Программно-нормативное обеспечение процесса физического воспитания младших
школьников Черемных В. И.
Черемных Виктория Игоревна / Cheremnyh Viktorija Igorevna - учитель по физической культуре, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 44, г. Сургут
Аннотация: в статье подробно освещаются актуальные проблемы поиска оптимальных путей организации процесса физического воспитания младших школьников на основе дифференцированного подхода.
Программы обучения и воспитания в школе, как и во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, представляют собой государственный документ, определяющий систему нормативных требований к содержанию и организации физического воспитания на уроках физической культуры, к уровню физического образования и двигательной подготовленности учеников, где урок является основной формой учебно-воспитательного процесса. Программно-нормативные основы системы физического воспитания составляют программы по физическому воспитанию в общеобразовательных школах. Особенность современных программ в том, что они строятся на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В документах Федерального государственного стандарта представлен минимальный объем требований к содержанию образования и уровню подготовленности. Анализ программ по физической культуре позволил выявить их направленность на решение оздоровительных, образовательных и развивающих задач.
Ключевые слова: дифференцированный подход, федеральный государственный образовательный
стандарт.
Анализ современного состояния школьной физической культуры позволил выявить ряд значимых противоречий в аспекте изучаемой проблемы:
- между теоретическими закономерностями формирования физической культуры учащихся общеобразовательных учреждений и методическими особенностями их реализации в условиях школьного физического воспитания;
- между потребностями общества в создании эффективных физкультурно-спортивных и оздоровительных технологий и отсутствием научно-обоснованных теорий их проектирования;
- между существующими содержанием, организационными формами и недостаточной разработанностью педагогических условий физического совершенствования учащихся.
Эти противоречия и объясняют актуальность проблемы поиска оптимальных путей организации процесса физического воспитания младших школьников на основе дифференцированного подхода [1, с. 5].
Программно-нормативные основы системы физического воспитания составляют программы по физическому воспитанию в общеобразовательных школах. Особенность современных программ в том, что они строятся на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В документах Федерального государственного стандарта представлен минимальный объем требований к содержанию образования и уровню подготовленности. Активная работа ученых и практиков по совершенствованию физического воспитания, развернувшаяся в последние годы, способствовала появлению новых программ, которые основываются на положениях современных концепций. Принципиальным является то, что происходит отказ от унитарных подходов к физическому воспитанию, создаются возможности выбора педагогическими коллективами собственных путей реализации подходов, рекомендованных той или иной программой по физическому воспитанию [2, с. 10].
Программы обучения и воспитания в школе, как и во всех образовательных учреждениях Российской Федерации, представляют собой государственный документ, определяющий систему нормативных требований к содержанию и организации физического воспитания на уроках физической культуры, к уровню физического образования и двигательной подготовленности учеников, где урок является основной формой учебно-воспитательного процесса.
В программах конкретизированы задачи на основе цели физического воспитания, определены знания, умения и навыки. Содержание учебных программ разделено на базовую и вариативную части. Базовое содержание обеспечивает выполнение требований государственного стандарта и свидетельствует о достигнутом уровне физической культуры личности. Вариативная содержательная сторона учебного процесса учитывает особенности региона, национальные особенности, интересы человека и спортивную специализацию преподавателя. Нормативная часть программы включает в себя: определение уровня развития физических качеств, уровня освоения двигательных действий, уровня освоения знаний по физической культуре (Б. У. Альмуханов, 1994; Е. А. Коротков, 1997; Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2001; А. М. Максименко, 2001; Л. А. Семенов, 2005).
Анализ программ по физической культуре позволил выявить их направленность на решение оздоровительных, образовательных и развивающих задач.
Преподавание физической культуры в начальной школе осуществляется в соответствии со следующими основными нормативными документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендовано несколько примерных образовательных программ.
1. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся: 1 - 11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010. - 126 с.
2. Лях В. И. Физическая культура: 1 - 4 классы: Учебник. / В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
3. Лях В. И. Физическая культура. 1 - 4 классы: Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха / В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2012. - 64 с.
4. Матвеев А. П. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. П. Матвеева 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2011. - 132 с.
Каждое образовательное учреждение имеет право на реализацию любой (из допущенных Минобрнауки РФ) учебной программы.
Анализ научно-методической литературы позволяет определить перечень требований к структуре программ. По мнению Б. А. Ашмарина (1978), К. Д. Чермита (2005) в них должны быть отражены:
- целевые установки, определяющие основные направления и задачи содержания программ;
- учет особенности онтогенетического развития детей;
- содержание педагогической работы (характеристика режима дня, перечень общеразвивающих и строевых упражнений, средств различных видов спорта, показатели или уровни освоения детьми содержания программы).
Основными целевыми установками программы являются:
1) всестороннее развитие личности посредством формирования физической культуры личности школьника: формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, развитие двигательных способностей;
2) укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;
3) овладение школой движений;
4) хорошее физическое развитие: развитие координационных (точности воспроизведения и
дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
5) овладение знаниями и навыками в области физической культуры: выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Каждый раздел данной программы состоит из четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Предваряют этот материал задачи физического воспитания и показатели физической культуры учащихся начальной, основной и средней школы [8, с. 6].
Первая часть программы регламентирует проведение уроков физической культуры. Вторая, третья и четвертая части предназначены для педагогического коллектива школы.
Вторая часть программы - физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня).
Третья часть - внеклассная работа (спортивные секции, группы общей физической подготовки).
Четвертая часть - физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (дни здоровья, внутри лишения свободы школьные соревнования, физкультурные праздники).
Инициатором выполнения всех четырех частей своеобразной программы здоровьесбережения учащихся должен быть учитель физической культуры, привлекая к нему весь педагогический коллектив.
Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры, учителей
начальной школы, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров-преподавателей, спортсменов, шефствующих организаций, родителей.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры для развития физических способностей и формирования двигательных навыков.
Учитель стремится обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираясь на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей.
Рассматривая содержание физического воспитания, представленного в анализируемых программах, необходимо отметить:
- наличие в данном разделе программ материала, направленного на освоение детьми, в соответствии с терминологией, интеллектуальных ценностей физической культуры;
- включение в него в обязательном порядке строевых, общеразвивающих упражнений, элементов доступных детям видов спорта;
- особое место, занимаемое в программах, средств подвижных игр как основного вида деятельности детей, способствующего формированию психических новообразований, свидетельствующих о поступательной социализации ребенка;
- большое внимание, уделяемое составителями программ упражнениям для формирования движений в водной среде, в том числе начальному освоению элементов плавания как одного из жизненно важных умений.
Во всех изученных нами программах, в той или иной степени используется примерно одинаковый состав форм физического воспитания. Изучение перечня методов, применяемых в процессе физического воспитания, свидетельствует о том, что практически все авторы рекомендуют использование игрового, как основного, а также соревновательного и имитационного методов, соответствующих половозрастным особенностям младших школьников. Отрицательной стороной этих программ является недостаточный акцент на дифференцированный подход к физическому воспитанию.
Таким образом, приведенный анализ позволил определить тенденции, характерные для содержательнотехнологических аспектов физического воспитания детей, подкрепить положительные моменты и выделить негативные позиции.
Положительный эффект физического воспитания детей младшего школьного возраста во многом обусловлен научной разработанностью технологических проблем данного процесса.
Специалисты придают большое значение возможностям физического воспитания в контексте развития физических качеств, формирования основных движений и укрепления здоровья. Так, результаты комплексных медицинских обследований, проведенных в различных регионах нашей страны, свидетельствуют о высокой заболеваемости детей школьного возраста: лишь 14,0 % детей практически здоровы, более 50,0 % имеют различные функциональные отклонения, 30-40 % - хронические заболевания (Вайнбаум Я. С., 2002) [5, с. 220].
Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях ведет к дисгармоничному физическому развитию детей, снижению функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снижению работоспособности. За период обучения в 5 раз увеличивается число нарушений органов зрения у учащихся, в 3 раза - патологии органов пищеварения, в 5 раз - нарушения осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. В России лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми (Казин Э. М., с соавт., 2000).
Таким образом, анализ здоровья, а также физической и двигательной подготовленности детей, свидетельствует о чрезвычайно тревожных отрицательных тенденциях, которые продолжают усугубляться. Можно констатировать явное несоответствие между - с одной стороны - задачами, стоящими в учебных программах по физическому воспитанию, и состоянием здоровья в совокупности с уровнем физической подготовленности школьников - с другой.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 29.12. 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
3. Агафонова А. С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие. - СПб.: Питер, 2003.
4. Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие. / Азаров Ю. П. - М.: МПСИ, 2004. -432 с.
5. Асаулюк Е. П. Интегрированный подход в обучении младших школьников. // Е. П. Асаулюк. // Перспективы науки. - 2011. - № 10. - С. 222-224.
6. Асаулюк Е. П. Формы и методы межпредметной интеграции в начальной школе. / Е. П. Асаулюк. // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении, вып. 3: сб. науч. статей / [под ред. И. Ф. Бережной]. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2009. -C. 135-142.
7. Болдырева-Вараксина А. В. Кукушин, В. С. Педагогика начального образования. / Болдырева-Вараксина А. В.; Кукушин В. С. - М.: Март, 2005. - 592 с.
8. Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 5-10.