А. Н. Бахарева
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И МОЛОДЕЖЬ
Работа представлена кафедрой теории права и гражданско-правового образования.
Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор И. Л. Честное
Статья посвящена вопросам правового сознания молодежи как важному элементу правовой системы. Особое значение имеют общечеловеческие ценности и нравственные принципы. Молодежь -это социальный субъект-носитель, который может занимать активную гражданскую позицию.
This article is dedicated to the questions of the juridical conscience of youth as a significant element of the legal system. The particular importance is given to the general human values and to the moral principles. The youth is a social subject that can take up an active civic position.
Состояние постсоветского общества неслучайно у многих вызывает тревогу и озабоченность. Прогрессирующее снижение уровня жизни широких масс населения, рост социальной напряженности, обусловленный резкой поляризацией общества, достигшая критических объемов коррупция, рост преступности, наркомании, злоупотребление алкоголизмом населения -все это свидетельствует о глубоком всестороннем кризисе. Негативные изменения, затронув все стороны социальной жизни, коснулись и сферы правового сознания молодежи.
С одной стороны - можно констатировать общее понижение уровня правового сознания молодежи даже по отношению к дореформенному периоду, что выражается в растущей криминализации и теневизации общества, все большем отчуждении населения от правоохранительных органов, нарастании нигилистического отношения к праву. Но если взглянуть с другой стороны, смысловым центром проводимых реформ является ориентация на формирование в конечном счете в России гражданского общества, неотъемлемым атрибутом которого является правовое государство во всей полноте этого понятия. А это предполагает специфический тип и высокий уровень массового правового сознания, никогда не имевший место в границах России, поскольку здесь всегда, во все исторические перио-
ды власть доминировала над правом. Поэтому сегодня важно найти оптимальные формы модернизации правовой системы и ее взаимодествия с социумом.
Важным элементом правовой системы является правовое сознание. В современный период, отличающийся небывалым динамизмом в молодежной среде, как значительный негативный фактор в государственно-правовом строительстве, получили распространение различные виды деформации правового сознания (правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой идеализм и перерожденное правовое сознание). Сложившаяся ситуация требует принятия безотлагательных мер, причем первоочередной задачей должно стать воспитание положительного взгляда на право в среде молодежи, так как именно молодежь является той социальной группой, которой предстоит завтра жить в России и управлять государством. В то же время именно сознание молодежи наиболее подвержено изменению при постороннем влиянии.
Особое значение в этом контексте при -обретают ценности и нравственные принципы. Правовые ценности и нравственные законы - одни из наиболее значительных, величественных явлений человеческого духа. Но вместе с тем - это и сложнейшие по своему содержанию явления. Неудивительно, что их переплетение создает еще более сложную, многоплановую картину.
2 4
Формирование правосознания и молодежь
Доминирующий акцент в этой картине задается конкретным человеком, который становится личностью по мере своего вхождения в пространство нравственно-правовых отношений, развитых личностью и многими представителями предшествующих поколений, впитавших в себя общечеловеческие ценности. Именно как личность, как носитель нравственно-правовых традиций своего народа человек, находя уважение окружающих и признание общества, занимает свое место в структуре общественных отношений.
Человек - основной субъект правовых отношений. Лишь тогда система права отвечает требованиям нравственности, когда она ориентирована на конкретного человека, способствует развитию личностных качеств, позволяет ему реализовать себя как свободного индивида. Но и сам человек является активным, деятельным началом правовых отношений, формируя правовое пространство общества и в то же время созидая самого себя в процессе этой деятельности. «В сфере права человек таков, - отмечает академик В. П. Сальников, - какова его правовая деятельность»1. С другой стороны, понять сущность права мы можем, лишь поняв природу человека, вступающего в правовые отношения. Тенденция умаления роли права в жизни общества должна быть преодолена, а это возможно лишь при детальном исследовании сложившейся структуры правового сознания молодежи. Только опираясь на данные научного исследования, можно выявить факторы, влияющие на формирование правового сознания у молодого человека, вовремя пересечь их негативное воздействие. Общетеоретические проблемы анализа процесса формирования правового сознания молодежи сегодня в юридической науке разработаны не полностью. Их исследования необходимы не только для теоретического осмысления и научной значимости, но и для педагогических целей.
Становление правового сознания крайне затруднительно без правового воспита-
ния. Понятие правового воспитания имеет неоднозначную трактовку, т. к. может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле данное понятие включает весь многогранный процесс формирования правового сознания и правовой культуры личности под влиянием общественно-политических, социально-экономических и иных факторов. В узком смысле - это систематический, целенаправленный управляемый педагогический процесс воздействия на сознание людей с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, знаний и убеждений.
По мнению В. Г. Семенова, существует два принципа правового воспитания: научности и объективности.
Принцип научности правового воспитания требует всестороннего и глубокого ана-лиза реальной действительности с позиций познания объективных законов развития российского общества и применения этих законов в правовой практике. Научность правового воспитания основывается на использовании достижений не только юридической науки, но и философии, педагогики, психологии, социологии, учета характера взаимодействия всех средств на духовный мир молодого человека2.
Большую роль в современных условиях играют организационные формы правового воспитания. Особую значимость этот вопрос приобрел в связи с изменениями, происходящими в российском обществе: переходом к демократическому правовому государству, отказом от коммунистической идеологии, появлением плюралистического подхода к процессу воспитания. Но последнее не означает, что процесс воспитания правовой культуры не имеет идеологической направленности. Идеологической основой являются идеи Конституции РФ 1993 г., поэтому все организационные формы правового воспитания подчинены идеологической сущности Конституции РФ. Естественно, что особое значение имеет индивидуальная работа по правовому воспита-нию с отдельными группами молодежи.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Сам процесс должен быть ориентирован на социальную практику. Вся социальная практика должна быть направлена на формирование правового сознания.
Молодежь - это социальный субъект-носитель, способный к инициативе и обратному воздействию на общество. Важно рассмотрение вопроса о том, какие изменения происходят в сознании молодого человека в момент его встречи с правовыми нормами, какие есть эффективные формы, средства и методы правовоспитательной работы с молодыми гражданами. Правовое воспитание должно обязательно ориентировать молодого человека на умение преломлять различные интересы обыденного уровня с рамками законопослушного поведения, а значит, необходимо создавать такие условия, чтобы молодые люди осознавали, что через совпадение их личных интересов с интересами общества происходит строительство Российского правового государства. Это очень важное направление правового государства, но оно требует огромных практических и теоретических усилий. Идентификация личных и общественных интересов - идеал, к которому следует стремиться, и этот идеал не станет иллюзорным, если будет реа-лизовываться на практике главная идея правового государства - сначала Личность, а затем Государство3.
Главной ценностью права, по мнению многих специалистов в области юриспруденции и не только, является признание ценностей прав человека. Что при этом имеется в виду? Это прежде всего воспитание в человеке чувства собственного достоин-
ства, осознание своих прав, умение их реализовать и защитить. Это также признание прав других людей. Уважая себя как личность, человек способен уважать права и других людей. Молодые люди должны «почувствовать» в праве, - это умение строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами. Речь идет об освоении способов правомерного поведения в повседневной жизни, в обществе, наконец, в нашем государстве.
В современной России приобретает актуальность воздействие различных факторов для формирования правового сознания молодого поколения. Действие права всегда порождает субъективную реакцию людей на правовые нормы. Реакция граждан на право может быть одобрительной, но во всех случаях люди каким-то образом субъективно реагируют на действующее право. Именно субъективное отношение людей к правовым явлениям в обществе охватывается понятием правового сознания. Правовое сознание человека формируется под действием тех общественных отношений и связей, той системы ценностно-нормативной ориентации и общественной практики, в которую он включен. Правовое сознание индивида отражает непосредственное условие жизни человека, формируется под воздействием его специфических личностных свойств и качеств. Поэтому гражданское воспитание подрастающего поколения должно включать в себя патриотические, духовные и нравственные установки, что без сомнения будет положительно формировать правовое сознание и активную гражданскую позицию.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сальников В. П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л., 1988. С. 7.
2 Семенов В. Г. Правовое воспитание молодежи. Ставрополь, 2000. С. 35-36.
3 Каландаришвили 3. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления. СПб., 2005. С. 110-111.