ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Исаева*
ПОДГОТОВКА ЮРИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация. Предметом исследования выступают процессы подготовки выпускников юридических вузов и факультетов в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, нацеленных на формирование личности, новые методы диагностики профессиональных юристов и новые приемы формирования высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции, ориентированные не только на профессиональную компетентность, но и на достижение такого правового качества, как правовая идентичность, обеспечивающего отношение к праву как ценности, способной изменить и внутренний мир человека, и его правовое поведение. Работа основана на методологии социальной антропологии, позволяющей выделить в субъекте и социальность, и индивидуальность, а также междисциплинарном методе, направленном на использование достижений общественных и гуманитарных наук наравне с юриспруденцией. В научный оборот вводится категория правовой идентичности. Концепт правовой идентичности на основе выявленных недостатков в сфере профессиональных юристов позволяет предложить новые подходы в преподавании правовых дисциплин, уточнить техники диагностирования профессиональной пригодности, выявить необходимость внесения изменений в символические формы (присяги), опосредующие включение в юридическое сообщество. При этом достижение правовой идентичности рассматривается в качестве необходимой предпосылки и изменения качества профессиональных юристов, и повышения доверия к правоохранительной системе и правопорядку в целом.
Ключевые слова: профессиональный юрист, профессиональная идентичность, правовая идентичность, правовые ценности, правовое сообщество, социальная идентичность, Конституция РФ, символические формы, присяга, правовое образование.
Трудно не согласиться с мнением ученых, полагающих, что процессы качественного изменения современного общества актуализируют переосмысление многих представлений
0 закономерностях и сущности правовой жизни россиян1. В условиях реформирования (модернизации) государственного управления в России важным становится вопрос о качестве подготовки профессиональных юристов. Вопрос актуали-
1 Медушевская Н.Ф. Интеллектуально-духовные основа-
ния российского права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук.
М., 2010. С. 6.
зирован не только поднятой государством проблемой так называемого «перепроизводства» выпускников юридических вузов и факультетов, но, что более существенно, — по причине девальвации доверия граждан к государственным институтам, призванным обеспечивать охрану и защиту прав и законных интересов граждан, прежде всего судебной власти, правоохранительным органам.
Юридическая наука безусловно ищет ответы на эти вопросы. Представляется интересным обратиться к их решению посредством категории
© Исаева Н.В., 2015
* Исаева Нина Валентиновна — кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного, административного и финансового права Ивановского государственного университета. [[email protected]]
153022, Россия, г. Иваново, ул. Ермака, д. 37/1.
правовой идентичности2, под которой понимается качество субъекта права, характеризующее его актуальное состояние посредством юридического самоопределения в категориях прав, свобод, обязанностей и ответственности, воспринимаемых как правовые ценности, обеспечивающие положительные правовое сознание и правовую активность.
Для юриста актуальность правовой идентичности как достигнутого состояния юридического самоопределения в категориях прав, свобод, обязанностей и ответственности, основанного на осознании и восприятии их социального смысла и индивидуальной ценности, представляется безусловной. Необходимость постановки вопроса о формировании этого качества актуализируется и в связи с результатами некоторых исследований. В частности, исследования правовой культуры студентов-выпускников Российской правовой академии Министерства юстиции, проведенные в 2004-2005 гг., показали, что такие качества, как гражданская зрелость, высокая общественная активность, профессиональная этика и профессиональная культура, распространяются на меньшую часть выпускников. «Особенно же печально, — констатируют авторы, — то, что эти выпускники лишь в незначительной степени являются носителями таких качеств, как 5 (высокое нравственное сознание, Р=27 %), 13 (чувство непримиримости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности, Р=27 %), 9 (ответственность за судьбы людей, Р=23 %)»3.
Исследования по изучению типологии юристов на основе социологического метода структурной таксономии также дали неутешительные результаты. Исследователи пришли к весьма показательному выводу, выраженному, по их мнению, в пословице «Нужда закона не знает и через него шагает». Авторы с сожалением констатируют, что «в государстве, еще не ставшем правовым, смысл этой пословицы распространяется не только на рядовых граждан, но и на достаточно широкий класс профессиональных юристов». В итоге проведенного исследования они выявили две, по их мнению, наиболее обобщенные группы профессиональных юристов: «1) действующих "по правилам" и 2) действующих "по необходимости" (государственной или служебной). Если учесть, — уточняют
авторы, — что юристы, действующие по правилам", подразделяются на тех, кто действует "по закону", и тех, кто действует "по понятиям", в совокупности можно выделить в конечном счете три основные группы юристов: во-первых, действующих "по закону" (37,5 %), во-вторых, действующих "по понятиям" (12 %), в-третьих, беспрекословно выполняющих распоряжения вышестоящих начальников (51 %)». Таким образом, резюмируют ученые, проведенное исследование выявило, что пространство между «энтузиастами» и другими реально действующими юристами зачастую заполнено «негативистами» и теми юристами, которые действуют по приказу начальства в большей степени, чем по нормам закона. Это свидетельствует, по мнению исследователей, с которым можно согласиться, о том, что наше общество испытывает потребность не только в правовых законах, но и в заметном повышении уровня профессиональной культуры юристов. Необходимы серьезное улучшение воспитательной работы со студентами-юристами, а также с уже практикующими юридическими кадрами, формирование у них качеств «энтузиаста» как важной предпосылки становления правового государства4.
Оправдан вывод и о том, что для позитивных изменений деформаций профессионального сознания «недостаточно традиционных форм повышения правового сознания и правовой культуры»5. В связи с этим важным видится вопрос о формировании профессиональной идентичности выпускников высших учебных заведений, который получил не только постановку, но и практическое разрешение в гуманитарной сфере, в частности в психологии, начал ставиться и в юридической науке6.
2 Авторская концепция правовой идентичности представлена в работах: Исаева Н.В. Правовая идентичность: проблемы теории и практики. Иваново: Изд-во Иванов. ун-та, 2009; Исаева Н.В. Правовая идентичность (теоретико-правовое исследование). М.: Юрлитинформ, 2013; Правовая идентичность как категория права и теоретико-правового анализа. М.: Юрлитинформ, 2014 и др.
3 Соколов Н.Я., Леванский В.А. Опыт моделирования профессиональных качеств юриста // Lex Russica / Научные труды МГЮА. 70-летию академика РАН О.Е. Кутафина посвящается. 2007. № 4. С. 641.
4 Леванский В.И., Соколов Н.Я. Типология юристов // Государство и право. 2010. № 11. С. 25. Проводимые автором в рамках педагогической деятельности в высших учебных заведениях исследования содержательных характеристик идентичности студентов-юристов по методике тестирования социологов М. Куна и Т. Макпартленда, предложенной ими в 1954 г. (Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М., 1984. С. 180-188), модифицированной Т.В. Румянцевой (Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб., 2006. С. 82-103), показывают, что студенты с заниженной самооценкой проявляют склонность к подчинению, для них важно принадлежать институционально оформленному сообществу (адвокатов, судей, прокуроров и т.д.). Таким образом, возрастает уровень требований к профессиональному сообществу, которое может демонстрировать в целом как положительные, так и отрицательные образцы профессиональной идентичности. О чем, к сожалению, не пишут исследователи профессиональной идентичности юриста, относя принадлежность к юридическому сообществу к исключительно положительным факторам формирования правовой идентичности. Подробнее об этом см., например: Резников Е.В. Теоретические проблемы правовой идентичности. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014. 199 с.
5 Соколов Н.Я., Леванский В.И. Указ. соч. С. 664.
6 Резников Е.В. Указ. соч. С. 132-156.
Известный российский психолог Л.Б. Шней-дер, предложившая на основе экспериментальных исследований методологию формирования профессиональной идентичности психолога, исходит из того, что идентичность как интегра-тивный психологический феномен обеспечивает человеку целостность, тождественность и определенность7. В связи с этим, полагает она, проблема идентичности важна и в плане реализации жизненной и профессиональной идеологии человека, и в плане становления профессионализма, и в плане реализации профессиональной подготовки специалиста8. Последнее существенно в условиях введения в действие новых образовательных стандартов для высшей школы.
Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения по юриспруденции ориентируют на формирование личности и предполагают, что выпускник должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания, осуществлять правовое воспитание (п. 1.2, 5.1)9. Постановка вопроса о правовой идентичности дает возможность обратить внимание не только на процесс социализации и формирования личности, но и ее (личности) содержание, сущностным компонентом которого выступает система личностных смыслов человека, определяющих его жизненные правовые ценностные ориентации, которые он проецирует на свое будущее. Не случайно к мерам государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров отнесено «развитие ценностно-смысловой сферы личности»10.
Поскольку формирование идентичности является моментом, предпосылкой формирования личности, становится очевидной актуальность постановки вопроса о формировании правовой идентичности как базового основания профессиональной идентичности юриста, в процессе достижения которой акцент делается не только на формальное осво-
7 Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. М.: ООО «Принт», 2000. С. 6.
8 Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: МОСУ, 2001. C. 14.
9 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ Министерства образования и науки от 4.05.2010 г. (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г. № 17337) // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/98430/
10 Основы государственной политики РФ в сфере разви-
тия правовой грамотности и правосознания граждан: Указ
Президента РФ от 4 мая 2011 г. // Российская газета. 2011.
14 июля.
ение профессиональных умений и навыков, но ценностное освоение права как необходимого условия становления личности профессионального юриста11.
К сожалению, практикующие юристы, занимающиеся научными исследованиями, при формировании профессиональной идентичности на первое место ставят умение интерпретировать юридический текст, давать юридическую квалификацию тем или иным обстоятельствам, уметь составлять тексты и соблюдать процедуры12, а не осваивать на уровне личностных качеств наравне со всеми ценности формального равенства, свободы, справедливости.
С учетом вышеприведенных данных, полученных В.И. Леванским и Н.Я. Соколовым, можно предположить, что вряд ли сейчас сообщество практикующих юристов в состоянии предложить такие идентификационные практики, которые смогли бы кардинально повлиять на ситуацию, поскольку для профессионального юриста значимым в правовой сфере оказывается наличие работы, лицо, от которого зависит успех в карьере, независимо от качеств этого лица. С позиций понимания правовой идентичности как правового качества социального субъекта, выступающего субъектом права, трудно также согласиться с тем, что «наиболее прочная правовая идентичность складывается именно в этой среде»13, т.е. в среде профессионального юридического сообщества, разделенного на корпорации судей, адвокатов, прокуроров, полицейских и т.д. Принадлежность к сообществу формирует не правовую, а корпоративную идентичность, для консолидации которой используется предоставляемый правовой статус, как правило, специальный. Поэтому задача формирования правовой идентичности должна решаться в процессе профессионального образования, а не последующего включения выпускника юридического факультета в то или иное сообщество юристов с согласия этого сообщества.
В свете сказанного следует приветствовать, в частности, используемое на практике внедрение новых методик отбора кадров для правоохранительной и судебной деятельности, которые направлены на изучение качеств личности, ее готовности к работе в правоохранительной системе и судебной власти. Эти проблемы были предметом обсуждения на научно-практической конференции 22-24 октября 2002 г. в г. Липецке, организованной Судебным депар-
11 Методика апробируется тором в учебно-педагогической деятельности, а также другими преподавателями, в том числе — зарубежными, в частности, в Академии МВД Республики Беларусь.
12 Резников Е.В. Теоретические проблемы правовой идентичности. С. 134.
13 Там же. С. 127.
таментом при Верховном Суде РФ, на которой были представлены результаты экспериментов в этой сфере, проводившихся в ряде субъектов РФ14. На основании этих результатов и с учетом выработанных научных рекомендаций Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 17 декабря 2002 г. был издан приказ № 147 «Об организации экспериментального использования методов психодиагностического обследования при изучении личности кандидата на должность судьи»15.
Представляется важным обратить внимание на действующее законодательство, закрепляющее критерии профессиональной пригодности и символические формы (присяга) ротации кадров, например, судей. В качестве основного критерия этой пригодности выступают, помимо профессионализма, категории нравственности (совесть, справедливость, беспристрастность) как в национальных, так и международных документах. Например, в Законе «О статусе судей»16 (ч. 1 ст. 8) закреплены нравственные обязательства российского судьи в приносимой им присяге: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, как велят мне долг судьи и моя совесть».
Обращает на себя внимание отсутствие в содержании присяги требований,закрепленных в ч. 1. ст. 120 Конституции РФ, о том, что «...судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону». На практике это ведет, во-первых, к тому, что судьи зачастую не считают необходимым обращаться к тексту Конституции при рассмотрении поступающих дел, а во-вторых, к возможности предположения, что законодатель и профессиональное сообщество не рассматривают положения национальной Конституции в качестве необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Тем самым не предлагая новым членам судейского сообщества ориентироваться на конституционные ценности, законодательно закрепляемые символические формы (присяга) не способствуют формированию достигнутой
14 См.: Использование методов психодиагностического обследования личности кандидатов на должность судьи и психологическое обеспечение судебной деятельности: материалы науч.-практ. конф. Липецк: Судебный департамент при ВС РФ, 2002.
15 URL: http://www.businessuchet.ru/pravo/DocumShow_ DocumID_114455.html (последнее обращение — 01 апреля 2014 г.). О значимости и некоторых итогах этой работы см.: Колоколов Н.А. О суде и судьях. Избранное. М.: Юрист, 2010. С. 34-40; Тарасова Ю.Н. Профессиональный психологический отбор кандидатов на должности федеральных судей: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005. 233 с.
16 О статусе судей: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1; с изм.
от 25.11.2013 г. № 317-ФЗ // Российская газета. 1992. 29 июля.
URL: www.pravo.gov.ru (последнее обращение — 25 ноября 2013 г.).
правовой идентичности, посредством принятия присяги не ставится цель освоения и принятия идеалов и принципов Конституции на внутриличностном уровне, когда их нарушение означает утрату самости, чувства собственного достоинства.
Для достижения этого очевидно нужна кропотливая, вдумчивая и очень тонкая воспитательная и образовательная работа, в том числе со стороны государства, которое своей деятельностью может корректировать правовую идентичность. Однако для этого само государство в лице приходящих во власть людей должно демонстрировать безусловное признание конституционных ценностей. Как замечает Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, «требуется коренная трансформация правосознания общества, в том числе практикующих юристов. Сейчас Конституционный Суд России сталкивается с теми проблемами, которые перед конституционными судами западноевропейских государств возникли около 30 лет назад: прежде всего, это проблема "конституциализации" правосознания не только рядовых граждан, но и юристов, должностных лиц государства и даже судей других судов»17.
Однако «конституциализация» правосознания лиц, приходящих во власть, в традиционных рамках требования повышения уровня правосознания и правовой культуры не дает нужных результатов. Ученые-юристы пытаются найти объяснение сложившейся ситуации, а также выход из нее с позиций теории идентичности. Ю.Е. Ав-рутин, с которым в данной ситуации трудно не согласиться, пишет по этому поводу: «Ключевым вопросом конституционализации правового порядка, от которой зависит реализация конституционной модели взаимодействия человека и государства, является конституционализация публичной власти, всех элементов и процедур публичного управления, понимаемая как процесс интериоризации соответствующими должностными лицами духа и буквы конституционных норм и принципов и реализации их в практической деятельности»18.
17 Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI в. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2008. С. 92. Непонимание значения конституционных ценностей как оснований юридического самоопределения профессиональных юристов ведет не только к диффузности правовой идентичности, но ставит под сомнение эффективность судебной власти в оценке граждан. На латентную неудовлетворенность граждан российской судебной системой обращается внимание в докладах Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. См., напр.: URL: http://ombudsmanr£org/ doklady/5381-доклад-уполномоченного-по-правам-человека-в-российской-федерации-за-2012-год?showaП=&start=19 (последнее обращение — 1 апреля 2014 г.).
18 Аврутин Ю.Е. Перспективы развития административного права в контексте конституционной самоидентификации современной России // Журнал российского права. 2008. № 5. С. 44.
В связи с этим может быть поставлена под сомнение позиция федерального судьи из г. Волгограда Е.В. Резникова, полагающего, что только погружение в практику и принадлежность к сообществу практикующих юристов может привести к правовой идентичности, которая понимается им «как состояние осознанной включенности в социальную группу, обладающую юридически значимыми признаками»19. Исследуя вопросы правовой и профессиональной идентичности юриста, названный автор нередко смешивает их20, поскольку акцент в исследовании феномена идентичности в правовой сфере им сделан на социальном ее аспекте, фиксирующем внимание на принадлежности группе, а не на содержании отношений человек-право-человек. Овладение знаниями и практическими навыками, позволяющими осуществлять тот или иной вид юридической деятельности, становится более важным, чем принятие права как индивидуальной ценности, сформированной и признанной в опыте социального общения и способной изменить человека на сущностном уровне самопознания, влияющем на правовое поведение.
Недостаточность названного подхода подспудно осознается и самим Е.В. Резниковым в решении вопроса о ситуациях необходимости преодоления конфликта объективного и субъективного в профессиональной идентичности, проявляющихся, когда «прокурор или судья вынужден применять явно "непопулярные" статьи закона, не пользующиеся одобрением общества». Поиск средства, способного обеспечить целостность профессиональной идентичности и связать субъективное и объективное, приводит автора к необходимости признания того факта, что должна существовать некая общезначимая ценность или общепризнанная идея (правопорядка, справедливости), которые и будут способны объединить профессионала с представителями общественного мнения21. Очевидно, что Конституция РФ, представляя собой формально выраженное согласие социума на определенном этапе развития по поводу принципов его организации и функционирования, в том числе — признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и формальное равенство перед законом и судом, независимо от обстоятельств социального положения, и есть базовое основание формирования правовой идентичности всех, и профессиональных юристов — прежде всего.
19 Резников Е.В. Теоретические проблемы правовой идентичности. С. 34.
20 См.: Там же. С. 128-131.
21 Резников Е.В. Указ. соч. С. 141.
Проблемы оценки личностных и социально-психологических факторов судейской независимости поднимаются в отечественных исследованиях. При этом авторы, отмечая бесспорную важность нравственных качеств судьи как предпосылки справедливого и беспристрастного правосудия, полагают вместе с тем, что проблема «заключается в том, что отсутствует возможность априорно определить такие личностные свойства, как честность, принципиальность, неподкупность и т.п. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что содержательное раскрытие этих свойств исторически изменчиво, а также зависит от мировоззренческих установок как их носителя, так и "оценщика"»22.
Представляется, что одним из способов решения проблемы может быть применение методик, направленных на выявление специфики личности в ее отношении к конституционным ценностям; влияния последних на формирование жизненных целей, ценностей и убеждений соискателей государственных должностей. Такое тестирование должно быть обязательным компонентом предусмотренных названным выше Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ процедур по отбору кандидатов на должность судей. Это будет служить наибольшей объективности принимаемого решения, в том числе об отказе23.
Таким образом, постановка проблемы формирования правовой идентичности лиц юридической профессии, имеет не только теоретическое, но и самое непосредственное практическое значение, от решения которой в немалой степени зависит как эффективность реализации права, так и повышение доверия к деятельности властных структур со стороны общества, в конечном счете — успешности построения правового государства.
Как уже отмечалось, самоопределение — это не только набор характеристик, свойств (качеств), в которых субъект права себя воспринимает (наделяет), но притязание на значимость. И это должно быть не только освоение предлагаемого, прежде всего специального правового статуса, к сожалению, нередко ведущее к так
22 Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. М.: Проспект, 2010. С. 108.
23 По поводу ожидаемых социальных и индивидуальных эффектов отказа в анализируемом приказе читаем: «Важно, что отказ в рекомендации к назначению на должность судьи по результатам этого отбора защищает как самого кандидата от непосильной по психоэмоциональным и психофизическим параметрам деятельности, снижая риск возникновения у него психосоматических заболеваний, так и общество от негативных последствий его профессиональной несостоятельности. Одновременно профессиональный отбор обеспечивает научную обоснованность назначения на должность наиболее подходящего кандидата, определяет характерные качества личности, проявления которых следует учитывать».
называемым профессиональным деформациям, но принятие права на сущностном (онтологическом) уровне, способном изменить индивидуальное качество юриста и юридического сообщества в целом.
Представляется, что формирование такого качества, как правовая идентичность, требует существенного пересмотра подходов не только к правовому воспитанию в целом, о чем уже шла речь выше, изменению содержания символических форм, но и к содержанию образовательных программ при подготовке кадров профессиональных юристов. В связи с этим необходимо обратить внимание на ряд моментов, требующих изменения сложившейся методики преподавания отдельных юридических дисциплин.
С сожалением, приходится отмечать, что современная юридическая наука, сосредоточивая внимание на теоретических аспектах правовых учений, нередко подчеркивает якобы характерную для всего российского общества на протяжении всей его истории «стойкую» традицию неуважения права. Вместе с тем забывает о лучших примерах правового поведения представителей юридической профессии, к каковым в конце XIX — начале XX вв. современники относили жизнь и деятельность выдающегося русского юриста, ученого и государственного деятеля С.А. Муромцева24.
Память о выдающихся людях России позволяет по-иному взглянуть на их наследие в попытках разрешить современные нам проблемы, в числе которых и на слуху у всех — неразвитость демократии и гражданского общества, низкий уровень правовой культуры и коррупция. Опасность не в том, что эти проблемы есть, а в том, что зачастую они оправдываются переходным или, как теперь модно говорить, модернизационным периодом развития современного российского общества и государства. Несомненно, глубинные изменения, произошедшие в России в последние десятилетия, проникли во все сферы общественных отношений. Однако вспомним, что примерно такие же по глубине изменения проходили в России сто лет назад. Но именно в этих условиях С.А. Муромцев сумел продемонстрировать высочайшие примеры профессионализма, гражданского мужества и ответственности в качестве педагога, адвоката и политическо-
го деятеля25. При этом, как писал его коллега по партии кадетов и первой Государственной Думе М.М. Винавер, Сергей Андреевич отличался неизменным и непреклонным, «не гнущимся ни перед какой преградой уважением к праву и свободе»26. Именно на это хотелось бы обратить внимание в целях решения проблемы формирования правовой идентичности профессионального юриста.
Анализируя научную, педагогическую, общественно-политическую деятельность С.А. Муромцева, можно сказать, что он обладал сформированной устойчивой правовой идентичностью. В ее основе лежало глубокое знание права во всех его проявлениях. Он прекрасно ориентировался в современных ему типах пра-вопонимания, отдавая должное их разработчикам, зная их достоинства и недостатки, что позволило ему предложить, научно обосновать и претворять на практике свою концепцию социологического правопонимания. С.А. Муромцев понимал значение (ценность) права как в цивилизационном прогрессе человечества, так и в конкретных условиях развития общества, государства, личности.
Важную роль С.А. Муромцев отводил правовым идеалам, которые сообразно времени — эпохе буржуазных преобразований, имели либеральный характер. Идеальное представление о праве он не только пытался реализовать в законопроектах, включая конституционный, но и на практике, защищая современников и используя законодательство, действовавшее в России в последней трети XIX — начале ХХ вв.
Живя и работая в непростое для страны время военных поражений и революций, демократических преобразований и реакции, С.А. Муромцев ни на минуту не сомневался в поступательном развитии России по пути демократии к правовому государству и свободе. А залог успеха видел не только в социальных и экономических преобразованиях, но и в преобразовании сознания людей. «Мы близимся к веку свободы и демократии, — писал он. — В этом состоянии общественности <...> каждый сам призван стоять на страже и свободы, и равенства, ибо нет той силы, которая могла бы создать их для человека, когда сознание их ему самому чуждо»27. Оценивая эти слова в контексте обсуждаемой нами проблемы, можно говорить, что речь идет о формировании правовой идентичности как основы правосознания
24 Об этом подробнее см.: Исаева Н.В. Идеи Муромцева о гражданском правосознании в дискурсе правовой идентичности: к проблеме формирования // Традиции и новаторство русской правовой мысли: история и современность: (К 100-летию со дня смерти С.А. Муромцева): материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Иваново, 30 сент. — 2 окт. 2010 г.: в 3 ч. / отв. ред.: О.В. Кузьмина, Е.Л. Поцелуев. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. Ч. 2. С. 202-209.
25 Об этом свидетельствуют воспоминания современников, объединенные в издание к годовщине со дня смерти. См.: Сергей Андреевич Муромцев: сб. ст.: с прил. 7 портретов / Арсе-ньев К.А., Астров Н.И., Бондарева С.И., Винавер М.М. и др. М., 1911.
26 Там же. С. 255.
27 Муромцев С.А. Статьи и речи: в 5 вып. М., 1910. Вып. 1.
С. 79-80.
путем интериоризации правовых идеалов, т.е. глубинного освоения на уровне онтологически (сущностно) присущих личности качеств.
Безусловно, это требует неустанной творческой работы личности по самовоспитанию, саморазвитию. В этом немалую роль должен играть учитель. Работе со студенческим сообществом С.А. Муромцев уделял особое внимание. Выступая на торжественном открытии собрания научных студенческих обществ 15 марта 1908 г., С.А. Муромцев говорил не только о важности «невидимых связей интеллектуальной солидарности» учителя и ученика28, но и об ответственности ученого, который в научных трудах в качестве аргументов не должен использовать митинговые идеи и политические лозунги, подчеркивая индивидуальную ответственность за качество научной продукции, утверждая, что верховным критерием должна стать «собственная совесть ученого, собственное убеждение, построенное на самостоятельном процессе исследования»29.
Проблемы воспитания молодых ученых, подготовки высокопрофессиональных кадров, в том числе юридических, глубоко волновали С.А. Муромцева. Он, так же как и его коллеги и современники Б.А. Кистяковский, С.А. Котля-ревский30 и другие непоследовательность многих реформ в России видели в низком уровне правовой культуры русского общества в целом и неразвитости правового сознания русской интеллигенции в частности. Отдавая дань глубине проработки теории личности, ее свободы, достоинства и неприкосновенности, Б.А. Кистяковский сокрушенно отмечал, что «наше общественное сознание никогда не видело идеала правовой личности (курсив — Б.А. Кистяковс-кого). <...> Обе стороны этого идеала личности, дисциплинированной правом и устойчивым правопорядком, и личности, наделенной всеми правами и свободно пользующейся ими (курсив — Б.К.), чужды сознанию нашей интеллигенции»31.
Б.А. Кистяковский говорил о необходимости в процессе воспитания формирования желания стать «правовым человеком», не только знающим о праве и своих правах, но и действующим в соответствии с ними. Именно этим, считал он, должна отличаться русская прогрессивная
интеллигенция, прежде всего приходящая во власть32.
Оценивая эти взгляды в контексте идеи правовой идентичности, можно говорить, что правовая личность — это личность с достигнутой правовой идентичностью, когда выработанные теорией представления о правах, обязанностях и ответственности не только позитивно закреплены, но восприняты личностью как необходимое условие ее саморазвития и самореализации, определяют ее юридически значимое поведение.
Идеи С.А. Муромцева и его современников заслуживают безусловного внимания в наше время, когда демократия, достоинство и свобода личности, справедливость не только признаются как ценности современной цивилизации, но составляют основу правового статуса личности, получив закрепление в действующей Конституции России. Однако их интерпретация должна учитывать и новые условия гуманитарного и социального знания, и состояния науки об обществе и человеке, одним из важных достижений которой является разработка теории идентичности. Формируя правовую личность профессионального юриста, необходимо обращать внимание не только на научные школы и направления, предлагающие тот или иной когнитивно-правовой продукт, но и на необходимость формирования правовой идентичности как необходимого качества профессионального юриста, опираясь в процессе образования и воспитания на образцы безупречной репутации юриста, уважения права, общественного служения.
Таким образом, идея правовой идентичности на основе выявленных недостатков в сфере профессиональных юристов позволяет предложить новые подходы в преподавании правовых дисциплин, уточнить техники диагностирования профессиональной пригодности, выявить необходимость внесения изменений в символические формы (присяги), опосредующие включение в юридическое сообщество. При этом достижение правовой идентичности рассматривается не только как необходимая предпосылка изменения качества профессиональных юристов, но и повышения доверия к правоохранительной системе и правопорядку в целом.
Там же. С. 56. Там же. С. 57.
30 Подробнее об этом см.: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. Гл. XIII: В защиту права. Задачи нашей интеллигенции; Котляревский С.А. Власть и право. К проблеме правового государства. М., 1915.
31 Кистяковский Б.А. Указ. соч. С. 622.
32 См.: Там же. Глава XIV. Путь к господству права. Задачи наших юристов.
Библиография:
1. Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: Указ Президента РФ от 4 мая 2011 г. // Российская газета. 2011. 14 июля.
2. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI в. 2-е изд., доп. — М.: Норма, 2008.
3. Исаева Н.В. Правовая идентичность: проблемы теории и практики. — Иваново: Изд-во Иванов. ун-та, 2009.
4. Исаева Н.В. Идеи Муромцева о гражданском правосознании в дискурсе правовой идентичности: к проблеме формирования // Традиции и новаторство русской правовой мысли: история и современность: (К 100-летию со дня смерти С.А. Муромцева): материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Иваново, 30 сент. — 2окт. 2010 г.: в 3 ч. / отв. ред.: О.В. Кузьмина, Е.Л. Поцелуев. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. Ч. 2. — С. 202-209.
5. Исаева Н.В. Правовая идентичность (теоретико-правовое исследование). — М.: Юрлитинформ, 2013.
6. Исаева Н.В. Правовая идентичность как категория права и теоретико-правового анализа. — М.: Юрлитинформ, 2014.
7. Использование методов психодиагностического обследования личности кандидатов на должность судьи и психологическое обеспечение судебной деятельности: материалы науч.-практ. конф. — Липецк: Судебный департамент при ВС РФ, 2002.
8. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. Гл. XIII: В защиту права. Задачи нашей интеллигенции; Колоколов Н.А. О суде и судьях. Избранное. — М.: Юрист, 2010. — С. 34-40.
9. Котляревский С.А. Власть и право. К проблеме правового государства. — М., 1915.
10. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты /под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. — М., 1984. — С. 180-188.
11. Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. — М.: Проспект, 2010.
12. Муромцев С.А. Статьи и речи: в 5 вып. — М., 1910. Вып. 1.
13. Леванский В.И., Соколов Н.Я. Типология юристов // Государство и право. — 2010. — № 11.
14. Резников Е.В. Теоретические проблемы правовой идентичности. — М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014.
15. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. — СПб., 2006. — С. 82-103.
16. Сергей Андреевич Муромцев: сб. ст.: с прил. 7 портретов / Арсеньев К.А., Астров Н.И., Бондарева С.И., Винавер М.М. и др. — М., 1911.
17. Соколов Н.Я., Леванский В.А. Опыт моделирования профессиональных качеств юриста // Lex Russica / научные труды МГЮА. 70-летию академика РАН О.Е. Кутафина посвящается. — 2007. — № 4.
18. Шнейдер Л.Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности. — М.: ООО «Принт», 2000.
19. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. — М.: МОСУ, 2001.
Материал поступил в редакцию 11 апреля 2014 г.
PROBLEMS OF LEGAL PROFESSIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF LEGAL IDENTITY
Isayeva Nina Valentinovna
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of constitutional, administrative
and financial law, Ivanovo State University [[email protected]]
Abstract
The subject of the research are the processes of preparing graduates of law schools and faculties in accordance with the requirements of the federal state educational standards aimed at the formation of personality, new methods of diagnosis of professional lawyers and new methods of formation of highly qualified specialists in the field of jurisprudence, focused not only on the professional competence, but also to achieve such quality as legal identity, making a person treat law as a value which in its turn can change the inner world of a man and his legal behavior. The work is based on the methodology of social anthropology, allowing to highlight in the subject both sociality and individuality, and as well interdisciplinary methods aimed at harnessing social sciences and humanities on a par with the jurisprudence. The category of legal identity is introduced into the scientific revolution. Legal concept of identity based on the identified shortcomings in the legal profession allows us to offer new approaches to the teaching of legal disciplines, to specify techniques of diagnosing the professional competence, identify the need for changes in symbolic form (oath) that mediate the inclusion in the legal community. At the same time achieving the legal identity is seen as a prerequisite and a change in the quality of legal professionals, and increase of the confidence in the judicial system and the rule of law in general.
Keywords
Professional lawyer, professional identity, legal identity, legal values, legal community, social identity, Constitution of the Russian Federation, symbolic form, oath, legal education.
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. 19.
References
Principles of State Policy of the Russian Federation in the field of legal literacy and legal awareness of citizens: Presidential Decree of May 4, 2011 // The Russian Newspaper. 2011 July 14th. Zorkin V.D. Russia and Constitution in the XXI century. 2nd ed., Ext. — M.: Norma, 2008. Isaeva N.V. Legal identity: theory and practice problems. — Ivanovo: Ivanovo University Press, 2009. Isaeva N.V. Ideas of Muromtsev on the civil justice in the legal discourse of the identity: problem of formation // Traditions and innovations of Russian legal thought: history and modernity (On the 100th anniversary of S.A. Muromtsev's death): Proceedings of IV International. Scient. Conf. Ivanovo, 30 sent. — 2okt. 2010.: in 3 Parts / Ed. by O.V. Kuzmina, E.L. Potseluyev. Ivanovo University Press, 2010. Part 2. P. 202-209. Isaeva N.V. Legal identity (theoretical and legal research). — M.: Yurlitinform, 2013. Isaeva N.V. Legal identity as a category of law and legal-theoretical analysis. — M.: Yurlitinform, 2014. The use of psycho-diagnostic examination of personality regarding the candidates for judge and psychological provision of judicial activities. Proceedings of the Scient. Conf. Lipetsk: Judicial Department of the Armed Forces of the Russian Federation, 2002.
Kistyakovsky B.A. Social Science and Law. Essays on the methodology of the social science and general theory of law. — M., 1916. Ch. XIII: Defending the law. Objectives of our intelligentsia; Kolokolov N.A. On the court and judges. Selectas. — M.: Lawyer, 2010. — P. 34-40. Kotlyarevskiy S.A. Power and law. On the problem of the rule of law. — M., 1915. Kuhn M., McPartland T. Empirical research of self-installations of the person // Modern foreign social psychology. Texts / Ed. by G.M. Andreeva, N.N. Bogomolova, L.A. Petrovskaya. — M., 1984. — P. 180-188. Mikhailovskaya I.B. Courts and judges: independence and control. — M.: Prospect, 2010. Muromtsev S.A. Articles and speeches: In 5 vol. — M., 1910. Vol. 1. Levansky V.I., Sokolov, N.Y. Typology of lawyers // State and law. — 2010. — № 11. Reznikov E.V. Theoretical issues of legal identity. — M.: UNITY-DANA; Laws and regulations, 2014. Rumyantseva T.V. Psychological consulting: diagnosis of couple relations. — SPb., 2006. — P. 82-103. Muromtsev S.A. Collection of articles, with 7 portraits / Ed. by Arsenyev K.A., Astrov N.I., Bondareva S.I., Vinaver M.M. et al. — M., 1911.
Sokolov N.Y, Levansky V.A. Experience of modeling the competencies of lawyer // Lex Russica / Proceedings of the Kutafin Moscow State Law University. Dedicated to the 70th anniversary of the Academician O.E. Kutafin. — 2007. — № 4.
Schneider L.B. Experimental study of the professional identity. M.: «Print», 2000. Schneider L.B. Professional identity: monograph. — M.: Moscow Open Social University, 2001.