нальной обеспеченности // Российский экономический журнал. 2005. № 2. С. 21-29.
4. Кирдина С. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация // Вопр. экономики. 2004. № 10. С. 89-98.
5. Кушлин В. Переход к новой модели экономического развития // Экономист. 2006. № 10. С. 3-10.
6. Моряков И. Инфраструктура должна работать в интересах рынка // Вестн. НАУФОР. 2005. № 7. С. 16-19.
7. Соловьев Д.В. Перспективы развития инфраструктуры рынка ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 2003. № 23.
8. http://www.economy.gov.ru
Поступила в редакцию 14.01.2008 г.
Makhonina I.N. Peculiarities of market infrastructure formation and development in conditions of informational economy. In the article problems of market infrastructure formation in conditions of informational economy are considered. The special attention is given to problems of market infrastructure development a in conditions of informational economy.
Key words: market infrastructure, informational economy, market infrastructure development.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ НОВОГО ЗАКОНА О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.И. Левина
Статья посвящена мерам государственной поддержки, предусмотренным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. В статье анализируются различные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: государственная поддержка, малый и средний бизнес, гарантийный фонд.
Малое предпринимательство (МП) России - бурно развивающееся социально-экономическое явление, получившее правовое определение с введением в действие Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. Этот закон ввел критерии определения субъектов малого предпринимательства и определил основные меры его государственной поддержки [1].
Однако практика показала, что государственная поддержка предпринимательства часто носит декларативный характер и это привело к недостаточному развитию данного сектора экономики, доказавшего свою жизнеспособность, обеспечивая средствами к существованию примерно 30 млн граждан России и фактически ликвидировав дефицит многих товаров и услуг.
Многолетний опыт развитых стран показывает высокую социально-экономическую значимость малого и среднего предпринима-
тельства. Государственные средства и возможности для поддержки малого и среднего предпринимательства в значительной мере обеспечивают устойчивое и динамичное социально-экономическое развитие многих стран в условиях возрастающей конкуренции на мировых рынках. Государство разрабатывает долговременную политику достижения стратегических целей социально-экономического развития обществ и принимает соответствующие решения по привлечению к этой работе самой массовой и инициативной части населения, сформировавшейся в секторе малого и среднего предпринимательства. В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер. стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие предпринимательства в направлениях, соответствующих интересам общества. При этом используется вариативность мер, механизмов и инструментов поддержки, разнообразие организационных форм инфра-
структуры поддержки и развития предпринимательства.
Так, в США государственная стратегия развития предпринимательства определена законом «О малом бизнесе» как всесторонняя поддержка всеми государственными организациями сектора малого предпринимательства во взаимодействии с Администрацией малого бизнеса по направлениям деятельности:
- увеличение экспортных возможностей;
- оказание помощи в трансферте технологий;
- увеличение способности к эффективной конкуренции с импортом;
- улучшение доступа к долговременным кредитам для реконструкции, приобретения оборудования и производства новых конкурентоспособных товаров и услуг;
- распространение информации о различных государственных, региональных и частных программах, направленных на повышение конкурентоспособности МП;
- обеспечение учета и представления интересов МП на всех торговых переговорах.
Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие сектора малого предпринимательства, -Администрация малого бизнеса, созданная в 1953 г., подотчетна только Президенту и Конгрессу страны. Организационно в структуру Администрации малого бизнеса входит Адвокатура и Генеральная Инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства Администрации малого бизнеса. Это дает возможность Адвокатуре и Генеральной Инспекции осуществлять независимую оценку состояния малого и среднего предпринимательства, определять эффективность деятельности Администрации малого бизнеса и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства .
Доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте США составляет 52 %, в общей занятости - 50,1 % (более 70 млн работающих), в количестве всех предприятий - 97,6 % (более 23 млн предприятий) [2].
В США действует около 40 различных государственных программ, направленных на поддержку малого и среднего предприни-
мательства. Это технические программы, направленные на обучение и консультирование, программы финансовой поддержки, помощи в размещении контрактов, инновационные программы, административные программы. Эффективная реализация мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства невозможна без развитой инфраструктуры поддержки. Во всех штатах и крупных городах США действуют более ста региональных отделений Администрации малого бизнеса. В крупных городах, промышленных и научных центрах созданы технопарки и бизнес-инкубаторы. Консультационные центры малого и среднего предпринимательства объединяют более десяти тысяч консультантов по различным видам деятельности, кроме того, созданы информационные центры, оказывающие комплекс информационных и коммуникационных услуг. Центры развития предпринимательства осуществляют обучение и консультирование, техническую помощь и предоставление информации, оказание услуг «в одно окно». Более семи тысяч уполномоченных частных банков и инвестиционных компаний являются участниками программ поддержки малого и среднего предпринимательства [2].
Количество малых предприятий в России составляет около 900 тыс. Более 400 тыс. из них сконцентрированы в сфере торговли. Численность работников в сфере малого предпринимательства составляет 14,9 % от общего числа занятых в экономике. В России за счет малого бизнеса создается всего 10-12 % валового внутреннего продукта. Доля малых предприятий в общероссийском выпуске товаров и услуг составляет 8,1 % [3].
24 июля 2007 г. принят Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ. По сравнению с ранее действовавшим Законом о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, введено понятие среднее предпринимательство и новые критерии отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства [4].
С 1 января 2008 г. к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных
предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям. Для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий, до 100 человек включительно для малых предприятий. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия с численностью работников до 15 человек. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели сред-
ней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленные законом предельные значения [4].
Разработка и реализация программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства является важнейшей функцией органов государственной власти области в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Законом определены следующие цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:
- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [4].
Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. предусмотрены различные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализа-
цию мероприятий, предусмотренных программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Наиболее распространенные формы поддержки - безвозмездные субсидии, предоставление поручительства по кредитам, субсидирование процентной кредитной ставки, например на закупку оборудования и т. д.
Закон о развитии малого и среднего бизнеса уделяет большое внимание инфраструктуре поддержки предпринимательства. Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность при реализации федеральных, региональных, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.
Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебноделовые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации [4].
В России инфраструктура поддержки предпринимательства только начинает формирование. Фонды содействия кредитованию или гарантийные фонды уже действуют более, чем в 20 регионах Российской Федерации. Создание фондов может осуществляться на базе ранее созданных и действующих фондов поддержки и развития субъектов малого бизнеса в регионах. Капиталы фондов формируются как за счет средств региональных бюджетов, так и за счет средств федерального бюджета, получаемых регионами от Министерства экономического развития и
торговли Российской Федерации. Регионы при создании гарантийных фондов могут определять приоритетные экономические направления деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, подлежащие поддержке.
Другое направление поддержки предпринимательства - создание технопарков и бизнес-инкубаторов. В интервью агентству «Интерфакс» 6 июня 2007 г. министр экономического развития и торговли России Герман Греф отмечал: «... нужно идти другим путем - создавать специальные площадки для малого бизнеса, технопарки и бизнес-инкубаторы». «Крупные предприятия туда не пойдут, а инфраструктура для предприятий малого бизнеса будет создана». Он отметил также, что вопрос о возможности использования непрофильных активов в интересах малого бизнеса можно и нужно рассматривать. «На базе таких активов можно создавать технопарки, хотя пока здесь нет системы, хотя пилотные проекты мы делаем и получается неплохо», - заметил глава Минэкономразвития [5].
Примерно 190 млрд руб. потребуется на реализацию государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». «Государственная программа предполагает к 2010 г. строительство технопарков в сфере высоких технологий, обладающих развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой. Общий объем финансирования программы за счет бюджетов всех уровней должен составить свыше 29 млрд руб. с 2007 до 2010 года», -цитирует слова советника заместителя министра информационных технологий и связи РФ Ильи Пономарева «Интерфакс-Недвижимость» [5].
Расходование средств в рамках программы началось в июле 2007 г., и до конца года будет освоено 4,2 млрд руб. «Согласно программе, федеральный и региональные бюджеты профинансируют создание инженерной инфраструктуры на земельных участках, принадлежащих государству, а также оплатят технические условия. После этого частными инвесторами будут возводиться объекты технопарков» [5].
По предварительным подсчетам, инвесторы вложат в технопарки порядка 160 млрд руб. В состав типового технопарка будут входить
офисные помещения, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, лабораторные помещения, складские комплексы, жилье - постоянное и арендное, образовательные и медицинские учреждения, торговые и развлекательные комплексы, спортивные сооружения и другие объекты, - рассказал Пономарев.
На территории технопарка либо поблизости будет расположен якорный вуз, который станет центром подготовки кадров, общая площадь возведенных в рамках программы площадей составит порядка 5 млн кв. м, половину из которых займет жилье.
Технопарки будут созданы в Московской области, в Казани, в Тюменской области, в районе озера Алебашево, в Новосибирске, в Калужской области, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге. Несколько объектов пока не включены в госпрограмму, однако главы различных регионов проявляют интерес к участию в ней - это Кемеровская область, Мордовия, Ханты-Мансийский и ЯмалоНенецкий округа [5].
Один из самых успешных путей развития и поддержки инновационных предпринимателей - это инкубация бизнеса. Дополнительная поддержка, обеспечиваемая инкубацией, в значительной степени помогает малым предприятиям преодолевать большое количество барьеров, с которыми они сталкиваются на ступени создания и на начальном этапе процесса развития.
Бизнес-инкубатор обеспечивает поддержку начинающим предпринимателям посредством предоставления производственных, офисных и других помещений в аренду по льготной цене, обеспечивает своих клиентов содействием в поиске финансовых и технических ресурсов для их развития и расширения.
Бизнес-инкубатор предоставляет предпринимателям офисные, консультационные и другие услуги, которые помогают предприятиям выжить и развиваться в современных условиях бизнеса.
Одним из успешных примеров является создание в 1999 г. Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора в целях расширения в регионе сети организаций поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляющих услуги образовательного, консультационного, информационно-ресурсного, рекламно-изда-
тельского характера. В 2001 г. администрацией области негосударственному образовательному учреждению «Региональный центр управления и культуры» (НОУ «РЦУК») была передана часть здания общей площадью 1255 кв. м в безвозмездное пользование сроком на 15 лет для размещения структурного подразделения НОУ «РЦУК» - Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора. При поддержке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и администрации области за 2005-2006 гг. проведены реконструкция и капитальный ремонт здания. Закуплены и установлены офисная мебель, компьютеры, презентационная и оргтехника, спутниковое оборудование для обеспечения доступа в Интернет, подключен оптоволоконный кабель для телефонизации здания, высокоскоростного доступа в Интернет и видеоконференцсвязи для клиентов. Основные направления деятельности бизнес-инкубатора: предоставление в аренду субъектам малого предпринимательства нежилых помещений, оборудованных компьютерной техникой, мебелью, принтером, телефоном, доступом в Интернет, оказание услуг, организация конференций, деловых контактов, организация семинаров и тренингов, компьютерные курсы. Основные направления деятельности НОУ «РЦУК»: оказание образовательных услуг, создание инфраструктуры поддержки малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в научно-технической сфере, продвижение консультационных услуг: решение проблем заказчиков (научно-техническая сфера, производство, предпринимательство, бизнес) с применением нестандартных методов/технологий решения задач [6].
Таким образом, законодательные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства выработаны и уже успешно работают на практике. Развитие малого и среднего предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и выделения адекват-
ных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов. Принятие нового закона о развитии малого и среднего предпринимательства дает инструментарий для развития необходимой инфраструктуры поддержки. Региональные администрации, пользуясь
предложенным инструментарием и схемами поддержки, должны самостоятельно определять формы поддержки предпринимательства и развития инфраструктуры, создавая максимально благоприятную среду для развития малого и среднего предпринимательств, особенно в инновационной сфере и производстве.
1. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14.06.1995 г.
2. Режим доступа: www.giac.ru. Загл. с экрана.
3. Основные показатели деятельности малых предприятий 1998-2003 г. // Информационный портал поддержки малого предпринимательства Режим доступа: smb.economy.gov.ru. Загл. с экрана.
4. Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г.
5. Режим доступа: www.g2.RU «Guide to Property». Загл. с экрана.
6. Режим доступа: www.rcmc.tambov.ru. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 24.12.2007 г.
Levina E.I. Urgency of small-scale business support in connection with the new law concerning small-scale and medium-scale entrepreneurship development in the Russian Federation. The article is devoted to the measures of state support stipulated by the Federal Act “On development of small-scale and medium-scale entrepreneurship in the Russian Federation” № 209- FZ dated 24 July 2007. The article deals with the analysis of different support measures of the subjects of small-scale and medium-scale entrepreneurship directed at the implementation of the measures stipulated by the development programs of subjects of small-scale and medium-scale entrepreneurship.
Key words: governmental support, small-scale and medium scale business, Guarantee Fund.
ЛИЗИНГ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А.А. Пугин
В статье раскрывается лизинг как форма имущественных отношений в условиях рынка. Даны основные участники лизинговых отношений и их взаимодействие.
Ключевые слова: лизинг, предпринимательство, рынок.
Лизинг - одна из форм имущественных отношений в условиях рынка. Масштабы лизинговых сделок в странах с рыночной экономикой постоянно растут, увеличивается сфера их воздействия. Это объясняется, прежде всего, заложенными в лизинге огромными возможностями ускоренного финансирования предприятий. Лизинг позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового напряжения существенно обновить основные фонды предприятий, вывести их производственно-техническую базу на конкурентоспособный уровень.
Активными участниками лизинга являются частные компании, которые, как и государство, участвуют в регулировании и совершенствовании рыночного инструмента
лизинга. Государство стимулирует развитие лизинга только экономическими методами. Оно создает обстановку, стимулирующую развитие инвестиционной деятельности,
обеспечивающую минимальные риски в этой сфере, устанавливает гарантии, обеспечивает безусловное выполнение обязательств, принятых на себя. Одной из сторон участия в регулировании является также разработка правовых и налоговых норм.
Следует отметить, что основное условие развития лизинга - наличие класса собственников средств производства. Класс собственников, и в первую очередь средний класс, является определяющим фактором экономики любого государства. В развитых странах этот класс составляет большинство населе-