Научная статья на тему 'Актуальность правосознания в современном плюралистичном мире'

Актуальность правосознания в современном плюралистичном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
581
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА / ЦЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL EDUCATION / PROFESSIONAL ETHICS OF THE LAWYER / VALUES / HUMAN DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Огородников Александр Юрьевич

В работе развертывается глубинное осмысление онтологии правосознания, раскрываются ключевые критерии развитого правосознания у юриста, определяются барьеры развития правосознания юриста в современном мире, связанные прежде всего с плюрализмом правовых интерпретаций, релятивизмом этических принципов, упрощенным восприятием и оценкой социальных отношений и др. Определяются условия не только формирования, но и актуализации правосознания в практике юриста, необходимые для этого образовательные методы. Материал статьи актуален для образовательных учреждений юридической направленности, стремящихся к использованию в образовательных практиках фундаментальных социально-философских принципов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELEVANCE OF SENSE OF JUSTICE IN THE MODERN PLURALIST WORLD

The work is a deep comprehension of the ontology of legal conscience, reveals the key criteria of the developed sense of justice of lawyer, identifies barriers to the development of legal conscience of a lawyer in the modern world, concerned primarily with the pluralism of legal interpretations, with relativism of ethical principles, with the simplified perception and evaluation of social relations. The article defines the conditions of not only the formation but also the actualization of legal conscience in a lawyer’s practice, the necessary educational methods for this process. The material of the article is relevant for educational institutions of law orientation that seeks to use in educational practices the fundamental social and philosophical principles.

Текст научной работы на тему «Актуальность правосознания в современном плюралистичном мире»

48

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

"Т^ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

■HV имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Александр Юрьевич ОГОРОДНИКОВ,

кандидат философских наук, доцент кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЛЮРАЛИСТИЧНОМ МИРЕ

В работе развертывается глубинное осмысление онтологии правосознания, раскрываются ключевые критерии развитого правосознания у юриста, определяются барьеры развития правосознания юриста в современном мире, связанные прежде всего с плюрализмом правовых интерпретаций, релятивизмом этических принципов, упрощенным восприятием и оценкой социальных отношений и др. Определяются условия не только формирования, но и актуализации правосознания в практике юриста, необходимые для этого образовательные методы. Материал статьи актуален для образовательных учреждений юридической направленности, стремящихся к использованию в образовательных практиках фундаментальных социально-философских принципов. Ключевые слова: правосознание, юридическое образование, профессиональная этика юриста, ценности, развитие личности.

OGORODNIKO V A.,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophical and Social and Economic Disciplines, Kutafin State Law University (MSAL)

RELEVANCE OF SENSE OFJUSTICE IN THE MODERN PLURALIST WORLD

The work is a deep comprehension of the ontology of legal conscience, reveals the key criteria of the developed sense of justice of lawyer, identifies barriers to the development of legal conscience of a lawyer in the modern world, concerned primarily with the pluralism of legal interpretations, with relativism of ethical principles, with the simplified perception and evaluation of social relations. The article defines the conditions of not only the formation but also the actualization of legal conscience in a lawyer's practice, the necessary educational methods for this process. The material of the article is relevant for educational institutions of law orientation that seeks to use in educational practices the fundamental social and philosophical principles. Keywords: legal consciousness, legal education, professional ethics of the lawyer, values, human development.

B'

т

! современном плюралистичном мире возрастает потребность в становлении .целостного философского мышления, философской картины мира и разви-© А. Ю. Огородников, 2016 тия у юриста правосознания, профессиональных мотиваций, ориентаций на

имени О.Е. Кутафина(МПОА)

принципы справедливости, нравственности, законности, независимости, формировании чувства долга, личностного достоинства, добросовестности. Множественность трактовок сущности права, релятивизм ценностей и размытость в понимании природы человека разрывают связь права и справедливости, единой для всего общества, основанной на абсолютных ценностях. Разрыв этой связи обессмысливает защиту человеческого достоинства, лишает глубинного содержания юридическую профессию. В результате возникает острая потребность в обществе и у личности, стремящейся к развитию, в восстановлении целостного мышления, обретении фундаментальных основ профессиональной деятельности. Реализации данной потребности способствует философское мышление, освоение философской методологии, философской картины мира, в частности этики, которая раскрывает возможности реализации человеческой сущности в практической деятельности.

Философское учение определяет и формирует такое состояние человеческого сознания, которое интегрирует мышление, чувства и волю. Тем самым человек выходит за рамки суеты и повседневной неопределенности, способен охватить мир в его целостности и гармоничности. Объединение стремлений к пониманию, проживанию, сближению должного и сущего создают духовную цельность личности, развивают в ней ту жизненную мощь и ту безусловную ценность, которые ведут к устойчивому и глубинному правосознанию, основанному на двух убеждениях: последним назначением человеческой жизни вообще и способом бытия, присущим человеку как таковому. Реализуя эти убеждения, юрист ставит перед собой проблему объективно лучшего порядка человеческой жизни, т.е. права, лучшего по содержанию, и государства, лучшего по форме. Переживая мыслью, чувством и волей эту цель и этот лучший порядок жизни, юрист усваивает предметное содержание нормального правосознания и вырабатывает в своем сознании способность объективно трактовать правовые нормы. Понимая законы развития, оперируя абстрактными категориями, анализируя сущность явлений и процессов, юрист приближается к осмыслению и переживанию родовой человеческой сущности, ее ценности и величию.

Правосознание юриста — сложное, многомерное состояние его личности, развитие которого требует развития всей полноты духовных качеств в их целостности. Философское мышление способствует синтезу личностных духовных качеств в единый законотворческий или правоприменительный процесс, преодолевая его бюрократичность и утверждая справедливость. Юрист со здоровым правосознанием стремится, прежде всего, отодвинуть в сторону свой личный интерес и понять смысл закона таким, каким он образовался в мысли и воле самого законодателя. Он стремится уловить и усвоить ту цель закона, которую законодатель имел в виду: для Ш

чего этот закон был создан и установлен? Как и чем должна была быть достигнута А

эта творческая цель и т.д. □

Ответы на эти вопросы основаны на представлении юриста о подлинной цели социальной справедливости, которая может быть постигнута на основе методологии многоступенчатого перехода от абстрактного к конкретному. Сохранить единство оснований, логическую последовательность суждений позволяет развитое философское мышление. Переход от абстрактных идей «верного» социального порядка к живым социальным отношениям воплощается в творческий акт одухотворения правоотношений. В законе пробуждается застывшая в нем справедливость.

П

* к

§ к

НАУКИ Ъ

™™ ig t i Ul/tlS

50 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина (МГЮА)

Нормативный порядок, как компонент социентальной системы, обладает высокой степенью абстракции по отношению к социальной реальности, включает в себя множество позиций и трактовок. Соотнесение модели и реальности зависит от субъективных свойств личности, ее способности встроить свое понимание нормы, оценку ситуации в универсальное представление о социальном порядке, инвариантные по отношению к множественности мнений. Ключевую роль в этом процессе играет умение соотнести свою позицию с принципами социального устройства, наиболее общими законами функционирования и развития личности и общества, что становится особенно важно в современную эпоху, когда само понятие «должного» вызывает скепсис. Такого рода знания шире, чем предмет любой из специальных юридических или обществоведческих дисциплин. Философская картина, напротив, исходит из наиболее общих законов, интегрирующих фрагменты реальности в единую макромодель. Философия дает юристу знание общества как явления жизни, его институтов, так и знание современных юристу социально-экономических особенностей общества, его слоев и групп, частного клиента в их взаимосвязи с тенденциями развития всего общества. Философская методология и философское мышление расширяет возможности человека, проектирования социальной реальности, расширяет диапазон используемых ресурсов, повышает адаптацию к правилам и условиям. Такое мышление способствует осознанию общезначимого смысла своих действий юристом, развивает способность определения важности и справедливости своих решений, участия в их основной деятельности органов государственной власти, общественных и профессиональных организациях.

Для реализации функций права во всем многообразии форм социальных отношений требуется освоение юристом методологии соотнесения общего, частного и единичного, основанной на принципах справедливости и законности. Однако эти принципы соотнести с конкретной социальной реальностью невозможно без их проживания, без особого духовного состояния личности, в котором преодолевается опора на субъективный взгляд и интерес, а каждое явление жизни соотносится с всеобщим объективно значимым. Таким образом, объективная трактовка права и беспристрастное отношение к закону недоступны личности, жизненная позиция которой основана на скептической формуле Пилата «что есть истина?». Рассмотрим часто ускользающую связь духовного состояния личности, которое соответствовало бы роли юриста, и осмысления сущности права как вида социальных норм.

Социальная норма, представляя «типическое» во многих возможных различных случаях, не превращается в одинаковый императив в различных ситуациях, она не учитывает каждый отдельный случай в его неповторимом своеобразии, тем самым уравнивая все подобные случаи, т.е. рассматривает их так, как если бы они были одинаковы, тогда как на самом деле они различны. В современном мире это особенно ярко раскрывается в спорах об основаниях права, тенденциях его развития. И действительно, может сложиться впечатление, что нет в праве ничего абсолютного, а значит, незачем стремиться к должному, к развитию отношений и общества. Есть лишь бесконечный процесс адаптации. Аналогичную мысль высказывал знаменитый мыслитель XX века К. Поппер. Поскольку для каждого случая социального взаимодействия невозможно создать особую правовую норму, приспособленную именно к этой ситуации во всех ее особенностях и деталях, то правовые нормы синтезируют бесконечное множество единично равнозначных явлений. Но мыслитель все же ошибался. Формальное уравнивание через нивелирование частного

имени O.E. Кутафина(МПОА)

в социальном взаимодействии создает опасность отвлеченности правовых норм, рассматривающих всю жизнь как бы с высоты птичьего полета и все уравнивающими. В этом случае удаленность от частного и уход в «типическое» ведет к обессмысливанию справедливости, как уравнивания в возможностях неравных по существу людей: «справедливая норма не может возлагать одинаковые обязанности на ребенка и на взрослого, на бедного и на богатого, на женщину и на мужчину, на больного и на здорового; ее требования должны быть соразмерны личным силам, способностям и имущественному положению людей: кому больше дано, с того больше и взыщется»1. Поэтому принцип справедливости требует анализа соразмерности требований нормы действительным свойствам и деяниям людей. Как верно отметил В. М. Артемов, на первый план здесь выходит также принцип общезначимости. «Правовое сознание и соответствующие отношения между людьми как гражданами во многом определяются их представлениями о том, что действительно значимо, к чему следует стремиться»2. Механизмом соотнесения справедливости и конкретного действия является выстраивание иерархии социальных приоритетов, в которой системообразующим признаком будет абсолютная социальная цель, т.е. цель, не сводимая к частным интересам, но при этом непротиворечащая благополучию и развитию каждой личности. Но такой механизм понять и тем более реализовать на практике может человек, обладающий развитым философским, целостным мыш-лением,способный операционализировать этическое учение.

Одной из важнейших функций права является защита духовного достоинства личности, т.е. защита тех свойств, которые делают человека человеком, и сохранение условий, способствующих развитию этих свойств. «Юридическая форма» в отношениях имеет не только низшее значение «полезности», «прочности», «определенности» и «видимости», но она прежде всего исполнена высшего смысла: она предполагает в человеке духовное достоинство, волю к цели права и способность к автономному самоопределению; она ставит личное правосознание пред лицом объективного блага и заставляет человека определить свое поведение, связать себя на основах самоутверждения и самоограничения»3. Признание и осмысление обязанностей, ответственности, полномочий другого предполагает признание и утверждение его правоспособности как духовного свойства личности, способной к самоутверждению и достоинству. Без знания философской антропологии невозможно осмыслить, в чем заключается достоинство человека, его ценность, уникальность родовых свойств в их целостности.

В повседневной деятельности в практике юристов нравственные принципы отходят на второй план, забываются или подменяются прагматизмом. Философия напоминает о них, как об основе деятельности. Например, И. Кант перевел рели- Ш

гиозное положение: относись к другому так, как ты желал бы, чтобы относились к А

тебе, — в этическое измерение, универсальный нравственный закон организации □

общественной жизни: поступай согласно такой максиме, которая могла бы стать ^

всеобщим законом. Но во всей полноте сущность нравственности может быть по- ^

1 Ильин И. А. Собрание сочинений. Т. 4. М. : Русская книга, 1994. С. 78. ^

2 Артемов В. М. Проблема соотношения нравственности и права в контексте ценностного измерения истины // Lex Russica. 2009. № 4. С. 815—823.

3 Ильин И. А. Собрание сочинений. Т. 4. С. 361. 4/2016

п

* к

§ к

НАУКИ Ъ

™™ ig t i Ul/tlS

52 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина (МГЮА)

нята только религиозным человеком, проживающим духовные состояния, принизывающие все мироздание. Только развитое духовное чувство может понять принцип «полюби ближнего своего как самого себя». И. Кант перевел религиозное положение на светский язык (максимы Канта). В. Соловьев обосновал положение о естественности добра и отсутствии абсолютного зла, вытекающее из самой природы живого. А. Швейцер развил это учение, распространив его на все живое.

Нравственные устои и нравственный порядок образуют интегральные представления, субъективно упорядочивающие социальное пространство, определяют осмысление и конструирование социальной реальности. Этим нравственные нормы, наряду с правовыми, обеспечивают интеграцию всего многообразия институциональных процессов, тем самым создавая баланс плюралистичности трактовок социальных ситуаций и основных ценностей человеческой жизни. Но если правовые нормы по отношению к личности являются внешней идеей, обобщенной моделью, кристаллизирующей условия совместного существования и взаимодействия, то нравственные нормы исходят из имманентного чувства духовного совершенствования. Поэтому социальные столкновения, усиливая чувство онтологической безопасности, заставляют человека искать опоры не только во внешнем укладе, регламентированном правовыми нормами, но и внутренних представлениях о должном, оправдывающие духовные переживания личности, кристаллизованные в нравственных представлениях.

Поэтому объективное осмысление условий единства индивидов, закрепленных в праве, требует поиска причин подчинения или неподчинения надличностной воли, действующей на агентов социальных отношений. Только поняв механизм перехода нравственного, духовно свободного сознания в состояние подчинения внешне объективному бытию конкретной плюралистичной и неустойчивой социальной среды, можно выявить глубинные, подлинные мотивы социального действия, прогнозировать дальнейшие действия, понять возможности изменения намерений, социальных установок. Но для этого сам юрист должен обладать острым чувством правды, нравственного уклада, основанного на осмыслении всеединства духовной сущности людей. Осмысление характера, механизмов и условий духовного всеединства является одной из важнейших задач философии права. Решение этой задачи позволяет раскрыть основы справедливости, как меры соответствия «абсолютной Правды, укорененной в глубинах человеческого духа и свободно — внутренне питающей его»4 и объективных норм права, устанавливающих должное общественное единство.

Субъективные условия осмысления права в контексте актуализации высших культурных ценностей включают в себя три сферы: собственное достоинство, раскрытие естественного правосознания и чувство «правовой взаимности», творческое осмысление правовых норм, основанное на чувстве справедливости. Внешние условия осмысления духовной сущности права включают формирование ориентации на всеобщее, преодоление релятивизма ценностей, конструирование образов социального совершенствования.

Итак, развитие правосознания у будущих юристов определяет понимание ими тех системообразующих ценностей, которые лежат как в основе культуры, общественного существования на определенном этапе, так и создают общий вектор раз-

Соловьев В. С. Оправдание добра. М. : Республика, 1996. С. 89—90.

4

имени О.Е. Кутафина(МПОА)

вития личности, способной наиболее полно включаться в общественные процессы, не расшатывая социальную систему, а способствуя ее устойчивому и целостному развитию. Вместе с этим, благодаря целостному и системному восприятию мира, общества, человека, усваивается представление о роли права, как инструменте, поддерживающим условия воспроизводства наиболее значимых для общества ценностей, тем самым поддерживая доступный для общества справедливый порядок. У таких юристов развивается представление о своей значимости, важности их вклада в поддержание социального строя и развития общества, о возможностях самореализации и самоутверждения, которые создают мотивацию на ответственную и эффективную деятельность. Их мировоззрение и вектор саморазвития уже невозможно отклонить множеством релятивистских идей о плюралистической справедливости, атомистической морали и индивидуалистических ценностях.

Конкретизируя сказанное, выделим следующие критерии развитой личности с развитым правосознанием:

1. Развитое чувство естественного права и объективной необходимости закрепленных в праве отношений. Переживание естественного права во внешнем отношении человека к человеку как единая и объективная правота.

2. Четкость в понимании предмета права, ясное представление модели социальных отношений, закрепленных в правовых нормах: независимость духовной жизни, сознания, право бытия и право свободы, право самостоятельно обращаться к истине, искать, находить, «исповедовать и осуществлять узренное и предпочтенное совершенство» .

3. Наличие абсолютных объективных ценностей, устойчивых смыслов и идеалов.

4. Понимание объективного содержания права, безотносительность права, непоколебимая уверенность в том, что право и закон имеют свое определенное содержание.

5. Стремление к развитию правоотношений установленными методами: желание бороться за новые, лучшие законы и за новый порядок жизни, пребывая в лояльности по отношению к действующим законам.

6. Добровольное самообязывание, право как помощь, а не диктат.

7. Развитие духовной воли и духовной интуиции.

8. Приоритет государственного мышления над индивидуальным.

9. Чувство духовного достоинства.

Достижение этих критериев приводит к цели воспитательного процесса средствами философского анализа: целостного восприятия мира, становления развитого правосознания у юриста, способность в сложных, конфликтных ситуациях четко разграничить субъективно-эгоистические представления и объективную необходимость. Представления о плюрализме равнозначных идей, релятивизме ценностей и «эгоистической исключительности и, следовательно, противоборства другим деятелям»5 сменяется уверенностью в важности своей роли во всеобщих интеграционных процессах, объективной, сформированной обществом и усвоенной культурным потенциалом значимостью личности, актуализируемой в профессии юриста. В результате эгоистическое начало встраивается в социальный процесс, подчиняясь законам его функционирования и развития.

Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М. : Госполитиздат, 1991. С. 281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.