4. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАРКОМАНИЯ
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСЛЕДНИХ ИЗМЕНЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ «ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «О МИЛИЦИИ» В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КРИМИНАЛЬНОМУ ПОГЛОЩЕНИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ
Шашков Алексей Анатольевич, аспирант. старший преподаватель юридического факультета. место учебы: Челябинский юридический институт МВД России. Место работы: Уральский Государственный университет физической культуры.
Контакты автора: e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируются последние изменения в Федеральных Законах ««Об оперативнорозыскной деятельности» и «О милиции» и даётся их оценка с позиции полноты и непротиворечивости.
Ключевые слова: криминальное рейдерство, закон, законотворчество.
ABOUT EFFICIENCY OF THE LAST UPDATES OF THE FEDERAL LAWS «LAW ENFORCEMENT OPERATIONS ACT» AND «ON THE MILITIA» IN COUNTERACTION TO CRIMINAL ABSORPTION OF LEGAL ENTITIES AND THEIR PROPERTY COMPLEXES
Shashkov Aleksey Anatoljevich, postgraduate student, the senior lecturer of the faculty of Law, Place of study: Chelyabinsk Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Place of employment: the Ural State University of Physical culture.
Contacts of the author: e-mail: [email protected]
Annotation. In the article it is analyzed the recent changes of the federal “Law Enforcement Operations Act” and the federal act "On the Militia" and provided their assessment from the point of completeness and consistency.
Keywords: criminal raid, law, legislation.
Анализ состояния действующего законодательства в сфере контроля корпоративных правоотношений позволяет сформулировать важный вывод: правовые модели организации взаимодействия правоохранительных органов с иными органами противодействия криминальному рейдерству в современном законода-
тельстве недостаточно проработаны, не согласуются друг с другом, а по ряду направлений вообще отсутствуют. В настоящее же время несовершенная нормативная база взаимодействия правоохранительных и иных органов не позволяет устранить следующие негативные явления в корпоративных правоотношениях, и создаёт условия для криминализации этой сферы деятельности и криминальных поглощений юридических лиц:
- отсутствие прозрачности в деятельности надзорных и контрольных органов в процессе осуществления ими проверок деятельности юридических лиц;
- дублирование контрольных функций различными ведомствами и организациями;
- создание различных административных барьеров при реализации юридическими лицами своих прав (в том числе введения не предусмотренных законодательством процедур и запретов, сборов и платежей, истребование излишних документов),
- волокита при рассмотрении и разрешении заявлений1
- злоупотребления должностных лиц служебными полномочиями. 2
В сравнительно редких случаях достижения договорённости между ведомствами об объединении усилий в вопросах выявления противоправных проявлений в корпоративных правоотношениях недостатки прослеживаются в отсутствии четкого планирования совместной деятельности (из за отсутствия зафиксированных обязанностей)3; разобщенности действий, при непосредственном выполнении планируемых мероприятий. В силу необязательного характера имеем низкий уровень исполнительской дисциплины при осуществлении взаимодействия.
Указанные обстоятельства не позволяют органам внутренних дел действовать эффективно «... по декриминализации предпринимательской сферы, искоренению рейдерских захватов предприятий, влекущие за собой передел собственности Меры прокурорского реагирования неадекватны состоянию законности в данной сфере правоотношений».
Однако, несмотря на многочисленные издержки, при качественном нормативном обеспечении вопросов взаимодействия правоохранительных и иных органов, осуществляющих контрольную функцию в сфере малого и среднего бизнеса, проблема борьбы с криминальном рейдерством решаться будет намного эффективнее, а угроза экономической безопасности государства не станет столь реальной.
Необходимо отметить, что работа над совершенствованием действующего законодательства регламентирующего функции различных контрольных органов ведётся непрерывно. В результате достигаются существенные результаты по размежеванию контрольных
1 См. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева в «Российской газете» //Российская газета. - 2009. - 28 июля.
2 Приказ Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности»
3 См. например, Кузьмин С.В. Принцип уникальности планиро-
вания //Вестник криминалистики / Отв. ред. А. Г. Филиппов. Вып. 4 (12).-М: Спарк, 2004. - С. 51. - 128 с.
Бизнес в законе
2'2010
функций различных органов. Наиболее значительные сдвиги наблюдаются в искоренении дублирования в процессе взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов.
Активная работа в этом направлении стала осуществляться с 2003 года, когда Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ из статьи 36 НК было удалено указание на то, что органы внутренних дел выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.
Некачественное правовое регламентирование корпоративных отношений позволяло контролирующим органам злоупотреблять своими полномочиями, издавая различные требования, препятствующие функционированию юридических лиц. Поэтому в целях ликвидации административных ограничений при ведении предпринимательской деятельности в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства был издан Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г. N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» (далее - Указ N 797), В нём было сформулировано требование разработать и внести в Государственную Думу пакет федеральных законов.
Сказанное относится к изменениям, вступившего в законную силу 10 января 2009 г. Федерального закона от 26.12.2008 N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» (далее - Закон N 293-ФЗ). Названным Законом внесены изменения в ряд законодательных актов РФ, в том числе в Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции» (далее - Закон «О милиции»); Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Названный закон существенно ограничивает полномочия органов внутренних дел по проверке субъектов предпринимательской деятельности. При этом определяется порядок изъятия документов и изготовления их копий с вручением лицу, у которого документы были изъяты. Все это направлено на ограничение произвола со стороны сотрудников милиции, недопустимость создания чрезмерных препятствий в осуществлении деятельности субъектов предпринимательства при их проверке . 4.
Действительно редакция действовавшего до указанного срока Федерального Закона «О милиции» предоставляла её сотрудникам широкие контрольные полномочия. В соответствие с пунктом 25 при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя сотрудники милиции были в праве: производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; изучать документы, отра-
4 Костин И.В. Милицейские проверки: изменения с 2009 года // Налоговая проверка. - 2009. - N 3. - С.э.
жающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов; требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии (с составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий) и др.
На практике это создавало условия для произвола со стороны проверяющих сотрудников милиции.
Упразднение указанных прав ведёт к тому, что должностные лица органов внутренних дел при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, обязаны будут руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые предусмотрены нормами УПК РФ
Изменения внесены и в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, ст. 15
«Права органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность» данного Закона действует в новой редакции, в соответствии с которой органы внутренних дел по-прежнему имеют следующие права: 1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 названного Федерального Закона, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Сохранилось право в ходе проведения ОРМ производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений.
Мерой, направленной на снижении возможных злоупотреблений со стороны оперативных подразделений при реализации выше указанных полномочий явились следующие требования.
1. Наличие угрозы экономической безопасности опасности Российской Федерации
2. В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативнорозыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. При изъятии документов, это лицо обязано изготовить соответствующие копии, заверить их и передать лицу, у которого изымаются эти документы (о чем делается запись в протоколе).
Большинство учёных за небольшим исключением5 считает положительными указанные изменения6
Однако следует отметить, что правовые новеллы на практике породили и некоторые дополнительные трудности. В частности возникают сложности при реализации требований ст. 15 Закона N 144-ФЗ « Об опе-
5 Кукушкин Д.А.Проверки предпринимателей могут быть! // Налоги (газета). - 2009. - N 11.
6 Зобова Е. Милицейские проверки учреждений и организаций. Ограничение прав органов МВД // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. - 2009. -N 4; Соловьев И.Н. Административно-правовое регулирование исключения внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел при проведении проверок в сфере предпринимательства // Административное и муниципальное право. - 2009. - N 4. - С.э.
ративно-розыскной деятельности, предписывающих в случае изъятия документов и предметов при проведении гласных оперативно-разыскных мероприятий составлять протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Проблема заключается в том, что составление протокола уголовно-процессуальное законодательство определяет как способ закрепления информации, полученной в «ходе следственного действия или непосредственно после его окончания». В свою очередь следственные действия могут проводиться следователем и только при наличии уже возбужденного уголовного дела. Проведение же гласных оперативно-розыскных мероприятий по получению аналогичной информации проводится совсем в другом правовом режиме: уголовное дело ещё не возбуждено и следователем не принято к своему производству. До возбуждения уголовного дела в рамках установления признаков преступления допускается производство только одного следственного действия осмотр места происшествия, но ни как не выемки. Оперативным сотрудником протокол выемки (в уголовнопроцессуальном правовом режиме) может быть составлен только на основании отдельного поручения следователя по возбужденному уголовному делу.
Однако есть предложение считать содержащееся в ст. 15 Закона N 144-ФЗ предписание о том, что изъятие документов и предметов оформляется протоколом в соответствии с требованиями уголовнопроцессуального законодательства Российской Федерации, всего лишь отсылкой к ст. 166 УПК РФ, определяющей общие вопросы оформления протоколов, в том числе его форму, реквизиты и содержание.7 Однако на практике двусмысленность толкования дефиниции обязательно породит проблемы в правоприменительной деятельности.
Недостаточно урегулированным является и следующий открытый вопрос. В Законе N 144-ФЗ не содержится указания на проведение проверки на основании постановления, предъявляемого проверяемой организации. В результате может создаться ситуация, когда этот пробел может быть использовании в противоправных целях.8
Обозначенные вопросы требуют дальнейшей проработки и совершенствования правовой базы деятельности оперативных подразделений и других служб правоохранительных и контрольных органов.
Список литературы:
1. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Нургалиева в «Российской газете» //Российская газета. - 2009. - 28 июля.
2. Приказ Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 N 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».
3. Кузьмин С.В. Принцип уникальности планирования //Вестник криминалистики / Отв. ред. А. Г. Филиппов. Вып. 4 (12).-М: Спарк, 2004. - С. 51. - 128 с.
4. Костин И.В. Милицейские проверки: изменения с 2009 года // Налоговая проверка. - 2009. - N 3. - С.э.
5. Кукушкин Д.А.Проверки предпринимателей могут быть! // Налоги (газета). - 2009. - N 11.
6. Зобова Е. Милицейские проверки учреждений и организаций. Ограничение прав органов МВД // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансовохозяйственной деятельности. - 2009. - N 4; Соловьев И.Н. Административно-правовое регулирование исключения внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел при проведении проверок в сфере предпринимательства // Административное и муниципальное право. - 2009. - N 4. - С.э.
7. Соловьев И.Н. Комментарий к Федеральному Закону от 26.12.2008 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел российской федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» //Налоговый вестник: 2009. - N 5.
8. Фиш Н.А. Контрольные мероприятия в 2009 году // Ваш налоговый адвокат. - 2009 - N 4.
7 См. например, Соловьев И.Н. Комментарий к Федеральному Закону от 26.12.2008 № 29Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел российской федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» //Налоговый вестник: 2009. - N 5.
8 См. так же. Фиш Н.А. Контрольные мероприятия в 2009 году // Ваш налоговый адвокат. - 2009 - N 4