СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что современная система образования в РФ терпит глобальные изменения на всех уровнях обучения. Все эти нововведения очевидно носят противоречивый характер. Так как каждое изменение имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Но уже сейчас становится ясно о необходимости внести корректировки в некоторые нововведения. Так, необходимо повышать в глазах общества престиж профессии учителя, преподавателя, как это было в советское время, на законодательном уровне закрепить количество часов и основные дисциплины, изучаемые студентами; исключить проведения ЕГЭ как заключительного этапа и среза знаний, полученных по окончании среднего образования.
Для полноценного и всестороннего развития общества необходимо понимать, что бездумное копирование Болонской системы образования недопустимо в стране, которая построила практически идеальную систему высококачественного образования. Для дальнейшего развития, процветания и продвижения научно технического прогресса РФ необходимо возрождать образование советского типа, поскольку от базы и фундамента, которые закладывала отработанная советская система образования, зависит будущее всего общества и страны в целом. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. - 2012.- №53. - Ст. 7598.
2. Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» - ИПС Консультант +
3. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"»
4. «Образовательное законодательство России. Новая веха развития: Монография» (под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой) ("Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ", "Юриспруденция", 2015)
5. «К вопросу о реформировании системы оказания юридических услуг в рамках государственной программы Российской Федерации "Юстиция" с учетом необходимости конкретизации образовательного ценза субъектов в связи с переходом на "болонскую систему образования» (Михайлова А.С.) ("Адвокатская практика",№1, 2017 )
6. «Реформа образования: причины и цели» (Кузьминов И.Я.), («Отечественные записки» №1, 2002)
© БуяноваА. В. 2019
УДК-343.1
Замашанская А.Ю.
Студент, магистр, 1 курса, ОГУ г. Оребург, РФ E-mail: alenazamashanskaj [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ
Аннотация
Проведение оперативно-розыскной деятельности, её анализ позволят организовать правильное планирование правоохранительной деятельности. При этом особое значение имеет взаимодействие различных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Одним из направлений повышения эффективности деятельности правоохранительной системы по противодействию преступности в России является организация взаимодействия и координации, одной из наиболее важных частей и
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
элементов которых является информационное взаимодействие.
Ключевые слова:
Оперативно-розыскная деятельность, правоохранительные органы, взаимодействие правоохранительных органов, информационные системы, информационные массивы.
В настоящее время в системе правоохранительных органов накапливается все больший опыт работы с информацией, использованием современных информационных систем, поэтому существует необходимость проанализировать этот процесс по направлениям использования их в практической деятельности в процессе оперативно-розыскной деятельности, посредством взаимодействия различных правоохранительных органов.
Эффективность оперативно-розыскной деятельности является трудной и многосторонней по осуществляемым функциям задачей, в результате чего имеет большое количество различных интерпретаций и толкований и, безусловно, проблем, которые необходимо решать на государственном уровне.
Система оперативно-розыскной деятельности представляет собой совокупность реально существующих, необходимых элементов государственных подсистем, их взаимосвязей, обеспечивающих выполнение управленческих задач, которые стоят перед государством на уровне раскрытия преступлений и предотвращения совершения новых.
Очевидно, что наличие мощного государственного взаимодействия на всех уровнях правоохранительной деятельности - это крайне необходимое требование к любому современному правовому и демократическому государству, ориентированному на построение гражданского общества. Эта проблема в России прочно укоренилась в практике оперативно-розыскной деятельности, что явно заслуживает по отношению к себе повышенного внимания. Россия имеет свой собственный исторический опыт, богатый опыт, содержание которого сказывается в том числе и на организации взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, где формируется специфическая восприимчивость к мировым тенденциям.
В современной России основными ценностями оперативно-розыскной деятельности должны быть экономичность, эффективность, результативность. Основная проблема, этому препятствующая, заключается в порядке обеспечения нужного результата, но с наименьшими затратами, в том числе посредством ненадлежащего информационного обеспечения.
В современной России целевым направлением являются государственная политика и государственное управление, которые должны реализовываться на основе законодательно выверенной, беспристрастной системе, на современных технологиях. Это не одномоментное явление. Оно требует по отношению к себе прохождения длительного временного отрезка, но, в первую очередь, задействования множества усилий.
Оперативная обстановка включает три основных группы условий:
- преступная деятельность (объекты посягательств, мотивы и цели преступлений, силы и средства преступников, способы совершения преступлений, способы легализации средств, добытых преступным путём);
- собственные возможности правоохранительных органов (имеющиеся в их распоряжении силы и средства, используемые ими способы и приёмы);
- общие для правоохранителей и преступников условия общественной и природной среды, которые учитывают в своей деятельности и правоохранители, и преступники (лица, поддерживающие контакт с преступниками и, наоборот, характер этих контактов, правовой режим, настроения, быт и нравы населения, состояние промышленности, транспорта, сельского хозяйства) [4, с. 215].
Изучение оперативной обстановки, её анализ позволят организовать правильное планирование оперативно-розыскной деятельности. Неправильно выбранный подход организации профилактики,
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
пресечения и расследования преступлений может привести к росту преступности.
Во время раскрытия и расследования преступлений первоочередное значение имеет информация в отношении нераскрытых преступлений и подозреваемых лиц. Быстрое получение такой информации во многом зависит от эффективного использования существующих информационно-аналитических систем, которыми пользуются в своей деятельности правоохранительные органы. Информационные учеты направлены на определение пути поиска и получения нужной информации.
Для получения положительных результатов работы единственно верным решением будет объединить основные информационные массивы. Пока они находятся в разрозненном состоянии, говорить об оперативной аналитической составляющей нецелесообразно. Следует отметить, что только качественное, систематизированное, обобщенное информационно-аналитическое обеспечение на основе компьютерных технологий в настоящее время способно обеспечить достижение поставленных целей. Необходима четкая стратегия формирования информационных массивов и поддержание их в актуальном состоянии
Российская правовая система это целый комплекс правовых составляющих, формирующихся в соответствии с закономерностями общественных явлений, изменения сознания людей, государственных потребностей как внутри государственного механизма, так и на внешней политической арене. При правильной организации правовой системы государство должно достигать своих целей и стоящих задач на благо общественной жизни [3, с. 199].
На сегодняшний день в сфере информационного взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность существует ряд проблем организационно-правового характера.
Так среди проблем правового характера необходимо выделить следующие:
1. Отсутствие четкой правовой регламентации механизма противодействия преступности, в том числе вопросов взаимодействия различных субъектов этой деятельности. В связи с этим многие субъекты, которые обладают необходимыми силами и средствами для противодействия преступности, необоснованно отстраняются от этой деятельности, либо решают их в рамках только ведомственных целей и задач, без взаимодействия с другими субъектами.
2. Регулирование вопросов взаимодействия, в том числе и информационного, между различными субъектами, либо отсутствует вообще, либо рассредоточено в многочисленных ведомственных нормативно-правовых актах, которые доступны для ознакомления только одному из субъектов и регулирование данных вопросов имеет односторонний, узконаправленный характер.
3. Отсутствие или неэффективность правового регулирования работы с информационными ресурсами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе вопросов доступа к ведомственным локальным информационным системам других субъектов правоохранительной деятельности [2, с. 127].
Среди организационных проблем информационного взаимодействия субъектов противодействия преступности следует выделить следующие:
1. Отсутствие единой информационной базы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Важным шагом по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности является использование новых, современных подходов в организации их информационного взаимодействия, таких, как создание единого информационного пространства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Существующее положение дел приводит к дублированию работ, к избыточности в сборе первичной информации, к удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность создает затруднения в обмене информацией и доступе к ней.
2. Структурно-функциональная неопределенность в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Структурно-функциональная неопределенность выражается в следующем:
- отсутствие четкой государственной политики в правоохранительной деятельности в целом,
- структурно-функциональная перестройка правоохранительной системы зачастую проводится без
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019
учета научной, нормативно-правовой базы, экономических и кадровых резервов.
3. Внутриведомственная замкнутость и разобщенность. Прежде всего, проблемы такого рода связаны с противопоставлением частных целей и задач, стоящих перед конкретным органом, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, общим на достижение которых нацелена оперативно-розыскная деятельность.
4. Неэффективность управленческой деятельности. Среди факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности по созданию системы информационного взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность следует выделить такие как: неэффективность координации на различных уровнях управления; принятие управленческих решений без комплексного анализа деятельности всех субъектов; отсутствие контроля и оценки деятельности всей системы в целом, а не каждого субъекта в отдельности, стиль руководства внутри того или иного правоохранительного органа [1, с. 153].
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, грамотно выстроенное взаимодействие информационных систем послужит основным катализатором, направленным совершенствование взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также позволит устранить имеющиеся проблемы и избежать возникновение новых.
Российская Федерация на современном этапе развития нацелена на формирование гражданского общества и укрепления основ правового государства. Одной из основных задач, направленных на реализацию поставленных целей является совершенствование механизма взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, закрепление новой юридической мысли путем вынесения новых нормативно-правовых актов, в рамках современных тенденций, взглядов и совершенствования сложившейся информационной и правовой систем в целом. Грамотная политика формирования системы взаимодействия правоохранительных органов, безусловно, послужит положительных фактором для ускорения достижения поставленных целей и катализатором активного развития всех институтов государства, в том числе направленных на снижение уровня преступности и повышения эффективности расследования совершенных преступлений.
Становление и закрепление в государстве общей правовой культуры, юридического профессионализма, правовой подготовленности, а также информационного взаимодействия приобретают все большее значение в современных условиях существования и развития правового государства.
В современной России целевым направлением являются государственная политика и государственное управление, которые должны реализовываться на основе законодательно выверенной, беспристрастной системе, на современных технологиях. Это не одномоментное явление. Оно требует по отношению к себе прохождения длительного временного отрезка, но, в первую очередь, задействования множества усилий.
Список использованной литературы:
1. Абдуллин А.Р. Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность в правоохранительных органах внутренних дел Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2017. Т. 4. № 50.С. 152-156.
2. Омелин В.Н. Проблемы совершенствования законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности //Алтайский юридический вестник, 2017. № 2 (18). С. 124-128.
3. Румянцев Н.В., Омелин В.Н. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности // Юридическая наука и практика, 2018. - № 1 (41). С. 197-201.
4. Уголовно-процессуальное право. Практикум: учебное пособие / ред. В.В. Ершов, В.А. Давыдов. 5-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 390 с.
© Замашанская А.Ю., 2019