Дубривна Антонина Петровна
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОЙ ЗНАКОВОСТИ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОРНАМЕНТИКЕ
УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ
Статья посвящена анализу тенденций развития знаковости в орнаментике украинской народной художественной культуры, где главными стилеобразующими элементами являются геометрические формы, которые за счет формального аспекта носят абстрактный характер. Основой для изучения послужили традиционные орнаменты украинской народной вышивки. На основании исследования аутентичного материала сделан вывод о глубоких историко-культурных предпосылках формирования абстрактной знаковости в орнаментальной культуре Украины, а также установлена богатая вариативность орнаментальных фигур и мотивов, определены доминантные цвета и их символическая составляющая.
Адрес статьи: от^.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/11-1/12.1'|1т1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 48-51. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
9. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988. 426 с.
10. Янгутов Л. Е. Понятие Пустоты в буддийской философии // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. Вып. 3. С. 119-126.
11. Янгутов Л. Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. 272 с.
12. Buston. The History of Buddhism / tr. by E. Obeimiller. Heidelberg, 1931. Part. 1. The Jewelry of Scripture. 2037 p.
13. Conze E. The Prajnaparamita Literature. Hague, 1960. 457 p.
14. Essence of the Heart Sutra: The Dalai Lama's Heart of Wisdom Teachings / Tenzin Gyatso, the Fourteenth Dalai Lama; transl. and ed. by Geshe Thupten Jinpa. Boston: Wisdom Publications, 2005. 179 p.
15. Tibetan Literature. Studies in Genre / ed. by J. I. Cabezon, R. R. Jackson. Snow Lion Publications, 1996. 552 р.
PRAJNAPARAMITA DOCTRINE IN TIBETAN BUDDHISM TRADITION
Gulgenova Aryuna Tsydenzhabovna, Ph. D. in History Ministry of Social Protection of the Population of the Republic of Buryatia agulgenova@mail. ru
The article examines Prajnaparamita conception, analyzes its literature and development history in Tibetan tradition. Prajnaparamita philosophy is a conceptual foundation of the basic Buddhism tradition - Gelug one, which predetermined the nature of Buddhist doctrine in Tibet. In this connection the research findings can be successfully applied in the sphere of Buddhist studies, philosophy, history of culture, religious studies and are valuable for a wide circle of readers interested in Buddhism and its history. The paper can also be used as a material for textbooks.
Key words and phrases: Prajnaparamita; Gelug tradition; Buddhist monasteries; sutras; Abhisamayalamkara.
УДК 7.048.3:746.3(477) Искусствоведение
Статья посвящена анализу тенденций развития знаковости в орнаментике украинской народной художественной культуры, где главными стилеобразующими элементами являются геометрические формы, которые за счет формального аспекта носят абстрактный характер. Основой для изучения послужили традиционные орнаменты украинской народной вышивки. На основании исследования аутентичного материала сделан вывод о глубоких историко-культурных предпосылках формирования абстрактной знаковости в орнаментальной культуре Украины, а также установлена богатая вариативность орнаментальных фигур и мотивов, определены доминантные цвета и их символическая составляющая.
Ключевые слова и фразы: украинская народная художественная культура; народное декоративное искусство; геометрическая орнаментика; вышивка; абстрактная знаковость; цвет; форма.
Дубривна Антонина Петровна
Киевский национальный университет технологий и дизайна, Украина antart@ukr.net
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОЙ ЗНАКОВОСТИ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ОРНАМЕНТИКЕ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ
Знаки, символы, элементы, используемые в орнаментике украинской народной художественной культуры, имеют глубокий исторический базис и демонстрируют постепенное эволюционное развитие. Отправной точкой их формирования является древнее изобразительное искусство, которое проявляется в изобразительной знаковости палеолита, мезолита, неолита, энеолита и имеет, за счет геометричности, абстрактный характер. В древнейший период истории Украины был создан конгломерат форм, композиционных мотивов, образов, которые иллюстрируют миропонимание человека. Древняя изобразительная культура наглядно демонстрирует символы и знаки - специфические формы самовыражения человека, которые служат своеобразным средством трансляции информации. Этот знаковый художественный арсенал составляет основу орнаментики, сложной эстетической системы этнической и социальной идентификации, которая нашла свое дальнейшее развитие в декоративном искусстве украинской народной художественной культуры.
Целью научной статьи является анализ тенденций развития абстрактной знаковости на примере геометрических орнаментов вышивки украинской народной художественной культуры с позиции формотворчества и цветотворчества. Под цветотворчеством мы понимаем живописную составляющую, отбор и использование цветов, формирование колорита декоративного произведения, а под формотворчеством - трансформации форм абстрактной геометрической знаковости.
Для проведения нашего исследования из богатой сокровищницы украинской народной художественной культуры был выбран наиболее репрезентативный вид народного декоративного искусства - вышивка. Научный поиск сконцентрирован на образцах народного творчества западных, северных областей Украины и этнокультурного региона Подолья, характеризующихся распространением геометрической орнаментики. Базой
для исследования послужили аутентичные произведения украинской народной художественной культуры из фондов и экспозиций Национального музея украинского народного декоративного искусства и Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара» в г. Киеве.
Украинская народная художественная культура является воплощением многовекового опыта поколений, отражением исторического пути формирования государства, а на современном этапе развития является ценной духовной составляющей, определяющим признаком украинской нации. Раскрытие культурологических аспектов концептуализации содержания «украинская народная художественная культура» и внесение этого понятия в научный оборот в Украине принадлежит С. Н. Садовенко [5]. Народное декоративное искусство, как компонент украинской народной художественной культуры, насчитывает многочисленные образцы орнаментики, с разнохарактерными стилистическими и изобразительными особенностями. Рассматривая тенденции развития абстрактной знаковости в геометрической орнаментике, мы основывались на исследовательских работах искусствоведов (Б. С. Бутник-Северский, Я. П. Запаско, Р. В. Захарчук-Чугай, Т. В. Кара-Васильева, М. Р. Селивачев), культурологов (Е. Н. Причепий, С. Н. Садовенко), этнографов (А. Я. Кульчицкая, И. В. Свйонтек, М. И. Шандро), историков (Н. Б. Бурдо, Д. К. Гуменна, Б. А. Рыбаков, Т. М. Ткачук), а также на изучении фактического материала из музейных коллекций.
В системе комплексного исследования тенденций развития абстрактной знаковости выделяем народную орнаментальную культуру - воплощение духовного содержания и художественной идентификации украинской нации, где геометрический стиль является наиболее древним и традиционным, который демонстрирует собой наглядную систему культурного становления человека и социума. В фундаментальном исследовании украинской народной орнаментики М. Р. Селивачев разделяет орнаменты по иконографическим признакам на абстрактные и физиоморфные [6, с. 251-260]. Исследователь выделяет «крест» - воплощение глубинной идеи христианского мировоззрения, главный элемент всей украинской народной орнаментальной культуры. Мы согласны с этим утверждением и дополняем, что генезис этой абстрактной знаковости происходит из древнейшего периода истории Украины и является эволюционным продолжением первичного элемента изобразительного искусства - линии. Перпендикулярное соединение двух линий, образующее крестообразную знаковость, изображено на костях мамонта, стенах пещер и керамических изделиях. Абстрактная знаковость имеет долгий исторический путь становления, формируясь в древней изобразительной культуре, воплощаясь в народной художественной культуре, находит свое выразительное продолжение в композиционных построениях авангардистов начала ХХ века: С. Делоне, В. Ермилова, А. Экстер, М. Ларионова, К. Малевича, Л. Поповой, А. Родченко, а также в произведениях современных украинских художников, приверженцев абстрактного направления в искусстве: В. Бажай, А. Дубовика, А. Животкова, А. Логова, М. Маценко, И. Небесника, Т. Сильваши, В. Цюпко.
Одним из фундаментальных компонентов орнаментики украинского народного декоративного искусства является цвет, который выступает важным этническим и эстетическим аспектом национального орнаментального комплекса: «колорит одежды большинства районов Украины светлый, обогащенный красочностью шерстяных плахт, запасок, вышитых рубашек... он никогда не был пестрым, случайно подобранным, а имел четкую продуманность декоративного решения» [2, с. 155]. Орнаменты украинской народной вышивки характеризуются чрезвычайной выразительностью и красочностью, цветовые соотношения гармоничные и совершенные. С давних времен в народной орнаментике сформировались определенные сочетания употребляемых цветов, которые сложились в устоявшиеся традиции. Выкристаллизованные в течение истории, цвета приобретают статус средств выражения национальных черт, они соответствуют характеру и темпераменту народа, особенностям окружающей среды и климата, географическому положению, выступают важными художественными факторами, определяющими особенности облика страны.
В рамках поставленной цели научной статьи нами были выбраны для исследования и анализа вышивки на женских и мужских рубашках Х1Х-ХХ веков в фондах и экспозициях Национального музея украинского народного декоративного искусства, в количестве 227 экземпляров, и Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара», численностью 775 единиц.
К этнокультурному региону Полесье относятся северные части Волынской, Ровенской, Житомирской, Киевской и Черниговской областей Украины. Географически этот край удален от главных экономических и культурных центров и имеет неблагоприятные, относительно других регионов, природно-климатические условия, что обусловило специфику развития культурных процессов, которые характеризуются сохранением архаичных традиций за счет изолированности [3, с. 48]. Ценность художественной культуры Полесья состоит в уникальном достоянии народного творчества, анализ которого позволяет осознать аутентичные истоки украинской народной символики, колористики, формообразования орнаментальных элементов. Главный цвет полесской вышивки - красный, но изредка добавляется черный и белый. Орнаментальные сюжеты геометрического характера графически выразительны, с четкой ритмикой сочетания простых символов, которые формируются в мотивы, где «ромб» является основным символом и главным композиционным средством, основным связующим элементом. Ромбическая знаковость в древних земледельческих культурах выражала идеограмму засеянного поля, а ромб с отростками и завитками служил символом плодородия [1, с. 280]. Полесская орнаментика насчитывает богатую вариативность геометрической знаковости: «квадрат», «круг», «треугольник», «крест» (прямой и наклонный), «крест в ромбе», «шевроны», «грабельки», «рожа». Истоки этих орнаментальных знаков происходят из позднего палеолита. Подчеркиваем, что древние артефакты, украшенные резными и рисованными красной охрой геометрическими орнаментами, аналогов которых не существует в мире, были найдены в Полесском этнокультурном регионе, в с. Мезин Черниговской области (Мезинская стоянка - 20 тыс. лет). Орнаментика вышивки данного края полностью наследует древнюю символику и служит примером уникальной историко-культурной связи поколений.
Этнокультурный регион Подолье, находящийся между Днестром и Южным Бугом, занимает территорию Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской областей Украины. Вышивки этого края характеризуются большой вариативностью сюжетов, высокой технологичностью исполнения, обилием деталей в композициях, четким чередованием раппорта, где преобладает геометричность и темный колорит, с явным доминированием черного цвета, который является своеобразной цветовой визитной карточкой региона. К черному цвету добавляются комбинации темно-красного, темно-желтого, темно-зеленого, а иногда используется контрастное сочетание красного и черного. Достаточно часто в цветотворчестве вышивок Подолья применяется цвет светлой охры, колористическое подобие которого к окрасу спелой пшеницы позволяет сделать предположение относительно семантического значения черного цвета, который, по всей видимости, символизирует землю. Ценность этой колористической семантики для земледельческих культур, испокон веков заселяющих территорию Украины, очень высока, так как ассоциативно связана с самым ценным народным сокровищем - землей и урожаем. Композиционную основу вышивок Подолья составляют сложные сочетания и чередования различных простых геометрических фигур: «ромб», «крест», «ломаные линии», «треугольник», «грабельки», «звезда», «спираль», «сварга» - эти элементы «ведут нас в древние и таинственные времена, когда человек говорил с окружающим миром языком заговоров и знаков» [4, с. 53]. Эта знаковость, наблюдаемая также в вышивках Полесья, дает возможность констатировать, что народная художественная культура этих этнических регионов является носителем и хранителем древних орнаментальных символов, которые имеют за счет геометричности формы абстрактный характер.
Черновицкая, Ивано-Франковская, Закарпатская области относятся к западной части Украины и презентуют вышивки, характеризующиеся геометрическими сложными орнаментами и богатой живописностью, представленной широкой палитрой самых разнообразных цветов и их оттенков, гармонично сочетающихся между собой.
Буковина - культурно-исторический регион, находящийся между средним течением Днестра и главным Карпатским хребтом, территориально принадлежит Украине (Черновицкая область) и Румынии (уезд Сучава). Вышивки народных мастеров данной области подверглись прямому воздействию румынской народной культуры, влиянию восточной культуры Османской империи, а также культуры кочевых цыган. Это обусловило специфическую форму орнаментики, которая выражается в богатой детализации композиционных сюжетов, плотно покрывающих поверхность одежды, использовании золотых и серебряных нитей, бисера и металлических пластинок. Технологические особенности, сложные композиционные сопоставления элементов, разнообразие колористических сочетаний, выразительная декоративность придают вышивкам определенную эклектичность, что подчеркивает своеобразие искусства вышивания этого региона относительно других регионов Украины и вносит весомый вклад в сокровищницу этого вида народного декоративного искусства. В композициях орнаментов доминируют «ромбы» и «линии», которые служат главными организующими средствами всех орнаментальных элементов. Геометрические знаки сочетаются с фитоморфными, но последние также очень геометризованные.
Непревзойденное разнообразие орнаментики и ее колористических комбинаций демонстрируют вышивки этнического региона Гуцульщина, большая часть которого относится к горным районам Ивано-Франковской и Черновицкой областей. Характерной чертой орнаментов Гуцульщины является геометричность, где каждый узор состоит из ромбовидных, треугольных и прямоугольных форм, в которые помещены главные и дополнительные элементы [7, с. 32]. Уникальность вышивки этого культурного края обусловливает богатая вариативность, где каждое гуцульское село имеет свои художественные особенности, которые выражаются, прежде всего, в цветовой гамме. Холодная зелено-голубая колористика характерна для сел Бабин, Речка, Ясинив, Вербовець, Яворов, Верховина, где основными цветами выступают синий, зеленый и фиолетовый, которые сочетаются с черным, розовым и коричневым. Теплым, почти огненным, колоритом отличаются вышивки села Космач, где оранжевый, красный, желтый, коричневый цвета составляют его основу. Теплая гамма, но в более темном ее аспекте, через сочетание темно-вишневого, красного, черного, желтого цветов, присуща селам Пистень и Смо-дне. Отмечаем, техника вышивки Гуцульщины чрезвычайно сложная, но вышивание составляет любимый вид деятельности женского населения, что подтверждает колоссальное разнообразие верхней одежды Гуцульщины, плотно покрытой ткаными узорами или вышивкой, которые несут не декоративную, а обереговую функцию.
Вышивки рубашек Закарпатской области характеризуются ярким колоритом, который организуется по принципу цветового контраста и отличается богатой вариативностью сочетаний. В системе знаковости геометрических орнаментов данного региона доминируют «ромбы», «квадраты», «кресты», «звезды», строящиеся во фризовые композиции. Технология выполнения сложна и многообразна, с использованием бисера, металлических пластин и нитей разной структуры.
Традиционные украинские особенности вышивания исторически сформировались в региональные черты, обусловленные географическим положением, объясняют оригинальный вид вышивки разных областей Украины. Геометрическая орнаментика имеет древние корни, составляет традиционную основу украинской орнаментальной культуры и является наиболее распространенной, особенно в западных областях Украины, Полесском и Подольском этнорегионах. Главная функция вышивки - сакральная, но также она выполняет обрядовую, социальную, этническую и эстетическую функции. Вышивка - самый распространенный вид народного декоративного искусства, который отражает исторические и культурные процессы, эстетические предпочтения, представления и мировоззрение, а также достойно представляет национальное лицо Украины.
В системе комплексного исследования тенденций развития абстрактной знаковости на примере геометрической орнаментики народного декоративного искусства было установлено, что ее развитие носит исторически глубокий и последовательный характер, обусловленный культурной эволюцией общества и человека. Анализируя образцы музейных коллекций, находим богатую вариативность орнаментальных фигур и мотивов украинской народной вышивки, где главными стилеобразующими элементами являются геометрические формы - «линия», «квадрат», «ромб», «треугольник», «круг», а доминирующим, который приобретает статус
иконографического, - «крест». Истоки данной знаковости наблюдаем в изобразительной культуре древнейшего периода истории Украины, заложившей формотворческую основу для дальнейшего развития всей украинской народной орнаментики и изобразительной культуры в целом.
На основании изучения аутентичных произведений наиболее репрезентативного вида народного декоративного искусства (вышивки) констатируем, что абстрактная знаковость украинской народной художественной культуры имеет доминантные цвета, которые использовались в украинской народной орнаментике, - красный и черный. Красный цвет имеет древнее происхождение, история его применения известна со времен позднего палеолита и транслирует жизнеутверждающую символику. Черный цвет ассоциативно подобен цвету земли, которая для земледельческих культур, испокон веков заселяющих территорию Украины, составляет самое ценное достояние. Сочетание красного и черного цветов приобретает сакральный статус, символизируя неразрывную связь бытия народа и щедрот земли, которая дарит и поддерживает жизнь. Таким образом, отбор цветов и их сопоставление, выкристаллизованные на протяжении веков в народном декоративном искусстве, в сочетании с архаичными формами геометрического характера, составляют определяющие особенности абстрактной знаковости.
Список литературы
1. Захарчук-Чугай Р. В. Народне декоративне мистецтво Украшського Полгсся. Чорнобильщина. Л^в: 1нститут на-родознавства НАН Украши, 2007. 336 с.
2. Кара-Васильева Т. В. 1сторш украшсько! вишивки. К.: Мистецтво, 2008. 464 с.
3. Кара-Васильева Т. В., Заволокша А. О. Украшська народна вишивка. К.: Либщь, 1996. 96 с.
4. Причепш €. Н., Причепш Т. €. Вишивка схщного Подшля. Структура орнаменту та спроба штерпретацн образгв. К.: Родовщ, 2007. 344 с.
5. Садовенко С. М. Украшська народна художня культура в контекста наукового знання: культуролопчш аспекти кон-цептуатзаци // Актуальш проблеми ютори, теори та практики художньо! культури. К.: Мшешум, 2012. С. 101-109.
6. Селiвачов М. Р. Лексикон украшсько! орнаментики (iконографiя, номгнацш, стилiстика, типологш). К.: Редакщя вь сника «АНТ», 2005. 400 с.
7. Шандро М. 1 Гуцульсью вишивки. Клуж-Напока - Критерюн - Чернiвцi: Видавничий дiм «Букрек», 2005. 104 с.
DEVELOPMENT TENDENCIES OF ABSTRACT SIGN-ORIENTEDNESS IN GEOMETRIC ORNAMENTATION OF UKRAINIAN FOLK EMBROIDERY
Dubrivna Antonina Petrovna
Kyiv National University of Technologies and Design, Ukraine antart@ukr.net
The article is devoted to analyzing the development tendencies of sign-orientedness in the ornamentation of Ukrainian folk artistic culture, where the basic style-formative elements are geometric forms, which due to the formal aspect possess abstract nature. The study focuses on the traditional ornaments of Ukrainian folk embroidery. Having analyzed authentic material the author concludes on deep historical and cultural backgrounds for abstract sign-orientedness formation in Ukrainian ornamental culture, discovers the rich variability of ornamental figures and motifs, identifies the dominant colours and their symbolic element.
Key words and phrases: Ukrainian popular artistic culture; folk decorative art; geometric ornamentation; embroidery; abstract sign; colour; form.
УДК 124.5
Философские науки
В статье рассматриваются современная геополитическая ситуация в России, процесс формирования общенациональной идеологии и те задачи, которые в связи с этим поставлены перед каждым гражданином. Автор обосновывает положение о том, что укрепление российской государственности невозможно без патриотизма российских граждан, который и есть социально-психологическая основа формирования современной общенациональной идеологии.
Ключевые слова и фразы: геополитика; идеология; русская идея; общенациональная идеология; либерализм; консерватизм; патриотизм.
Зарубина Елена Васильевна, к. филос. н., доцент
Уральский государственный аграрный университет ethos08@mail. гы
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Обострение геополитической ситуации в современном мире, экономические, социальные, политические и информационные вызовы, кризис финансовой системы поставили перед Россией проблемы укрепления государственности, качественного подъема национальной экономики. Сегодня нам жизненно необходимы социальная стабильность, поступательное развитие страны и устойчивость к внешним влияниям, а также консолидация всех граждан и народов, населяющих нашу страну. Необходима общенациональная программа