Научная статья на тему 'Гендерный аспект обучения курсантов вузов МВД России'

Гендерный аспект обучения курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНДЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / КУРСАНТ / ЮНОША / ДЕВУШКА / GENDER EDUCATION / GENDER PEDAGOGY / CADET / YOUNG MAN / YOUNG WOMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Браженская Наталья Евгеньевна

В статье рассматриваются гендерные особенности курсантов вуза МВД России, имеющие значение при организации процесса обучения. Раскрывается сущность процесса гендерного обучения в целом и в ведомственном вузе в частности. Так, установлено, что гендерное обучение реализуется не только в пересмотре дидактических форм, методов и принципов, но также заключается в учете индивидуальных психофизиологических особенностей при организации и проведении учебных занятий. Применительно к образовательной организации МВД России, целью обучения с использованием гендерного компонента является коррекция негативного влияния специфики служебной деятельности на личность учащегося. На основе анализа психологической и педагогической литературы установлены отличительные особенности, свойственные представителям разных полов. Особое внимание в статье уделено психологическим и физиологическим особенностям курсантов-юношей и курсантов-девушек и их учете при проведении учебного занятия. Автором предлагаются методы, формы и приемы обучения, ориентированные отдельно на юношей и девушек. Представленная информация может быть использована и в гражданских образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECT OF TEACHING CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article deals with the gender features of the cadets trained at the Higher Educational Establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia and dwells upon the importance in the organization of the learning process in particular. It has been established so that gender training is implemented not only in the revision of didactic forms, methods and principles, but also in taking into account individual psychophysiological characteristics in organizing and conducting training sessions. In educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia the purpose of the teaching with gender component is to correct the negative impact of the specifics of the service activities of a student. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature the distinctive features peculiar to representatives of different sex are established. Special attention is paid to the psychological and physiological features of male and female cadets and this is taken into account when conducting training sessions. The author offers methods, forms and teaching means targeted separately at boys and girls. The provided information can be used also in civil educational institutions.

Текст научной работы на тему «Гендерный аспект обучения курсантов вузов МВД России»

УДК 37.022 ББК 74.04

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

I Н.Е. Браженская

Аннотация. В статье рассматриваются гендерные особенности курсантов вуза МВД России, имеющие значение при организации процесса обучения. Раскрывается сущность процесса гендерного обучения в целом и в ведомственном вузе в частности. Так, установлено, что гендерное обучение реализуется не только в пересмотре дидактических форм, методов и принципов, но также заключается в учете индивидуальных психофизиологических особенностей при организации и проведении учебных занятий. Применительно к образовательной организации МВД России, целью обучения с использованием гендерно-го компонента является коррекция негативного влияния специфики служебной деятельности на личность учащегося. На основе анализа психологической и педагогической литературы установлены отличительные особенности, свойственные представителям разных полов. Особое внимание в статье уделено психологическим и физиологическим особенностям курсантов-юношей и курсантов-девушек и их учете при проведении учебного занятия. Автором предлагаются методы, формы и приемы обучения, ориентированные отдельно на юношей и девушек. Представленная информация может быть использована и в гражданских образовательных учреждениях. 77

Ключевые слова: гендерное обучение, гендерная педагогика, курсант, юноша, девушка.

GENDER ASPECT OF TEACHING CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

I N.E. Braginskaya

Abstract. The article deals with the gender features of the cadets trained at the Higher Educational Establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia and dwells upon the importance in the organization of the learning process in particular. It has been established so that gender training is implemented not only in the revision of didactic forms, methods and principles, but also in taking into account individual psychophysiological char-

acteristics in organizing and conducting training sessions. In educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia the purpose of the teaching with gender component is to correct the negative impact of the specifics of the service activities of a student. On the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature the distinctive features peculiar to representatives of different sex are established. Special attention is paid to the psychological and physiological features of male and female cadets and this is taken into account when conducting training sessions. The author offers methods, forms and teaching means targeted separately at boys and girls. The provided information can be used also in civil educational institutions.

Keywords: gender education, gender pedagogy, cadet, young man, young woman.

В 90-е гг. ХХ века современное высшее образование стало ориентироваться на гендерные особенности личности. Сегодня накоплено достаточное количество информации по гендерной психологии, социологии и другим отраслям наук. Однако дидактика высшей школы не в полной мере ориентируется на гендерный подход и, как правило, так и остается «бесполой». Образовательно-воспитательная система российского 78 высшего учебного заведения:

• обучает представителей разных полов одинаково, больше частью по «левополушарному способу»;

• не ориентируется на индивидуальные особенности личности, предлагая одинаковые предметы с одинаковым содержанием;

• ориентирует учебный процесс на репродуктивное изложение и передачу учебного материала;

• не учитывает гендерных особенностей восприятия, анализа и передачи информации;

• не ориентируется на реалии и требования повседневной жизни, не готовит студентов и курсантов к вы-

полнению предписанных природой ролей и функций.

Наименее всего гендерный компонент образовательного процесса реализуется в применении современных методов и приемов обучения, когда преподавателями не учитываются физиологические и психологические особенности представителей разного пола (не считая несколько сниженных нормативов по физической подготовке для девушек). Так, например, обучение курсантов-девушек в вузах Министерства внутренних дел Российской Федерации требует от них применения качеств, свойственных противоположному полу: агрессии, силы, умению противостоять физическому и психологическому давлению. Это отрицательно сказывается на раскрытии фемининной сущности девушек, противоречит ей, что впоследствии вызывает проблемы как в самой личности, так и при построении семейных отношений.

Педагогическая наука за длительный период своего существования накопила арсенал различных эффективных методов и приемов

ЕК

обучения, но большей частью они ориентированы на «бесполого человека». То есть используемые методы одинаково приемлемы как для девушек, так и для юношей. Поэтому современным курсантам не удается в полной мере раскрыть свои способности и таланты.

Педагоги XXI века начинают не только осознавать, но и применять в учебном процессе гендерно-ориенти-рованные методы обучения, так как физиологические и психологические особенности личности часто обусловлены половой принадлежностью.

Учеными Т.Н. Барчуковой, О.И. Ворониной, Т.С. Клименковой, И.С. Ко-нон, Е.П. Здравосмысловой, А.С. Тем-киной, Е.Ф. Ярской-Смирновой, М.С. Ару-тюнян, А.Б. Гурко, И.К. Клециной, Л.В. Поповой и другими подробно изучены различия мужчин и женщин в следующих аспектах: физиологических, поведенческих, эмоциональных, интеллектуальных. Не представляется сложным составить подробные портреты представителей разных полов в разные возрастные периоды их жизни. В данной статье мы не будем подробно останавливаться на самих гендерных особенностях, а соотнесем их с методами и приемами обучения, чтобы определить наиболее эффективные из них.

Сущность гендерного обучения заключается в пересмотре форм, методов и средств обучения в рамках учебной дисциплины с учетом психофизиологических особенностей личности, а также осознание педагогом индивидуальных гендерных особенностей учащихся и построение всего дидактического процесса с учетом этого понимания. Иными словами, целью гендерного обучения являет-

ся помощь курсантам-юношам стать настоящими мужчинами и принять себя, а курсантам-девушкам — женщинами.

Как уже отмечалось выше, отличие методики гендерного преподавания от классического строится на основе физиологических и психологических особенностей каждого пола. У каждого из них свои особенности мышления, восприятия новой информации. Следовательно, приемы и формы преподавания также должны быть разными. Так, например, в группах, состоящих из девушек, следует осторожно относиться к такому методу обучения, как соревнование. Это обуславливается эмоциональной реакцией девушек на неудачу и сложностью организации работы на занятии после их проигрыша. А в мужских группах наблюдается обратная реакция — соперничество стимулирует, заставляет быстрее думать.

Следует особо подчеркнуть, что не подразумевается преподавание по двум разным учебным программам. Речь идет о том, что одну и ту же учебную дисциплину и один и 79 тот же учебный материал курсанты рассматривают с разными акцентами. Учебная пара в каждой учебной группе априори индивидуальна.

Если говорить о процессе восприятия информации, то девушкам необходимо вначале объяснить новый материал, показать, как полученную информацию можно применить на практике и потом проверять усвоение полученной информации. Юношам свойственно искать новые пути, быть исследователями, они с большим интересом вначале самостоятельно изучают новый материал, а потом систематизируют информа-

80

цию в совместных дискуссиях. Если девушки привыкли усваивать новый материал по готовым схемам, то юноши активней включаются в процесс обучения при необходимости самостоятельности в поиске информации и способе ее обработки. Как указывала Ю. Малеева в статье «Зачем нужно раздельное обучение мальчиков и девочек в школе? И нужно ли?», говоря об изучении новой информации юношами: «Их нужно подтолкнуть, чтобы они сами открыли что-то новое для себя, тогда они будут в тонусе в течение занятия, тогда они лучше запомнят и усвоят материал» [1]. То есть оптимальный способ обучения курсантов-юношей — обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации, они активнее обучаются в дидактическом процессе «от обратного»: сначала — результат, потом — как мы к этому пришли. Как отмечают В. Еремеева и Т. Хризман, подобный путь обучения идет от общего к частному [2, с. 47]. Действия по шаблону или с опорой на сложившиеся стереотипы вызывают зачастую внутренний протест, который реализуется либо в виде дебатов, либо в виде погружения в свои мысли, либо в «переключении деятельности». Как уже отмечалось, юноши лучше работают с конца: сначала — результат, потом — как мы к этому пришли. От общего — к частному. Для того чтобы простимулировать девушку на изучение нового, ее надо подбодрить, сказав, что подобный вид работы уже ею выполнялся. Юношу, наоборот, стимулируют слова об уверенности в его силах.

Так, например, девушки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информа-

ция уложена в схему. Обычно для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях. Существуют половые различия и в процедурах сбора информации, в методах решения задач. Юноши большинство пространственных задач решают во внутреннем плане, тогда как девочкам нужна дополнительная наглядность.

Одно из важных гендерных отличий, которое должен учитывать преподаватель, готовясь к занятиям, — мотивация к учебной деятельности у юношей и девушек разная. Процесс обучения для курсантов-юношей менее значим, чем для курсантов-девушек. Поэтому преподавателю так важно понимать, что оценка не является ведущим мотивирующим фактором для курсантов-юношей. Это подтверждается еще и тем, что успехи курсантов-девушек зачастую стабильны. Для юношей более тра-диционен «разброс» в отметках не только в рамках разных учебных дисциплин, но и в разные периоды протекания дидактического процесса. В совместных учебных группах средний балл курсантов-девушек выше, чем у курсантов-юношей. Это вызвано тем, что девушкам понятнее требования, предъявляемые к процессу обучения, в то время как юношам ближе и понятнее организация несения службы. Девушки отличаются усидчивостью и стремлением получать высокие отметки.

Исследователи, рассматривая различия в характере учебной мотивации, отмечают: для девочек чаще характерны абстрактные мотивы, ожидание успеха, мотив долга [3, с. 154]. Их полоролевая идентифи-

кация выражается через успехи в учебе. Девочки, начиная в младших классов школы, воспитываются под гнетом стереотипа о школьных успехах: получить негативные отметки для них равносильно быть «не девочкой», этот же стереотип они переносят в учебно-служебную деятельность вуза МВД. Мотивы материального характера у юношей, отличаются от мировоззренческих и общественных мотивов девочек.

Учитывая вышесказанное, преподавателю следует понимать, что при использовании в мужских и женских аудиториях одинаковых методов обучения одним преподавателем при изложении идентичного материала, эффект и результат будет отличаться: юноши и девушки используют разные особенности мышления, а следовательно, разными способами усваивают новую информацию.

Еще одна особенность, которая влияет на успехи обучения, особенно юношей: все современное образование ориентировано на учащихся с ведущим левым полушарием. Таким образом, существующие рабочие программы учебных дисциплин, учебники и учебные пособия подходят больше девушкам, так как у них развито левое полушарие мозга, а не правополушарным юношам. Одним из объяснений этого факта является то, что зачастую авторами учебников являются люди рационального типа с активным левым полушарием, в то время как люди, имеющие активное правое полушарие вообще не любят писать, так как ориентированы на непосредственно живое общение, на выражение эмоций и чувств. Им нужен зрительный и эмоциональный контакт со слушате-

лями. Большинство педагогических технологий высшей школы ориентировано на людей с развитым левым полушарием. В результате правое полушарие курсантов не активизируется, а люди правополушарного типа испытывают проблемы при обучении. Это одна из причин того, почему образование в высшем учебном заведении больше ориентировано на девушек, чем на юношей. Здесь возникает одно из главных противоречий обучения в вузе системы МВД — процесс обучения методами и формами ориентирован на курсантов-девушек, в то время как содержанием — на юношей. А если при этом учитывать, что психологи и физиологи обнаружили: активность деятельности полушарий мозга определяет и ведущую для письма и действий руку, то получается, что люди с активной правой рукой — ле-вополушарные, а с активной левой — правополушарные. И тогда процесс обучения юношей-левшей, у которых правое полушарие наиболее развито, протекает наиболее сложно.

Еще одна особенность, связанная 81 с физиологическими особенностями, — мозг юноши не воспринимает повторов и автоматически выключается при их большом количестве. Не случайно именно юношам обычно преподаватели делают замечания с просьбой не отвлекаться. Девушки же, напротив, все прекрасно слышат и во второй, и в третий раз.

Совет преподавателям: действовать по принципу «девушке повтори, юношу ободри» является уже не шуткой, а педагогически требованием. В то же время даже одобрение должно быть педагогически грамотным. Поскольку юноши ориентированы

82

на материальную сторону действия, то похвала за незначительные действия, которые ему кажутся бессмысленными и не значимыми, на него не подействует. А девушкам одобрение важно само по себе. Так как девушки по природе более общительны, их в большей степени интересует социум. Они готовы выполняет неинтересную работу ради похвалы.

Как уже отмечалось, преподавание и в школе, и в вузе носит «бесполый характер». Особенно от этого страдают юноши. Данная особенность усугубляется еще и тем, что часть научно-педагогического состава ведомственного вуза — женщины, которым ближе женская психология. Мужчины-преподаватели также не обладают достаточным объемом знаний в области психологии противоположного пола, поэтому не всегда могут добиться педагогических целей. Особенно это касается профессиональных дисциплин, таких как: огневая подготовка, физическая подготовка, когда наблюдается противоположная оценка курсантами разных полов работы преподавателя. Так, при изучении вышеназванных дисциплин, юноши достигают больших успехов с резкими и жесткими преподавателями, которые ставят перед ними высокие требования и не слушают возражений по поводу их достижения. В то время как курсанты-девушки в своих анкетах отмечают такие качества педагога специальных дисциплин, как: мягкость, способность услышать о трудностях.

Не только способность восприятия информации, но и время, необходимое для включения в учебную деятельность во время пары, также полозависимо. Девушки готовы сразу включиться в учебную деятель-

ность, отвечать на поставленные преподавателем вопросы. Юношам требуется больше времени, по сравнению с девушками, они отстают в начале занятия. Также курсантам-юношам на протяжении пары нужен интенсивный темп обучения, изучения новой информации, поэтому в процессе закрепления их внимание снижается. Девушек же, наоборот, быстрый темп работы выбивает из колеи, эффективность их обучения заметно снижается. Они показывают более высокие результаты при решении шаблонных и типовых задач.

Девушки ждут от преподавателя описания пошаговых действий, ориентируются в алгоритмах, работают с изученным материалом. Работа с неизвестным материалом дается им труднее, чем юношам. Усиление поисковой активности курсантов-девушек является одной из задач педагогов в процессе обучения.

Также при учете гендерного аспекта в процессе обучения преподавателю необходимо осознавать, что курсанты-девушки, не понимая материал, скажут об этом прямо, в то время как курсанты-юноши не признаются в том, что не поняли и не знают ответа.

Для юношей именно соревнование является одним из стимулирующих методов обучения. В случае с курсантами-девушками соревнование надо применять дозировано, так как есть большая вероятность возникновения конфликта или обострения давних противоречий. Так как ориентация на похвалу для девушек очень важна, они болезненно воспринимают чужое превосходство и оценка переносится на личности.

Даже в конфликт юноши и девушки входят по-разному. Юноши,

легко вспыхивая, так же быстро отходят и продолжают общение. Девушки же в свой конфликт вовлекают всех окружающих. Они переживают, обсуждают подробности, могут все занятие просидеть обиженными, а то и несколько дней и даже месяцев находиться в ссоре.

Куранты-девушки теснее общаются с педагогами, чем курсанты-юноши. В смешанной группе преподаватель, даже против своего желания, чаще обращают внимание на работу курсантов-девушек, так как они более ориентированы на контакт, чаще смотрят в глаза преподавателю, что воспринимается сигналом о готовности к работе.

Для девушек во время учебных занятий общение превалирует над получением знаний: они ловят мимику преподавателя, подстраивается к нему. Юноши же, как правило, значительно меньше внимания уделяют личности педагога, но в большей степени реагируют на состояние, если педагог спокоен и доброжелателен.

Гендерный подход может реализоваться также в разнообразии форм как учебной, так и внеучебной работы. В дополнение к лекции, семинару и практическому занятию в аудиториях, могут использоваться и другие формы внеаудиторной работы, которые наиболее близки самому курсанту: самостоятельная подготовка в аудитории или библиотеке, работа с техническими средствами, разнообразная творческая деятельность не только в курсантском сообществе, но и с привлечением профессорско-преподавательского состава.

В значительной мере гендерный поход внедряется в методику препода-

вания учебных предметов, что может выражаться в предпочтении конкретным педагогом тех или иных методических приемов. Например, учет ген-дерных особенностей учащихся учебной группы определяет различные стили изложения нового материала на лекции. Преподаватель, ориентируясь на гендерный состав учебной группы, может расставлять разные акценты.

В высшем учебном заведении формы преподавания гендерных дисциплин с учетом гендерного аспекта можно интерпретировать как интерактивные методики и методики равенства обучения, как называет их О.Г. Овчарова (включение в риторику и поведение непосредственно самого преподавателя принципов равенства) [4, с. 67].

В дисциплинах с учетом гендер-ного аспекта такие традиционные методы преподавания, как «лекция — монологическое изложение информации» и «семинар — переосмысление лекции», мало эффективны. Наиболее оптимальный метод обучения с учетом гендерного аспекта — диалог, помогающий курсантам осмыслить «себя в мире» и «мир вокруг себя». Реализация этого аспекта возможна при наличии субъектно-субъ-ектных отношений между преподавателем и курсантами, через обращение к аудитории — мини-дискуссий во время лекционного процесса; проведение тренингов, деловых игр, «круглых столов», мини-конференций и работа в фокус-группах, сочинения, эссе, научные работы на темы, выбранные самими курсантами.

В определенной степени стимулирующей и раскрепощающей курсантов становится внеаудиторная форма проведения занятий. Вне ограничи-

83

вающих рамок вузовской аудитории увеличивается вероятность откровенности в изложении мнений, большего анализа собственного опыта, эффективного соотнесения «я и мой пол» — «я и противоположный пол».

Для оптимальной реализации гендерного подхода в вузе МВД России необходимо соблюдение ряда условий:

• изучение и определение различий между курсантами-юношами и курсантами-девушками;

• комплектование учебных групп по половому признаку (хотя бы при изучении профессиональных дисциплин);

• использование форм, методов и средств обучения с учетом гендер-ных особенностей;

• определение стиля познавательной деятельности каждого курсанта и курсантов в группе и построение учебного процесса в каждой группе индивидуально, с учетом полученной информации.

Отсутствие учета гендерного компонента в процессе обучения заметно 84 снижает как само качество обучения, так и мотивацию курсантов. Гендер оказывается встроенным в структуру всех общественных институтов и педагогика не является исключением.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малеева, Ю. Зачем нужно раздельное обучение мальчиков и девочек в школе? И нужно ли? [Текст] / Ю. Малеева [Электронный ресурс]. - URL: shkolazhizni.ru/ school/articles/21763 (дата обращения 12.04.2016).

2. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - СПб., 2001.

3. Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов [Текст] / В.С. Агеев // Вопросы психологии. - 1987. - № 2.

4. Овчарова, О.Г. Гендерное образование: методики равенства [Текст] / О.Г. Овчарова // Женщина в российском обществе. -2011. - № 4.

REFERENCES

1. Ageev V.S., Psihologicheskie i socialnye funkcii polorolevyh stereotipov, Voprosy psi-hologii, 1987, No. 2. (in Russian)

2. Eremeeva V.D., Hrizman T.P., Malchiki i de-vochki: dva raznyh mira, St. Petersburg, 2001. (in Russian)

3. Maleeva Ju., Zachem nuzhno razdelnoe obu-chenie malchikov i devochek v shkole? I nuzhno li, available at: shkolazhizni.ru/school/ articles/21763 (accessed: 12.04.2016). (in Russian)

4. Ovcharova O.G., Gendernoe obrazovanie: metodiki ravenstva, Zhenshhina v rossijskom obshhestve, 2011, No. 4. (in Russian)

Браженская Наталья Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Дальневосточный юридический институт МВД России, [email protected] BraginskayaN.Eu., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogics, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.