УДК 745.04/749(470 + 571)(479.224)
Алексеева Ирина Викторовна
Alekseeva Irina Viktorovna
доктор педагогических наук, профессор Гжельского государственного университета
Паллотта Валентина Ивановна
D.Phil. in Education Science, Professor, Gzhel State University
Pallotta Valentina Ivanovna
кандидат педагогических наук, доцент Краснодарского государственного института культуры
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ОБРАЗЕ И СИМВОЛИКЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ И АБХАЗИИ
PhD in Education Science, Assistant Professor, Krasnodar State Institute of Culture
SCIENTIFIC RELEVANCE OF THE RESEARCH OF FOLK ART FOUNDATION IN THE IMAGE AND SYMBOLISM OF THE ORNAMENTAL CULTURE OF RUSSIA AND ABKHAZIA
Аннотация:
В статье рассмотрено орнаментальное искусство России и Абхазии в связи с задачами его теоретического и практического осмысления. Описаны три концепции возникновения орнамента (биологическая, коммуникативная, плектогенная). Определены аспекты изучения орнаментальной культуры - изобразительный, прикладной (декоративный и дизайнерский) и семантический. Отмечено значение художественных образов и символов орнаментальной культуры в работах профессиональных художников и дизайнеров.
Ключевые слова:
орнамент, символика, народное декоративное искусство, орнаментальная культура.
Summary:
The article deals with the ornamental art of Russia and Abkhazia in the context of its theoretical and practical understanding. The authors describe the three theories of ornament's origins (biological, communicative, technological). The paper designates the aspects of the ornamental culture study - fine arts, applied art (decorative and design) and semantic. The value of art images and symbols of the ornamental culture in the works of professional artists and designers is discussed.
Keywords:
ornament, symbolism, folk decorative art, ornamental culture.
Особенности художественного образа и символики в орнаментальной культуре России и Абхазии, его национального характера, связь с мировоззрением, духовными и эстетическими представлениями подчеркивают важность и необходимость изучения орнамента как духовно-материального атрибута и хранителя культуры, национальной художественной памяти народа. Углубленное изучение орнаментального искусства народов России и Абхазии с научной точки зрения позволит по-новому взглянуть на анализ и интерпретацию обширного пласта творческого изобразительного наследия традиционной культуры, что сыграет особую роль в дополнении и развитии основ теории и истории изобразительного искусства и дизайна.
Орнамент подчеркивает многообразные формы традиционной народной культуры и особенности исторической эпохи, породившей конкретный орнаментальный образ и символ. Изучение орнаментального искусства России и Абхазии как многофункционального и многозначного явления имеет не только практическое, но и научное значение в связи с применением национальной культуры как в художественно-творческой практике, так и в научной сфере, где духовные и эстетические основы народного творчества недостаточно изучены. С научной точки зрения пока не дано единого определения орнаментальному искусству в целом, хотя исследованиями орнамента как элемента декоративного искусства и народного промысла занимаются археологи, историки, этнографы, культурологи, искусствоведы, художники, дизайнеры и математики. Тема орнаментального искусства до настоящего времени остается дискуссионной [1].
По результатам научных исследований археологов и этнографов предполагается, что орнамент появился в эпоху позднего палеолита. Ученые выдвигают три концепции возникновения орнамента. Первая гласит о том, что орнамент возник под влиянием врожденного чувства красоты, и обозначается как биологическая. Сторонниками данной концепции были такие крупные ученые, как Брейль, Марселен Буль, Гаузенштейн и другие.
Вторая - орнамент возник под влиянием религий или магических обрядовых действ. С точки зрения синкретичной культуры, орнамент имеет наиболее широкое значение и выступает как органичное единение людей и природы, космоса, где происходит самоидентификация человека и Вселенной, создание модели Мира, закодированной в простой, но емкой знаковой форме. Орнамент можно отнести к особой изобразительной форме коммуникации, посредством которой передается информация о модели организации Мира и организации Мироздания, раскрывающая
всеобщие законы развития и гармонии окружающего пространства, среды и общества, что способствует равновесию предметов в окружающей действительности. Таким образом, орнамент является универсальным кодированным языком, посредством которого происходит передача информации, т. е. общение поколений через время и пространство разных эпох, этнических групп и обществ различных социальных категорий.
И третья концепция, возникшая под влиянием развивающихся технических приемов плетения, именуемая как плектогенная, была выдвинута в 60-х гг. XIX в. Г. Земиером и поддержана Бальфура, Крэмером, Краузе, А. Хэддоном, М. Шмидтом и другими. Также существует версия, что орнамент появился как знаковая символика в процессе возникновения письменности, что осложняет классификацию орнаментального искусства в направлении символа, или идеограммы, или украшения.
Следует отметить некую особенность орнаментального искусства, которая заключается в его двойственном значении: с одной стороны, консервативное и устойчивое, а с другой стороны, постоянно трансформирующееся, меняющееся, развивающееся под влиянием факторов окружающей действительности. Многих волнует вопрос, в чем же кроется секрет столь длительного существования орнамента с эпохи палеолита до наших дней? Следует предположить, что эстетическая функция орнаментального искусства при определенных средствах выразительности позволяет гармонизировать окружающую среду, что приводит к равновесию предмет орнаментальной культуры и окружающее его пространство.
В связи с этим исследование орнаментальной культуры народов России и Абхазии необходимо изучать в трех основных аспектах: изобразительном, прикладном (декоративный и дизайнерский) и семантическом, что позволит дать исчерпывающую характеристику организации образа и символики орнаментальной культуры России и Абхазии в конкретной исторической эпохе определенного этноса.
В конце XX - начале XXI в. первостепенное значение имеет художественный образ и символ орнаментальной культуры в формотворчестве и композиции орнамента не только в рамках народного традиционного искусства, но и в работах профессиональных мастеров, художников и дизайнеров. Орнамент стал источником вдохновения для художников декоративно-прикладного, монументального искусства, модельеров, графических дизайнеров, дизайнеров интерьеров и средовых объектов, что диктуется актуальной потребностью сохранения и развития культурного наследия прошлого.
При становлении и развитии дизайна в России к концу XX в. интерес к орнаментальной культуре преобразовался в тяготение к особым архитектурным и дизайнерским формам и возможностям. Интеграция орнаментального искусства в пространство сельской местности и городской среды, применение различных материалов, поверхностей и объемов потребовали иного осмысления декоративных возможностей и смыслового содержания орнаментальной культуры. Орнаментальное искусство в архитектурных и средовых объектах проявляется в достижении единства, целостности различных видов дизайна, которые направлены на организацию предметной, пространственной и визуальной жизнедеятельности человека [2].
Специфика образности и символики орнамента народного искусства России и Абхазии представляет собой широкий пласт художественного наследия, требующий более глубокого изучения для развития исторических основ культурного наследия и интерпретации идейно-художественного содержания, выявления особенностей формотворчества и формообразования.
Результаты изучения народного искусства через образ и символику орнаментальной культуры России и Абхазии окажут благотворное влияние на выявление общности культур, на формирование идентичности и национальных особенностей, которые складываются при помощи системообразующих связей с окружающей средой, природой, историей и духовным, нравственным опытом народа.
Первостепенное значение в изучении основ народного искусства в системе как материальной, так и духовно-нравственной культуры России и Абхазии имеет осознание этнической культуры народа, определение его места в социокультурном пространстве, определение способов научного познания, выявление основ деятельности и сформировавшихся в жизни народа мировоззренческих универсалий. Изучение такой основополагающей категории орнаментального искусства, как художественный образ, и теоретические исследования символики и специфики орнамента позволят обогатить искусствознание народной культуры России и Абхазии.
Ссылки:
1. Алексеева И.В. Развитие художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности : монография. Ростов н/Д., 2005. 272 с.
2. Паллотта В.И., Кольцова Е.А. К вопросу об инновационных методах обучения дизайну в вузе // Россия и Европа: связь культуры и экономики : материалы IX Международной научно-практической конференции (Прага, Чешская Республика, 10 июня 2014 г.). Прага, 2014.
References:
1. Alekseeva, IV 2005, The development of artistic and creative abilities of students to the arts and crafts activity: monograph, Rostov n / d., 272 p.
2. Pallotta, VI & Koltsova, EA 2014, 'On the issue of innovative methods of teaching design at the university', Proceedings of the IX International scientific-practical conference "Russia and Europe: the relationship of culture and economy" (Prague, Czech Republic on June 10, 2014), Prague.