ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
HISTORICAL SCIENCES
УДК 94 (470.67)
DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12001
Газалиева З.Б., Лысенко Ю.М.
КУЛЬТУРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ РАБОЧИХ ДАГЕСТАНА: ДИНАМИКА РОСТА И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ (1985-1990 гг.)
Газалиева Забида Багаудиновна, аспирант Института истории, археологии и
этнографии ДНЦ РАН, старший преподаватель
Дагестанский институт развития образования, Махачкала, Россия
тел.: 8(989) 460 81 61
Лысенко Юлия Михайловна, кандидат исторических наук, учёный секретарь Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, Махачкала, Россия E-mail: ljuma78@mail.ru тел.: 8(8722) 62 90 94
В статье рассматривается роль профессионально-технического образования, курсов, профориентационной работы в повышении культурно-технического уровня рабочих Дагестана во второй половине 80-х гг. XX в. Актуальность вопроса заключается в отсутствии на современном этапе полноценной политики в области профориентации подготовки рабочих кадров. Цель - изучение накопленного опыта по повышению культурно-технического уровня рабочих. Показано усиление работы со школьниками, ориентация их на получение технического образования и работу на промышленных предприятиях республики; успехи и имевшиеся проблемы в деятельности профессионально-технических, технических училищ, профильных техникумов.
Проанализирован процесс получения специальности и повышения профессионального уровня рабочих на заводах и фабриках. Перечислены основные промышленные предприятия Дагестана, на которых велась работа подготовке рабочих кадров и повышению их культурно-технического уровня. Отмечена шефская поддержка училищ и техникумов организациями и предприятиями Дагестана во второй половине 80-х гг. XX в. Названы имена наиболее активных молодых рабочих республики, достигших успехов в производственной области. Выявлено,
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
что в развитии профтехобразования в республике существовал разрыв между размещением училищ и центрами прироста трудовых ресурсов, что создавало трудности в комплектовании профессионально-технических училищ.
Ключевые слова: развитие промышленности, производительность труда, культурно-технический уровень, профессия, рост квалификации.
Для цитирования: Газалиева З.Б., Лысенко Ю.М. Культурно-технический уровень рабочих Дагестана: динамика роста и проблемные аспекты (1985-1990 гг.) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2(41) С. 11-20. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12001.
Gazalieva Z.B., Lysenko Yu.M.
CULTURAL AND TECHNICAL LEVEL OF DAGESTAN WORKERS: GROWTH DYNAMICS AND PROBLEM ASPECTS (1985-1990)
Gazalieva Zabida Bagaudinovna, a postgraduate student of the Institute of History,
Archeology and Ethnography, DSC RAS, a senior lecturer
Dagestan Institute for the Development of Education, Makhachkala, Russia
tel.: 8 (989) 460 81 61
Lysenko Yulia Mikhailovna, Candidate of History, a scientific secretary of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of the RAS, Makhachkala, Russia E-mail: ljuma78@mail.ru tel.: (8722) 62 90 94
The article discusses the role of vocational education, courses, vocational guidance in improving cultural and technical level of workers in Dagestan in the second half of 1980s. The novelty of the issue is the absence of a full-fledged policy in the field of vocational guidance for personnel training at present stage. The goal is to study the accumulated experience to improve cultural and technical level of workers. Stepping up the work with schoolchildren, their orientation towards technical education and work at industrial enterprises of the republic; progress and existing problems in the activity of vocational, technical schools, specialized technical schools is shown.
The process of obtaining a specialty and professional development of workers in factories and mills was shown. The main industrial enterprises of Dagestan were listed, where workers were trained and their cultural and technical level was improved. The patronage assistance of schools and technical schools by organizations and enterprises of Dagestan in the second half of 1980s was noted. The names of the most active young
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
workers of the republic who achieved success in the production area were given. It was revealed that in the development of vocational education in the republic there was a gap between the placement of schools and the centers of labor force growth, which created difficulties in recruiting vocational schools.
Key words: industrial development, labor productivity, cultural and technical level, profession, qualification growth.
For citation: Gazalieva Z.B., Lysenko Yu.M. Cultural and technical level of Dagestan workers: growth dynamics and problem aspects (1985-1990) // Bulletin of Maikop State Technological University. 2019. Iss. 2 (41). P. 11-20. DOI: 10.24411 / 2078-1024-2019-12001.
На современном этапе развития страны экономика России испытывает серьезные проблемы с обеспечением потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах. Одна из причин такого положения, это «перекос» в образовательной политике и кризис в социально-экономической сфере страны, который наметился в 90-е годы XX в., когда произошло резкое падение престижа рабочих специальностей, а высшее образование стало практически общедоступно [13, р. 57]. Система профтехобразования оказалась в кризисном положении, многие профессионально-технические училища были преобразованы, другие закрылись, третьи испытывали недостаток в студентах. На современном этапе, система подготовки квалифицированных кадров требует решения ряда накопившихся проблем: это и укрепление материально-технической базы, и повышение роли и участия предприятий-работодателей в подготовке специалистов; повышение престижа рабочих профессий. Достаточно остро стоит вопрос обеспечения производственной практики молодых специалистов, так как многие крупные предприятия в 90-е гг. XX в. прекратили деятельность, другие сократили или переориентировали производство. Поэтому обращение к достаточно недавнему историческому прошлому в данном вопросе представляет, на наш взгляд, научный и практический интерес.
В 80-е годы XX в. было положено начало систематической проф-ориента-ционной подготовке в средних школах [12], чему способствовало обучение старшеклассников в учебно-производственных комбинатах (далее - УПК). Однако существовавшие УПК не смогли в полной мере организовать дифференцированную профориентацию учащихся. Зачастую, не учитывались перспективы развития предприятий и появление новых профессий. Недостатком в работе УПК была и их районная разобщенность, когда в комитете каждого района велось обучение одним и тем же рабочим профессиям, что не позволяло вести подготовку с учетом пожеланий предприятий. Имелся и положительный опыт в данной сфере. Так,
13
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
большая работа проводилась в школе №26 г. Махачкалы по подготовке учителей к профориентационной работе с учащимися. Методические объединения учителей по предметам рассматривали на своих заседаниях вопросы информирования о профессиях, методики проведения экскурсий и других профориентационных мероприятий. Секция классных руководителей вела работу совместно со школьным профориентационным клубом «Профессия» [11, л. 15]. Для профессиональной подготовки и профориентации учащихся этой школы использовались учебно-материальная база УПК, базовые предприятия - завод сепараторов, опытно-показательное хозяйство Дагестанского НИИСХ и др. Для учеников школы выделялись места на предприятиях, имелся опытный участок, на базовых предприятиях школы имелось 95 аттестованных мест. На заводе сепараторов был создан учебный цех с 20 рабочими местами. Базовый завод радиотоваров открыл в школе цех на 15 мест по изготовлению деталей для магнитофонов. С 1 января 1988 г. на завод были зачислены учениками по специальностям токаря, слесаря и фрезеровщика 25 учащихся 8-9 классов, изъявивших желание после окончания школы остаться работать на этом заводе.
Большое внимание материально-техническому обеспечению училищ уделяли заводы им. Гаджиева, Приборостроительный, Кизлярский электромеханический, Каспийский завод точной механики и некоторые другие предприятия ДАССР [5, л. 17]. На машиностроительном заводе им. М. Гаджиева действовал участок «Юность», ориентировавший учащихся подшефной общеобразовательной школы на рабочие профессии, а также - профессионально-техническое училище и механический техникум, готовивший рабочие кадры массовых профессий и руководящие кадры среднего звена для предприятия. На самом заводе действовала система профессионального продвижения кадров с широким охватом обучением на вечерних отделениях вузов и техникумов, которым в 1988 г. было охвачено более 12 % рабочих предприятия [8, л. 25].
Заметный вклад в решение проблемы подготовки рабочих кадров в Дагестанской республике внесло техническое училище №5 г. Избербаш, где для Дагестанского завода электротермического оборудования, готовились токари, фрезеровщики, слесари-сборщики, ремонтники, чертежники. Ежегодно по заявкам ДагЗЭТО принималось на обучение 150-180 чел., для «Дагнефти» - 100-150 чел. по специальностям: помощники бурильщиков и бурильщики нефтяных и газовых скважин, дизелисты/мотористы буровых установок, электромонтеры, операторы по добыче нефти и газа, слесари по обслуживанию буровых. Производственное обучение и производственная практика велись непосредственно у станков учебных мастерских и в производственных цехах, на буровых [7, л. 11].
14
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Рабочие кадры готовились не только в профессионально-технических училищах, но и в техникумах. В Дагестанском политехническом техникуме готовились техники-механики для машин и оборудования предприятий пищевой промышленности, техники-электрики по электрооборудованию промышленных предприятий, радиотехники для предприятия радиоаппаратуростроения, техники-технологи швейного производства. Основу учебной базы техникума составляли учебно-лабораторный комплекс и учебно-вычислительный центр [2, с. 73]. С 1989 г. техникум был реорганизован в Дагестанский высший политехнический техникум. Обучение здесь носило трехступенчатый характер. I ступень - присвоение учащимся рабочей квалификации с направлением трудиться на предприятия в качестве рабочего, II ступень - присвоение квалификации техника и III ступень -присвоение квалификации младшего инженера и направление на работу в качестве организатора производства и на учебу в вузы на 4-й курс по сокращённой программе [3, с. 136].
Определенная система подготовки кадров для своих отраслей сложилась на предприятиях и в организациях республики. Так, в учебно-производственном комбинате «Дагэнерго» с отрывом от производства велась подготовка электромонтеров по эксплуатации распределительных систем, по ремонту и обслуживанию высоковольтных воздушных линий, электрослесарей по ремонту оборудования распределительных подстанций [9, л. 39].
На Махачкалинском заводе стекловолокна также были созданы условия для непрерывной подготовки и повышения квалификации тружеников предприятия. Система заводского обучения включала в себя начальную подготовку и периодическое повышение квалификации рабочих, отраслевые техникумы и вузы, куда направлялись на учебу передовики производства. На заводе действовали семинары-кружки и школы. Во второй половине 80-х гг. здесь получали специальности оператора по выработке непрерывного стекловолокна, оператора крутильного оборудования, ткача, размотчика, контуровщика стеклопластиковых изделий, аппаратчика, прессовщика и др.
Большой опыт по подготовке кадров был накоплен на Махачкалинском машиностроительном заводе, где более 80 % рабочих получили профессию в заводской системе обучения. В 1985-1986 гг. ежегодно на заводе около 200 человек получали рабочую профессию, более 100 человек овладевали второй и смежной профессиями. Свыше 400 рабочих повысили квалификацию на производственно-технических курсах, курсах целевого назначения, в школах передовых методов труда. На машиностроительном заводе действовала и оправдывала себя трехступенчатая система подготовки и повышения квалификации рабочих кадров [6, л. 15].
15
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Умелое сочетание морального и материального стимулирования способствовало творческой активности молодых. Ежегодно по итогам года молодые передовики производства, отличники производственного обучения заносились в «Книгу почета молодого рабочего». По результатам 1988 г. в книгу было занесено 25 рабочих, согласно положению, все они получали 10-процентную надбавку к премии. 16 молодых рабочих за добросовестный труд были удостоены высоких государственных наград, среди них - токарь У. Турманов, маляр А. Рамазанов, электромонтажница Э. Юсупова, фрезеровщик М. Ширинов.
На Махачкалинском заводе сепараторов практиковались конкурсы профессионального мастерства, в которых участвовали практически все труженики предприятия. На конкурсах проверялись не только профессиональнее навыки, но и теоретические знания, общеобразовательная подготовка. Подготовка рабочих на заводе велась по 34 основным профессиям: станочники, слесари-сборщики, слесари-электромонтажники, шлифовщики, литейщики, электрики и другие. По аналогичным специальностям велась подготовка рабочих кадров на Махачкалинском заводе радиотоваров [7, л. 10].
Рабочие новых для Дагестана профессий в 80-е гг. XX в. готовились на заводе «Эльтав», который производил радиоэлектронные элементы и микросхемы, являвшимися основой для изготовления вычислительной техники. В заводской системе обучения готовили сборщиков микросхем, контролеров деталей и приборов электронной техники, операторов выпускных испытательных установок, операторов лазерных установок, слесарей контрольно-измерительных приборов и автоматики, и испытателей деталей электронной техники, электромехаников по ремонту и обслуживанию ЭВМ и слесарей станков с ЧПУ, а также регулировщиков радиоаппаратуры, монтажников и слесарей-сборщиков радиоаппаратуры.
Каждое предприятие определяло потребности в подготовке и переподготовке рабочих по профессиям, разрабатывали в установленном порядке пятилетние и годовые планы по подготовке и переподготовке квалифицированных рабочих и годовые планы по повышению их квалификации с выделением заданий по повышению квалификации женщин, создавало в соответствии с определенными нормативами учебно-производственную базу для обучения рабочих, организовывало разработку и изготовление специального для данного производства учебных пособий и технических средств обучения. Осуществляли эти мероприятия отделы (бюро, секторы) технического обучения или специально выделенные работники, ответственные за выполнение функций по профессиональному обучению рабочих. Как правило, руководство профессиональным обучением рабочих на предприятиях возлагалось на главного инженера. Для осуществления учебно-
16
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
методической работы на предприятиях создавались соответствующие учебно-методические советы [11, л. 18].
В развитии профтехобразования в республике существовал разрыв между размещением училищ и центрами прироста трудовых ресурсов, что создавало определенные трудности в комплектовании профессионально-технических училищ. Основными центрами прироста трудовых ресурсов являлись сельские районы республики, однако из 29 ПТУ в сельской местности располагались только 7. Набор профессий, по которым велась подготовка молодежи в профессионально-технических училищах, не соответствовала структуре потребностей народного хозяйства. Так, при наличии в народном хозяйстве более 400 рабочих профессий, в ПТУ осуществлялась подготовка только по 70 из них [10, л. 10].
Крупным недостатком в развитии системы профтехобразования в республике являлось отсутствие согласованных действий между управлением профессионально-технического образования, планирующими органами республики, отраслями народного хозяйства и отдельными предприятиями. Управление профтехобразования не располагало сведениями о количественных и качественных потребностях народного хозяйства и отдельных его отраслей в квалифицированной рабочей силе. Госплан ДАССР без увязки с потребностями, исходя из выпуска из средних школ, увеличивал управлению план приема. Причем увеличение плана не обосновывалось сведениями о том, по каким профессиям и для каких предприятий конкретно должны готовиться кадры. В результате складывалась диспропорция между количеством подготовленных рабочих кадров и потребностями народного хозяйства: рабочих одних специальностей оказывалось в избытке, по другим ощущался дефицит [14].
Особенностью рассматриваемого периода стало то, что часто предприятия, испытывая дефицит в квалифицированных рабочих кадрах, тем не менее не приглашали выпускников училищ на работу, а базовые предприятия иногда отказывались от услуг своих ПТУ. Главной причиной этого предприятия называли низкое качество подготовки рабочих в училищах. Выпускники ПТУ, приходя на производство, не редко не справлялись даже с специально установленными для них нормами выработки, не говоря уже о том, что они не оправдывали квалификационных разрядов, присвоенных им по окончании училища. Поэтому проблема улучшения качества подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических училищах оставалась одной из актуальнейших для республики [11, л. 23]. Мы связываем это со снижением уровня знаний учащихся училищ, так как в 80-е гг., зачастую, в них учились, набранные по «остаточному» принципу, т.е. слабоуспевающие и «трудновоспитуемые» подростки.
17
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
В то же время, реформа общеобразовательной и профессиональной школы, «перестройка», начавшаяся в 1985 г., дали новый импульс дальнейшему развитию профтехобразования. Укреплялась материально-техническая база профтехучилищ, проводилась работа по их обеспечению высококвалифицированными педагогическими кадрами, а также мастерами производственного обучения из числа передовых, с большим жизненным опытом рабочих. Усиливалась общетеоретическая подготовка будущих рабочих. В 1987 г. профессионально-технические заведения ДАССР подготовили 8,7 тысяч квалифицированных рабочих. Все ПТУ и ТУ были преобразованы в средние. Улучшению работы учебных заведений системы профтехобразования способствовала реформа общеобразовательной и профессиональной школы, которая должна была усовершенствовать подготовку квалифицированных кадров в профтехучилищах. В 1989 г. только в Махачкале функционировало семь средних профессионально-технических училищ, где ежегодно велась подготовка около 2 тыс. рабочих [4, с. 126].
Перестройка в отраслях экономики в рассматриваемый период требовала и серьезных изменений системы профессионально-технического образования. Увеличивалось количество профтехучилищ и рос контингент учащихся, в то же время система профтехобразования должна была финансироваться предприятиями. Не во всех учебных заведениях принимались должные меры по подготовке педагогов для обучения новым профессиям. Поэтому обучение рабочих новым специальностям велось в основном наиболее квалифицированными инженерно-техническими работниками и специалистами на предприятиях и было нацелено на удовлетворение только нужд отдельных предприятий.
Во многих училищах по-прежнему не хватало современного оборудования. Недостаточным было и учебно-методическое обеспечение подготовки кадров в системе профтехобразования, медленно внедрялись активные методы, программированное обучение и компьютерная техника. Эти обстоятельства не позволяли многим ПТУ по уровню организации, обучения и подготовки кадров подняться выше общеобразовательных школ.
Система подготовки квалифицированных кадров требовала решения ряда накопившихся проблем, но из-за спада производства к началу 1990 г. во всех отраслях народного хозяйства, неясных перспектив развития, роста безработицы и ограниченного числа трудовых вакансий контуры новой структуры потребностей в рабочих кадрах оставались весьма неопределенными [1, с. 252]. Период 19851990 гг. в области подготовки квалифицированных рабочих кадров был достаточно противоречивым. С одной стороны, усилилась профориентационная работа среди школьников республики, были созданы учебно-производственные комби-
18
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
наты, росло число ПТУ, улучшались планы и качество образования в училищах, их производственная база постепенно модернизировалась, государством предпринимались определенные усилия по закреплению опытных мастеров в ПТУ, повышении их квалификации, привлечении на учёбу хорошо учащейся молодёжи; также совершенствовалась работа профильных техникумов и улучшалась работа в данном направлении на предприятиях, где росло число специальностей, по которым обучались молодые рабочие. С другой - снижение популярности рабочих профессий, связанное в том числе и с реформами, проводимыми в стране; невысокий уровень подготовки рабочих, ввиду не всегда качественного обучения, не высокий уровень производственного обучения в ряде профессиональных учебных заведений. В рассматриваемый период, ответственность за профессиональное обучение рабочих возлагалось в большей степени на промышленные предприятия, что не во всех случаях давало положительный результат. Однако, накопленный, как положительный, так и отрицательный опыт необходимо использовать при формировании и реализации образовательной политики государства, как страны, так и на региональном уровне.
Литература:
1. Гебеков Г.Ф. Профессиональное образование в современном Дагестане // Вопросы структуризации экономики. 2008. №2. С. 251-256.
2. Каймаразов Г.Ш. Профессиональное образование в Дагестане в 80-е гг. XX в. // Вестник Института истории археологии и этнографии. 2013. №2. С. 70-83.
3. Мирзабеков М.Я. Развитие высшего и среднего специального образования в Дагестане. 1981-2000 гг. // История и культура народов северного Кавказа: сборник научных трудов. Пятигорск, 2007. С. 135-138.
4. Мирзабеков М.Я. Социальная структура и образовательный уровень населения Дагестана в 80-е годы XX в. // XV Дзагуровские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Махачкала, 2017.
5. ЦГАРД. Ф. 2730 п. Оп. 1. Д. 553.
6. ЦГАРД. Ф. 3370 п. Оп. 1. Д. 3.
7. ЦГАРД. Ф. 3515 п. Оп. 1. Д. 2.
8. ЦТ А РД. Ф. 22 р. Оп. 56. Д. 102.
9. ЦГАРД. Ф. 1271 р. Оп. 3. Д. 10.
10. ЦГАРД. Ф. 1271 р. Оп. 4. Д. 10.
11. Юнаева В.Д. Рост культурно-технического уровня рабочих (19851990 гг.) // Научный архив Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 963.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
12. Ruffley D. Children of Victory: Young Specialists and the Evolution of Soviet Society. London: Praeger, 2003.
13. Graham T.E. Russia's Decline and Uncertain Recovery. Washington, DC,
2002.
14. Braungart R., Braungart M. Youth Movements in the 1980-s: a Global Perspective [Electronic resurs] // International Sociology. 1990. Vol. 5, No. 2. P. 157-181. URL: https://doi.Org/10.l 177/026858090005002004
Literature:
1. Gebekov G.F. Vocational education in modern Dagestan // Issues of economic structuring. 2008. No. 2. P. 251-256.
2. Kaymarazov G.Sh. Vocational education in Dagestan in 1980s XX // Bulletin of the Institute of History of Archeology and Ethnography. 2013. No. 2. P. 70-83.
3. Mirzabekov M.Ya. Development of higher and secondary special education in Dagestan. 1981-2000 // The history and culture of the peoples of the North Caucasus: a collection of scientific papers. Pyatigorsk, 2007. P. 135-138.
4. Mirzabekov M.Ya. Social structure and educational level of the population of Dagestan in 1980s // XV Dzagurov's readings: materials of the All-Russian scientific-practical conference (with international participation). Makhachkala, 2017.
5. The SCARD. F. 2730 p. Op. l.D. 553.
6. The SCARD. F. 3370 p. Op. l.D. 3.
7. The SCARD. F. 3515 p. Op. 1. D. 2.
8. The SCA RD. F. 22 p. Op. 56. D. 102.
9. The SCARD. F. 1271 p. Op. 3. D. 10.
10. The SCARD. F. 1271 p. Op. 4. D. 10.
11. Yunaeva V.D. Improvement of cultural and technical level of workers (1985-1990) // Scientific archive of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. F.3. Op. 2. D.963.
12. Ruffley D. Children of Victory: Young Specialists and the Evolution of the Soviet Society. London: Praeger, 2003.
13. Graham T.E. Russia's Decline and Uncertain Recovery. Washington, DC,
2002.
14. Braungart R., Braungart M. Youth Movements in the 1980s: a Global Perspective [Electronic resurs] // International Sociology. 1990. Vol. 5, No. 2. P. 157-181. URL: https://doi.org/10.1177/026858090005002004