УДК 338.48
Е.Г. ЛЕОНИДОВА
младший научный сотрудник
Вологодский научный центр Российской академии наук, г. Вологда, Российская Федерация
Статья поступила 10 октября 2017г.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И БЕЛАРУСИ)
Аннотация. В структуре видов туристской деятельности особое значение для национальной экономики имеет развитие внутреннего туризма, поскольку он рассматривается не только в качестве доходной отрасли, но и как фактора повышения социального капитала, обеспечивая восстановление психофизиологических ресурсов общества. В Российской Федерации и Республике Беларусь наиболее развит выездной туризм, ориентированный на выезд граждан страны за рубеж. В статье выполнен анализ состояния внутреннего туризма на примере Союзного государства, в котором данное направление характеризуется диспропорциями между потребностями граждан в туристских услугах и возможностями государства их удовлетворить за счет имеющихся ресурсов. В заключении определены направления, способствующие развитию внутреннего туризма в обеих странах.
Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, экономика.
Введение. Значимость развития туристкой отрасли для экономики неоспорима. Она генерирует доход населения и предприятий, обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, привлекает инвестиционные ресурсы, создает новые рабочие места, повышает уровень жизни, стимулирует развитие смежных с ней сфер народного хозяйства, повышает внутреннее потребление, создавая спрос на местные товары и услуги. Причем мультипликативный (косвенный) эффект туризма, представляющего собой по сути межотраслевой комплекс, достаточно велик: по оценкам специалистов1, до 53 сфер экономической деятельности испытывают его влияние.
Анализируя динамику развития мировой туристской отрасли, можно отметить, что ее характеризуют устойчивые темпы роста и высокая адаптация к влиянию внешних неблагоприятных факторов. Эксперты Всемирной туристской организации при Организации объединенных наций отмечают (ЮНВТО), что, начиная с посткризисного 2009 года, ежегодно увеличивается число туристов, путешествующих по миру, а также доходы от их пребывания в местах остановки. Примечательно, что данные позитивные тренды не фиксировались с 60-х гг. ХХ века. По состоянию на 2016 год число международных туристских прибытий2 составило 1 млрд 235 миллионов путешествующих, достигнув рекордных показателей [12].
Прогноз дальнейшего развития туристской сферы также благоприятен и будет происходить за счет рынков развивающихся стран, таких как Китай, Индия, Малайзия. По расчетам ЮНВТО, к 2030 году темп роста числа международных туристов составит 2,5%, а наиболее туристически активными регионами мира станут Азия и Океания [12].
В отличие от выездного туризма, предполагающего выезд туристов за рубеж, внутренний туризм подразумевает перемещение граждан в пределах своей страны с целью отдыха. По своему сущностному содержанию для экономики государства/региона развитие внутреннего туризма более значимо, поскольку он не только прибылен, что подтверждают статистические данные (рисунок), но и является основой успешного функционирования туристической отрасли страны в целом. Именно благодаря ему создается базовая туристическая инфраструктура, происходит освоение новых туристическо-рекреационных ресурсов, осуществляется подготовка специалистов в данной сфере [1]. Также данное направление содействует восстановлению психофизиологических ресурсов и трудоспособности населения, тем самым повышая человеческий капитал, ускоряющий или
1 Данные Всемирной туристской организации при Организации объединенных наций отмечают (ЮНВТО).
2 Туристы, останавливающиеся на ночлег.
замедляющий инновационные преобразования как на страновом, так и на региональном уровнях [10].
Внутренний туризм препятствует оттоку валютных поступлений за рубеж, оставляя капитал в стране, тем самым снижая давление на национальную денежную единицу.
США Китай Япония Великобритания Франция Бразилия Италия Мексика Австралия Германия
189,7
61,2
Л257^^^ 203,1
48.4
187,6 48,2 120,7 6 94,2 41 98,8 18,4 115,3 19,472,9
43.5 311
805,6
475,7
■ Въездной туризм V Внутренний туризм
0
200
400
600
800
1000
Рисунок - Расходы внутренних и международных туристов внутри страны в 2015 г.,
млрд. долл. США.
Источник: UNWTO.
Согласно рекомендациям ЮНВТО, в целях обеспечения национальных интересов соотношение между внутренним и выездным туризмом должно составлять 4:1 соответственно [2].
К числу стран, в которых сфера внутреннего туризма является перспективной для развития, относятся Российская Федерация и Республика Беларусь. Для обеих стран, сотрудничающих в рамках Союзного государства, характерны общие проблемы функционирования данного сектора [9]. Соответственно, целью данной статьи является анализ развития этого сегмента туристского рынка на примере России и Беларуси, отличающегося диспропорциями между потребностями граждан в туристских услугах и возможностями государства их удовлетворить за счет имеющихся туристских ресурсов.
Методы. В исследовании использованы общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, а также компаративный анализ, позволяющий на основе выбранных параметров провести сопоставление рынков внутреннего туризма на примере Российской Федерации и Беларуси для определения направлений, способствующих его перспективному развитию.
Вопросы развития российского рынка внутреннего туризма рассмотрены в работах Т. Н. Гри-горенко, Л. Н. Казьминой, Д.Р. Макеевой, Е.В. Семеновой, Н.В. Масловой [4; 6; 8] и других авторов.
Отдельные аспекты функционирования данного сектора в Республике Беларусь рассмотрены Е.И. Астапчик, В.Н. Кремневской, З.М. Горбылевой, И.А. Шамардиной, Н.В. Старцевой [1; 3; 9].
Обобщение работ ученых позволили заключить, что рассмотрение проблем внутреннего туризма носит в основном поверхностный, описательный характер. В исследованиях отсутствует анализ показателей, отражающих реальное состояние данного сектора туристского рынка.
Результаты и их обсуждение. Для анализа рынка внутреннего туризма в обеих странах необходимо оценить закономерности развития сферы туризма в целом.
Следует отметить, что ни Россию, ни Беларусь нельзя отнести к лидерам мировой туринду-стрии. В рейтинге стран мира, согласно Индексу конкурентоспособности путешествий и туризма, рассчитываемому аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ), по итогам 2015 года Российская Федерация заняла 45-е место из 141 страны, поднявшись по сравнению с прошлогодним значением на 18 позиций (табл. 1). Вместе с тем, по мнению специалистов, рост данного показателя обусловлен снижением курса национальной валюты, а не реальным улучшением состояния дел в отрасли. Для Беларуси в 2015 г. данный рейтинг не рассчитывался. По мнению авторов, экспертно оценивших на основании методологии ВЭФ примерное значение индикатора, конкурентоспособность национальной сферы туризма и путешествий находится на одном из самых низких уровней в Европе [3].
Таблица 1 - Рейтинг конкурентоспособности сектора путешествий и туризма в 2015 г.
№ Страна Значение индекса
1 Испания 5.3
2 Франция 5.2
3 Германия 5.2
4 Соединённые Штаты Америки 5.1
5 Великобритания 5.1
6 Швейцария 5.0
7 Австралия 5.0
8 Италия 5.0
9... Япония 4.9
45 Российская Федерация 4.1
Источник: составлено по данным Давосского Всемирного экономического форума.
Об успешности функционирования отрасли позволяет судить ее вклад в валовой внутренний продукт. Согласно данным крупнейшей неправительственной организации, занимающейся исследованиями в отношении влияния отрасли на экономику стран мира - Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council), доля сектора в формировании ВВП России и Беларуси невысока. По итогам 2016 года значение этого индикатора составило 1,9 и 1,3% соответственно [11].
При этом, как показал анализ данных платежного баланса обеих стран за 2014-2016 г., импорт по статье «Поездки» превышает экспорт. Это говорит об устойчивой тенденции преобладания выездного туризма над въездным (табл. 2), что усиливает дефицит внешнеторгового баланса.
Таблица 2 - Экспорт и импорт услуг по статье «Поездки», млн долларов США
Страна 2014 2015 2016
Экспорт
Республика Беларусь 867,6 728,7 709,6
Российская Федерация 11 759 069 8 419 871 7 788 094
Импорт
Республика Беларусь 1 158,7 901,1 795,2
Российская Федерация 50 427 559 34 931 702 23 951 052
Источник: Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: стат. сб. - Минск, 2017 г. - 91 с.; Внешняя торговля Российской Федерации услугами: стат. сб. - Москва, 2016. - 322 с.
Учитывая несовершенство статистики в туризме, характерное, в частности, для Российской Федерации, оценка трендов в области внутреннего туризма будет проведена на основе динамики показателей туристской инфраструктуры, а именно сектора размещения (табл. 3, 4).
Таблица 3 - Численность туристов-резидентов, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Беларусь, тыс. чел.
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2016 к 2010 г., в%.
Численность размещенных лиц - всего 2 342,4 2 551,3 2 668,9 2 638,6 2 586,8 2 366,7 2 452,4 104,7
в том числе: граждан РБ 1 665,9 1 768,4 1 714,0 1 672,3 1 614,0 1 506,3 1 454,0 87,3
граждан из иностранных государств 676,5 782,8 954,8 966,2 972,8 860,4 998,4 147,6
Источник: Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: стат. сб. - Минск, 2017 г. - 91 с.
Таблица 4 - Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел.
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2016 к 2010 г., в%
Численность размещенных лиц - всего 30580 33176 36012 37005 38407 49284 54287 177,5
в том числе: -граждан Российской Федерации 27167 29310 31798 32561 33799 43657 48215 177,5
-граждан из иностранных государств 3413 3866 4214 4444 4608 5627 6072 177,9
Источник: данные Росстата.
Анализ данных численности туристов-резидентов, остановившихся в коллективных средствах размещения, позволяет сделать вывод о том, что спрос на внутренний туризм у россиян выше, нежели у белорусов. Так, с 2010 по 2016 год на 77,5% выросло число граждан РФ, пользующихся услугами гостиниц и других аналогичных предприятий. При этом наиболее заметный рост показателя отмечен в 2015 и 2016 годах. Это можно объяснить влиянием на российский рынок туризма многих факторов, таких, например, как запрет в 2015 году на длительный период на продажу туров по ведущим выездным направлениям (Турция и Египет).
В то время как за тот же период значение аналогичного показателя в Республике Беларусь снизилось почти на 13%. По мнению экспертов Белорусского института стратегических исследований, потребительские стереотипы наиболее платежеспособных слоев общества по-прежнему ориентированы на выездной туризм, посещение более «модных» и «престижных» зарубежных дести-наций с более высоким качеством сервиса по сопоставимым с Беларусью ценам [7].
Определить интерес населения к внутренним туристским ресурсам возможно, используя данные социологических опросов. Так, данные Всероссийского центра изучения общественного мнения о том, где россияне провели лето 2017 года (опрошено 1800 респондентов; максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%) свидетельствуют о том, что по сравнению с 2013 годом значительно выросла доля тех, кто провел свой отпуск дома - 15% (табл. 5). В то же время наблюдается сокращение желающих путешествовать в пределах страны (на 2%) и тех, кто предпочитает отдыхать на Черноморском побережье (на 5%).
Таблица 5 - Места отдыха россиян в период летнего отпуска
Вспомните, пожалуйста, где Вы отдыхали этим летом?
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
На даче, садовом участке 36 40 50 46 35
Был на каникулах, в отпуске, но оставался дома, занимался своими делами 18 11 14 20 33
В другом городе, селе России 15 16 14 17 17
На курортах Краснодарского края (Сочи, Адлер, Анапа и др.) 18 11 14 11 11
В Крыму 4 2 6 4 6
За пределами бывшего СССР 7 8 5 5 7
В других местах на территории бывшего СССР 4 3 3 2 3
В Прибалтике 1 1 1 0 1
Источник: Итоги отпускного лета-2017 [Электронный ресурс]: пресс-выпуск № 3472 / ВЦИОМ. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116407
Выводы. Таким образом, в исследовании установлено, что развитие сферы туризма в рассматриваемых странах характеризуется общими тенденциями,такими как невысокая доля сектора в формировании валового внутреннего продукта, а также преобладанием экспорта туристских услуг и низкой конкурентоспособностьюотрасли на международной арене.
Проведенный анализ статистических данных и результатов социологического опроса, характеризующих внутренний туризм, показал, что как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь он развит не достаточно хорошо. Характеризуя состояние данного сегмента туристического рынка нельзя говорить о том, что в обеих странах он вызывает массовый стабильный спрос среди населения на национальные туристические ресурсы. Данный факт может негативно отразиться и на выездном туризме, направленном на удовлетворении потребностей в отдыхе иностранных туристов.
Для активизации внутреннего туризма в обеих странах необходимо реализовывать следующие направления как на государственном, так и на региональном уровнях:
1. Использовать маркетинговый подход в управлении данным сектором туризма, формируя доступные по цене туристические предложения на внутреннем рынке, предназначенные для удовлетворения массового спроса.
Кроме того, в рамках данного направления возможно проведение широкой информационной кампании, направленной на повышение осведомленности населения об имеющихся туристических возможностях страны.
2. Осуществлять мероприятия, направленные на приведение в соответствие с международными стандартами обслуживания существующего туристического сервиса. Это может быть реализовано на основе создания и внедрения стандартов туристского облуживания.
3. Разработать программные документы сектора (стратегии, концепции), содержащие целевые индикаторы, а также основные направления, по которым должна развиваться сфера внутреннего туризма.
Реализация указанных направлений позволит активизировать развитие внутреннего туризма в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Список литературы
1. Астапчик, Е.И. Особенности развития внутреннего туризма в Республике Беларусь / Е.И. Астапчик, В.Н. Кремневская // Конкурентоспособность современного предпринимательства и инновационные факторы ее повышения: материалы Международной научно-практической конференции 16 - 17 фев. 2017 г., г. Воронеж. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2017. - С. 22-24
2. Будиловская, О. А. Современное состояние и структура международного рынка услуг / О.А. Будиловская, Т.Л. Баженова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. -№ 13. - С.49-55
3. Горбылева, З.М. Особенности развития туристической индустрии Беларуси в условиях глобализации / З.М. Горбылева, И.А. Шамардина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 1. - С. 89-91
4. Григоренко, Т. Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма России на современном этапе / Т. Н. Григоренко, Л. Н. Казьмина // Вестник национальной академии туризма. - 2015. - № 4. - C. 14-17
5. Кружалин, В.И. Состояние российского туризма, проблемы и перспективы / В.И. Кружалин, К.В. Кружалин, Н.В. Шабалина // Вестник национальной академии туризма. - 2016. - № 1. - C. 1013
6. Макеева, Д.Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок / Д.Р. Макеева // Вопросы региональной экономики. -2015. - № 1. - С. 39-48
7. Предложения реформ, направленных на улучшение состояния въездного туризма с учетом его инвестиционной привлекательности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.belinstitute.eu
8. Семенова, Е.В. Проблемы развития внутреннего туризма и некоторых пути их решения / Е.В. Семенова, Н.В. Маслова // Вестник национальной академии туризма. - 2016. - № 3. - С. 34-36
9. Старцева, Н.В. Развитие туризма в экономическом пространстве союзного государства Россия - Белоруссия / Н.В. Старцева // Творческое наследие А.С. Посникова и современность. - 2014. - № 7. - С. 57-62
10. Устинова, К.А. Человеческий капитал как фактор инновационного развития региона: теоретические аспекты / К.А. Устинова // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 3. - С. 252257
11. The WTTC World 2017 Economic impact report [Electronic resource]. - Режим доступа: https://www.wttc.org/research/economic-research/economic-impact-analysis/
12. World Tourism Barometer / World tourism Organization [Electronic resource]. - Режим доступа: http: //mkt.unwto.org/barometer
LEONIDOVA E.G.
COMPARATIVE ANALYSIS OF DOMESTIC TOURISM DEVELOPMENT (CASE STUDY OF RUSSIA AND BELARUS)
Summary. Tourism is a sector which has a significant impact on territories' socio-economic development. This kind of economic activity is characterized by the multiplier effect due to the generating income determination in related industries. Among all types, domestic tourism becomes of key importance as the main source of financial receipts from other lines of tourist activity. At that, in the Russian Federation and Belarus this branch is underdeveloped. The article presents the analysis of domestic tourism in Russia and Belarus based on statistical data and the method of expert survey. In conclusion, the paper proposes directions, which promote this industry in a future.
Keywords: Tourism, domestic tourism, economy.
References
1. Astapchik E.I., Kremnevskaya V.N. Osobennosti razvitiya vnutrennego turizma v Respublike Belarus ' [Features of the development of domestic tourism in the Republic of Belarus]. Konkurentosposob-nost' sovremennogo predprinimatel'stva i innovatsionnye faktory ee povysheniya. Materialy Mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 16 - 17 February, 2017, Voronezh, Nauchnaya kniga Pabl., 2017, pp. 22-24 (In Russian)
2. Budilovskaya O.A., Bazhenova T.L. Sovremennoe sostoyanie i struktura mezhdunarodnogo rynka uslug [The current state and structure of the international market]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstven-nogo universiteta [Orenburg state university Vestnik], 2012, no. 13, pp.49-55 (In Russian)
3. Gorbyleva Z.M., Shamardina I.A. Osobennosti razvitiya turisticheskoy industrii Belarusi v uslovi-yakh globalizatsii [Features of development of the Belarusian tourism industry in the context of globalization]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2017, no. 1, pp. 89-91 (In Russian)
4. Grigorenko T.N., Kaz'mina L.N. Prioritety v oblasti razvitiya vnutrennego i v"ezdnogo turizma Rossii na sovremennom etape [Priorities in domestic and inbound tourism development in Russia at the present stage]. Vestnik natsional'noy akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy], 2015, no. 4, pp. 14-17 (In Russian)
5. Kruzhalin V.I., Kruzhalin K.V., Shabalina N.V. Sostoyanie rossiyskogo turizma, problemy i per-spektivy [Current state, problems and prospects of the Russian tourism]. Vestnik natsional'noy akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy], 2016, no. 1, pp. 10-13 (In Russian)
6. Makeeva D.R. Ekonomika turizma Rossii na sovremennom etape: ot vyezdnogo turizma k orientiro-vannomu na vnutrenniy rynok [Russian tourism economy at the present stage: from outbound to the internal - focus on the domestic market]. Voprosy regional'noy ekonomiki, [Problems of regional economy], 2015, no. 1, pp. 39-48 (In Russian)
7. Predlozheniya reform, napravlennykh na uluchshenie sostoyaniya v"ezdnogo turizma s uchetom ego investitsionnoy privlekatel'nosti v Respublike Belarus' [Proposals of reforms aimed at improvement of inbound tourism with respect to its investment appeal in the Republic of Belarus], available at: www.belinstitute.eu (In Russian)
8. Semenova E.V., Maslova N.V. Problemy razvitiya vnutrennego turizma i nekotorykh puti ikh resh-eniya [Problems of domestic tourism development and some ways on their solution]. Vestnik natsional'noy akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy], 2016, no. 3, pp. 34-36 (In Russian)
9. Startseva N.V. Razvitie turizma v ekonomicheskom prostranstve soyuznogo gosudarstva Rossiya -Belorussiya [Tourism development in the economic space of the Union State of Russia and Belarus]. Tvorcheskoe nasledie A.S. Posnikova i sovremennost', 2014, no. 7, pp. 57-62 (In Russian)
10. Ustinova K.A. Chelovecheskiy kapital kak faktor innovatsionnogo razvitiya regiona: teoretiches-kie aspekty [Human Capital as a Factor of the Innovative Development of the Region: Theoretical Aspects]. Problemy sovremennoy ekonomiki, [Problems of Modern Economics], 2012, no. 3, pp. 252-257 (In Russian)
11. The WTTC World 2017 Economic impact report, available at: https://www.wttc.org/research/economic-research/economic-impact-analysis/
12. World tourism Organization. World Tourism Barometer, available at: http: //mkt.unwto.org/barometer
Received 10 october 2017