союзов (ЕС),
обладающие большей юридической силой в целях преодоления выявленных противоречий и коллизий.
Третий уровень гармонизации - это горизонтальная гармонизация по регламентации процессов, протекающих в национальных системах оборота ОХВ Российской Федерации и других стран (ЕС).
Горизонтальная гармонизация предусматривает следующую последовательность юридических действий на внутригосударственном уровне, которые осуществляются компетентными государственными органами взаимодействующих стран и их союзов (ЕС): сопоставляются и согласовываются национальные нормативные правовые акты в границах одной отрасли права на основе единого предмета регулирования отдельных процессов, входящих в системы оборота ОХВ, с правоустанавливающими нормами правовых актов взаимодействующих стран и их союзов (ЕС); формируются законопроектные (нормотворческие) предложения по разработке федеральных правовых актов, которые призваны соответствовать действующим международным договорам и решениям органов союзов стран (ЕС) по обороту ОХВ; определяются отдельные правовые акты, подлежащих гармонизации на уровне отдельных правовых норм по обороту ОХВ. В соответствии с горизонтальной гармонизацией производится согласование норм административного и уголовного законодательства, регламентирующих по обороту ОХВ, которые предусматривают ответственность за правонарушение норм, закрепленных административным, муниципальным и иными отраслями нормативного творчества. Аналогичным образом устанавливаются взаимосвязи при определении правонарушений по обороту ОХВ в сфере ответственности конституционного, финансового, налогового законодательства и отраслями законодательства в сфере правоохранительной деятельности.
Четвертый уровень гармонизации - это гармонизация правовых норм в пределах отдельных правовых актов.
При гармонизации правовых норм в пределах отдельных правовых актов по обороту ОХВ соответствующие государственные органы взаимодействующих стран и союзов (ЕС) осуществляют следующую последовательность юридических действий: проектируется содержание национальной правовой нормы и ее элементов по обороту ОХВ, определяющих сущность гармонизированного взаимодействия, на основе положений и норм правовых актов стран и их союзов (ЕС); проектируется структура правовой нормы по обороту ОХВ на основе прогрессивной юридической техники и оптимизированного механизма правового регулирования во взаимодействующих странах и их союзах (ЕС); согласовывается правовая норма с иными нормами в рамках отдельного правового акта, регламентирующего оборот ОХВ; согласовываются нормы отдельного правового акта с другими актами, которые регулируют соответствующую сферу правоотношений, затрагивающую оборот ОХВ. Процессы гармонизации законодательств Российской Федерации и зарубежных стран (ЕС) в области регулирования оборота ОХВ должны охватывать все уровни нормотворчества и предполагают использование единых правил юридической техники при согласовании норм, актов и всей системы законодательства на основе действующих правовых актов Российской Федерации и зарубежных стран (ЕС). Порядок соотношения и использования отдельных форм и способов гармонизации на каждом из указанных уровней должен определяться составом и соотношением нормативных материалов правовых систем зарубежных стран (ЕС) и российской правовой системы.
Таким образом, в данной статье представлены алгоритмы оптимизации факторов, влияющих на гармонизацию систем оборота ОХВ. Параметрами оптимизации являются сокращение временных и финансовых издержек при осуществлении процессов в гармонизированных системах оборота ОХВ Российской Федерации и зарубежных стран (на примере ЕС) с соблюдением наиболее строгих мер безопасности. Немаловажным фактором эффективного взаимодействия систем оборота ОХВ является четырехуровневая гармонизация национальных законодательств, регламентирующих указанные системы.
Литература
1. Бескровная С.В. Конкурентоспособность России и принципы конкурентоспособности // Конкурентоспособность экономики России: проблемы и пути повышения: c6. науч. статей. СПб.: Ин-т бизнеса и права, 2012.
2. REACH-регламент. URL: http:// www.reach.ru/reglament-reach/pyblikachii/406-chembezopasnost/ (дата обращения: 17.01.2017).
3. Доронина О.Д. Гармонизация современных научных подходов по снижению степени уязвимости человека вследствие изменения окружающей среды в условиях глобализации: дис. ... д-ра биол. наук. М., 2008. 332 с.
4. Методика гармонизации (сближения, унификации) Евразийского экономического сообщества. URL: http://www.ipaeurasec.org/docsdown/metod-garmoniz.pdf (дата обращения: 17.01.2017).
References
1. Beskrovnaya S.V. Konkurentosposobnost' Rossii i printsipy konkurentosposobnosti // Konkurentosposobnost' ekonomiki Rossii: problemy i puti povysheniya: cb. nauch. statey. SPb.: In-t biznesa i prava, 2012.
2. REACH-reglament. URL: http:// www.reach.ru/reglament-reach/pyblikachii/406-chembezopasnost/(data obrashcheniya: 17.01.2017).
3. Doronina O.D. Garmonizatsiya sovremennykh nauchnykh podkhodov po snizheniyu stepeni uyazvimosti cheloveka vsledstvie izmeneniya okruzhayushchey sredy v usloviyakh globalizatsii: dis. ... d-ra biol. nayk. M., 2008. 332 s.
4. Metodika garmonizatsii (sblizheniya, unifikatsii) Evraziyskogo ekonomicheskogo soobshchestva. URL: http://www.ipaeurasec.org/docsdown/metod-garmoniz.pdf (data obrashcheniya: 17.01.2017).