Научная статья на тему 'Москва в фотографиях 1860-х - начала 1900-х годов из собрания Русского музея'

Москва в фотографиях 1860-х - начала 1900-х годов из собрания Русского музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
286
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ МУЗЕЙ / ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ / ФОТОВЫСТАВКА / ФОТОГРАФ / ФОТОАТЕЛЬЕ / ФОТОАЛЬБОМ / ФОТОПАНОРАМА / ФОТОГРАФИЯ / ФОТОТИПИЯ / ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА / МОСКВА / RUSSIAN MUSEUM / PHOTOGRAPHIC COLLECTION / PHOTOGRAPHIC EXHIBITION / PHOTOGRAPHER / PHOTO STUDIO / PHOTO ALBUM / PHOTOGRAPHIC PANORAMA / PHOTOGRAPH / PHOTOTYPE / POSTCARD / MOSCOW

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Панченко И. А.

В собрании Русского музея хранится уникальный изобразительный ряд, разносторонне демонстрирующий фотографический образ Москвы периода 1860-х начала 1900-х гг. Его творцами стали многие знаменитые фотоателье и фотографы. Их интерес к запечатлению облика древней столицы был чрезвычайно широк: видовые фотографии и фиксация фрагментов зданий и интерьеров, статичная архитектурная съемка и динамичные сцены повседневной городской жизни, большеформатные «августейшие подношения» и демократичные открытые письма. Сфотографированные нередко с разных видовых точек, в разные годы, эти исторические кадры предоставляют возможность современному зрителю увидеть, а исследователю изучить, былое местоположение, прежние архитектурные формы и прошлое предназначение сооружений. На многочисленных снимках из собрания музея запечатлены в различных техниках и форматах не только исчезнувшие навсегда московские виды и памятники архитектуры, но и сохранившиеся знаковые достопримечательности, а также воссозданные относительно недавно знаменитые исторические объекты. Особый интерес представляют панорамные изображения: отдельные снимки, самостоятельные серии, единственные в своем роде фотоальбомы и уникальная многокадровая фотопанорама Москвы, снятая в 1867 г. с четырех колоколен строившегося храма Христа Спасителя. Впервые фотографии старинного города из собрания Русского музея были экспонированы в 2018 г. на второй выставке из цикла фотографической ретроспективы музея «Путешествия по Российской империи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW IN PHOTOGRAPHS OF THE 1860S - ERLY 1900S FROM THE COLLECTION OF THE RUSSIAN MUSEUM

The collection of the Russian Museum contains a unique pictorial series, which variously demonstrates the photographic image of Moscow from the period of 1860s early 1900s. Many famous photographic companies and renowned photographers became its creators, among them: “Scherer, Nabholz & Co.”, “Russian Photography in Moscow”, A. P. Reinbot, I. F. Barshchevsky, I. N. Alexandrov and many others. Their interest in capturing the appearance of the ancient capital was extremely wide: photographs of views and fixing fragments of buildings and interiors, static architectural photography and dynamic scenes of everyday city life, large-format “August offerings” and democratic open letters (postcards). Photographed often from different viewpoints, in different years, these historical shots provide an opportunity for the modern viewer to see, and to researcher to study, the former location, old architectural forms and past purpose of the buildings. At the same time, many images of pre-revolutionary Moscow are exclusively architectural and interior photofixations. Only a small part of the works includes scenes of urban life. Numerous photographs from the museum’s collection depict in various phototechniques and formats not only the Moscow views and architectural monuments that have disappeared forever, but also preserved iconic sights, as well as demolished but recreated relatively recently famous historical sites: the Cathedral of Christ the Savior, the Resurrection Gate and the Iversky Chapel. An important place in the museum’s collection is occupied by photographs of the historical center of Moscow: buildings and monuments of the ancient Kremlin and Red Square, surrounded by picturesque architectural ensembles. Of particular interest are panoramic images: individual photographs, independent photographic series, one-of-a-kind photo albums. Certainly, an important place in this row belongs to the unique multi-frame photo panorama of Moscow, taken in 1867 from the bell towers and gallery of the Cathedral of Christ the Savior under construction by the masters of the famous Moscow-based photographic company “Scherer, Nabholz & Co.”. The ability to see the transformed and disappeared places of the city is also demonstrated by numerous open letters of views issued by publishers both as independent copies and by thematic series, both in monochrome and in color. Moreover, it is precisely the plots of open letters, in contrast to photographs, that are «animated» and filled with everyday city bustle. For the first time, materials (photographs, photo albums, postcards, reproductions) depicting the views of Moscow from the collection of the Russian Museum were exhibited in 2018 at the second exhibition from the series of a photographic retrospective of the museum “Traveling around Russian Empire”.

Текст научной работы на тему «Москва в фотографиях 1860-х - начала 1900-х годов из собрания Русского музея»

По запасникам и экспозициям музеев и картинных галерей

IN STOREROOMS AND EXPOSITIONS OF MUSEUMS AND ART GALLERIES

DOI 10.25712ZASTU.2518-7767.2020.02.014 УДК 77.033:72

МОСКВА В ФОТОГРАФИЯХ 1860-Х - НАЧАЛА 1900-Х ГОДОВ ИЗ СОБРАНИЯ РУССКОГО МУЗЕЯ

Панченко Ирина Александровна

Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация

В собрании Русского музея хранится уникальный изобразительный ряд, разносторонне демонстрирующий фотографический образ Москвы периода 1860 -х — начала 1900-х гг. Его творцами стали многие знаменитые фотоателье и фотографы. Их интерес к запечатлению облика древней столицы был чрезвычайно широк: видовые фотографии и фиксация фрагментов зданий и интерьеров, статичная архитектурная съемка и динамичные сцены повседневной городской жизни, большеформатные «августейшие подношения» и демократичные открытые письма. Сфотографированные нередко с разных видовых точек, в разные годы, эти исторические кадры предоставляют возможность современному зрителю увидеть, а исследователю изучить, былое местоположение, прежние архитектурные формы и прошлое предназначение сооружений. На многочисленных снимках из собрания музея запечатлены в различных техниках и форматах не только исчезнувшие навсегда московские виды и памятники архитектуры, но и сохранившиеся знаковые достопримечательности, а также воссозданные относительно недавно знаменитые исторические объекты. Особый интерес представляют панорамные изображения: отдельные снимки, самостоятельные серии, единственные в своем роде фотоальбомы и уникальная многокадровая фотопанорама Москвы, снятая в 1867 г. с четырех колоколен строившегося храма Христа Спасителя. Впервые фотографии старинного города из собрания Русского музея были экспонированы в 2018 г. на второй выставке из цикла фотографической ретроспективы музея «Путешествия по Российской империи».

Ключевые слова: Русский музей; фотографическое собрание; фотовыставка; фотограф; фотоателье; фотоальбом; фотопанорама; фотография; фототипия; почтовая карточка; Москва.

Для цитирования:

Панченко И.А. Москва в фотографиях 1860-х — начала 1900-х годов из собрания Русского музея / / Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 2 (17). С. 220—235. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.014. URL:

https://readymag.com/u50070366/1914029/22/

Информация об авторе:

Панченко Ирина Александровна — старший научный сотрудник, Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. Email: [email protected]

Значительная часть отечественной истории и культуры на всем ее тысячелетнем протяжении связана с Москвой. Привольно раскинулся на легендарных холмах величественный город: окруженный площадями и красочными архитектурными ансамблями древний Кремль, Москва-река, множество бульваров и причудливо изгибающихся улиц и переулков, в названиях которых зашифрованы многовековая московская история, особенности природы, архитектуры, искусства и хронологии городской жизни. Постоянно меняющийся облик первой столицы воплотился во множестве произведений изобразительного искусства [3; 6]. История запечатления ее в фотографиях началась с первых лет изобретения этого способа фиксации действительности [12; 16] и активно продолжается до сих пор.

Среди многих отечественных музеев, имеющих в своих коллекциях исторические снимки Москвы, особое место принадлежит собранию Русского музея, в составе которого хранится уникальный изобразительный ряд, разносторонне представляющий фотографический образ Первопрестольной 1860-х — начала 1900-х годов. Данная коллекция находится в одном из старейших музейных подразделений: секторе архива изображений [11]. Последние двадцать лет этот многообразный по наполнению, оригинальный по содержанию и представительный по количеству фонд располагается в Михайловском замке. С середины 1990-х произведения сектора (позитивы, негативы, листы альбомов, открытые письма, репродукции) регулярно публикуются в различных изданиях и экспонируются на выставках, открывая даже специалистам неизвестные страницы этого вида искусства, инициируя постоянное обращение исследователей к его фотофонду. Поэтому в 2015 году эти и другие факторы — проводимая автором научная работа, логика развития выставочной деятельности музея, современное состояние изучения истории отечественной светописи — продиктовали идею проведения уникального цикла фотографических ретроспектив «Путешествия по Российской империи», впервые демонстрируя в таком контексте и масштабе произведения из музейной фотоколлекции. На настоящий момент уже прошли четыре выставки цикла, посвященные Крыму, Москве, Санкт-Петербургу и Санкт-Петербургской губернии. Вторая по счету — «Москва в фотографиях 1860-х — начала 1900-х годов»

(4 июля — 13 августа 2018 г., ГРМ, Строгановский дворец, 4 зала) — состоялась вполне закономерно. В 2017 году Москва отметила свое 870-летие, которое не нашло отражения в выставках исторических фотографий в столичных музеях и галереях. Поэтому экспозиция Русского музея смогла восполнить этот пробел [5], при этом все предметы демонстрировались впервые. На настоящий момент не удалось обнаружить обобщающих исследований о фотографиях Москвы указанного периода, тем актуальнее представляется предлагаемая статья.

Москве, как и другим старинным городам мира, по определению не удается избежать трансформации природно-культурного ландшафта. Хаотичное строительство и реконструкции разных периодов повлияли на это чрезвычайно, и восстановить архитектурный облик в том или ином виде не представляется возможным. Так, для воссоздания Страстной и Лубянской площадей, Красных ворот, Смоленского рынка придется снести уже ставшие историческими ныне стоящие здания. Случаи с возведением на прежнем месте храма Христа Спасителя, Казанского собора, Воскресенских ворот без ущерба для других сооружений единичны. Поэтому важно для сохранения культурного наследия и исторической памяти сохранять, изучать, реставрировать, популяризировать исторические фотографии (как объекты художественного наследия), запечатлевшие ныне исчезнувшие городские виды. Нередко именно эти снимки оказываются единственными источниками культурной памяти, изучения, реставрации и воссоздания исторического московского облика. Благодаря мастерам дореволюционной светописи, работавшим в древней столице, на настоящий момент подобных изображений сохранилось представительное количество.

Создателями фотографического образа Москвы 1860-х — начала 1900-х годов из собрания музея стали знаменитые фотоателье («Шерер, Набгольц и Ко», «Русская фотография в Москве») и прославленные фотографы: А.П. Рейнбот, И.Ф. Барщевский, И.Н. Александров, М.М. Панов, Е.М. Симонов (Симанов), а также многие другие известные и неизвестные мастера [16]. Их профессиональный интерес к запечатлению облика древней столицы был чрезвычайно широк: видовые фотографии и фиксация фрагментов зданий и интерьеров, статичная архитектурная съемка и динамичные сцены повседневной городской жизни, большеформатные «августейшие подношения» и демократичные открытые письма.

На многочисленных снимках из собрания музея запечатлены в различных фототехниках и форматах не только исчезнувшие навсегда московские виды и памятники архитектуры, в том числе церковные сооружения (Чудов и Страстной монастыри, церковь Николая Чудотворца на Ильинке («Большой крест»), Красные ворота, Сухарева башня, стены и башни Китай-города, Зарядье), но и сохранившиеся знаковые достопримечательности (Исторический музей, Городская Дума, собор Василия Блаженного), а также снесенные, но воссозданные относительно недавно знаменитые исторические объекты: храм Христа Спасителя, Иверские ворота и часовня. При этом важное место в коллекции занимают снимки исторического центра Москвы: Кремль и Красная площадь (рис. 1). Снятые нередко с разных видовых точек, в разные годы, исторические кадры предоставляют возможность современному зрителю увидеть, а исследователю изучить, их былое местоположение, прошлое предназначение, изменившуюся пластику архитектурных форм.

Рис. 1. Москва. Новые Торговые ряды. 1900-е. Неизвестный фотограф. Фотохром. 16,5 х 22,5. Источник:

Государственный Русский музей (далее — ГРМ).

Одни из самых ранних видовых фотографий столицы не только из фонда вышеназванного сектора, но и в истории отечественной светописи, посвященной Первопрестольной, представлены в альбоме-папке «Виды Москвы». Эти снимки были созданы в 1866 году мастерами «Русской фотографии в Москве», которая работала с 1861 по 1873 гг. под руководством ее основателя — Н.М. Аласина (1818—?). В состав альбома вошли четырнадцать горизонтальных и вертикальных несброшюрованных большеформатных альбуминовых отпечатков (каждый 34 х 43 см), наклеенных на фирменные паспарту (54 х 75 см) (рис. 2). 19 октября 1866 года указанные фотографии были отправлены в Петербург в подарок датской принцессе Марии Дагмар [12, с. 1], о чем свидетельствует надпись на обложке альбома: «Ея Королевскому Высочеству Высоконареченной невесте Государя Наследника Цесаревича принцессе Марии Дагмар всепреданнейше подносит Русская фотография».

Рис. 2. «Русская фотография в Москве». Москва. Кремль из-за Москвы-реки. Лист из альбома «Виды Москвы». 1866. Альбуминовый отпечаток. Л.: 53,5 х 74,6; и.: 31,5 х 41,5. Источник: ГРМ.

Уникальное «августейшее подношение» предназначалось для предварительного ознакомления будущей цесаревны с московскими достопримечательностями накануне ее приезда в древнюю столицу 28 октября на бракосочетание с цесаревичем Александром Александровичем, в дальнейшем российским императором Александром III. О важности данного подарка говорит упоминание в прессе: «В рубрике "Записки москвича" газета "Московские ведомости" (от того же 19 октября 1866 года, № 219, с. 3. — Прим. И. П.) сообщала: "Альбом этот состоит из 14 видов Москвы, превосходно снятых нарочно для этой цели; по альбому можно ознакомиться не только с разными местностями Москвы, но и с замечательными в городе зданиями. <...> Виды эти положены в портфель громадных размеров, отделанный снаружи шелковым репсом, а внутри розовым муар-антиком; все виды наклеены на бристольской бумаге и переложены розовой китайскою бумагой с водяными знаками государственного герба и "Русской фотографии"» [16, с. 53—54]. «Однако указанный портфель <...> был утрачен еще до поступления альбома в 1930 году на хранение в Русский музей (из Государственного Эрмитажа. — Прим. И. П.) [7, с. 101]. При этом сохранились и обложка, и четырнадцать видов, переложенных розовой бумагой, и «картонный лист с содержанием, на котором напечатан сокращенный вариант названий снимков, составляющий "Список видов Москвы, подносимых Ея Королевскому Высочеству Принцессе Марии Дагмар Русскою фотографией"» [7, с. 101]. Несмотря на то что данные снимки являются одним из первых опытов видовой светописи столицы, они, благодаря целому ряду технических и художественных достоинств, выбранным точкам съемок, стали эталоном для фотографов, работавших впоследствии в этом жанре, что можно увидеть на примере многих исторических снимков из собрания музея. Листы альбома с видами Москвы, какой ее увидела принцесса в дни своего визита, экспонировались в рамах в первом зале выставки, «вводя» посетителя в «образы» города и подготавливая к просмотру дальнейшего материала.

К панорамному типу изображений, занимающему важное место в фотоистории Москвы из собрания музея, относятся не только единственные в своем роде альбомы (в том числе представленный ранее), но и отдельные снимки, самостоятельные серии, открытые письма. Излюбленными видовыми точками фотографов для таких съемок, как и для художников, становились колокольни, башни, холмы, берега реки, окно павильона фотоателье (например, «Русской фотографии в Москве»). «Как правило, центр города с главным храмом (или храмами) (с Кремлем. — Прим. И. П.) находился на самой высокой точке одного из берегов реки или озера, на разном расстоянии от воды по побережью тянулась цепь площадей и архитектурных ансамблей, что всегда создавало живописный силуэт. <...> Отсюда панорама города раскрывается наиболее выгодно и по мере продвижения вдоль берега постоянно изменяется, открывая все новые и новые пространственные перспективы» [10, с. 28]. Самым выдающимся среди данного типа произведений музея является многокадровая «Панорама г. Москвы» (1867). Она исполнена к очередному юбилею города мастерами знаменитой фотографической и фототипической фирмы «Шерер, Набгольц и Ко» (1860—1917) в альбуминовых отпечатках с шестнадцати стеклянных негативов первой круговой съемки Москвы 1867 года, произведенной с колоколен и галерей строящегося храма Христа Спасителя. Именно отсюда и ныне (осмотр доступен) открываются замечательные виды самобытного города: исторический центр, водная гладь Москвы-реки, вдоль которой

«двигалась» камера фотографа, бульвары, утопающие в зелени садов и палисадников, вертикали храмов, колоколен и башен, очертания узнаваемых зданий и природных возвышенностей, сторожи, в том числе запечатленный на 13 -м кадре Симонов монастырь, у которого «Каждая из крепостных башен имела свое название. Так, крайняя южная башня носила название "Дуло". <...> служила главной сторожевой вышкой и в то же время была хлебным складочным запасным амбаром» [8, с. 360]. В словаре-справочнике А.П. Попова указано, что «Панорама состоит из 16 листов, наклеенных на листы картона, соединенные фальцами, чтобы панорама могла складываться, заключена в твердый переплет <...>. Панорама замкнутая, снята <...> от Андреевской богадельни к Новодевичьему монастырю и далее по часовой стрелке. Одна из лучших документальных панорам Москвы. <...> Экземпляр панорамы хранится в Отделе архитектурной графики ГИМа» [9, Т. 2, с. 684].

Пока не представляется возможным выяснить, сохранились ли негативы этой эпохальной съемки. Также не удалось установить, «сохранился ли позитив -оригинал 1867 года, то есть авторский отпечаток с авторского негатива» [12, с. 1]. Может экземпляр из собрания Русского музея и является тем самым произведением? Кроме 16 кадров (каждый размером 34,3 х 39,5 см) панорамы (общая длина 671,5 см), вклеенной одним краем в альбом-папку (63 х 50,5 х 3 см; с рельефом на отделанной кожей темно-коричневого цвета обложке и надписью «Panorame de Moscou Photographie de Scherer-Nabholz et Co a Moscou»), существует еще один снимок. На нем запечатлен храм Христа Спасителя (27 х 33,5 см), с которого сняты панорамные виды. Эта фотография имеет скругленные углы и наклеена отдельно — на нахзаце папки. По направлению движения панорамы слева направо на изображения достопримечательностей Москвы поставлены белым цветом (гуашью, почти незаметно) порядковые номера с 1 по 102. Список -указатель этих объектов (синхронный перевод на французский язык) приведен на шести страницах буклета, прилагающегося к панораме, изданного в типографии М.И. Нейбюргера (Москва, Газетный переулок, дом Шаблыкина). Многие здания ныне утрачены: Страстной монастырь, Сухарева башня, Собор Спаса на Бору... Благодаря этой панораме, сохранилось изображение природно -культурного ландшафта Москвы середины XIX столетия, воспетого Ф. Глинкой: «Город чудный, город древний, / Ты вместил в свои концы / И посады и деревни, / И палаты и дворцы!». Теперь взору представляется иная картина, нежели запечатленная даже памятью автора сорокапятилетней давности. И это динамика городской жизни, неизбежная архитектурная эволюция Москвы [4; 13]. На выставке многометровая панорама экспонировалась в специально созданной сборно-разборной конструкции-подиуме размером 100 х 700 см (рис. 3). Следует уточнить, что в 1889 году один из экземпляров панорамы представили публике на Всероссийской фотографической выставке в Москве (1889), посвященной 50-летию изобретения светописи. Указание на это есть в книге историка отечественной фотографии Е.В. Бархатовой: «Пейзажный жанр также был весьма активно представлен <...> — огромную живописную фотопанораму Москвы показала, например, фирма "Шерер и Набгольц"» [1, с. 234].

Обращаясь к истории бытования негативов данной съемки, отметим, что «фотографы фирмы "Шерер, Набгольц и Ко" бережно сохранили негативные стекла и в более поздние годы, очевидно, в 1880-е (в 1886, к юбилею города. — Прим. И. П.), <...> выполнили в технике фототипии альбом, состоящий из 16 листов (16 отдельных

кадров панорамы), которые имеются в собрании многих крупных библиотек и музеев [12, с. 1], включая Русский музей (рис. 4), ставший «приложением к I части альбома Найденова Н. А. "Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений"» [9, Т. 2, с. 684]. Дальнейшая судьба пластин неизвестна. Также в музейной коллекции хранится другой ряд фототипий фирмы: листы с изображениями отдельных московских зданий, напечатанные с 1882 по 1886 годы, например, «Церковь Николая Чудотворца, именуемая "Большой крест", на Ильинке» (1882).

Рис. 3. Фотограф Д.Н. Горячев. Третий зал выставки «Москва в фотографиях 1860-х — начала 1900-х годов» (4 июля — 13 августа 2018 г., ГРМ, Строгановский дворец). Июль 2018 г. «Шерер, Набгольц и Ко», «Панорама г. Москвы». 1867. Источник: ГРМ.

Рис. 4. «Шерер, Набгольц и Ко», «Панорама г. Москвы». 1867. Лист № 16. Слева направо: 100. Дворец и Нескучный сад. 101. Крымский мост. 102. Зачатьевский монастырь. Фототипия. 1886. Л.: 32,7 х 41,5; и.: 27,7 х 39,5. Источник: ГРМ.

Кроме кадров знаменитой панорамы, самостоятельных фототипий, выпуска открытых писем (1905—1917) фирмой «Шерер, Набгольц и Ко» не ранее 1883 года были созданы альбом-папка «Храм во имя Христа Спасителя в Москве: снимки, сделанные с чертежей, рисунков, скульптуры, живописи и интерьеров храма» и отдельные, также альбуминовые фотографии, посвященные святыне. Именно к листам этого альбома во время воссоздания храма (1994—1999) в Русский музей обращались московские исследователи. А для экспонирования на выставке кроме прочих изображений представлен «рабочий снимок», на котором зафиксирован «Свод главного купола (восточная сторона). Изображение господа Саваофа. До снятия строительных лесов».

Многие изображения дореволюционной Москвы являются исключительно архитектурными и интерьерными снимками не только в связи с несовершенными материалами и техническими особенностями первых десятилетий существования светописи (отчего, например, поверхность воды на ранних снимках выглядит льдом), но и по желанию мастеров, решавших определенные задачи, свойственные данным разновидностям светописи. Альбуминовые отпечатки подобного рода в 1880 -е годы были созданы фотографом Императорской Академии художеств и Императорского Московского археологического общества И.Ф. Барщевским (1851—1948) — «первым фотографом-профессионалом, занявшимся исключительно архитектурной съемкой. Он очень умело выбирал точки съемки и выразительно передавал все особенности памятников, подчеркивая светотенью объемы и детали фасадов. <...> ...в негативах фотографа ретушь применялась только на изображении неба, которое обычно заливалось тушью или заклеивалось бумагой (например, «Дом бояр Романовых на Варварке» и «Башня Симонова монастыря "Дула хлебоскладочная"». — Прим. И. П.). Одинаковая четкость переднего и заднего планов достигалась контактной печатью со стеклянных негативов форматом 18 х 24 см и большой выдержкой при съемке» [15, с. 17—18], что было важно при фиксации архитектуры и интерьера.

Большая часть снимков Москвы из музейной фотоколлекции создана выдающимся мастером отечественной светописи, с 1905 года заведующим фотолабораторией Русского музея, И.Н. Александровым (1870 — после 1935). «Серия, снятая с 1890 по 1900 год, — это первая по времени создания и самая полная видовая съемка центра Москвы. <...> И.Н. Александров предстает перед нами не как исследователь (каким являлся вышеупомянутый фотограф И.Ф. Барщевский. — Прим. И. П.), а, скорее, как видописец города» [14, с. 8—9]. И это определение признанного знатока русской фотографии и памятников архитектуры М.Г. Рогозиной (1947—2018), светлой памяти которой посвящена данная статья, безусловно, справедливо. В разное время года, в том числе и зимой («Панорама Московского Кремля с Москворецкого моста», 1890 -е), на стеклянные негативы размером 24 х 30 см он снимал виды Москвы, интерьеры различных зданий. Высокого технического уровня альбуминовые, коллодионовые и бромосеребряные отпечатки, произведенные способом контактной печати, не только зафиксировали достопримечательности, но и стали образцами художественной видовой съемки для следующих поколений московских фотографов (рис. 5).

Рис. 5. Фотограф И.Н. Александров. Москва. Вид на Софийскую набережную и Замоскворечье с колокольни Ивана Великого. 1900-е. Альбуминовый отпечаток. 21,5 х 28,2. Источник: ГРМ.

Одновременно с И.Н. Александровым «Виды Москвы» (альбом-папку) создал известный петербургский фотограф А.П. Рейнбот (1866—?). Десятки альбуминовых отпечатков запечатлели постройки минувшего времени (Новодевичий монастырь, Александринский и Петровский дворцы, Дом генерал-губернатора, Малый Николаевский дворец (рис. 6) и здания, порожденные новыми градостроительными задачами (Брестский вокзал, Торговые ряды, Городская дума). Как и многие фотохудожники дореволюционной России, работавшие на рубеже Х1Х—ХХ вв. в жанре городского пейзажа, Рейнбот запечатлел не столько застывший в своей красоте и историческом величии город-памятник, сколько показал динамику его современной жизни, представил древнюю архитектуру в контексте повседневности («Торжественный молебен у иконы Боголюбской Божьей Матери, находившейся в часовне у Варварских ворот Китайгородской стены», 1890-е) (рис. 7).

Рис. 6. Фотограф

А.П. Рейнбот. Москва. Вид

из Кремля на Торговые ряды,

Спасскую башню и Малый

Николаевский дворец. Лист

из альбома «Виды Москвы».

1890-е. Альбуминовый

отпечаток.

Л.: 33,2 х 45,4;

и.: 21,2 х 27,6.

Источник: ГРМ.

Рис. 7. Фотограф А.П. Рейнбот. Москва. Варварские ворота Китайгородской стены. Торжественный молебен у иконы Боголюбской Божьей Матери, находившейся в часовне у Варварских ворот Китайгородской стены. Лист из альбома «Виды Москвы». 1890-е. Альбуминовый отпечаток. Л.: 33,5 х 45,4; и.: 21,2 х 27,6. Источник: ГРМ.

Прозу будней дореволюционной Москвы на фоне архитектурных шедевров иллюстрируют наряду с писателем В.А. Гиляровским сюжеты монохромной альбуминовой фотографии неизвестного мастера «Лубянская площадь» (1890 -е) (рис. 8) и цветной автотипии «Лубянская площадь с часовней Святого Пантелеймона» («Художественная фотография С.А. Баранова», 1900-е): «Лубянская площадь — один из центров города. <...>. Шум, гам, ругань сливались в общий гул, покрываясь раскатами грома от проезжающих по булыжной мостовой площади экипажей, телег, ломовых полков и водовозных бочек. Водовозы вереницами ожидали своей очереди, окружив фонтан <...> скульптора Витали, черпали воду, наливая свои бочки. <...> Пока мой извозчик добивался ведра в очереди, я на все успел насмотреться, поражаясь суете, шуму и беспорядочности этой самой тогда проезжей площади Москвы...» [2, с. 13—14].

Рис. 8. Неизвестный фотограф. Москва. Лубянская площадь. 1890-е. Альбуминовый отпечаток. Л.: 24 х 31,3; и.: 22,2 х 27,9. Источник: ГРМ.

Рис. 9. «Шерер, Набгольц и Ко». Москва. Общий вид Смоленского рынка. Открытое письмо. 1906. Фототипия. 8,8 х 13,9. Источник: ГРМ.

Рис. 10. «Типолитография и фототипия П.И. Бабкина». Москва. Мясницкая улица. Красные Ворота. 1890-е. Фототипия. Л.: 45,3 х 33,1; и.: 27,2 х 21,5. Источник: ГРМ.

Новые возможности фотографической техники, возникшие в последнее десятилетие XIX века, позволили «оживить» городской фотопейзаж, включить в него людей, животных, транспорт, наполнить снимки городской суетой. Массово это воплотилось в видовых открытых письмах — фотоформате, активно развивающемся

в России с 1895 года. Их изданием в Москве, включая тематические серии («Терема», «Дом бояр Романовых» «Варварка» и др.), занимались «Община святой Евгении», «Шерер, Набгольц и Ко» (рис. 9), «Knackstedt & Ыайег», П. фон Гиргенсон. Многие сюжеты переиздавались неоднократно и в различных полиграфических техниках (литография, автотипия, фототипия). Типографские способы тиражирования применяли и для воспроизведения оригинальных фотоснимков в других форматах (петербургская «Типолитография и фототипия П. И. Бабкина» (рис. 10) и московская «Художественная фотография С.А. Баранова»). С конца 1890-х годов при печати фотографий и открыток с видами Москвы стали использовать цвет (рис. 11).

Москва - Moscou

Видъ съ колокольни Ивана Великаго Vue prise du clocher Ivan Veliky.

Рис. 11. Неизвестный фотограф. Москва. Вид с колокольни Ивана Великого. Открытое письмо. Издание: «Knackstedt & Ыайет», П. фон Гиргенсон 1900-е. Цветная автотипия. 9 х 13,8. Источник: ГРМ.

Формат краткой статьи не предполагает подробного рассмотрения многочисленных фотографических материалов 1860-х — начала 1900-х годов из собрания Русского музея, посвященных Москве. При этом хочется думать, что даже представленный в данном тексте ряд произведений смог продемонстрировать оригинальность и многообразие музейной фотоколлекции, что обуславливает дальнейшее обращение к этой теме.

Литература

1. Бархатова Е.В. Русская светопись. Первый век фотоискусства. 1839—1914. Санкт-Петербург: Альянс — Лики России, 2009. 400 с.

2. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986. 349 с.

3. Екатерина Великая и Москва: Каталог выставки, июль—сентябрь 1997 / Гос. Третьяк. Галерея; [Авт.-сост. О.А. Алленова и др.]. Москва, 1997. 189 с.

4. Колодный Л.Е. Москва в улицах и лицах. Путеводитель. Москва: Голос-Пресс, 2002. 560 с.

5. Москва в Санкт-Петербурге // Газета «Гудок». 2018. № 112 (26485). 05.07.2018 [Сайт]. URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1425372&archive=2018.07.05 (дата обращения 25.10.2019).

6. Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта / автор статьи и аннотаций Яков Брук. Санкт-Петербург: Русский музей — Palace editions, 2017. 104 с.

7. Панченко И.А. «Августейшие подношения»» Государю Наследнику Цесаревичу Александру Александровичу и Его Высоконареченной невесте Принцессе Марии Дагмар / / Кучумовские чтения. Атрибуция, история и судьба предметов из императорских коллекций: сборник докладов научной конференции / Государственный музей-заповедник «Павловск»; под общей редакцией Р.Р. Гафифуллина. Санкт-Петербург: ГМЗ «Павловск», 2015. С. 91-106.

8. По Москве. Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям / Под ред. Н.А. Гейнике, Н.С. Елагина, Е.А. Ефимовой, И.И. Шитца. Репринтное воспроизведение издания М. и С. Сабашниковых. [1917]. Москва: Изобразительное искусство, 1991. 672 с.

9. Попов А.П. Российские фотографы (1839-1930): словарь-справочник: [в 3 т.]. Коломна: Музей органической культуры, 2013.

10. Русский город на почтовой открытке конца XIX — начала XX века: Альбом / Сост. М.С. Забочень, М.А. Блинов; автор текста Т.И. Гейдор. Москва : Русская книга; Калининград: ГИПП «Янтарный Сказ», 1996. 219 с.

11. Русский музей [сайт]. URL: http://www.rusmuseum.ru/collections/archive/ (дата обращения 25.10.2019).

12. Сабурова Т.Н. «Старая Москва»» в контексте истории русской фотографии (1840— 1930) / / Союз фотохудожников России [сайт]. URL: http://www.photounion.ru/Show_Issue.php?inum=1 (дата обращения 25.10.2019).

13. Сингаевский В.Н. Прогулки по Москве. Путеводители для пешеходов. Москва: Издательство АСТ, 2011. 128 с.

14. Фотограф Иван Александров. Виды Москвы. Усадьбы. Особняки модерна / сост.: Мария Рогозина, Анна Петрова. Москва: Кучково Поле; Гос. музей архитектуры им. А.В. Щусева, 2014. 191 с.

15. Фотограф Иван Барщевский. Древнерусское зодчество. Москва: Гос. музей архитектуры им. А.В. Щусева; Кучково поле, 2014. 175 с.

16. Шипова Т.Н. Московские фотографы, 1839—1930: история московской фотографии. Москва: Планета, 2012. 478 с.

Статья поступила в редакцию 19.12.2019.

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.014

MOSCOW IN PHOTOGRAPHS OF THE 1860S - ERLY 1900S FROM THE COLLECTION OF THE RUSSIAN MUSEUM

The collection of the Russian Museum contains a unique pictorial series, which variously demonstrates the photographic image of Moscow from the period of 1860s — early 1900s. Many famous photographic companies and renowned photographers became its creators, among them: "Scherer, Nabholz & Co.", "Russian Photography in Moscow", A. P. Reinbot, I. F. Barshchevsky, I. N. Alexandrov and many others. Their interest in capturing the appearance of the ancient capital was extremely wide: photographs of views and fixing fragments of buildings and interiors, static architectural photography and dynamic scenes of everyday city life, large-format "August offerings" and democratic open letters (postcards). Photographed often from different viewpoints, in different years, these historical shots provide an opportunity for the modern viewer to see, and to researcher to study, the former location, old architectural forms and past purpose of the buildings. At the same time, many images of pre-revolutionary Moscow are exclusively architectural and interior photofixations. Only a small part of the works includes scenes of urban life. Numerous photographs from the museum's collection depict in various phototechniques and formats not only the Moscow views and architectural monuments that have disappeared forever, but also preserved iconic sights, as well as demolished but recreated relatively recently famous historical sites: the Cathedral of Christ the Savior, the Resurrection Gate and the Iversky Chapel. An important place in the museum's collection is occupied by photographs of the historical center of Moscow: buildings and monuments of the ancient Kremlin and Red Square, surrounded by picturesque architectural ensembles. Of particular interest are panoramic images: individual photographs, independent photographic series, one-of-a-kind photo albums. Certainly, an important place in this row belongs to the unique multi-frame photo panorama of Moscow, taken in 1867 from the bell towers and gallery of the Cathedral of Christ the Savior under construction by the masters of the famous Moscow-based photographic company "Scherer, Nabholz & Co.". The ability to see the transformed and disappeared places of the city is also demonstrated by numerous open letters of views issued by publishers both as independent copies and by thematic series, both in monochrome and in color. Moreover, it is precisely the plots of open letters, in contrast to photographs, that are «animated» and filled with everyday city bustle. For the first time, materials (p hotographs, photo albums, postcards, reproductions) depicting the views of Moscow from the collection of the Russian Museum were exhibited in 2018 at the second exhibition from the series of a photographic retrospective of the museum "Traveling around Russian Empire".

Panchenko, Irina Aleksandrovna

The State Russian museum, St. Petersburg, Russian Federation

Abstract

Keywords: Russian Museum; photographic collection; photographic exhibition; photographer; photo studio; photo album; photographic panorama; photograph; phototype; postcard; Moscow.

For citation:

Panchenko I.A. Moscow in photographs of the 1860s — erly 1900s from the collection of the Russian Museum. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2020, no. 2 (17), pp. 220—235. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.02.014. Available at:

https://readymag.com/u50070366/1914029/22/ (In Russian).

Information about the author:

Panchenko, Irina Aleksandrovna — Senior Researcher, the State Russian museum, St. Petersburg, Russian Federation. Email: [email protected]

References

1. Barkhatova E.V. Russkaya svetopis'. Pervyy vek fotoiskusstva. 1839—1914 [Russian light painting. The first century of photography. 1839-1914]. St. Petersburg, Alliance - Liki Rossii Publ., 2009. 400 p. (In Russian).

2. Gilyarovsky V.A. Moskva i moskvichi [Moscow and Muscovites]. Irkutsk, Irkutsk University Publ., 1986. 349 p. (In Russian).

3. Allenova O.A. (author-comp.). Yekaterina Velikaya i Moskva: Katalog vystavki [Catherine the Great and Moscow: exhibition catalog, July — September 1997]. Moscow, State Tretyakov Gallery Publ., 1997. 189 p. (In Russian).

4. Kolodny L.E. Moskva v ulitsakh i litsakh. Putevoditel' [Moscow in the streets and faces. Guide]. Moscow, Golos-Press Publ., 2002. 560 p. (In Russian).

5. Gavrikov V. Moskva v Sankt-Peterburge [Moscow in St. Petersburg]. Ga%eta "Gudok" — The Gudok Newspaper, 2018, no. 112 (26485). Available at: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1425372&archive=2018.07.05 (accessed 25.10.2019). (In Russian).

6. Brooke J. (author-comp.). Moskva vremen Yekateriny II i Pavla I v kartinakh Zherara Delabarta [Moscow in times of Catherine II and Paul I in the paintings of Gerard Delabart]. St. Petersburg, State Russian Museum, Palace editions Publ., 2017. 104 p. (In Russian).

7. Panchenko I.A. "Avgusteyshiye podnosheniya" Gosudaryu Nasledniku Tsesarevichu Aleksandru Aleksandrovichu i Yego Vysokonarechennoy neveste Printsesse Marii Dagmar ["August offerings" to the Sovereign Heir Tsesarevich Alexander Alexandrovich and His Highly Defined Bride Princess Maria Dagmar]. Hafifullin R.R. (ed.). Kuchumovskiye chteniya. Atributsiya, istoriya i sud'bapredmetov i%_ imperatorskikh kollektsiy: sbornik dokladov nauchnoy konferentsii [Materials of Conference "Kuchumov's Readings. Attribution, history and fate of items from the imperial collections"]. St. Petersburg, State Museum-Reserve "Pavlovsk" Publ., 2015, pp. 91—106. (In Russian).

8. Geinike N.A. et al. (eds.). Po Moskve. Progulki po Moskve i yeye khudo%hestvennym i prosvetitel'nym uchre%hdeniyam [In Moscow. Walks in Moscow and its art and educational institutions]. Ed. by N.A. Geinike, N.S. Elagin, E.A. Efimova, I.I. Schitz. Reprint reproduction of

the publication by M. and S. Sabashnikovs. [1917]. Moscow, Izobrazitel'noye iskusstvo Publ., 1991. 672 p. (In Russian).

9. Popov A.P. Rossiyskiye fotograf! (1839—1930): slovar'-spravochnik [Russian photographers (1839—1930): reference dictionary in 3 volumes]. Kolomna, Museum of Organic Culture Publ., 2013. (In Russian).

10. Zabochen M.S., Blinov M.A. (comp.). Russkiy gorod na pochtovoy otkrytke kontsa XIX — nachala XX veka. Al'bom [Russian city on a postcard of the late XIX — early XX century]. Album. Moscow, Russian book; Kaliningrad, "Yantarnyy Skaz" Publ., 1996. 219 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kollektsii Russkogo mu%eya [Russian Museum Collections]. Available at: http://www.rusmuseum.ru/collections/archive/ (accessed 25.10.2019). (In Russian).

12. Saburova T.N. "Staraya Moskva" v kontekste istorii russkoy fotografii (1840—1930) ["Old Moscow" in the context of the history of Russian photography (1840—1930)]. Soyuz fotokhudo%hnikov Rossii [Union of Russian Photo Artists]. Available at: http://www.photounion.ru/Show_Issue.php?inum=1 (accessed 25.10.2019). (In Russian).

13. Singaevsky V.N. Progulkipo Moskve. Putevoditeli dlyapeshekhodov [Walks in Moscow. Guides for pedestrians]. Moscow, AST Publ., 2011. 128 p. (In Russian).

14. Rogozina M., Petrova A. (comp.). Fotograf Ivan Aleksandrov. Vidy Moskvy. Usad'by. Osobnyaki moderna [Ivan Alexandrov. Views of Moscow. Estates. Art nouveau mansions]. Moscow, Kuchkovo Pole; Schusev State Museum of Architecture Publ., 2014. 191 p. (In Russian).

15. Rogozina M., Petrova A. (comp.). Fotograf Ivan Barshchevskiy. Drevnerusskoye %odchestvo [Ivan Barschevsky, photographer. Ancient Russian Architecture]. Moscow, Kuchkovo Pole; Schusev State Museum of Architecture Publ., 2014. 175 p. (In Russian).

16. Shipova T.N. Moskovskiye fotografy, 1839—1930: istoriya moskovskoy fotografii [Moscow photographers, 1839—1930: the history of Moscow photography]. Moscow, Planet Publ, 2012. 478 p. (In Russian).

Received: December 19, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.