Педагогика
УДК 378
старший преподаватель кафедры огневой подготовки, майор полиции Черкесов Азамат Юрьевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки, подполковник полиции Сафиуллин Рафаэль Ильфатович
Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРИЦЕЛИВАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ
ПОДГОТОВКЕ
Аннотация. Освоение навыков владения огнестрельным оружием является составной частью процесса обучения, требующего полного погружения, как со стороны преподавательского состава, так и обучающихся. С возрастом, зрение, реакция и многие другие факторы влияют на результаты стрельбы, что может означать одно: без постоянной практики они будут ухудшаться быстрее и к такому сотруднику доверия со стороны его напарников и начальства будет падать, так как он не прилагает усилий для совершенствования и сохранения своего уровня профессионализма. Огневая подготовка подразумевает не только обучение слушателей стрельбе из различных видов огнестрельного оружия, которое стоит на вооружении в органах внутренних дел, но и передачу знаний по наиболее эффективному применению того или иного оружия используя сильные стороны, как оружия, так и слушателя. Важно также передать знания по безопасному использованию оружия, чтобы избежать его опасного применения в ситуации присутствия на месте преступления мирных граждан. Первоначальным умением, которое необходимо довести до совершенства, выступает прицеливание. Прицеливание является одной из важных частей дисциплины огневая подготовка. Связано это с тем, что точность стрельбы минимизирует шанс промаха, нанесения травм несовместимых жизнью преступнику, а также гарантирует, что не будет случайных жертв. Один меткий выстрел, может решить все проблемы, не давая конфликту перерасти в бойню с беспорядочном стрельбой, как со стороны полицейских, так и со стороны преступников, в результате которой пострадать могут невинные граждане и сами полицейские. По этой причине прицеливание следует отнести к навыкам, которые в первую очередь должны быть доведены до идеала.
Ключевые слова: сотрудники полиции, огнестрельное оружие, огневая подготовка, прицеливание, двигательные навыки, правильная стойка, положение рук, координация движений, внимательность, быстрота реакции.
Annotation. Mastering the skills of owning firearms is an integral part of the learning process that requires complete immersion, both on the part of the teaching staff and students. With age, vision, reaction and many other factors affect the results of shooting, which can mean one thing: without constant practice, they will deteriorate faster and confidence from his partners and superiors will fall in such an employee, as he does not make efforts to improve and maintain their level of professionalism. Fire training implies not only teaching trainees how to shoot from various types of firearms that are in service with the internal affairs bodies, but also transferring knowledge on the most effective use of a particular weapon using the strengths of both the weapon and the listener. It is also important to transfer knowledge on the safe use of weapons in order to avoid their dangerous use in a situation where civilians are present at the crime scene. The initial skill that needs to be brought to perfection is aiming. Aiming is one of the important parts of the discipline of firearms training. This is due to the fact that the accuracy of shooting minimizes the chance of a miss, causing injuries incompatible with life to the criminal, and also ensures that there will be no accidental victims. One well-aimed shot can solve all problems, preventing the conflict from escalating into a massacre with indiscriminate shooting, both from the side of the police and from the criminals, as a result of which innocent citizens and the police themselves may suffer. For this reason, aiming should be attributed to the skills that must first be brought to the ideal.
Key words: police officers, firearms, firearms training, aiming, motor skills, correct stance, hand position, coordination of movements, attentiveness, speed of reaction.
Введение. Организация и проведение огневой подготовки в системе МВД России осуществляется на основании на нормативно-правовых актов федерального и ведомственного уровня. К настоящему времени разработан определенный перечень локальных актов, действие которых обеспечивает выполнение требований по огневой подготовки сотрудников полиции.
Освоение навыков владения огнестрельным оружием является составной частью процесса обучения, требующего полного погружения, как со стороны преподавательского состава, так и обучающихся. До поступления в органы внутренних дел слушатели никогда не имели дело с огнестрельным оружием, вдобавок высокие требования, предъявляемые к сотрудникам полиции подразумевают, что после прохождения обучения слушатель будет продолжать поддерживать уровень своей огневой подготовки [1]. Однако с возрастом, зрение, реакция и многие другие факторы влияют на результаты стрельбы, что может означать одно: без постоянной практики они будут ухудшаться быстрее и к такому сотруднику доверия со стороны его напарников и начальства будет падать, так как он не прилагает усилий для совершенствования и сохранения своего уровня профессионализма.
Изложение основного материала статьи. Любое обучение начинается с выбора методики обучения. Методика подразумевает те методы, тренинги и упражнения, которые будут задействованы в процессе обучения слушателей дисциплине огневая подготовка. Огневая подготовка подразумевает не только обучение слушателей стрельбе из различных видов огнестрельного оружия, которое стоит на вооружении в органах внутренних дел, но и передачу знаний по наиболее эффективному применению того или иного оружия используя сильные стороны, как оружия, так и слушателя. Важно также передать знания по безопасному использованию оружия, чтобы избежать его опасного применения в ситуации присутствия на месте преступления мирных граждан.
Основная сложность обучения связана с тем, что его предстоит начинать с нуля, с азов владения оружием, что накладывает определённые трудности на развитие науки и выработку новейших знаний.
Первоначальным умением, которое необходимо довести до совершенства, выступает прицеливание. Прицеливание является одной из важных частей дисциплины огневая подготовка. Связано это с тем, что точность стрельбы минимизирует шанс промаха, нанесения травм несовместимых жизнью преступнику, а также гарантирует, что не будет случайных жертв. Один меткий выстрел, может решить все проблемы, не давая конфликту перерасти в бойню с беспорядочном стрельбой, как со стороны полицейских, так и со стороны преступников, в результате которой пострадать могут невинные граждане и сами полицейские. По этой причине прицеливание следует отнести к навыкам, которые в первую очередь должны быть доведены
до идеала [3, 7]. Поступив на обучение, и первый раз придя на занятия по огневой подготовке, слушатели, прежде чем стрелять из оружия должны научиться быстро и точно целится.
Безусловно, сегодня представлено великое множество приспособлений для прицеливания, и большинство из них призваны облегчить прицеливание для стрелка, но также большая часть из них предназначена для автоматических винтовок нового поколения, производимые в основном для военных или спецназа, а простые полицейские не обладают таким крупным арсеналом, и в основном используются уже старые, но проверенные временем оружия, такие как ПМ (Пистолет Макарова) АКУ (автомат Калашникова укорочённый) и т.д.
Вместе с тем для старого оружия редко можно встретить различные приспособления и предметы прицеливания, следственно полицейским предстоит научиться целиться при помощи стандартной мушки и целика [6]. Прицеливания при помощи мушки и целика задача не из лёгких, так как они очень маленькие, и каждый миллиметр погрешности может стоить полицейскому жизни преступника и мирных граждан, поэтому необходимо довести свои навыки прицеливания до абсолютного совершенства. Говоря о пистолетах, то, как правило, вести огонь и прицеливание с ними проще, и в этом немаловажную роль играет вес оружия и его габариты, стандартный ПМ не сильно громоздкий, удобный и практичный пистолет, именно поэтому он уже не одно десятилетие стоит на вооружении полиции. Соответственно в виду своих небольшим габаритов, с ним легко сможет управиться любая девушка, и стрельба и прицеливание как с одной руки, так и с двух не будут представлять особую сложность, все что необходимо для этого это упорные тренировки, с максимальным погружением в процесс обучения и осознанного выполнения всех упражнений, с пониманием к чему может привести каждый шаг, каким будет следующее действие, и т.д.
Умение прицеливаться напрямую зависит от двигательных навыков полицейского, от правильно поставленной стойки, положения рук, координации движений, внимательности и быстроты реакции. Совокупность всех этих факторов и даёт в результате возможность судить насколько точно и быстро полицейский сможет прицелиться. Если один из этих аспектов будет проседать на фоне других, соответственно и меткость стрельбы также будет хуже [8].
При преследовании преступника, который открыл огонь и пытается убежать, полицейскому не следует сломя голову нестись за ним, лишь бы догнать его, в надежде, что он промахнется. Необходимо выдерживать стойку и позицию рук, чтобы в любой момент быть готовым открыть огонь. Ведь убегая, преступник может где-то спрятаться и выжидать преследующих его полицейских, следовательно, вторым нужно быть сфокусированными и готовыми вступить с ним в бой.
Внимательность и быстрота реакции являются доминирующими качествами, так как максимально быстрая оценка обстановки, обнаружение вооружённого преступника и реагирование на него быстрее, чем его реакция на полицейского, является залогом успешного его обезвреживания и сохранения своей жизни и здоровья в безопасности. Реакция может и должна тренироваться, однако получилось так, что от природы у каждого человека своя скорость реакции. Есть ряд слушателей, которые без особой тренировки и подготовки уже будут иметь внушительную скорость реакции, что сразу же ставит их в приоритет, и даёт им возможность освоить обучение легче [2, 9]. Тем же, кому не посчастливилось, придётся упорно тренироваться и добиваться улучшения показателей своей реакции. Простыми словами реакцией называют тот промежуток времени, когда человек увидел цель и когда его тело начало выполнять движения для ее устранения или спасения и т.д. Как правило, большинство людей видит, как в него летит какой-то предмет, или падает, а говоря о полицейском как преступник готовится выстрелить, однако информация от глаз до мозга о том, что нужно предпринять попытку поймать, увернуться или выстрелить доходит долго, и человек, грубо говоря, видит, но ничего не делает и стоит на месте, и лишь спустя доли секунд начинает предпринимать действия [10]. В этой связи задачей инструкторов и преподавателей является максимально сократить этот промежуток путём использования различных упражнений, таких как отработка прицеливания по мишеням за максимально короткий промежуток времени, также это может отрабатываться в парах, с использование макетов оружия, где задачей слушателей будет достать оружие и прицелится быстрее, чем их оппоненты.
Порой чтобы усмирить преступника достаточно просто навести на него прицел, и запугать его, не обязательно при этом сразу же стрелять в него. Однако упражнения могут выполняться сперва, не стреляя или имитируя стрельбу по цели, а затем, стреляя и имитируя стрельбу, чтобы одновременно мозг запоминал оба действия. Так, со временем в какой бы ситуации не оказался полицейский он сможет быстро разглядеть преступника готовящегося использовать оружие, прицелится, оценить ситуацию и сделать выбор - стрелять или нет. Как показывает практика в большинстве случаев, полицейские куда точнее и быстрее преступников, и когда преступник понимает, что он не успевает достать оружие и на него уже прицелились, он отказывается от своей затеи и сдаётся [4].
Выводы. Как и говорилось ранее, методика тренировки может быть разнообразна и различна. Основной задачей ставящейся перед обучающимися является обнаружение цели, как можно скорее прицелиться, выстрелить. Естественно, для этого могут быть использованы макеты людей, мишени, могут быть задействованы проекторы, которые будут передавать изображение на экран, где будут появляться и исчезать различные цели, и задачей стрелка будет успеть прицелиться на цель до того, как она пропадёт. Работа в парах также может быть задействована в данном процессе, моделирование различных ситуаций с имитацией задолжников и преступников. Не стоит упускать момент, что в темное время суток, когда количества естественного света сводится к минимуму, то реакция человека, бдительность, внимание и зрение падают, соответственно стрельба и прицеливание становятся сложнее, и каждый сотрудник должен быть готов к этому. Для этого необходимо в учебном процессе использовать также затемнённые помещения или помещения с тусклым светом [5].
Литература:
1. Абидов, Р.Р. Проблемы правового регулирования огневой подготовки сотрудников полиции / Р.Р. Абидов // Журнал прикладных исследований. - 2021. - № 5-1. - С. 96-99
2. Архипов, С.Н. Методические принципы и методы использования технических средств на занятиях по огневой подготовке / С.Н. Архипов // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2015. -№ 2(5). - С. 191-195
3. Гедгафов, М.М. Формирование профессиональной готовности у сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия / М.М. Гедгафов // Журнал прикладных исследований. - 2022. - № 4-1. - С. 89-93
4. Гедугошев, Р.Р. Совершенствование навыков по владению огнестрельным оружием сотрудниками ОВД / Р.Р. Гедугошев // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 1 (116). - С. 324-325
5. Жамборов, А.А. Некоторые вопросы совершенствования огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел / А.А. Жамборов // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 1(128). - С. 334-336
6. Кожин, Д.А. Современные методики обучения сотрудников полиции прицельной стрельбе из боевого оружия / Д.А. Кожин // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2019. - № 19-1. - С. 143-144
7. Никишкин, А.В. Актуальные вопросы огневой подготовки, состояние, перспективы совершенствования, методика обучения / А.В. Никишкин, В.А. Пайметова // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения
сотрудников органов внутренних дел. Материалы международной научно-практической конференции. Составители: В.В. Горбатов, С.А. Горелов, О.В. Григорьева. - 2020. - С. 291-294
8. Рязанов, О.Е. Некоторые актуальные аспекты способов совершенствования оружия и приемам обращения с ним а практической деятельности сотрудников полиции / О.Е. Рязанов, С.А. Чернов, А.В. Курицын // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. - 2018. - № 12. - С. 207-211
9. Файрушин, Т.А. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел / Т.А. Файрушин // В сборнике: Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Всероссийского круглого стола. - 2017. - С. 216-218
10. Хабаров, Д.В. Пути повышения стрелковой подготовленности/ Д.В. Хабаров // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редколлгия: Е.Е. Витютнев, И.В. Подпорин, В.А. Михайлюк [и др]. Краснодар. - 2022. - С. 379-383
Педагогика
УДК 78, 378 апирант Чжоу Шици
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФОРТЕПИАНО В КИТАЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация. Музыкальная педагогика Китая развивалась по своему уникальному сценарию. При этом большое влияние на её становление и развитие, в частности на формирование фортепианного образования, оказала русская школа. Сегодня, когда художественное образование популяризируется, вопросы теории и практики фортепианной педагогики вызывают большой интерес научного сообщества. В рамках статьи рассматривается краткая история становления и развития фортепианной педагогики в КНР. Осуществляется анализ практики преподавания фортепиано в китайских ВУЗах. Рассматриваются достоинства, недостатки и перспективы китайской системы фортепианного образования. Также осуществляется анализ влияния зарубежных стран на её формирование. Описывается влияние метода Дэна Чжаои на преподавание фортепиано в китайских образовательных учреждениях. Обуславливается необходимость создания собственной теории и методики обучения игре на фортепиано. Даются некоторые практические рекомендации по совершенствованию фортепианного образования в Поднебесной.
Ключевые слова: фортепиано, фортепианная педагогика, практика, методика, преподавание фортепиано, высшее образование в Китае, Дэн Чжаои.
Annotation. The musical pedagogy of China developed according to its own unique scenario. At the same time, the Russian school had a great influence on its formation and development, in particular on the formation of piano education. Today, when art education is being popularized, the issues of theory and practice of piano pedagogy are of great interest to the scientific community. The article discusses a brief history of the formation and development of piano pedagogy in China. The analysis of the practice of teaching piano in Chinese universities is carried out. The advantages, disadvantages and prospects of the Chinese system of piano education are considered. An analysis of the influence of foreign countries on its formation is also carried out. The influence of the Deng Zhaoyi method on piano teaching in Chinese educational institutions is described. The necessity of creating their own theory and methodology of teaching to play the piano is determined. Some practical recommendations are given for improving piano education in China.
Key words: piano, piano pedagogy, practice, methodology, piano teaching, higher education in China, Deng Zhaoyi.
Введение. Двадцатый век стал важным для развития китайского фортепианного искусства и педагогики, за 100 лет фортепианная исполнительская культура страны прошла большой и тернистый путь, который отмечен множеством достижений. Вместе с тем, несмотря на успехи в фортепианном исполнительстве, есть ряд проблем в фортепианном образовании, например, в Поднебесной всегда наблюдалась нехватка квалифицированных педагогических кадров.
Вопросами фортепианной педагогики в Китае в разное время занималось такие ученые, как: Ге Дейю, Вэй Сяофань, Ли Фейлан, Дэн Чжаои, Ин Шичжэнь, Лю Бянь, Ляо Нэйсюн, Сунь Минчжу, У Тайин, Чжан Цзинвэй, Ли Сунлан, Хуан Пин, Цзинь Чжэн, Тонг Даоцзинь, Хуа Минь, Чжан Юнцин, Чжао Сяошен, Чэнь Фумей, Чэнь Цинфэн, Шэн Ицзянь, Ян Сунинг, Чжоу Гуанжэнь, Чэнь Ланцю.
Несмотря на наличие достаточного количества исследований [7, 9, 4], большинство из них ориентировано на преемственность иностранного педагогического опыта. В них не учитывается специфика национальной музыкальной культуры, необходимость включения национального фортепианного репертуара в образовательный процесс высших учебных заведений, кроме того, отсутствуют единые положения в преподавании фортепиано, также отсутствуют общие требования к учебному процессу, наблюдается нехватка учебного материала. Помимо прочего, до сих пор не образованы единые методические принципы и программы, направленные на конечный образовательный результат, педагогам приходится самостоятельно выбирать методики обучения, ориентируясь на европейские подходы, например, использовать «метод пальцевой игры при неподвижных руках» [8, C. 139].
Изложение основного материала статьи. Различные методики, которые вносили бы новаторство в преподавание фортепиано, начали появляться со второй половины девятнадцатого века, а их особенно стремительное развитие и распространение стало возможным после Цинхайской революции 1911 года, когда императорская династия была свергнута, а вместо неё была установлена Китайская Республика. Стоит признать, что первые методики обучения фортепиано полностью или же практически полностью копировали зарубежные методики с минимальной адаптацией под китайские реалии. К тому же, в самом начале изучение инструмента на территории Китая ограничивалось лишь школьным образованием и дополнительными курсами; те, кто хотел выучиться на пианиста, вынуждены были обучаться за пределами страны. «Первые китайские музыканты, такие как Хуан Цзы, Ли Шутонг и Чжан Вэйвэй, получили частное домашнее и зарубежное фортепианное образование» [2, С. 13]. Именно они начали формирование национальной фортепианной педагогики в ХХ столетии, так, один из ярких представителей первого поколения отечественных фортепианных педагогов Китая - Ли Шутонг (1880-1942), который получил образование в Японии, и вернулся на родину, чтобы начать обучать будущих пианистов. В своей педагогической практике он «придавал большое значение технике, а также требовал высокой точности в прочтении нотного текста» [6, С. 144].