КОНТ TF.TTT
научно-методический электронный журнал ART 75163 УДК 378.126
Трушина Е. В. Актуальность трансформации системы принципов и функций в процессе формирования структуры профессиональных компетенций преподавателя вуза // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 09. -ART 75163. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75163.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Трушина Евгения Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования ФГОУ ВПО «Тульский государственный университет», г. Тула
Актуальность трансформации системы принципов и функций в процессе формирования структуры профессиональных компетенций
преподавателя вуза
Аннотация. Рассматриваются проблемы реформирования структуры основных профессиональных компетенций преподавателя современного вуза в процессе повышения квалификации.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная экономика, разноуровневые программы психолого-педагогической направленности, требования ФГОС, система принципов целостности, интеграции и развития.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Результатом модернизации высшего образования на современном этапе должна стать обновленная система непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации самих преподавателей вуза, а не только специалистов, бакалавров и магистров, отвечающая требованиям инновационной экономики, основанной на знаниях, умениях и навыках, адекватно и эффективно соответствующих требованиям современного общества. Непрерывное повышение требований к современному преподавателю высшей школы, особенно к его творческим, прогностическим способностям актуализирует проблему повышения квалификации педагогических кадров. Решению указанных проблем способствует процесс повышения квалификации преподавателей высшей школы в различных формах. Это означает, что повышение квалификации научно-педагогических кадров требует переосмысления. Оно должно заключаться не только и не столько в насыщении слушателей некоторым количеством информации, сколько в формировании у слушателей таких навыков, как умение оперировать предметным содержанием знаний, готовность работать в режиме инноваций, осваивать современные образовательные технологии, корректировать собственную педагогическую практику.
Современная образовательная ситуация, складывающаяся в системе повышения квалификации, призвана удовлетворять потребности преподавателя в многообразных вариантах с учетом следующих особенностей. Компетенции преподавателя вуза обусловлены требованиями к обозначенным в ФГОС нового поколения уровням высшего образования - бакалавр, магистр, специалист.
Следовательно, у преподавателей, занимающихся подготовкой современных студентов, должны быть сформированы указанные компетенции еще в процессе его подготовки в вузе. В настоящее время приходится констатировать, что значительная часть преподавателей не обладает в полной мере теми компетенциями, которые следует формировать у студентов. Вследствие этого система повышения квалификации сталкивается сегодня со сложной проблемой развития компетенций, которые недостаточно сформированы в соответствии с новыми требованиями.
Отличительной особенностью высшего образования является консерватизм самой системы и консерватизм преподавателей, привычка их к стабильности, стереотипному поведению, нежеланию менять привычные формы и методы работы, что является часто причиной отторжения инноваций. Поэтому работа в процессе повышения квали-
г\л Л г\л
КОНТ ТЕПТ
Трушина Е. В. Актуальность трансформации системы принципов и функций в процессе формирования структуры профессиональных компетенций преподавателя вуза // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 09. -
нашно-методшъестй электронный журнал ART 75163' ,-РЛ , л; - URL: http://e-
у г koncept.ru/2015/75163.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 11-
ART 75163 УДК 378.126 49965. - issn 2304-120X.
фикации с внутренними мотивационными установками преподавателя на развитие является важной составляющей в подготовке к инновационной деятельности.
Кроме того, преподаватели, имеющие специальную подготовку, например, техническую, медицинскую, юридическую, экономическую и др., отличаются недостаточной психолого-педагогической подготовкой, являющейся системообразующей в контексте его профессиональной деятельности. Наличие разноуровневых программ психолого-педагогической направленности в системе повышения квалификации позволяет удовлетворить образовательные потребности преподавателей.
Реализация новых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров все более актуализирует потребность в инновационной деятельности преподавателя, поскольку ни содержательно, ни технологически эти программы еще не проработаны. Подготовка преподавателей к реализации ФГОС нового поколения, освоение инновационных форм и методов является важным направлением в системе повышения квалификации преподавателей.
Исходя из вышеизложенного, приоритетными задачами повышения квалификации преподавателей вуза мы видим в развитии личностных и профессиональных характеристик, составляющих основу его психолого-педагогической компетентности, подготовку к инновационной деятельности, развитие потребности в самообразовании и саморазвитии. Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой педагогической деятельности.
В качестве ключевого условия развития профессиональной компетентности педагогов необходимо определить трансформацию системы принципов и функций повышения квалификации педагогических кадров. Интеграция науки, образования и производства влияет и на систему повышения квалификации педагогов, к основным функциям которого отнесем компенсаторную, адаптационную, корректирующую, развивающую, инновационную, интегративную. Современная система повышения квалификации в большей мере ориентирована на первые три функции (они в основном относятся к подготовке и переподготовке) и в меньшей - на развивающую, инновационную и интегративную, которые наиболее полно отвечают цели непрерывного развития профессиональной компетентности преподавателя вуза.
Повышение квалификации педагога должно основываться на системе принципов целостности, интеграции и развития, которые можно декомпозировать на принципы непрерывности, преемственности, открытости и доступности постдипломного педагогического образования; интеграции фундаментального научного и практического знания и опыта; единства методологического, педагогического, психологического и предметного знания на мировоззренческом и профессиональном уровне; модульности в разработке содержания образовательных программ в связи с перспективным переходом на накопительную кредитно-зачетную систему; продуктивности в обучении; гармонизации интересов личности и общества; организации равноправного ценностно-смыслового диалога в процессе обучения.
Повышение квалификации можно рассматривать как результат, как процесс, как целостную образовательную систему. Первое предполагает продуктивные изменения профессиональных и значимых качеств педагогов вследствие их обучения в учреждениях повышения квалификации. Второе означает целенаправленный процесс обучения педагогов, сопровождающийся фиксацией изменений профессионального уровня обучающихся. Третье - часть системы непрерывного педагогического образования, институированная на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (институты повышения квалификации педагогических кадров,
IV О rw
КОНТ TF.TTT
Трушина Е. В. Актуальность трансформации системы принципов и функций в процессе формирования структуры профессиональных компетенций преподавателя вуза // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 09. -ART 75163. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75163.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75163 УДК 378.126
муниципальные методические службы). Она включает в себя формальные и неформальные объединения педагогов.
Это позволяет обосновать следующее условие: при значительном разнообразии программ переподготовки, подготовки и повышения квалификации научнопедагогических кадров существуют общие требования к их разработке и реализации [3]: соответствие структуры и содержания программ государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки для получения квалификации; единство теоретической и практической подготовки, взаимосвязь профессиональных знаний и практических навыков преподавателя; освоение современных форм, методов, средств и технологий обучения, развитие творческого потенциала и педагогического мышления.
Повышение квалификации педагогов рассматривается нами как процесс существенного повышения конкурентоспособности квалифицированного преподавателя, как путь реализации идей непрерывного образования личности.
Разработка и внедрение образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, отвечающих современным квалификационным требованиям; стимулирование создания системы общественных рейтингов организаций и программ непрерывного профессионального образования; проведение конкурсов инновационных программ непрерывного профессионального образования среди образовательных учреждений и иных организаций, реализующих программы непрерывного профессионального образования, требуют соблюдения обозначенного нами условия.
Основные функции повышения квалификации преподавателей:
- диагностическая, предусматривает определение склонностей и способностей, выявление уровня их подготовленности и индивидуально-психологических особенностей с целью обеспечения эффективности повышения квалификации;
- компенсаторная, связана с необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями;
- адаптационная - развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования универсальных педагогических технологий и систем с целью ориентации в деятельности при смене статуса учебного заведения, профиля подготовки, должности, места работы;
- познавательная, обеспечивает удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности;
- прогностическая, раскрывает творческий потенциал, выявляет их возможности и готовность к профессионально-педагогической деятельности.
Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.
Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Порядок разработки и утверждения этих программ определяется уставом образовательного учреждения повышения квалификации.
Система повышения квалификации в таких условиях в большей степени представляет собой сферу образовательных услуг, поскольку у преподавателей есть воз-
~ 3 ~
Трушина Е. В. Актуальность трансформации системы принципов и функций в процессе формирования структуры профессиональных компетенций преподавателя вуза // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 09. -ART 75163. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/75163.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
ART 75163 УДК 378.126 49965. - issn 2304-120X.
можность в любое время управлять своим самообразованием, повышать свою компетентность, развивать социальные контакты, реализовывать творческий потенциал.
Ключевое условие формирование системы мониторинга динамики развития профессиональной компетентности преподавателя вуза предусматривает своевременное получение информации о готовности, мотивации и способности педагога участвовать в процессе компетентностно ориентированного обучения и корректировать недостатки образовательной подготовки. В настоящее время начавшийся процесс ранжирования вузов России ведет к существенным изменениям в организационно-содержательной структуре системы повышения квалификации. В этой связи актуальна дифференциация учреждений, занимающихся повышением квалификации и профессиональной переподготовкой преподавателей вуза.
Успехи процесса повышения квалификации в контексте компетентностного подхода во многом определяются качеством научно-педагогических и управленческих кадров. Переход на многоуровневую систему подготовки, а также акцент на непрерывности образования и совместимости разных уровней и организационных структур требуют пересмотра методологических, организационных, психологических, педагогических основ проектирования инновационного образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей.
Ссылки на источники
1. Вербицкий А. А., Ларионова О. . Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос. 2013. - 336 с.
2. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - Екатеринбург: УГППУ, 2010.
3. Почепцов Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2001. - 656 с.
4. Соколов А. В. Общая теория коммуникации. - М., 2002.
5. Хуторской А. В. Компетенции в образовании. Опыт проектирования: сб. тр. - М. «Эйдос», 2010. - 327 с. Eugenia Trushina,
Candidate of Pedagogical sciences, lecturer at the chair for theory and methodology of professional education, Tula State University, Tula
Actuality of transformation in system of principles and roles in the process of formation of professional competence of higher school teacher’s structure Abstract. The author considers problems of reforming the structure of the basic professional competence of the teacher at modern university in the process of training.
Key words: innovation activity, innovation economy, multilevel programs of psycho-pedagogical orientation, requirements of federal educational standards, system of integrity, integration and development principles.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал
IV ^ rw