Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Право
УДК 341:347.77
Региональные интеграционные образования и их влияние на право интеллектуальной собственности
Галиакберое А.С.
Аспирант кафедры международного и европейского права Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье рассматривается природа регионального интеграционного образования, выделены основные качественные этапы интеграции государств, рассмотрены изменения правового регулирования через механизмы гармонизации и унификации права, как в общем плане, так и на примере интеллектуальной собственности. Поставлена проблема критериев унификации и гармонизации права в отечественной правовой мысли.
Ключевые слова: региональная интеграция; унификация, гармонизация; механизм; интеллектуальное право; глобализация.
Глобализация в современном мире приобретает универсальный характер, отражает взаимосвязь различных государств в решении общих задач, тесную связь международного и национального права [1, с. 10; 2, с. 135; 3, с. 5; 4, с. 1]. В то же время региональные интеграционные образования, все в значительной степени по доброй воле их участников, берут на себя выполнение координирующих функций, позволяют им выходить на глобальный уровень в качестве единых структур для защиты общих региональных интересов [5, с. 6].
В правой сфере намечаются сильные интеграционные процессы, идет гармонизация правовых систем различных стран, проявляется единое регулирование. Значительным примером такой интеграции является право Европейского союза, где экономика через интеграционные связи между хозяйствующими субъектами вовлекает в себя остальные сферы общественной жизни [6, с. 22].
Сущность процессов интеграции в международном масштабе говорит о том, что исторически эволюция осуществлялась в рамках основных ступеней, каждая из которых свидетельствует об определенной степени экономической зрелости: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз [7, с. 56]. Конечной целью всех шагов на пути интеграции является гармонизация внутренних правовых систем для свободного перемещения факторов производства:
товаров/услуг, физических лиц, инвестиций, финансов.
Данный результат может быть достигнут лишь в том случае, если государство передает значительную часть собственной компетенции в пользу органов интеграции. В конечном счете, гармонизация и унификация усиливают метод наднационального регулирования и, соответственно, управляемость всем процессом интеграции. В ходе региональной интеграции мы наблюдаем определенные процессы, обусловливающие и раскрывающие саму суть интеграции. Прежде всего, логично развитие двух или более сторонних связей между государствами посредством договоров. Далее следует расширение прямых экономических отношений как между государствами, так и между транснациональными или же региональными компаниями.
Само по себе наднациональное право образуется через соприкосновение международного и внутреннего права государств, образуя правовую надстройку, которую разные авторы определяют как «транснациональное право» либо «наднациональное право» [8, с. 42].
Следует особо отметить интеграционные процессы в законодательствах самих государств как участников интеграционных образований, воплощающиеся в процессах сближения, унификации, введения единых технико-юридических стандартов. Наднационально-правовая унификация качественно
175
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Право
отличается от международно-правовой. Основа наднациональной унификации частного права - правотворческая деятельность уполномоченных на то органов интеграционного объединения, осуществляемая посредством принятия унификационных актов, которые исходят от уполномоченных органов интеграционного объединения через директивы, решения, рекомендации, принимаемые законодательными, исполнительными и судебными органами интеграционного сообщества, чью природу нужно понимать как наднациональные унификационные нормы [9, с. 88].
Региональная интеграция достигается за счет определенного правового режима, который осуществляется в рамках международного режима. В статье целесообразно говорить о региональном режиме, в свою очередь, ориентированного на экономическую и, в той или иной степени, на политическую интеграцию. Как считают некоторые авторы, государства-члены передают объединению не право на осуществление власти вместо них, а ограниченные полномочия на совершение определенной деятельности вместо них [10, с. 51].
Процесс интеграции приобретает свою институциональную форму через механизм гармонизации национальных законодательств, который может приобретать различные формы. Все эти меры сопряжены с контролем над реализацией и соблюдением гармонизированных законодательных и иных нормативно-правовых актов государств-членов. К примеру, в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в Москве 26 февраля 1999 г.) определяется, что «для целей настоящего Договора приводимые ниже понятия и термины имеют следующее значение: Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы» [11]. Как справедливо заметила Н.Г. Доронина, подробно исследовавшая влияние правовой гармонизации и унификации на экономику государств, унификацию права следует определять «как движение к гармоничному взаимодействию различных правовых систем или как взаимодействие национально-правовых систем, уже достигших определенной степени гармонии» [12, с. 88].
Организации, выполняющие функцию институциональной основы интеграции, состоят из органов с наднациональными функциями и компетенцией субординационного порядка. Именно с этой целью создаются международные суды, правомочные ре-176
шать дела, связанные с проблемами интеграции и компетенции интеграционных образований как в целом, так и в отношении отдельных его членов. К примеру, в рамках интеграционных объединений Латинской Америки учреждены международные суды, чьи решения обеспечивают единообразное формирование, толкование и применение права исходя из их компетенции, а сами решения «интеграционных» судов выполняют ряд унифицирующих функций через формирование цельного правового пространства в рамках интеграционного объединения [9, с. 92].
В рамках интеграционных образований проявляются элементы «права интеграции», которое можно отнести к отрасли международного права, определив его нахождение в общей части международного права [13, с. 27].
В результате на этом фоне развивается «право экономической интеграции» как международноправовой институт международного экономического права [14]. Интеграция как правовое явление без должного уровня экономического развития нецелесообразно как в целом, так и применительно к участникам такого образования.
Важным вопросом является то, каким правом регулируется функционирование самого межгосударственного объединения. На первом этапе главным определяющим инструментом для этого является конституция государств-участников такого образования и международное право, но на втором в качестве таковых выступают уже сами акты межгосударственных образований.
В рамках родового понятия «международная организация» используется понятие «межгосударственное объединение», хотя в отечественной правовой мысли утверждается, что их можно выделить в отдельную группу, проводя демаркационную линию по следующим характеристикам: межгосударственные объединения выражают большую степень региональной интеграции государств в силу общности их исторической судьбы; структура межгосударственных объединений отражает системы институтов государств-членов; они отличаются большей степенью императивности актов межгосударственных объединений и их влияния на национальные законодательства; они имеют судебные институты для разрешения споров и коллизионных процедур [13, с. 14].
Внутренняя система региональной интеграции в правовой сфере - особый уровень правовой интеграции, который включает в себя объединительные процессы в рамках сложившейся системы с подчинением общим системным законам, связям, правовым принципам [15, с. 17].
Наиболее полно региональная интеграция проявляется в тех сферах, где для защиты экономических интересов каждого отдельного члена будут действенны меры наднациональной правовой си-
Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 3
Право
стемы. К примеру, проблема охраны интеллектуальной собственности лежала в плоскости насущной и актуальной необходимости скорейшего создания внутреннего единого рынка Европейского сообщества. Самую первую попытку к введению международного регулирования правового положения изобретений, полезных моделей и промышленных образцов А.А. Пиленко связывает с деятельностью Немецкого Таможенного союза, функционировавшего в рамках Договора от 21 сентября 1842 г., ратифицированного в июне 1843 г. [16].
Составной частью проблемы охраны интеллектуальной собственности является сам механизм её правовой охраны, по возможности единый для всех стран Сообщества, так как рядом авторов подмечено, что в сфере межгосударственного научно-технического сотрудничества наблюдается тенденция к регионализации, т.е. сотрудничеству государств по географическому признаку [17, с. 616]. Более того, комиссия Европейских сообществ ссылается на данное обстоятельство в документе, озаглавленном как «Белая книга по завершению создания внутреннего рынка» [18, с. 60-61].
Можно выделить две основные правовые формы деятельности по пути региональной интеграции и, как следствие, создания общего Европейского рынка по интеллектуальной собственности.
Первая форма - эффективная деятельность суда Европейских сообществ. Именно рядом вердиктов суда ЕС уже были заложены будущие решения по целому кругу принципиальных проблем правовой охраны интеллектуальной собственности. В дальнейшем деятельность суда ЕС в этой сфере привела к появлению следующей правовой формы, а именно унификационного и гармонизационного процесса в области правовой охраны интеллектуальной собственности. Прежде всего, данная активность вылилась в принятие целого ряда документов, наметивших пути дальнейшего совершенствования законодательства. Посути, унификация и гармонизация выступили методом преодоления разночтений в правовом регулировании интеллектуальной собственности. Ярчайшим примером данной деятельности являются так называемые «Зеленые книги», принятые в 1980-1990 гг., что послужило разработке и принятию институтами Европейского союза целого ряда директив и регламентов в сфере права интеллектуальной собственности [19].
В рамках ЕвразЭС знаменательным шагом на пути интеграции в сфере интеллектуальной собственности является принятие Евразийской патентной конвенции для формирования единого патентного пространства и, как следствие, предпосылки создания единого рынка интеллектуальной собственности в рамках региона [20, с. 13]. Подобно Европейскому союзу и в ЕвразЭС были созданы наднациональные органы. Ряд авторов подчеркива-
ет то, что соглашение NAFTA обращает повышенное внимание на регулирование вопросов интеллектуальной собственности [21, с. 3]. Хотя, как особо подчеркивает Ю.М. Юмашев, «США же отказались от наднациональных экспериментов и, создав североамериканскую зону свободной торговли с правилами ГАТТ/ВТО, пошли, как и страны АзиатскоТихоокеанского региона, по пути традиционных международных организаций, в основе функционирования которых лежит принцип суверенного равенства стран-участниц межгосударственного сотрудничества» [22, с. 87].
В конечном счете, меры, которые предпринимаются в отношении частных правовых отношений, возникающих в сфере региональной интеграции, иллюстрируют общие подходы в деле региональной интеграции и ведут к созданию определенного правового режима, что регулирует оборот капиталов в рамках конкретного региона. Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что процесс региональной интеграции, в частности, его правовая сторона, затрагивает через гармонизацию и унификацию права образования органов региональной интеграции и наднациональных органов интеграционного образования, прежде всего, экономическую сферу региональных сообществ. Право региональных сообществ через регулирование экономической сферы, постепенно развиваясь, влияет на другие аспекты общественной жизни. Экономический эффект в этом счете нивелирует политические издержки интеграции и, соответственно, критерием эффективности интеграции выступает степень гармонизации и унификации права участников региональных образований. Хотя, как верно замечал Е.Б. Леанович, «конвенционные требования о минимальном уровне охраны не снимают территориальность прав интеллектуальной собственности» [23]. По нашему мнению, в существующей литературе критерии унификации и гармонизации правовой сферы участников региональных образований и их влияние на общественные отношения исследованы не в достаточной степени, что и является проблемой отечественной юридической науки.
Литература:
1. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. - 2002.
- № 3. - C. 117-118.
2. Марченко М.Н. Право Европейского союза: вопросы истории и теории. - М.: Проспект, 2010.
- 308 с.
3. Толстых В.Л. Курс международного права. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 1056 с.
177
Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 3
Право
4. William D.C.,Geoffrey R. D. Underhill Regionalism and global economic integration: Europe, Asia , and the America. - Taylor & Francis e-Library, 2002.
5. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право. Теория и практика применения. -М.: Волтерс Клувер, 2005. - 432 с.
6. Кашкин С.Ю. Право европейского союза. - M.: Проспект, 2008. - 304 с.
7. Николаева. И.П. Мировая экономика: учеб. - M.: Проспект, 2010. - 240 с.
8. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс: учеб. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 496 с.
9. Рафалюк Е.Е., Унификация международного частного права в странах Латинской Америки: история и современность // Журнал российского права. - 2010. - № 5. - C. 88-89.
10. Рыжов В.Б. Система органов регионального интеграционного объединения // Юрист-международник. - 2006. - № 2. - С. 51.
11. Договор от 26 февраля 1999 г. «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» // СЗ РФ. - 2001. - № 42. - Ст. 3983.
12. Доронина Н.Г. Унификация и гармонизация права в условиях экономической интеграции государств // Право и экономика. - 1997. - № 17-18. - С. 88-91.
13. Воронцова Н.А.. Правовые основы становления и функционирования межгосударственного механизма интеграционных процессов в Евразийском экономическом сообществе: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2004. - 42 с.
14. Ефремова Н.А. Право экономической интеграции государств. - М.: Полиграф-сервис, 2008. - 256 с.
15. Потапенко Е.Г. Теоретические основы правовой интеграции: автореф. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2010. - 26 с.
16. Пиленко А.А. Право изобретателя. - М.: Статут, 2005. - 188 с.
17. Международное право. Особенная часть: учеб. для вузов / Отв. ред. проф. Р.М. Валеев и проф. Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2010. - 624 с.
18. Абдуллин А.И. Право интеллектуальной собственности в Европейском Союзе: генезис, унификация, перспективы развития: дис. ... д-ра юрид. наук: Москва, 2006. - 63 с.
19. Mireille van Eechoud, P. Bernt Hugenholtz, Lucie
Guibault, Stef van Gompel, Natali Helberger, Harmonizing European Copyright Law: The
Challenges of Better Lawmaking. - Kluwer: Law international, 2009. - 400 р.
20. Еременко В.И. Возможные пути развития Евразийской патентной системы // Изобретательство. - 2011. - № 5. - С. 7-14.
21. Blandford D. Regionalism versus Multilateralism: the world trading system // Economic Integration in the Western Hemisphere. Proceeding of a Symposium Sponsored by international Agricultural Trade Research Consortium and Inter-American institute for Cooperation on agriculture june 7- 9 1995 San Jose (Costa Rica). - 269 р.
22. Юмашев Ю.М. Региональная интеграция и международные отношения // Московский журнал международного права. - 2006. - № 3. - С. 87.
23. Леанович Е.Б. Трансграничные аспекты охраны прав интеллектуальной собственности в условиях глобализации // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2009. - № 10. - С. 6-13.
Regional Integration Units and Their Impact on the Right for Intellectual Property
A. Galiakberov
Kazan (Volga Region) Federal University
The paper deals with the nature of integration unit. The author distinguishes major significant stages of integration of states and analyzes changes in legal regulation with the means of harmonization and unification of law in general and as exemplified by intellectual property, in particular. The problem of criteria of unification and harmonization of law in domestic legal thought has been stated.
Key words: regional integration, unification, harmonization, mechanism, intellectual law, globalization, international.
178