Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости развития малого и среднего государственно-частного предпринимательства в Брестской области Республики Беларусь'

К вопросу о необходимости развития малого и среднего государственно-частного предпринимательства в Брестской области Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швед Инна Викторовна

В данной статье определена сущность малого и среднего государственно-частного предпринимательства. В качестве объекта исследования выступает малое и среднее предпринимательство Республики Беларусь. Республика Беларусь находится в начале пути построения плодотворной системы государственно-частного партнерства. Рассматривается состояние малого и среднего государственно-частного предпринимательства в Республике Беларусь. Проведен анализ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Брестской области Республики Беларусь. Изучаются проблемы развития малого и среднего государственно-частного предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости развития малого и среднего государственно-частного предпринимательства в Брестской области Республики Беларусь»

УДК 338.22(476)

Швед Инна Викторовна

аспирант.

Балтийский федеральный университет им. И.Канта

[email protected]

Inna V. Shved

graduate student.

The Baltic federal university of I. Kant shved.ekonomika@mail. ru

К вопросу о необходимости развития малого и среднего государственно-частного предпринимательства в Брестской области Республики Беларусь

To a question of need of development of small and average state-private business

in the Brest region of Republic of Belarus

Аннотация. В данной статье определена сущность малого и среднего государственно-частного предпринимательства. В качестве объекта исследования выступает малое и среднее предпринимательство Республики Беларусь. Республика Беларусь находится в начале пути построения плодотворной системы государственно-частного партнерства. Рассматривается состояние малого и среднего государственно-частного предпринимательства в Республике Беларусь. Проведен анализ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Брестской области Республики Беларусь. Изучаются проблемы развития малого и среднего государственно-частного предпринимательства в регионе.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, предпринимательство, малое и среднее предпринимательство

Annotation. In this article the essence of small and average state-private business is defined. Small and average business of Republic of Belarus acts as object of research. Republic of Belarus is in the beginning of a way of creation of fruitful system of public-private partnership. The condition of small and average stateprivate business in Republic of Belarus is considered. The analysis of development of subjects of small and average business in the Brest region of Republic of Belarus is carried out. Problems of development of small and average state-private business in the region are studied.

Key words: public-private partnership, business, small and average business

В экономической литературе выделяют различные подходы в определении сущности государственно-частного предпринимательства. Государственно-частное предпринимательство (ГЧП) в мировой практике рассматривается на двух уровнях: формирование благоприятного бизнес-климата за счет привлечения частного бизнеса и признание государством его

важной роли и передача государством, как партнером по экономическим проектам, частному сектору полномочий по управлению активами, принадлежащими государству, выполнению определенных работ и услуг.

Малое и среднее государственно-частное предпринимательство в Республике Беларусь необходимо рассматривать как определенный и особенный вид предпринимательской деятельности государственного и частного бизнеса в совокупности. Базисом такой категории предпринимательства является объединение интересов и полномочий государственного и частного секторов, то есть инвестирование со стороны частного бизнеса и получение интересующей прибыли, а также государственное координирование и решение проблем успешной деятельности объектов ГЧП.

Анализ определений государственно-частного партнерства, предложенных российскими и зарубежными авторами, можно выделить следующие основные положения в определении сущности государственно-частного партнерства.

1. Государственно-частное партнерство рассматривают в форме любых контрактных отношений между государственным и частным бизнесом.

2. Проекты государственно-частного партнерства имеют общественная значимость.

3. Главная роль в данном партнерстве неоспоримо принадлежит государству.

4. Полномочия частного сектора в ГЧП-проектах по возможности и потребности должны расширяться.

5. Обязательное поддержание баланса интересов, прав и обязанностей всех участников ГЧП-проектов.

6. ГЧП должно являться инструментом привлечения инвестиций, повышения инновационного потенциала и активности.

Что же касается Республики Беларусь, то она находится в самом начале пути построения плодотворной системы государственно-частного партнерства. Государственные структуры республики принимают меры для решения проблем, улучшения и модернизации существующей экономической системы с учетом международного опыта. Следует отметить, что важную роль при этом играют стимулы к активному участию заинтересованных партнеров в этом процессе для того, чтобы внедряемые структуры государственно-частного партнерства служили для пользы государства, бизнеса и населения [1, с.35-42].

В период исследования (2010-2014гг) наблюдается стабильный прирост количества микро-, малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Количество микро-, малых и средних организаций к концу 2014 года составило 114208 единиц. По сравнению с состоянием на конец 2010 года количество микро-, малых, средних предприятий увеличилось на 27291 единиц, темп проста составил 31,4% [2]. В 2015 году ситуация несколько осложнилась, причиной данной ситуации стало вступление в силу Указа Президента Республики Беларусь №143 «О внесении изменений и дополнений

в Указ Президента Республики Беларусь» от 30 марта 2015 года. В Указ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2014 г. № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» были внесены изменения и дополнения, которые касаются осуществления предпринимательской деятельности, что повлекло за собой сокращение количества индивидуальных предпринимателей (в 2015 году на 8171 единиц меньше, чем в 2014 году) и субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1).

Таблица 1

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по

областям Республики Беларусь в 2013-2015 гг, единиц

Регионы Микро- и малые организации Средние организации

2013 г 2014 г 2015 г 2013 г 2014 г 2015 г

Республика Беларусь, всего 111 112, 0 114 208, 0 111 146, 0 2 423,0 2 416,0 2 371

Брестская область, всего 10 836,0 10 729,0 10 160,0 356,0 357,0 357,0

Витебская область, всего 9 743,0 9 747,0 8 953,0 324,0 318,0 282,0

Гомельская область, всего 10 010,0 10 148,0 9 931,0 322,0 322,0 318,0

Гродненская область, всего 8 740,0 8 764,0 8 210,0 196,0 202,0 202,0

г. Минск, всего 39 838,0 41 978,0 44 513,0 564 569 532,0

Минская область, всего 20 456,0 21 210,0 20 712,0 428,0 421,0 465,0

Могилевская область, всего 9 066,0 9 216,0 8 667,0 233,0 227,0 215,0

Развитие малого и среднего государственно-частного предпринимательства по областям Республики Беларусь характеризуется неравномерностью, что обусловлено географическим положением областей, уровнем доходов населения, наличием трудовых и сырьевых ресурсов, отношением местных властей к субъектам предпринимательства.

Брестская область по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства занимает второе место в стране, в частности, благодаря своему благоприятному географическому расположению. Расположение Брестской области на внешних границах Европейского союза и Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана делает данный регион одним из наиболее инвестиционно-привлекательных в республике.

Дальнейшее развитие малого и среднего государственно-частного предпринимательства играет важную роль и в повышении

конкурентоспособности Брестского региона. Неотъемлемым условием эффективного функционирования рыночной экономики является генерирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса [3, с. 147].

Малое и среднее предпринимательство в Брестской области — это перспективно функционирующий сектор экономики, который постепенно приумножает свой вклад в обеспечении общего экономического роста на уровне области. Наблюдается неуклонная тенденция роста удельного веса валового регионального продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства. В Брестской области на долю микро-, малых организаций приходится 13,8% валового регионального продукта, 12,4% объема производства продукции (работ, услуг), 10,3% объема промышленного производства, 20,6% выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, 27,1% розничного товарооборота торговли, 22,5% товарооборота общественного питания, 10,2% экспорта товаров. В сфере малого предпринимательства Брестской области работает около 131 тыс. человек, т.е. 21,2% от занятых в экономике области [4].

За последние годы отмечается тенденция роста инвестиционного потенциала малого и среднего государственно-частного предпринимательства, как по Брестской области, так и по Республике Беларусь в целом. Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства Брестской области в основных экономических показателях развития области, а именно в разрезе инвестиций в основной капитал, начиная с 2011 года имеет тенденцию к снижению. Темп роста в 2014 году по сравнению с 2010 годом по малым организациям составил 73,3%, по микроорганизациям - 97,4%, по средним организациям - 95,8%.

Таким образом, следует отметить, что только государственные инвестиции в современных условиях не могут в достаточной мере предоставлять необходимую поддержку развитию малого и среднего государственно-частного предпринимательства. Поэтому реализация механизмов стабильного экономического роста в Республике Беларусь невозможна без привлечения сил бизнес-сообщества. Перспектива состоит во взаимодействии государства и частного бизнеса и в перспективном развитии малого и среднего государственно-частного предпринимательства. Для Республики Беларусь наступило время для успешного внедрения в жизнь наиболее эффективных систем взаимного сотрудничества государства с частным бизнесом. Мировая практика демонстрирует множество ярких примеров эффективного партнерства общественного и частного секторов при реализации крупномасштабных социально-экономических инновационных задач. И сегодня руководство Республики Беларусь делает первые уверенные шаги для развития такого партнерства.

Реализация программы финансирования малого и среднего государственно-частного предпринимательства позволит расширить для частного бизнеса доступ к финансовым ресурсам, необходимым для реализации

инвестиционных проектов, и вместе с тем обеспечит адресность поддержки путем выделения средств на наиболее эффективные из предлагаемых инициатив.

В Брестской области достаточно благоприятные условия для развития малого и среднего государственно-частного предпринимательства. Следует отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства в Брестской области имеет положительную динамику развития, уменьшает численность безработных, играет немаловажную роль в обеспечении социально-политической стабильности. Однако, данный сектор экономики все еще недостаточно развит. Для повышения конкурентоспособности малого и среднего государственно-частного предпринимательства Брестской области следует внедрять комплекс мероприятий: совершенствовать правовое регулирование деятельности данного сектора экономики; осуществлять имущественную, финансовую и информационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства; осуществлять подготовку и переподготовку кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства; развивать международное сотрудничество в области малого и среднего бизнеса.

Литература:

1. Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство (часть 1) /Д.М. Амунц // Справочник руководителя учреждения культуры. № 12. 2005.

2. Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.03.2016 г., №149 - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001340_53062

3. Крючок С. И. Развитие предпринимательства как важнейшее условие экономического развития Беларуси / С. И. Крючок // Новая Экономика. 2011. № 2. С. 146-150.

4. О развитии предпринимательства в Брестской области. — Режим доступа:http://brestregion.gov.by/index/ekonomika/predprinimatelstvo

Literature:

1. Amunts D. M. Publîc-prîvate partnership (part 1) /D. M. Amunts//Reference book of the head of cultural institution. - No. 12. - 2005.

2. A state program of support of small and average business in Republic of Belarus for 2016-2020: The resolution of Council of ministers of Republic of Belarus of 10.03.2016, No. 149 - the access Mode: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001340_53062

3. S. I. Krjrnhok Business development as the most important condition of economic development of Belarus / Page. I. Kryuchok//New Economy. 2011. No. 2. Р. 146-150.

4. About development of business in the Brest region. — Mode dostupa:http://brestregion.gov.by/mdex/ekonomika/predprimmatelstvo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.