ЭКО. - 2012. - №4
ЯКУШЕВ Е.Л.
В статье рассматриваются методы оценки рисков старости, актуарные механизмы анализа важнейших факторов, влияющих на сбалансированность пенсионной системы: соотношение пенсионеров и работающих, продолжительность трудового стажа и периода получения пенсии, соотношение совокупных величин заработной платы и пенсий, вероятности наступления инвалидности и старости.
Ключевые слова: социальные риски, актуарные методы оценки состояния пенсионных систем
Актуарное обоснование совершенствования пенсионных систем
Е.Л. ЯКУШЕВ, председатель совета директоров НПФ «Европейский пенсионный фонд», Москва
Категории «риск», «социальный риск» и «социальная защита»
Французский историк Жак Ле Гофф отмечает, что термин «риск» впервые появился в лексиконе средиземноморских нотариев и купцов в конце XII - начале XIII вв., которые использовали его в связи «мореходным займом», представлявшим собой взимание налогов за «риск утраты капитала» при перевозке товаров1.
В то же время начали применяться договоры, носившие название эвеигПаэ (переводимые как безопасность), ставшие в XIV и XV вв. настоящими договорами страхования.
Среди опасностей, возникающих в процессе жизнедеятельности людей, выделяются те, которые связаны с материальным благополучием, - социальные риски. Самим названием подчеркивается общественный (массовый) характер данного вида риска. Эти риски выделяются тем, что они возникают не в чрезвычайных, а в обычных условиях, то есть закономерны, а не случайны.
Перечень социальных рисков и их последствий обширен и включает низкие уровни доходов определённых групп населения, несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий и пособий (или недостаточные их уровни); затруднённый доступ к качественным системам образования и здравоохранения;
1 Гофф Ж.Л. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии/ Пер. с франц. - СПб, 2010. - С. 97.
значительные уровни безработицы и теневого рынка труда, а также неблагоприятные демографические тенденции - существенное снижение численности населения, повышенную смертность и низкую рождаемость.
Степень таких опасностей или их вероятности, как правило, увеличиваются в старших возрастных группах, что объективно обусловлено пониженной трудоспособностью людей в этот период.
Меры противодействия социальным рискам называют «социальной защитой», подразумевая поддержание материального положения населения, сдерживание массовой бедности и предотвращение снижения жизненного уровня, обеспечение доступности наиболее важных социальных гарантий.
Научные категории «риск», «социальный риск», «социальная защита» в отечественной науке и практике стали широко использоваться лишь с начала 1990-х годов. В последнее десятилетие категория риска все чаще стала включаться в нормативную документацию, например в области охраны труда, социального страхования, трудовых отношений2. В западной литературе и международных документах их более раннее и активное использование связывается в основном с применением страховых механизмов.
Например, в соответствии с Конвенцией Международной организации труда (МОТ) № 102 (1952 г.) «О минимальных нормах социального обеспечения» в круг важнейших видов социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности, жизни и дохода, входят: болезнь, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца, старость, а также материнство и детство. Указанным рискам соответствуют определенные виды социального страхования: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве и профессиональной за-болеваемости3.
2 Согласно ГОСТ РИСО/МЭК 51-2002 риск определяется как сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба
3 Конвенции и рекомендации. Международная организация труда. 1919-1966. Международное бюро труда. Женева. - 1991. - Т.1. - С. 10551086.
Обобщающее определение «социальный риск», данное Международной организацией труда (МОТ), включает в себя потерю трудового дохода и необходимость в связи с этим поддержания минимально необходимого уровня жизни всем людям, независимо от индивидуальных возможностей''.
Разнообразные виды социальных рисков объединяет общий характер их последствий для работников и членов их семей: материальная необеспеченность, необходимость нести дополнительные издержки на лечение и угроза утраты социального статуса.
Рекомендация МОТ № 67 (1944 г.) «Об обеспечении дохода» определяет предназначение института обязательного социального страхования, который призван уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетру-доспособности5.
Ст. 8 федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определяет, что страховым риском признается утрата застрахованным заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, а страховыми случаями признаются случаи утраты источника дохода в связи с утратой трудоспособности - достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В частности, в области пенсионного обеспечения такие факторы, как небольшие пенсии, снижение занятости, несовершенство пенсионных институтов, влекут за собой следующие риски:
- риск дальнейшего снижения уровня пенсионного обеспечения, увеличения масштабов и глубины бедности и нищеты, а также маргинализации населения;
- снижение зависимости величины пенсий от заработной платы (а значит, и от страховых платежей);
- коэффициент замещения имеет тенденцию к снижению, что прогнозируется в средне- и долгосрочной перспективе;
4 Бедность и минимальный жизненный уровень. Роль МОТ. - Женева. МКТ. - 1970. - С. 9.
5 Конвенции и рекомендации Международной организации труда в 2-х томах. - Т.1, 1918-1966; - Т.2, 1967-1999. - С. 592-594.
- увеличение объемов дефицита бюджета Пенсионного фонда России.
Институты социальной защиты, основанные на социальном страховании, опираются на два базовых принципа:
- минимизации социальных рисков с помощью социального регулирования экономических и социальных процессов в обществе;
- компенсации материальных последствий социальных рисков с помощью страхования и государственного социального обеспечения.
До XIX в. государственное социальное обеспечение было немасштабным, фрагментарным. Страхование также было незначительным по охвату и ресурсам и представлено исключительно личным страхованием. Например, на долю государственного социального обеспечения и личного страхования еще в середине XIX в. в промышленно развитых странах Западной Европы и Северной Америки приходилось не более 0,2-0,5% ВВП. В середине XX в. расходы на государственное социальное обеспечение, социальное и личное страхование увеличились в экономически развитых странах до 10-15% ВВП, а в начале XXI в. - 25-30% ВВП.
Причины столь высоких темпов роста расходов на компенсацию социальных рисков западные исследователи связывают с резко возросшими рисками в жизнедеятельности людей. Например, немецкий ученый Бек придерживается позиции, согласно которой риски - это не исключительный случай, не «последствия» и «не побочный продукт» процессов общественной жизни, они постоянно производятся обществом. Причем это производство легитимное, осуществляемое во всех сферах жизнедеятельности общества - экономической, политической, социальной. Другими словами: сегодняшнее общество - это «общество риска»6.
Существует два основных подхода к формированию национальных пенсионных систем. Первый предусматривал необходимость обеспечения минимальных гарантий уровня пенсионного дохода для всех включенных в систему. При втором - пенсии рассматривались как резервируемая часть
6 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. - М., 2000.- С. 21-27.
заработной платы, призванная гарантировать застрахованному работнику сохранение дохода, сопоставимого с предпенсионным уровнем работника.
В процессе развития пенсионного обеспечения универсальные системы дополнялись страховыми, а в страховые включались положения о минимальных гарантиях. Двойственность пенсий закрепилась практически во всех развитых пенсионных системах. Это означает, что, с одной стороны, пенсия обеспечивает защиту от бедности и гарантирует минимальный уровень пенсионного дохода; с другой - замещает заработок при наступлении установленных страховых событий, то есть компенсирует утраченный доход либо значительную его часть.
Основу большинства пенсионных систем составляют программы, действующие на принципах социального пенсионного страхования вне зависимости от их институционального устройства или используемого финансового механизма.
По своей экономической сути пенсионное страхование представляет собой механизм индивидуально-коллективного резервирования трудящимися части своих текущих доходов (заработной платы) с помощью страховых и государственных механизмов управления и контроля: законодательных, организационных и финансовых.
Перспективы развития пенсионных институтов в России
Немало специалистов считают, что пенсионная реформа в России сталкивается с рядом существенных проблем: низкая доля заработной платы и пенсий в ВВП; явно недостаточный для достойной жизни размер пенсии в северных регионах; неоптимальность пакета законов о профессиональных пенсионных системах в отсутствие надежной законодательной базы, гарантирующей сохранность средств, инвестируемых для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
В социальной технологии зарабатывания пенсионных прав важно заложить следующие принципы: • приемлемость или доступность для страхователей уровня финансовой нагрузки для работодателей, составляющей в настоящее время 22% от заработной платы (по мнению
работодателей, она чрезмерна и обременительна, особенно в случаях высокой заработной платы);
• социальная справедливость, означающая обеспечение высокой степени зависимости между индивидуальными страховыми взносами и размерами пенсий; в настоящее время происходит нивелирование размеров пенсий для работников с зарплатой, превышающей средний уровень, и для высокооплачиваемых;
• действенность социальной защиты застрахованных, что особенно актуально для работников с невысокими заработками, размеры их пенсий должны обеспечивать прожиточный минимум пенсионера.
Основные цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях Международной организации тру-да7, в дальнейшем были подтверждены и развиты в Европейской социальной хартии8, которую Российская Федерация ратифицировала в 2010 г. Статья 23 Европейской социальной хартии «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту» требует от государств-участников обеспечить пожилым людям достаточно средств, «позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни». Данное положение подразумевает, что пенсионного дохода должно хватать не только на удовлетворение минимальных потребностей, но и для поддержания сложившихся в период трудовой деятельности уровня и образа жизни.
Согласно Европейскому кодексу социального обеспечения повышенные стандарты предусматривают компенсацию не менее 55% заработка при наличии 40-летнего стажа. Фактический индивидуальный коэффициент замещения по нормам российского законодательства составляет для «типичного получателя» около 30% предпенсионного заработка за 30-летний трудовой период и около 40% - за 40 лет (вдвое ниже европейских стандартов).
7 Рекомендации № 67 (1944 г.), Конвенции № 102 (1964 г.), Конвенции № 128 и Рекомендации № 131 (1967 г.).
8 Европейская социальная хартия подписана Российской Федерацией в 2000 г.
В этой связи важнейшей задачей является определение сроков и ориентиров повышения средней пенсии в России до уровня, которые МОТ и ЕС считают минимальными для развивающихся стран - 40% от средней зарплаты после 30 лет трудовой деятельности (Конвенция МОТ № 102 (1964 г.).
Способы оценки рисков в пенсионном страховании и актуарные методы
Актуарное оценивание и актуарное прогнозирование представляют собой количественную проверку финансовой жизнеспособности системы социального пенсионного страхования. Они показывают, можно ли продолжать использовать данную финансовую схему и сохранять запланированный уровень взносов.
Эти методы позволяют обеспечивать эффективный финансовый контроль и управление ресурсами для гарантий текущей, среднесрочной и долгосрочной сбалансированности систем пенсионного страхования (невозможных без использования актуарных методов как при разработке реформ, соответствующих законодательных, нормативных актов, так и в текущей деятельности органов управления системами пенсионного обеспечения).
Для актуарных расчетов требуются знания вероятностей наступления страховых случаев (их частота) и продолжительность периодов выплат по ним. Так рассчитываются краткосрочные виды страхования: по болезни, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с безработицей.
Сложность прогнозирования финансового состояния пенсионных систем обусловлена многочисленностью факторов и вероятностной природой наступления тех или иных событий.
Для системы обязательного социального пенсионного страхования, построенной на распределительных принципах, основой служит достижение ежегодного и долгосрочного баланса поступающих в систему финансовых ресурсов и объема средств, используемых для выплат из системы в каждый момент времени.
Показатели состояния пенсионной системы России (таблица) свидетельствуют о напряженности финансовой модели пенсионного страхования России.
Динамика численности пенсионеров, средних размеров пенсии, прожиточного минимума и коэффициента замещения в 2005—2020 гг.
Показатели 2005 2010 2015 2020
Численность наемных работников, млн чел. 49,30 49,07 47,62 45,75
Численность получателей трудовой пенсии, млн чел. 36,21 37,17 38,55 39,53
Соотношение численности получателей трудовой пенсии и наемных работников, раз 0,73 0,76 0,81 0,86
Среднемесячная заработная плата (в фактических ценах), руб. 8545 17258 30346 51647
Размер базовой части пенсии, руб. 973,0 1277,45 1477,97 1651,68
Размер страховой части пенсии, руб. 1352,0 2303,16 3408,38 4316,95
Средний размер трудовой пенсии в распределительной системе, руб. 2325,0 3580,61 4886,35 5968,65
Прожиточный минимум пенсионера, руб. 2005 2980 3912 4959
Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии в распределительной системе 27,2 20,7 16,1 11,6
Средний размер накопительной пенсии для пенсионеров, ее получающих, руб. - - 29,52 33,08
Источник: составлена по данным Росстата и ПФР.
Размеры российских пенсий все еще малы, а перспективы их существенного увеличения - маловероятны. Удельный вес пенсионеров в общей численности населения будет расти, а численность работающих - уменьшаться и приводить к повышению пенсионной нагрузки на фонд оплаты труда.
Актуарные методы применяют для выполнения средне-и долгосрочных прогнозов расчетных параметров пенсионной системы, позволяющих обеспечивать финансовое равновесие в пенсионной системе: в долгосрочной перспективе доходы должны покрывать расходы вне зависимости от того, создаются ли резервы или схема функционирует на полностью распределительных принципах.
Актуарная методология, в арсенале которой есть методы страховой и финансовой математики, демографическое и экономическое прогнозирование, конструирование пенсионных схем и актуарное оценивание, позволяет отказаться от поверхностных оценок и суждений. Для этого проводится актуарный анализ национальной пенсионной системы, который предполагает сбор объективных данных и разработку гипотезы социально-экономического развития.
Следует подчеркнуть важность актуарных методов в выборе долгосрочных решений по экономическим (прежде всего,
в случае планирования масштабных по объему расходов), социально-психологическим и политическим причинам. Пенсионная система, призванная обеспечивать базовые уровни доходов для значительной части населения, может подвергаться модернизации только при условии общественного согласия и заблаговременного уведомления граждан о намечаемых переменах. В подготовке обоснований для выработки политических решений ключевая роль отводится актуариям.
При актуарном оценивании пенсионной системы решается комплекс задач: анализ взаимосвязей между различными институтами социальной защиты, эффективность распределения имеющихся ресурсов, перспективы изменения условий функционирования экономической и социальной сфер общества. Для этого разрабатываются различные сценарии развития экономической, демографической и социальной ситуаций, а также задаются определенные параметры пенсионной системы, предусмотренные действующим законодательством (пенсионным, налоговым и бюджетным), или параметры реформирования национальной пенсионной системы.
Результаты актуарного моделирования следует рассматривать как аналитическую базу, необходимую для принятия решений и обоснования выбора той или иной пенсионной модели, включая первичное распределение ВВП: доли средств, выделяемых на заработную плату и все виды социального страхования.
Построение математических (актуарных) моделей при выборе направлений совершенствования пенсионной системы -проблема, сложная для любой страны.
Методология актуарного оценивания пенсионных систем, которую рекомендуют применять специалисты МОТ9, включает следующие взаимоувязанные этапы работ.
• Анализ базовых характеристик состояния экономики, демографического положения и уровня безработицы, а также их долгосрочных прогнозов по различным сценариям.
• Оценка текущего состояния пенсионной системы и ее бюджета (включая качественные и количественные характе-
9 Финансовое обеспечение пенсионных систем. Издание Бюро МОТ. - М., 2001. - С. 19-20.
ристики пенсионного обеспечения), формирование заключения, предотвращает ли система нищету в пенсионном возрасте, и выявление исходных причин.
• Актуарное оценивание пенсионной системы и долгосрочное актуарное прогнозирование финансового обеспечения пенсионной системы, демографической ситуации и ситуации на рынке труда. Результатом оценок являются выводы о долгосрочной финансовой стабильности системы при существующем страховом тарифе и предложения по выбору адекватного механизма финансирования системы. Использование пенсионной актуарной модели позволяет оценивать жизнеспособность пенсионной системы в отношении ее финансовой обеспеченности и на основе аргументированных расчетов представить рекомендации по изменению страхового тарифа или структуры пенсий.
Модель применяется для анализа законодательных инициатив, направленных на реформирование пенсионной системы и при разработке рекомендаций по изменению параметров финансовых механизмов пенсионных систем.
Для актуарного моделирования требуется информация о застрахованных лицах (страхуемые заработки, трудовой и страховой стаж, текущие объемы пенсионных выплат) на дату составления прогноза. Данные должны быть унифицированы, чтобы обеспечить однородность характеристик каждой группы застрахованных. Отдельные расчеты производятся для мужчин и женщин, а также для каждой группы застрахованных, имеющей специфические условия и нормы пенсионного обеспечения.
Гипотезы о распределении заработной платы по возрастным группам и видам занятости формируются по каждой группе.
На основании данных о застрахованных и набора гипотез о демографическом развитии и расширении охвата пенсионным страхованием методом передвижки возрастов прогнозируются численность и структура пенсионеров, а в соответствии с гипотезами экономического развития состояния рынка труда и норм пенсионного обеспечения - уровень и объемы страхуемого заработка и расходы системы.
При этом расчеты осуществляются для заработков разного размера, поскольку страховой тариф и уровень замещения зависят от уровня заработной платы. Страховые периоды (зарабатывания пенсионных прав) оцениваются на основе типичных случаев занятости (полная или частичная), а также периодов, связанных с воинской службой, учебой, воспитанием ребенка, инвалидностью и безработицей.
В дополнение к пенсиям по системам обязательного пенсионного страхования и обязательным системам пенсионных сбережений при анализе должны приниматься во внимание универсальные пенсии в едином размере, пособия в рамках социальной помощи и государственные гарантии по обеспечению минимального уровня дохода.
Актуарное оценивание позволяет реализовывать принцип финансовой коллективной эквивалентности, когда в любой прогнозный период времени общая современная стоимость всех будущих расходов пенсионной системы равна современной стоимости ее будущих доходов.
Строгое следование этому принципу способствует обеспечению долгосрочного финансового равновесия пенсионной системы; регламентированию с помощью закона перераспределения доходов среди разных групп населения; блокированию использования ресурсов пенсионного страхования для финансирования иных расходов (например, в случаях заимствования правительством средств пенсионного страхования под ставку процента ниже рыночной).
Актуарный баланс определяется как разница между современной стоимостью полученных в течение всей жизни пенсий и современной стоимостью выплаченных в течение всей жизни взносов. Рассчитанный для различных категорий пенсионеров и при различных сценариях развития системы, этот показатель позволяет оценить, кто получает преимущества и чьи интересы ущемлены. Можно рассчитать и равновесную ставку доходности, при применении которой актуарный баланс будет находиться в состоянии равновесия (то есть современная стоимость выплат будет равна современной стоимости взносов). Это можно сделать для различных уровней заработков и моделей занятости, а также для разных категорий участников пенсионной системы с использованием «классического» набора статистических показателей.
Специального внимания заслуживает расчет актуарного баланса для сравнения методов финансирования пенсий, составления рекомендаций по управлению пенсионными рисками (инвестиционным, дожития), а также для выработки взвешенного подхода по оценке эффективности пенсионных реформ с позиции не только экономической, но и социальной (социальной защиты, солидарной взаимопомощи).
В заключение даются выводы и предложения по возможным вариантам реформирования пенсионной системы (пессимистическому и оптимистическому). Актуарное оценивание поможет ответить на принципиальные вопросы:
• позволит ли существующее пенсионное законодательство справляться с задачами пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе?
• будут ли пенсионные обязательства, которые возложены на пенсионную систему действующим законодательством, обеспечены финансовыми ресурсами в период, когда придется получать пенсию?
Конечной целью актуарного моделирования является определение размера страхового тарифа и соответствующих обязательств при различных вариантах финансирования и сценариях экономического и демографического развития, что помогает исполнительной и законодательной власти избирать оптимальную финансовую стратегию.
Совершенствование актуарных методов пенсионного страхования
Согласно экспертным оценкам, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, доля страхуемой зарплаты в ВВП России составляет в настоящее время около 24% (в развитых индустриальных странах она, как правило, вдвое выше). Поэтому и доля страховых пенсий сегодня - около 7,0% ВВП. Пенсионная реформа может быть успешной, если будет проведена реформа всей сферы распределительных отношений, прежде всего, оплаты труда. В этой связи многие специалисты считают необходимым наметить комплекс мер по преодолению тенденции высокого темпа роста дифференциации доходов.
Следует отметить, что система обязательного социального пенсионного страхования может быть вполне эффективной в достаточно узком диапазоне дифференциации заработной платы крайних децильных групп населения, не превышающем 1:6. Поэтому перед политиками и законодателями стоит очень сложная задача - снизить дифференциацию заработной платы (1:18), по крайней мере, до 1:8 (как было еще десять лет назад). Ведь сегодня разрыв в параметрах затрат на рабочую силу на уровне предприятия зачастую достигает 100 и более раз.
Еще одна острая проблема связана с тем, что на процесс «зарабатывания» пенсионных прав приемлемого масштаба неблагоприятно влияет неоправданно заниженный уровень минимальной заработной платы, который составляет около 25% от средней заработной платы по стране. Для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран достигает 40-60% от средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум.
Понятно, что работники, чья заработная плата находится в пределах прожиточного минимума (около 40% всех работающих), не смогут заработать себе пенсию, достигающую прожиточного минимума пенсионера. Это крайне негативно влияет на пенсионное обеспечение, постоянно воспроизводит масштабные проблемы по перераспределению средств и перекладывает их решение на пенсионную систему, потенциал которой значительно меньше потенциала системы заработной платы.
Пенсионные актуарии могли бы помочь в методическом решении этого вопроса, определить допустимые пропорции соотношения заработков, обеспечивающие оптимальное функционирование пенсионной системы.
Еще одним крупным фактором, влияющим на состояние пенсионной системы, является состояние рынка труда (вопросы безработицы, теневого рынка, скрытых форм безработицы и доходов). В России при уровне безработицы в 6% (по методике Международной организации труда) примерно пятая часть работающих лишь формально сохраняет за собой рабочие места на предприятии, но работает неполную рабочую неделю или не работает вообще.
Расширение неформального сектора занятых - одна из серьезных проблем России с позиции регулирования их доходов и взносов по пенсионному страхованию. Если неблагоприятная ситуация с официально регистрируемыми размерами доходов сохранится, значительные слои населения фактически будут исключены из двух пенсионных институтов: пенсионного и накопительного страхования.
Крупной проблемой пенсионного страхования становится применение новых форм занятости с помощью заемного труда. Широкое использование аутсорсинга10, аутстаффинга11, лизинга персонала вызывает эффект неустойчивой занятости и уход от страховых пенсионных взносов работодателей в обязательную пенсионную систему. По мнению экспертов, уровень зарплаты заемных работников значительно (от четверти до половины) меньше, чем у постоянных работников12.
В этой связи представляется чрезвычайно важным объединить усилия актуариев и социологов по изучению данной проблемы - выявить ее масштабы с позиции социальной защиты, определить, для каких слоев населения последствия сложившейся ситуации будут особенно угрожающими.
Актуарное обеспечение пенсионной системы требует решения ряда первоочередных задач методического, статистического, бухгалтерского и нормативного характера. Например, для введения в действие институтов накопительных и профессиональных пенсий необходима оценка активов и финансирования обязательств, а значит, нужны методики составления смет и произведения расчетов, опирающиеся на четкие и сопоставительные стандарты. Для этого необходимо разработать и согласовать (в виде доктрины) ключевые положения пенсионной модели и характеристики ее базовых институтов на средне- и долгосрочную перспективу по следующим направлениям:
10 Аутсорсинг - это форма заключения срочных договоров, которые многократно продлеваются; классический вариант аутсорсинга заключается в передаче определенных функций в другую организацию и вывод работников за штат основного предприятия.
11 Аутстаффинг - процесс вывода персонала от «основного» работодателя в кадровое агентство.
12 Ляпин А., Нойнхеффер Г., Шершукова Л., Бизюков П. Неустойчивая занятость и ее последствия для работников. - М., 2007. - С.25.
• размеров пенсий с позиций замещения заработков и их покупательной способности;
• прогнозных оценок отношения общих расходов на пенсионное обеспечение к ВВП, включая разбивку по видам пенсионных выплат;
• размеров страховых тарифов, позволяющих обеспечить долгосрочную финансовую стабильность пенсионной системы;
• параметров финансового равновесия пенсионной системы в соответствии с выработанными рекомендациями по обеспечению актуарного равновесия системы.
Важно также установить единые правила для сбора статистических данных по демографическим характеристикам, экономическому положению застрахованных и обороту финансовых средств. Без достоверных данных по этим группам показателей надежные актуарные расчеты выполнить невозможно.
Пенсионный возраст
Пенсионный возраст играет важнейшую роль в определении расходов пенсионной системы. К примеру, эти расходы при возрасте 55 лет могут быть вдвое (и дальше больше) выше расходов при пенсионном возрасте в 65 лет. Пенсионный возраст следует устанавливать с учетом ряда критериев социального, биологического и экономического характера. Например: состояние и уровень общей трудоспособности в различных возрастных группах, условия занятости пожилых людей на рынке труда; экономические возможности финансирования пенсий и т.п.
При обсуждении пенсионного возраста часто ссылаются на ожидаемую продолжительность жизни, но сам показатель нередко толкуют неверно. «Ожидаемая продолжительность жизни» означает среднее число лет, оставшихся людям, достигшим определенного возраста, если они подпадают под условия смертности в период, охваченный соответствующей таблицей дожития.
Известно, что почти во всех странах мира наблюдалось значительное сокращение смертности, но это, прежде всего, связано с уменьшением смертности в младенческом и молодом возрасте. Если сопоставить страны с высокой и низкой смертностью, то, как правило, в первой группе стран смертность среди
лиц молодого возраста намного ниже, чем во второй. Что же касается старших возрастных групп, то показатели смертности в обеих группах стран более похожи. Поэтому «финансово опасно» устанавливать пенсионный возраст на сравнительно низком уровне, основываясь на показателе ожидаемой продолжительности жизни в момент рождения. С точки зрения адекватности пенсий и расходов на пенсионное обеспечение важно учитывать смертность в старших возрастных группах.
Пенсионный возраст играет важную роль для сбалансированности доходной и расходной частей пенсионных планов на индивидуальном уровне и на уровне национальных пенсионных систем. При этом следует учесть, что для разных категорий работников всегда существуют различные аргументы за и против увеличения пенсионного возраста. Особенно это проявляется на уровне корпораций. В одних случаях фирме выгодно, чтобы работник продолжал трудиться и после достижения пенсионного возраста, хотя бы на условиях частичной занятости, а в других - напротив, и работник, и работодатель заинтересованы в выходе работника на пенсию в более молодом возрасте.
Похожие проблемы возникают в национальной пенсионной системе. Какими бы ни были общие правила назначения пенсии, есть веские причины - и для экономики, и для общества, чтобы для разных категорий работников устанавливался различный пенсионный возраст. Некоторые люди хотят продолжать работать, другие - намерены выйти на пенсию сразу же, как только получат право на ее получение. При всем многообразии личных предпочтений пенсионная система должна их учитывать.
Важнейшей тенденцией в экономически развитых странах является увеличение продолжительности жизни и периодов нахождения на пенсии. Это приводит к увеличению пенсионных расходов, что преодолевается с помощью системы мер: удлинения периода занятости и возрастов выхода на пенсию, повышения размеров страховых тарифов или сокращения размеров пенсий. Принятие этих мер требует консенсуса граждан, сообщества работодателей и государства. Оптимальное сочетание этих мер и проведение их заранее и постепенно будут наименее болезненны для общества.