межкультурной коммуникации, но и активизацию механизмов самообразования и самовоспитания, в т.ч. в сфере гражданско-патриотического самовоспитания. И.А. Пушкарёва справедливо полагает, что в ходе изучения неродного языка также важно реализовывать воспитательные цели, направленные на развитие личности обучаемого на культурно-профессиональном уровне. В рамках преподавания иностранного языка данная (воспитательная) цель подразумевает не только воспитание толерантного отношения и уважения к представителям других
национальностей и активизацию механизмов самовоспитания, но и гражданско-патриотическое самовоспитание [7, с. 180-181].
Итак, вопросу реализации гражданско-патри-отического воспитания курсантов уделяется особое внимание в ходе подготовки успешных и компетентных сотрудников УИС. Накопленный педагогический опыт убедительно показывает, что для оптимизации процесса гражданско-патриотического воспитания этой работой должны заниматься все сотрудники образовательной организации.
Список литературы
1. Киселёв, М. В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений в системе непрерывного образования автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Киселёв Михаил Валентинович. - Томск, 2007. - 23 с.
2. Кундозерова, Л. И., Чириков, А. Г. Методические подходы к формированию организационно-управленческих компетенций курсантов образовательных учреждений ФСИН России // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 5. - С. 28-30
3. Морозова, А. Л. Гуманистические проблемы воспитания: от теории к практике // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 4 (76). - С. 181-184.
4. Наумова, В. Н. Теория + практика = знания // Преступление и наказание. - 2015. - № 9. - С. 48-49.
5. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы : приказ ФСИН от 28 декабря 2010 г. № 555.
6. Морозова, А. Л. Кейс-метод в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - № 3 (67). - С. 147-153.
7. Пушкарёва, И. А. Практико-ориентированное обучение на занятиях по иностранному языку // Вестник Кузбасского института. - 2017. - № 3 (32). - С. 179-183.
© Морозова А. Л., 2018
УДК 37.013.78
А.В. Плетнев
Развитие социальной аномии как фактор изменения педагогических практик в условиях виртуализирующегося общества
Social anomie development as the factor of change pedagogical the expert in the conditions of the becoming virtualized society
ПЛЕТНЕВ, Александр Владиславович, доцент кафедры философии и социологии Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-905-260-01-40. E-mail: Venger.vin@rambler.ru
PLETNYOV, Alexander Vladislavovich, Ph.D of Department of philosophy and sociology of Saint Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia Address: Russia, 198206, Letchika Pilyutova str., 1. Tel.: 8-905-26001-40. E-mail: Venger.vin@rambler.ru.
Педагогическая деятельность в любой стране не может не учитывать социальные изменения. Одним из наиболее значимых социальных процессов в современном обществе является социальная аномия. В данной статье рассматривается влияние аномии на содержание и эффективность педагогической деятельности. Современные теории аномии могут быть крайне полезны для педагогической науки и практики.
Ключевые слова: аномия, социализация, виртуальность.
Pedagogical activity in any country should consider social changes. One of the most significant social processes in a modern society is social anomie. In this article influence of anomie on the maintenance and efficiency pedagogical activity is considered. Modern theories anomie can be extremely useful to a pedagogical science and practice.
Keywords: anomie, socialization, virtual reality.
В условиях сверхсовременности, которые характеризуются сильным влиянием виртуальности на социальные отношения, заслеживает особого внимания вопрос об изменении характера социализации
молодежи и педагогического взаимодействия. Этот вопрос недостаточно исследован в настоящее время и крайне важен для понимания причин социальных изменений. Для более глубокого понимания указан-
ного вопроса следует рассмотреть сущность современных социальных изменений в целом и обратить внимание на специфику указанных процессов в современном российском обществе.
Современное российское общество находится в состоянии стабилизации своей социальной структуры. Предшествующий период социальных трансформаций, причиной которых было проведение перестройки и радикальных рыночных реформ, оставил существенный след в сознании и ценностных ориен-тациях индивидов [1]. Развитие преимущественно рыночных отношений и либерализация социальной политики будут всё более уподоблять российское общество стабильным обществам западного типа [6, с. 293-297].
Согласно классической социологической теории, резкие социальные перемены приводят к возникновению процессов аномии - кризиса ценностного и нормативного регулирования общества. Развитие аномии, в свою очередь, приводит к увеличению уровня девиантного поведения в данном обществе. Для отечественной науки изучение социальной аномии и её влияния на молодое поколение становится крайне важной и актуальной задачей.
Помимо этого, ощущается явный недостаток теоретических разработок по указанному вопросу. Подавляющее большинство отечественных социологических и педагогических теорий имеют дело с представителями «группы риска». По сути, это изучение возможности влиять на проблемных индивидов. Однако, как показывает практика, девиантные и преступные действия зачастую совершаются вполне благополучными индивидами. Мы не можем обнаружить каких-либо социально обусловленных предпосылок совершения ими девиантного поступка.
Для полного понимания причин развития аномии и девиации необходимо рассмотреть изменения, происходящие в современном обществе, а также попытки их анализа в рамках социологической теории. Изучение наиболее актуальных и существенных публикаций по указанной теме способно помочь созданию теоретическую базу для осмысления процессов аномии в России, а также влияния педагогики на этот процесс. Интересен также вопрос о том, насколько российское общество является своеобразным и уникальным, насколько оно изменяется в русле общемировых тенденций, характерных для любого общества западного типа.
Далее рассмотрим сущность социальных тенденций, определяющих облик современного нам общества в целом. Прежде всего это тенденция к эрозии ценностных оснований культуры и увеличению частоты проявлений девиантного и преступного поведения [19; 17]. Эта тенденция делает крайне актуальным вопрос о роли педагогики в формировании жизненного мира современного индивида. Наиболее интересным аспектом проявления педагогики как научной дисциплины и институционализированной практики является её способность или неспособность сдерживать развитие аномии.
Для рассмотрения роли педагогики в развитии аномии необходимо изучить особенности современного общества и причины появления в нем аномии. Нынешнее общество характеризуется многими социологами как «постсовременное» [12], сформированное процессами виртуализации [3]. Иначе гово-
ря, по мнению представителей теории постмодерна, мы живем после эпохи современности в условиях нового общества, которое не может быть описано в координатах классической социологической теории.
Понятие виртуализации подразумевает как возрастание роли компьютерных технологий [9], так и виртуальность самих социальных процессов [4]. Все подобные теории генетически восходят к концепции упадка реальности Ж. Бодрийяра [2].
Распространение и усиление аномии в современном обществе, в соответствии с концепцией Р. Мертона, связано с невозможностью для индивидов достигнуть заданных культурой целей при помощи одобренных обществом средств [15, с. 136-137]. Говоря об обществе сегодняшнего дня, представители концепции институциональной аномии указывают на распространение рыночных ценностей и рыночных отношений во всех сферах и институтах общественной жизни.
Анализ приведенных выше концепций приводит к выводу, что сама концепция упадка реальности является в корне ошибочной. При характеристике новейших тенденций общественной жизни Бодрий-яр противопоставляет реальное и виртуальное в физическом смысле. Подобное противопоставление не имеет отношения к социальной реальности, в которой любое явление реально настолько, насколько реальны его социальные последствия. В этом смысле для социологии неактуален вопрос о том, реально ли существование, к примеру, религиозных феноменов. Соответственно, у нас нет оснований говорить об упадке реальности и превращении её в некую «нереальность». Вместо этого следует рассматривать изменение реальных социальных процессов под влиянием развития виртуальных технологий коммуникации и распространения в обществе процессов аномии. Все движение постмодернизма в гуманитарных науках является не более чем теоретической иллюзией. И его венец - концепцию виртуализации - следует признать только определённой метафорой, но никак не сущностным содержанием актуальных социальных процессов.
Далее рассмотрим сущность аномии как одного из факторов педагогического взаимодействия в современном обществе. Одной из наиболее важных тенденций, определяющих социализацию и любого рода педагогические практики в современном обществе, является тенденция институциональной аномии. Впервые эта тенденция нашла отражение в трудах С. Месснера и Р. Розенфельда [16]. В дополнение к базовому определению аномии Р. Мертона американские учёные предложили учитывать адаптирующее влияние социальных институтов на индивида.
В нашем случае такие социальные институты, как школы, церковные общины, спортивные организации и пр., способны помочь молодому человеку в его адаптации к нестабильным и быстро меняющимся условиям современной экономики. Однако во всём мире все социальные институты проявляют тенденцию к переориентации на экономические цели в ущерб своим социальным функциям [11, с. 204]. Это обстоятельство приводит к эрозии «истинных» ценностей и уменьшению их роли в педагогическом взаимодействии. Такие ценности, как семейные, религиозные, национальные, в современных условиях сменяются рыночными.
Описанная тенденция, несомненно, вносит свой вклад в распространение самоубийств, увеличение числа наркотических и алкогольных аддикций среди молодёжи и усиление прочих негативных явлений, которые признаются социологами последствиями аномии.
При этом институциональная аномия описывает только одну сторону монеты - макросоциоло-гический уровень проблемы. Наиболее существенный же прорыв в изучении аномии среди молодых людей был сделан на уровне личности. Общая теория напряжения Р. Агнью [7] раскрывает различные источники аномии на уровне личности. Описанный Дюркгеймом и Мертоном распад традиционных ценностей под влиянием развивающегося рынка приводит не только к разочарованию индивидов в своей способности достичь экономических целей, но и к целому ряду других последствий.
Прежде всего Агнью выделяет несколько источников психосоциального стресса (причины аномии).
1. Когда окружающие мешают молодому человеку достичь его целей или гипотетически могут помешать.
2. У молодого человека отнимают положительные стимулы или гипотетически могут отнять.
3. Предоставляют молодому человеку негативные стимулы либо гипотетически могут это сделать [8, с. 50].
Возникающий психосоциальный стресс также подразделяется в концепции Агнью на несколько типов.
Первый вид психосоциального стресса соответствует всем прочим теориям напряжения и подразделяется на три категории.
1. Прежде всего это очевидное несоответствие между желаниями молодого человека и нереалистичностью их реализации в фактических условиях. Данный тип напряжения сильнее всего выражен у выходцев из беднейших страт, которые зачастую лишены как материальных, так и символических ресурсов.
2. Вторая категория этого вида представляет собой несоответствие между реально достижимыми желаниями индивида и фактическими результатами его действий. Если цели и желания молодого человека на практике оказываются нереальны, это приводит его к осознанию иллюзорности целей. Так происходит, к примеру, когда молодой человек оказывается неспособен получить работу, для которой у него недостаточно образования или опыта. Если же молодой человек не достигает реалистичных целей, то это приводит к проявлениям агрессии и разочарования. Разделение ожиданий индивида на реалистичные и нереалистичные является существенным достоинством общей теории напряжения Агнью.
3. Следующая категория включает рассогласование между практическими результатами действий молодого человека и его пониманием справедливости. В этом случае аномия развивается под влиянием представления о том, что наиболее обеспеченные и преуспевающие индивиды получили своё положение противозаконным и попросту нечестным способом. Подобные представления способствуют развитию у молодого человека убеждения, что никакие усилия не приведут его к окончательному успеху. Это неизгладимая основа аномии в мертоновском смысле.
Другой тип психосоциального стресса, согласно Агнью, развивается, если молодого человека лишают или могут лишить позитивного стимула. Для молодого человека подобной утратой стимула может быть разрыв дружеских отношений, смерть родителей, потеря авторитета в группе.
Третьим типом психосоциального стресса является предоставление молодому человеку негативных стимулов. К негативным стимулам относится физическая боль, общение с неприятными людьми, любые стрессовые ситуации и пр. Примером стремления избежать негативного стимула являются попытки молодого человека избегать встреч со своим начальником или преподавателем в случае недобросовестной работы или учебы [8].
В целом существенным достоинством теории Агнью является то, что она учитывает разнообразие современной культуры и различия в понимании успеха среди представителей различных групп.
Все описанные выше теории объясняют аномию в условиях относительно стабильного общества. Концепция Волфганга Джилека, напротив, посвящена объяснению аномии в обществе, которое переживает быстрые и масштабные изменения основ культуры и социальной структуры. Джилек изучал изменения в культуре коренных народов Северной Америки после вторжения европейских колонизаторов. Согласно Джилеку, предельно радикальные перемены в обществе приводят индивидов не просто к состоянию аномии, но к аномической депрессии. Признаками этого состояния являются проявления уныния, отчаянья, апатии, алкоголизма, дезориентации, фрустрации, утраты жизненных целей, агрессии в отношении себя и соплеменников [14, с. 61]. Если аномия среди американских индейцев является беспрецедентным случаем в качественном отношении, то аномия после распада СССР является беспрецедентным с количественной точки зрения случаем. Другим обстоятельством, которое делает эти случаи во многом аналогичными, является сильное влияние западной культуры. Аномическая депрессия на практике проявлялась как «эмоциональный, психофизиологический и поведенческий синдром, развивающийся в реакции на отчуждение от исконной культуры под влиянием вестернизации» [13, с. 46]. Именно беспрецедентная глубина аномии является характерной чертой как для общества американских индейцев, так и для постсоветского общества. Симптомы аномической депрессии без труда можно обнаружить в описании постсоветского общества отечественными социологами [5, с. 154]. А это означает, что для отечественной практики будут полезны обнаруженные среди индейцев стратегии преодоления аномии. Основная суть этих стратегий заключается в возвращении к народным и религиозным традициям, ценностным основаниям родной культуры. Эти вещи существенно помогают адаптации индивида в условиях современного общества.
В заключение следует отметить, что англоязычные концепции аномии имеют существенный эвристический и практический потенциал, который никак не используется в отечественной педагогике. Особенностью российского общества является пережитая им невероятно глубокая аномия. Особенностью же российской педагогики следует признать
слабую осведомлённость в области зарубежных тео- в зарубежной практике как педагогики, так и соци-
ретических концепций и отсутствия попыток и при- альной работы наблюдаются плодотворные попытки
менения в отечественной практике. В англоязычных использовать теории аномии, в частности, при рабо-
странах на протяжении последних десятилетий педа- те с мигрантами [18]. Это обстоятельство позволяет
гогическая наука проявляет тенденцию к диалогиза- говорить о возможности применения в отечествен-
ции и демократизации (конкретно - применению со- ных условиях не только англоязычной теории, но и
кратического метода обучения) [10]. Помимо этого, технологий практической деятельности.
Список литературы
1. Берендеев, М. В., Дыханов, В. Я., Зиза, Е. Н., Кривошеев, В. В. Аномия современного общества: проблемы теоретического анализа и эмпирического измерения / ред. В.В. Кривошеев. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - 238 с.
2. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. - Тула: Тульский полиграфист, 2013. - 204 с.
3. Иванов, Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. - СПб: Петербургское востоковедение, 2002. - 224 с.
4. Иванов, Д. В. Современные теории общественных изменений. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. - 212 с.
5. Папырина, В. А. Социальная аномия на производстве // Социологические исследования. - 1995. -№ 9. - С. 153-154.
6. Смирнов, П. И. Слово о России: Беседы о российской цивилизации. - СПб.: Химиздат, 2004. - 324 с.
7. Agnew, R., Kaufman, J. M. Anomie, Strain and Subcultural Theories of Crime. - UK. Farnham. Ashgate Publishing, 2010. - 498 p.
8. Agnew, R. Foundation for a general strain theory of crime and delinquency // Criminology. - 1992. - Vol. 30. - № 1. - P. 47-87.
УДК 371.487 © Плетнев А. В., 2018
А.Ф. Поляков
Развитие системы ранней профессиональной ориентации в органы внутренних дел: историко-педагогический анализ
Development of an early career guidance system for service in internal affairs bodies: historical and pedagogical analysis
ПОЛЯКОВ, Алексей Филиппович, начальник училища, Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Астраханское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации». Адрес: Российская Федерация, 414024, г. Астрахань, ул. Набережная реки Царева / 1-я Контрольная, 9/1. Рабочий телефон: 8(851)2351208; мобильный телефон: 8(927)5623028. E-mail: polyakon040370@gmail.com.
POLYAKOV, Alexey Philippovich, head of the school, Federal State Public General Educational Establishment «Astrakhan Suvorov Military School of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». Address: Russian Federation, 414024, Astrakhan, street Embankment Tsareva River / 1-st Control, 9/1. Working phone: 8 (851) 2351208; mobile phone: 8 (927) 5623028. E-mail: polyakon040370@gmail.com.
Статья посвящена рассмотрению проблем осуществления ранней профессиональной ориентации. Автором проведён историко-педагогический анализ формирования системы образовательных организаций, осуществляющих подготовку к службе в органах внутренних дел. Определены актуальные проблемы осуществления профессионально-ориентационной работы в общеобразовательных организациях системы МВД России.
Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация, профильные образовательные организации, эволюция кадетского образования, организационно-методическое обеспечение, образовательная среда.
The article focuses on problems of early career guidance. The author carried out the historical and pedagogical analysis of formation of the system of the educational organizations which provide training for service in law-enforcement bodies. The actual problems of development of professional-orientation work in general education organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are determined.
Keywords: early career guidance, specialized educational organizations, the evolution of cadet education, organizational and methodological support, educational environment.
В разные периоды развития российского госу- подготовку действующих и будущих сотрудников,
дарства вопросам подготовки кадров для службы в включая и направление «кадетское образование». На
правоохранительных органах уделялось особое вни- определённом этапе развития Советского государ-
мание. В дореволюционной России это направле- ства был выделен отдельный компонент направления
ние предполагало, как правило, профессиональную подготовки кадров - профессиональная ориентация.