8.6. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хусаинов Рамиль Равилович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задача - Исследуются некоторые вопросы о сущности оперативно-розыскной деятельности как одного из видов правоохранительной деятельности.
Модель - Методологическая основа работы - всеобщий диалектико-материалистический метод познания объективной действительности. Использовались общенаучные методы - анализ и синтез, индукция и дедукция.
Выводы - Законодательное закрепление оперативно-розыскной деятельности как вида правоохранительной деятельности способствовало бы разработке процедуры его осуществления, что в свою очередь привела бы к более эффективному использованию его результатов в процессе доказывания по уголовным делам.
Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы - Содержание работы дополняет научно-правовые основы института оперативно-розыскной деятельности; может быть использовано в дальнейших изысканиях, связанных с разработкой анализируемой проблемы.
Практическое значение - Отдельные выводы работы могут учитываться в практической деятельности правоохранительных органов в использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.
Оригинальность/ценность - Проводится анализ соответствия признаков оперативно-розыскной деятельности правоохранительной деятельности. Предназначена для ученых, преподавателей, обучающихся по всем направлениям юридического профиля, а также практических работников правоохранительных органов.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, правоохранительная деятельность.
INVESTIGATIVE ACTIVITIES AS A KIND LAW ENFORCEMENT
Khusainov Ramil Ravilovich, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Ufa law institute of MIA Russia. Department: operatively-search activity of law-enforcement bodies chair. E-mail: [email protected]
Annotation
Task - Explores some questions about the essence of operational-investigative activity as one of the types of law enforcement activities.
Model - Methodological basis of the work - universal dialectic-materialistic method of cognition of objective reality. IP-used General scientific methods of analysis and synthesis, induction and deduction
Conclusions - Legislative strengthening the operational-search activity as a type of law enforcement activity would contribute to the development of implementation proce-
dures, which in turn would lead to more efficient use of its results in the process of proof in criminal cases.
Scope of the study/the possibility of subsequent use of the results of scientific work - the work complements the scientific and legal basis of the Institute of operational-investigative activity; can be used for further studies associated with the development of analyzed problems.
The practical value - of some of the conclusions of the work can be considered in the practical activities of law enforcement agencies in the use of the results of operational-investigative activity in the criminal process.
Originality/value - the analysis of conformity of signs investigative activities of law enforcement. Intended for scientists, teachers, students in all areas of legal profile, as well as practical workers of law enforcement bodies. Keywords: operational-investigative activity, law-enforcement activities.
Используемый ныне термин «оперативно-розыскная деятельность» был введен в практический оборот только после принятия в 1958 году Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и УПК РСФСР от 27 октября 1960 года. [1. с. 33]. Впервые научное обоснование понятия ОРД как вида общественной практики было дано А.Г.Лекарем в 1966 г: «ОРД есть основанная на законах и подзаконных актах система разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников» [1. с. 34]. В дальнейшем в процессе развития теории ОРД вводились дополнения и уточнению этого определения. В ФЗ «Об ОРД» от 12 августа 1995 года впервые законодательно было закреплено понятие ОРД, как вида деятельности осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Таким образом, со времени появления термина и определения о сущности «оперативно-розыскная деятельность» и его законодательного закрепления, на фоне сроков развития науки, прошел весьма короткий период времени. Особенно это ярко выражено по сравнению с многими юридическими терминами и понятиями используемыми многие столетия (например, со времен Римского права). Поэтому можно смело предположить, что еще неоднократно будут вноситься изменения и уточнения о сущности ОРД, его целях, задачах и т.д.
Практически, одновременно в начале 60-х годов 20-го века в юридической среде появилось понятие «правоохранительная деятельность». В настоящее время отсутствует законодательно закрепленное понятие «правоохранительная деятельность». Однако, уже существуют разные теоретические взгляды о сущности этого вида деятельности. Наверное, одним из наиболее известных и научно обоснованных является определение предложенное профессором К.Ф. Гуценко «Правоохранительная деятельность эта государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка». В соответствии с существующими теоретическими разработками правоохранительная деятельность свя-
ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хусаинов Р.Р.
зана с охраной права и обладает определенными признаками.
Во-первых, один из признаков проявляется в том, что правоохранительная деятельность осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия.
Второй признак состоит в строгом соответствии принимаемых юридических мер воздействия предписаниям закона.
В-третьих характерным для правоохранительной деятельности является то, что она реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур.
Наконец, еще один существенный признак правоохранительной деятельности проявляется в ее реализации специально уполномоченными на то государственными органами.
Несмотря на отсутствие в настоящее время законодательно закрепленных задач правоохранительной деятельности, нельзя утверждать об их отсутствии. Эти задачи можно обнаружить в уголовно-процессуальном кодексе, Законе «О полиции», Законе «Об ОРД» и других нормативно-правовых актах. Не углубляясь на указанную тему можно констатировать, что основные задачи правоохранительной деятельности направлены на защиту прав и интересов личности, общества и государства. Исходя из указанных направлений, правоохранительной деятельности определяются ее функции, они многогранны начиная от защиты конституционного строя страны до оказания правовой помощи гражданам. Снова разные авторы к этому вопросу подходят по разному, кто-то указывает большее количество [2. с. 34], кто-то меньшее количество [3 с. 21] функций. Для выполнения этих функций специально созданы государственные органы, которые называются правоохранительными органами.
На основе вышеизложенного материала можно построить силлогизм («умозаключение» - в котором из двух данных суждений (посылок) получается третье (вывод)). Раскрытием и расследованием преступлений занимаются правоохранительные органы. Органы внутренних дел (полиция) занимаются раскрытием и расследованием преступлений. Значит, ОВД (полиция) является правоохранительным органом.
Теперь вспомним вышеуказанные признаки правоохранительной деятельности и посмотрим на оперативно-розыскную деятельность через призму этих признаков. Элементарный анализ показывает, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется путем воздействия юридических мер, в соответствии установленными нормами и специально уполномоченными на то государственными органами, т.е. соответствует трем из четырех основных признаков правоохранительной деятельности. Но один из признаков правоохранительной деятельности, а именно реализация, мер юридического воздействия, в установленным законом порядке осуществляется к сожалению в неполном объеме.
Один из основных направлений правоохранительной деятельности является борьба с преступностью, которая в свою очередь состоит из нескольких видов. Потому, что быстрое и полное раскрытие всех, особенно совершенных организованными группами, тяжких и особо тяжких преступлений, зависит от организации управления и эффективного использования всех имеющихся сил и средств правоохранительных органов. Результативное противодействие преступности, возможно только при комплексном применении государством специальных сил, средств, форм и мето-
дов.[4]. Среди основных видов этой деятельности, кроме осуществления правосудия по уголовным делам и исполнения его решений, можно назвать предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность. Все перечисленные виды этого направления правоохранительной деятельности, как известно, четко осуществляется в рамках уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного кодексов, где в достаточно полной мере определена процедура проведения следственных действий и исполнение наказаний. А вот оперативно-розыскная деятельность не имеет законодательно закрепленной процедуры его осуществления, ФЗ «Об ОРД» только регламентирует оперативно-розыскные мероприятия, посредством проведения которых реализуется эта деятельность. Ведь все оперативные подразделения являются составными элементами единой системы правоохранительных органов и призваны решать одну из важнейших задач - борьбу с преступностью [6]. Даже административные дела, заводимые по менее тяжким правонарушениям, рассматриваются в рамках административного процессуального кодекса. Поэтому напрашивается необходимость законодательного закрепления процедуры осуществления оперативно-розыскной деятельности. Конечно, эта идея не является новой, об этом уже давно пишут многие специалисты в области ОРД и уголовного процесса. Законодательное закрепление процедуры осуществления оперативно-розыскной деятельности безусловно облегчило бы использование его результатов в доказывании по уголовным делам.
Таким образом, ОРД является разновидностью правоохранительной деятельности. Поэтому в ФЗ «Об ОРД» можно было бы дополнить «ОРД - вид правоохранительной деятельности, осуществляемой ...». Предложенная формулировка о понятии ОРД наиболее полно отразило бы ее сущность, как вида правоохранительной деятельности. Возможно, подтолкнула бы законодателя привести оперативно розыскную деятельность в соответствии с иными видами правоохранительной деятельности, а именно к законодательному регулированию процедуры его осуществления. Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности всегда осуществлялась в целях борьбы с преступностью и с целью обеспечения процесса доказательства.
Список литературы:
1. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник // Под. ред И.А. Климова 2014.
2. Суд и правоохранительные органы: Учебник // Под. ред. В.В. Ершова 2013. С.34.
3. Правоохранительные органы: Учебник // К.Ф. Гу-ценко 2015. С.21.
4. Габзалилов В.Ф. Теоретические аспекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий. // Пробелы в Российском законодательстве. - 2014. -№ 5.
5. Хусаинов Р.Р. Некоторые вопросы нормативно-правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений // Пробелы в российском законодательстве. -2014. - № 6.
Рецензия
на статью: «Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности»
Во многих законодательных актах и научных работах оперативно-розыскная деятельность рассматривается как один из видов правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность как один из видов государственной деятельности, связанной с охраной права, обладает рядом основных признаков. В работах посвященных правоохранительной деятельности авторы указывают различные направления этого вида деятельности и к правоохранительным органам относят разные государственные органы. Но при этом все авторы одним из основных направлений правоохранительной деятельности считают борьбу с преступностью и одним из основных субъектов правоохранительных органов признают органы внутренних дел. Среди основных взаимосвязанных видов правоохранительной деятельности в борьбе с преступностью называются предварительное расследование и оперативно-розыскная деятельность. Оперативно-розыскная деятельность как особый вид правоохранительной деятельности должен соответствовать его основным признакам.
В данной работе аргументируется необходимость законодательного закрепления о сущности оперативно-розыскной деятельности, как одного из видов правоохранительной деятельности. Автор проводит некоторый анализ понятия оперативно-розыскной деятельности через призму основных признаков правоохранительной деятельности. На основе проведенного анализа предлагает внесение дополнение в законе «Об ОРД» в части касающейся его сущности, а именно закрепить его как вид правоохранительной деятельности. В целом, работа оставляет положительное впечатление и может быть рекомендована к опубликованию в открытой печати.
Заместитель начальника кафедры ОРД ОВД Уфимского юридического института мВд России, кандидат юридических наук, доцент Н.Н. Киселев