Научная статья на тему 'Актуальные проблемы и особенности правового воспитания в современном российском обществе'

Актуальные проблемы и особенности правового воспитания в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5239
718
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ИНСТИТУТ ПРАВА / LEGAL EDUCATION / LEGAL CONSCIOUSNESS / RIGHT INSTITUTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киреев Дмитрий Русланович

В статье анализируются ключевые проблемы правового воспитания на современном этапе развития общества: низкий уровень правовой культуры, отсутствие институтов социализации, адекватных интересам молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems and features of legal education in modern Russian society

In article key problems of legal education at the present stage of development of society are analyzed: low level of legal culture, absence of institutes of socialization adequate to interests of youth.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и особенности правового воспитания в современном российском обществе»

Д. Р. Киреев *

Актуальные проблемы и особенности правового воспитания в современном российском обществе

В статье анализируются ключевые проблемы правового воспитания на современном этапе развития общества: низкий уровень правовой культуры, отсутствие институтов социализации, адекватных интересам молодежи.

In article key problems of legal education at the present stage of development of society are analyzed: low level of legal culture, absence of institutes of socialization adequate to interests of youth.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовое сознание, институт права.

Key words: legal education, legal consciousness, right institute.

Построение и функционирование правового государства невозможно без правового воспитания его общества. В Российской Федерации законодательная база находится в подвижном, постоянно изменяющемся состоянии, но в современном российском обществе проблема правового воспитания подрастающего поколения не стала предметом должного внимания со стороны политиков, общественных деятелей и ученых.

Для исследования актуальных проблем и особенностей правового воспитания в современном российском обществе первостепенное значение имеет формулировка понятия правового воспитания.

Мы полагаем, что правовое воспитание - систематический, многоаспектный и всеобъемлющий процесс воспитательной работы, направленный на правильное формирование правового сознания и правовой культуры личности путем выработки правового способа мышления, основанного на знании и понимании национальной правовой системы.

Современное российское общество оказалось не в состоянии дать адекватное социальным изменениям должное правовое воспитание подрастающему поколению. Причина довольно проста: взрослые сами плохо представляют, какой они хотят видеть молодежь, ведь их правовое созна-

* Аспирант юридического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

ние сформировалось в момент кризиса, серьезных потрясений, произошедших в политической и экономической системах российского общества. Но и сами молодые люди не имеют на этот счет четких представлений, и видение своей будущности втискивают в рамки своеобразного нигилистического отношения к перспективе. В сознании юношей и девушек уже сформировано критическое осмысление всего содеянного прежде, восприятие пройденного исторического пути как цепи сплошных ошибок, преобладает ощущение неуверенности перед будущим. Вместе с этим деформируется отношение граждан к действующей системе права. Возникает негативное отношение к законам, которые не могут обеспечить правовую защищенность гражданина, его личности, чести, достоинства. Особенно сильны такие настроения в среде учащейся и студенческой молодежи, среди которой укоренилось представление о том, что за деньги можно поступить в любой вуз и сдать любой экзамен.

Также можно проследить тенденцию к тому, что организованные формы обучения, например всероссийские и региональные семинары, научно-практические конференции и юридические консультации, в рамках которых проводятся занятия, выступают с лекциями и докладами специалисты-правоведы, стали доступны исключительно для привилегированных и богатых слоев населения.

К отрицательным факторам, влияющим на проблему правового воспитания в современном российском обществе, можно отнести и кризис института семьи в современной России. Как справедливо замечает А.С. Запесоцкий, «важнейшей средой личного становления является семья, которую можно назвать первичным лоном человеческой культуры»1.

Зачастую дети становятся жертвами бытового правовоспитания, основными категориями которого является «мудрость», передаваемая из поколения в поколение. Родители с крайне низким уровнем правосознания не могут воспитать своих детей в духе права. Даже в семье дети видят неправовую сторону отношений. В семье, в бытовых, уличных отношениях дети становятся свидетелями разрешения вопросов с точки зрения силы.

Так, по мнению З.Н. Каландаришвили: «Кризис семьи начался сравнительно давно, когда в головах россиян возобладала ценность жизненного успеха, который заключается в достижении должного уровня благосостояния, поэтому, очевидно, в течение ближайших лет семья будет довольство-

1 Запесоцкий А.С. Образование: Философия. Культурология. Политика. СПб., 2002.

С. 185.

ваться одним ребенком, которому в меру своих сил постарается обеспечить безопасное детство, что вызовет рост индивидуалистической и эгоцентрической морали в обществе»2.

Однако следует заметить, что складывающаяся в Российской Федерации за последнее время так называемая система формирования политики в отношении семьи и молодежи не учитывает в полной мере кризисных реалий; функционально и законодательно разрознена; финансово обеспечена, а ее реализация не подлежит должному контролю. Методология положений в отношении семьи и молодежи сформировалась еще в советский, относительно стабильный и экономически благополучный период времени. Очевидно, что в современном российском обществе теория и практика социальной и правовой политики в отношении молодежи, целевых программ и мероприятий должна исходить из положений, объективно отражающих реальную ситуацию в обществе.

Еще Л.И. Петражицкий справедливо замечал, что «уровень правового сознания индивида зависит от того, как в его семье в пору его детства был поставлен процесс правового воспитания. Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии»3.

Действительно, формирование общего мировоззрения и правовых устоев детей и подростков первоначально всегда проходит в семье, и это есть начало всякого воспитания, подготовка необходимых условий для правильного и прогрессивного развития сознания и психики. Большинство факторов детской аморальности и преступности среди молодежи связаны с падением воспитательной функции в семье и происходящими в ней переменами. К сожалению, кризис семьи в России в последние годы принял небывалый размер. Семья сегодня, к сожалению, уже не может способствовать формированию должного сознания подрастающего поколения.

Еще одной острой проблемой современного российского общества является кризис армии как социального института. Сейчас трудно найти человека, который не знает о существовании неуставных отношений в армии. По уставу старшие по званию вправе приказывать младшим, однако «военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставить-

2 Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления. СПб., 2005. С. 66.

3 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. Т. 1. С. 148.

ся задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона». На практике же старослужащие относятся к молодым солдатам, как к крепостным, придумывая для них правила поведения и меняя их по собственной прихоти, а также «гоняя» молодых в любое время дня и ночи. Жалобы, невыполнение «приказа» или отказ подчиняться, чреваты для новобранцев самыми различными наказаниями, часто с применением насилия.

Команды «дедов» и установленные ими правила довлеют над всеми сторонами жизни солдата в первый год службы, будь то выполнение повседневных обязанностей, прием пищи, личная гигиена, здоровье, личные вещи или сон. При этом большинство таких «приказов» и «взысканий» не предусмотрены уставом и соответственно являются незаконными с точки зрения российского законодательства.

Результатом существования так называемой дедовщины в российской армии является укрепление представлений о праве как об иллюзорном явлении, не имеющим ничего общего с реальностью.

Существует еще одна проблема - всеядность средств массовой информации. В современном российском обществе СМИ и их роль в распространении правовой информации давно обсуждается на разных уровнях. Эксперты в области журналистики и юриспруденции, а также психологии и политологии вынуждены констатировать частый низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов.

Журналисты различных информационных изданий и телевизионных каналов наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов - мало того, что они не соблюдают внутренние отраслевые нормы права и этики, так они еще и прививают свое отношение публике - особенно это характерно для региональных СМИ. Репортажи о правовой и политической ситуации толкуются субъективно, часто безграмотно даже с точки зрения юридической терминологии, грамматики.

Располагая сенсационной информацией, обладатель ее подчас руководствуется определенными мотивами и целями, используя средства массовой информации для манипулирования общественным мнением. А безответственность и самонадеянность, легкомыслие журналистов и редакций СМИ способствуют этому. Так, информация распространяется под видом слухов, затем широко обсуждается в массах, и как результат -укрепляется в сознании.

По мнению З.Н. Каландаришвили: «Главными направлениями, по которым происходит разрушение уважительного отношения к праву, автору видится пропаганда агрессивного авангардизма как массовой культуры, пропаганда безнравственности, рекламная агрессия, низкопоклонничество перед западными устоями жизни. Одним из проявлений правового бескультурья нередко является откровенное пренебрежение и незнание журналистами норм права. При подготовке телевизионных и газетных публикаций авторы порой не удосуживаются лишний раз проверить соответствие своей информации букве закона»4.

В настоящее время законодателем предусмотрен правовой механизм реализации молодежью своих прав и интересов путем выражения единой коллективной воли, опосредуемой через деятельность молодежных объединений, которые сами по себе являются, бесспорно, субъектами правовых отношений. Их деятельность связана прежде всего с реализацией прав и представлением интересов именно молодежи в целом, а не отдельной ее части, что следует из объема представленных молодежными объединениями полномочий. Реализация прав и интересов молодежи осуществляется также специальными органами государственной власти, осуществляющими молодежную политику в Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Однако системообразующего федерального закона в области молодежной политики в Российской Федерации не существует, он так и не был принят. Хотя проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» в 1998-1999 г. был принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации, он был отклонен Президентом РФ. В апреле 2004 г. проект закона был окончательно снят с дальнейшего рассмотрения Государственной думой, в результате этого в стране до сих пор так и не сложилось полного единого мнения по поводу тех или иных направлений государственной молодежной политики.

Ухудшает ситуацию вокруг правового воспитания и расцвет коррупции, т. е. использование должностными лицами своих властных полномочий и доверенных им прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупция, пронизывающая все сферы жизни современного российского общества, также в полной мере относится и к российскому бюрократическому аппарату и политической элите.

4 Каландаришвили З.Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления. СПб., 2005. С. 69.

В настоящее время ни один из субъектов политики России не ставит своей задачей ведение правового воспитания граждан Российской Федерации, в лучшем случае ограничиваясь признанием необходимости его нравственного и патриотического воспитания, правового просвещения (что неравнозначно правовому воспитанию), предоставляя процессу формирования правового сознания развиваться хаотично. Наряду с этими процессами подорван авторитет государства как аппарата, путем государственного принуждения, обеспечивающего верховенство права и закона на территории Российской Федерации.

По всем признакам современное российское общество находится в системном кризисе права, как основополагающего принципа развития гражданского общества, влияющего на все этапы развития правового сознания как отдельно взятой личности, так и становления правового государства в целом. Наблюдается кризис социальных институтов семьи, образования, армии, власти и института гражданства с точки зрения правового воспитания и построения правового гражданского общества. Вышеупомянутые кризисные явления проявляются ростом нигилистического отношения к праву и усилением процесса деформации правового сознания граждан современного российского общества.

Подводя итог, отметим, что сложившаяся ситуация требует скорейшего поиска путей выхода из кризиса права как института и увеличения эффективности в организации правового воспитания граждан.

Итак, правовоспитательный процесс в современном российском обществе характеризуется следующими основными особенностями и проблемами:

1) историческое развитие российского правовоспитательного процесса на современном этапе находится в состоянии застоя;

2) право как институт в настоящее время переживает кризис, предпосылками к которому являются кризис социальных институтов семьи, образования, армии, власти и института гражданства;

3) отсутствие мотивации правового воспитания и негативное отношение к законам на фоне деформации правового сознания превалирует не только у молодежи, но и у взрослых граждан Российской Федерации;

4) привилегированность и недоступность правового воспитания широким слоям населения;

5) низкий уровень правовой культуры в СМИ и реализуемая на практике возможность манипулирования общественным мнением через СМИ;

6) отсутствие конкретных направлений государственной молодежной политики по реализации своих прав и интересов;

7) ухудшение ситуации вокруг правового воспитания на фоне расцвета коррупции и краха авторитета государства как аппарата, путем государственного принуждения, обеспечивающего верховенство права и закона на территории Российской Федерации;

8) хаотически развивающийся процесс формирования правового сознания граждан Российской Федерации;

9) рост нигилистического отношения к праву и усиление процесса деформации правового сознания граждан современного российского общества.

В заключение отметим, что в современном российском обществе, к сожалению, не создана эффективная система правового воспитания граждан в результате ошибок, упущений и недостатков, допущенных в процессе создания современного правового государства.

По мнению исследователя, на сегодняшний день российское общество нуждается в усиленной теоретической разработке способов, форм и методов организации и эффективной практической реализации правового воспитания граждан Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.