Обследование помещений, зданий,
сооружений, участков местности
и транспортных средств: проблемы
правового регулирования и практической реализации при раскрытии и выявлении налоговых преступлений
Курышева Н.С.*, Ильин Д.В.**
The article deals with problems of legal regulation and practical implementation of such operational-search measures as inspection ofpremises, buildings, facilities, location and means of transport and its role in proving a criminal case.
The peculiarities of its conduction during the disclosure and identification of tax crimes is defined. The authors shows defects of law regulation of the order of inspection of premises, buildings, terrain and vehicles, which create difficulties in practice. Proposals to address the imperfections in the departmental regulations are also formulated.
Существенные изменения уголовного судопроизводства на современном этапе предполагают необходимость не только совершенствования законодательства, но и значительного повышения качества и эффективности уголовно-процессуальной деятельности, что, в свою очередь, требует от каждого сотрудника правоохранительных органов всестороннего знания тех теоретических вопросов, от разрешения которых непосредственно зависит повышение эффективности следственной и судебной деятельности. И к ним прежде всего следует отнести вопросы, связанные с уголовно-процессуальным доказыванием.
Одной из острейших проблем современного уголовного судопроизводства является использование результатов оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) в доказывании при производстве по уголовному делу. Исходя из смысла ст. 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации1 (далее — УПК РФ), можно сделать вывод о том, что такого рода сведения подлежат обязательной проверке уголовно-процессуальным путем и должны быть отражены в протоколах следственных и судебных действий. Современная редакция ст. 89 УПК РФ ограничивает использование результатов оперативно-розыскной деятельности для
доказывания фактических обстоятельств дела. Именно данный подход усматривается из позиции Конституционного суда Российской Федерации: «Результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно — на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, то есть так, как это предписывается статьями 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации» 2.
Вместе с тем противодействовать новым вызовам и угрозам, с которыми человечество столкнулось в конце ХХ — начале XXI вв. (терроризм, экстремизм, организованная преступность, коррупция, наркобизнес и пр.), объективно невозможно без использования правоохранительными органами и специальными службами широкого арсенала специальных средств и методов, которые находятся вне рамок уголовного судопроизводства и носят, как правило, тайный характер. Многие из таких средств ограничивают конституционные права и свободы че-
Начальник кафедры уголовного процесса Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.
Начальник 1-го отдела ОРЧ № 9 по линии налоговых преступлений ГУВД по Московской области.
OI
О CJ
О О О CL
ce
CQ
S H
о
0
1
о я с о m ф vo
>5
О *
О ф
У
s
2
0
1
о *
о
2 ф ч
Я <
s
I H
о ф
со
*
Ol
О CJ
О О
о
IL
CQ
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
4 я
ü <
*
5 I
н
о ф
ловека и гражданина, но без их применения противодействие преступным проявлениям, особенно их тяжким и особо тяжким формам, теряет свою эффективность.
Сегодня оперативно-розыскная деятельность имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством.
Использование специальных (оперативных) методов работы, обмен оперативной информацией предусмотрены во многих международно-правовых документах (конвенциях, договорах, соглашениях, резолюциях и т.д.).
Становление оперативно-розыскной деятельности корнями уходит в далекое прошлое. Тогда же были созданы и методы ее ведения. Законодательное определение такой деятельности появилось намного позже. В 1958 г. впервые в отечественном праве был употреблен термин «оперативно-розыскные меры». Применен он в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик3 и продублирован в УПК всех республик. Более детально оперативно-розыскная деятельность прописана в постановлениях ЦК КПСС и закрытых нормативных актах советского правительства и правоохранительных органов. Вместе с тем законодательного регулирования ОРД не было. Сотрудники оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, по существу, исполняли свои полномочия по раскрытию и расследованию преступлений практически нелегально, зачастую вступали в конфликт с законом и несли наказание в дисциплинарном, а иногда и в уголовном порядке. Более того, ход и результаты осуществления оперативно-розыскных мероприятий не могли быть использованы в доказательственном плане в ходе следствия и суда.
В Российской Федерации на законодательном уровне оперативно-розыскная деятельность регламентирована с 1992 г. Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»4. В 1995 г. принят Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»5. Помимо него оперативно-розыскную де-
ятельность регламентируют Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и еще целый ряд законодательных и иных нормативных актов.
Осуществление оперативно-розыскной деятельности вызывает неоднозначную реакцию граждан, которые усматривают в этом ущемление своих прав и свобод и полагают, что некоторые положения законодательных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, неконституционны. В силу этого Конституционный суд РФ неоднократно рассматривал жалобы граждан на несоответствие Конституции РФ отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и иных нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность. К сожалению, данной проблемой не ограничиваются вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
Сегодня существует другая проблема, связанная не с противоречием нормативных положений Конституции РФ, а с коллизиями правовых норм, содержащихся не только в законах, но и в подзаконных нормативных актах, которые в большинстве случаев носят ведомственный характер. Неточности и некорректности правовых формулировок, как правило, связаны с регламентацией порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В настоящее время законодатель дает исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые составляют содержание ОРД и являются действиями, допустимыми при ее осуществлении. По смыслу Закона каждое из них может проводиться как самостоятельно, независимо от других, так и в совокупности с другими мероприятиями, быть как гласным, так и негласным, причем гласное проведение одних оперативно-розыскных мероприятий не исключает негласного проведения других, и наоборот. Именно в рамках оперативно-розыскных мероприятий применяются силы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскные мероприятия — это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач, в рамках ко-
торых применяются гласные и негласные силы, средства и методы. Оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.
В перечне оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», важное место занимает обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Оно заключается в визуальном или осуществляемом при помощи технических средств изучении объектов с целью обнаружения лиц, предметов, документов, тайников и т.д., а также выявления обстоятельств, имеющих отношение к преступной деятельности, и иной информации, значимой как для решения оперативных задач, так и для расследования преступления в целом.
Обследование может носить гласный, зашифрованный и негласный характер.
Гласное обследование проводится с согласия владельца осматриваемого объекта, возможно, в его присутствии, без привлечения понятых. В этом случае от владельца могут быть истребованы планы здания строения, произведены соответствующие замеры, составлены схемы, чертежи, произведена фото- и видеосъемка. В ходе гласного обследования допускается изъятие (с разрешения владельца) предметов, документов, получение от присутствующих лиц соответствующих разъяснений о природе интересующих оперативного работника объектов, в том числе и письменных. Результаты такого обследования оформляются, как правило, справкой, к которой прилагаются соответствующие чертежи, зарисовки, фототаблицы, видеокассеты и др. Изъятые объекты соответствующим образом упаковываются, опечатываются печатью оперативного работника и впоследствии могут быть представлены специалистам (экспертам) для исследования. В случае подтверждения факта их относимости к расследуемому событию изъятые объекты могут быть приобщены к материалам уголовного дела.
Негласное обследование, связанное с ограничением конституционного права
граждан на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения. О проведении негласного обследования жилого помещения выносится постановление, утверждаемое руководством уполномоченного органа.
Негласное обследование проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов, осуществляющих ОРД, с участием инициаторов мероприятия. Во время обследования допускаются перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов с помощью специальных химических веществ и создание других условий для следообразования. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускается в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление на проведение мероприятия.
При зашифрованном обследовании оперативный работник, как правило, скрывает либо истинные цели осмотра, либо свою принадлежность к оперативному аппарату. Способы зашифровки могут быть самыми разнообразными (от представителя жилищно-коммунального хозяйства до члена благотворительной организации). В ходе этого вида обследования используются возможности скрытых технических средств, позволяющих фиксировать обстановку.
Целью зашифрованного осмотра может быть проверка сообщения о проживании в помещении разыскиваемых лиц, о наличии похищенных предметов и т.п.
Результаты обследования, проводимого непосредственно оперативным работником, оформляются рапортом или справкой.
При проведении гласного осмотра с участием других лиц и специалистов составляется акт обследования, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного осмотра, или акт, форма которого установлена для ведомства (службы), чье должностное лицо принимало участие в зашифрованном обследовании. Эти документы могут впоследствии приобщаться к материалам уголовного дела.
Справка о результатах обследования, проводимого с использованием негласных оперативно-технических сил и средств, хранится в материалах оперативно-розыскного производства.
О!
О СЧ
О О
о а
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
Ol
О CJ
О О
о
IL
CQ
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
4 я
ü <
*
5 I
н
о ф
В случаях применения при оперативном осмотре видео- и аудиозаписи, кино-и фотосъемки, иных способов фиксации и изъятия, обнаруженных следов эти сведения отражаются в отдельных документах (справках, актах и т.д.), которые могут быть в последующем представлены лицу, проводящему расследование, для использования в процессе доказывания.
Однако некоторые особенности обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств приобретает при выявлении и раскрытии преступных деяний, связанных с нарушением налогового законодательства.
С принятием Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» 6 п. 25 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», в соответствии с которым сотрудникам органов внутренних дел предоставлялось право проводить осмотр мест хранения и использования имущества юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, изучать и изымать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изымать отдельные образцы сырья, продукции и товаров, утратил силу.
В связи с внесенными изменениями в законодательство оперативные подразделения органов внутренних дел по борьбе с налоговыми преступлениями при решении возложенных на них задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений стали более активно использовать предоставленное Федеральным законом право при проведении оперативно-розыскных мероприятий изымать предметы и документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.
Стоит отметить и тот факт, что до 30 марта 2010 г. в нормативных актах, в том числе и ведомственных, порядок проведения органами внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия — обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — четко регламентирован не был.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Закона (в том числе и обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств), производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений.
Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе7.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» не ограничивается территориальная компетенция органов внутренних дел.
Таким образом, оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться на всей территории Российской Федерации, что весьма важно для выявления и раскрытия налоговых преступлений.
Результаты оперативно-розыскной деятельности — это только те сведения, которые получены в точном соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Это означает, что нарушение в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий указанного Федерального закона исключает
возможность использования их результатов в уголовном судопроизводстве.
Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
В большинстве случаев результаты оперативно-розыскной деятельности используются не только в доказывании, но и играют огромную роль на стадии возбуждения уголовного дела, прежде всего при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством такие сведения должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно:
> сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены;
> при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления;
> сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно);
> об очевидцах преступления (если они известны);
> о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами;
> о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
> сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.
В целях исключения нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности приказом МВД России от 30 марта 2010 г. № 2498 утверждена Инструкция «О порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного опе-
ративно-розыскного мероприятия обследование помещений, заданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
Данная Инструкция довольно детально определяет порядок действий сотрудников милиции при проведении рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия, устанавливает перечень должностных лиц, правомочных разрешать проведение данного оперативно-розыскного мероприятия.
Приложением № 2 к приказу МВД России от 30 марта 2010 г. № 249 определен перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, к которым относятся министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД по субъектам РФ, их первые заместители, заместители по экономической безопасности.
Однако в разделе «Территориальная компетенция» для указанных должностных лиц определена территория только их субъекта РФ.
В соответствии с действующим уголовным законодательством местом совершения преступления, связанного с уклонением от уплаты налогов, является место постановки на налоговый учет физического или юридического лица.
На практике часто встречаются случаи, когда юридический и фактический адреса налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, не совпадают (юридические и физические лица, зарегистрированные в Москве, осуществляют свою деятельность в Московской области и иных регионах, и наоборот).
Однако в соответствии с требованиями приказа № 249 проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и документированию противоправной деятельности должно проводиться органами внутренних дел только на территории субъекта по месту постановки на налоговый учет юридических и физических лиц, а хранящиеся доказательства и следы преступления на территории других субъектов — за рамками компетенции сотрудников органа внутренних дел, проводящего оперативную проверку (разработку).
При нарушении указанных требований Инструкции действия сотрудников правоохранительных органов могут быть
О!
О СЧ
О
о о а
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
я *
<
I I-
О ф
со
Ol
признаны незаконными, а полученные доказательства — недопустимыми.
Здесь же следует обратить внимание и на правила территориальной подсудности уголовного дела, установленные в УПК РФ, которые не ограничивают юрисдикцию правоохранительных органов границами субъекта Российской Федерации, а связывают ее с характеристиками преступления. Так, в соответствии со ст. 32 УПК РФ устанавливается территориальная подсудность уголовного дела:
1) уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 35 настоящего Кодекса;
2) если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления;
3) если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по
данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них. Статья 4 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в правовую основу оперативно-розыскной деятельности включает не только Конституцию и федеральные законы, но и принятые в соответствии с ними иные правовые акты федеральных органов государственной власти. Следовательно, всякое нарушение и этих правовых актов, например, ведомственных инструкций, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, также влечет невозможность использования результатов ОРД.
Таким образом, сегодня целесообразно скорректировать положения Инструкции «О порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, заданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и расширить территориальную компетенцию органов внутренних дел при проведении указанного оперативно-розыскного мероприятия с учетом норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
о
CJ
о о о
Q.
СО
5 I-
О
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
Литература и примечания
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в ред. с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 434-Ф3 «О внесении изменений в статью 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений») / СПС «КонсультантПлюс».
2. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. № 448-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Каланчева Вадима Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» / СПС «Гарант».
3. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Законом СССР от 25 декабря 1958 г. «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 15.
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. № 17. Ст. 892; № 33. Ст. 1912.
5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 28 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 14 августа 1995 г. № 33. Ст. 3349.
6. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6248.
7. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от. 28 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 14 августа 1995 г. № 33. Ст. 3349.
8. Указанный приказ от 29 июня 2010 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, 7 июля 2010 г. опубликован в «Российской газете» и с 18 июля 2010 г. вступил в силу.
2 Ф
4
я *
<
*
5 I
н
о ф