УДК 338.48
Е.Г. ЛЕОНИДОВА
младший научный сотрудник ФГБУН ВолНЦ РАН, г. Вологда, Российская Федерация
Статья поступила 9 октября 2018г.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резюме. Внутренний туризм в Российской Федерации обладает большим потенциалом для развития, но его реализация сдерживается рядом проблем. В статье рассмотрены особенности развития данного сегмента рынка в России, выполнен анализ объемов внутреннего туристского потребления в разрезе стран мира, выявлены особенности системы управления сферой туризма. Исследование особенностей развития сферы внутреннего туризма в Российской Федерации основывается на общенаучных методах анализа, синтеза, обобщения. Информационной базой исследования стали официальные статистические данные, материалы Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), результаты социологических опросов, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В заключение статьи предложены направления, реализация которых будет способствовать активизации внутреннего туризма в перспективе.
Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, экономика.
LEONIDOVA E.G.
Junior Research Associate,
Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences
CURRENT PROBLEMS OF MANAGEMENT AND DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM IN RUSSIAN FEDERATION
Summary. Tourism is one of the most dynamically developing sectors of the national economy. For the regional economy the development of domestic tourism has utmost significance in the structure of its types, meaning the travel of tourists within the country for the purpose of entertainment, recreation, relaxation, etc. However, in the Russian Federation this type of tourism is underdeveloped due to the imperfect infrastructure of the economic sector, the discrepancy between the price of tourist products and their quality, as well as the lack of competent personnel. The issues of the development of domestic tourism are reflected in the works of Grigorenko T.N., Kruzhalin V.I., Kruzhalin K.V., Shabolina N.V., Makeeva D.R., Semenova E.V. and other authors. The article considers the essence of domestic tourism and defines possible directions of its enhancement. The methods of theoretical analysis, analysis of statistical data, synthesis are used in the study. The statistical data revealed the decrease in the number of trips made by Russians ^ for tourist purposes. In addition, the current tourist potential allows developing a wide range of types of tourism for domestic tourists. As it turned out, this development is hampered by the shortage of regional tourist products attracting domestic tourists, inadequate tourist infrastructure
and the lack of money for a tourist trip. On the base of analysis of management it was determined that ifs not promote domestic tourist consumption.
Keywords: tourism, domestic tourism, economy.
Введение. Экономическое и социальное значение сферы туризма в мире неуклонно растет. Согласно данным Всемирной туристской организации при Организации объединенных наций (ЮНВТО) с 2010 по 2017 гг. зафиксирован значительный прирост количества международных туристских прибытий: он составил 7%, достигнув 1,3 млрд человек. По итогам 2017 г., вклад сферы туризма в мировую экономику оценивался в 10,4% валового внутреннего продукта (ВВП); отраслью создано каждое пятое рабочее место в мире [12].
По территориальному признаку выделяют международный туризм, охватывающий поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны их постоянного проживания, и внутренний туризм, связанный с выездами граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, развлечений, оздоровления, обучения, занятий спортом и с другими туристскими целями (рис. 1).
Среди них, с точки зрения социально-экономической значимости, особенно выделяется внутренний туризм.
Статистические данные свидетельствуют о том, что во многих зарубежных странах доходы от него составляют до 80% в общей структуре видов туризма [12]. Данное направление в отличие от въездного туризма, где субъектами получения туристских услуг являются граждане иностранных государств, стимулирует внутреннее потребление, созда-
вая спрос на местные товары и услуги. Финансовые средства, образуемые в результате трат внутренних туристов, остаются внутри страны (региона), повышая значение экономических показателей, характеризующих воспроизводственные процессы в экономике, например, конечное потребление.
Инфраструктура внутреннего туризма, включающая сеть коллективных средств размещения, питания, развлечений, оздоровления и спорта, способствует снятию психического и эмоционального напряжения, укреплению здоровья. Тем самым удовлетворяются рекреационные потребности населения, что способствует работоспособности и росту производительности труда.
Сфера внутреннего туризма активизирует развитие смежных отраслей (до 53 отраслей народного хозяйства), создает условия для успешного функционирования производств, считающихся нерентабельными (например, производство народных промыслов).
В Российской Федерации актуальной задачей развития экономики является увеличение темпов экономического роста. За период 2008-2016 гг. суммарный экономический рост валового внутреннего продукта страны составил примерно 3%. За этот же период времени мировая экономика выросла на 20%, американская - на 34%, китайская - на 89% [1]. В послании Федеральному собранию 1 марта 2018 г. Президент РФ Владимир Путин обозначил, что темпы роста ВВП РФ к 2020 году должны выйти на уровень выше среднемировых [8].
Рисунок 1 - Формы туризма (согласно рекомендациям ЮНВТО)
Примечание - Источник: Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.
Очевидно, что для достижения данной задачи необходимы серьезные структурные преобразования экономики.
По мнению исследователей, российские власти не в полной мере используют имеющиеся возможности увеличения доходов бюджетов [5] О факторах социально-экономического развития, способных стать источником дополнительных денежных средств в бюджеты любого уровня, развернулась дискуссия не только на государственном уровне, но и в экспертном и научном сообществе.
Следует согласиться с точкой зрения о том, что в настоящее время развитие экономики региона основано преимущественно на использовании экстенсивных факторов [10]. Учитывая вышесказанное, развитие сферы внутреннего туризма может рассматриваться в качестве перспективного внутреннего фактора социально-экономического развития территории, активизация которого снижает зависимость от меняющихся внешних условий среды, а также позволяет более эффективно рационально использовать имеющиеся ресурсы страны (региона). Соответственно, целью данной статьи является анализ особенностей развития этого сегмента туристского рынка на примере России и определение перспектив его развития с учетом выявленных особенностей.
Российскими исследователями в последнее время все больше внимания уделяется проблемам и перспективам развития внутреннего туризма в России.
В частности, авторским коллективом МГУ им. М.В. Ломоносова предложены направления развития видов туристской деятельности, способных активизировать спрос населения на туристские ресурсы (лечебно-оздоровительный и автотуризм) [6].
Т.Н. Григоренко и Л.Н. Казьмина выделяют ключевые проблемы, сдерживающие развитие внутреннего туризма в России [4].
Представители Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов видят решение проблем внутреннего туризма в неотложном принятии экономических мер со стороны государства [9]. Между тем, в данных работах не достаточно подробно отражена связь между функционированием этого направления и сложившейся системой управления им. Этот аспект будет отражен в данном исследовании.
Основная часть. Исследование особенностей развития сферы внутреннего туризма в Российской Федерации основывается на общенаучных методах анализа, синтеза, обобщения. Для оценки динамики расходов внутренних туристов проведен компаративный анализ, позволяющий сопоставить объем внутреннего туристского потребления в разрезе стран мира.
Информационной базой исследования стали официальные статистические данные, материалы Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), результаты социологических опросов, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Результаты и их обсуждение. Вклад туристской отрасли в целом в экономику РФ по итогам 2016 г. оценен Росстатом в 2604,7 млрд рублей, что составило 3,4% валового внутреннего продукта страны. Начиная с 2011 года значение данного показателя постепенно увеличивается (рис. 2).
Ввиду того, что Росстатом в валовую добавленную стоимость туристской индустрии включается сумма валовой добавленной стоимости, создаваемая всеми действующими в туристской индустрии резидентами национальной экономики, независимо то того, предназначена ли их продукция для туристов, и независимо от производственной специализации предприятий, то представляется, что реальный прямой вклад отрасли в экономику несколько ниже.
Рисунок 2 - Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем
продукте Российской Федерации, в %
Примечание - Источник: данные Росстата.
Вычленить долю внутреннего туризма затруднительно в связи с отсутствием разработанной методики подсчета.
Согласно статистическим данным, среди всех стран мира лидером по объему расходов внутренних туристов в 2017 г. стал Китай, впервые обогнавший Соединенные Штаты Америки. Данный показатель вырос с 2010 г. в три раза (табл. 1). Это объясняется проведением государственной политики китайских властей, направленной на увеличение туристского потребления внутри страны, а также реализацией проекта «Один пояс-один путь». Активная поддержка туризму оказывается со стороны частных инвесторов: их доля в общем объеме инвестиций в отрасль составляют порядка 60% [6].
По данным Китайской национальной администрации по туризму (CNTA), в 2017 г. китайцы совершили 5 млрд внутренних поездок, что по сравнению с 2012 годом на 69,1% больше. Это принесло бюджету КНР доходы только в этом секторе туризма в размере 4,57 трлн юаней (705 млрд долл. США), что на 101% больше, чем в 2012 году [6]. По про-
гнозным оценкам, рост внутреннего туризма по итогам 2018 г. в Китае составит 5,5 млрд поездок, что составит примерно 780 млрд долларов США. Вклад всей отрасли туризма в КНР в 2017 г. составил 1,35 трлн долларов США или 11% валового внутреннего продукта [6].
По сравнению с зарубежными странами, россияне путешествуют не столь активно. По экспертным оценкам, лишь около 30% населения РФ совершают путешествия (для сравнения: в Японии и Германии - 80%, в Великобритании - 70%) [4]. С 2010 по 2017 гг. объем трат внутренних туристов в РФ остался примерно на там же уровне.
Опросы ВЦИОМ свидетельствуют о том, что тенденция проведения большинством россиян летнего отпуска дома либо на даче сохранится (табл. 2). При этом за 2017-2018 г. на 5% выросла доля любителей дачного отдыха и садово-огородных работ. Это объясняется ограниченностью финансовых средств россиян, что ограничивает потребление ими внутреннего туристского продукта.
№ Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2010 г., в%
1 Китай 280,5 396,5 454,7 514,6 588,1 662,7 754,8 840,9 299,8
2 США 660,3 722,5 734,5 741,5 756,3 745,6 771,1 802,8 121,6
3 Германия 296,7 307,5 309,1 309,3 320,2 326,9 331,0 339,7 114,5
4 Индия 116,0 124,0 131,6 139,5 149,4 163,8 179,3 186,0 160,3
5 Япония 194,9 192,1 191,9 199,2 180,5 179,1 178,1 182,8 93,8
6 Великобритания 134,6 144,6 153,9 152,8 145,9 154,9 160,3 169,6 126,0
7 Италия 103,1 117,2 120,3 125,4 133,0 142,7 145,8 149,0 144,5
8 Франция 116,7 122,7 121,7 122,0 123,0 122,7 125,9 127,5 109,3
9 Мексика 92,3 96,5 100,4 104,8 106,2 111,9 112,8 115,9 125,6
10 Бразилия 104,5 108,2 107,4 108,2 112,2 110,4 105,3 99,9 95,6
11 Австралия 63,5 66,0 68,5 70,4 72,8 76,6 78,6 79,5 125,2
12 Канада 48,2 50,4 52,0 52,9 54,4 55,2 56,2 59,4 123,2
13 Испания 54,7 54,6 53,9 52,1 53,6 55,3 57,4 59,4 108,6
14 Южная Корея 43,0 45,1 47,0 47,7 48,8 48,7 49,4 49,6 115,3
15 Филиппины 15,7 19,5 21,6 24,1 28,8 36,6 42,9 45,7 291,1
16 Российская Федерация 41,7 41,4 41,3 41,1 42,8 40,3 40,2 41,8 100,2
Примечание - Источник: данные ЮНВТО.
Таблица 1 - Динамика расходов внутренних туристов (в постоянных ценах 2011 г.), млрд долл. США
Таблица 2 - Предполагаемые места отдыха россиян в период летнего отпуска по опросу ВЦИОМ
Варианты ответа 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Дома 55 56 48 45 46 40 45 47 45
На даче, садовом участке 19 19 25 22 22 26 35 29 34
В другом городе, селе России 9 9 9 11 4 11 9 12 14
На Черноморском побережье Кавказа (Сочи, Туапсе, Анапа 10 8 10 10 9 10 8 11 12
и т.д.)
В Крыму 2 2 2 2 9 7 8 10 9
За границей (за пределами бывшего Союза) 5 5 8 9 6 6 3 6 4
В других местах на территории бывшего Союза (кроме Прибалтики) 2 2 2 2 1 1 1 2 3
В Прибалтике 0 0 0 1 0 0 0 1 1
Затрудняюсь ответить 7 6 5 6 5 8 6 4 4
Примечание - Источник: опросы ВЦИОМ.
Успешное развитие данного направления напрямую зависит от грамотного руководства им. В мире сложилось три основных модели управления сферой туризма со стороны государства, выделяемых по степени государственного участия [8]:
1. Первая модель предполагает отсутствие центральной государственной туристской администрации, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации» (например, США).
2. Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного центрального органа - министерства, контролирующего деятельность всех предприятий отрасли в стране (Египет, Турция, Туризм).
3. Третья модель, согласно которой вопросы развития туристской деятельности в стране решаются в «недрах» какого-либо многоотраслевого министерства на уровне соответствующего отраслевого подразделения (Франция, Испания, Италия и Великобритания).
По мнению исследователей, по масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее приемлема третья модель управления, принятая в большинстве стран Западной Европы [8].
Следует отметить, что на протяжении становления туризма в условиях рыночной экономики, управление им в РФ претерпевало ряд изменений и преобразований. Это выра-
жается в смене органов исполнительной власти, курирующих туризм (табл. 3).
В настоящее время органы управления сферой туризма РФ представлены различными ведомствами. Управленческие решения принимаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (рис. 3).
На текущий момент за развитие отрасли в стране отвечает Федеральное агентство по туризму, находящееся под руководством Министерства культуры РФ. При этом следует отметить, что отдельно сфера внутреннего туризма как объект управления не выделяется. Руководство ею осуществляется в рамках развития туристской отрасли в целом.
Анализ работ ученых, занимающихся проблемами управления в сфере туризма, показал, что ее отличают отсутствие единообразия в органах управления сферой туризма на региональном уровне, межведомственная рассогласованность при принятии управленческих решений, вертикальная система власти [10; 12].
По мнению представителей Международной Туристской Академии, действующее в настоящее время законодательство РФ, как и система госрегулирования в сфере туризма, не учитывает современных тенденций и упускает из вида интересы конкретного человека - собственно туриста. Оно продолжает оставаться ведомственным и разобщенным [3].
Таблица 3 - Этапы преобразования статуса российского туризма
Дата Наименование органа исполнительной власти
27 марта 1992 г. Министерство культуры и туризма РФ
30 сентября 1992 г. Комитет РФ по туризму (Роскомтуризм)
10 января 1994 г. Комитет по делам молодежи, физической культуры и туризму (КМФТ России)
30 мая 1994 г. Комитет РФ по физической культуре и туризму (КФТ России)
3 августа 1994 г. Госкомитет по физической культуре и туризму
25 мая 1999 г. Российское агентство по физической культуре и туризму
6 июня 1999 г. Министерство по физической культуре, спорту и туризму
5 июля 2000 г. Министерство экономического развития и торговли РФ (Департамент туризма)
9 марта 2004 г. Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму
18 ноября 2004 г. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)
2008 г. Министерство по делам молодежи, спорта и туризма РФ
2011 г. Министерство культуры РФ
Примечание - Источник: Саак, А.Э. Управление развитием туристского комплекса муниципального образования [Текст]: учеб. пособие / А.Э. Саак, Е.В. Жертовская. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 304 а
Рисунок 3 - Субъекты реализации туристской политики в РФ
Примечание - Источник: данные Организации экономического сотрудничества и развития. Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787Лшг-2018-еп
Выводы. Выявленные особенности развития сферы внутреннего туризма позволили обозначить направления и перспективы функционирования данного сегмента туристского рынка. Политика развития сферы внутреннего туризма в РФ должна быть направлена на создание условий, способствующих потреблению внутреннего туристского продукта. Это возможно путем налаживания горизонтальных связей между ведомствами, курирующих туристскую отрасль, а также пересмотра роли внутреннего туризма в экономике страны (региона) органами государственной власти.
Несмотря на то, что регулирование данного направления находится в ведении преимущественно федеральных органов власти, стимулировать внутреннее туристское потребление возможно и на региональном уровне, влияя на факторы спроса и предложения на данном рынке.
Со стороны предложения тупродукта целесообразно применять маркетинговый подход, а именно целевой маркетинг, ориентированный на потребителя. В частности, это подразумевает проведение сегментации потребителей и формирование на этой основе внутреннего туристского продукта. Для создания условий, делающих экономически выгодным для туроператоров и других хозяйствующих субъектов турбизнеса работу на внутреннем рынке туристских услуг, возможно применение экономических методов (финансовых форм поддержки). Это позволит увеличить объем продаж на внутренние туристские направления.
Спрос на внутренние направления может быть обеспечен созданием доступного по цене качественного внутреннего туристского продукта на базе существующих и потенциальных туристских ресурсов.
В частности, возможно проведение мероприятий, направленных на стимулирование сбыта, как то предоставление скидок, акций, предоставление бонусов и т.п.
Реализация указанных направлений позволит активизировать развитие внутреннего туризма в Российской Федерации.
Список литературы
1. Аганбегян, А.Г. Социально-экономическое развитие Российской Федерации - преодоление рецессии / А.Г. Аганбегян // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. - №5. - С. 15-22.
2. Ахмадов, М.-Э.И. Воспроизводственное развитие региональной экономики и фак-
торы его обеспечения (на материалах федеральных округов и субъектов Российской Федерации) / М.-Э.И Ахмадов. -Владикавказ, 2012. - 46 с.
3. Биржаков, М.Б. Концептуальные подходы к формированию новой модели развития российского туризма для XXI века / М.Б. Биржаков [и др.] // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2017. - № 1. - С. 128137
4. Григоренко, Т.Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма России на современном этапе / Т.Н. Григоренко, Л.Н. Казьмина, // Вестник Национальной академии туризма. - 2015. - № 4. - C. 14-17.
5. Ильин, В.А. Проблемы эффективности государственного управления. Бюджетный кризис регионов [Текст]: монография / В.А. Ильин, А.И. Поварова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - 128 с.
6. Как и сколько Китай зарабатывает на внутреннем туризме [Электронный ресурс] // Режим доступа : http: //www.atorus.ru/news/press-centre/new/41935.html
7. Кружалин, В.И. Состояние российского туризма, проблемы и перспективы / В.И.Кружалин, К.В Кружалин, Н.В. Ша-балина // Вестник Национальной академии туризма. 2016. - № 1. - C. 10-13.
8. Менеджмент туризма: учебник / А. Д. Чудновский [и др.] - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 576 с.
9. Послание Президента РФ Федеральному собранию. Режим доступа : http://kremlin.ru/events/president/news/5695 7
10. Семенова, Е.В. Проблемы развития внутреннего туризма и некоторые пути их решения / Е.В. Семенова, Н.В. Маслова // Вестник Национальной академии туризма. 2016. - № 3. - С. 34-36.
11. Ускова, Т.В. Проблемы экономического роста территории / Т.В. Ускова. - Вологда : Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2013. 170 с.
12. Черникова, Л.И. К вопросу переориентации на внутренний туризм / Л.И. Черникова, Г.Р. Фаизова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - С. 5260.
13. UNWTO Annual Report 2017 [Electronic resource]. - Available at: http: //www2.unwto .org/publication/unwto-annual-report-2017
References
1. Aganbegyan A.G. Socialno-ekonomicheskoe razvitie Rossiyskoy Federacii - preodolenie recessii [Socio-economic development of the Russian Federation - overcoming the recession]. Srednerusskiy vestnik obschestvennyh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences], 2017. no 5, pp. 15-22.
2. Ahmadov M. I. Vosproizvodstvennoe razvitie regionalnoj ehkonomiki i faktory ego obespecheniya na materialah federalnyh okrugov i subektov Rossijskoj Federacii [Investigation of the necessity of reproductive development of regional economy: case of Russian federal districts]. Vladikavkaz, 2012. p. 46.
3. Birzhakov, M., Zhitenyov, S., Nikolaev, E., Novikov, V., Kirova, M., Putrik, Y., Solovyov, A. Konceptualnye podhody k formirovaniyu novoj modeli razvitiya rossijskogo turizma dlya xxi veka [Conceptual approaches to the formation of a new model of development of Russian tourism in the XXI century]. Rossijskie region: vzglyad v budushchee [Russian regions: looking into the future], 2017. no 1, pp.128-137.
4. Grigorenko, T.N., Kaz'mina, L.N. Prioritety v oblasti razvitiya vnutrennego i v"ezdnogo turizma Rossii na sovremennom etape [Priorities in domestic and inbound tourism development in Russia at the present stage]. Vestnik natsional'noy akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy], 2015, no. 4, pp. 14-17.
5. Ilyin, V.A., Povarova, A.I. Problemy gosudarstvennogo upravleniya [Problems of Public Administration]. Vologda: ISERT RAN, 2014. 181 p.
6. Kak i skolko Kitaj zarabatyvaet na vnutrennem turizme? [How and how much China earns in domestic tourism?] Available at: http://www.atorus.ru/news/press-
centre/new/41935.html (accessed
15.05.2018)
7. Kruzhalin, V.I., Kruzhalin, K.V., Shabalina, N.V. Sostoyanie rossiyskogo turizma, problemy i perspektivy [Current state, problems and prospects of the Russian tourism]. Vestnik natsional'noy akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy], 2016, no. 1, pp. 10-13.
8. Chudnovskii, A. D., Korolev, N.V.,Gavrilova E.A., Zhukova, M. A., Zajceva, N. A. Menedzhment turizma [Management of tourism]. 2014. p. 576.
9. Poslanie prezidenta rf federalnomu sobraniyu [State of the Nation address to the Federal Assembly] Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/5695 7 (accessed 15.05.2018)
10. Semenova E.V., Maslova N.V. Problemy razvitiya vnutrennego turizma i nekotorykh puti ikh resheniya [Problems of domestic tourism development and some ways on their solution]. Vestnik natsional'noyakademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy], 2016, no. 3, pp. 34-36.
11. Uskova, T. V., Lukin, E. V., Voroncova, T. V., Smirnova, T. G. Problemy ekonomicheskogo rosta territorii [Problems of economic growth of territory] 2013. p. 170.
12. Chernikova, L. I. Faizova, G. R. K voprosu pereorientacii na vnutrenniy turizm [On the re-focusing on domestic tourism]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya [Financial Analytics: Science and Experience]. 2016. pp. 52-60.
13. UNWTO Annual Report 2017 [Electronic resource]. - Available at: http://www2.unwto.org/publication/unwto-annual-report-2017
Received 9 October 2018