References
1. Medvedkov M. Yu. Speech in the Research University "Higher School of Economics" on the professor's seminar "Russia and the WTO: Results and Prospects" [electronic resource] / http://www.hse.ru
2. Agrarian industrial complex of Russia needs an additional support while joining the WTO [electronic resource]. About the results of the negotiations about Russia's joining the WTO [electronic resource]
3. A package of documents on Russia's accession to the WTO is approved [electronic resource] : [Bacchetta M., Beverelli C. What will the World Trade Report 2012 be about? do [electronic resource]: Translated by K.A. Borisovskaya http: // www.wto.org /english/ res_e/ publications_e/wtr12_forum_e /article_e.htm?art=1
УДК [005:338.23]-053.6 И.Н. ГОРБОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управления народным хозяйством Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Е-mail: [email protected]
UDC [005:338.23]-053.6 I.N. GORBOVA
candidate of Economic Sciences, associate professor of management and management of a national economy of Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕНЕДЖМЕНТА В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА
TOPICAL ISSUES OF MANAGEMENT IN THE YOUTH POLICY IN THE TRANSFORMATION OF SOCIETY
В статье рассматриваются проблемы в молодежной сфере, отношение и помощь государственной политики молодежному сообществу, затрагиваются вопросы занятости молодых людей и вовлечение молодежи в инновационную деятельность, анализируются подходы, связанные с менеджментом в молодежной политике, и управление молодежной политикой.
Ключевые слова: менеджмент, молодежная политика, управление, молодежь, занятость, государственная политика, молодежные организации.
Theproblems in theyouth field, the ratio of public policy and help theyouth community, address issues of employment for young people, analyzes the approaches associated with the management of youth policies, youth involvement in innovation and management of youth policy.
Keywords: management, youth policy, governance, youth employment, public policy, youth organizations.
В новой социально-экономической, политико-нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. Выявляются региональные, национальные, социальные и экономические различия молодежи. Отсюда познание и формирование социальных интересов, новых мотивов и устремлений молодежи, что является необходимым условием становления гражданского общества в России.
В современных рыночных условиях хозяйствования особенности экономики таковы, что в целом обязательно нужно пересматривать:
- систему ценностей, где происходит настрой молодежи на перспективные жизненные позиции, стратегию в профессиональной, познавательной, социальной деятельности;
- организационную культуру мышления молоде-
жи, которая представляет собой духовное образование и социальное развитие, а также чувство воспитанности и ответственности;
- ценностные установки, в понятии молодых людей это формирование того образа жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности.
Несмотря на определенные успехи, положение в сфере молодежной политики не в полной мере отвечает масштабам задач, стоящих в XXI в. перед государством и обществом. В свете проводящейся модернизации страны требуются новые подходы, способные создать правовые, экономические и организационные условия и гарантии для интеграции молодежи в общество, ее самореализации, развития молодежных и детских объединений, движений и инициатив, вовлечения молодого поколения в созидательные процессы.[1,с.160]
Молодежь является социальной группой общества.
© И.Н. Горбова © I.N. Gorbovа
При этом особую актуальность для каждого государства в современных условиях приобретает проблема формирования молодежной политики, ведь молодое поколение воспроизводит общество не только биологически, но и социально.Молодежные проблемы существуют в любом обществе, они имеют под собой два очень важных основания. Прежде всего, они являются отражением всех тех процессов, которые происходят в обществе, а кроме того, молодежные проблемы в значительной степени обусловлены особенностями молодежи как социально-демографической группы общества.
Менеджмент в молодежной политике рассматривает молодежь как главный ресурс общества, а это будущее. Но свое предназначение он сможет выполнить, если будут предоставлены определенные гарантии со стороны общества. Прежде всего, гарантии приобретения знаний, соответствующих общественным потребностям, профессиональной подготовки, возможностей для вхождения в самостоятельную жизнь.
Так, например, работа с молодежными организациями является своевременной и актуальной в связи с тем, что молодежные организации всегда играли значительную социальную и экономическую роль, постоянно адаптируясь к изменениям, происходящим в стране. Экономические и социальные преобразования нашего общества на современном этапе неизбежно влекут за собой появление новых молодежных организаций.
Поэтому существенная функция молодежных организаций и движений, поддерживаемая государством, должна заключаться в активизации социально-политического развития молодежи, предотвращении тенденций ее социального отчуждения и марганализации, усиления социального участия на основе самоопределения и укрепления гражданских идентичностей.[2, с.96]
Менеджмент в молодежной политике в настоящее время позволяет раскрыть социальную и экономическую значимость менеджмента в молодежных организациях. Через менеджмент в молодежной политике можно познать: определение природы и сущности молодежной политики; рассмотреть межсекторное взаимодействие и управление молодежной политикой; изучить менеджмент в сфере разработки и реализации молодежной политики; раскрыть сущность требований к работникам государственных и муниципальных органов, работающих с молодежью; изучить этику менеджмента в молодежной политики; рассмотреть тенденции инструментального обеспечения менеджмента в сфере молодежной политики.
Особое значение приобретает молодежная политика, которая становится важнейшей частью и социально-демографической политики государства, и важнейшим направлением его идеологической деятельности, важнейшим направлением формирования государственной идеи.
На сегодняшний день решить долгосрочные задачи не представляется возможным, если молодое поколение не будет активно сотрудничать с более старшими поколениями. Именно конструктивные диалоги помогут установить взаимосвязь поколений. В Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года представлены цели и задачи, и именно молодое поколение будет их реализовывать, и от них зависит достижимость этих целей.
На современном этапе развития главной проблемой является низкая включенность молодежи в жизнь общества. Она проявляется во всех сферах жизнедеятельности молодежи, это прежде всего ухудшение здоровья молодого поколения, рост социальной апатии, снижение экономической активности, криминализация молодежной среды. Вместе с тем, молодежь обладает позитивным потенциалом, который реализуется не в полной мере и проявляется в мобильности, инициативности, восприимчивости к инновационным изменениям, новым технологиям, способности противодействовать современным вызовам.
К показателям проблемной ситуации с молодежью могут быть отнесены:
- часть безработной молодежи;
- часть молодежи, находящейся в конфликте с законом;
- часть молодежи, включенной в деятельность общественных организаций;
- часть обучающейся и студенческой молодежи;
- часть молодых людей, представленных в органах власти всех уровней.
Количественные и качественные характеристики по указанным показателям убедительно показывают наличие устойчивых негативных тенденций в молодежной сфере, на фоне зарождения позитивных тенденций самоорганизации молодежи.
В рамках традиционных подходов к решению социальных проблем невозможно обеспечить эффективное взаимодействие субъектов воспитания и институтов гражданского общества. Только с применением программно-целевого подхода открывается перспектива системного объединения ресурсов гражданского общества России и органов государственного управления. А для реализации концептуальных и стратегически значимых программ целесообразно использовать сбалансированную систему показателей, идея которых была высказана некоторое время назад и доказала свою эффективность и практическую применимость как в бизнесе, так и в интересующих нас некоммерческих организациях.
Молодежь составляет более трети трудоспособного населения страны и является основной базой пополнения трудовых ресурсов России. Их эффективное использование особенно актуально на современном этапе, когда в стадии развития находятся политические, экономические, социальные реформы, ведутся широкомасштабные проекты по исполнению национальных программ в области здравоохранения, образования, аграрном секторе, строительстве доступного жилья, что предопределяет активность участия молодого поколения россиян в социально-экономических процессах и способствует его занятости в различных секторах экономики. В этой связи главное значение приобретает
регулирующая роль государственной власти по отношению к молодежи. Просчеты и неправильные решения в этой области приведут к растущему отчуждению молодежи от интересов общественного производства, равнодушию к профессиональному росту.
Успех формирования и реализации молодежной политики находится в прямой зависимости от координации деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное становление и развитие молодежи, формирование у нее необходимых «прогрессивно-воспроизводящих» качеств и свойств всеми доступными и законными средствами. Необходимы ориентация социальных институтов и органов государственной власти на активный диалог с подрастающим поколением, привлечение молодежи к решению актуальных проблем общества.
Накопленный опыт решения вопросов улучшения положения молодежи в рамках федеральных целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, а также социально-экономическая и демографическая ситуации в регионах подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы в этом направлении.
Одним из наболевших вопросов у молодежи является проблема занятости и трудоустройства. Учитывая ожидания молодежи при трудоустройстве, ее возрастающий профессионально-квалификационный уровень, повышение требовательности к качественному содержанию жизни, необходимо выявить тенденции в формировании трудовых ресурсов.
Нужно регулярно проводить мониторинговое исследование параметров занятости молодежи, спроса работодателей на молодежную рабочую силу, параметров подготовки молодых специалистов и рабочих в системе профессионального образования области, параметров предложения молодежной рабочей силы на рынке труда. И уже на основе данных мониторинга определять перечень существующих проблем в сфере занятости и рынка труда молодежи. Кроме того, результаты мониторинга позволят разработать краткосрочные и среднесрочные прогнозы процессов, происходящих в сфере занятости молодежи и на молодежном рынке труда.
Развитие современного общества сопровождается относительной эффективностью социально-экономической политики государства. Неослабевающая острота и приоритетность проблем сферы молодежной занятости и рынка труда, пути их решения занимают одно центральных мест. Соответственно формируются и программно-целевые ориентиры, принимающие разнообразные формы, в дальнейшем они трансформируются в соответствующие концепции политики занятости, действий на молодежном рынке труда.
Однако самой продуманной политике обеспечения занятости молодежи грозит неудача в том случае, если она не опирается на четкое понимание проблем и ожиданий молодежи в отношении рынка труда. Молодежь обеспокоена поиском не просто работы, а такой рабо-
ты, которая является стабильной, обеспечивает возможность карьерного роста и предполагает хорошие условия труда.
Исходя из этого, приоритетным направлением менеджмента в молодежной политике у нас в стране должно быть развитие молодежного предпринимательства. Молодые люди должны не только пытаться устроиться после окончания вуза в разные организации, но и реализовывать свои амбиции через создание своего собственного дела. За рубежом именно молодежное предпринимательство дает максимальное трудоустройство после окончания вуза. Именно малый и средний бизнес играют значительную роль в создании рабочих мест, благосостоянии граждан, повышении эффективности производства, сокращении уровня безработицы. Эта сфера является позитивной средой для реализации идей, инициатив и амбиций молодежи.
В комплексе антикризисных мер для решения имеющихся проблем молодёжного предпринимательства целесообразно разработать и принять программу-государственной поддержки. Ее целью должно стать достижение роста предпринимательской активности молодёжи посредством создания системы мотивации молодёжи к созданию предприятий малого и среднего бизнеса, а также информационной, организационной и консалтинговой поддержки перспективных бизнес-проектов.
В рамках государственной программы нужно предусмотреть меры по повышению доступности банковских кредитных ресурсов для молодых предпринимателей. По возможности, максимально упростить механизм получения кредита на открытие собственного дела.
Соответственно, нужен взвешенный подход к налогообложению малого молодежного бизнеса. При этом необходимо четко определить критерии отнесения различных форм молодежного предпринимательства к собственно молодежному бизнесу.
Молодыми предпринимателями должны также стать лица в возрасте 18-30 лет. Молодежными предприятиями признавать созданные и действующие: хозяйственные товарищества и общества, в которых доля вклада учредителей - молодых граждан составляет не менее 50% уставного капитала; хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в которых не менее половины численности работников, в том числе и временных, составляют молодые граждане.
В целом государственная программа стимулирования молодежи к предпринимательской деятельности позволит заметно снизить остроту проблемы создания дополнительных рабочих мест для молодёжи и повышения уровня жизни молодых семей. Комплекс мер будет способствовать формированию молодого поколения предпринимателей и их социализации.
Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодежи как самой динамичной части общества является одной из главных проблем, целей и направлений молодежной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные
и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой.[3, с.5]
Коренные преобразования всех сфер жизни нашего общества на пороге третьего тысячелетия породили переоценку ценностей, новый взгляд на мир, общество, человека. В этой связи предъявляются новые требования. Так в условиях трансформации общества государственным приоритетом должно стать развитие молодого человека как потенциального и действительного производителя научно-технических, экономических и социальных инноваций.
Для массового вовлечения молодежи в инновационную деятельность требуется решить несколько взаимоувязанных задач:
• информирование о тех проблемах, которые нужно решать на основе новых подходов;
• стимулирование поиска новых идей по решению актуальных проблем современности;
• активное включение молодежи в инновационно-внедренческую деятельность.
Щ Включение молодежи в процесс инновационного развития страны через ^Н Щ раскрытие талантов и реализацию потенциалаличности ^Н
Щ^Г з
Формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающейлидерски минавыками Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержкинаучной, творческой ипредпринимательской Гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействиеформированию правовых, культурных инравственных ценностейсредимолодежи
Рис. 1. Включение молодежи в процесс инновационного развития страны.
Естественно, этого будет недостаточно, так как в последние годы интеллектуальный труд был явно «не в почете». У молодых людей в сознании сформировался весьма негативный образ человека, занятого в сфере творческих профессий, инновационная и интеллектуальная деятельность перестала ассоциироваться с карьерными перспективами, социальным и материальным успехом. Произошло это в силу исторического подхода к данной тематике и тех процессов, которые происходили в России.
Необходим на данном этапе специальный комплекс мероприятий, направленный на поддержку молодых талантливых людей, распространение конкурсов и грантов в учебных заведениях, спрос на инновационную деятельность, коммерциализацию идей, продвижение молодых и инициативных.
Особый отряд молодёжи составляет наше студенчество. Это элита молодёжи, которая формирует стиль и поведение в молодёжной среде. Поэтому крайне важно, чтобы в данной социальной группе формировалось правильное отношение к обществу, государству, друг к другу. Для этого нужно проводить специальные конференции, слеты, форумы.
В нашей стране в последнее время проведение летних молодежных лагерей, образовательных международных и региональных молодежных форумов стано-
вится традицией. [4, с.30]
Это дает молодежи знакомство со следующими аспектами:выстраивание профессиональных направлений и карьерных траекторий;вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества;развитие волонтерского движения; поддержку общественных инициатив; популяризацию здорового образа жизни; расширение участия молодежи в спортивных мероприятиях; стимулирование интереса молодежи к объектам историко-культурного наследия;популяризацию малого предпринимательства как перспективного вида деятельности в молодежной среде.
Участие молодежи в общезначимых делах возможно только при условии добровольного и осознанного объединения. Современная молодежь - это будущее нашей страны, это те люди, которые будут руководить нашим государством, делать научные открытия, развивать промышленность и экономику.
Механизм формирования системы ценностных ори-ентаций молодёжи может быть реализован на самых разных уровнях и основывается на последовательности стадий социальной регуляции: институционализации; профилактики; контроля; коррекции.
Рыночная трансформация молодежи приводит к изменению положения в сфере занятости молодого человека. Он становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор.
В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы - это получение знаний о рынке труда страны, региона, а также зарубежного рынка труда.
Государственная политика в области занятости направлена на: обеспечение равных возможностей, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, содействие и развитие их способностей к производительному труду, соблюдение принципов добровольности труда, обеспечение социальной защиты в области занятости и в том числе на молодежной рынке труда. Здесь нельзя забывать и об управленческом потенциале будущих работников, например, молодых менеджеров.
Рассматривая потенциал молодых менеджеров, их способности в перспективе решать сложные управленческие задачи, осознавая все более активное привлечение молодых управленцев к проведению социально-экономических преобразований в стране, необходимо тщательно оценивать уровень развития их управленческих компетенций.[5, с.109]
Формируя молодежную политику в условиях трансформации общества, определяя ее направления и приоритеты в сфере обучения и в сфере занятости, следует иметь в виду ряд отличительных особенностей молодежи как группы населения и задачи, которые придется ей решать в условиях сложившихся демографических и экономических тенденций, процессов глобализации. Создавая рабочие места для подростков и молодежи, предоставляя им возможность сочетать работу с учебой, помогая определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности, организуя подготовку
и обучение молодых работников, предприятие включается в реализацию социальной молодежной политики. Поэтому важно создать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодым людям не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приобретать знания, опыт.
Соответственно, перед обществом, государством стоит задача создания научно обоснованной молодежной политики, создание благоприятных предпосылок для использования энергии молодых людей и поддержки молодежи, оказания помощи молодым людям
в определении и реализации своих социальных интересов, потребностей и жизненных перспектив.
Управление в молодежной политике должно исходить из целей общественного развития и определяться новым типом складывающейся социальной среды.
Таким образом, менеджмент в молодежной политике в настоящее время поможет выявить основные проблемы в молодежной сфере, определить приоритетные направления и поиск эффективных решений, способных обеспечить сегодняшней молодежи успешность в жесткой глобальной конкуренции.
Библиографический список
1. Тарцан В.Н. Государственная молодежная политика в современной России. Политические исследования. 2010. №3. С. 156-160.
2. Чирун С. Реальная молодежная политика: теория и практика. Государственная служба. 2011. №1. С. 95-96.
3. Елишев С.О. Формирование ценностных ориентаций современной молодежи посредством государственной молодежной. Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №9. С. 5-10.
4. Самаркина И.В. О некоторых технологиях реализации молодежной политики на современном. Власть. 2011. №10. С.30-33.
5. Багадаева О. Формирование управленческого потенциала молодых менеджеров. Государственная служба. 2010. №1. С. 108-110.
References
1. Tarcal VNThe state youth policy in modern Russia. Political Research. 2010. № 3. P.156-160.
2. Chirun C. Real Youth Policy: Theory and Practice. Public service. 2011. № 1. P.95-96.
3. Elisha SO Formation of valuable orientations of today's youth through the state youth policy. State Government and local government. 2010. № 9. Pр.5-10.
4. Samarkina I. Some technologies implementation of youth policy at the present stage./ Authority. 2011. № 10. Pр. 30-33.
5. Bagadaeva O. Formation of the management capacity of young managers. Public service. 2010. № 1. Pр. 108-110.
УДК 330.12 UDC 330.12
М.А. КОЛОСОВА M.A. KOLOSOVA
аспирант кафедры теории и истории экономики postgraduate student of chair of the theory and economy
Орловского государственного университета history Orel state university
Е-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ЛЕКАРСТВЕННОЕ БЛАГО КАК ОБЪЕКТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА
THE DRUG GOODS AS AN OBJECT OF PHARMACEUTICAL MARKET
Данная статья посвящена изучению основных экономических характеристик лекарственного блага как объекта фармацевтического рынка с учетом существующих типологий, принятых в экономической теории. Выделены специфические свойства лекарственным благ, рассмотрены соотношения лекарственным благ как объектов спроса.
Ключевые слова: лекарственное благо; экономическое благо; свойство несоперничества; свойство неис-ключаемости; смешанные блага; мериторные блага; доверительные блага.
This article is devoted studying of the main economic features of drug goods, as an object ofpharmaceutical market, in accordance with the different classifications accepted in modern economics. The specific properties of drug goods, setting them apart from other modern goods, are identified. The relations of any drug goods, as an object of demand, are considered.
Keywords: drug goods; economic goods; unrivalry property; non-excludability property; mixed goods; merit goods; trusting goods.
© М.А. Колосова © M.A. Kolosovа