5. http ://ruskline. ru/news_rl/2012/08/08/vladimir_putin_problema_korrup cii_ izvestna.
УДК 378
А. В. Карпов
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИНРОССИИ: АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
A. V. Karpov
TOPICAL ISSUES OF ADAPTATION OF CADETS GIRLS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF FPS OF RUSSIA: ASPECTS OF PHYSICAL PREPARATION
В статье освещаются некоторые проблемы адаптации к службе и образовательной деятельности девушек - курсантов вузов ФСИН России. Отдельное внимание уделено вопросам физической подготовки данной категории обучающихся.
In article some problems of adaptation to service and educational activity of girls -cadets of higher education institutions of FPS of Russia are covered. The separate attention is paid to questions of physical preparation of this category of the being trained.
Ключевые слова: адаптация, служебная деятельность, физическая подготовка, курсанты-девушки.
Key words: adaptation, office activity, physical preparation, cadets girls.
Основные направления образовательного процесса в вузах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) сводятся к тому, чтобы в определённые сроки дать курсантам многообразие общественно-гуманитарных, узкоспециальных дисциплин,
сформировать гармоничную личность, развить профессионально важные качества. Это обусловливает острый дефицит времени и приводит к противоречию между потребностью ФСИН России в высококвалифицированных кадрах, в том числе и сотрудниках-женщинах, и существующей системой обучения и воспитания в вузах.
Как показывает опыт, большинство преподавателей и офицеров, участвующих в реализации образовательного процесса с девушками-курсантами, испытывают значительные трудности как в организационном, так и социально-психологическом плане. Это предполагает поиск новых подходов в организации и реализации образовательного процесса в вузах ФСИН России.
Социальные изменения в обществе ведут к существенным переменам в культурных стереотипах поведения мужчин и женщин. Это вызывает у людей некоторый психологический дискомфорт. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие - о возрастающей маскулинизации женщин. И. В. Грошев отмечает, что «происходит ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей
культурных стереотипов»1. Юноши и девушки, поступающие в вузы ФСИН России, уже имеют достаточно сформированные гендерные стереотипы своего поведения и опыт коммуникативных отношений, но, к сожалению, не всегда позитивный. Поэтому в процессе обучения необходимо воспитывать у курсантов обоих полов толерантное отношение к проявлению черт, свойственных противоположному полу.
С первых дней пребывания в вузе ФСИН России девушки, как и курсанты-юноши, включаются в новую для себя служебно-прикладную деятельность. Чем характеризуется этот вид деятельности для девушек-курсантов?
Первое: включение в выполнение обязанностей служебной деятельности. В начале обучения они должны освоить обязанности несения службы в суточных нарядах, нарядах по столовой, наряд дневального; поддерживать уставной порядок в подразделении.
Второе: непривычный для большинства девушек набор требований и обязанностей по служебной деятельности, повышенная эмоциональная сложность их принятия и освоения. Практика показывает, что для девушек-курсантов представляет трудность научиться жить по строго расписанному поминутно распорядку дня, подчиняться распоряжениям и приказам командиров и начальников, соблюдать все требования по ношению формы, не пытаясь «усовершенствовать» её на свой вкус. Делать «здесь и сейчас» не то, что хочется, а то, что требуют обязанности и интересы службы.
Третье: постепенное осознание роли и места служебной деятельности в своей жизни. Служба становится основной деятельностью девушек-курсантов. Более того, весь учебно-воспитательный процесс построен в соответствии со служебными требованиями. Освоение служебной деятельности становится главной задачей девушек-курсантов.
Девушки-курсанты в ходе освоения профессиональной деятельности испытывают значительные трудности. Они связаны, в первую очередь, с организацией работы в коллективе (взвод, отделение), неуверенностью, сомнениями в оптимальности принимаемых решений, неоправданной задержкой времени на их принятие, несформированностью умений ведения диалога, недостаточным опытом разрешения возникающих в курсантском коллективе конфликтов.
Такие же трудности зачастую испытывают и курсанты-юноши. В то же время природа этих трудностей у курсантов-юношей и курсантов-девушек разная. У юношей это главным образом недостаток знаний. У девушек это связано, с одной стороны, с эмоциональной, нравственной стороной руководства коллективом, принятием решений. Девушки более
1 Грошев И. В. Психология половых различий : монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. 683 с.
остро ощущают ответственность, у них возникает боязнь неверного решения, они дольше, чем юноши, колеблются в выборе решения.
При поступлении в вуз ФСИН России большинство девушек-курсантов встречается с трудностями, вызванными следующими основными причинами.
1. Большой поток учебной информации специализированной направленности и неумение её усваивать в связи с отсутствием опыта, не сформированного в средней школе. Психологическое восприятие всего этого в страхе перед семинарами, зачётами и возможными ограничениями в увольнениях, а то и в отчислении из вуза.
2. Мнительность, сосредоточенность на своих недостатках, слабая подготовленность перед возросшими требованиями вуза.
3. Разлука с семьёй, с людьми привычного круга общения. Учёба в вузе ФСИН России для большинства девушек-курсантов связана не только с переменой места жительства, но и с проживанием в общежитии. Адаптация к таким условиям не может быть безболезненной, а включённость личности в систему уставных отношений не только не облегчает, но и чаще всего усложняет этот процесс. От курсантов при этом требуется расстановка собственных предпочтений в сфере быта и учёбы с предпочтениями соседей, налаживание отношений не только с симпатичными, но и неприятными по той или иной причине людьми. Жизнь в общежитии казарменного типа предполагает общение с людьми разных национальностей, социальных слоёв и групп, разных культурных представлений, ценностных ориентаций, различного уровня развития коммуникативных навыков. Все эти факторы непосредственно влияют на формирование самостоятельности, осознание своей позиции в отношениях с окружающими.
4. Появляются сомнения в правильности выбора вуза, сложности контакта с преподавателями, боязнь обратиться за помощью, консультацией из-за опасения не сдать тот или иной зачёт или экзамен.
5. Наличие в учебной деятельности целого ряда специфических для девушек дисциплин (строевая и огневая подготовка, тактико-технические занятия, приёмы рукопашного боя). Особые сложности в учебе у 80 % девушек возникают на занятиях по физической культуре. Это связано не только с необходимостью выполнения определённых нормативов по силе, быстроте, ловкости, выносливости, но и резким изменением статуса этой учебной дисциплины, её превращением из второстепенной (в средней школе) в одну из самых необходимых в подготовке будущих офицеров.
Физическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) рассматривается как составная часть физического воспитания в целом личности, призванная обеспечивать всестороннее физическое развитие и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовкой в соответствии с нормативными
актами ФСИН России. Целенаправленная система физической подготовки оказывает существенное влияние на повышение функционального состояния занимающихся и эффективности выполнения ими оперативно-служебных задач.
Физическая подготовка в образовательном учреждении представляет собой учебно-тренировочный процесс, который направлен на обучение, совершенствование, развитие и поддержание на высоком уровне как умений и навыков, так физических качеств и психических процессов курсантов и сотрудников.
Проблемой в физической подготовке девушек-курсантов становится раздел «Приёмы рукопашного боя». Это объясняется отсутствием знаний и практического опыта на ранних этапах обучения. Школа движений не заложена в двигательной базе вчерашних школьников. Помимо нехватки двигательных умений и навыков, полностью отсутствует психологическая подготовка.
При обучении девушек приёмам борьбы осваиваются совершенно новые, ранее неизвестные для них координационно сложные двигательные действия, которые требуют проявления определённого уровня физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, что требует постоянного повышения общей физической подготовки. Также возникают и проблемы психофизиологического характера (возбудимость нервной системы, способность к обучаемости, морфо-функциональные особенности, в том числе особенности протекания менструального цикла).
Данные проблемы необходимо решать на начальных этапах обучения. Некоторые из вопросов можно решить в процессе усвоения учебного материала, но есть проблемы, решить которые невозможно: невозможно увеличить учебные часы по физической подготовке, пересмотреть тематику разделов (заменить приёмы рукопашного боя на спортивные игры или гимнастику). Актуален вопрос и об организации учебного процесса, должны ли девушки обучаться в отдельных взводах или совместно с юношами. Некоторые специалисты считают, что занятия должны проходить совместно, так как, окончив высшее учебное заведение, сотрудницам придется вступать в единоборство с преступниками, как женщинами, так и мужчинами. Другие считают, что занятия следует проводить отдельно, так как, учитывая психофизические особенности женского организма, ритм и специфика занятий должны отличаться от занятий с мужчинами. Третье мнение -физическую подготовку девушек-курсантов следует делить на два этапа: на первом - отдельно от юношей, а на втором - совместно. Однако как показывает практика, процесс обучения боевым приёмам борьбы протекает успешнее, если спарринг-партнёром является юноша, так как боязнь причинить боль юноше меньше, чем девушке.
При обучении курсантов-девушек необходимо больше времени на закрепление пройденного материала, что является нежелательным
моментом для преподавателя, приходится увеличивать время, отведенное на один приём. Если этого не делать, а продолжать занятия с основной группой, то курсанты-девушки не усвоят материал, а, соответственно, и все последующие элементы техники приёмов.
Все эти качества и способности необходимы для ведения боя, проведения задержания нарушителя или подозреваемого, либо выполнения специальной оперативной задачи в экстремальной ситуации.
Таким образом, набор девушек-курсантов для обучения в вузе ФСИН породил немало новых как организационных, так и педагогических проблем, которые требуют решения. Фактором, усложняющим адаптацию девушек-курсантов к условиям пребывания в специализированных вузах, являются, в частности, гендерные стереотипы, сформировавшиеся у мужчин-офицеров и курсантов-юношей, с одной стороны, и у девушек-курсантов, с другой.
Необходимо отметить наличие определённых половых различий по показателям мотивации, самооценки и саморегуляции поведения, уровню сформированности коммуникативных и рефлексивных способностей. При этом стереотип о более высокоразвитых интеллектуальных способностях юношей-курсантов не получил практического подтверждения.
Однако, как показывает практика проведения практических занятий, выявленные различия не учитываются при организации образовательного процесса с курсантами-юношами и курсантами-девушками, что позволяет говорить о необходимости использования гендерного подхода в целях повышения эффективности образовательного процесса в специализированном вузе.
Целью разнополого подхода к реализации образовательного процесса в специализированном вузе должна стать реконструкция традиционных ограничений потенциалов личности в зависимости от биологического пола, осмысление и создание условий для реализации и раскрытия способностей юношей и девушек в процессе педагогического воздействия. Раздельный подход необходим не во всем процессе обучения, а на конкретных дисциплинах, перечень которых необходимо определять, отталкиваясь от профессии которую получит выпускник.
Литература
1. Грошев И. В. Психология половых различий : монография. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. - 683 с.