12
ЗНиСО ОКТЯБРЬ №10 (271)
УДК 613.955
АКТУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ
Е.Е. Андреева
Управление Роспотребнадзора по городу Москве, г. Москва, Россия
В период пребывания детей в школе вне зависимости от сложности программы обучения в состоянии их физического здоровья отмечается увеличение ряда патологий, касающихся в том числе опорно-двигательного аппарата и зрения. Нарушение зрения занимает особое место в патологии школьного возраста. Снижению остроты зрения наряду с наследственной предрасположенностью способствуют несоблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения рабочих мест и несоответствие размера школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам учащегося. По данным профилактических осмотров, в московских школах в период обучения начиная с 2013 г. увеличилось число детей и подростков (из расчета на 100 осмотренных) с прогрессирующим ухудшением состояния здоровья в отношении потери остроты зрения с 7,4 до 19,0 человек, возникновения сколиоза (нарушения осанки) — с 0,5 до 8,4 человек. В Департамент образования города Москвы направлены предписания по улучшению условий обучения и воспитания в образовательных организациях.
Ключевые слова: патология опорно-двигательного аппарата, сколиоз, нарушение осанки, острота зрения, освещение, школьная мебель, факторы учебной среды.
E.E. Andreeva □ ACTUAL FACTORS OF THE EDUCATIONAL PROCESS AFFECTING OF HEALTH OF CHILDREN AND TEENAGERS STUDYING AT ORGANIZED PRIMARY AND SECONDARY EDUCATION ESTABLISHMENTS IN MOSCOW □ Federal service for supervision of consumer rights protection and human well-being, Moscow Department of Rospotrebnadzor, Moscow, Russia.
Schooling activities, regardless of educational program, increase the number of children suffering from musculoskeletal pathology and eyesight. Visial acuity disorders stand out among schoolchildren's pathologies. Vision degradation is caused by various reasons, including genetic factors, violation of hygienic norms of natural and artificial lighting for work places, discrepancy of the size of school furniture and age-anthropological parameters of children. According to the results of medical check-ups in 2013, the number of students with low visual acuity in Moscow increased from 7.4 out of 100 among pre-schoolers to 19 out of 100 among students. The number of children and teenagers with scoliosis increased from 0,5 out of 100 among pre-schoolers to 8.4 out of 100 among students. A prescription on improvement of conditions at educational establishments has been sent to executive departments of the city of Moscow and Moscow Department of Education.
Key words: musculoskeletal system pathology, scoliosis, posture discrepancy, visual acuity, lighting, school furniture, school environment factors.
g
S
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за организацией учебно-воспитательного процесса в массовых образовательных учреждениях является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по городу Москве (Управление).
Под контролем отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков Управления в 2014 г. находилось 857 юридических лиц с общим количеством обу-
чающихся более 1,3 млн человек (1 334 105 человек).
Предметом контроля в учреждениях образования являются все факторы среды обитания учащихся:
— санитарное состояние зданий и инженерных коммуникаций;
— световой и воздушно-тепловой режим;
— распорядок дня и расписание уроков;
ОКТЯБРЬ №10 (271) ЗНиСО
13
д — организация питания, медицинского
обеспечения, физического воспитания; § — условия для соблюдения правил личной ^^ гигиены и качество проводимых санитарно-еэ противоэпидемических мероприятий; = — состояние ограждений участков, спор-( тивных и игровых площадок. j-^ При всех плановых проверках исполь-^^ зуются лабораторно-инструментальные методы исследований: в дошкольных и = школьных учреждениях исследуются пробы aïs почвы, воздуха, воды из разводящей сети, sE бассейнов, бутилированной воды, воды 1 из кулеров. Также проводятся измерения размеров мебели, уровней освещенности, шума, электромагнитных волн, концентрации аэроионов (от компьютеров), параметров микроклимата. Помимо мониторинга в торговой сети учебников, канцтоваров, игрушек, школьной формы запланированы исследования товаров школьной принадлежности и в образовательных учреждениях. При проведении проверок школьно-базовых предприятий на пищеблоках образовательных учреждений отбираются для исследований пищевые продукты и готовые блюда.
По результатам анализа результатов инструментальных исследований факторов учебной среды установлено, что в динамике за 2013—2014 гг. число замеров мебели, не соответствующей по размерам росто-возрастным особенностям детей, возросло с 9,3 до 11,7 %, число замеров уровней шума, превышающих предельно допустимые уровни, возросло с 4,0 до 19,3 %, замеров уровней электромагнитных полей, превышающих предельно допустимые уровни, — с 0,2 до 0,8 %. По показателям измерений освещенности и параметров микроклимата удалось добиться положительной динамики.
Учитывая, что большую часть времени обучающиеся проводят в зданиях детских садов и школ, факторы учебной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей и подростков.
Так, неблагоприятные факторы учебного процесса, не зависящие от сложности программы обучения, приводят к увеличению числа детей с патологией опорно-двигательного аппарата. Образ жизни, условия обучения и проживания, качество питания детей (дефицит в суточном рационе питания витаминов, минералов и микроэлементов) относятся к числу факторов риска, способствующих росту заболеваний костно-мышечной системы (опорно-двигательного аппарата), проявляющихся в нарушениях осанки, дисбалансе фиксирующего аппарата
позвоночника, формировании плоскостопия и др.
Нарушение зрения занимает особое место в патологии школьного возраста. Наряду с наследственной предрасположенностью на снижение остроты зрения влияет несоблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам учащегося. Причины ухудшения остроты зрения могут быть связаны с перенапряжением зрительного аппарата, злоупотреблением просмотра телепередач, использованием компьютерной техники.
За время пребывания детей в образовательных учреждениях показатели их заболеваемости «школьными» болезнями возрастают.
Статистические сведения (отчеты) по заболеваемости поступают в Управление от Департамента здравоохранения города Москвы для проведения социально-гигиенического анализа показателей заболеваемости.
Наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата является нарушение осанки. Сколиозы и плоскостопие регистрируются более редко.
По данным профилактических осмотров, в 2013 г. отмечалось увеличение числа детей и подростков с нарушением осанки с 7,8 на 100 осмотренных перед поступлением в образовательное учреждение детей, до 11,3 на 100 осмотренных по окончании обучения детей (табл.). Доля детей и подростков, имеющих сколиоз, в 2013 г. увеличилась с 0,5 % перед поступлением в образовательное учреждение до 8,4 % по окончании обучения.
Тенденция к увеличению количества детей и подростков с нарушением осанки и сколиозом за 11-летний период обучения в образовательном учреждении отмечается из года в год за весь период наблюдения.
Как видно из таблицы, в многолетней динамике — в период 2009—2013 гг. — отмечается благоприятная тенденция к снижению доли детей и подростков со сколиозом, выявленных как перед поступлением, так и перед окончанием обучения в школе, на 28,6 и 30,6 % соответственно. Однако доля выявленных перед окончанием обучения подростков с нарушением осанки увеличилась на 10,8 % при одновременном снижении на 16,1 % доли детей с нарушением осанки, зарегистрированных перед поступлением в школу.
По данным профилактических осмотров, в 2013 г. увеличилось число детей и под-
14
ЗНиСО ОКТЯБРЬ №10 (271)
Таблица. Результаты профилактических медицинских осмотров детей и подростков г. Москвы во время обучения в общеобразовательных учреждениях (по данным формы № 31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам»)
Годы Доля выявленных случаев, %
с понижением остроты зрения со сколиозом с нарушением осанки
перед поступлением в школу перед окончанием школы перед поступлением в школу перед окончанием школы перед поступлением в школу перед окончанием школы
2009 г. 7,8 22,2 0,7 12,1 9,3 10,2
2010 г. 7,8 21,6 0,7 11,9 8,9 10,8
2011 г. 7,5 19,9 0,6 11,3 8,2 10,4
2012 г. 7,3 18,6 0,6 10,1 8,2 10,1
2013 г. 7,4 19,0 0,5 8,4 7,8 11,3
Темп роста за 2009—2013 гг. -5,1 -14,4 -28,6 -30,6 -16,1 + 10,8
ростков с понижением остроты зрения с 7,4 на 100 осмотренных перед поступлением в образовательное учреждение до 19,0 на 100 осмотренных в период выпуска из образовательных учреждений. Увеличение детей с пониженной остротой зрения за время обучения прослеживается из года в год за весь период наблюдения. Вместе с тем в период 2009—2013 гг. наблюдается положительная динамика уменьшения доли детей и подростков с нарушением остроты зрения как перед поступлением в образовательное учреждение (на 5,1 %), так и перед его окончанием (на 14,4 %).
Все вопросы улучшения условий пребывания в образовательных организациях решаются в комплексе с Департаментом образования города Москвы и другими заинтересованными ведомствами. В 2013—2014 гг. в Управлении проведено пять расширенных коллегий, на которых обсуждались вопросы санэпидблагополучия детского и подросткового населения, решения которых поэтапно реализуются.
Специалисты Управления по вопросам профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний неоднократно выступали на селекторах Департамента образования города Москвы в режиме видеотрансляции.
Руководителем Управления Роспотребнад-зора по городу Москве на совещании у мэра Москвы доложена информация о состоянии заболеваемости в организованных детских и подростковых коллективах и дан анализ санитарно-эпидемиологического состояния
образовательных организаций. Управлением во исполнение поручения, данного по результатам совещания, разработан перечень дополнительных мероприятий для Департамента образования города Москвы и подведомственных образовательных организаций по обеспечению физического здоровья детей.
Управление совместно с Департаментом образования и Департаментом строительства города Москвы активно принимает участие в решении общегородских проблем по организации образования.
Роспотребнадзором в 2013 г. утверждены новые санитарные правила для детских садов и семейных групп в жилых помещениях [2, 3]. В целях удовлетворения спроса родителей на различные типы дошкольного образования и снижения уровня очередности для поступления в детские сады в правилах учтены совместно подготовленные Управлением и Департаментом образования города Москвы предложения о разработке требований к альтернативным видам дошкольных учреждений, таким как семейные группы в жилых квартирах и группы кратковременного пребывания для детей до трех лет. Также в целях оптимального использования зданий детских садов учтены предложения по установлению параметров вместимости учреждений в зависимости от площади помещений.
В настоящее время Управление участвует в рассмотрении новых проектных решений, разработанных Департаментом образования и Департаментом строительства города Москвы:
ОКТЯБРЬ №10 (271) ЗНиСО
15
— здание Блок начальных классов — до-pf школьная образовательная организация (или § БНК-ДОО);
^^ — здание для попеременного, в зависимости еэ от демографической ситуации, возможного = обучения дошкольников либо учеников на-( чальной школы;
j-^ — здание детского сада с трансформи-^^ руемыми помещениями, в котором путем перемещения трансформируемых пере-= городок одно и то же помещение может aïs использоваться как спальня, или игровая, sE или учебное помещение. 1 Соответствующие предложения, ре-
гламентирующие использование зданий образовательных организаций разными видами учреждений образования, направлены в Роспотребнадзор для внесения дополнений в санитарные правила.
Также нельзя оставить без внимания условия пребывания детей дома. В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации [1] «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей... Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию».
Следовательно, на первый план выступает санитарно-просветительная работа среди родительской общественности, направленная на выполнение гигиенических требований в целях сохранения и укрепления здоровья детей, проводимой педагогами и медицинскими работниками. Необходимо соблюдение режима дня, отвечающего гигиеническим
требованиям, то есть: проведение детьми утренней гимнастики; прогулки на свежем воздухе после завершения занятий в школе; обеспечение правильной организации места для выполнения домашних заданий; обеспечение контроля за продолжительностью просмотра телепередач и работы на компьютере (или другой оргтехнике); обеспечение полноценного сна. Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
Решение проблем, касающихся здоровья детей и подростков, — задача общегосударственная. Реализация и решение этой задачи возможно на программно-целевой основе с объединением усилий всех заинтересованных департаментов и ведомств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-Ф3. Ст. 63, 65.
2. Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилого фонда: СанПиН 2.4.1.3147—13.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: СанПиН 2.4.1.3049—13.
Контактная информация:
Андреева Елена Евгеньевна, Тел.: +7 (945) 687-40-35, e-mail: [email protected] Contact information: Andreeva Elena, phone: +7 (945) 687-40-35, e-mail: [email protected]