4. Шиянов, Е. Н, Ромаева, Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики [Электронный ресурс] // Сайт «Library.by. Сохраняя бесценное» - URL: http://library.by/portalus/ modules/shkola/ (дата обращения: 08.05.2018).
5. Миняева, Н. М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Миняева Наталья Михайловна. - Оренбург, 2011. - 43 с.
6. Щукина, М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. - 2014. - Т. 11. - № 2. - С. 7-20.
7. Бережная, И. Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Бережная Ирина Фёдоровна. - М., 2012. - 42 с.
8. Муханов, Ю. В. Формирование потребности в физическом самосовершенствовании у курсантов образовательных организаций МВД России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Муханов Юрий Викторович. -СПб., 2015. - 177 с.
9. David J. Thomas. Police psychology: a new specialty and new challenges for men and women in blue. - 2011. - HV7936.P75.T46. [Электронный ресурс]. - URL: pps.kaznu.kz (дата обращения 02.05.2018).
© Мещерякова Е.И., Ляпин А.И., Панферкина И.С., Груздев Г.И., 2018
УДК 378
А.Л. Морозова
Актуальные вопросы реализации гражданско-патриотического воспитания
Modern issues of implementation of civil-patriotic education
МОРОЗОВА, Анна Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России. Адрес: Россия, 654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Октябрьский пр., д. 49. Тел.: 8-905967-95-20. E-mail: llg04@yandex.ru.
MOROZOVA, Anna Leonidovna, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecture of the Kuzbass Institute of the federal penal service. Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, Oktyabrsky str. 49. Ph.: 8-905967-95-20. E-mail: llg04@yandex.ru.
В статье представлен теоретический обзор проблемы гражданско-патриотического воспитания, рассмотрен содержательный аспект реализации данного воспитания. Автор приводит примеры из практики реализации различных аспектов гражданско-патриотического воспитания на примере курсантов Кузбасского института ФСИН России .
Ключевые слова: воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, курсанты, образовательные организации
The article presents a theoretical overview of the problem of education and meaningful aspects of civil-patriotic education. The author gives examples from the implementation of various aspects of civil-patriotic education on the example of cadets of the departmental University.
Keywords: education, civil-patriotic education, cadets, departmental University.
Сегодня обязательным условием реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО), нацеленного на эффективную подготовку сотрудника уголовно-исполнительной системы, обладающего заявленными во ФГОС ВО компетенциями, признается реализация актуальных вопросов гражданско-патриотического воспитания обучающихся (курсантов) ведомственных образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказания (далее - ФСИН). В предлагаемом исследовании мы вкратце изучим основные аспекты реализации воспитания курсантов на примере Кузбасского института ФСИН России [1, с. 11-14; 2, с. 29-30; 3, с. 181].
Данному вопросу посвятили свои научные труды следующие педагоги: А.А. Аронов, В.А. Безродный, И.О. Выдрин, В.С. Ильин, Н.М. Конжиев. Педагоги-
ческий аспект заявленной проблемы рассматривается также в трудах С.П. Акутиной, Е.В. Бондаревской, Б.Т. Лихачева, Н.Е. Щурковой и др.
Гражданско-патриотическое воспитание понимается в педагогике как некая система отношения к всеобщим проблемам человечества, а также к различным группам социума и отдельным людям. Отметим, что гражданско-патриотическое воспитание определяется и обусловливается не только конституционными, но и общегосударственными мировоззренческими позициями. Указанные позиции реализуются в сфере общественных отношений страны. Система гражданско-патриотического воспитания предполагает ряд целей, задач и функций, учитывающих возрастные особенности и возможности восприятия как общечеловеческих, так и общегражданских политических идей обучающимися [4, с. 181-182].
Ключевым понятием гражданско-патриотиче-ского воспитания сегодня признается воспитание патриотизма и интернационализма. В предлагаемом исследовании важным представляется упомянуть текущую государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Правительство Российской Федерации; постановление от 30 декабря 2015 г. № 1493, Москва). В связи с этим образовательная цель данного вида воспитания предполагает раскрытие общегражданских и общечеловеческих ценностей, более того, формирование и развитие у обучающихся устойчивой системы гражданского сознания. Гражданско-патриотическое воспитание выполняет следующие функции: воспитательная (предполагает включение воспитанников в разнообразную общественно-гражданскую деятельность) и развивающая (нацелена на формирование и развитие гражданско-политического сознания).
Уточним, что понятие «патриотизм» включает формирование не только любви к Родине, но и развитие чувства гордости за историю страны. При этом чувство патриотизма тесно связано с понятием «интернационализма» (чувство общечеловеческой солидарности с людьми всего мира). В ходе реализации гражданско-патриотического воспитания с учётом интернационализма особое место отводится формированию следующих чувств: дружбы, единства, равенства и братства народов, а также развитие культуры межнационального общения и пр. Данное воспитание реализуется посредством проведения краеведческой работы, изучения боевых традиций определенного народа, заботы о памятниках и пр. [4, с. 48].
Обратимся к обзору накопленного педагогического опыта по реализации гражданско-патрио-тической воспитательной работы с курсантами на примере Кузбасского института ФСИН России (г. Новокузнецк). Добавим, что целью воспитания курсантов ведомственных образовательных организаций ФСИН признается, согласно приказу ФСИН «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» от 28 декабря 2010 г. № 555 и Концепции воспитательной работы в ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России», разностороннее развитие обучающихся, способных не только к гражданско-патриотическому и духовно-нравственному, но и к физическому самосовершенствованию и саморазвитию, и к самореализации [5]. Указанная в приказе ФСИН цель воспитания курсантов определяет и обусловливает конкретное его содержание.
Подчеркнём, что воспитание является систематической и целенаправленной деятельностью института по развитию у обучающихся указанных качеств курсантов. Задачи гражданско-патриотического воспитания в рамках Кузбасского института реализуются с учетом социально-экономической, общественно-политической, информационной и религиозной обстановки региона.
В Кузбасском институте ФСИН России граж-данско-патриотическое воспитание курсантов реализуется на следующих уровнях: общеинститутский уровень (отвечает отдел по работе с личным составом), кафедральный уровень и в ходе проведения учебных занятий. Уточним, что используемая в институте Концепция воспитательной работы нацеле-
на на оптимизацию воспитательной работы в данной образовательной организации, создание оптимальной воспитательной среды для развития активной, всесторонне развитой и социально-ответственной личности курсанта, востребованного Федеральной службой исполнения наказаний. Опишем данные уровни [3, с. 182-183].
Для достижения указанной цели гражданско-патриотического воспитания на общеинститутском уровне ежегодно, начиная с 2011 г., с постоянным и с переменным составом института проводятся:
1) ознакомление с ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с конкретизацией задач на его реализацию, а также пояснение ключевых положений текущей государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, приоритетов внутренней и внешней политики страны;
2) анализ основных положений и направлений развития Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы до 2020 г.
Более того, в институте регулярно проводится информирование личного и переменного состава института о ходе реформирования УИС и с текущими изменениями в законодательстве Российской Федерации.
Кузбасский институт ФСИН России принимает активное участие в работе областного и городского межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию граждан. В рамках данного сотрудничества проводились следующие мероприятия:
- на базе Музея боевой и трудовой славы кузнецких металлургов г. Новокузнецка были проведены уроки мужества (для личного состава). На данное мероприятие были приглашены не только ветераны уголовно-исполнительной системы, но и работники, проявившие мужество и самоотверженность при исполнении служебного долга;
- Институт (ответственная кафедра ГСЭ и ЕНД) ежегодно организует городскую научно-практической конференцию, посвященную Великой Отечественной войне, куда приглашаются ветераны войны и труда.
Более того, Кузбасский институт ФСИН России принимает активное участие в ключевых областных и городских общественно-культурных мероприятиях, когда курсанты участвуют в составе знамённых групп и групп возложения цветов, в торжественных приёмах губернатора Кемеровской области, главы г. Новокузнецка, посвящённых профессиональным праздникам и памятным датам. Курсанты участвуют также в организации и проведении общественно-культурных праздничных мероприятий: парадов ко Дню Победы, Дню защитника Отечества, торжеств ко Дням воинской славы, праздничных концертов, открытия памятников и мемориальных досок памяти погибших воинов.
Реализация гражданско-патриотического воспитания на базе Кузбасского института была отмечена благодарственными письмами, дипломами, почётными грамотами ГУФСИН по Кемеровской области, Администрации города Новокузнецка:
- диплом команде института за активное участие в районных соревнованиях «День призывника» и благодарственное письмо начальнику института (2011 г.);
- благодарственное письмо начальнику института за содействие и оказание помощи в организации и проведении учебных сборов (2011 г.);
- почётная грамота за вклад в военно-патриотическое воспитание молодежи, активное участие в проведении мероприятия «Месячник оборонно-массовой и спортивной работы» (2012 г.);
- грамота за активную помощь в проведении городского мероприятия «Свеча памяти» (2014 г.);
- благодарственное письмо начальника ГУФСИН по Кемеровской области за активное взаимодействие и сотрудничество (2014 г.).
Помимо этого, курсанты Кузбасского института ФСИН России принимают активное участие в подготовке и проведении городских учебных сборов с учащимися старших классов общеобразовательных школ города Новокузнецка, Кемеровской области.
Важную роль в реализации гражданско-патри-отического воспитания курсантов 1-го курса признается ежегодное приведение к Присяге курсантов. Данное мероприятие проводится на Бульваре Героев - мемориальном комплексе погибшим во время Великой Отечественной войны. Там же, по согласованию с администрацией г. Новокузнецка, традиционно проводится торжественная церемония выпуска молодых специалистов.
Особое место в реализации гражданско-патри-отического воспитания курсантов отводится комнате истории УИС. В 2011 г. в силами сотрудников института была оборудована комната истории УИС, где на постоянной основе проводятся не только уроки мужества, но и встречи с ветеранами УИС. Кроме этого, в данной комнате регулярно проводятся учебные занятия по дисциплинам, связанным непосредственно с историей уголовно-исполнительной системы.
Одним из ключевых событий в рамках реализации гражданско-патриотического воспитания можно назвать Торжественную церемонию вручения Знамени, которая состоялась 15 мая 2014 г. на Бульваре Героев города Новокузнецка. В церемонии приняли участие представители центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России, Администрации Кемеровской области и города Новокузнецка, руководители правоохранительных органов, представители Русской Православной Церкви, ветераны, личный состав ГУФСИН России по Кемеровской области и Кузбасского института ФСИН России.
В последние годы наши курсанты регулярно удостаиваются чести принять участие в торжественном приёме Президента в Кремле. Помимо этого, в 2017 г. курсанты института участвовали в творческом конкурсе администрации г. Новокузнецка «Крылатая песня о храбрых сердцах», который был посвящен 9 Мая. Наконец, ежегодно институт организует и проводит торжественные мероприятия и концертные программы, посвящённые Дню работника УИС, с приглашением представителей администрации области и города, ветеранов УИС.
Таким образом, в Кузбасском институте ФСИН проводится активная работа по развитию граждан-ско-патриотического воспитания курсантов. Добавим, что указанная воспительная работа проводится на уровне кафедр нашего института. Все кафедры института занимаются воспитательной работой кур-
сантов, в т.ч. гражданско-патриотическим аспектом. На заседаниях кафедр, не реже одного раза в семестр рассматриваются итоги реализации гражданско-па-триотического воспитания, более того, организуются разнообразные мероприятия по оптимизации воспитательной работы в заявленном направлении. Важно добавить, что кафедры реализуют граждан-ско-патриотическое воспитание, в т.ч. в рамках реализации педагогического потенциала дисциплин в процессе их преподавания.
Необходимо указать, что преподаватели кафедр принимают активное участие в общеинститутских воспитательных мероприятиях. Помимо этого, они самостоятельно проводят различные мероприятия по реализации гражданско-патриотического воспитания. Обратимся к накопленному опыту кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин. Кафедрой регулярно проводятся заседания научных кружков и конференции, посвященные Великой Отечественной войне, истории УИС и пр. Помимо этого, кафедрой организуются творческие вечера и конкурсы чтецов, где обучаемые декламируют стихи гражданско-патрио-тической тематики.
Важно отметить, что в ходе конструирования и проведения занятий, в т.ч. в инновационных формах, преподаватели кафедры уделяют особое внимание их воспитательным составляющим. Преподаватели на регулярной основе проводят беседы по граждан-ско-патриотическому воспитанию; помимо этого, содержание самих занятий отвечает целям воспитания, указанным в приказе ФСИН «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» от 28 декабря 2010 г. № 555 [5].
Во процессе проведения занятий с курсантами преподаватели прибегают к использованию следующих методов воспитания: дискуссия, личный пример, проблемная беседа, наконец, отдельные аспекты кейс-метода и метода проекта, когда собственно тематика проектов и кейсов содержит гражданско-па-триотическую компоненту, допустим: проект «Служу УИС - служу России», кейс «Противодействие коррупции», проект «Великая Отечественная война: страницы памяти» и др. [6, с. 148-149].
Определённый интерес в предлагаемом исследовании представляет педагогический опыт по реализации гражданско-патриотического воспитания в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык». И.А. Пушкарёва в ходе изучения потенциала профессионально-ориентированного обучения курсантов иностранному языку полагает, что подбор современных методик и инновационных форм обучения, а также регулярное применение технических средств обучения нацелены не только на оптимизацию качества подготовки будущего специалиста, но и на формирование активной личности обучаемого, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, в т.ч. в области гражданско-патриотического самовоспитания. Разноструктурность реализации гражданско-патриотического воспитания в ходе преподавания дисциплины «Иностранный язык» обусловлена многоплановостью самого понятия профессионально-ориентированного обучения, которое включает в себя освоение курсантами не только лингвостра-новедческих знаний по предмету, знание основ
межкультурной коммуникации, но и активизацию механизмов самообразования и самовоспитания, в т.ч. в сфере гражданско-патриотического самовоспитания. И.А. Пушкарёва справедливо полагает, что в ходе изучения неродного языка также важно реализовывать воспитательные цели, направленные на развитие личности обучаемого на культурно-профессиональном уровне. В рамках преподавания иностранного языка данная (воспитательная) цель подразумевает не только воспитание толерантного отношения и уважения к представителям других
национальностей и активизацию механизмов самовоспитания, но и гражданско-патриотическое самовоспитание [7, с. 180-181].
Итак, вопросу реализации гражданско-патри-отического воспитания курсантов уделяется особое внимание в ходе подготовки успешных и компетентных сотрудников УИС. Накопленный педагогический опыт убедительно показывает, что для оптимизации процесса гражданско-патриотического воспитания этой работой должны заниматься все сотрудники образовательной организации.
Список литературы
1. Киселёв, М. В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений в системе непрерывного образования автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Киселёв Михаил Валентинович. - Томск, 2007. - 23 с.
2. Кундозерова, Л. И., Чириков, А. Г. Методические подходы к формированию организационно-управленческих компетенций курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 5. - С. 28-30
3. Морозова, А. Л. Гуманистические проблемы воспитания: от теории к практике // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 4 (76). - С. 181-184.
4. Наумова, В. Н. Теория + практика = знания // Преступление и наказание. - 2015. - № 9. - С. 48-49.
5. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН от 28 декабря 2010 г. № 555.
6. Морозова, А. Л. Кейс-метод в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 3 (67). - С. 147-153.
7. Пушкарёва, И. А. Практико-ориентированное обучение на занятиях по иностранному языку // Вестник Кузбасского института. - 2017. - № 3 (32). - С. 179-183.
© Морозова А. Л., 2018
УДК 37.013.78
А.В. Плетнев
Развитие социальной аномии как фактор изменения педагогических практик в условиях виртуализирующегося общества
Social anomie development as the factor of change pedagogical the expert in the conditions of the becoming virtualized society
ПЛЕТНЕВ, Александр Владиславович, доцент кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-905-260-01-40. E-mail: Venger.vin@rambler.ru
PLETNYOV, Alexander Vladislavovich, Ph.D of Department of philosophy and sociology of Saint Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia Address: Russia, 198206, Letchika Pilyutova str., 1. Tel.: 8-905-26001-40. E-mail: Venger.vin@rambler.ru.
Педагогическая деятельность в любой стране не может не учитывать социальные изменения. Одним из наиболее значимых социальных процессов в современном обществе является социальная аномия. В данной статье рассматривается влияние аномии на содержание и эффективность педагогической деятельности. Современные теории аномии могут быть крайне полезны для педагогической науки и практики.
Ключевые слова: аномия, социализация, виртуальность.
Pedagogical activity in any country should consider social changes. One of the most significant social processes in a modern society is social anomie. In this article influence of anomie on the maintenance and efficiency pedagogical activity is considered. Modern theories anomie can be extremely useful to a pedagogical science and practice.
Keywords: anomie, socialization, virtual reality.
В условиях сверхсовременности, которые характеризуются сильным влиянием виртуальности на социальные отношения, заслеживает особого внимания вопрос об изменении характера социализации
молодежи и педагогического взаимодействия. Этот вопрос недостаточно исследован в настоящее время и крайне важен для понимания причин социальных изменений. Для более глубокого понимания указан-