УДК 378:331 ББК 74.480:65.24
Д.С. Гордеева, А.В. Савченков
актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики
В статье исследуется проблема социальных партнерских отношений между высшими учебными заведениями и реальным сектором экономики. В работе анализируется зарубежный опыт сетевого взаимодействия университетов с предприятиями-работодателями, успехи и проблемы данного процесса. Проблемы совместной деятельности образовательных учреждений с предприятиями реального сектора экономики актуальны и требуют детального исследования и поиска путей их решения.
Ключевые слова: реальный сектор экономики, образовательные учреждения, университеты, сеть, сетевое взаимодействие, профессиональное образование.
D.S. Gordeeva, A.V. Savchenkov
topical problems of interaction of universities with the real sector of the economy
The problem of social partnership between higher education institutions and the real sector of the economy is described. This study analyzes the foreign experience of networking interaction between universities and companies- employers, and successes and problems of this process. The problems of co-operation between educational institutions and enterprises of the real sector of the economy are relevant, and they require the detailed study and search of ways of their solution.
Key words: real sector of the economy, educational institutions, universities, network, networking, professional education.
Одной из актуальных задач развития современной экономики является организация тесного взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями-работодателями. Вузы, являясь центрами сетевого взаимодействия, представляют собой открытые системы, уделяющие внимание развитию внутренней интеграции, направленной на повышение качества образования, организацию системы непрерывного образования, а также подготовке квалифицированных конкурентоспособных выпускников.
Динамично развивающимся предприятиям реального сектора российской экономики для их успешной деятельности по выходу на мировые рынки необходима инновационная технологическая революция, а высшие учебные заведения порой не в состоянии готовить кадры, способные обеспечить этот прорыв. Поэтому подготовка мобильных, квалифицированных профессионалов в условиях
перехода к информационному обществу является ключевой задачей образовательной системы РФ.
Это условие определяет необходимость формирования национальных приоритетов в сфере инновационного образования с учетом мировых тенденций, определяющих постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации будущих специалистов. Образование следует рассматривать как одну из важнейших подсистем организованной социализации современного общества, которая обеспечивает процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их последующего эффективного использования в своей профессиональной деятельности в интересах личности, общества и государства [11].
Уровень качества подготовки специалистов - основной показатель, определяющий статус университета, поэтому
позиционирование высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг в большей степени зависит от эффективности его социального партнерства с предприятиями реального сектора экономики - потребителями будущих выпускников [4]. Эффективность подготовки специалистов также определяется рефлексивно-ценностным сопровождением данного процесса, под которым понимается приобщение конкурентоспособных студентов к си-нергетической, совместной, неординарно-творческой профессиональной деятельности (созидательно-проектной, диагностико-аналитической, научно-исследовательской и т.д.), в том числе к профессионально-специфическим видам профессиональной деятельности [5].
Образовательные организации заинтересованы во взаимодействии с предприятий реального сектора экономики не только как с источниками актуальной информации, которая им необходима для подготовки высококвалифицированных специалистов, но и как с источником дополнительных внебюджетных средств.
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений и предприятий реального сектора экономики позволяет суммировать информационные, технологические, инновационные, научные ресурсы для достижения принципиально нового качества профессиональной подготовки квалифицированных работников с учетом удовлетворения потребностей регионального рынка труда [8]. Для системы среднего профессионального образования социальное партнерство с промышленными предприятиями является одной из самых эффективных форм функционирования в условиях рыночной экономики [9].
По нашему мнению, предприятия могут быть не только заказчиками и потребителями выпускников образовательных организаций, но и должны быть заинтересованы в совместных научно-исследовательских работах. Предприятия должны стать источником докторантов, аспирантов и соискателей, которые будут выполнять свои исследования на
актуальные для предприятия темы и приносить реальную практическую пользу предприятию. Таким образом, реальный сектор экономики заинтересован в эффективном сетевом взаимодействии с образовательными организациями высшего образования [3].
Проблема взаимосвязи образовательных организаций и предприятий-работодателей как одиного из способов разрешения вопросов современной экономики, выпуска квалифицированных кадров и привлечения в университеты дополнительных финансовых средств актуальна для всего мира. На основе анализа научных работ исследователей из Норвегии, Китая, Германии, Китая, Франции, Бразилии, Японии, Мексики было четко определено, что поиск решения обозначенной проблемы уже довольно длительное время занимает политических деятелей и ученых многих развитых и развивающихся стран.
В зарубежной практике можно выделить три основные модели партнерства университетов с реальным сектором экономики [1].
1. Роль государства незначительна (Великобритания, США). Особенностью взаимодействия рынка образования и предприятий в США является, с одной стороны, то что накопленные бизнесом практические знания важны для становления образовательного пространства, с другой - успешная карьера недостижима без наличия университетской степени. Учреждения высшего профессионального образования большей частью независимы от государства, как с точки зрения источников финансирования, так и в плане разработки образовательных программ.
В Англии государственная политика в области высшего профессионального образования в большинстве случаев определяется на региональном уровне, и центральную роль играют работодатели будущих выпускников. Успешно функционирует сеть отраслевых советов по развитию профессиональных навыков. Участие работодателей направлено на формализацию требований рабочих мест в соответствии с квалификацией
о
X
о т
о ^
о
Ё ф о
.0 X .0 с;
го ф
^
ш о
со >.
ей
ей I-
о ф
ч о
го
со ей
ф
£
о ^
с
ф
XI X .0 с; го
<
ш о
X
ф
т ш го О
Ш
<
го"
ей ф
ф
Ч ^
о
О
выпускников и на развитие профильных образовательных структур.
2. Государство планирует, реализует и управляет профессиональным образованием (Франция, Швеция). Для данной модели партнерского взаимодействия системы образовательных услуг и рынка труда характерен прежде всего высокий уровень государственного регулирования сферы профессионального образования. Во Франции контроль качества профессионального образования осуществляется в основном государственными органами, однако социальные партнеры участвуют в процессе принятия решений через трехсторонние консультативные органы. Возрождена программа «ученичества» (часть обучения проходит в рамках формального образования, практическое обучение и отбор производится предприятием) во Франции. Швецию характеризует политика активной поддержки трудовых ресурсов (обеспечение географической мобильности выпускников; создание банков данных, предоставляющих полную информацию о вакантных местах по профессиям и отраслям; финансирование работы в частных фирмах молодежи) и большое внимание уделяется профориентации, которая предшествует профессиональному обучению.
3. На государство возложено распределение общих рамок деятельности частных предприятий и организаций по осуществлению профессионального образования и обучения (Германия, Нидерланды, Дания, Шотландия). Для Германии характерны концентрация и интеграция образовательных ресурсов. Для решения проблемы успешного трудоустройства выпускников разработан ряд программ (система, восходящая к исторической традиции обучения подмастерьев в различных малых предприятиях; модель «трудового года»; центры профессионального образования) [7].
В Нидерландах созданы негосударственные Национальные советы по профессиональным профилям. Их целью является усиление степени соответствия требований работодателей к качеству профессионального обучения. Вместе с социальными партнерами Националь-
ные советы определяют содержание программ обучения, квалификационные требования к выпускникам.
В Дании система высшего профессионального образования ориентирована на узкую специализацию. В Шотландии разработкой и оценкой профессиональных квалификаций выпускников занимается неправительственная организация - Шотландское квалификационное управление, нацеленное на развитие взаимодействия между работодателями и системой образования.
В отличие от зарубежных стран, добившихся определенных успехов по взаимодействию высшего профессионального образования и работодателей, в России существует противоречие между назревшей необходимостью социального партнерств вузов с реальным сектором экономики и неготовностью большинства российских работодателей осуществлять эффективное взаимодействие с университетами [10]. Данное противоречие обусловлено нечеткостью требований к компетенциям сотрудников и отсутствием разработанных форм и методов ведения продуктивного диалога между сторонами. Для Российской Федерации пути эффективного взаимодействия, удовлетворяющие как предприятия, так и высшую школу, еще не определены [3].
В современной действительности распространенно доволно прохладное отношение руководителей предприятий и различных организаций к интеллектуальным моделям, в т.ч. в силу их теоретизированности. Поэтому для их внедрения необходим конкретный инструментарий, который сможет обеспечить подобное взаимодействия на практике, формирование банка успешных практик для использования в качестве основопологающего опыта. В этой связи крайне актуальны механизмы формирования действенной модели участия вуза, обеспечивающей инновационное устойчивое экономическое развитие [6].
Еще одной актуальной проблемой партнерских взаимоотношений университетов с реальным сектором экономики является отсутствие эффективной си-
стемы анализа рынка труда со стороны образовательных учреждений, что является серьезным препятствием на пути формирования востребованных квалифицированных специалистов. Но и это далеко не единственная проблема, которую предстоит решить на пути эффективного взаимодействия заинтересованных сторон при разработке образовательных программ и формировании квалифицированных кадров.
Система образования практически обособлена от реального сектора экономики, хотя в огромной степени зависит от него [10]. Рассматриваемая проблема является следствием того, что российские университеты в определенный период времени были вынуждены планировать экономическое развитие, ориентируясь исключительно на внутреннюю среду, т.к. внешние ограничения практически их не касались [2]. Итогом этого стало то, что российские университеты зачастую сами стремятся изолировать себя от происходящих вокруг изменений, что отрицательно сказывается на их адаптационных способностях и тем более их предвосхищении. Образовательная деятельность вузов зачастую организована таким образом, что они сами формулируют требования к подготовке будущих специалистов.
В России существует определенный правовой барьер, выражающийся в том, что законодательные ограничения вступают в противоречия с рациональными требованиями рынка. Федеральные государственные образовательные стандарты жестко ограничивают желание вузов следовать требованиям будущих работодателей, как следствие снижается актуальность полученных выпускниками профессий, а вместе с этим и их конкурентоспособность, тормозится инновационная составляющая образовательного процесса [4].
При ориентации совместной образовательной деятельности на реальный сектор экономики необходимо соблюдать следующие условия:
1. Систематическая работа по поиску взаимодействия с социальными партнерами с той и другой стороны, как в уни-
верситетах, так и внутри предприятий. Совместные научные исследования, патенты, целевая подготовка специалистов могут улучшить взаимодействие этих секторов.
2. Вузу должна быть обеспечена достойная инфраструктура. Он не должен превращаться в малое предприятие, работающее лишь на потребности отдельных секторов экономики. Тем не менее совокупность малых предприятий, бизнес в целом, система образовательных площадок пользования информацией, научно-исследовательских лабораторий, патентные центры делают их эффективными с точки зрения и экономики, и учебных организации; необходимо развивать научные коллективы высококвалифицированных специалистов с привлечением работников из реального сектора экономики.
3. На кафедрах вузов не хватает менеджеров, понимающих всю инновационную цепочку социальных партнерских отношений.
4. Наличие информационных, инновационных, технологических ресурсов, делающих ставку на социальное партнерство университета и промышленного предприятия.
Любое управленческое и материальное стимулирование совместной деятельности разных университетов с реальным сектором экономики является положительным для обеих сторон, потому что объединение интеллектуальных ресурсов двух организаций повышает эффективность их деятельности и гарантирует успех проектных заявок, способствует организации сетевого взаимодействия между этими большими секторами отечественной экономики [9].
В качестве одного из направлений взаимодействия высшей школы и реального сектора экономики можно представить участие организаций высшего образования в организации перспективной переподготовки и повышения квалификации квалифицированных специалистов для конкретных предприятий. Также представляется необходимым уделять адекватное внимание объединению усилий предприятий и вузов в адаптации молодых специалистов.
о
X
о т
о ^
о
Ё ф о
-О X -О
с;
го ф
^
ш о
со >.
ей
ей I-
о ф
ч о
го
со ей
ф
£
о ^
с
ф
XI X
.о ц
го
<
Библиографический список
ш о
X
Ф т са го О
m
<
го"
ей ф
ф
Ч ^
о
О
1. Гнатышина, Е.В. Формирование информационной культуры педагога профессионального обучения в процессе экономической подготовки [Текст] / Е.В. Гнатышина // Сб. науч. тр.: в 3 т. Т. 2. Федеральное агентство по образованию, Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - С. 283-296.
2. Гордеева, Д.С. Современные механизмы реального сектора экономики в сфере совместной образовательной деятельности [Текст] / Д.С. Гордеева, С.С. Демцура // Предприятия, отрасли и регионы: генезис, формирование, развитие и прогнозирование: сб. науч. тр. по материалам II международной науч.-практ. конф. - Нижний Новгород: ИП Краснова Наталья Александровна, 2016. -С.51-60.
3. Гордеева, Д.С. К проблеме формирования эколого-правовых знаний в высшей школе [Текст] / Д.С. Гордеева // Сб. ст. по материалам Регион. студ. науч.-практ. конф., Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. - Н. Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т им. Козьмы Минина, 2016. - С. 33-35.
4. Гордеева, Д.С. Инженерное образование: проблемы взаимодействия гуманитарного и естественно-научного стилей мышления [Текст] / Д.С. Гордеева // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования: коллективная монография Всерос. науч.-практ. с междунар. участием: Челябинский гос. пед. ун-т. - Челябинск: Лаборатория знаний, 2015.- С. 112-115.
5. Гревцева, Г.Я. К анализу понятия «Рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза» [Электронный ресурс] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2-0. - С. 258. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440.
6. Рябчук, П.Г. Методы и проблема учета деятельности лизинговой компании [Текст] / П.Г. Ряб-чук // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер. Экономика и управление. - 2012. - № 16. - С. 57-65.
7. Саламатов, А.А. Управление персоналом [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. спец. 080507 -Менеджмент организации / А.А. Саламатов, Д.Н. Корнеев. - Челябинск: ЧГПУ, 2010. - 68 с.
8. Савченков, А.В. Историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вуза [Текст] / А.В. Савченков, Е.А. Гнатышина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, - 2015. - № 4. - С. 44-48.
9. Савченков, А.В. Теоретико-педагогический анализ проблемы преемственности подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия учреждения СПО и вуза [Текст] / А.В. Савченков, А.А. Саламатов, П.В. Лизунов // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участ. 18-19 февраля / под ред. В.В. Садырина, Е.М. Дорожкина, Е.А. Гнатышиной [и др. ]. - Челябинск: СИМАРС, 2015. -С. 209-212.
10. Савченков, А.В. Проблема преемственности подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия организаций спо и вуза [Текст] / А.В. Савченков // Профессиональное образование: методология, технологии, практика: сб. науч. статей / под ред. В.В. Садырина. - Челябинск: Цицеро, Челяб. гос. пед. ун-т, 2015. - Выпуск 9. - С. 42-47.
11. Савченков, А.В. Проблема формирования профессиональных компетенций у обучающихся с девиантным поведением в условиях профессионального образования [Текст] / А.В. Савченков, П.В. Лизунов // Международный науч. журнал «Мир науки, культуры, образования», 2013. - № 5. -С. 233-235.
Referencеs
1. Gnatyshina E.V. Formation of information culture of the teacher of vocational training in the process of economic preparation. Collection of scientific works: in 3 volumes. V. 2. Federal Agency on education,, Chelyabinsk state pedagogical University. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2010. P. 283-296. [in Russian].
2. Gordeeva D.S. Modern mechanisms of the real economy in the sphere of joint educational activities. Collection of scientific works on materials of the 2 international scientific-practical conference. Niznii Novgorod: Indi-vidyalnyi predprinimatel Krasnova Nataliya Alexandrovna, 2016. P. 51-60. [in Russian].
3. Gordeeva D. S. To the problem of formation of ecological - legal knowledge in high school. Proceedings of the Regional student scientific and practical conference, Nizhny Novgorod state pedagogical University named after Kozma Minin. Niznii Novgorod, 2016. P. 33-35 .[in Russian].
4. Gordeeva D.S. Engineering education: problems of interaction between humanitarian and natural -scientific styles of thinking. "Propaedeutics of engineering culture of students in modernizing education conditions". Chelyabinsk state pedagogical University. Chelyabinsk: Labotatotiya znanii, 2015 P. 112-115. [in Russian].
5. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. To the analysis of the concept "Reflexive value support of university student professional training" [Electronic resource] Sovremennyie problemy nauki i obrazovania, 2016. № 2-0. P. 258. Available at http://www.science-education.ru/article/view?id=24440 [in Russian].
6. Ryabchuk P.G. Methods and the problem of accounting for the activities of the leasing company. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo Universiteta. Series "Economy and management", 2012. №16. P. 57-65. [in Russian].
7. Salamatov, A.A. Management of the personnel: textbook.-method.. a manual for students. spec. 080507 -organization Management. Chelyabinsk: Chelyabinsk state pedagogical University, 2010. P.68. [in Russian].
8. Savchenkov A.V. Historical and pedagogical analysis of the problems of networking of institutions of secondary vocational education and university. Herald of Chelyabinsk-State Pedagogical University, 2015. № 4. P. 44-48. [in Russian].
9. Savchenkov A.V. Theoretical and pedagogical analysis of the problem of continuity of training of specialists on the basis of networking institutions and ACT college. Networking as a form of realization of state policy in education. Chelyabinsk: SIMARS, 2015. P. 209-212. [in Russian].
10. Savchenkov A.V. The problem of continuity of training of specialists on the basis of networking organizations and higher school and organization of secondary vocational education. Vocational education: methodology, technology, practice: collection of scientific articles. Chelyabinsk: Izd-vo Tsitsero". 2015. Edition 9. P. 42-47. [in Russian].
11. Savchenkov A.V. The problem of formation of professional competencies in students with deviant behavior in terms of vocational education. International scientific journal "World of science, culture and education", 2013. № 5. P. 233-235. [in Russian].
Сведения об авторах: Гордеева Дарья Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Савченков Алексей Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: [email protected]
Information about the authors: Gordeeva Darya Sergeevna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Economics, Management and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Savchenkov Alexey Viktorovich,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Training Teachers of Vocational Training and Subject Methodologies,
South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
о
X
о m
о о
È ф о
.0 X .0
га ф
CÛ
о
со >
CÛ
ф
£ о
с
ф
.0 X .0
га