УДК 32.001
И. А. Коробки на, А. В. Кунаева
эволюиия этапов формирования европейской молодежной политики
В статье характеризуются этапы формирования европейской молодёжной политики, рассматриваются основные подходы к определению роли молодежи в обществе, модели стратегии молодежной политики, анализируется европейское молодежное законодательство, являющееся частью государственной молодежной политики.
Ключевые слова: молодёжь, молодёжная политика, молодежное законодательство, стратегии молодежной политики, модели молодёжной политики, молодежная политика Европейского союза, механизмы реализации молодежной политики.
I. A. Korobkina, А. V. Kunaeva
evolution stages of the formation of european youth policy
The article deals with the stages of formation of European youth policy, the basic approaches to the definition of the role of youth in society, youth policy strategy model. It analyzes the European youth legislation, which is part of the state youth policy.
Молодежь всегда являлась и будет являться стратегическим ресурсом любого современного государства, так как она несет в себе неограниченный потенциал, в ней заложены возможности развития инноваций, материального и интеллектуального роста. Задача государства - решить, каким образом использовать данный ресурс в целях эффективного развития государства. Выделение молодежной политики в отдельное направление на государственном уровне наглядно показывает, насколько важна и необходима эта особая социальная группа любому государству.
В европейских странах молодежная политика стала формироваться примерно с конца 50 - начала 60-х гг. XX столетия и претерпела ряд изменений до окончательного оформления в отдельное направление сферы деятельности государства. Ряд исследователей выделяют пять этапов эволюции молодежной политики [9, с. 1].
Первый этап формирования молодёжной политики приходится на 50-е гг. годы XX в. Это этап так называемого «естествен-
Key words: youth, youth policy, youth legislation, youth policy strategies, models of youth policy, youth policy of the European Union, the mechanisms of youth policy.
ного патернализма», или консервативного восприятия, когда государство не рассматривало молодежь в качестве отдельной социальной группы. Второй этап - 60-е гг. XX в. Для него характерно неконсервативное восприятие молодежи и лозунг «Молодежь -страшная угроза!». Именно на этом этапе выделяется молодежь как группа риска, отсюда вытекает и стремление государства направить усилия на создание соответствующих социальных служб, ориентированных на помощь проблемной молодежи. Третий этап - 70-е гг. XX века. Этот этап характеризуется своеобразной «ревизией» взглядов на молодежь. На смену лозунгу «Молодежь - страшная сила!» приходит новый лозунг - «Молодежь - большая надежда!». В это время и начинается «государственный» период формирования молодежной политики. Четвертый этап формирования молодёжной политики - 80-е - середина 90-х гг. XX столетия. В этот период сформировался «демократический подход» к определению роли молодежи в обществе, когда государственные социальные службы ориентиро-
ваны на помощь молодежи в учебе, работе, карьерном росте. Пятый этап (с 90-х гг. XX века по настоящее время) характеризуется формированием глобального подхода к молодежной политике. Определяющим для него является социализация молодежи и объединение её усилий по решению актуальных мировых проблем.
Выделение молодежной политики в отдельное направление связано с осознанием той роли, которую играет молодежь в решении современных проблем политического, экономического и социального характера. Таким образом, под молодежной политикой понимается система мер и законодательных актов, направленных на поддержание общественного статуса молодежи, а также повышение её качества жизни [7].
Перед молодежью сегодня ставится много задач: она должна быть активным участником общественных процессов, иметь активную гражданскую позицию, участвовать в решении социально-экономических и политических проблем, стоящих перед обществом. Однако при реализации этих задач молодежь сталкивается с различными проблемами; исходя из этого, государству необходимо создавать благоприятные условия для поддержания развития потенциала молодежи, её самореализации.
В последнее время все больше внимания уделяется молодежной политике на различных институциональных уровнях. Особенно это характерно для международных организаций и институтов, в том числе и европейских. Они обладают эффективными механизмами по реализации молодёжной политики как на национальном уровне внутри отдельно взятой страны, так и на общеевропейском уровне.
Однако, несмотря на выделение молодежной политики в отдельное направление, главным остается вопрос, кто подходит под понятие «молодежь», и это заметно осложняет изучение проблем молодежной сферы. К сожалению, на сегодняшний день не существует четких, единых возрастных рамок, относительно того, кто попадает под определение молодежь. В соответствии с критериями
ООН, к молодежи относят людей в возрасте от 15 до 24 лет, это составляет приблизительной % от всего населения мира. В разных странах определены свои возрастные рамки понятия «молодежь». К примеру, Великобритания и Нидерланды совсем не выделяют молодежь в особую группу, а объединяют её вместе с детьми в возрастных рамках от О до 25 лет. Люксембург установил возрастные рамки от 15 до 25 лет, а Испания - от 14 до 30 лет, иногда верхняя граница отодвигается до 34 лет, объясняется это тем, что в данном возрасте молодые люди становятся экономически независимыми. Молодежная политика в европейских странах ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Молодежь, как правило, условно разделяется на группы (от 14-18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста [10, с. 19].
Во многих европейских странах действует молодежное законодательство, которое является частью государственной молодежной политики, которая в основном имеет три ступени. Первая ступень - центральные правительства. Они разрабатывают законодательную базу молодежной политики и определяют её направления. На второй ступени происходит делегирование правительством права реализации молодежной политики региональным и муниципальным властям. Третья ступень - создание молодежных организаций, которые являются основным инструментом реализации молодежной политики и участия в ней молодых людей.
Можно выделить две модели стратегии молодежной политики. Первая основана на ведущей роли государства в определении приоритетов молодежной политики и её реализации, при этом государство активно взаимодействует с неправительственными организациями. Такая модель типична для таких стран, как Германия и Франция. Для неё характерны определенные черты.
Во-первых, это тенденция к структурированию молодежной политики по уровням (общенациональному, региональному,
КФУей
местному). Это особенно прослеживается в Германии, где молодежная политика реализуется на основе федеральных законов, таких как «О помощи молодежи и детям», «О защите молодежи» и на основе Конституции страны [10, с. 20]. На федеральном уровне разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, соответствующий комитет по вопросам молодежи разрабатывает ежегодный федеральный план по молодежной политике. Далее молодежной политикой занимаются земельные молодежные ведомства, ориентируясь на данный федеральный план, разрабатывают земельные планы молодежной политики с учетом потребностей региона [10, с. 21]. Непосредственная реализация задач и молодёжных программ происходит на коммунальном (местном) уровне. Во Франции ответственным за разработку молодежной политики является Министерство по делам молодежи, спорта и общественным делам, в подчинении которого находятся региональные управления, занимающиеся непосредственно реализацией молодежной политики [10, с. 21].
Во-вторых, для первой модели характерно сотрудничество власти и неправительственных организаций на всех уровнях реализации молодежной политики. К примеру, во Франции те общественные организации, которые имеют статус зарегистрировавшихся при Министерстве по делам молодежи, спорта, могут обращаться за материальной помощью с целью реализации определенных проектов по молодежной политике [10, с. 23].
В-третьих, проведение мониторингов проблем молодежи независимыми экспертами.
В-четвертых, использование целого комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодежи [8, с. 20].
Вторая модель основана на равенстве государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики [8, с. 21]. Примером служит молодежная политика Швеции и Великобритании, где государ-
ство определяет направления, приоритеты и цели молодежной политики, а её реализация возложена на местное самоуправление и общественные организации. Для этой модели характерно отсутствие специальных министерств по делам молодежи и молодежной политике, отсутствие национальных программ, молодежная политика реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенций. Главным направлением в молодежной политике является повышение качества и доступности образования, что в свою очередь ведет к увеличению количества молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы [8, с. 25]. Это можно объяснить растущей безработицей среди молодежи, отсюда - необходимость применения финансовых мер по усилению мотивации к получению высшего образования. Например, в Швеции обучение бесплатное, однако, стипендия предоставляется в виде кредита, подлежащего возврату [10, с. 26]. После устройства на работу необходимо производить отчисления в размере 4 % от заработка.
Таким образом, одной из тенденций реализации молодежной политики в европейских странах является привлечение общественных организаций для помощи в решении проблем молодежи при поддержке государственных служб.
Обратимся к деятельности международных организаций и институтов, которые обладают достаточным опытом разработки и реализации молодежной политики. Важную роль в формировании правовой базы для определения молодёжной политики сыграла ООН, принявшая ряд документов провозглашающих необходимость молодежной политики и новые подходы и принципы отношения к молодежи. Одним из первых документов в этом направлении является принятая в 1965 г. «Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» [5]. В ней впервые было указано на необходимость выделения молодежи в отдельную социальную группу
и формирования молодежной политики как отдельной сферы государственной политики. 1985 г. был объявлен ООН Международным годом молодежи, что вызвало большой резонанс в мире и привлекло внимание к проблемам молодежи. В 1995 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Всемирную программу действий для молодежи до 2000 года и далее» [2]. Программа определила следующие приоритетные направления в сфере молодежной политики: образование, занятость, окружающая среда, голод и нищета, охрана здоровья, злоупотребление наркотических веществ, организация досуга, растущая преступность среди несовершеннолетних, положение женщин и молодых девочек и полноценное участие молодежи в жизни общества. Программа нацелена на организацию мероприятий как национального, так и международного характера, направленных на улучшение жизни молодого поколения. Основные задачи программы признать права и стремления молодых людей, содействовать развитию национальной молодежной политики, национальных программ по молодежи в сотрудничестве с государственными и негосударственными организациями [2].
В 1998 г. была принята Лиссабонская декларация по молодежной политике [11]. В Докладе ООН о мировом развитии 2007 г. «Проблемы молодого поколения в контексте развития» [6] выделены пять этапов жизни любого молодого человека: учеба, работа, сохранение здоровья, создание семьи и осуществление своих гражданских прав и обязанностей. На каждом этапе молодежь сталкивается с различными проблемами, зачастую связанными с неэффективной политикой государства. ООН также разработала стратегию для молодёжи в контексте UN-Habitat. Главные положения стратегии заключаются в участии молодежи в форумах и деятельности организации UN-Habitat на локальном, национальном и глобальном уровнях, формирование молодежной политики, разработка поселенческих программ, управление информацией, коммуникацией и знаниями [14].
Европейская молодежная политика является наиболее проработанной в современной системе политических и международных отношений, а практики вовлечения в процессы реализации европейской молодежной политики общественных структур и самой молодежи по праву считаются одними из наиболее успешных с точки зрения эффективности [15, с. 84].
Общей тенденцией развития молодежной политики в европейских государствах является переход от помощи отдельным наиболее уязвимым категориям молодежи к социальным программам, охватывающим большинство молодых людей [4, с. 41].
Наиболее целостной моделью работы с молодежью можно считать молодежную политику Европейского союза, который имеет богатый опыт реализации успешных программ. Содержательную основу молодежной политики Европейского Союза составляют следующие нормативные документы: Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы», Европейский молодежный пакт, Коммюнике Европейской Комиссии «Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе».
Основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе указаны в Белой книге «Новые стимулы для молодежи Европы»: расширение участия молодежи в общественной жизни, повышение уровня ее информированности и осведомленности в вопросах европейской интеграции и развития Европейского Союза, а также формирование более активной гражданской позиции [1]. В 2005 г. был принят Европейский молодежный пакт. Основной целью Пакта является повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев. В 2007 г. опубликовано Коммюнике Европейской Комиссии «Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе». Коммюнике выдвигает на первый план потребность
КФУей
в улучшении условий труда и сокращении безработицы. Ключом к полному участию молодежи является возможность получения хорошей работы, что требует качественное и востребованное образование.
Таким образом, благодаря этим документам были разработаны направления Европейского сотрудничества в сфере молодежи. В дополнение к этим направлениям Европейский Союз развивает мобильность молодежи и признание неформального образования. При реализации молодежной политики Европейский Союз использует открытый метод координации, что предполагает «путь поощрения сотрудничества, обмена практикой, согласования общих целей и руководящих принципов для стран-членов» [1].
В апреле 2009 г. Европейская Комиссия утвердила новую стратегию молодежной политики «Молодежь - инвестирование и предоставление возможностей». В новой стратегии отмечается значимость молодежной политики, и обозначаются меры для её усовершенствования в рамках Европейского Союза. Стратегия выделяет основные цели работы с молодежью: создание больших возможностей для молодежи в образовании и занятости; содействие солидарности между молодежью и обществом, а так же улучшение доступа и полное участие молодежи в обществе. Стратегия развивает неформальное образование, так как оно вносит огромный вклад в стратегию «обучение в течение всей жизни» в Европе [3]. В сфере занятости стратегия подчеркивает необходимость увеличения инвестирования в обучение молодежи таким профессиям, которые требуются на рынке труда. В области спорта стратегия содействует здоровому образу жизни и физическому образованию. В стратегии подчеркивается необходимость предотвращения и лечения ожирения, телесных повреждений, наркомании, злоупотребления алкоголем или наркотиками, признается необходимость участия молодых людей в жизни общества, поддержка молодежных организаций. Стратегия подчеркивает роль молодежной рабо-
ты в решении проблем безработицы, социального отчуждения и непосещения школы, а также в улучшении практических знаний и в предоставлении досуга [3].
Одним из механизмов реализации молодежной политики в Европейском Союзе является Программа «Молодежь в действии» [13]. Программа была принята в 2006 г. и является законодательной базой для поддержки неформального образования молодежи в Европе. Основным приоритетом программы является попытка привлечения молодежи к участию в демократической жизни и к активной общественной деятельности. Особое внимание программа уделяет культурному разнообразию, противодействию расизму и ксенофобии тем самым способствует развитию межкультурного образования молодежи. Программа способствует вовлечению в общество молодежи с ограниченными возможностями. Такие люди не всегда имеют возможность получить надлежащий доступ к формальному или неформальному образованию, поэтому необходимо предотвращать их отчужденность и приложить все усилия, чтобы задействовать молодежь с ограниченными возможностями [12, с. 50]. Программа «Молодежь в действии» способствует социальному равенству и должна стать инструментом социальной интеграции, и повышения уровня занятости молодежи с ограниченными возможностями. Программа «Молодежь в действии» имеет свои особенности: это продвижение неформального образования. Под неформальным образованием понимается обучение, которое происходит за рамками официальной системы образования. Молодые люди вовлекаются в процесс неформального образования на добровольной основе, но сам процесс является спланированным и направленным на личностное и социальное развитие молодежи. Существует и неформальное образование или обучение в повседневной жизни, на работе, в семье, во время отдыха. В молодежном секторе неформальное образование осуществляется через молодежные инициативы и при
организации досуга, в волонтерской деятельности и работе с группами ровесников. Такой вид образования, как неформальное и неформальное, дают возможность получить важные навыки, ошутить собственный личностный рост, создает предпосылки для социальной интеграции и самое главное, улучшает возможности трудоустройства молодежи [12, с. 51]. Принимающие участие в проектах Программы «Молодежь в действии» получают сертификат «Молодежный паспорт», в нем обозначен опыт неформального образования, который получили участники в результате реализации проекта. Этот документ может быть применим при последующем образовании или трудоустройстве участников [12, с. 51].
Таким образом, можно сделать вывод, что европейская молодежная политика
ориентирована на развитие инновационного потенциала молодого поколения. Молодежная политика реализуется через вовлечение молодежи во все сферы жизни общества, путем совершенствования системы обучения, информирования молодого поколения, поддержки молодежных проектов.
Цели молодежной политики в европейских странах звучат по-разному, но в целом это стремление помочь молодым людям стать взрослыми. Задачи молодежной политики в европейских странах также варьируются: это семейная политика, социальная и правовая защита, однако в большинстве стран молодежная политика призвана обеспечивать молодым людям равные образовательные, политические, экономические и социальные возможности.
Литература
1. Белая книга Европейской Комиссии. Новые импульсы для европейской молодёжи. [Электронный ресурс]: URL: http://cent.dn.ua/youthworks/docs/pauci.pdf (Дата обращения: 12.04.14).
2. Всемирная программа действий для молодежи до 2000 года и на последующий период [Электронный ресурс]: URL: Режим доступа: http://daccessddsny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N96/771/45/ PDFZN9677145.pdf (Дата обращения: 15.03.14).
3. Георгиенко В.Н. Молодежная политика ЕС, СЕ, ООН [Электронный ресурс]. URL: http://samlib. ru/g/georgienko_w_n/molodezhnajapolitikaesseioon.shtml (Дата обращения: 22.02.14).
4. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : науч. монография / Под общ.ред. Вал. А. Лукова. - М.: 2013.
5. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами [Электронный ресурс]: URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/youth_peace_ideals.shtml (Дата обращения: 15.03.14).
6. Доклад о мировом развитии 2007 г. Проблемы молодого поколения в контексте развития. Обзор. [Электронный ресурс]: URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/worlddev2007.pdf (Дата обращения: 12.04.14).
7. Зеленкова М.М. Молодежная политика в России и зарубежных странах. // Современные проблемы науки и образования. 2012 № 6 [Электронный ресурс]: URL: Режим доступа: http://www. science-education.ru/106-7305 (Дата обращения: 25.01.14).
8. Канунников К. С. Концепции европейской государственной молодежной политики: тенденции и основные направления / К. С. Канунников // Молодой ученый. - 2011. - № 12.
9. Кузьмина О. Государственная молодежная политика: международный опыт. Обзор. С.1-14. [Электронный ресурс]: URL: http://vmo.rgub.ru/files/l_gmp_mejdunarod_opit-781-2.pdf (Дата обращения: 25.01.14).
10. Леонов Ю.С. Стратегии европейской государственной молодежной политики: основные направления и тенденции // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Молодежная политика: тенденции и международная практика. № 4 (321) 2007.
11. Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам, принятая на Всемирной конференции министров по делам молодёжи, которая состоялась в Лиссабоне 8-12 августа 1998 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/deciarations/ pdf/iisbon.pdf (Дата обращения: 13.10.13).
CI/7A1 »CEEEPI>KWHW3C»tf
КФУ=г
12. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала [Электронный ресурс]: URL: file:///C:/Documents%20and%20Settings/Admin/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0 %BE%D0%BA%Dl%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%Dl%82%Dl%8B/Downloads/%D0%B4%D0 %BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf (Дата обращения: 22.04.14).
13. Сайт программы неформального образования Европейской Комиссии [Электронный ресурс]: URL: http://youth-in-action.ru/index.php?id=MS4yLjE= (Дата обращения: 16.04.14).
14. Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) [Электронный ресурс]: URL: https://www.un.org/ru/ga/habitat/ (Дата обращения: 12.04.14).
15. Соколов A.B. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития// Вестник международных организаций. - 2009. - № 1 (23).
УДК 328.131(436) Кербер
И. В. Крючков
эрнест кербер - последняя надежда империи габсбургов?
В статье рассматривается политическая биография Э. Кербера и его политика на посту премьер-министра Австрии. В целом, экономическая политика Э. Кербера была успешной, но ему не удалось
решить национальный вопрос в Австрии в начале XX в.
Ключевые слова: Австрия, парламент, социальные реформы, национальный вопрос, чехи.
I. V. Kryuchkov
ernest kerber - the last hope of habsburg empire?
TThe article deals with the political biography of E.Kerber and his policy as the Prime Minister of Austria. Generally, the economic policy of E.Kerber was successful but he didn't manage to solve the national
question in Austria at the beginning of the XX-th century.
Keywords:Austria, parliament,social reforms, national question, the Czechs.
Политическая система дуалистической Австрии в конце XIX - начале XX вв. оказалась в очень сложной ситуации. Рост национального самосознания народов, проживавших на территории Цислайтании, все больше приходил в противоречие с традиционной государственной идей Габсбургов. К началу XX в. работа парламента Австрии - Рейхсрата, по сути, была парализована из-за острого конфликта между австро-немецкими и чешскими депутатами. Правительству все чаше приходилось прибегать к статье 14 австрийской конституции, позволявшей ему в период между заседаниями парламента принимать законодательные акты [6, с. 12-13]. После ухода в отставку правительства Э. Та-аффе в ноябре 1893 г. в стране начинается «министерская чехарда».
Положение в Австрии еще больше осложняется после провала введения закона о статусе чешского и немецкого языков в Богемии и отставки правительства К. Ба-дени в ноябре 1897 г. [21, р. 161]. В этой ситуации в 1900 г. министром-президентом (премьер-министром) Австрии становится Эрнест (Эрнст) Кербер, которого О. Яси, не питавший симпатий к правящему классу Австро-Венгрии, назвал «талантливым политиком» [20, с. 210].
Эрнест фон Кербер родился 6 ноября 1850 г. в г. Трентино в южном Тироле. После первой мировой войны данный район передается Италии. Южный Тироль представлял смешенный в этническом отношении регион Австрии, где проживали итальянцы и австро-немцы. На всем протяжении сво-