Научная статья на тему 'Тенденции оказания социальной помощи мигрантам (на примере Санкт-Петербурга)'

Тенденции оказания социальной помощи мигрантам (на примере Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1194
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Миграция / миграционная политика / трудовой мигрант / социальная помощь мигрантам / социальная поддержка мигрантов / Migration / migration policy / migrant workers / social assistance workers / social support workers

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ногаева Виктория Александровна

Дана характеристика миграционной политики в РФ. Рассмотрены социальная поддержка и социальная помощь мигрантам. Изучается законодательное регулирование потока иностранных мигрантов, а также проблемы мигрантов в социально-экономической жизни города. Проанализированы мигранты как субъект миграционной политики. Определена демографическая ситуация и миграционная ситуация в г. Санкт-Петербурге. Значимость миграционной политики, ее масштабы, влияние наᶥ политическую, экономическую и социально-культурную жизнь страны оказываются в центре внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the provision of social assistance to migrants (on the example of St. Petersburg)

The characteristic of migration policy in the Russian Federation. Examined social support and social assistance to migrants. Examines legislative regulation of the flow of foreign migrants, as well as the problems of migrants in the socio-economic life of the city. Analyzed the migrants as the subject of migration policy. Demographic situation and migration situation in St. Petersburg. The importance of migration policy, its scope, impact on the political, economic and socio-cultural life of the country find themselves in the spotlight.

Текст научной работы на тему «Тенденции оказания социальной помощи мигрантам (на примере Санкт-Петербурга)»

Тенденции оказания социальной помощи мигрантам ( на примере Санкт-Петербурга)

Trends in the provision of social assistance to migrants (on the example of St. Petersburg)

Ногаева Виктория Александровна,

магистрант 1 курса направления «СПУ» СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]

Nogaeva V.A.,

1 course magistrate of SPU in NWIM

RANEPA, Saint-Petersburg e-mail: [email protected]

Аннотация.

Дана характеристика миграционной политики в РФ. Рассмотрены социальная поддержка и социальная помощь мигрантам. Изучается законодательное регулирование потока иностранных мигрантов, а также проблемы мигрантов в социально-экономической жизни города. Проанализированы мигранты как субъект миграционной политики. Определена демографическая ситуация и миграционная ситуация в г.Санкт-Петербурге.

Значимость миграционной политики, ее масштабы, влияние на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь страны оказываются в центре внимания.

Ключевые слова:

Миграция, миграционная политика, трудовой мигрант, социальная помощь мигрантам, социальная поддержка мигрантов.

Annotation.

The characteristic of migration policy in the Russian Federation. Examined social support and social assistance to migrants. Examines legislative regulation of the flow of foreign migrants, as well as the problems of migrants in the socio-economic life of the city. Analyzed the migrants as the subject of migration policy. Demographic situation and migration situation in St. Petersburg.

The importance of migration policy, its scope, impact on the political, economic and socio-cultural life of the country find themselves in the spotlight.

Key words:

Migration, migration policy, migrant workers, social assistance workers, social support workers.

Интерес общественности к теме миграции обусловлен глобальными перемещениями населения как внутри страны, так и между странами. Сложность отношений, возникающие в процессе адаптации мигр антов, нуждаются в изучении и контроле со стороны государства.

Начиная с 1992 года в Российской Федерации зафиксировано сокращение общей численности населения. Эти демографические процессы повлекли за собой проблемы на рынке труда. В настоящее время наблюдается территориальный и отраслевой дисбаланс трудоспособного населения. В свою очередь эта пр облема вытекает в другую проблему - дефицит квалифицированных кадров в различных сферах деятельности. Внутренние миграционные перемещения в Российской Федерации составляют около 50 пр оцентов, г.Санкт-Петербург и Ленинградская область - не исключение.

Привлечение мигрантов в этой связи является одной из направлений миграционной политики Р оссийской Федерации. Именно поэтому вопрос миграционной политики Российской Федерации на сегодняшний день становится все более актуальным и требует изучения.

Основными причинами привлечения иностранных работников (специалистов) является - во-первых, нежелание местных жителей трудиться за предлагаемое вознаграждение, во-вторых, нехватка определенных специалистов.

Миграционный переток иностранной рабочей силы представляет собой процесс перемещения тр удовых ресурсов из одной страны в другую, более экономически привлекательную для мигранта. Междунар

одная трудовая миграция помимо экономических элементов содержит в себе ряд других особенностей -этнические, политические, культурные, семейные.

К плюсам можно отнести - пополнение государственного бюджета за счет налогов и сборов, дешевая рабочая сила. Помимо плюсов есть и минусы - межнациональная неприязнь, отток денежных средств в др угие государства.

Миграция является массовым явлением для Российской Федерации, в частности, для города Санкт-Петербурга, именно поэтому необходимо изучать ее и регулировать. За счет миграции происходит демогр афическое развитие города, а так же приток рабочей силы. [6, ст.15]

Привлечение иностранной рабочей силы должно соответствовать потребностям социально-экономического и демографического развития Санкт-Петербурга с учетом социальной адаптации мигрантов.

Основным законом, регулирующим пребывание иностранных граждан в Российской Федерации, является 115-ФЗ. Различается оформление разрешительных документов для иностранных граждан, прибывших в визовом и безвизовом порядке. Ранее оформлялись разрешения на работу как для визовых, так и для безвизовых граждан. С 01.01.2015 порядок изменился.

С 1 января 2015 года вступил новый Федеральный закон № 357 от 24 ноября 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В статье 13 данного закона разъясняется, что иностранный гражданин ( касается безвизовых стран), законно находящийся на территории Российской Федерации, достигший 18 лет имеет право трудиться на основании патента как у физических, так и у юридических лиц.

Отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, местного самоупр авления контролируются Федеральным законом №115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностр анных граждан в РФ». [4] В 13 статье данного закона расписаны условия участия иностранных граждан в тр удовых отношениях. В пункте 3 той же статьи определен общий принцип привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.

В статье 13 пункта 4 того же закона определен перечень граждан, кому не требуется разрешение на работу. К их числу относятся постоянно проживающие в РФ, участники государственных программ по добровольному переселению в РФ, сотрудники дипломатических представительств, работники иностранных юридических фирм, аккредитованные в РФ журналисты, обучающиеся в РФ, приглашенные преподаватели для проведения занятий. Теми же привилегиями пользуются и иностранные граждане, признанные беженцами на территории РФ и получившие временное убежище на территории РФ. Об этом повествует Федеральный закон № 127 от 05.05.2014 г. «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона № 115». Причиной изменения статьи послужили военные действия на Украине. Данные изменения значительно облегчили процедуру трудоустройства для беженцев и лиц, получивших временное убежище (возможность осуществлять трудовую деятельность без разрешительных документов на работу) и работодателей (возможность привлекать иностранных граждан привлекать иностранных граждан без специального разрешения и уведомления органов миграционной службы). Лицо, признанное беженцем и достигшее 18 лет, получает специальное удостоверение (документ удостоверяющий личность владельца). При этом документы, удостоверяющие личность гражданина, передаются органу Федеральной миграционной службы России, которое выдали удостоверение беженца.

Санкт-Петербург является одним из самых притягательных регионов для иностранных граждан. Р астет рост как официально устроенных мигрантов, так и нелегальных. По различным оценкам, на территор ии Санкт-Петербурга находятся 500 тысяч мигрантов.

Пополнение населения в городе Санкт-Петербург происходит еще и за счет других регионов Р оссийской Федерации. В 2014 году миграционный прирост населения составил 52 796 человек.

Регулировать внешнюю миграцию на федеральном уровне крайне тяжело, так как миграция носит неорганизованный характер. Это приводит к дисбалансу рабочей силы в различных регионах страны.[11, ст.58]

На заработки в Санкт-Петербург чаще всего приезжают из Таджикистана и Узбекистана. Многие пр иезжие из этих стран не владеют русским языком и не имеют профессионального образования. Трудятся мигранты в различных сферах - промышленность, транспорт, строительство и др. Рост численности мигр антов как официальных, так и не официальных, приводит к всевозможным проблемам для страны -социальная напряженность и преступность, рост инфекционных болезней, несоблюдение прав.

Чтобы избежать проблемы, связанные с мигрантами, необходимо привлекать их к труду в соответствии с демографическими и социально-экономическими показателями, а приоритетное право на замещение вакантных должностей отдавать российским гражданам. Имеет место быть целенаправленное приглашение необходимых профессий через двусторонние международные организации и фонды, профессиональное обучение через национальные диаспоры, существующие на территории Санкт-Петербурга.

В городе Санкт-Петербурге более десяти лет действует программа «Толерантность» она создана с целью укрепления в городе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания,

принципов соблюдения прав и свобод человека. Программа предусматривает организацию ряда мероприятий по укреплению толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге, воспитанию культуры мира, профилактике приявлений ксенофобии и экстремизма в Санкт-Петербурге. Так же в программе предусмотрено создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в сообщество Санкт-Петербурга. Таким образом, основная целевая группа мигрантов, воздействуя на которую, можно получить максимально эффективный результат интеграции - это дети. Наряду с образовательными инициативами, значимой интеграционной мерой является использование культурного потенциала Санкт-Петербурга с целью приобращение мигрантов к ценностям, традициям и укладу жизни горожан. Вопросы социокультурной и языковой адаптации взрослых мигрантов не менее остро стоят перед любым крупным мегаполисом, в том числе и Санкт-Петербургом. Существование языковых курсов представляет собой лишь часть усилий по адаптации мигрантов в новое сообщество; их знакомство с образом жизни в Петербурге, с традициями и нормами поведения - решающий элемент интеграционного процесса.

Современные социально-экономические условия жизни Санкт-Петербурга ставят перед обществом непростую задачу: создать такие условия адаптации учащихся-инофонов, при которых взрослые мигранты включаются в интеграционные процессы, благодаря им и вместе с ними познавая и открывая страницы жизни Санкт-Петербурга.

Таким образом, мероприятия данного раздела ориентированы на сокращение социокультурной дистанции между мигрантами и населением Санкт-Петербурга. [1]

Под миграцией понимается сложный социальный процесс, обусловленный изменениями экономической структуры и размещением производства, ростом социальной и трудовой мобильности населения. Этот процесс подвержен воздействию экономических, социальных, политических и других отношений.

Трудовая миграция представляет собой перемещения занятого населения, связанные с переменой р аботы как внутри страны, так и за ее пределами. Трудовых мигрантов, выехавших на работу за пределы государственной границы, называют «гастарбайтерами».

Международная трудовая миграция может носить постоянный характер, то есть она связана с пер еездом на постоянное место жительства из одной страны в другую. Временный характер носит трудовая миграция по контрактам, ограниченным во времени (гастарбайтеры), сезонная миграция и миграция пригр аничных рабочих (фронтальеры).

Нелегальный мигрант - человек, пересекший государственную границу или находящийся на ее терр итории без официального разрешения. К нелегальным мигрантам также относят людей, которые официально пересекли государственную границу, но находятся на данный момент нелегально (например, ожидающие депортации беженцы, которым отказано в убежище). Если мигрант прибыл в государство законно, находится на ее территории также законно, но занимается противозаконной деятельностью, то он также считается нелегальным мигрантом.[12, ст.97]

Необходимо понять, чем же так опасна нелегальная миграция и почему первоочередной целью государственной политики в миграционной сфере должен стать поиск путей по «декриминализации», «выведению из тени» нелегитимных миграционных потоков и тщательная реализация этих программ? Пр ежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что речь идет именно об угрозах нелегальной миграции, а не внешней миграции в принципе. Миграция выполняет важные положительные функции в современных сбалансир ованных рыночных экономиках, восполняет кадровый естественный дефицит на рынках труда и другие «пр обелы» в рыночной системе, не нанося, в идеале, урона никаким другим сферам жизни общества, что, однако, зачастую оказывается неверным именно для нелегальной миграции.

В зависимости от своего статуса иностранные граждане имеют возможность воспользоваться некоторыми видами медицинской и социальной помощи. [9, ст.23]

Объем и порядок медицинского обеспечения иностранцев зависит от их трудового ( работающий,безработный) и правового ( временно пребывающий или постоянно проживающий) статуса.

Действующее законодательство в этой сфере предоставляет практически такие же возможности, что и гражданам РФ, лишь временно и постоянно проживающим в РФ иностранным гражданам.

Медицинская помощь нелегальным мигрантам, оказывается только при внезапных, острых заболеваниях, угрожающих жизни мигранта, он получает только разовую бесплатную помощь.

Социальная поддержка мигрантов оказывается вне зависимости от их категории. Помимо обязательной медицинской помощи иностранные граждане, которые попали в трудную жизненную ситуацию на территории Российской Федерации, имеют право и на социальную помощь, для получения которой им нужно обратиться в территориальный отдел социальной защиты.[5, ст.78]

Нуждающимися в услугах социальных служб признаются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этой ситуацией и предоставляются социальные услуги. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина ( инвалидность, неспособнсть к самообслуживанию в связи с преклонным возврастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малобеспеченность, безработица, отсутствие определенного места

жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. [7, ст.21]

В соответствии с законодательством за мигранта несет ответственность принимающая сторона которая представляет сведения о достаточности средств на его содержание на весь период пребывания ( за исключением беженцев и лиц, имеющих статус временного убежища).

Приоритетными направлениями в области социальной поддержки мигрантов в РФ можно назвать: социально-экономическая поддержка (пособия, льготы, натуральная помощь); медико-социальная поддержка (медицинское страхование, льготное медицинское обслуживание, бесплатная экстренная медицинская помощь, организация диспансеризации); социально-правовая поддержка (юридические консультации, правовое просвещение); информационная поддержка (создание информационных служб и бесплатных консультационных пунктов); помощь в трудоустройстве (биржи труда, организация дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных специалистов); поддержка молодой семьи (выплата компенсаций и пособий при рождении ребенка и на период декретного отпуска); социально-психологическая поддержка в период адаптации к новому месту жительства (работа психологических служб в учебных заведениях и на некоторых предприятиях, телефоны доверия); профилактика асоциальных явлений (наркомании, алкоголизма, проституции, преступных действий) в среде мигрантов; контроль нелегальной миграции (организация регулярных рейдов службами правопорядка, проверка паспортного режима, выдворение нелегальных мигрантов из страны); социально-культурная поддержка (деятельность национально-культурных объединений и диаспор, различных религиозных концессий, общественных организаций).

Таким образом, социальная поддержка легальных мигрантов направлена на смягчение трудной жизненной ситуации, создание условий для их успешной адаптации и интеграции в принимающее общество. В отношении нелегальных трудовых мигрантов государственная миграционная политика направлена на выявление, контроль и выдворение их из страны. Но, учитывая тот факт, что легально может трудоустроится лишь незначительная часть трудовых мигрантов ( в виду отсутствия соответствующего образования, квалификации, опыта работы), государственные меры социальной поддержки данной категории мигрантов не могут быть названы достаточными.[8, ст.67]

Естественно, социальными услугами в определенном объеме могут воспользоваться преимущественно легальные мигранты, оформившие патент и разрешение на работу.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» подтверждает право мигранта на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Таким образом, иностраный гражданин имеет право на указанные пособия в том случае, если за 6 месяцев, предшествующих наступлению страхового случая, фирма- работодатель вносила страховые взносы. [2]

Стремясь избегать контактов с государственными структурами, нелегальные мигранты оказываются не в состоянии защитить себя в отношениях с работодателями и фактически приобретают статус совр еменных рабов. И совершенно очевидно, что пока будет происходить подпитка трудовых ресурсов за счет иммиграции, предприниматели, будучи капиталистами и действуя по принципу максимизации прибыли, никогда не начнут технико-социальную модернизацию производства, которая только одна и может изменить условия труда и уровень его оплаты в лучшую сторону. И тут проявляется коренное отличие нелегальной иммиграции от легальной, заполняющей пробелы и компенсирующей дисбалансы на рынке труда страны-р еципиента. [5, ст.67]

Функции социальной защиты и помощи трудовым мигрантам, в сложившейся ситуации, часто берут на себя общественные организации и фонды. Велико значение деятельности национально-культурных автономий и объединений. Они в своей деятельности имеют возможность оказания адресной помощи мигрантам-представителям определенных национальностей в процессе социальной адаптации.

Для того чтобы устранить отрицательные последствия и достичь желаемого эффекта в области тр удовой миграции, необходимо регулировать ситуацию с помощью государства, перенимать положительный опыт у других стран.

Список литературы:

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.// опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01.08.2014, в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, №31, ст.4398.

2. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115 - ФЗ // "Российская газета", № 140, 31.07.2002 г.

3. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения. - М.: Универ ситет, 2009. - 142 с.

4. Волох В.А. Трудовая миграция: политико-правовые и социально-экономические аспекты пр ивлечения и использования иностранной рабочей силы: Монография. - М.: Спутник, 2010. - 321 с.

5. Ивахнюк И.В. Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 29 с.

6. Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции / Под общ. ред. К.О. Р омодановского, М.Л. Тюркина. - М.: ФМС России, 2009. - 90 с.

7. Парфенцева О.А. Перспективы развития миграционной ситуации в России // Социальная политика и социальное партнерство. - 2010. - № 4. - 171 с.

8. Петров В.Н. Миграция населения и этнические мигранты в современной России / Под ред. В.И. Добренькова. - Краснодар, 2004. - 44 с.

9. Топилин А.В. Взаимодействие миграционных и этнических процессов. - М.: ЭконИнформ, 2010. - 215 с.

10. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: Учебное пособие. - М.: Издательство Р ГСУ; Академический проект, 2007. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.