Морозова А.Л. Гуманистические проблемы воспитания: от теории к практике
УДК 378
А. Л. Морозова
МОРОЗОВА, Анна Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России. Адрес: Россия, 654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Октябрьский пр., д. 49. Тел.: 8-905-967-95-20. E-mail: llg04@yandex.ru.
MOROZOVA, Anna Leonidovna, the candidate of pedagogical Sciences, senior lecture of the Kuzbass Institute of the federal penal service. Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, Oktyabrsky str. 49. E-mail: llg04@yandex.ru.
Гуманистические проблемы воспитания: от теории к практике Humanist problems of education: from theory to practice
В статье представлен теоретический обзор проблемы воспитания, рассмотрен содержательный аспект гуманистического воспитания. Автор приводит примеры из практики реализации различных аспектов гуманистического воспитания на примере курсантов ведомственного вуза.
Ключевые слова: воспитание, гуманистическое воспитание, курсанты, ведомственная образовательная организация высшего образования.
The article presents a theoretical overview of the problem of education and meaningful aspects of humanist education. The author gives examples from the implementation of various aspects of human education on the example of cadets of the departmental University.
Keywords: education, human education, cadets, departmental University.
CO
a>
0 т
X
s
я
С
p
И
3
1
П
a> т
a> р
у р
п
о §
3
у
X S
03
а> р
о
ее
а> т
о:
СО
a
Р
о о с S S
№
Сегодня реализация воспитания обучающихся в ведомственных вузах является не только востребованным, но и необходимым условием успешной реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения в процессе подготовки компетентного сотрудника. Поэтому целью предлагаемого исследования выступает не только анализ теории по указанной проблеме, но и рассмотрение ключевых аспектов проблемы гуманистического воспитания курсантов на примере ведомственной образовательной организации Федеральной службы исполнения наказания (далее - ФСИН).
В теории воспитания существуют разные подходы к пониманию самого понятия «воспитание». Анализ теории и собственного педагогического опыта позволил нам прийти к пониманию того [1; 2], что воспитание занимает одно из центральных мест в подготовке успешных сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). Поэтому логичным представляется провести краткий экскурс в теорию воспитания, о чем речь пойдет далее.
Сегодня в методологии воспитания педагогами традиционно рассматривается несколько научных теорий, а также концепций, появившихся в разные годы. Данные теории, несомненно, обогатили и расширили понимание учёными сущности и содержания процесса воспитания, что не могло не повлиять на обновление теоретических основ самого процесса воспитания.
Сразу оговорим, что под понятием «теория воспитания» принято понимать некую концепцию, направленную на объяснение происхождения, формирования, развития и изменение личности, а также её поведения под воздействием воспитания. Уточним, что в качестве научной базы теорий воспитания традиционно выступают соответствующие психологические теории развития личности, более того, социальная и возрастная психологии.
Обратимся к опыту мировой науки, которая рассматривает ряд концепций происхождения воспитания человека. Так, к общепринятым концепциям происхождения воспитания человека традиционно относятся следующие.
1. Эволюционно-биологическая теория воспитания человека (Дж. Симпсон, Ш. Летурно, А. Эспинас и пр.). Сторонники этой теории сравнивали
воспитательную деятельность людей первобытного общества с естественным высшим животным инстинктом, в частности, с заботой о своем потомстве.
В педагогической науке считается, что появление самого воспитания как особого вида человеческой деятельности можно отнести к периоду зарождения самого человечества (40-35 тыс. лет назад), когда жизнь, быт и воспитание первобытного человека выглядели достаточно примитивно, а смысл существования человека был предопределён его простым миросозерцанием. Цели воспитания возникали стихийно и заключались в бессистемной подготовке детей к простейшему существованию (выживанию). Уточним, что изначально воспитание не являлось особым видом человеческой деятельности, а сводилось к передаче имеющегося жизненного опыта.
Постепенное выделение человека из животного царства не могло не сопровождаться плавным переходом к осознанной передаче опыта собирательства и охоты в ходе возникновения устной речи. Таким образом, воспитание как передача опыта от одного поколения к другому поколению начало понемногу приобретать черты особого и осознанного вида деятельности человека в ходе постоянной борьбы за выживание.
Естественная потребность поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от поколения к поколению обусловило развитие воспитания как специфического рода деятельности человека. Следует упомянуть, что воспитание возникло из естественной потребности человека в общении и было всегда тесно связанно с эволюцией всех форм примитивного труда. Например, передача соответствующего опыта по изготовлению и использованию орудий труда через общение являлась непременным условием существования и выживания древних людей. При этом без помощи старших детей таким опытом овладеть было практически невозможно. Так возникла необходимость в организации обучения подрастающего поколения (с целью оказания помощи взрослым в труде) в ходе усложнения орудий труда и развития самого труда.
2. Психологическая теория воспитания человека (П. Монро). П. Монро опирался на идею о том, что дети проявляют бессознательный инстинкт, когда подражают взрослым (родителям).
On
К> О
3. Религиозная теория воспитания человека. Религиозное воспитание - целенаправленное и пла-^ номерное взращивание верующих при помощи внушения им мировоззрения, мироощущения, норм от-^ ношений и поведения, соответствующих догматам ^ и вероучительным принципам определённой кон-к фессии (вероисповедания). Религиозное воспитание у считается составной частью относительно контроли-£ руемой социализации. В основе религиозного разви-!_, тия находится феномен удвоения мира и его сакра-рд лизации, а именно наделения явлений окружающей § действительности и личностного начала человека ^ священным содержанием, придания особого смысла н обыденным мирским процедурам через их обрядовое о освящение.
& 4. Трудовая концепция воспитания и обучения
в в педагогике Западной Европы ХУП-Х1Х столетий ^ (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоц-2 ци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер). § В эпоху Нового времени английский мыслитель
й Джон Локк дал обоснование трудовому воспитанию ^ и обучению с позиций социальной (сословной) де-& терминации образования. В своих записках «Рабочие £ школы» (1696) он рассматривал труд не только как С средство подготовки к жизни, но и как возмещение
расходов на обучение. § Джон Беллерс (1654-1725) - известный эко-
^ номист, автор ряда проектов общественного пере-ик устройства, в т.ч. путём трудового воспитания всего народа - углубил идеи гуманистов-утопистов о и трудовом воспитании и обучении. В работе «Пред® ложения об учреждении трудового колледжа всех полезных ремёсел и сельского хозяйства» Беллерс обосновывает преимущества трудового обучения и воспитания без учёта социальной принадлежности ребёнка; аргументирует идею соединения обучения с производительным трудом, наконец, определяет сущность деятельности колледжа (промышленной школы) по реализации общественного характера воспитания детей, в т.ч. трудового.
Вопросы трудового воспитания в теории Жан-Жака Руссо (1712-1778) занимают особое место и тесно связаны с его концепцией воспитания свободного человека. Трудовое воспитание он рассматривал в связи с идеями развивающего обучения и гармонического развития личности. В соединении трудового обучения с образованием он видел залог будущего улучшения жизни народа. Проблема значения труда в становлении личности, поиск резервов и путей воспитания трудолюбия - одна из центральных в психолого-педагогической науке и практике.
В педагогическом осмыслении трудового воспитания детей ключевое значение имели труды И.Т. Песталоцции - трудовое элементарное образование, создание «азбуки умения»; Джона Дьюи - извлечение знаний из личного опыта ребенка, воспитание посредством «делания».
Важное значение трудовому воспитанию личности на ранних этапах онтогенеза в отечественной педагогической науке придавал К.Д. Ушинский. Всякий настоящий труд, по его мнению, серьёзен и тяжек, но лишь в таком труде человек может обрести подлинное счастье. Поэтому воспитание должно внушать воспитаннику «неутомимую жажду труда, оказывать помощь в самореализации». Само воспитание должно приготовлять человека к труду жизни и развить в человеке привычку и любовь к труду, давать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
Итак, в известных педагогических теориях XVII-XVIII вв. (Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Т. Песталоц-ци, Ж.Ж. Руссо и т.д.) содержались многочисленные аргументы в пользу включения разнообразной трудовой деятельности в воспитательный процесс в соот-
ветствии с возрастными, физическими и интеллектуальными возможностями воспитанников.
Необходимо отметить, что в современных условиях развития общества актуальной становится гуманистическая концепция воспитания, которая впитала основные вышеизложенные положения вышеуказанных теорий и концепций воспитания. Данное направление появилось в США в начале 60-х гг. XX в. В основе гуманистической концепции воспитания лежит философия экзистенциализма, опираясь на которую А. Маслоу вывел ряд базовых принципов гуманистической психологии, которые позже были заимствованы теорией воспитания в педагогике. Рассмотрим вкратце основные принципы гуманистического воспитания.
А. С. Макаренко сформулировал принцип педагогической целе-сообразности [3, с. 121]. Учёный-педагог утверждал, что вся деятельность практикующего воспитателя должна быть направлена на достижение поставленных целей. Следующим принципом гуманистического воспитания признается принцип воспитания в духе общечеловеческих нравственных ценностей, что в условиях ведомственной образовательной организации высшего образования и подготовки сотрудников УИС приобретает особо важное значение. Данной проблеме посвящён ряд научных трудов О.А. Реймер [4, с. 181]. Принцип гуманистического воспитания О.В. Игумнова определяет как единство интересов конкретной личности обучающегося и коллектива в целом, что в т.ч. позволяет формировать толерантность курсантов [5].
Основные идеи гуманистического воспитания учитываются при организации воспитательной работы с курсантами ФСИН, о чём речь пойдёт далее. Таким образом, целью гуманистического воспитания обучающихся ведомственных образовательных организаций ФСИН признается всестороннее развитие курсанта - будущего сотрудника УИС, способного не только к духовно-нравственному, но и к физическому самосовершенствованию и саморазвитию, а также к самореализации. Данная цель воспитания и определяет его содержание. Обратимся к практике реализации идей гуманистического воспитания обучающихся на примере Кузбасского института ФСИН России (г. Новокузнецк). Сразу оговорим, что воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность института по формированию у обучающихся вышеуказанных качеств. Задачи воспитательной работы в рамках института решаются с учётом социально-экономической, общественно-политической, информационной и религиозной обстановки региона.
В Кузбасском институте ФСИН России воспитание обучающихся в рамках гуманистической концепции воспитания, которая была отражена в концепции воспитательной работы в ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России», реализуется на нескольких уровнях: общеинститутский уровень (отдел по работе с личным составом, факультет), кафедральный уровень и в рамках проведения занятий преподавателями. Уточним, что внедрённая в институте «Концепция воспитательной работы» разработана с целью совершенствования воспитательной работы в институте, создания эффективной воспитательной среды для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного Федеральной службой исполнения наказаний, в ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН». Охарактеризуем эти уровни.
Воспитательная работа, организуемая отделом по работе с личным составом, заключается в проведении комплекса информационно-пропагандистских, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-
Морозова А.Л. Гуманистические проблемы воспитания: от теории к практике
массовых и прочих мероприятий, нацеленных на формирование у обучающихся заданных профессиональных качеств. Важно отметить, что в ходе работы отдел опирается на основные задачи воспитательной работы, обозначенные в приказе ФСИН «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» от 28 декабря 2010 г. № 555, например: поддержание высокого уровня морально-психологического состояния и служебной дисциплины в институте; формирование профессионально компетентных и высоконравственных сотрудников УИС и др. [6].
Обратимся к опыту воспитательной работы отдела за 2016 г. Добавим, что основной целью культур-но-досуговой работы, проводимой в институте, является формирование у курсантов средствами культуры и искусства таких качеств, как патриотизм, верность служебному долгу, поддержание на должном уровне духовно-эмоционального состояния и физического здоровья личного состава. С этой целью в институте созданы и действуют на постоянной основе творческие коллективы: духовой оркестр, вокально-инструментальный ансамбль на каждом курсе, хореографический коллектив, вокал. Также на каждом курсе созданы команды КВН и театральные коллективы [6].
Культурно-массовая работа с обучающимися выстроена планомерно, в тесном взаимодействии отдела по воспитательной работе с факультетом правоохранительной деятельности и направлена на максимальное привлечение личного состава к участию в мероприятиях института. Совместно с руководством учебно-строевых подразделений проводится работа по выявлению талантливых курсантов, их интересов, способностей, а в дальнейшем - по привлечению данных курсантов в действующие творческие коллективы института, к проведению культурно-массовых мероприятий, которые приурочиваются к праздничным и знаменательным датам, а также проходят в выходные дни.
Приятно отметить, что в целях формирования художественных, нравственно-этических и культурных качеств личного состава, организации в институте в 2016 г. организованы и проведены более 40 культурно-массовых мероприятий, в числе которых концертные программы к государственным праздникам (14), игры КВН (2), литературные вечера (3), театральные постановки (3), конкурсы (10), встречи с ветеранами УИС (4) и представителями городского Совета ветеранов войны и военной службы (9).
Добавим, что отдел по работе с личным составом организовал участие обучающихся и сотрудников Института в конкурсах, проводимых непосредственно ФСИН России:
- во Всероссийском конкурсе работы музеев, комнат истории, где постоянно действующая экспозиция по истории уголовно-исполнительной системы Западной Сибири Кузбасского института ФСИН России заняла 1-е место среди образовательных организаций ФСИН России;
- в первом этапе всероссийских конкурсов: конкурсе презентаций «Мой коллектив»; детско-юношеском литературно-художественном конкурсе «Во славу наших прадедов»; конкурсе «На лучший сценарий ко Дню работника УИС, Дню ветерана УИС»;
- команда КВН Кузбасского института заняла 3-е место в игре Кубка КВН среди образовательных организаций ФСИН России.
Более того, отделом были проведены следующие конкурсы: «Папа, мама, я - дружная семья» (летний и зимний), «Звёздные судьбы», соревнования по водительскому мастерству среди сотрудников автомобильной службы. Среди курсантов учебно-строевого подразделения факультета правоохранительной деятельности проведены конкурс самодеятельного художественного творчества «Я - курсант», игры КВН, конкурс театрального искусства, конкурс «Дары осени».
Приведённые примеры воспитательной работы института свидетельствуют о достаточно высокой компетентности сотрудников отдела по работе с личным составом и факультета в области реализации идей гуманистического воспитания.
Добавим, что вышеуказанные задачи воспитания реализуются и на уровне кафедр института. На кафедрах организуется планирование воспитательной работы, на заседаниях кафедр не реже одного раза в семестр рассматриваются итоги её проведения, разрабатываются конкретные мероприятия по совершенствованию воспитательной работы. Кафедры проводят воспитательную работу в т.ч. посредством реализации педагогического потенциала учебных дисциплин в ходе их преподавания.
Сотрудники кафедр по возможности стараются принять активное участие не только в общеинститутских воспитательных мероприятиях, но и сами организуют и проводят подобного рода мероприятия. Обратимся к опыту кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, которая традиционно проводит творческие вечера, посвященные классикам русской литературы (А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, М. М. Пришвин и др.); конкурсы чтецов, где курсанты и слушатели декламируют стихи, в т.ч. патриотической тематики. На кафедре гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию обучающихся. На кафедре регулярно проходят заседания кружков по духовно-нравственному развитию курсантов. В ходе проведения занятий преподаватели уделяют особое внимание их воспитательным составляющим. Они проводят беседы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. Содержание занятий соотносятся с целями воспитания, обозначенными в приказе ФСИН «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» от 28 декабря 2010 г. № 555 [6; 7]. Во время проведения занятий преподаватели используют такие методы воспитания, как беседа, дискуссия, личный пример, а также отдельные аспекты метода проекта и кейс-метода, когда сама тематика кейсов и проектов содержит воспитательную компоненту, например, проект «Моя будущая профессия», кейс «Противодействие коррупции», проект «Нет наркотикам» и пр. [2].
Таким образом, реализация гуманистической концепции воспитания курсантов в ведомственных образовательных организациях ФСИН играет важную роль в процессе подготовки успешных и компетентных сотрудников УИС. Практика показывает, что для оптимизации процесса воспитания данной работой должен заниматься весь коллектив образовательного учреждения.
С0
а>
0 т
X
X
я
С
р
И -
1
П
а> т
<п р
у р
п
о §
3
у
X
X и
а> р
о
ее
а> т
о:
СО
Р
о о сс
№
к» о
Список литературы
1. Киселёв, М. В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Киселёв Михаил Валентинович. - Томск, 2007. — 23 с.
2. Морозова, А. Л. Кейс-метод в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 3 (67). - С. 147-153.
гч 4. Реймер, О. А. Духовно-нравственное развитие курсантов ведомственных образовательных организа-
С? ций высшего образования как субъектов образовательного процесса // Вестник Санкт-Петербургского уни-^ верситета МВД России. - 2017. - № 2 (74). - С. 181-183.
5. Игумнова, О. В. Организационно-педагогические условия повышения эффективности групповой работы курсантов на занятиях // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 1 (26). - С. 172-178.
6. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы : приказ
ю
и
3. Макаренко, А. С. Соч.: В 8 т. - Т. 4. - M.: Педагогика, 1984. - 400 с.
£
и и
о
о ФСИН от 28 декабря 2010 г. № SSS.
7. Наумова, В. Н. Теория + практика = знания // Преступление и наказание. - 2015. - № 9.
© Морозова А. Л., 2017
£ УДК 811.161.1 - 054.6
я
о
а
<и
в «
^ ПЕТРОВА, Анна Сергеевна, старший преподаватель кафедры русского языка, Санкт-Петербургский
А. С. Петрова
ПЕТРОВА, Ан1
<э университет Министерства внутренних дел Российской Федерации. Адрес: Россия, 199004, Санкт-Петербург,
4-я линия Васильевского острова, д. 43. Телефон: 8921984731S. E-mail: sihaja@yandex.ru.
S
(J u
¡^ PETROVA, Anna Sergeevna, senior teacher of the Russian language department, St. Petersburg University
a of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Address: Russia, 199004, Saint-Petersburg, 4th line of
н Vasilievsky Island, 43. Ph.: 89219847315. E-mail: sihaja@yandex.ru. Ц
^ Принцип диалога культур в обучении русскому языку как иностранному
о The principle of dialogue of cultures in teaching Russian as a foreign language
w s
я В статье представлены теоретические основы принципа диалога культур как ведущего принципа совре-
менной методики преподавания русского языка как иностранного. Создание методических разработок с уче-И том данного принципа способствует повышению степени усвоенности материла в иностранной аудитории.
Ключевые слова: принцип диалога культур, межкультурная коммуникация, русский язык как иностранный.
This article presents the theoretical foundations of the principle of dialogue of cultures as the leading principle of modern methods of teaching Russian as a foreign language. The creation of methodological developments based on this principle contributes to the increase of the degree of mastering of material by foreign students.
Keywords: principle of dialogue of cultures, intercultural communication, Russian as a foreign language.
Проблема взаимодействия культур заключается Леонтовича и др. Большинство исследователей (В. Г. Гак, в рассмотрении контактов между крупными группами В. В. Колесов, Ю. С. Степанов и др.) считает, что линг-людей (культурами и субкультурами). На современ- вокультурология развивается на стыке нескольких дис-ном этапе развития общества развитие культурных циплин: лингвистики, культурологии, психологии и др. связей происходит во многих сферах человеческой Появление в 90-х гг. XX в. новой дисциплины жизни - туризме, спорте, личных контактах и др. привело к научным спорам о статусе и понятийном Кроме того, изменения в политическом, экономиче- аппарате лингвокультурологии. В 2005 г. в работе ском, социальном устройстве мира привели к актив- «Язык и культура. Три лингвострановедческие конной миграции народов, их переселению, смешению и цепции: лексического фона, рече-поведенческих так-столкновению, а следовательно, и к близкому и часто- тик и сапиентемы» [2, с. 37-38] авторы пытаются от-му соприкосновению культур. В результате этих про- казаться от термина лингвокультурология. цессов людям приходится преодолевать значительные Мы разделяем точку зрения тех исследователей, культурные барьеры, которые раньше их разделяли, с которые утверждают, что в методике преподавания которыми раньше они даже не сталкивались. русского языка как иностранного эта дисциплина,
Термин «межкультурная коммуникация» впер- выделившись из лингвострановедения (И. П. Лысако-
вые появился в 1954 г. в рамках американской науч- ва), постепенно приобрела собственный понятийный
ной школы культурологов-антропологов. Предчув- аппарат (труды В. Г. Костомарова и Е. М. Верещагина,
ствуя последующие межэтнические и межкультурные В. В. Воробьева, В. М. Шаклеина, В. А. Масловой, Н.
исследования, представители этой школы - Эдуард Т. Д. Бурвиковой, В. И. Карасика, И. А. Стернина и др.). Холл и Г.Л. Трэгер - опубликовали статью «Культура В Китае изучение межкультурной коммуника-
и коммуникация» [1], в которой обозначили науч- ции активизировалось в конце 1980-х - начале 1990-х
но-прикладную перспективу данной проблематики. гг. и было связано с проблемой преодоления барьеров,
Концепция Э.Холла о диалектическом единстве куль- возникающих в процессе общения с представителя-
туры и коммуникации, о культурной обусловленно- ми иных культур. Одними из первых работ по дан-
сти коммуникативного поведения индивидуумов, ной проблематике стали сборники «Межкультурные
принадлежащих разным культурным группам, полу- связи и преподавание английского языка» и «Selected
чила широкое признание во всем мире. Readings in Intercultural Communication» под редакци-
В России проблемами взаимодействия культур и ей Ху Вэньчжуна. В 1995 г. была опубликована книга
народов в преподавании иностранных языков начали Гуань Шицзе «Теория межкультурной коммуника-
заниматься на факультете иностранных языков Москов- ции», посвященная межкультурной коммуникации. В
ского государственного университета (С. Г. Тер-насова, течение прошедших лет было издано большое количе-
A. В. Павловская). Большой вклад в развитие новой дис- ство работ по данной проблематике. Например, Чжао циплины внесли работы Д. Б. Гудкова, П. Н. Донца, В. Айго и Цзян Ямин (2003) разработали и описали мо-
B. Кочеткова, Т. Н. Персиковой, И. А. Стернина, О. А. дель способности к межкультурной коммуникации