конкретная река) рано или поздно исчезнет вследствие изменения состояния надсистемы (изменения климата, рельефа местности...). Больше шансов выжить имеют те системы, которые состоят из модулей-клонов, повторяющих друг друга не только во времени, но и в пространстве. Чем мельче модули, тем лучше. Тем не менее закрепление новой самоорганизующейся системы «на этом свете» с перспективой последующей эволюции - чрезвычайно маловероятное событие.
В реальности, мы знаем только об одном «выжившем» классе самоорганизующихся циклических систем -живых организмах, состоящих из органических молекул (не будем входить в биохимические подробности). Генетика доказывает, что на Земле все живые организмы (от бактерии до человека) имеют общее происхождение. В каком-то локальном районе вселенной в определенный период сложились условия для существования огромного многообразия химических соединений. На их базе сформировалась циклическая самоорганизующаяся система - какая-то молекула (прабабушка всего живого). Она росла и, делясь на части, породила множество себе подобных.
Указанную фазу развития самоорганизующихся систем можно сравнить с игольным ушком или «долиной смерти». Далее вступил в действие механизм эволюции по Дарвину. Пошел процесс усовершенствования, усложнения биологических самоорганизующихся систем. Причем это происходит не в направлении дальнейшего дробления модулей-клонов, а в направлении объединения их в более крупные биологические системы.
Биологическая жизнь «перевернула» на Земле очень многое. Она изменила химический состав почвы и атмосферы (создала экосферу). В результате эволюции живых организмов появились люди. В биологические системы стало вовлекаться все большее количество элементов «неживой природы». Сформировалась цивилизация - сложнейший агломерат самоорганизующихся систем. При этом основной закон: «Доминанта, (мотив, цель) существования самоорганизующейся системы есть само ее существование», определяет функционирование системы в целом и каждой подсистемы.
В собственном популярном изложении вопросы сущности и происхождения жизни лично мне стали понятнее. Возможно, данный ход мыслей окажется полезным и другим неспециалистам.
УДК: 658.512.3
О.И. Ворожейкина, А.С. Бахитова Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова, г. Уральск,
Республика Казахстан Н.Н. Ворожейкин
Кипрский международный университет, Никасия,
Республика Кипр
история возникновения казахской графики, влияние на этнодизайн современных казахстанских сми
Аннотация. Раскрыты аспекты развития казахской графики, исторического стиля и этнодизайна в современном искусстве, в дизайне рекламы, типогра-фике, орнаментальном искусстве, основные факторы визуальной традиционной культуры влияющие на проектирование в графическом дизайн.
Ключевые слова: этнодизайн, казахская графика, орнамент, дизайн рекламы.
O.I. Vorozheikina, A.S. Bakhitova Mahambet Utemisov Wesr Kazakhstan State University, N.N. Vorozheikin Cyprus International University
genesis of THE KAZAKH GRAPHic art and its influence on ethno design in the modern kazakh media
Abstract. The research shows the development of
the Kazakh graphic art and the development of the historic style and ethno design in the modern art, advertisement design, typo-graphics and ornamental art. The main factors of the traditional visual culture influencing graphic design are revealed in the paper.
Keywords: ethno design, Kazakh graphic art, ornament, advertisement design.
Современный рынок представляет собой динамическую систему, требующую от производителей товаров и услуг постоянного изменения и совершенствования продукции. Основным условием развития предприятия, обеспечивающего не просто удерживание занятых позиций, а планомерное движение вперед, является инновационная деятельность. В этом случае для планомерного развития современной индустрии дизайна рекламы и поддержания ее на современном уровне дизайна следует научиться получать качественные и востребованные идеи для инноваций.
В связи с государственной программой «Культурное наследие» [1] необходимо развивать народное искусство, поэтому проведенный анализ современного состояния процессов художественного проектирования развития дизайна рекламы казахстанских СМИ выявил необходимость внедрения в эту отрасль детальной информации об инновационных графических решениях на основе этнических мотивов для создания более эффективной и мобильной системы проектирования в русле национальных традиций.
Актуальным является проведение всестороннего анализа инновационных решений дизайна графики для совершенствования отечественной методики проектирования объектов визуальной рекламы и СМИ и повышения конкурентоспособности современного производства. Не развивая графику, невозможно развить современный дизайн в целом. О глобальной важности рисунка Микеланджело Буонаротти сказал так: «Рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки» [2].
Графический рисунок как средство общения появился задолго до создания письменности. Рассматривая историю развития графических изображений, следует обратиться к истокам — первобытным рисункам и древним пиктограммам. Именно там берет свое начало и формируется графический язык, основой которого являются способы изображений (вавилонский чертеж на глиняной табличке - за 2500 лет до н.э.). «Графические изображения появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Судя по тем их них, которые дошли до нашего времени, они были тесно связаны с производством, ремеслом. Основная цель графических изображений заключалась в попытке наглядно отобразить ту или иную техническую идею» [3].
Вклад в исследования в области теории и практики графики, ее влияния на развитие пластической анатомии, инженерного дела, дизайна и материальной культуры внесли работы Леонардо да Винчи, Георга Агриколы, Рафаэля, Микеланджело, Фрезье. Неоценимую роль в практическом применении графики в индустрии и производстве, в разработке внешней эстетичной формы, сложении инженерной конструкции сырали такие изобретатели, как И.П. Кулибин, М.В. Носов, И.Ф. Маслов.
Теорию графических изображений в XIX веке развивали такие ученые России, как Я.А. Севастьянова, Н.И. Макарова, В.И. Курдюмова, Е.С. Федорова, в начале XX века - развивали Н.П. Дуров, В. Бооль, А. Маккаев, И.М. Холмогорова, Н.К. Пафнутьева.
Роль рисунка в развитии графики рассмотрена в работах Джованни Чиварди, Н.П Ли, ГВ. Беды, Н.Н. Ростовцева, Н.Н. Анисимова, С.В. Тихонова, Баммеса Г, О.Г Максимова, С.Е. Беляева, Е.А. Розанова.
Графическое искусство получило развитие в творчестве И. Репина, Н. Куприянова, В. Стекольщикова, В. Лебедева, В. Ван Гога, Ж. Сёра, А. Броувера, В. Янкилевского, В. Косорукова и пр.
Графика - самый древний вид изобразительного искусства, существующий и по сей день. Первые графические работы появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества, когда древний человек выцарапывал изображения на камнях и стенах пещер, на костянных пластинах. Изображения на каменной основе, высеченные или нарисованные, называются наскальные рисунки, или петроглифы. По своему смыслу они могут иметь совершенно разную тематику. Это ритуальные, религиозные, мемориальные, знаковые изображения. Петроглифами называют все изображения, которые дошли до нас со времён палеолита (древнекаменный век - около 2,5 млн лет назад). Это и пещерные рисунки первобытных людей, и более поздние, средневековые на специально отведённых камнях.
Наскальные рисунки находят по всему миру: Казахстан, Карелия, Испания, Франция, Сибирь, Италия, Англия, Германия, Алжир, Сахара.
Петроглифы Казахстана - великолепные памятники первобытного и средневекового искусства. Специфика казахстанского рельефа, особенности пород камня, слагающего горные массивы, обусловили широкое распространение петроглифов. На большей части территории Казахстана сохранилось множество памятников благодаря отсутствию техногенного воздействия.
Здесь существует знаменитый на весь мир археологический комплекс Танбалы. В 2004 году он вошел в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Тамгалы - памятник, который находится в 170 км к северо-западу от Алматы в горах Аныракай, где расположены наскальные рисунки. Здесь можно встретить около 5000 петроглифов, которые таят в себе загадки прошлого. В основном это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся - длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI-IV тысячелетиями до н.э. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту. Интересны и изображенные на камнях образы всадников, танцующие фигуры человечков, видимо, исполняющих какой-то ритуальный танец. Солнцеголовые антропоморфные существа занимают особое место в комплексе петроглифов Тамгалы. В Танбалы есть так называемая 118-я плоскость, длина которой - шесть метров, высота - четыре метра. В плоскости нанесены разные по своей композиции рисунки: шестиголовые существа с туловищем человека. Это петроглифы с описанием образов шести сыновей Огыз кагана. Первого сына Огыз кагана звали Солнце - на первом петроглифе изображен человек, над головой которого восходят лучи солнца. Следовательно, это рисунок сына Огыза Солнца. На втором петроглифе изображен человек, голова которого соответствует рисунку полной луны, следовательно, на данном петро-
глифе изображен второй сын Огыза Луна. На третьем петроглифе на голове человека изображены маленькие звезды, следовательно, третий сын Огыза Звезда. На четвертом петроглифе изображен человек, голова которого соответствует символу неба, соответственно, этот рисунок четвертого сына Огыза Неба. Голова пятого человека на петроглифе круглая, что означает понятие «высокий», на данном петроглифе изображен сын Огыза Гора. На шестом петроглифе изображен человек, голова которого под наклоном напоминает море, на рисунке изображен шестой сын Огыза Море. Ниже этих рисунков можно увидеть изображения 12 танцующих людей, а легенда гласит, что Огыз каган разделил территорию на 12 аймаков, в Танбалы танцуют 12 джигитов, возможно, олицетворяющих эти аймаки.
В Танбалы есть рунические надписи. Известно, что рунические алфавиты имеют отношение к предкам казахского народа, об этом свидетельствуют Орхонские памятники. Композиция петроглифов Танбалы уникальна, и аналогов нет в мире. Расположен комплекс недалеко от села Карабастау Жамбылского района Алматинской области. В 2003 году на этом месте создан Государственный музей под открытым небом.
Известные центры древнего изобразительного наскального творчества Казахстана находятся в Семиречье. Одно из крупнейших скоплений петроглифов в Казахстане - древние наскальные изображения в хребте Ешкиольмес. Здесь находится более 10 тысяч изображений. Чаще всего они представлены фигурами животных, реже сценами охоты. Ешкиольмес имеет двадцать два ущелья, в каждом из которых большое количество разнообразных рисунков.
Первые сведения о петроглифах были собраны Чоканом Валихановым. Он исследовал и срисовывал изображения в горах Чулактау, буддийских святых - в урочище Тамгалы - Тас на реке Или и надписи к ним [4].
Тамга - родовой знак у тюркских и некоторых других народов, относится к древним графемам. Наиболее распространена тамга у кочевых тюркских племен, в частности у казахов, киргизов, татар, ногайцев. Происхождение тамги древнее, она была у скифов, гуннов, сарматов. Слово «тамга» тюркского происхождения и имеет несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». Научное изучение тамг и тамгообразных знаков ведется уже более двух веков. В качестве прототипов тамг, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, предметы быта, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие еще к родоплеменным отношениям. Поэтому графемы многих (особенно несложных) знаков могли одновременно или последовательно использоваться сразу в нескольких территориально, культурно и хронологически не связанных социумах.
Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, зна-ковость, семантическую функцию. Разнообразие форм казахского орнамента вызвано тем, что он развился из родовых тамг или из счетных знаков, появившихся в связи с привычкой охотника вести подсчет убитых им животных. Ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.
Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н.э.). Основанный на неизобразительной символике орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник -горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т.д. [5].
В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем он перестал нести какой-то важный смысл, и его использовали просто для украшения. Отличительной чертой казахских орнаментальных композиций является то, что в них есть зеркальная симметрия рисунка орнамента и фона, которые повторяют друг друга. Здесь издревле преобладали мотивы животноводства, охоты и кочевья. Особенностью национального орнамента является преобладание элементов рогообразных рисунков, особенно бараньих рогов. Орнаментальные мотивы делятся на группы: геометрические, космогонические, растительные, зооморфные. Более адекватной для казахского орнамента представляется классификация английского ученого А. Хеддона, который делил орнаменты на физиоморфные и биоморфные. Эти мотивы можно назвать неорганическими и органическими. К ним можно еще добавить смешанный тип. Специальной работой, целиком посвященной казахскому орнаменту, стал труд С.М. Дудина, вышедший в 1925 году. Не указывая конкретного времени становления казахской орнаментики, он считал, что она как никакая другая сохранила в своем составе в неизменном виде многие древнейшие мотивы, несмотря поздние заимствования, отличал «тонкий вкус и умение, декоративное чутье и чувство меры», присущее казахским мастерам.
С.М. Дудин выделяет четыре особенности казахской орнаментики, которые являются основополагающими и придающими ей своеобразие. Первые две отмеченные им - равенство фона и узора, а также раз-нозначность мотивов как узора, так и фона - действительно весьма примечательные свойства казахской орнаментики. Две другие особенности, отмеченные им также с точки зрения формального анализа - это ограниченность цветовой гаммы орнамента и наличие верха и низа в орнаментальных композициях [6].
Казахская графика широко использовала и в произведениях искусства и прикладных целях орнаментальные композиции на основе традиций.
Как самостоятельный вид изобразительного искусства казахская современная графика получила признание в 30-е годы, связанное с именами русских художников Р.В. Велинановой, В.И. Антощенко-Оленева, Н.Г. Хлудова. В мастерской Н.Г Хлудова учился Абылхан Кастеев, первый художник-казах, автор акварелей, графических рисунков и живописных полотен, посвященных быту, традициям и современности казахского народа. Казахстанская графика развивается на протяжении 1960-80-х годов. Этот период в истории изобразительного искусства Республики Казахстан является этапом достижений, связанных с именами таких графиков, как А. Кастеев, Е. Сидоркин, М. Кисамединов, Т. Ордабеков. Казахстанская графика несет в себе и черты становления, и противоречия, проблем, порожденных сложностями становления и роста национального
самосознания, миропонимания и самоутверждения.
Казахстанская графика отличается самобытным освоением многонациональной художественной культуры, новым сознанием принципов реализма, поисками самобытного стиля, учитывающего многообразие современного искусства, и индивидуальными поисками отдельных мастеров. Кочевой образ жизни казахов не позволял иметь письменные словесные источники. Символ, орнамент и графический знак (тамга) имели большую информационную значимость, это способствовало развитию графического искусства и каллиграфии. Расположение Казахстана на Великом шелковом пути, соединяющем Запад и Восток, диктовало своеобразие развития графического искусства и художественной культуры. В современном искусстве особенно характерно это проявилось в типографике и орнаментальном искусстве.
В начале XX века исторический стиль, заявивший о себе в странах Европы во второй половине XIX века, оказывается вытесненным новыми авангардными тенденциями в искусстве и дизайне. Общеевропейский стиль модерн и исторический, конкурируя, сосуществовали какое-то время параллельно. Для этих двух стилей характерно использование орнаментального репертуара, построенного, однако, на разных принципах.
Эпоха постмодернизма к середине XX века повсеместно ознаменовала собою отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям. Новую силу обретает декорирование пространства, для чего привлекается и орнаментальный репертуар. Деконструктивистские тенденции начали вписывать орнаментальные композиции в геометрические поля коллажа как напоминание, например, о существовавших больших, или этнографических стилях.
Заметный импульс для возрождения национальной идентичности в искусстве дало течение этнофуту-ризма, возникшее в Эстонии в 1980-х годах.
Одной из тенденций современного постмодернистского общества является обращение к культурно-историческим истокам. Дизайн, созданный на основе этнокультурных мотивов, - мировой тренд. Сегодня исторически знаковые узоры и орнаменты украшают наряды от именитых модельеров, предметы интерьера, мебель, объекты интерьерной и наружной рекламы. Помимо модных тенденций есть и объективные причины, по которым этнокультурные мотивы актуальны для современного дизайна. Это обозначение экологической безопасности продуктов питания; необходимость подчеркнуть традиционную технологию производства; присутствие своеобразного этнического маркера для промышленных товаров, несущих на себе отпечаток национального своеобразия; дизайн-обеспечение продукции, связанной с национальной культурой; рекламно-информационное сопровождение внутреннего и международного туристического бизнеса; оформление национальных культурно-массовых мероприятий; создания имиджа для представления Казахстана на международной арене (выставочные, спортивные, экономические, политические, культурные мероприятия).
В трудах ВНИИТЭ проводились исследовательские работы в области изучения особенностей народной культуры, ремесла, орнамента и их современной интерпретации в различных областях дизайна. Большой вклад в эти разработки внесли Н.В. Воронов, С.О. Хан-Магомедов. Некоторые аспекты данной проблематики присутствуют в теоретических исследованиях Е.В. Жердева и А.А. Грашина.
Теоретической основой использования дизай-
на в СМИ послужили научные труды В.В. Волкова, С.И. Серова, А.П. Киселева, В. Скоробогатько.
Важную роль для осмысления этнокультурного образования в контексте современных социокультурных процессов сыграли труды Т.Г. Киселёвой, А.Д. Жаркова, А.С. Каргина, Ю.А. Стрельцова и др. Концептуальные и научно-методические основы этнокультурного образования представлены в трудах Т.И. Баклановой. Наше внимание привлекли также труды Н. Джандильдина, М.М. Сужикова, В.А. Тишкова по национальной культуре; по общим проблемам национально-ориентированного образования К.Е. Кушербаева,
A.Н. Нысанбаева, М.С. Хасанова, М.Е. Ержанова, по специфике художественного этнообразования -
B.С. Кузина, Т.Я. Шпикаловой, О.И.Ворожейкиной.
Актуальность нашей работы связана с необходимостью изучения особенностей графического этнодизай-на в современных казахстанских средствах массовой информации, влияющего на аспекты подсознательного восприятия объекта проектирования, потребительские свойства, узнаваемость, эстетическую ценность.
Объектом нашего исследования является этно-дизайн современных казахстанских СМИ (на примере наружной и интерьерной рекламы), изменяющий свою форму, содержание и особенности оформления в соответствии с потребностями целевой аудитории и рекламной концепцией.
Предметом исследования является изучение отличительных особенностей этнодизайна современных казахстанских СМИ (на примере наружной и интерьер-ной рекламы).
Цель нашей работы заключается в выделении особенностей этнодизайна современных казахстанских СМИ (на примере наружной и интерьерной рекламы).
В ходе исследования нами рассматривались исторические особенности развития традиционной культуры Казахстана, символического восприятия пространства, материальных объектов, информация, связанная с национальным мирровозрением; дана характеристика этнодизайна и краткий анализ его развития; выявлены аспекты процесса разработки этнодизайна казахстанских СМИ (на примерах наружной и интерьерной рекламы); рассмотрены особенности этнодизайна наружной и интерьерной рекламы; произведен анализ аналогов этнодизайна казахстанских СМИ (на примере наружной и интерьерной рекламы); анализ композиционной организации и принципов построения наружной и интерьерной рекламы как объектов этнодизайна; выделены особенности художественного языка этнодизайна в графическом дизайне, приемы и факторы проектирования в русле этнодизайна наружной и интерьерной рекламы; организован художественно-творческий эксперимент по разработке и внедрению авторской концепции наружной и интерьерной рекламы в русле этнодизайна.
Для более чем 70 организаций города Уральска и области были разработаны проекты в стилистике традиционной культуры народов региона и изготовлены в материале наружная и интерьерная реклама - банне-ры, вывески, информационные, рекламные, тематические стенды, знаки визуальной коммуникации и пр., выполнены проекты по комплексному дизайну кабинетов национальных культурных центров Ассамблеи народов Казахстана в Доме дружбы г. Уральска.
Помимо этого в ходе исследования была разработана и обоснована методическая система изучения культурного наследия региона, отражающая экологизацию дизайнерского образования в русле региональной культуры; раскрыты методические условия изучения
культурного наследия в учебных курсах специальности «Дизайн» специализации «Графический дизайн» и в рамках предпрофильного курса для учащихся 8-11 классов; экспериментально проверена эффективность разработанной методики изучения культурного наследия.
Список литературы
1 Государственная программа «Культурное наследие». URL: http://www.madenimura.kz/ru/government-program-madenimura/programs-madenimura/ (дата обращения: 21.09.2014).
2 Микеланджело и его время / под ред.
Е. И. Ротенберга, Н. М. Чегодаевой. М. : Искусство, 1978. 272 с.
3 Борисов Д. М. Черчение с основами начертательной геометрии : пособие для учащихся педучилищ.
М. : Просвещение, 1978. 200 с.
4 Ауэззов М. М. Кочевники. Эстетика: познание мира традиционным казахским искусством. Алматы : Гылым, 1993. 262 с
5 Ауэзов М. М. Шелковый путь как магистраль геоинформации: дух, опыт, традиции и современность // Библиотековедение. Библиография. Книговедение : сб. ст. Вып. 19. «Книга и Великий шелковый путь» : материалы междунар. конф. Шымкент, 14-16 ноября 2007 г. Алматы, 2008. С. 13.
6 Маргулан А. Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата, 1994. Т.1-4; Кажгали У. А., Ою и ой. Алматы, 2004.
7 Акатай, С. Древние культы и традиционная культура казахского народа. Алматы, 2001.
8 Кажгали У. А. Органон орнамента. Алматы, 2003.
9 Алибек Кажгали-улы «Ой Ою», 2004.
10 Алибек Кажгали-улы Органон орнамента. Алматы, 2003.
11 Аюпов А., Кадырбаев М. Сокровище древнего Казахстана. Алма-ата, 1986.
УДК 177
Ю.Н. Данилова
Курганский государственный университет
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВИНЫ И СТЫДА В АРХАИЧНЫХ И ДРЕВНИХ КУЛЬТУРАХ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема возникновения вины и стыда в архаичных и древних культурах на основе исследований в культурной антропологии.
Ключевые слова: вина, стыд, совесть, тотемизм, табу, культ.
Yu.N. Danilova Kurgan State University
appearing of guilt and shame in the archaic and ancient cultures
Abstract. The article deals with a problem of appearing guilt and shame in the archaic and ancient cultures on the ground of investigations in the cultural anthropology.
Keywords: guilt, shame, conscience, totemism, taboo, cult.
Вопрос о генезисе вины и стыда относится к числу малоисследованных в философии и этике. По нашему мнению, исходными при рассмотрении данного вопроса могут быть две идеи. Согласно первой, высказанной Ф.А. Хайеком, «в примитивном обществе вряд ли в меньшей степени, чем в животных сообществах, структура социальной жизни определяется правилами поведения, которые проявляют себя только в фактическом соблюдении. .Несмотря на то, что в истории, безусловно, не было такого периода, когда человек жил, не имея законов, которым он подчинялся, но на протяжении сотен тысяч лет он жил без законов, которые он «знал» - в том смысле, что был способен их сформулировать» [1, 61-62]. Различие между нормой как значимым должным и нормой в действии было обосновано историко-философски и гносеологически в исследованиях Е.В. Поповой [2].
Вторая идея в дореволюционных теориях права была высказана русскими правоведами Н.М. Коркуновым и Г.Ф. Шершеневичем, а в советское время историком А.И. Першицем, который писал: «.Учитывая синкретность... основных правил пове-д е н и я в п е р в о б ы т н о м о б щес_т в е , б о_л е е у_д а ч н ы м п р е_д-