тз
L-—^ i,
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
Давыдов Н. А.
Психолого-педагогическая культура юриста
55
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЮРИСТА
Аннотация. В статье определяются вопросы педагогической этики и профессиональных качеств юриста, стиля педагогической деятельности и отношения и работе. Выделены структурные элементы психолого-педагогической культуры юриста: педагогическая направленность в работе, психолого-педагогическая эрудиция, интеллектуальные и нравственные качества, педагогическое мастерство, совокупность личностных качеств, коммуникативная компетентность, самосовершенствование. Подчеркивается особенность педагогической направленности как системы правовых целей, профессиональных взглядов и убеждений, которые существенным образом влияют на содержание и результаты этой профессиональной деятельности. Различают психолого-педагогическое мастерство юриста как психолога, как педагога и как воспитателя, что определяет психолого-педагогическую культуру юриста как сложное и многогранное явление. Ключевые слова: культура, психолого-педагогическая культура, юридическая деятельность, педагогическая направленность, психолого-педагогическое мастерство, педагогическая техника, коммуникативные средства общения, коммуникативная компетентность.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.35.7.055-061
N. A. DAVYDOV,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Criminology and Penal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE
OF THE LAWYER
Review. The article defines the issues of pedagogical ethics and professional qualities of the legal practitioner, the style of pedagogical activities and attitudes to work. The structural elements of the lawyer's psychological and pedagogical culture are highlighted. These include: pedagogical orientation in work, psychological and pedagogical erudition, intellectual and moral qualities, pedagogical skills, a totality of personal qualities, communicative competence, self-improvement. It emphasizes peculiarities of pedagogical orientation as a system of legal objectives, professional views and beliefs that have a significant impact on the content and results of professional activity. The author differentiates psychological and pedagogical skills of the lawyer as a psychologist, as a teacher and as an educator, which defines psychological and pedagogical culture of the legal practitioner as a complex and multifaceted phenomenon.
X-
Николай Алексеевич ДАВЫДОВ,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры криминологии и Уголовно-исполнительного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.
Ш m К
Т □
"О
б Р И Д И Ч
НАУКИ
>
© Н. А. Давыдов, 2017
9
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
Keywords: culture, psychological and pedagogical culture, legal activity, pedagogical orientation, psychological and pedagogical skills, pedagogical techniques, communicative means of communication, communicative competence.
Данная тема обобщает и синтезирует в себе весь материал по психолого-педагогической деятельности юриста в ходе разнообразной юридической практики в такой емкой категории, как «психолого-педагогическая культура юриста». Понятие «культура» (от лат. си1Шге) в буквальном смысле означает культивирование почвы, под которым понимается специфическое воздействие на почву с целью ее обработки. Со второй половины XIX в. это понятие связывают с различными сторонами человеческой деятельности. Под культурой понимается определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Под культурой личности понимают глубокое знание человеком своего дела, социальную активность, высокий уровень профессионализма. Различают философскую, эстетическую, правовую, психолого-педагогическую культуру личности и т.д. Высокий уровень культуры — это характерная черта современного профессионала, которая особенно важна для специалистов, работающих с людьми: юристов, экономистов, педагогов. Еще древний философ Платон говорил: «Плохо, если в обществе есть плохой сапожник. Страшно, если в обществе есть невежественный учитель: невежественный учитель формирует невежественное общество»1. То же самое можно сказать и о юристах, занимающихся наряду с выполнением своих прямых обязанностей правовым воспитанием и правовым просвещением граждан.
Движение общества к правовому государству, осуществление социальных реформ в России требуют демократизации всей жизни страны, в том числе высокой психолого-педагогической культуры профессиональной деятельности и поведения юристов. Ее главное назначение — способствовать повышению эффективности работы юристов с клиентами, созданию доброжелательной человеческой атмосферы в различных сферах социальной жизни: в семье, на улице, на работе, в отношениях между людьми. Что же это за феномен «психолого-педагогическая культура специалиста»?
Психолого-педагогическая культура юриста — это синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессиональных качеств юриста, стиля педагогической деятельности в организации, а также его отношение и работе, и к самому себе. Что же характеризует юриста высокой психолого-педагогической культуры? Прежде всего — значительный уровень его профессиональной подготовленности в области юриспруденции, широкий кругозор, общая и психолого-педагогическая эрудиция. У юриста высокой психолого-педагогической культуры любовь к профессии органически сочетается с уважительным отношением к окружающим его людям. Проявляя заботу и внимание к людям, искренний интерес к ним, юрист своими поступками и манерой поведения
1 Платон. Собрание сочинений : в 3 т. : в 4 кн. Серия: Философское наследие. М., 1966. С. 112.
73
L-—^ Ii
ЕСТНИК Давыдов Н. А.
УНИВЕРСИТЕТА Психолого-педагогическая культура юриста ^^
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
утверждает в обществе общечеловеческие ценности, среди которых одной из важнейших является право.
Психолого-педагогическая культура юриста имеет сложную структуру, но опыт работы с юристами и данные психолого-педагогической науки позволяют выделить следующие элементы:
— педагогическую направленность юриста в работе;
— его психолого-педагогическую эрудицию;
— гармонию развитых интеллектуальных и нравственных качеств;
— высокое педагогическое мастерство;
— совокупность важных в профессиональной деятельности личностных качеств: одухотворенность, способность работать целеустремленно с перспективой и полной отдачей, открытость, готовность к совместной работе;
— коммуникативную компетентность, проявляющуюся в общении и манере поведения;
— стремление к самосовершенствованию.
Названные компоненты представляют собой сложную систему, в которой все составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы. Например, педагогическая направленность юриста требует от него активной деятельности в саморазвитии, без чего нет внутреннего духовного и нравственного богатства личности. В свою очередь, без нравственного и духовного богатства личности не может быть успеха в работе с клиентами или партнерами. Без самообразования специалист не может рассчитывать на профессиональную образованность, тем более на психолого-педагогическую эрудицию. В процессе самообучения он формирует умения ориентироваться в возрастающем потоке юридической и педагогической информации, в ее осмыслении и понимании рождаются педагогические убеждения специалиста. Без твердых убеждений невозможно профессиональное педагогическое творчество юриста, а без творчества нет основы для мастерства и эффективности работы. Интеллигентность благотворно влияет на культуру общения и поведения данных специалистов, на развитие их контактов с клиентами, партнерами и коллегами по работе. Дадим характеристику каждому из выделенных слагаемых психолого-педагогической культуры юристов.
Педагогическая направленность юриста — это система правовых целей, профессиональных взглядов и убеждений, выражающих отношение специалиста к педагогической деятельности в своей работе и существенным образом влияющих на содержание и результаты этой деятельности. В основе формирования психолого-педагогической культуры юриста лежат нравственные мотивы: любовь ш
к профессии, к педагогическому труду, интерес к работе с людьми, стремление д
передавать свой опыт молодым. Юрист, творчески относящийся к своей работе, °
~о б
понимающий пользу и необходимость ее, испытывает удовлетворение от работы с людьми, от своего труда, который становится для него главной формой самовыражения.
В значительной степени устойчивость педагогической направленности юриста определяется его целеустремленностью, под которой понимается способность специалиста определить для себя общественно значимые задачи, направить Д
свои усилия и действия на решение этих задач. Целеустремленность побуждает □
юриста всесторонне анализировать социальные процессы и явления, выявлять науки
~о
И Д И Ч
>
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
их взаимосвязи и противоречия, прогнозировать последствия развития данных явлений, объективно оценивать результаты своей работы. Целеустремленная работа юриста в тесной связи с его умением предвидеть, предвосхитить будущие события в работе с клиентом делает его труд действенным и эффективным. В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель — в неграмотную няньку, педагогика — в знахарство». Нужно научно предвидеть — в этом суть культуры педагогического процесса2.
Главным показателем наличия у юриста педагогической направленности служат его педагогические убеждения, которые формируются у него на основе знаний психолого-педагогической науки и личного опыта юридической деятельности. Педагогические убеждения специалиста — это те психолого-педагогические знания, в которые он поверил и применяет на практике, в работе с клиентами; педагогические идеи, которые стали побудительной силой в профессиональной деятельности юриста.
В результате процесса формирования у юриста педагогических убеждений у него появляется профессиональное качество — убежденность. А убежденность специалиста — это всегда увлеченность научным поиском по применению юридических и психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности. Юристам следует иметь в виду, что новые идеи порой с трудом воспринимаются и принимаются окружающими. Сложившиеся стереотипы мешают людям быстро перестраиваться, и только убежденность юриста в важности этих идей и их реализации позволяет ему добиваться новых творческих результатов в юридической работе.
Следующим элементом психолого-педагогической культуры юриста является гармония развитых интеллектуальных и нравственных качеств. Важная характеристика этой гармонии — общая, специальная и психолого-педагогическая эрудированность, которая стимулирует развитие мышления и рост психолого-педагогической культуры. Проблема широкой эрудиции — это проблема оптимального соотношения общей и специальной информированности юриста. В то же время современный специалист должен быть не только широко эрудированным, но и интеллигентным человеком. Интеллигентность — интегральное нравственное и интеллектуальное качество, проявляющееся в высокоорганизованном и профессиональном стиле работы, в постоянной тактичности и деликатности человека. Интеллигентность неразрывно связана с нравственностью. Основу нравственности юриста составляет нравственный идеал, под которым понимается система нравственно-правовых взглядов специалиста, которые ему необходимо сформировать для успешной работы. Создание образа юриста высокой психолого-педагогической культуры, к которому должен стремиться юрист, способствует повышению требовательности будущего специалиста к себе, служит мощным стимулом самовоспитания. Вся совокупность нравственных норм и правил, вытекающих из нравственного идеала юриста, проявляется и действует в психолого-педагогическом такте специалиста по отношению к окружающим его коллегам, клиентам или партнерам. Существуют следующие признаки психолого-педагогического такта юриста:
2 Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. М., 1977. Т. 1. С. 167.
73
L-—^ ь
ЕСТНИК Давыдов Н. А. CQ
УНИВЕРСИТЕТА Психолого-педагогическая культура юриста ^^^^
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
— требовательность без грубости и придирчивости;
— воздействие на клиента (партнера) в форме приказаний, внушений, предупреждений, убеждений без унижения личности;
— умение выражать требования без упрашивания и высокомерия;
— деловой тон общения без раздражительности, холодности и безразличия;
— простота обращения без фамильярности и панибратства;
— юмор без насмешливости, внимательность и чуткость к клиентам и партнерам по общению;
— серьезность подхода к ответам своих клиентов или партнеров. Психолого-педагогический такт — это проявление личности специалиста, в основе которого лежат педагогически обоснованные профессиональные воздействия юриста на клиентов и партнеров. Юрист должен знать, что при неправильно выбранном «тоне» доверительность специалиста становится панибратством, строгость превращается в администрирование, разъяснение — в назидание. В практике встречаются следующие характеристики психолого-педагогического такта: четкость, твердость, сдержанность, внимательность, готовность прийти на помощь, задушевность. Важную роль для юриста в овладении названными элементами играет управление личностью, формирование своей системы индивидуальных эмоций и чувств. В этом большую помощь юристу окажет театральная педагогика, одной из областей научных знаний и практики которой является система К. С. Станиславского. Овладение юристом приемами данной системы поможет ему пробудить в себе творческое самочувствие, подготовит его к более точной передаче и выражению своих эмоций и чувств.
Эмоциональная приподнятость, готовность к сопереживанию, гармония и пластичность мимики и жестов — вот тот психологический настрой, который позволяет юристу «раскрыть» клиента. Важную роль в профессиональной деятельности юриста играет его оптимизм, в том числе педагогический. Под педагогическим оптимизмом юриста понимается уверенность человека в успехе своей деятельности, особенно педагогической, его способность увлекать своим примером окружающих людей. Таковы основные личностные качества юриста, характеризующие его как психолога и педагога, способного эффективно осуществлять педагогическую деятельность и в жизни, и на работе.
Другую сторону психолого-педагогической культуры юриста составляют компоненты его практической деятельности: психолого-педагогическое мастерство, компетентность в педагогическом общении и поведении, стремление к самосовершенствованию. ш
т
Психолого-педагогическое мастерство юриста — это синтез его психолого-педагогического мышления, психолого-педагогических знаний, умений и навыков, ° эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимодействии с педагогическими личностными качествами позволяют юристу эффективно решать профессиональные проблемы.
Психолого-педагогическое мышление юриста — это активный познавательный процесс выявления и разрешения психологических и педагогических проблем (задач). Психолого-педагогическое мышление характеризуется такими критериями, как самостоятельность, ясность, четкость, последовательность, логичность, гибкость и быстрота. Мышление юриста должно опираться на педагогическую
~о
б
р И
Д И
Ч
НАУКИ
>
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
наблюдательность и воображение. Педагогическая наблюдательность проявляется в умении юриста по незначительным особенностям определить внутреннее состояние клиента, его переживания, настроение; умение увидеть причины и мотивы конкретного поведения человека. Педагогическое воображение присуще человеку, умеющему мысленно представить внутренний мир другой личности, правильно оценивать факторы, влияющие на его поведение, предвидеть варианты вероятного поведения клиента в той или иной ситуации, спланировать свои действия по решению конкретных профессиональных проблем.
Различают психолого-педагогическое мастерство юриста как психолога, как педагога и как воспитателя. Мастерство юриста как психолога основывается на системе прикладных знаний по общей психологии и реализуется через умения применять психологические знания для решения проблем юридической практики и для взаимодействия с его клиентами, а также сотрудниками организаций.
Мастерство юриста как педагога выражается: в глубоком знании сущности процессов усвоения знаний клиентами, а также основных концепций обучения, в умении применять методы обучения при работе с клиентами; в активном участии в реализации новых форм обучения сотрудников фирм эффективной работе. Мастерство юриста как воспитателя проявляется в глубоком понимании целей и задач воспитания клиентов, в умелой реализации основных видов воспитания в работе с клиентами и сотрудниками фирм (нравственного, профессионального, гражданского, патриотического), в творческом применении приемов и методов воспитательного воздействия на клиентов.
Важным элементом психолого-педагогического мастерства юриста является педагогическая техника — комплекс приемов и средств, с помощью которых юрист добивается эффективного воздействия на клиентов и партнеров. Например, педагогическую технику подготовки специалиста к работе иногда называют техникой речи, хотя это довольно отдаленное сравнение, включает в себя комплекс упражнений речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонации, позволяющих специалисту не испытывать утомления после напряженного трудового дня. Структура этого комплекса имеет следующую логику: аутотренинг — осанка — общее дыхание — массаж — носовое дыхание — артикуляционная гимнастика — разминка окологортанных мышц — дикция — интонация — окраска голоса. Овладение приемами данного комплекса окажет юристу существенную помощь в профессиональном становлении.
Следующим важным элементом педагогической культуры юриста является подготовленность к педагогическому общению с клиентами и адекватному педагогическому поведению. Педагогическое общение юриста с клиентами — это система взаимодействий субъектов, содержащая в себе обмен информацией, воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. К коммуникативным средствам обычно относят: вербальные и невербальные компоненты передаваемой информации; экспрессивные и эмпатийные механизмы взаимопонимания и воздействия; систему «контакта глазами»; организацию пространства и времени коммуникации. Педагогическое общение проявляется в умении юриста находить выход из сложной коммуникативной ситуации. При этом важным условием для общения является способность юриста анализировать поступки клиентов; видеть за ними мотивы, которые ру-
"Т^ЕСТНИК
/ УНИВЕРСИТЕТА
а-Ф имени О. Е, Кутафина (МГЮА)
Давыдов Н. А.
Психолого-педагогическая культура юриста
61
ководят ими; определять их духовный потенциал; прогнозировать будущее поведение клиентов. Общение, беседа с клиентом — не односторонний процесс, где юрист говорит, а клиент — молча слушает. Здесь любая форма общения — живой и двусторонний обмен мыслями, впечатлениями, переживаниями, а потому нужно быть готовым с полным вниманием и сопереживанием выслушать клиента, расположить его к себе. Важную роль в деятельности юриста играет его педагогическое поведение. Основные критерии педагогического поведения: разумность, простота и естественность, а также уважение, вежливость, деликатность, тактичность. Деликатный юрист по незначительным внешним признакам способен понять состояние и настроение клиента, а также вести себя так, чтобы «не навредить» своему партнеру по общению3.
Завершающим компонентом педагогической культуры юриста-практика считается его стремление к самосовершенствованию. Как отмечалось ранее, главной закономерностью профессионального становления юриста является его неуклонное повышение качества профессиональной деятельности. Самосовершенствование юриста осуществляется в двух взаимосвязанных видах деятельности: самовоспитании и самообразовании. В дальнейшей профессиональной деятельности юриста многократно возрастает роль самосовершенствования, а следовательно, самовоспитания и самообразования. Благодаря самовоспитанию личности расширяется сфера ее развития: личность приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов. Самообразование юриста — важная форма его интеллектуального и профессионального развития, повышения его культуры, в том числе и психолого-педагогической.
Таким образом, психолого-педагогическая культура юриста — сложное и многогранное явление. Она включает в себя одновременно уровень развития юриста и как психолога, и как педагога, а также основные требования к его педагогическому поведению и деятельности, комплексную программу его дальнейшего развития. Развитие психолого-педагогической культуры юриста способствует его эффективной профессиональной деятельности, карьерному и личностному росту.
Давыдов Н. А. Педагогика : учеб. пособие. М., 1997. С. 14.
Ш гп К
Т □
"О
Ю р
И Д И Ч
НАУКИ
>
3