УДК 37:7
ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ НА ЭТАПЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ УТРАЧЕННЫХ ПОЗИЦИЙ
© 2011 А.О.Аракелова
Департамент науки, образования и информационных технологий Министерства культуры Российской Федерации. Москва
Статья поступила в редакцию 19.09.2011
В статье автор анализирует современное состояние дополнительного художественного образования детей и приводит статистические данные, свидетельствующие о его системном кризисе. В заключение рассматривается ряд нормативных актов, намечающих пути выхода из сложившейся ситуации.
Ключевые слова: художественное образование, дополнительное образование, предпрофессиональное образование, детская школа искусств, закон, положение, нормативный акт, финансирование.
Уже не один год наша страна переживает процесс реформирования и модернизации системы образования. Такие исторические периоды заставляют оглянуться назад, найти точки опоры в том, что уже было сформировано многими поколениями, чтобы в эпоху перемен не разрушить накопленный опыт. И чем больше происходит процесс осмысления прошлого, чем больше мы вникаем в современные цифры статистики и результаты различных мониторингов, тем больше убеждаемся в том, что любое реформирование должно основываться на сохранении достигнутого.
Система образования в сфере культуры и искусства основывается на обязательных этапах обучения подрастающего поколения в Детской школе искусств, профильном училище или колледже, а затем творческом вузе. ХХ век доказал эффективность такой структуры, основанной на принципах непрерывности и преемственности всех трех звеньев. Такая система оправдала себя по двум направлениям - как в подготовке профессиональных кадров, так и в подготовке культурно образованной части населения - зрителей театров, слушателей концертных залов, посетителей музеев. До 90-х годов детские школы искусств занимали в общественном сознании важное место. В общеобразовательной школе было особое отношение к тому ребенку, который учился параллельно в музыкальной или художественной школе. И это не случайно, поскольку у того ребенка, которого учат постигать азы высокого искусства, особыми темпами развивается интеллект, а эмоцио-
Аракелова Александра Олеговна, кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный работник культуры Российской Федерации, заместитель директора Департамента науки, образования и информационных технологий Министерства культуры РФ. Е-mail: rektor@smrgaki. ru
нально-образное начало непосредственно отражается на восприятии окружающего мира. Уровень развития такого ребенка во много раз превосходит уровень развития сверстников. Его потребности и мотивации отличаются особой определенностью1. Вообще любая внешкольная творческая деятельность, а особенно в сфере искусства «влияет на круг общения, на содержание личностных проблем... на всю систему духовных ценностей личности»2.
До 1992 года функционирование трехуровневой структуры художественного образования осуществлялось в соответствии с нормативными актами, которые были приняты либо непосредственно ведомством, т.е. Министерством культуры СССР (РСФСР), либо совместными актами Министерства образования и Министерства культуры. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 года закрепил право определять государственную политику в сфере образования только за Министерством образования. Выстроенная десятилетиями вертикаль взаимодействия образовательных учреждений в отрасли культуры стала разрушаться. Пожиная плоды Закона «Об образовании» 1992 года, культурное сообщество и, в первую очередь, педагогическое, стало выражать обеспокоенность тем, что основной массив нормативных актов не учитывает специфики подготовки творческих кадров и создает целый ряд системных проблем на всех уровнях - от Детской школы искусств до высшей школы.
1 Тараканова Н.Э. Психологические методы развития мотивационной сферы личности юных музыкантов // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. -№6(9). - С.73.
2 Астраханцева С.В. Эффективность творческого развития детей в системе дополнительного образования //
Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - №6. - С.125.
2011 год стал переломным в истории системы образования в сфере культуры и искусст-ва.В июне 2011 года вышел ряд законов, направленных на восстановление утраченной специфики отраслевого образования.Кроме того постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 590 Министерству культуры Российской Федерации даны полномочия по выработке государственной политики в области образования в сфере культуры и искусства3.
До настоящего времени детские школ искусств, начиная с последнего десятилетия ХХ века, руководствовались Законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. №233.Согласно этим законодательным и нормативным актам суть дополнительного образования детей заключается в общем эстетическом развитии подрастающего поколения. Образовательная деятельность детских школ искусств, как и других учреждений дополнительного образования, регламентировалась исключительно уставом и теми учебными планами, которые самостоятельно ими разрабатывались. Вполне закономерно, что и финансирование детских школ искусств было весьма свободно и не связано с какими-либо жесткими нормативами, которые необходимо выполнять. Во многих регионах страны, особенно дотационных, детские школы искусств финансировались по остаточному принципу, в зависимости от объемов финансирования строился и учебный процесс. К большому сожалению, многие детские школы искусств стали постепенно выполнять функции досуговых учреждений, работать по запросу потребителей образовательных услуг - родителей, мечтающих видеть своих детей участниками «фабрик звезд» или различных шоу-программ. Но лишь эстетическое воспитание, основанное на обучении детей на образцах классического искусства, обладает большим интеграционным потенциалом и способным подготовить ребенка к жизни в современном общест-
3 Закон от 27 июня 2011 года № 160-ФЗ регулирует деятельность образовательных учреждений, в которых закрепляется возможность одаренным детям интегрировано реализовывать и общеобразовательные и профессиональные программы, начиная с 5-го класса. В нашей стране всего около тридцати образовательных учреждений для особо одаренных детей. Среди них ЦМШ, Московская и Петербургская академии балета и другие. Закон от 16 июня 2011 года № 144-ФЗ вводит понятие ассистентуры-стажировки как формы послевузовского профессионального образования в области искусства для талантливых молодых людей.
ве. Как сегодня пишут специалисты «эстетическое воспитание подготавливает практически каждого человека к активному и максимально полному эмоционально-чувственному и интеллектуальному включению в реальную жизнь современного социума»4.
На протяжении ХХ столетия кроме общего эстетического воспитания детей детские школы искусств выполняли и другую важную функцию - это профессиональное самоопределение детей, получение ими начальных профессиональных навыков, особенно крайне необходимых для тех, кто в дальнейшем посвящал свою жизнь профессиональному искусству. Последние нормативные акты министерств культуры СССР (РСФСР) в отношении детских школ искусств датированы концом 80-х годов: 1) Приказ Минкультуры РСФСР от 22 июля 1986 г. № 434 «Об утверждении положения о школах общего музыкального, художественного, хореографического образования»; 2) Учебные планы детской музыкальной школы, утвержденные Министерством культуры РСФСР в 1986 году; 3) Типовой учебный план для детской художественной школы 1988 года, который был разработан Минкультуры СССР совместно с Академией художеств СССР.
Приказами министерств культуры СССР и РСФСР учебные планы вводились в действие на территории всей страны, и были обязательны для реализации. Многие детские школы искусств, сохраняя сложившуюся в ХХ веке специфику образования, видели свои цели и задачи в противостоянии процессам глобализации, курсу на всеобщую коммерциализацию, усиливающемуся культивированию массовой, зачастую агрессивной молодежной культуры. В этой ситуации многие педагогические коллективы детских школ искусств не ставили перед собой утопической цели победить, преодолеть массовую культуру - слишком неравны силы, слишком различны экономические основания. Они осознавали неэффективность, не плодотворность прямой конфронтации, отрицания того, что мощно притягивает сотни тысяч детей и подростков. Учитывая реалии, педагоги детских школ искусств день за днем, год за годом, кропотливо и деликатно вместе с воспитанниками проходили путь освоения подлинных культурных ценностей, привлекая их к лучшим образцам мирового искусства.
В современной ситуации детская школа искусств живет в основном за счет энтузиазма десятков тысяч людей: музыкантов, художников,
4 Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб.пособ. для студ. муз.фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г.М.Цыпина. - М.: 2003. - С.262.
хореографов, руководителей и методистов, которые общими усилиями обеспечивают жизнедеятельность школы. Многие коллективы детских школ искусств сохраняют традиции учебного процесса, в котором грамотная «школьная система», с ее домашними заданиями, зачетами и экзаменами, позволяет не только воспитать у ребенка эмоциональную культуру, но и учит получать эстетическое удовольствие от подлинного искусства, отличать его от низкопробных подделок, овладевая при этом первичными профессиональными навыками в области того или иного искусства.
В 2010 году Министерство культуры России провело мониторинг детских школ искусств, а в сентябре этого же года состоялась Первая всероссийская конференция-форум преподавателей детских школ искусств, где были обнародованы результаты исследования. Результаты мониторинга выявили критическую ситуацию. С 1990 года по 2010 год количество детских школ искусств сократилось на 1189. Сокращение коснулась в основном детских школ искусств, расположенных в регионах России, в селах и малых городах.А ведь часто бывает, что именно в малых городах и сельской местности детская школа искусств является единственным очагом культуры и именно российская провинция нередко является поставщиком молодых талантов в столичные профессиональные учебные заведения. Количество детских музыкальных школ только с 2002 года по 2010 год уменьшилось на 812!
Произошло сокращение и детских художественных школ в нашей стране. За период с 2002 по 2010 годы они сократились на 73 единицы. Конечно, можно говорить об оптимизации той или иной сети учреждений в условиях модернизации и реформы образования. Но крайне важно, чтобы все предпринимаемые действия были нацелены на оптимизацию профессионализма образовательных учреждений, а не на оптимизацию «сокращения, урезания» и т.п. меры. Именно процесс оптимизации «сокращения, урезания» зачастую приводит к утрате специфики профильности той или иной детской школы искусств. Создание укрупненной детской школы искусств, в которую вошли и музыкальная, и художественная, и хореографическая школы, нередко приводит к тому, что теряется специфика того или иного вида искусства. Так, например, в ряде регионов России в детских школах искусств закрываются хоровые отделения, исчезают оркестры струнных, духовых и народных инструментов.
За последние 8 лет количество детей, обучающихся игре на том или ином инструменте, сократилось на 63974 тысячи! Говорить о том, что это есть следствие демографического спада
не корректно, поскольку общее количество детей обучающихся в системе ДШИ, увеличивается. Только увеличение этов основном происходит за счет реализации программ, больше направленных на досуговую деятельность, а не на тот или иной вид искусства. Катастрофической в детских школах искусств можно назвать ситуацию с классами духовых и струнных смычковых инструментов. Создается угрожающая ситуация, когда в регионах Российской Федерации практически не воспроизводятся поколения музыкантов по десяткам профессий, в оркестрах пустеют пульты струнных, духовых групп. Тревогу бьют многие концертно-филар-монические организации.
Наиболее критическая ситуация сложилась с выделением учредителями детских школ искусств финансирования на приобретение технических средств обучения, музыкальных инструментов, комплектование библиотечных фондов, повышение квалификации педагогических кадров. Так, о состоянии музыкальных инструментов красноречиво говорят такие цифры. Морально устаревшие, подлежащие списанию инструменты составляют процент (по округам): Центральный - 26%, Северо-Западный -40%, Северо-Кавказский - 30%, Южный - 25%, Приволжский - 39%, Уральский - 41%, Сибирский - 34%, Дальневосточный - 32%, Москва -38%. В целом по России - около 34%. Средства, выделяемые на пополнение библиотечного фонда (по округам на одну школу в тыс. руб.): Центральный - 1,6, Северо-Западный - 0,4, Северо-Кавказский - 0,6, Южный - 2,3, Приволжский - 1,2, Уральский - 3,7, Сибирский -6,5, Дальневосточный - 3,0. В целом по России
- около 2,4. Средства, выделяемые на повышение квалификации преподавателей ДШИ (по округам на одну школу в тыс. руб.): Центральный - 2,7, Северо-Западный - 3,3, Северо-Кавказский - 0,95, Южный - 0,6, Приволжский - 2,4, Уральский - 5,4, Сибирский -9,4, Дальневосточный - 4,8. В целом по России
- около 3,7.
Статистика показывает, что только с 2006 по 2009 годы в ДШИ количество детей увеличилось на 89350 человек и достигло цифры 1.408.611 человек, что составляет 11,7% охвата всего детского населения страны. Но как раз это, на первый взгляд, благополучное увеличение связано с появлением образовательных программ, не совсем поддающихся даже статистической обработке. Некоторые школы, чтобы остаться среди сохранившихся, не подвергнуться ликвидации или присоединению, а иногда и просто заработать средства, вынуждены реали-зовывать программы, больше характерные для досуговой деятельности, нежели для учреждения, имеющего наименование «школа». К
большому сожалению, выстроенная на протяжении ХХ века система обучения детей познанию и постижению первых профессиональных навыков в области искусства, может превратиться в развлекательные комплексы и тем самым способствовать развитию соответствующей индустрии. В такой ситуации трудно найти виновных. Федеральное Министерство культуры не имеет полномочий издавать регламентирующие акты для образовательных учреждений, по отношению к которым оно не является учредителем. Аналогичная ситуация и с органами управления культуры субъектов Российской Федерации, поскольку основное количество детских школ искусств непосредственно подчиняется муниципальным образованиям, где, зачастую, не только отсутствуют отделы культуры или искусства, но нет ни одного чиновника с профильным образованием.
В свою очередь Министерство образования, у которого как раз и были данные права, не отличает детскую школу искусств от других учреждений дополнительного образования детей. Статус учреждения дополнительного образования детей не предполагает для детской школы искусств ни образовательных стандартов, которые бы явились нормативным документом для формирования учебных планов на всей территории России, ни выдачи выпускнику документа государственного образца. Отсутствует даже примерная форма документа об окончании школы.
Что парадоксально, законодательством Российской Федерации многие годы даже была предусмотрена процедура государственной аккредитации Детской школы искусств, объектом внимания которой должно было быть, в первую очередь, качество образования. Однако, для оценки этого качества отсутствовали необходимы общие критерии, которые, к примеру, имелись для среднего звена или вузов. Но для Детских школ искусств они предусмотрены не были и поэтому по сей день устанавливаются в каждом регионе самостоятельно, иногда без учета специфики работы этих школ.
В начале 2000-х годов Министерство культуры России разработало примерные учебные планы для Детских школ искусств. Но данные учебные планы имели статус рекомендательных, поэтому не могли быть обязательным критерием при оценке качества образования в ДШИ. Обязательных учебных планов или федеральных требований к учебному процессу законодательство для Детских школ искусств до выхода закона в июне 2011 года не предусматривало. Отсутствие обязательных требований к учебному процессу в Детской школе искусств в ряде регионов страны приводило к
резкому сокращению финансирования, особенно по статье заработной платы, а это, в свою очередь, становилось причиной сокращенияча-сов по основным предметам. Это более всего отражалось на индивидуальных занятиях, являющиеся основой обучения. Все эти проблемы существуют на фоне того, что рынок труда в области культуры и искусств ежегодно пополняют более 30 тысяч выпускников высших (16650) и средних (14431) профессиональных учебных заведений. Кадровое пространство детской школы искусств могла бы заполнить даже десятая часть этих молодых специалистов, но они в школу, находящуюся в таких условиях работать не идут.
Чтобы изменить данную ситуацию необходимо создавать разные формы дополнительного образования детей. В настоящее время наиболее оптимальным видится две модели обучения детей в рамках детских школ искусств. Первая, основополагающая, предполагает возрождение утраченных позиций академического образования в детских школах искусств, целью которого является не только общее эстетическое развитие подрастающего поколения, но и, в первую очередь, получение детьми начальных профессиональных навыков в том или ином виде искусст-ва.Вторая модель ориентируется на общее эстетическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, что имеет свои исторические корни - центральной идеей российского образования еще в начале прошлого века была провозглашена идея всеобщности начального художественного образования5. Именно вторая модель многими педагогическими коллективами детских школ искусств за последние двадцать лет стала трактоваться как просто упрощенная, ослабленная программа академического образования. Связано это как с отсутствием необходимо финансирования, так и с отсутствием подготовленных специально для этих целей педагогических кадров и методик обучения. Здесь необходимо создание новых учебных программ, методик, привлечение соответствующих специалистов. Отдельные методики общего эстетического образования все же время от времени появляются. Их содержание, по сути, кардинально отличается от содержания методик предпрофессиональной подготовки в сфере ис-кусства6.
5 Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. - М.: 2007. - С.215.
6 Томилина Е.Г. Специфика педагогической деятельности арт-студий (студий изо, музыкального образования, литературных студий) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2007. - №6. - С.109 - 111
На протяжении последних 10 - 15 лет финансирование детских школ искусств заметно сокращалось. Этому способствовали различные причины, но в первую очередь те, которые были связаны с отсутствием федеральных требований к образовательным программам детских школ искусств. Нет требований - значит можно свободно определять тот или иной объем финансирования. Федеральный закон от 17.06.2011 № 145-ФЗ разграничивает деятельность детских школ искусств и других учреждений дополнительного образования детей (станций юных натуралистов, кружков и т.д.)
новым (а скорее забытым в прошлом веке) статусом образовательных программ как предпро-фессиональных. Именно этот статус образовательных программ позволит установить единые требования не только к образовательным программам, но и к самому образовательному процессу в детских школах искусств на территории всей страны. Без сомнения это станет началом возрождения утраченных в 90-е годы прошлого века позиций детских школ искусств, восстановлением их социального статуса в культуре и искусстве современной России.
STANDARD OF CHILDRENfS ART EDUCATION STAGING A REVIVAL TO FORMER HIGH STANDARDS
© 2011 A.O.Arakelova
Department of Education, Science and Information Technology Ministry of Culture of the Russian Federation. Moscow
The author examines the current state of extra curricular art education for children and cites statistics showing it a systemic crisis. In conclusion, we consider a number of regulations outlining the ways out of this situation. Keywords: art education, extra curricular education, of pre-education, children's art school, law, regulation, financing.
Alexandra Olegovna Arakelova, Ph.D., associate professor, honored worker of Russian Federation, Deputy Director of Education, Science and Information Technology Ministry of Culture. E-mail: rektor@smrgaki. ru