36
ЗНиСО АПРЕЛЬ №4 (253)
Н.В. Зайцева //Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2013. №6. С. 56—63.
Долгих О.В. и др. Иммунитет у детей в условиях экспозиции ксеногенных соединений / О.В. Долгих, Н.В. Зайцева, А.В. Кривцов, М.А. Землянова, В.Б. Алексеев, Д.А. Кирьянов, Т.С. Лыхина, С.Г. Щербина, О.В. Пустовалова //Вестник уральской медицинской академической науки. № 2/1 (24), 2009. С. 252—254.
Долгих О.В. и др. Особенности апоптоза в условиях экспозиции хлорорганических соединений и ванадия / О.В. Долгих, Н.В. Зайцева, Д.Г. Дианова, Р.А. Харахорина //Гигиена и санитария. 2012. № 3. С. 15—17. Дъшиневич Н.Е., Балан Г.М и др. //Соврем. пробл. токсикологии: Науч.-практ. журн. 2006. № 2. С. 4—13. Землянова М.А. и др. Гигиеническая оценка воздействия техногенных химических факторов среды обитания на развитие донозологических изменений иммунной и ан-тиоксидатной систем у детей /М.А. Землянова, В.Н. Звез-дин, Ю.В. Городнова, Т.С. Лыхина//Здоровье населения и среда обитания, 2010. № 3 (204). С. 21-25. Кривцов А.В. Особенности противогерпетического иммунитета у детей в условиях техногенной гаптенной нагрузки.: Дис. ... кан,д. мед. наук. Челябинск: Челяб. гос. мед.акад, 2009. 190 с.
Май И.В. и др. Установление и доказательство вреда здоровью гражданина, наносимого негативным воздействием факторов среды обитания / И.В. Май, Н.В. Зайцева, С.В. Клейн, Э.В. Седусова //Здоровье населения и среда обитания, 2013. № 11 (248). С. 4—7.
Сетко А.Г. и др. Факторы, формирующие здоровье детского населения, проживающего на урбанизированных территориях, и оценка риска их воздействия / А.Г. Сетко, Г.И. Оч-
нева, И.М. Сетко //Вестн. Оренбургского гос. ун-та. Прил.«Биология и медицина». 2005. № 5. С. 104—106.
9. Соколов Е.И. и соавт. Клиническая иммунология. М.: Медицина, 1998. 272 с.
10. ЩербинаА.Ю. и соавт. Иммунология детского возраста / Под ред. А.Ю. Щербины, Е.Д. Пашанова. М.: Медпрактика-М, 2006. 432 с.
11. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду (утв. 5 марта 2004 г. Главным государственным санитарным врачом РФ): Р 2.1.10.1920-04. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. 143 с.
12. DoriaA. et al. Highfrequencysonographicpatterrns of the spleen in children / Doria A., Daneman A., Moineddin R. [et al.] //Radiology. 2006. V. 240. Р. 821—897
13. DuramadP. et al. Cytokines and other immunological biomarkers in children's environmental health studies. / Duramad P, Tager IB, Holland NT. //ToxicolLett. 2007 Jul 30; 172(1—2):48—59
14. Rosety M. A morphological study in the kidney and spleen of gilthead, Sparusaurata, L. caused by sodium dodecyl sulphate /M. Rosety, A. Ribelles, C. Carrasco //Histol. Histopathol. 1997. Vol. 12. N 4. P. 925—929.
Контактная информация:
Возгомент Ольга Викторовна, тел.: 8 (922) 640-97-93, е-mail: [email protected]
Contact information: Vozgoment Olga, р^м: 8 (922) 640-97-93, е-mail: [email protected]
g
s
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ
М.В. Сухинин
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова, Москва
Представлены результаты диспансерного наблюдения за детьми различных возрастных групп, проживающих в районе обслуживания ЛПУ за 5-летний период. Распределение детей по группам здоровья имеет стабильный характер. Более половины осмотренных детей имеют вторую группу здоровья, около одной трети — первую группу. Показана динамика функциональных отклонений (нарушение слуха, зрения, дефекты речи, сколиоз и нарушение осанки) у детей дошкольного и школьного возраста. Ключевые слова: детское население, диспансеризация, группы здоровья, медицинские осмотры.
M. V. Sukhinin □ DISTRIBUTION OF CHILDREN IN GROUPS OF HEALTH ACCORDING TO THE RESULTS OF PREVENTIVE EXAMINATIONS □ Pirogov Russian National Research Medical University (RNRMU) □ Presents the results of follow-up of children of different ages living in the area served by the MPI for a period of 5 years. Distribution of children in groups of health is stable. More than half of the examined children have a second group of health, about one - third of the first group. Shows the dynamics of functional deviations (hearing, sight, speech defects, and scoliosis and posture problems of children of preschool and school age. Key words: child population, prophylactic medical examinations, health group, medical examinations.
Введение. В условиях детских поликлиник для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением группы здоровья [7].
Распределение детей по группам здоровья в субъектах и в целом по России используется для оценки состояния здоровья детей различных возрастных групп, находящихся в условиях действия различных социально-гигиенических и медико-организационных факторов (город, село, бедность, сиротство, экология, чрезвычайные ситуации, недоношенность и др.). Полученные результаты свидетельствуют о том, что комплексная оценка состояния здоровья детей является индикатором влияния различных неблагоприятных факторов на организм ребенка, однако они оказались весьма разноречивы [1—6, 8].
Материалы и методы. Анализ состояния здоровья детского населения, проживающего в зоне обслуживания детской поликлиники № 118 г. Москвы, проводился на основании клинических осмотров и данных официальной статистики за период 2007—2011 гг. с использованием формы 31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам». Целевая диспансеризация осуществлялась в соответствии с утвержденным порядком ее проведения (приказ от 30 декабря 2003 г. № 621»О комплексной оценке состояния здоровья детей») и с инструктивно-методическими материалами Департамента Здравоохранения г. Москвы и Управления Здравоохранения ЮЗАО г. Москвы [7].
Численность детского населения, проживающего в районе обслуживания поликлиники, в среднем составляла около 10 тыс. человек. Наблюдались дети в возрасте до 1 года, на долю
АПРЕЛЬ №4 (253)
37
^^ которых приходилось 6,6 %. Дети в возрасте 1—14 лет включительно (составлявшие 88,3 %) О и подростки-школьники в возрасте 15—17 лет 5? включительно (5,1 %) осматривались в декретированные сроки: перед поступлением в детское дошкольное учреждение, за год до поступления в школу, перед поступлением в школу, в конце первого года обучения, при переходе к предметному ¡-^ обучению (4—5 классы), в возрасте 15 лет включительно, перед окончанием школы (16—17 лет ^ включительно). Кроме того, обследовались под-ЕЕ ростки, переданные под наблюдение поликлини-3 ки для взрослых.
■_ Полученные результаты. Комплексная оценка
здоровья детей раннего возраста с учетом показателей заболеваемости и физического развития позволила распределить всех детей на группы здоровья.
На первом году жизни удельный вес детей с первой группой здоровья был установлен всего лишь у 47,9 % детей, третьей группой здоровья 2,3 %, около половины (49,8 %) детей вошли во вторую группу здоровья. В последующие годы у детей раннего возраста первая группа здоровья сокращалась, а вторая и третья увеличивались. На третьем году жизни доля детей, имеющих первую группу здоровья, составила 37,1 %, вторую группу здоровья — 56,6 % и третью — 6,3 %. Такое соотношение сохранялось в процессе наблюдения.
За период наблюдения 2007—2011 гг. распределение детей в дошкольном и школьном возрасте на группы здоровья также было стабильным. Так, в первую группу здоровья вошло около трети (31 %), во вторую - 52,8—55,4 %, третью - 11,9—14,5 %, четвертую — 1,4—1,5 % и пятую группу здоровья — 0,2—0,3 %. Во всех случаях произошедшие в динамике изменения носили статистически недостоверный характер, р > 0,05. Следует отметить, что указанные показатели аналогичны таковым по Юго-Западному административному округу и по Российской Федерации в целом (по данным Всероссийской диспансеризация 2002 г.) [4].
Была проанализирована индивидуальная характеристика детей, основанная на данных кратности обращения ребенка к врачу и общей длительности заболеваний в течение года. Доля не болеющих детей невелика и имеет тенденцию с увеличением возраста снижаться (с 4,6 % на первом году до 1,6 % в следующие годы жизни).
Наиболее неблагоприятной группой являются часто болеющие дети, перенесшие в течение года 4 и более заболеваний. Их удельный вес колеблется от 15,8 % на первом году до 28,8 % в следующие годы жизни, из них у 87,4 % детей наблюдается длительное течение заболеваний.
Целевая диспансеризация детского населения показала, что ежегодно увеличивается число детей и подростков-школьников, состоящих на учете в поликлинике. Это происходит не только за счет роста детского населения, но и за счет увеличения доли осмотренных детей. Так, за период 2007—2011 гг. она увеличилась с 97,2 до 99,4 %.
В результате профилактических осмотров наиболее часто регистрировалось (всего) понижение остроты зрения — у 9,2—10,8 %, нарушение
осанки — у 5,4—6,4 % детей. В 2,7—3,9 % случаев выявлялись различные дефекты речи, у 1,9—2,2 % детей диагностировался сколиоз. В единичных случаях отмечалось понижение остроты слуха — 0,1—0,2 %.
Анализ результатов осмотров в возрастном аспекте показал, что с возрастом частота нарушений слуха увеличивается и становится максимальной к моменту окончания школы. При этом данные тенденции были более интенсивными в 2011 г. по сравнению с 2007 г.
Распространенность понижения остроты зрения у детей и подростков в динамике снизилась — с 10,8 % в 2007 г. до 9,2 % в 2011 г. (на 14,8 %). Однако были выявлены неблагоприятные тенденции у детей перед поступлением в ДОУ и за 1 год до поступления в школу. В 2011 г. число таких детей увеличилась на 32,7 и 30,1 % соответственно. Вместе с этим в других возрастных группах (в школьном периоде) в динамике отмечались положительные тенденции. Так, число детей с понижением остроты зрения в первом классе снизилась с 10,2 % в 2007 г. до 9,7 % в 2011 г. (на 4,9 %), детей 4—5 класса — с 17,0 до 14,8 % (на 12,9 %) и перед окончанием школы — с 37,8 до 20,7 % (в 1,8 раза).
В процессе обучения отмечалось нарастание распространенности нарушений остроты зрения. Так, в 2007 г. частота данной патологии в возрасте 3—4 лет составляла 5,2 %, перед поступлением в школу 7,3 %, за период обучения в 1 классе выросла до 10,2 %, в 4—5 классе — до 17 %, в 8—9 классе до 22,3 %, а к моменту окончания школы до 37,8 %. В 2011 г. отмечалась аналогичная картина — число детей с нарушением зрения увеличилась с 6,9 % в возрасте 3—4 лет до 20,7 % к моменту окончания школы. Отличием явилось более медленное нарастание патологии зрения с 4 по 10 классы.
Частота дефектов речи у детей и подростков в динамике наблюдения увеличилась незначительно — с 2,7 % в 2007 г. до 3,9 % в 2011 г. Были выявлены неблагоприятные тенденции у детей перед поступлением в школу. Вместе с этим у обучающихся в 4—5 классах число детей с дефектами речи сократилась в 4 раза. После 15-летнего возраста такие дефекты не регистрировались.
Распространенность сколиоза за период наблюдения увеличилась на 10 %, в основном в возрасте до 14 лет (на 25 %). В 2 раза выросло число детей со сколиозом за год до поступления в школу, на 46,4 % — в возрасте 15 лет и на 52,1 % при передаче подростков в поликлинику для взрос -лых. Возрастная динамика распространенности сколиоза практически идентична в 2007 и 2011 гг. Наиболее интенсивно увеличивалась распространенность сколиоза, начиная с 4—5 класса.
Отмечалась положительная динамика в распространенности нарушения осанки у детей. За период с 2007 г. число детей с данными отклонениями сократилось на 15,6 %, в основном за счет детей в возрасте до 14 лет. Однако при подробном анализе было установлено, что нарушение осанки к 2011 г. достоверно увеличилось у детей в возрасте 3—4 лет (в 2 раза), перед поступлением в школу (на 10,7 %), в конце обучения в 9 классе (на 12,5 %). Частота нарушений осанки увеличивает-
38
ЗНиСО АПРЕЛЬ №4 (253)
ся с возрастом. При этом ее динамика в 2007 и в 2011 гг. идентична.
Заключение. Таким образом, распределение детей по группам здоровья имеет стабильный характер и согласуется с данными по Юго-Западному административному округу города Москвы и результатами Всероссийской диспансеризации детского населения 2002 г. Более половины осмотренных детей имели вторую группу здоровья, около одной трети — первую. Было отмечено постепенное сокращение с возрастом доли не болеющих детей.
Ежегодно увеличивается число детей и подростков-школьников, состоящих на учете в поликлинике. Это происходит не только за счет роста детского населения, но и за счет увеличения доли осмотренных детей.
Выявляемые при профилактических осмотрах функциональные нарушения (нарушение слуха, зрения, дефекты речи, сколиоз и нарушение осанки) сокращаются в динамике, но в возрастном аспекте имеет место увеличение числа детей с указанными отклонениями, за исключением распространенности дефектов речи.
нина, Т.В. Голуб, Н.А. Горбачева //Здоровье населения и среда обитания, 2014. № 1 (250). С. 42—44. Войцеховская Ж.И. и др. Особенности формирования здоровья детей первого года жизни в условиях мегаполиса //Мат. IX Всероссийского Конгресса «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии» / Ж.И. Войцеховская, Р.Н. Терлецкая. М., 2010. С. 255—257. Иваненко А.В. и др. Состояние здоровья детского и подросткового населения Москвы и его связь с социально-гигиеническими факторами / А.В. Иваненко, И.Ф. Волкова, А.П. Корниенко [и др.] // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. № 2. С. 28—29. Кича Д.И. и др. Распространенность и структура заболеваемости детей младшего школьного возраста г. Москвы по результатам профилактических медицинских осмотров / Д.И. Кича, М.В. Сухинин, М.В. Худайбергенова //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 7 (220). С. 17—20.
Максимова Т. М. и др. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России / Т.М. Максимова, В.Б. Белов, Н.П. Лушкина [и др.] М.: ПЕРСЭ, 2008. 367 с.
Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»). Широкова В.И. и др. Мониторинг диспансеризации детского населения: состояние и задачи по повышению его эффективности / В.И. Широкова, А.Д. Царегородцев, Б.А. Кобринский, Я.В. Воропаева //Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2009. Т. 54. № 4. С. 4—10.
g
S
ЛИТЕРАТУРА
Бородулина Т.В. и др. Роль диспансеризации в оценке здоровья детей / Т.В. Бородулина, Н.Е. Санникова, Л.Н. Ма-лямова, С.В. Татарева // Уральский медицинский журнал. 2011. № 7. С. 29—38.
Беляев Е.Н. и др. Основные результаты деятельности информационного бюллетеня «Здоровье населения и среда обитания» / Е.Н. Беляев, А.И. Верещагин, С.В. Селю-
Контактная информация:
Сухинин Михаил Вячеславович, тел.: (495) 433-31-45, e-mail: [email protected]
Contact information:
Sukhinin Mikhail, phone.: (495) 433-31-45, e-mail: [email protected]
УДК 613.956:377
ПРИМЕНЕНИЕ ШКАЛ ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.В.Киек1, Е.Б.Новикова2 1ГБОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет», г. Краснодар 2ГАОУ НПО Профессиональное училище № 1, г. Краснодар
В соответствии с гигиеническими требованиями разработаны шкалы трудности учебных дисциплин, изучаемых на 1,2,3 курсах профессионального училища при обучении различным специальностям: слесарь-ремонтник; станочник широкого профиля; слесарь по ремонту автомобиля; помощник машиниста тепловоза; мастер отделочных строительных работ. Ключевые слова: профессиональное училище, учебное расписание, шкалы трудности дисциплин, умственная работоспособность.
O. V. Kiyok, E.B. Novikova □ SCALES OF ACADEMIC SUBJECTS DIFFICULTIES FOR THE TEACHING PROCESS IN VOCATIONAL AND TRAINING SCHOOLS □ SBEI HPL «The Kuban State Medical University», Krasnodar; SAEIJPE Professional School № 1, Krasnodar □ In accordance with hygienismscales of Academic subjects difficulties studied in the 1, 2, 3 years of vocational and training schools while teaching different specialties (including service technicians, operators, repairmen, assistant engine drivers, masters of finishing work) have been worked out. Key words: vocational and training school, timetable, scales subject difficulties, task performance.
При обучении в учреждениях начального профессионального образования (УНПО) учащиеся попадают в среду, отличную от школьной: интенсификация учебного процесса, связанная с одновременным обучением общеобразовательным дисциплинам и дисциплинам специальности, необходимость формирования нового динамического стереотипа обучения, формирование трудовых навыков, связанных с обучением специальности, предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам подростка, находящегося в процессе биологической, психологической и социальной перестройки, что может сказаться не
только на состоянии его психического и физического здоровья, но и повлиять на качество освоения профессиональных знаний и умений [1, 5]. Обучение в УНПО сопровождается повышением работоспособности, успеваемости и укреплением здоровья подрастающего поколения только при правильном соотношении умственной и физической деятельности, рациональном чередовании режима труда и отдыха, а также при соблюдении санитарно-гигиенических требований к условиям обучения [3, 6, 7]. По данным информационной статистики, в настоящее время в образовательном пространстве Краснодарского края функ-