Научная статья на тему 'Информационно-разъяснительная деятельность избирательных комиссий Российской Федерации в сети Интернет: проблемы правового регулирования'

Информационно-разъяснительная деятельность избирательных комиссий Российской Федерации в сети Интернет: проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
511
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГИТАЦИЯ / AGITATION / ВЫБОРЫ / ELECTION / ГОЛОСОВАНИЕ / VOTING / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА "ВЫБОРЫ" / STATE AUTOMATED SYSTEM "VYBORY" / ДОМЕННЫЕ ИМЕНА / DOMAIN NAMES / ДОСТУП / ACCESS / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ / ELECTION COMMISSIONS / ИЗБИРАТЕЛЬ / VOTER / ИНФОРМИРОВАНИЕ / INFORMING / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / PERSONAL DATA / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / RIGHT TO BE INFORMED / РАЗЪЯСНЕНИЕ / EXPLANATION / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ / OFFICIAL WEB-SITE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марьенков Валентин Юрьевич

В статье рассматриваются правовые аспекты предоставления избирательными комиссиями информации пользователям сети Интернет, а также вопросы, касающиеся реализации требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов применительно к системе избирательных комиссий Российской Федерации. На основе материалов прошедших в 2011-2013 гг. федеральных и региональных избирательных кампаний автор анализирует сложившуюся систему правового регулирования в указанной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informing activities through Internet by election commissions in Russian Federation: legal issues

The article is dedicated to the legal aspects оf informing activities through Internet by election commissions in Russian Federation. By exploring federal and regional election campaigns (2011-2013) data and materials author analyzes the current system of legal regulation in this area, considering the implementation of legislation on information access about the governmental authorities activities in relation to the system of election commissions in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Информационно-разъяснительная деятельность избирательных комиссий Российской Федерации в сети Интернет: проблемы правового регулирования»

вать доступ к сведениям, которые находятся в их распоряжении, за исключением закрытого списка сведений, составляющих государственную или служебную тайну.

В.Ю. Марьенков ИНФОРМАЦИОННО-РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ*

В литературе информационно-разъяснительная деятельность избирательных комиссий рассматривается как в широком, так и в узком смысле1. В широком смысле - это обязательная деятельность избирательных комиссий во взаимодействии с органами публичной власти, общественными объединениями, средствами массовой информации по информированию избирателей о российской избирательной системе, законодательстве о выборах, об особенностях федеральных, региональных и муниципальных выборов, о единых днях голосования, о российских политических партиях в целях мотивации граждан на активное участие в политической жизни страны. В узком смысле - это одно из направлений деятельности избирательной комиссии, организующей соответствующую избирательную кампанию по информированию избирателей о ходе подготовки, сроках и этапах избирательной кампании, правах и обязанностях ее участников.

Структурно информационно-разъяснительная деятельность избирательных комиссий при проведении выборов различного уровня включает два блока:

1) информационный, который обеспечивает информационное сопровождение деятельности избирательных комиссий на основе

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором И. Л. Бачило.

1 Подробнее см., например: Нечипоренко Т.В. Информационное обеспечение выборов - институт избирательного законодательства Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 79-111.

44 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 5/2013

календарного плана избирательной кампании по выборам соответствующего уровня;

2) разъяснительный, предусматривающий одновременную организацию комплекса мероприятий по разъяснению положений избирательного законодательства и практики его применения всем участникам избирательного процесса и правовому просвещению избирателей, а также обучению участников избирательного процесса.

Целью настоящей статьи не является изучение всех форм информирования, применяемых избирательными комиссиями. В этой связи можно отметить, что реализуемое на практике информирование «в режиме офлайн» с использованием аудио (видео)продукции, размещение печатной продукции, информационных материалов на рекламных конструкциях также обладает спецификой и порождает ряд проблем правового характера, связанных с соблюдением законодательства в области авторского права и смежных прав, режима размещения политической рекламы и ряда других .

Построение эффективной системы присутствия избирательных комиссий различного уровня в сети Интернет во многом предопределено тем особым правовым статусом, которым они наделены в Российской Федерации. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»3 в эту систему входят:

Центральная избирательная комиссия РФ - федеральный государственный орган (ч. 1 ст. 21);

избирательные комиссии субъектов РФ - государственные органы субъектов РФ (ч. 1 ст. 23);

избирательная комиссия муниципального образования - муниципальный орган, не входящий в структуру органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 24);

2 Подробнее см.: Большаков С.В. и др. Интернет и выборы. М., 2002; Сеченова Р.Р. Правосознание избирателей и его роль в обеспечении законности избирательного процесса: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004; МарьенковВ.Ю. Информационно-разъяснительная деятельность избирательных комиссий в канун федеральных выборов // Журнал о выборах. 2011. № 4.

3 СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

территориальные комиссии - избирательные комиссии, чье положение в системе государственных органов в субъектах РФ определяется законами субъекта РФ (ч. 1 ст. 26).

При этом на всем протяжении существования современного избирательного законодательства4 избирательным комиссиям в качестве неотъемлемой их обязанности предписывалось соблюдение принципа гласности и открытости, содержание которого раскрывалось как через определенные в законе права участников избирательного процесса, так и обязанности комиссий - профессиональных организаторов выборов.

В Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных

5

органов и органов местного самоуправления» по-новому определен формат работы избирательных комиссий в области информирования. В то же время именно при его реализации, с учетом особого статуса избирательных комиссий, возникли задачи, требующие своего решения. Приведем в связи с этим позицию В.И. Кривцова, который, комментируя положения указанного Закона, отметил, что его положения «не распространяются на муниципальные органы, которыми в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона об основных гарантиях являются избирательные комиссии муниципальных образований. В результате складывается ситуация, когда избирательная комиссия города с полумиллионным населением может не иметь собственного сайта»6.

При подготовке данной статьи был проведен мониторинг сайтов муниципальных образований:

1) в городах с населением более 1 млн человек;

2) в городах с населением от 700 тыс. до 1 млн человек;

3) в городах - столицах федеральных округов Российской Федерации, за исключением указанных в п. 1 и 2.

При осуществлении мониторинга, в силу наличия особого статуса городов федерального значения, подробно не изучались офи-

4 Ср., например, действующий Закон «Об основных гарантиях избирательных прав..» и ныне утративший силу Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

5 СЗ РФ. 2009. № 37. Ст. 776.

6 Кривцов В.И. Новые стандарты информационной открытости избирательных комиссий // Журнал о выборах. 2011. № 3. С. 31.

циальные сайты Московской городской избирательной комиссии и Санкт-Петербургской избирательной комиссии.

В качестве общей информации по указанным избирательным комиссиям необходимо отметить следующее.

Московская городская комиссия представлена в сети двумя интернет-сайтами:

в рамках интернет-портала ГАС «Выборы»7; сайт официального издания «Вестник Московской городской избирательной комиссии»8.

В отношении Санкт-Петербургской избирательной комиссии сложилась следующая система присутствия в сети Интернет: сайт в рамках интернет-портала ГАС «Выборы»9; «дополнительный интернет-сайт» избирательной комиссии (формулировка приведена согласно информации, представленной на заглавной странице сайта)10.

В ходе мониторинга было установлено, что «страницы-визитки»11 муниципальных избирательных комиссий12, в обязательном порядке размещаемые на сайтах избирательных комиссий субъектов РФ и содержащие лишь общую информацию о персональном составе комиссии и контактные данные, не могут учитываться как аналитический материал для проведения сравнительного исследования. Исключением является подраздел на сайте, организованный силами Омской городской избирательной комиссии13, который по своей структуре и наполнению, с учетом ограничений, заложенных в системе интернет-сайтов на портале ГАС «Выборы»,

7 URL: http://www.moscow_city.izbirkom.ru (дата обращения: 01.07.2013).

8 URL: http://www.mosgorizbirkom.ru (дата обращения: 01.07.2013).

9 URL: http://www.st-petersburg.izbirkom.ru (дата обращения: 01.07.2013).

10 URL: http://www.spbik.spb.ru (дата обращения: 01.07.2013).

11 Имеется в виду информационная страница (ряд страниц), содержащая общую информацию, чаще всего контактные данные, схему проезда и т.п.

12 См. сайты: Территориальная избирательная комиссия г. Пятигорска (http://www.stavropol.vybory.izbirkom.ru/region/stavropol?action=show_komissia &region=26&sub_region=26&type= 100&vrnorg=426402770361 &vrnkomis=42640 2805259); Избирательная комиссия муниципального образования «Город Саратов» (http://saratov.izbirkom.ru/way/10003780.html) (дата обращения: 01.07.2013).

13 URL: http://www.omsk.izbirkom.ru/WAY/1DC3397E-8A30-4ED0-8AC2-913A1E9DFE8B.html (последнее посещение 01.07.2013).

представляет полноценный, оперативно обновляемый информационный ресурс.

Ниже представлены основные выводы по итогам проведенного исследования сайтов избирательных комиссий муниципальных образований.

Сайты, размещенные на доменных именах второго уровня в сети Интернет

Сайтами с доменными именами второго уровня обладают следующие муниципальные избирательные комиссии:

1) муниципальная избирательная комиссия города Ростова-на-Дону14;

2) избирательная комиссия города Челябинска ;

3) избирательная комиссия городского округа город Воро-

16

неж .

Наиболее качественными и информационно наполненными выглядят официальные страницы городской избирательной комиссии Ростова-на-Дону и комиссии города Челябинска. При этом необходимо отметить, что вышестоящие по отношению к ним избирательные комиссии субъектов РФ также обладают дополнительными (по отношению к ресурсам на интернет-портале ГАС «Выборы») информационными сайтами в сети Интернет, не интегрированными в систему интернет-портала ГАС «Выборы».

Сайты комиссий, расположенные на официальных интернет-порталах муниципальных органов власти

Как показывает практика, указанный вариант является наиболее распространенным применительно к подавляющему большинству интернет-сайтов муниципальных комиссий в силу особенностей их формирования и правового статуса. В рамках очерченной нами совокупности сайтов эта общая тенденция может быть проиллюстрирована следующими интернет-сайтами:

1) избирательная комиссия городского округа Самара (на официальном сайте Думы городского округа Самара)17;

14 URL: www.rostov-izbirkom.ru (дата обращения: 01.07.2013).

15 URL: www.ikchel.ru (дата обращения: 01.07.2013).

16 URL:http://www.gorizbirkom.vrn.ru (дата обращения: 01.07.2013).

17 URL: gorduma.samara.ru/izbirkom (дата обращения: 01.07.2013).

2) избирательная комиссия муниципального образования города Казани (официальный портал мэрии Казани)18;

3) избирательная комиссия городского округа город Уфа (официальный сайт Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан)19;

4) избирательная комиссия города Перми (на сайте Пермской городской Думы)20;

5) избирательная комиссия города Красноярска (на официальном сайте администрации города Красноярска)21;

6) избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар (официальный интернет-портал администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы

Краснодара)22;

7) избирательная комиссия городского округа Тольятти (портал мэрии городского округа Тольятти)23;

8) избирательная комиссия города Хабаровска (Администрация города Хабаровска)24.

Необходимо отметить, что в части оперативности наполнения и по содержанию указанные сайты существенно различаются. Полагаем, что связано это с тем, что лишь несколькими избирательными комиссиям (Краснодарский и Красноярский края) из представленного списка организованы и работают полноценные представительства в сети Интернет. В остальных же случаях, на сайтах анализируемого вида размещается минимум информационных разделов, а в ряде случаев интернет-страницы содержат лишь общую информацию-«визитку».

Сайты избирательных комиссий, размещенные в рамках официальных городских (информационных) интернет-порталов

По данному критерию был сформирован следующий перечень избирательных комиссий:

18 URL: http://www.kzn.ru/old/izbirkom (дата обращения: 28.04.2013).

19 URL: http://www.gorsovet-ufa.ru/comission (дата обращения: 01.07.2013).

20 URL: http://duma.perm.ru/izbirkom (дата обращения: 28.04.2013).

21 URL: http://izbirkom.admkrsk.ru/Pages/default.aspx (дата обращения: 01.07.2013).

22 URL: http://izb.krd.ru (дата обращения: 01.07.2013).

23 URL: http://www.tgl.ru/tgl/official_inf/choice/choise_tgl/des_2009/go.htm (дата обращения: 01.07.2013).

24 URL: http://www.khabarovskadm.ru/elections/izbiratelnaya/ in-dex.php?ELEMENT_ID=81213 (дата обращения: 01.07.2013).

1) Новосибирская городская избирательная комиссия25;

2) избирательная комиссия муниципального образования «город Екатеринбург»26;

3) избирательная комиссия муниципального образования город Нижний Новгород27;

4) избирательная комиссия муниципального образования Вол-гоград28.

Необходимо особо отметить работу Новосибирской городской избирательной комиссии, интернет-страница которой по своей полноте и оперативности наполнения разделов может рассматриваться как полноценный информационный ресурс, а также оперативность новостной ленты сайта и, что особенно важно, материалы, освещающие работу комиссии в межвыборный период.

Проведенное исследование позволяет выявить следующие тенденции в развитии официальных сайтов избирательных комиссий муниципальных образований субъектов РФ.

Во-первых, можно говорить о том, что не прослеживается прямая зависимость между общим количеством горожан-избирателей, потенциальных пользователей интернет-ресурса и качеством ведения избирательными комиссиями на муниципальном уровне своих сайтов или интернет-страниц.

Во-вторых, интернет-присутствие муниципальных избирательных комиссий в настоящий момент переживает этап развития, о чем свидетельствует качественный пересмотр наполнения сайтов комиссий (вплоть до создания новых) после прошедших в 20112012 гг. федеральных, региональных и муниципальных избирательных кампаний и изменений, внесенных в избирательное законодательство. В ряде случаев можно говорить и о том, что развитие сайтов избирательных комиссий субъектов РФ во многом определяет ориентиры и для соответствующих муниципальных избирательных комиссий.

В-третьих, технические аспекты размещения страниц в сети Интернет (в первую очередь использование доменных имен второго уровня), размещение информации на отдельном сайте не явля-

25 URL: http://izbirkom.novo-sibirsk.ru (дата обращения: 01.07.2013).

26 URL: izkom.ekburg.ru (дата обращения: 01.07.2013).

27 URL: http://www.vybory.nnov.ru (дата обращения: 01.07.2013).

28 URL: http://www.volgadmin.ru/ru/MPAuthority/Elections.aspx (дата обращения: 28.04.2013).

ются показателем высокого качества реализации его информационной составляющей.

Необходимо отметить, что, поскольку комплексные исследования системы официальных сайтов избирательных комиссий, проводимые в данной области в последнее время, носят скорее поли-

29

тологический, социологически характер , представляется затруднительным судить об особенностях правового регулирования в данной области.

Между тем в Российской Федерации накоплен достаточно большой опыт правовой регламентации процедур, связанных с автоматизацией избирательного процесса.

Начало этой работе было положено принятием Указа Президента РФ от 23 августа 1994 г. № 1723 «О разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»30. На базе этого Указа, а также опыта проведения федеральных и региональных избирательных кампаний 1990-х гг. был принят принципиально новый Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»31.

Данный Закон впервые не только ввел в оборот новые правовые дефиниции, связанные с автоматизацией выборных процедур и электронным документооборотом, электронной цифровой подписью, но и создал единую интегрированную информационную платформу, в которой сведены все выборные электронные ресурсы -персональные данные об избирателях, о выдвинутых кандидатах, о зарегистрированных кандидатах, об избранных кандидатах, о доверенных лицах, о членах избирательных комиссий и, наконец, данные о ходе и результатах голосования.

На базе указанного Закона сформирован комплекс нормативных документов ЦИК России, избирательных комиссий субъектов РФ, регулирующих деятельность в области информирования с использованием сети Интернет, которые по своему содержанию при-

29 См., например, исследование Фонда свободной информации «Результаты мониторинга официальных сайтов избирательных комиссий субъектов РФ (Рейтинг открытости официальных сайтов избирательных комиссий субъектов РФ - 2012)» // URL: http://www.svobodainfo.org/ru/node/1775 (дата обращения: 01.07.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 1723.

31 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 172.

званы урегулировать две важнейшие группы отношений в данной области:

1) работа по поддержанию актуализации наполнения сайтов полной и достоверной информацией о готовящихся и проводимых избирательных кампаниях и о деятельности избирательных комиссий как в выборный, так и межвыборный периоды;

2) использование официальных сайтов избирательных комиссий как площадки для внедрения и реализации информационно-справочных сервисов по запросу граждан, т.е. фактически государственных электронных информационных услуг в избирательном процессе.

Обеспечение работы официальных сайтови интернет-порталов избирательной комиссии

Отправной точкой в регламентации содержания и порядка наполнения сайтов региональных комиссий необходимо считать принятие постановления ЦИК России от 23 декабря 2009 г. № 186/1309-5 «О работе ряда избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с интернет-сайтами», которым устанавливался следующий перечень обязательных разделов главной страницы сайта избирательной комиссии субъекта РФ интернет-портала ГАС «Выборы»32: «Избирательные комиссии»; «Выборы и референдумы»; «Новости»; «Законодательство о выборах и референдумах»; «Документы избирательной комиссии»; «Политические партии»; «Работа с обращениями граждан»; «Численность избирателей»; «Информационное обеспечение»; «Обучение»; «Архив выборов и референдумов»; «Карта сайта».

Наполнение указанных разделов осуществляется в соответствии с постановлением ЦИК России от 25 мая 2011 г. № 12/130-6 «Об Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в сети Интернет».

При этом важным дополнением к указанным постановлениям являются Требования ЦИК России33, которыми устанавливаются

32 Адресация подобных сайтов формируется следующим образом: наименование субъекта латиницей.кЬггкот.ги. Например, www.omsk.izbirkom.ru - сайт избирательной комиссии Омской области.

33 См.: постановление ЦИК России от 28 октября 2010 г. № 223/1491-5 «Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования сайтом Центральной избирательной

следующие важнейшие правила предоставления информации в режиме онлайн:

круглосуточный доступ пользователям для получения, ознакомления и использования информации на безвозмездной основе;

доступ пользователей без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы с пользователя;

информация не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователей с ее содержанием без использования иных технических средств или иного программного обеспечения, чем веб-обозреватель;

доступ к информации, размещенной на сайте ЦИК России и официальных сайтах избирательных комиссий субъектов РФ, не может быть обусловлен требованиями регистрации пользователей или предоставления ими персональных данных, а также требованием заключения ими лицензионных или иных соглашений.

Порядок размещения информации на официальном сайте ЦИК России и ее содержание урегулированы постановлением ЦИК России от 19 января 2010 г. № 188/1322-5 «О перечне информации о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет».

Сложившаяся структура официальных сайтов избирательных комиссий в рамках ГАС «Выборы», оперативно информируя посетителей, в то же время по объемам информационного наполнения уступает параллельно развивающимся информационным сайтам комиссий, не входящих в интернет-портал ГАС «Выборы». Это связано с тем, что рядом избирательных комиссий субъектов РФ созданы дополнительные информационные сайты34, о работе которых приняты отчеты в форме постановлений35. Подобная ситуация

комиссии Российской Федерации и официальными сайтами избирательных комиссий субъектов Российской Федерации».

34 См, например, сайты Избирательной комиссии Ростовской области по адресам http://www.rostov.izbirkom.ru и http://www.ikro.ru (дата обращения: 01.07.2013).

35 См., например: постановление избирательной комиссии Краснодарского края от 15 января 2013 г. № 83/815-5 «Об информационном сайте избиратель-

потребовала регламентации работы указанных интернет-порталов и их синхронизации в части объема и сроков размещения информа-

36

ции .

В качестве важнейших черт, отличающих указанные документы, необходимо отметить:

порядок, объемы и сроки наполнения разделов сайта; регламентацию размещения на сайтах различного рода информационно-справочных сервисов;

проведение социологических опросов; работу с обращениями граждан, поступившими на сайт. По пути регламентации работы интернет-представительств своих региональных отделений идут и политические партии. Так, в 2009 г. КПРФ было принято постановление, призванное систематизировать работу в указанной области37.

Реализация информационно-справочных сервисов (государственных электронных информационных услуг)

в сфере избирательного процесса В соответствии с Концепцией развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года, одобренной постановлением ЦИК России от 25 сентября 2008 г. № 132/966-5, в рамках официального сайта ЦИК России был инициирован ряд интернет-сервисов, позволяющих гражданам РФ получать через Интернет доступ к сведениям об обработке своих персональных данных в ГАС «Выборы», а также к сведениям об избирательных участках, участках референдума, в том числе тех, где они включены в списки избирателей, участников референдума.

ной комиссии Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2012 году».

36 См., например: постановление избирательной комиссии Ростовской области от 24 июня 2011 г. № 76-3 «О Регламенте информационного наполнения сайта Избирательной комиссии Ростовской области в Интернет-портале Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»; постановление избирательной комиссии Ростовской области 24 июня 2011 г. № 76-4 «О Регламенте информационного наполнения сайта Избирательной комиссии Ростовской области - www.ikro.ru».

37 См.: постановление Президиума ЦК КПРФ от 21 мая 2009 г. Пр. № 14/3 «О задачах региональных комитетов КПРФ по организации работы партийных Интернет-сайтов» // URL: http://kprf.ru/party_live/68210.html (дата обращения: 01.07.2013).

Актуальность применения данных сервисов подтверждается опытом проведения федеральных избирательных кампаний 20072008 гг. В указанный период значительная часть обращений избирателей на «горячую линию» ЦИК России касалась именно предоставления информации о номерах и адресах избирательных участков, где они включены в список избирателей.

На официальном сайте ЦИК России были размещены следующие интернет-сервисы:

1) «Найди себя в регистре избирателей ГАС «Выборы» - сервис, который обеспечивал гражданам РФ доступ к сведениям об обработке своих персональных данных в ГАС «Выборы». Он функционировал в период между выборами и прекратил свою работу за 15 дней до дня голосования;

2) «Найди свой избирательный участок» - сервис, который позволял узнать, на каком избирательном участке может проголосовать гражданин, проживающий по определенному адресу. Для того чтобы воспользоваться этим сервисом, необходимо было ввести адрес места жительства. Сервис был размещен за 15 дней до дня голосования. Накануне дня голосования он функционировал круглосуточно и непрерывно в режиме онлайн вплоть до 21:00 по московскому времени в день голосования;

3) «Найди себя в списке избирателей» - сервис, который обеспечивал гражданам РФ доступ к сведениям об избирательном участке, участке референдума, где гражданин включен в список избирателей. Интернет-сервис был доступен в «Личном кабинете пользователя» на сайте ЦИК России после предварительной регистрации, начинал функционировать за 15 дней до дня голосования и завершил работу в 21:00 по московскому времени в день голосования. Ответы обратившемуся передавались не позднее чем через 30 минут после получения запроса. Всего указанным сервисом воспользовались порядка 40 тыс. человек. Таким образом, данный механизм обратной связи с избирателями показал свою эффективность.

Услугами этих интернет-сервисов, организованных впервые именно в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созы-

ва, воспользовались около 350 тыс. человек, в том числе в день голосования - 135 тыс.38

В целях обеспечения оперативного информирования избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва в соответствии с постановлением ЦИК России от 11 ноября 2011 г. № 56/489-6 «О предоставлении по запросу избирателей, пользующихся услугами подвижной радиотелефонной связи, информации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва» с 24 ноября по 6 декабря 2011 г. была организована передача по запросам избирателей на их абонентские устройства мобильной связи коротких текстовых сообщений с информацией о порядке размещения в избирательных бюллетенях наименований политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, и о предварительных результатах голосования. Избиратель, отправив БМБ-сообщение с любым текстом (или пустое) на короткий номер (информация о котором была размещена как на сайте ЦИК России, так и на сайтах избирательных комиссий субъектов РФ), мог получить на мобильный телефон указанную информацию. После завершения голосования 4 декабря 2011 г., отправив сообщение на этот же номер, избиратель мог получить информацию о предварительных итогах выборов.

Всего с использованием программно-технического комплекса «Мобильный портал» ГАС «Выборы» на абонентские устройства мобильной связи были переданы сообщения более чем на 8 тыс. запросов избирателей о порядке размещения в избирательных бюллетенях наименований политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, а также сообщения о предвари-

39

тельных итогах голосования .

В соответствии с Концепцией развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» до 2012 года для обеспечения функционирования интернет-сервисов, позволяющих гражданам РФ получать через Интернет доступ к

38 См.: Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва: Сб. информационно-аналитических материалов. М., 2012. С. 139.

39 См.: Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. С. 139.

сведениям об обработке своих персональных данных в ГАС «Выборы», а также к сведениям об избирательных участках, участках референдума, в том числе тех, где они включены в списки избирателей, участников референдума, был инициирован ряд интернет-сервисов в рамках официального сайта ЦИК России. Регламент работы указанных сервисов был урегулирован распоряжением Председателя ЦИК России от 1 февраля 2012 г. № 20-р «О Регламенте функционирования интернет-сервисов в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации».

Актуальность внедрения данных сервисов подтверждается опытом проведения выборов 4 декабря 2011 г., когда эти сервисы были реализованы впервые.

В ходе проведения выборов Президента РФ было зафиксировано более 250 тыс. обращений к этим сервисам («Найди свой избирательный участок», «Найди себя в списке избирателей»), в том числе в день голосования - более 75 тыс.40

Подобные сервисы также будут реализованы и при проведении выборов в предстоящий единый день голосования в сентябре 2013 г.

В заключение необходимо отметить, что вопросы, касающиеся официального информирования избирателей с использованием сети Интернет, нуждаются в дальнейшем исследовании. Являясь по своей природе источником официального информирования, они укладываются в концепцию электронной демократии, которая, на наш взгляд, позволит объединить ее и электронное правительство. При этом речь идет не о противопоставлении информирования агитации, а именно о выработке эффективных механизмов реализации указанного процесса.

40 См.: Выборы Президента Российской Федерации. Сборник информационно-аналитических материалов. М., 2012. С. 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.