Научная статья на тему 'Актуальные формы сетевых взаимодействий'

Актуальные формы сетевых взаимодействий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
242
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / НОВЫЕ МЕДИА / АКТУАЛЬНОСТЬ / СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЛИДАРНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАПРОСЫ / ФЛЕШМОБЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зубанова Людмила Борисовна, Зыховская Наталья Львовна

Статья посвящена анализу актуальных форм сетевых взаимодействий, понимаемых как особый тип интеграции интернет-аудитории, не предполагающий обязательного наличия объективно-заданных оснований идентификации, устойчивых связей и контактов; нацеленный на принципиально изменчивый и подвижный характер информационных стимулов. В статье обобщается статистика поисковых запросов интернет-пользователей за 2016-2017 годы (в поисковых системах Google и Яндекс), вводится авторская классификация сетевых флешмобов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные формы сетевых взаимодействий»

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

УДК 004.738

Л. Б. Зубанова

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск

Н. Л. Зыховская

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Статья посвящена анализу актуальных форм сетевых взаимодействий, понимаемых как особый тип интеграции интернет-аудитории, не предполагающий обязательного наличия объективно-заданных оснований идентификации, устойчивых связей и контактов; нацеленный на принципиально изменчивый и подвижный характер информационных стимулов. В статье обобщается статистика поисковых запросов интернет-пользователей за 2016-2017 годы (в поисковых системах Google и Яндекс), вводится авторская классификация сетевых флешмобов.

Ключевые слова: коммуникации, новые медиа, актуальность, сетевые взаимодействия, солидарность, интернет-запросы, флешмобы.

Вынесенное в заглавие статьи указание на актуальное - предполагает фиксацию текущего момента в диагностирующем снимке научно-исследовательской рефлексии. Проникновение в актуальные процессы и формы, в состояние «момента-сейчас» с одной стороны открывает перед исследователем безграничные возможности осознания времени, в которое он непосредственно встроен опытом личного проживания; с другой, наталкивает на вечный конфликт невозможности беспристрастного отстранения («лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»). Диагностика актуального - всегда субъективна: «...дает нам нечто, о чем у нас есть лишь слабое подозрение, не говоря уже об аргументации, которая бы подтвердила это нечто. Здесь новизна подобна новизне этюда: весь материал известен, и, тем не менее, предстает в новом виде» [2. С. 3].

Постижение происходящего здесь и сейчас, по нашему мнению, возможно при попадании в аналогично стремительный ритм - каждодневную изменчивость средств массовой информации, образующих единое медиапространство. Причем, и внутри данного медиапространства существуют свои наиболее актуальные зоны и востребованные форматы, к числу которых могут быть отнесены многожанровые вариации интернет-текстов [7].

Коммуникации, осуществляемые в информационном поле социальных сетей, обладают явно выраженными преимуществами перед традиционно-официальными СМИ:

- актуальность восприятия и частота присутствия в жизни пользователя - сам характер активности аудитории, связанный с постоянным обновлением информации, напоминанием о новом контенте, ссылками и рекомендациями - обеспечивает точность попадания в зону устойчивого и многократно воспроизводимого воздействия;

- повседневная интерактивность - воспринимаются именно как неформальный канал взаимодействия, наделяемый характеристиками большего доверия, непосредственности общения (достаточно вспомнить принятые в социальных сетях, наименования пользователей - «друзья», «друзья друзей»). Кроме того, такая интерактивность строится как взаимодействие «от первого лица», совмещающего производителей, распространителей и потребителей информации (Э. Тоф-флером был введен термин «просьюмер» от сочетания английских слов: producer / производитель и consumer/ потребитель);

- иллюзия поддержки, солидарности, присоединения к большинству - презентуемый контент, представляется прошедшим своеобразную экспертизу аудиторией: лайки (like) и дизлайки (эмоциональное принятие или отторжение транслируемой информации), репосты и ретвиты (дающие возможность осуществить акт «присвоения» и продления эффекта информации) - формируют основу солидарности, сообщества единомышленников;

- эффект личного участия, идентификация с проблемой - факт подписки на определенные группы, вхождение в сообщества, напоминания о встречах, рекомендации посетить мероприятия, фотоотчеты об участии, наличие многократно воспроизводящейся информации - указывают на особый тип сетевой культуры современного человека, неограниченно расширяющейся путем включения новых «узлов» коммуникации [6];

- образно-визуальная подача информации - насыщенность визуальными образами, активное использование инструментов инфографики для привлечения внимания аудитории [9], помогают пользователю создавать информационную картину дня через запоминающийся визуально-символический ряд.

Все эти преимущества новых медиа актуализируют интернет-формат как принципиально значимый для аудитории, разрозненной и неоднородной по географическим, психологическим и социально-демографическим характеристикам, но объединяемой фактом причастности к «большому сознанию». В данной статье мы обратимся к актуальным формам сетевых взаимодействий интернет-пользователей: статистике популярных поисковых запросов (общность информационных стимулов) и онлайн-флешмобам (демонстрируемая солидарность аудитории).

Под актуальными формами сетевых взаимодействий мы понимаем особый тип интеграции, рождающийся в режиме «здесь и сейчас»: не предполагающий обязательного наличия объективно-заданных оснований идентификации (социально-демографических, профессиональных, ментальных), устойчивых связей и контактов; нацеленный на принципиально изменчивый и подвижный (потоковый) характер информационных стимулов. Подобный тип сетевой связи, противоречит традиционным типам интеграции, для которых характерно «...единство с определенными («своими») людьми и общая идентичность с членами своей группы как таковыми, даже когда индивиды не разделяют ее нормы и ценности» [3. С. 32].

В современных исследованиях характер сетевой солидарности предстает в виде достаточно неоднородных образований: консолидированная толпа, поляризованная толпа, стратифицированная структура, кластеризованная структура, дезинтегрированная структура [8. С. 35]. И, тем не менее, в указанных примерах авторы почти всегда нацелены на поиск неких константных образований, обеспечивающих интеграционные связи указанных интернет-сообществ. В рассматриваемых же нами актуальных формах сетевых взаимодействий принципиально событийным оказывается именно процесс слияния, а не закрепленный в форме устойчивого интеграционного образования, результат объединения.

Первое направление исследования связывалось нами с анализом поисковых запросов, осуществляемых интернет-пользователями в течение 2016 и 2017 годов. С одной стороны, говорить о наличии солидарности, формируемой лишь фактом общности обращений к источнику или, тем более, тематике запроса - не вполне верно. Более того, в традиции медиаисследований в большей мере принято концентрировать внимание, скорее, на факте дифференциации аудитории в процессе ее информационного выбора: «Многоуровневые и подчас разнонаправленные потоки информации, в которые погружен человек, выступают основанием для дифференциации людей не только по традиционным социально-демографическим и социально-психологическим группам, но и по социоментальным особенностям - условным группам, различающимся уровнем развития коммуникативных навыков» [1. С. 117]. И, тем не менее, совокупность обращений аудитории (через введенные пользователями ключевые фразы и слова) позволяет отследить динамику общественного интереса к событиям, людям и явлениям в разные годы (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Топ-5: поисковые запросы аудитории 2016 года

Тематика Google Яндекс

События 1. Евро-2016 1. Выборы в России (Госдума)

2. Евровидение 2. Выборы в США

3. Олимпийские игры 3. Свиной грипп в России

4. Pokemon GO 4. Допинговый скандал

5. Выборы в США 5. Убийство ребенка в Москве

Люди 1. Дональд Трамп 1. Дональд Трамп 1. Ксения Собчак

2. Алан Рикман 2. Леонардо ди Каприо 2. Ольга Бузова

З.Дэвид Боуи 3. Леонид Ободзинский 3. Регина Збарская

4. Марго Робби 4. Сергей Лазарев 4. Марго Робби

5. Олег Попов 5. Павел Прилучный 5. Хилари Клинтон

Мемы года 1. Патимейкер 1. Лабутены

2. Денег нет, но вы держитесь 2. В Питере пить

3. Дратути 3. Денег нет, но вы держитесь

4. Вейпер 4. Дратути

5. Джон Траволта 5. Сумка уборщицы «Газпрома»

Таблица 2

Топ-5: поисковые запросы аудитории 2017 года

Тематика Google Яндекс

События 1. Чемпионат мира по хоккею 1. Теракт в Петербургском метро

2. Кубок конфедераций 2. «Синий кит» и «группы смерти»

3. Спиннер 3. фильм «Матильда»

4. iPhone 8 4. Введение штрафа за отсутствие знака «Шипы»

5. Биткоин 5. Деятельность ФБК

Люди 1. Мэтт Лауэр 1. Дима Билан 1. Мария Максакова

2. Меган Маркл 2. Андрей Малахов 2. Юлия Самойлова

3. Том Петти 3. Армен Джигарханян 3. Диана Шурыгина

4. Честер Беннингтон 4. Кирилл Серебренников 4. Дана Борисова

5. Национальная сборная Индии по крикету 5. Face (Иван Дрёмин) 5. Анастасия Волочкова

Мемы года 1. Это фиаско, братан 1. Эщкере

2. На донышке 2. Ждун

3. Вжух 3. Это фиаско, братан

4. Чевапчичи 4. Чевапчичи

5. Roll Safe 5. На донышке

Статистика поисковых запросов в лаконичной форме позволяет обобщить предмет актуального общественного интереса, представленного единством информационного запроса. Более того, фиксируемый в отдельных поисковых системах запрос-обращение «планы года», в том числе, дает информацию как о текущих намерениях пользователей, так и о перспективах их дальнейшего самосовершенствования (см. табл. 3).

Таблица 3

Тематический запрос: «планы года» в поисковой системе Google

Тематический запрос 2016 год 2017 год

Планы года (начать...) 1. Свое дело женщине 1. Майнить

2. Закаляться 2. Свой бизнес

3. Все с нуля 3. Худеть

4. Стримить 4. Ремонт

5. Фермерское хозяйство 5. Трансляцию в Instagram

Еще одна форма актуальных сетевых взаимодействий, представляющая собой, собственно, демонстрационный формат солидарности - интернет-флешмобы, получившие популярность среди пользователей социальных сетей [4]. Используемая вербальная номинация - хэштег, выступает идентификационным маркером участия. Многообразие сетевых флешмобов позволяет находить различные основания их содержательно-тематической классификации:

- экзистенциально-психологические - своеобразная исповедь участника, осмысление значимых (нередко, драматичных) обстоятельств собственной биографии (наиболее характерными примерами можно назвать флешмобы #ЯНеБоюсьСказать, #MeToo, #BalanceTonPorc - предполагающие рассказы реальных жертв агрессии, сексуального и психологического давления);

- актуально-идеологические - направлены на достижение определенных социально-значимых целей - привлечение внимания к актуальной общественной проблеме или реакция на событие (Я-Шарли, #ПитерМыСтобой, #зеленыйНавальный и другие);

- альтруистические - персональное участие в различных формах поддержки (материальной, символической, психологической), благотворительные цели (#рабочийполдень в поддержку трудовой занятости людей с ментальными нарушениями, #ЯВерюВБумерангДоброты и другие);

- ретро-повседневные - как правило, ориентированы на актуализацию различных обстоятельств личной жизни участника (#МеняНеВзяли, #DisappointYourMotherIn3Words, #AdultingIn5Words и другие);

- рекрутинговые - ключевой принцип - отбор, привлечение внимания к событиям, подобранным по тематическому признаку - профессиональный, моральный (#лидерымнений, #яживу #япациентмисюриной);

- развлекательно-юмористические - информационный стимул, направленный на популяризацию комического образа (Ждун), или сатирическое отражение текущих событий действительности (фотожабы на актуальный раздражитель).

Кроме того, значительное количество виртуальных флешмобов предстают зеркальным отражением, копированием тех или иных действий, вызывающих общественный интерес: флешмоб, организованный Павлом Дуровым #PutinShirtlessChallenge или видео-пародии на трек итальянского диджея Бенни Бенасси «Satisfaction» - в знак солидарности с курсантами из ульяновского летного училища.

В целом, актуальные формы сетевых взаимодействий, пусть и на короткое время, объединяют участников в особую транзитную общность, выстраивающую интеграционные связи по принципу потока: «В поле культуры разных ценностных ориентаций и идентичностей приводят к возникновению потоков коммуникаций, идущих к немногим дальним, но «своим» в обход многих ближних, но «чужих». Именно движение, устремленное по градиенту, вопреки наличию в среде традиционных структур, создает те узлы и связи, которыми характеризуются сетевые структуры» [5. С. 11].

Благодарности

Ключевые положения исследования осуществлены в рамках программы грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации (Конкурс НШ-2018), проект «Культура как основа ценностно-духовной консолидации: потенциал культурного наследия и образы будущего».

Список литературы

1. Адамьянц, Т. З. Социоментальные группы в социальном познании [Текст] / Т. З. Адамьянц // Социологические исследования. - 2015. - № 7. - С. 117-125.

2. Арто, Н «Диагноз времени» как третий жанр социологической теории [Текст] / Н. Арто // Социологические исследования. - 2002. - № 2. - С. 3-12.

3. Гофман, А. Б. Концептуальные подходы к анализу социального единства [Текст] / А. Б. Гофман // Социологические исследования. - 2015. -№ 11. - С. 29-36.

4. Зыховская, Н. Л. Веб-эпидемия как принцип сетевой самоорганизации [Текст] / Н. Л. Зыховская // Медиасреда. - 2017. - № 12. - С. 29-32.

5. Иванов, Д. В. К теории потоковых структур [Текст] / Д. В. Иванов // Социологические исследования. - 2012. - № 4. - С. 8-16.

6. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. - М., 2000. - 606 с.

7. Киуру, К. В. Digital-жанры современного медиатекста: pin, insta, twit [Текст] / Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - № 1 (18). - С. 39-42.

8. Рыков, Ю. Г. Структура и функции онлайн-сообществ: сетевая картография ВИЧ-релевантных групп в социальной сети «Вконтакте» [Текст] / Ю. Г. Рыков, Ю. Ю. Кольцова, П. А. Мейлахс // Социологические исследования. - 2016. - № 8. - С. 30-42.

9. Симакова, С. И. Инструменты визуализации информации в СМИ: инфографика [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 6 (402). -С.91-99.

RELEVANT FORMS OF NETWORK INTERACTIONS

Zubanova L. B., Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, milazubanova@gmail.com Zyhovskaya N. L., South Ural State University, Chelyabinsk, ladoga122@gmail.com

Article is devoted to the analysis of relevantforms of integration of audience in Internet space. Benefits of social media in comparison with traditional media are allocated, the conclusion about the importance and attractiveness ofvirtual formats as social communications is drawn. Authors address relevant forms of network interactions of Internet users: to statistics of popular search queries (community of information incentives) and online flashmobs (the shown solidarity of audience). Relevant forms of network interactions are understood as the special type of integration born in the mode "here and now": not assuming obligatory availability of the objective set identification bases (social and demographic, professional, mental), stable relations and contacts; the character of information incentives aimed on essentially changeable and mobile (stream). In article the statistics of search queries of Internet users for 2016-2017 is analyzed, author's classification of network flashmobs is developed.

Keywords: communications, new media, relevance, network interactions, solidarity, Internet requests, flash-mobs.

References

1. Adam'yants, T. Z. (2015) Sotsiomental'nye gruppy v sotsial'nom poznanii [=Societal groups in social cognition], in: Sotsiologicheskie issledovaniya [=Sociological studies], No. 7, pp. 117-125. (In Russ.).

2. Arto, N. (2002) "Diagnoz vremeni" kak tretiy zhanr sotsiologicheskoy teorii [="Diagnosis of time" as the third genre of sociological theory], in: Sotsiologicheskie issledovaniya [=Sociological studies], No. 2, pp. 3-12. (In Russ.).

3. Gofman, A. B. (2015) Kontseptual'nye podkhody k analizu sotsial'nogo edinstva [=Conceptual approaches to the analysis of social cohesion], in: Sotsiologicheskie issledovaniya [=Sociological studies], No. 11, pp. 29-36. (In Russ.).

4. Zykhovskaya, N. L. (2017) Veb-epidemiya kak printsip setevoy samoorganizatsii [=Web epidemic as a principle of network self-organization], in: Mediasreda [=Media environment], No. 12, pp. 29-32. (In Russ.).

5. Ivanov, D. V. (2012) K teorii potokovykh struktur [=To the theory of flow structures], in: Sotsiologicheskie issledovaniya [=Sociological studies], No. 4. pp. 8-16. (In Russ.).

6. Kastel's, M. (2000) Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [=The Information Age: Economics, Society and Culture], Moscow, 606 p. (In Russ.).

7. Kiuru, K. V. (2016) Digital-zhanry sovremennogo mediateksta: pin, insta, twit [=Digital genres of modern media text: pin, insta, twit], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign: The problem field of the media education], No. 1. pp. 39-42. (In Russ.).

8. Rykov, Yu. G., Kol'tsova, Yu. Yu. and Meylakhs, P. A. (2016) Struktura i funktsii onlayn-soob-shchestv: setevaya kartografiya VICh-relevantnykh grupp v sotsial'noy seti "Vkontakte" [=Structure and functions of online communities: network mapping of HIV-relevant groups in the social network "Vkontakte"], in: Sotsiologicheskie issledovaniya [=Sociological studies], No. 8, pp. 30-42. (In Russ.).

9. Simakova, S. I. (2017) Instrumenty vizualizatsii informatsii v SMI: infografika [=Tools for visualization of information in the media: infographics], in: Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], No. 6. pp. 91-99. (In Russ.).

Зубанова Людмила Борисовна - кандидат социологических наук, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии и социологии культурологического факультета, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

milazubanova@gmail.com

Зыховская Наталья Львовна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы Института социально-гуманитарных наук, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск.

ladoga122@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.