08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.439.02:339.54:061.1(100)
UDC 338.439.02:339.54:061.1(100)
К.А. БОРИСОВСКАЯ
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета Е-mail: [email protected]
K.A. BORISOVSKAYA
сandidate of the Economic Sciences, associate professor of the Department of Economic Theory, Rostov State
Economic University E-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ВТО
TOOLS OF FOOD SECURITY PROVISION OF RUSSIA AT THE GLOBAL MARKET IN TERMS OF WTO MEMBERSHIP
В статье выделены ключевые группы ограничений в сфере продовольственного обеспечения, принятых Россией в процессе присоединения к ВТО; определено, что аграрный сектор экономики получил существенно более высокий уровень тарифной защиты в числе других секторов хозяйства; сделан вывод, что при разработке мер по минимизации негативных последствий членства России в ВТО следует учитывать тенденции возможного роста нетарифных ограничений в мировой внешней торговле.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, ВТО, продовольственное обеспечение, тарифные ограничения, финансовая поддержка, нетарифные ограничения, ставки пошлины.
In article key groups of restrictions in the sphere of the food supply, accepted by Russia during joining process to the WTO are allocated; it is defined that the agrarian sector received essentially higher level of tariffprotection among other sectors of economy; conclusion is drawn that developing measures for negative consequence minimization of Russia membership in WTO it is necessary to consider tendencies of possible non-tariff restrictions growth in world foreign trade.
Keywords: World Trade Organization, WTO, food supply, tariff restrictions, financial support, non-tariff restrictions, duty rates.
Россия - одна из немногих стран мира, глубоко интегрированная в систему и процессы мировой торговли, внешних рынков. Доля внешней торговли в ВВП России составляет около 40 %, поэтому вступление РФ в августе 2012 года во Всемирную торговую организацию (ВТО) представляется значимым событием, изменяющим структурную динамику мирохозяйственных связей и торговую политику нашей страны, что и определит ее положение в мировой экономике на ближайшие десятилетия.
Продовольственная сфера - одна из наиболее чувствительных переговорных позиций, в результате чего условия доступа на внутренний рынок зарубежных поставщиков продовольствия порождают алармистские прогнозы и предположения.
На начальном этапе исследования данной многоаспектной и многоуровневой научной проблематики следует «вычленить» продовольственный фактор в общестрановых условиях присоединения, оценить достигнутые Россией с ВТО договоренности как основу прогноза дальнейших действий Правительства и национальных участников внешней торговли.
1. Ключевым по значимости и влиянию на российскую экономику представляется снижение тарифной защиты внутреннего рынка. Согласно заявлению Директора департамента торговых пере-
говоров Министерства экономического развития и торговли России Медведкова М.Ю., на сельхозпродукцию и продовольствие импортные пошлины будут снижены на 4,2 % - с нынешних примерно 20,0 % до 15,8 %, на промышленные товары - на 3,0 % - с нынешних 10,0 % до 7,0 % [В разделе «импортные пошлины» указано, что «ставки ввозных таможенных пошлин на ряд товаров должны быть снижены (возвращены на уровень тарифа, действовавшего в России в период 2004-2006 гг.). В ряде случаев это предусматривает переход от комбинированной к адвалорной ставке или специфической, снижение специфической составляющей комбинированной ставки».
В основном, данное положение касается большой части импортируемых Россией продовольственных товаров, таких как: живые свиньи, баранина, субпродукты мясные, прочее мясо, молоко и сливки сухие и сгущенные, сливочное масло, рис и изделия из него, пальмовое масло, маргарин, сахар-сырец и сахар прочий (кроме сахара белого), некоторые готовые изделия из мяса, некоторые изделия из шоколада, некоторые виды соков, дрожжи, минеральные воды и другие напитки.
2. Снижение средневзвешенной ставки таможенного тарифа от текущего состояния до конечного уровня связывания в 2017 г. в части поставок сельскохозяйственных товаров и продовольствия
© К. А. Борисовская © K.A. Borisovskaya
составит порядка 4,4 процентных пункта, причем средневзвешенные ввозные ставки являются более низкими, чем среднеарифметические (табл.1).
Таким образом, уровень импортной тарифной защиты отечественного продовольственного рынка остается существенно более высоким, чем это предусмотрено для полной товарной номенклатуры, переставленной в ТН ВЭД ТС, включая промышленные товары.
В данном решении закреплена значимость, приоритетность сектора продовольственного обеспечения России как сферы, которая требует особых условий защиты ее интересов на внутреннем рынке. Согласно договоренности о ставках импортных (ввозных) пошлин на сельскохозяйственные и продовольственные товары, их уровень примерно в 2 раза выше, чем для производителей промышленных товаров, что свидетельствует о понимании руководителями государства потенциальных проблем отечественного аграрного и продовольственного секторов в условиях соблюдения правил и ограничений ВТО.
С другой стороны, снижение уровня тарифной защиты для иностранных поставщиков сельскохозяйственных машин, средств защиты растений создает условия для внутренних производителей в наращивании производства, роста объемов и расширения номенклатуры экспорта продовольствия, выхода на новые рынки.
1. Сохранится регулирование импорта в форме тарифного квотирования при импорте мяса: свинины (действие ограничения - до конца 2019 г.), охлажденного и мороженого мяса крупного рогатого скота (КТС) и мяса птицы (для обеих групп срок действия ограничения не определен). Поставки товаров сверх согласованных квот облагаются пошлинами по ставке 65 % их таможенной стоимости.
В случае отмены квот на перечисленные группы импорта будут установлены обычные ввозные пошлины на достаточно высоком уровне, в сравнении с принятыми Россией обязательствам по тарифным ограничениям: на мясо КРС - не выше 27,5%, на мясо птицы - не выше 37,5%, на свинину - не выше 25%.
Следовательно, условия уровня и сроков согласованной с ВТО тарифной защиты российских производителей отдельных сельскохозяйственных товаров демонстрируют, что из продовольственного сектора России животноводство - сектор, наиболее чувствительный к импорту, требующий максимального уровня тарифной защиты путем использования допустимых
условиями ВТО форм. Производство мяса, как представляется, останется продовольственным направлением, приоритетным для использования механизмов поддержки и защиты и после завершения переходного периода присоединения России к ВТО.
2. Обязательства по финансовой поддержке национального сельского хозяйства, внутренняя поддержка сельского хозяйства, согласно правилам ВТО, делятся на три корзины, по-английски - «box», т.е. «ящиков». Это - зеленая, янтарная (или желтая) и голубая корзины (ящики). Основной принцип распределения мер государственной финансовой поддержки по корзинам - это то, оказывают ли данные меры искажающее воздействие на торговлю либо не оказывают.
«Янтарная корзина» - меры государственной поддержки, оказывающие искажающее влияние на торговлю.
«Зеленая корзина» - меры поддержки, которые могут применяться без ограничений, т.е. разрешенная поддержка, они изложены в приложении 2 к Соглашению ВТО о сельском хозяйстве. Если меры государственной поддержки соответствуют критериям приложения № 2, то страна может применять их без ограничений.
«Голубая корзина» ВТО - меры, направленные на ограничение производства, применяются для стран-членов ЕС.
Россия вела переговоры по мерам в рамках «янтарного ящика», согласовав уровень финансовой поддержки сельского хозяйства в 9 млрд. долларов США до 2013 г., что более, чем вдвое превышает уровень, который был разрешен России в соответствии со стандартными правилами ВТО.
Затем в течение переходного периода (до 2017 года включительно) предполагается снижение внутренней поддержки до связанного уровня в 4,4 млрд. долларов США - базового уровня, соответствующего среднему уровню субсидирования российского сельского хозяйства в 2006-2008 гг.
Россией зафиксированы гарантии того, что в течение переходного периода до 2017 года включительно (то есть в те годы, когда разрешенный уровень поддержки в рамках «желтой корзины» будет превышать уровень базового периода) доля продуктово-специфической поддержки (т.е. с привязкой к определенному товару) в отношении к продуктово-неспецифической поддержки не будет превышать 30%.
Таблица 1.
Основные параметры договоренностей при присоединении России к ВТО по ставкам импортных пошлин в сравнении с действующим импортным тарифом Таможенного союза, %
Единый таможенный тариф: Среднеарифметическая / средневзвешенная ставки Обязательства в ВТО: Среднеарифметическая / средневзвешенная ставки
Начальный уровень Конечный уровень
Вся номенклатура 11,367 / 10,293 12,877 /11,850 9,249 / 7,147
Сельскохозяйственные и продовольственные товары 18,584 / 15,634 18,183 / 15,178 14,624 / 11,275
Промышленные товары 9,072 / 9,387 11,223 / 11,256 7,573 / 6,410
Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (54), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 54. 2013
Таким образом, российской делегации на переговорах в ВТО не удалось сохранить первоначальные намерения на заявленные объемы финансирования национального продовольственного сектора базового периода (Медведков М.Ю. в 2005 г. указывал на запрашиваемую Россией в переговорах поддержку сельского хозяйства в объеме 9,5-10 млрд. долл.). Данный факт означает приоритетность поиска мер государственной поддержки, допустимых правилами ВТО, адаптации аграрного сектора экономики к новым условиям производственной и внешнеторговой деятельности в течение переходного периода и дальнейшем, после его завершения.
Комитет Государственной Думы России по сельскому хозяйству считает, что согласованных в пакете по присоединению к ВТО мер по защите национального рынка сельскохозяйственного производства и финансовой поддержке товаропроизводителей пока явно недостаточно. «Рентабельность сельскохозяйственного производства остается крайне низкой: 9,4 % в 2009 году, 8,3 % - в 2010 году (с учетом субсидий из федерального и региональных бюджетов в неблагоприятном по погодным условиям году). Ссудная задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей составила 1 триллион 572 миллиардов рублей, из них более 1 триллиона рублей - по инвестиционным кредитам. Вступление же России в ВТО существенно обострит проблему растущей ссудной задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей и не позволит им, без принятия надлежащих компенсационных мер, конкурировать с зарубежными участниками агропродовольственного рынка» 2]
Депутаты просят Правительство РФ принять меры по снижению негативных последствий от членства в ВТО для сельскохозяйственного сектора: увеличить финансирование ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» в 2012 и 2013 годах дополнительно по 10 миллиардов рублей ежегодно; продлить до 2020 года действие нулевой ставки по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей; продлить льготы по их освобождению от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени и сельскохозяйственной техники до 2020 года; сохранить размер субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным после 1 января 2013 года на уровне (80% и 100%) ставки рефинансирования Центрального Банка России; продлить субсидирование процентных ставок по кредитам, выдаваемым для развития животноводства, на срок до 20 лет; рассмотреть возможность компенсации за счет го-
сударства части ссудной задолженности по перечню из 5-6 видов целевых и инвестиционных кредитов.
Очевидно, экспертная и управленческая деятельность по формированию инструментов поддержки отраслей, в том числе и обеспечивающих аграрный сектор экономики, только начинается.
Таким образом, России предстоит сложный период разработки политики и мер, позволяющих использовать преимущества, включая минимизацию негативных последствий присоединения к ВТО. При этом следует учитывать, что на уровне Секретариата ВТО в настоящее время готовится доклад «Всемирная торговля в 2012: взгляд за рамки международного сотрудничества, основанного на тарифах», ключевой темой которого станут нетарифные ограничения во внешней торговле.
В докладе указаны некоторые положения, которые непосредственно касаются мировой торговли продовольствием. «В течение последних двух десятилетий, как представляется, регулирующие меры в торговле стали еще более распространенными. За рамками возможностей изменения политики замещения роста числа ограничений существуют причины, которые позволяют полагать, что продолжится восходящая тенденция в расширении применения нетарифных ограничений. Например, ограничения относительно безопасности пищевых продуктов, как представляется, будут расти в силу возрастающих доходов потребителей, медицинских ограничений и прогресса науки» [5].
Таким образом, государственной системе управления ВЭД, в функции которой входят вопросы обеспечения продовольственных поставок, контроля за импортом и стимулирование экспорта, следует строить систему минимизации последствий присоединения в ВТО таким образом, чтобы не только исполнять принятые Россией перед ВТО обязательства, но и превентивно учитывать современные тенденции и направления потенциального регулирования поставок продовольствия, применяемых странами-членами ВТО, включая новые формы и условия применения нетарифных ограничений во внешней торговле. В противном случае, негативные последствия членства в ВТО будут преобладать над выгодами. Количественные показатели данного процесса возможно будет проследить по состоянию агропромышленной сферы, ее субъектов хозяйствования, изменению зависимости России от импорта продовольствия и росту экспорта (объемов и расширению номенклатуры поставок). Первые результаты присоединения России в ВТО будут заметны в течение трех-пяти лет, т.е. уже в течение адаптационного периода.
Библиографический список
1. Медведков. М.Ю. Выступление в Научно-исследовательском университете «Высшая школа экономики» на профессорском семинаре «Россия и ВТО: итоги и перспективы» [Электронный ресурс] / http://www.hse.ru
2. АПК России нужна дополнительная господдержка при присоединении к ВТО [Электронный ресурс]. Об итогах переговоров по присоединению России к ВТО [Электронный ресурс].
3. Одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО [Электронный ресурс] : [Bacchetta M., Beverelli C. What will the World Trade Report 2012 be about? do [Электронный ресурс]: Перевод К.А.Борисовкой http: // www.wto.org /english/res_e/ publications_e/wtr12_forum_e /article_e.htm?art=1
References
1. Medvedkov M. Yu. Speech in the Research University "Higher School of Economics" on the professor's seminar "Russia and the WTO: Results and Prospects" [electronic resource] / http://www.hse.ru
2. Agrarian industrial complex of Russia needs an additional support while joining the WTO [electronic resource]. About the results of the negotiations about Russia's joining the WTO [electronic resource]
3. A package of documents on Russia's accession to the WTO is approved [electronic resource] : [Bacchetta M., Beverelli C. What will the World Trade Report 2012 be about? do [electronic resource]: Translated by K.A. Borisovskaya http: // www.wto.org /english/ res_e/ publications_e/wtr12_forum_e /article_e.htm?art=1
УДК [005:338.23]-053.6 И.Н. ГОРБОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управления народным хозяйством Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Е-mail: [email protected]
UDC [005:338.23]-053.6 I.N. GORBOVA
candidate of Economic Sciences, associate professor of management and management of a national economy of Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕНЕДЖМЕНТА В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА
TOPICAL ISSUES OF MANAGEMENT IN THE YOUTH POLICY IN THE TRANSFORMATION OF SOCIETY
В статье рассматриваются проблемы в молодежной сфере, отношение и помощь государственной политики молодежному сообществу, затрагиваются вопросы занятости молодых людей и вовлечение молодежи в инновационную деятельность, анализируются подходы, связанные с менеджментом в молодежной политике, и управление молодежной политикой.
Ключевые слова: менеджмент, молодежная политика, управление, молодежь, занятость, государственная политика, молодежные организации.
Theproblems in theyouth field, the ratio of public policy and help theyouth community, address issues of employment for young people, analyzes the approaches associated with the management of youth policies, youth involvement in innovation and management of youth policy.
Keywords: management, youth policy, governance, youth employment, public policy, youth organizations.
В новой социально-экономической, политико-нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. Выявляются региональные, национальные, социальные и экономические различия молодежи. Отсюда познание и формирование социальных интересов, новых мотивов и устремлений молодежи, что является необходимым условием становления гражданского общества в России.
В современных рыночных условиях хозяйствования особенности экономики таковы, что в целом обязательно нужно пересматривать:
- систему ценностей, где происходит настрой молодежи на перспективные жизненные позиции, стратегию в профессиональной, познавательной, социальной деятельности;
- организационную культуру мышления молоде-
жи, которая представляет собой духовное образование и социальное развитие, а также чувство воспитанности и ответственности;
- ценностные установки, в понятии молодых людей это формирование того образа жизни, который обеспечит гарантированную надежность в различных сферах деятельности.
Несмотря на определенные успехи, положение в сфере молодежной политики не в полной мере отвечает масштабам задач, стоящих в XXI в. перед государством и обществом. В свете проводящейся модернизации страны требуются новые подходы, способные создать правовые, экономические и организационные условия и гарантии для интеграции молодежи в общество, ее самореализации, развития молодежных и детских объединений, движений и инициатив, вовлечения молодого поколения в созидательные процессы.[1,с.160]
Молодежь является социальной группой общества.
© И.Н. Горбова © I.N. Gorbovа